3/2006
НА ПУТИ К СОВРЕМЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ: БОЛЬШЕ ТВОРЧЕСТВА, ИНТЕЛЛЕКТА, ИННОВАЦИЙ
Уважаемые мисийцы, читатели, коллеги!
Во времена становления экономических отношений между группами людей, впоследствии ставших компаниями и фирмами, среди их сотрудников превыше всего ценились такие качества, как: верность, самоконтроль и храбрость. Если первые два качества кажутся вполне актуальными и сегодня, то, что может означать требование быть храбрым. В приложении к решению задач деятельности компании это означает быть приверженцем нововведений, не бояться искать и применять новые решения, подходы, технологии. Все, что сегодня называют инновациями.
Действительно, это нелегкое дело, так как зачастую возникает сомнение, а стоит ли вносить изменения в знакомое и привычное, сталкиваясь с такими вещами, как риск и непредсказуемость. Это же относится и к совершенно новым делам, которые требуют освоения.
Но находится тот, кто берет на себя роль лидера и вступает на путь нововведений. Как правило, он выигрывает. Отсюда, наверно, широко известен девиз передовиков: «атакующие выигрывают».
Сегодня много говорится и пишется о инновационных методах и подходах в различных областях созидательной деятельности человека, а развитые компании и даже государства декларируют
инновационный путь, как главное направление развития общественных и производственных отношений. Но самое трудное начнется, когда человек задаст вопрос: - «А что является нововведением в моем деле?». Для правильного ответа на этот вопрос требуются анализ своего, а возможно и чужого опыта, соответствующая мотивация и храбрость.
Инновационное мышление становится основой деятельности руководителей различного уровня и возглавляемых ими компаний и структурных подразделений, создавая все большую конкуренцию идей и проектов, повышая интенсивность процессов выработки, принятия и реализации решений.
Образовательная и научная среды в наибольшей степени подвержены инновационному натиску. И если образование, как одно из консервативных сфер интеллектуальной деятельности человека слабо поддается новаторским идеям, то весь путь развития наук - бурная инновационная река.
Реформы в системе образования возможны, но время их подготовки и проведения в сочетании с глубиной и содержанием сопоставимы с длительностью жизни одного поколения. Более частые попытки их проведения приводят к снижению уровня образовательной деятельности и качества жизни. Не
3/2006
На пути к современному университету: больше творчества, интеллекта, инноваций
случайно такие реформы готовятся годами и реализуются десятилетиями.
Современный университет, являясь основой высшего образования, ведет свою деятельность по нескольким направлениям: образовательное, научное, управленческое, предпринимательское, развитие материально-технической базы. И если, мы говорим, что содержательная составляющая образовательной деятельности - самый тонкий инструмент, не терпящий скороспелых перенастроек, то другие направления работы университета должны полностью соответствовать экономическим, правовым и социальным реалиям общества.
Очень часто в дискуссиях о реформах системы образования эти моменты не учитываются, и консервативность университетской среды распространяется на все сферы его деятельности.
Вместе с тем, университет, являясь открытой системой, все больше привлекает к себе внимание со стороны различных общественных групп: политиков, работодателей, бизнесменов, банкиров, региональных властей. Законсервировать вуз в целом не допустимо, в противном случае он будет напоминать кокон.
Следует идти по пути нововведений в отдельных направлениях, на основе программы стратегического развития вуза и среднесрочных планов действий основных структурных подразделений.
Главная задача стратегического развития - создание технического университета нового типа, (инновационного научно-образовательного центра), который органично сочетает мощные традиции научно-педагогических школ классического инженерного образования и позитивные преимущества нововведений, что позволяют вузу устойчиво развиваться и реализовать свой потенциал в быстроразвивающейся инновационно-ориентированной экономической, профессиональной и общественной среде.
Основными характеристиками инновационного университета являются:
• Активное участие ученых и специалистов вуза в решении федеральных, региональных и отраслевых социально-экономических и научно-технических программах. Задача управления - разработка механизмов стимулирования и поддержки преподавателей в реальных научных исследованиях и инновационных разработках
• Создание в вузе инновационной инфраструктуры, на основе модернизации материально-технической базы, создания единой информационной среды, центров коммерцелизации, центров трансфера технологий, испытательных лабораторий «прорывного» характера, телекоммуникационных систем, технопарков, внедренческих структур. Задача управления - привлечение партнеров и инвесторов, внебюджетная научно-производственная деятельность и участие в бизнес-процессах
• Формирование в вузе современной системы непрерывного образования, включающей в себя различные формы базового, дополнительного, послевузовского профессионального образования, оказания широкого спектра
На пути к современному университету: больше творчества, интеллекта, инноваций
3/2006
образовательных услуг для различных профессиональных групп и социальных слоев общества. Задача управления - создание структуры вуза, соответствующей приоритетам научно-технологического развития отрасли и региона и состоящей их компетентных структурных подразделений для организационно-методического обеспечения учебного процесса
• Наличие в вузе многоуровневой системы подготовки, модульных образовательных программ, программ дополнительного базового образования обучающихся (языковая подготовка, право, экономика, информатика, организация бизнеса, двойной диплом и др.), систем контроля качества. Задача управления - привлечение необходимых кадров специалистов и создание форм организации учебного процесса для обеспечения необходимого уровня преподавания дисциплин по выбору на коммерческой основе
• Значительная внебюджетная составляющая деятельности вуза, сравнимая с объемом бюджетного финансирования, рефинансирование и капитализация внебюджетных средств, направленная на развитие материально-технической базы и материального стимулирования работников. Задача управления -привлечение широкого круга работников вуза к уставной предпринимательской деятельности; разумная децентрализация управления вузом; бюджетирование на основе консолидированного бюджета вуза и бюджетов его основных учебно-научных структурных подразделений
• Высокая востребованность выпускников, обеспечение потребности рынка/отрасли/ общества в современных специалистах. Взаимодействие и сотрудничество с родственными вузами страны, федеральными, региональными и отраслевыми органами власти, объединениями работодателей, бизнес-структурами, профессиональными об-
разовательными сообществами, союзами, ассоциациями. Задача управления -создание делового имиджа университета, как серьезного и надежного партнера и исполнителя, создание попечительских советов и ассоциаций выпускников, активная рекламно-информационная деятельность
• Участие в международных образовательных и научных программах, взаимодействие с международными фондами и организациями, зарубежными университетами и научными центрами. Привлечение иностранных студентов, аспирантов и стажеров к обучению в университете. Задача управления - материальная поддержка контактов и реального сотрудничества с вузами-партнерами, создание комфортной и безопасной среды обучения и проживания в общежитиях вуза
• Серьезная и реальная социальная и молодежная политика на основе создания условий для сохранения и развития научно-педагогических школ, высококвалифицированных профессоров и опытных сотрудников, поддержки молодых преподавателей и научных сотрудников, развития студенческого самоуправления, молодежных и студенче-
3/2006
На пути к современному университету: больше творчества, интеллекта, инноваций
ч 1 ^ ОЧК-
ских традиций вуза, сохранения корпоративного духа университета. Задача управления - открытость и доступность, реальная материальная и моральная помощь, регулярные встречи в подразделениях вуза
• Конкурентоспособные показатели деятельности вуза (учебники, публикации, патенты, значимые конференции и выставки, качественный состав преподавательских кадров, развитость информационной среды, наличие современного и уникального учебно-научного оборудования, международные контакты, награды и общественное признание ученых университета, экономические показатели деятельности вуза и др.). Задача управления - поддержка работников вуза, способствующих достижению этих показателей, создание механизма учета и накопления такого рода информации.
В инженерных знаниях огромная роль отводится расчетам конструкций зданий и сооружений. Это одно из наукоемких направлений строительного дела. Классическая строительная меха-
ника, ее отдельные приложения всегда притягивали лучшие умы ученых и специалистов в области строительства. С широким применением методов математического моделирования, вычислительной техники, современных компьютерных программ и информационных систем эта отрасль строительной науки получила мощный импульс для развития. МИСИ-МГСУ всегда славился нововведениями своих ученых и научно-педагогических школ в области строительных конструкций, строительной механики, сопротивления материалов, прикладной механики и математики. Это направление продолжает развиваться и авторы статей второго выпуска «Вестника МГСУ» демонстрируют свое инновационное мышление.
Ректор В.И. Теличенко