МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО СТРОИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ДИНАМИКА ПРОЦЕССА
THE MODERNIZATION OF HIGHER ARCHITECTURAL EDUCATION IN RUSSIA: THE PROCESS IN DYNAMICS
C.B. Кофанов
S.V. Kofanov
ГОУ ВПО МГСУ
В статье рассказывается о важнейших мероприятиях последних лет, проведенных в связи с осуществляемым в стране реформированием системы подготовки инженерно-строительных кадров.
The author discusses the most important events, which took place along with the civil-engineering education system reform implemented in Russia.
В сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую декларацию. В 2005 году Минобразования и науки РФ подготовило ряд законопроектов, в которых было намечено снять барьеры на пути неограниченного действия правил рыночной экономики в образовательной сфере, усилить давление работодателей на формирование учебных планов и программ, а также подчинить их контролю деятельность вузов в целом. Также предполагалось осуществить переход на двухуровневую систему образования, сохранив моноподготовку лишь по отдельным специальностям, присоединение РФ к Болон-ской декларации и европейской системе измерения образования ESTS [5].
С этого времени началось обсуждение предложений и экспериментов, связанных с осуществлением реформы высшей школы в России, а также были предприняты шаги, направленные на модернизацию системы подготовки инженерно-строительных кадров.
20 апреля 2005 года УМО по строительным специальностям Министерства образования и науки РФ совместно с целым рядом правительственных и общественных организаций на базе МГСУ провело Всероссийское совещание на тему «Направления реформирования высшего строительного образования". В его работе приняли участие ректоры, проректоры, представители более чем 50 вузов, в которых ведется подготовка инженеров-строителей, а также руководители и представители организаций и союзов работодателей из нескольких регионов России. [5] Собравшихся интересовал ряд вопросов. В частности, как отразится реформа на качестве подготовки специалистов, что необходимо предусмотреть, чтобы не упал уровень их квалификации, нужны ли стройкам бакалавры и магистры? [2].
В выступлениях участников совещания звучала озабоченность некоторыми направлениями проводимой реформы, хотя в целом выступавшие согласились с необходимостью модернизации системы профессионального образования. Вместе с тем отмечалась неготовность как общества в целом, так и строительной отрасли в частности к радикальным преобразованиям системы подготовки инженеров вследствие отсутст-
вия их правовой и законодательной поддержки, нехватки материальных, финансовых и кадровых ресурсов [5].
Обсуждался также переход на двухуровневую систему образования. Но как заметили некоторые выступавшие, бакалавру с 4-летней подготовкой и без диплома инженера вряд ли кто доверит работу инженера, а магистр с высокой степенью образования слишком хорош для этой должности на стройке. Будут ли они востребованы на рынке? Вхождение в общеевропейскую систему образования потребует изменения и коррекции российских образовательных стандартов и аккредитации вузов, введения общеевропейского приложения к диплому, к чему не скоро будут готовы отечественные вузы и выпускники, а значит - их вытеснят с рынка труда преуспевающие иностранные специалисты [2].
Активное обсуждение проблем модернизации позволило выработать утверждение реформы в целом. Вместе с тем, было принято решение, что переход к более совершенной системе образования и интеграция в европейское образовательное пространство должны осуществляться с сохранением в строительных вузах системы подготовки дипломированных инженеров-строителей по непрерывной программе с продолжительностью обучения не менее 5 лет. Такая система - залог сохранения общепризнанного за рубежом и в России высокого уровня отечественного инженерного корпуса и обеспечения реальных потребностей строительного комплекса страны. При этом была подчеркнута важная роль расширенного участия работодателей в подготовке инженерных кадров и модернизации вузов [2].
23 марта 2006 года в Москве состоялся внеочередной съезд международной Ассоциации строительных высших учебных заведений. В выступлениях было подчеркнуто, что вузовское сообщество во главе с Российским союзом ректоров сумело во многом скорректировать направления и ход реформ, что позволило придать им более конструктивный характер, отвечающий интересам национальной системы высшего образования. Вузы, входящие в состав АСВ, принимают в этой деятельности активное участие.
Что касается дискуссий о Болонском процессе, то они имели позитивный аспект, так как позволили оценить преимущества национальной образовательной системы и обозначить ее проблемы [4].
На съезде с отчетом о деятельности ассоциации в 2004-2005 годах выступил ректор МГСУ В.И. Теличенко. Он также подробно остановился на актуальных задачах высшего строительного образования в РФ.
В.И. Теличенко, в частности, отметил, что предстоящая реформа высшего образования предусматривает различные возможности построения учебного процесса. Например, разветвляющаяся система: "4+1" (бакалавр-специалист) или "4+2" (бакалавр-магистр). Во многих отраслях, особенно технических, работодатели требуют сохранения многоуровневой подготовки с 5-ти летним (или более) сроком обучения [4].
В основу проектов новых стандартов должна быть положена компетентностная модель специалиста, менее жестко привязанная к конкретному объекту и предмету труда, что должно обеспечить более высокую мобильность выпускников вузов в изменяющихся условиях рынка. Она включает в себя следующие группы компетенций: социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные, общепрофессиональные, специальные.
Первые четыре группы компетентностей послужат фундаментом, позволяющим выпускнику ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования как на второй - магистерской ступени ВПО, так и в сфере дополнитель-
ного и послевузовского образования [4].
Что касается основных задач в деле подготовки строительных кадров, то они таковы:
1) Ресурсное и финансовое сопровождение реформ.
2) Развитие образовательных технологий и методического обеспечения учебного процесса.
3)Развитие вузовской науки.
4) Совершенствование форм образовательного процесса.
5) Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса.
6) Кадровое обеспечение учебного процесса.
7) Развитие системы контроля качества образования [4].
В декабре 2006 года Ассоциация Строителей России (АСР) на базе Федерального агентства по образованию провела круглый стол, посвященный кадровым проблемам строительной отрасли. В мероприятии принимали участие ректоры вузов, руководители строительных компаний, представители исполнительной власти и т.д. По мнению АСР, назрела необходимость реформирования строительного образования в стране. Как отметил Президент АСР Н.П. Кошман, «профессиональное образование часто оказывается неэффективным и не дает гарантий трудоустройства по причине его плохой связи с производством". [3]. Участниками круглого стола были подготовлены предложения по изменению ситуации, сложившейся в сегменте строительного образования. Они, в частности, предполагали: увеличение контрольных цифр приема на подготовку специалистов по строительным специальностям, активное участие работодателей в разработке стандартов программ, формирование целевых заказов на подготовку кадров, создание отраслевого научно-исследовательского центра [3].
В 2007 году был принят закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования.
21 октября 2009 года в Московском государственном строительном университете (МГСУ) состоялось совещание «По вопросам подготовки квалифицированных кадров и осуществления научно-исследовательской деятельности высшими учебными заведениями в сфере строительства».
В зале ученого совета МГСУ собрались представители образования, науки, бизнеса и государства для обсуждения проблем кадровой и научно-исследовательской политики в строительстве.
В выступлениях отмечалась важность строительной сферы для развития России -один строитель связан с двадцатью представителями других отраслей, поэтому появление новейших технологий в строительстве может дать новый импульс для развития всей российской экономики.
Вместе с тем имеются серьезные расхождения в соотношении количества и качества выпускаемых российскими строительными вузами специалистов. Лишь чуть более половины выпускников идут работать по полученным специальностям. Существуют также проблемы с повышением квалификации, с организацией непрерывного образования и т.п.
Было также обращено внимание на слабое финансирование, отсталую материально-техническую базу, отрыв от производства, на средний возраст профессорско-преподавательского состава.
По итогам совещания было принято решение, в котором участники наметили цель создания в РФ единой инновационной системы непрерывного строительного образования мирового уровня, способной опережающими темпами обеспечить удовлетворе-
ние кадровых потребностей отрасли, формирование хозяйственной и социальной инфраструктуры России на долгосрочную перспективу, реализацию приоритетных национальных проектов [1].
Участниками встречи были поставлены следующие задачи:
1) осуществить качественную перестройку образовательной деятельности на основе использования инновационных методов и технологий непрерывного и опережающего обучения, академической мобильности в рамках отраслевой интеграции образовательных учреждений строительно-архитектурного профиля;
2) сформировать эффективные инновационные структуры и содержание научно-исследовательской деятельности в отрасли, обеспечить интеграцию науки, образования и венчурной практики на основе полной реализации научного и творческого потенциала сотрудников вузов и их стратегических партнеров, коммерциализацию и внедрение технологий в реальный сектор экономики;
3) продолжить активное развитие отраслевого информационного пространства в строительном комплексе на основе единой информационной инфраструктуры системы профессионального образования и научно-исследовательской деятельности в строительстве и архитектуре;
4) осуществить восполнение и развитие кадрового потенциала науки и образования в отрасли на основе поддержки ведущих научных школ, профессиональной подготовки и управления карьерой молодых ученых, повышения эффективности аспирантуры и докторантуры, активного использования мирового опыта [1].
На совещании была подчеркнута необходимость серьезной модернизации строительного образования. В справке Минрегиона России, розданной участникам совещания, говорилось, в частности, о том, что необходимо определить МГСУ ответственным образовательным учреждением за формирование научно-методического обеспечения реализации дополнительной профессиональной образовательной программы «Градостроительство», реализуемой в соответствии с государственными требованиями.
Кроме того, было подчеркнуто, что поскольку в России практически отсутствует полноценная система непрерывного строительного образования, то Минрегион считает важным рассмотреть вопрос о ее создании. Большая роль в этом деле отводится МГСУ как одному из разработчиков и исполнителей программы непрерывного образования в строительстве с участием объединений работодателей и бизнес-структур, в состав которых входят Российское общество инженеров строительства, Союз строителей России, ассоциация строителей России [1].
Участники совещания предложили рассмотреть вопрос о включении направления «Строительство и архитектура» в перечень «Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации» и о включении наиболее значимых исследовательских направлений в области строительства и архитектуры в перечень «Критические технологии Российской Федерации».
Ректор лидирующего российского строительного вуза МГСУ В. И. Теличенко предоставил данные о подготовке специалистов в 14 профильных архитектурно-строительных университетах России. Кроме того, подготовка специалистов по направлению «Строительство» ведется на более чем 100 строительных факультетах технических университетов.
Выделяются 10 специальностей по направлению «Строительство":
1. Механическое оборудование и технологические комплексы предприятий строительных материалов, изделий и конструкций.
2.Промышленное и гражданское строительство.
3.Гидротехническое строительство.
4.Городское строительство и хозяйство.
5.Производство строительных материалов, изделий и конструкций.
6.Теплоснабжение и вентиляция.
7.Водоснабжение и водоотведение.
8.Механизация и автоматизация строительства.
9.Проектирование зданий.
10. Экспертиза и управление недвижимостью.
Подготовка магистров включает порядка 30 магистерских программ [1].
Являясь головным вузом УМО и Международной ассоциации строительных вузов, МГСУ является разработчиком Федеральных государственных образовательных стандартов бакалавриата и магистратуры высшего профессионального образования по направлению «Строительство» [1].
На встрече в МГСУ прозвучало предложение о создании фонда целевого капитала для обеспечения финансирования актуальных программ развития строительной науки и профессионального строительного образования.
В МГСУ считают, что необходима отраслевая интеграция образовательных учреждений строительно-архитектурного профиля, отраслевая интеграция научных учреждений строительно-архитектурного профиля, а также отраслевая интеграция информационных ресурсов на основе формирования открытой сети отраслевого информационного пространства «Строительство» [1].
Подводя итоги вышеизложенного, отметим, что в данной статье была рассмотрена последовательность мероприятий, состоявшихся в связи с проводимой в последние годы в стране реформой высшего профессионального образования. На них были поставлены задачи, решение которых позволит достичь максимально высоких результатов в процессе модернизации. Взвешенная позиция ректоров строительных вузов, их объективный взгляд на происходящее, понимание необходимости намеченных преобразований - все это будет способствовать успешной реализации поставленных целей и, возможно, предотвратит, совершение трудно устранимых в последующем ошибок.
Литература
1. Портал Строительный мир. Режим доступа: http://www.stroinauka.ru/d27drll87lml47.html
2. Сергеева Л. Вузы готовятся к реформе / Московская правда от 4 мая 2005 года / Министерство образования и наука Российской Федерации. Режим доступа: http:// mon. gov. ru / press / smi/1211/
3. Строительное образование в России подвергнется реформе / Сайт Независимый строительный портал NSP. ru Режим доступа: http:// www. nsp. su / news/ 200б-12/ 1192/
4. Съезд Международной Ассоциации строительных вузов / Журнал "БСТ". №б, 200б / Режим доступа: http://www.mgsu.ru/index.php?option=content&task=view&id=ll32
5. Теличенко В.И. Проблемы и направления развиия высшего строительного образования в России / Промышленное и гражданское строительство. №б, 2005 / Портал Строительный мир. Бибилиотека статей и документов. Режим доступа: http:// www. stroi. ru / tsch / d788dr398709ml.html
Literature
1. Portal stroitelnyi mir. Rejim dostupa: http://www.stroinauka.ru/d27drll87lml47.html
2. Sergeeva L. Wusy gotoviatsia k reforme / Moskovskaia pravda ot 4 maia 2005 goda / Minister-stvo obrasovaniia i nauka Rossiiskoi Federazii. Rejim dostupa: http:// mon. gov. ru / press / smi / 1211/
3. Stroitelnoe obrasovanie v Rossii podvergnetsia reforme / Sait Nesavisimyi stroitelnyi portal NSP. ru. Rejim dostupa: http:// www. nsp. su / news/ 2006-12/ 1192/
4. S'esd Mejdunarodnoi Assoziazii stroitelnyh Wusov/ Jurnal "BST". №6, 2006 / Rejim dostupa: http://www.mgsu.ru/index.php?option=content&task=view&id=1132
5. Telicenko W.I. Problemy i napravleniia rasvitiia vysshego stroitelnogo obrasovaniia v Rossii / Promyshlennoe i grajdanskoe stroitelstvo. №6, 2005 / Portal stroitelnyi mir. Biblioteka statei i do-kumentov. Rejim dostupa: http:// www. stroi. ru / tsch / d788dr398709ml.html
Ключевые слова: реформа высшей школы, модернизация строительного образования, высшее профессиональное образование, двухуровневая система образования, дистанционное образование, непрерывное образование, бакалавриат. магистратура, бакалавр, магистр.
Key words: higher education reform, architectural education modernization, higher professional education, two-level education system, distance education, permanent education, bachelorship, MA degree
129337, Москва, Ярославское шоссе, 26, МГСУ, тел.: 8-910-493-60-93; e-mail: [email protected]
Рецензент: Ишков Александр Дмитриевич, к.пс.н., профессор, руководитель КР СДПО ГОУ
ВПО МГСУ