Научная статья на тему 'Прогнозирование численности студентов высших учебных заведений Монголии'

Прогнозирование численности студентов высших учебных заведений Монголии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нандинцэцэг Очбадрах

В статье рассматриваются состав и динамика изменения численности обучающихся по программам высшего профессионального образования в Монголии, выделены особенности системы высшего образования данной страны, построен прогноз численности студентов вузов на краткосрочный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование численности студентов высших учебных заведений Монголии»

УДК 338.27

Очбадрах Нандинцэцэг

аспирант. Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления [email protected]

Прогнозирование

ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МОНГОЛИИ

Ochbadrah Nandintsetseg

Postgraduate. East Siberian state university of technologies and management [email protected]

Forecasting the number of

STUDENTS IN HIGHER EDUCATION IN MONGOLIA

Аннотация. В статье рассматриваются состав и динамика изменения численности обучающихся по программам высшего профессионального образования в Монголии, выделены особенности системы высшего образования данной страны, построен прогноз численности студентов вузов на краткосрочный период.

Ключевые слова: высшее образование, динамика численности студентов высших учебных заведений, регрессионный анализ, эконометрическая модель, прогнозирование.

Annotation. The article deals with the composition and dynamics of change in the number of students in Mongolia, the peculiarities of the higher education system of the country, the forecast of the number of university students in the short term.

Keywords: Higher education, the dynamics of the number of students in higher education, regression analysis, econometric model prediction.

Переход Монголии на новую модель экономического развития, либерализация экономической жизни, процессы приватизации привели к серьезным трансформациям сложившейся системы образования в стране. С начала 1990-х гг. в системе образования Монголии произошли радикальные изменения, которые были связаны с переходом страны к рыночной экономике и демократической государственной структуре. Как результат, в последующий период страна перешла с советской системы обучения на западные стандарты; ввели англосакскую модель образования, включающую три уровня: бакалавриат, магистратуру и докторантуру; отменили государственную монополию на образование, появились частные вузы; количественно и качественно изменилась сеть высших учебных заведений страны и т.д. После 4-5 лет обучения присваивается степень бакалавра, после дополнительных двух лет учебы - степень магистра, а после защиты специальной диссертации - степень доктора. На все явления, происходящие в высшей школе страны, существенным образом повлияли всеобщие процессы интернационализации, интеграции, глобализации и регионализации. В результате, уровень участия государства снизился, произошел рост количества частных вузов. В настоящее время в Монголии насчитывается 79 негосударственных вузов, в которых обучается 69,4 тыс. студентов, что составляет 40 % всех студентов страны.

Обучение в монгольских вузах платное. По действующему законодательству государство оплачивает обучение студента, если оба его родителя пенсионеры, или отсутствует один из кормильцев.

В некоторых вузах администрация снижает плату за обучение на 25-60 %, если студент 3 семестра учился на «отлично». Плата за обучение за год в разных вузах колеблется от 1 до 1,5 млн тугриков, что составляет примерно 1000 долл. и выше. Студенты-отличники 1-го и 2-го курсов монгольских

вузов поощряются государством, и имеют возможность продолжать обучение в вузах России, Америки, Германии и Китая [1].

Государственные вузы Монголии, в отличие от российских, в основном остались в своей отраслевой нише. С одной стороны, это связано с тем, что сложившаяся система подготовки в целом отвечает уровню занятости населения. С другой - в стране не было высокотехнологичных видов промышленности, как в России, определяющих научно-технический прогресс (машиностроение, нефтехимия и др.). В то же время, страна продолжает практику приглашения иностранных специалистов в свою экономику.

Монголия обладает высоким показателем по количеству студентов на 10 тыс. населения. Численность студентов обучающихся по программам высшего профессионального образования в расчете на 10 тыс. населения и в России и Монголии увеличивалась, начиная с 2009 г. наблюдается снижение показателя в России, а в Монголии - на протяжении нескольких лет зафиксировалось на уровне 600 чел. Сегодня он составляет 600 студентов (в 2006 г. - 357, 1983 г. - 145) на 10 тысяч жителей, в России - 393 (рис. 1).

За рассматриваемый период число студентов увеличилось почти в 2 раза, причем, как в госу-

236

дарственных, так и негосударственных вузах. На 2012/2013 учебный год численность студентов составила 175,6 тыс. чел., что почти в 10 раз больше, чем в 1991 г. Состояние в филиалах зарубежных вузов не изменилось, о чем говорит сохранение численности студентов на одном уровне на протяжении многих лет. Изменение численности студентов вузов в Монголии представлено на рисунке 2.

В 2012-2013 уч. г. численность обучающихся в бакалавриате составила 155,8 тыс. чел, в магистратуре - 16,6 тыс. чел. Большая часть студентов обучаются на направлении «Социальные науки, бизнес и право», причем около 90 % выбрали очную форму.

Рисунок 1 - Динамика численности студентов вузов на 10 тыс. чел. в Монголии и России, 2002-2013 гг.

Рисунок 2 - Численность студентов вузов, тыс. чел., 2002- 2013гг.

Другие;0.3°о \ CeI

' Loocnya

Рисунок 3 - Распределение студентов по направлениям обучения в вузе, 2012-2013 уч. г.

Особенностями функционирования системы высшего профессионального образования в Монголии являются: увеличение спроса на высшее образование, сокращение числа вузов вследствие проводимой политики Национального Совета по аккредитации высшего образова-

ния, повышенная востребованность экономических и гуманитарных направлений и наметившаяся тенденция к увеличению спроса на техническое направление. В настоящее время в Монголии формирование предложения зависит от запросов непосредственных потребителей этих

237

услуг. Основным рыночным сегментом, обеспечивающим спрос на услуги высших образовательных учреждений, являются выпускники школ. Формирование спроса на высшее образование зависит от множества факторов: престижность специальности, вуза, личностные предпочтения потребителя, место проживания, уровень доходов семьи и т.д.

Спецификой образовательных услуг является длительность процесса их оказания. Поэтому необходимость прогнозирования спроса на эти услуги чрезвычайно актуальна, т.к. недопустимо ждать, когда этот спрос будет предъявлен в оформленном виде.

Для построения прогноза численности студентов воспользуемся трендовой моделью. По данным за период 2002-2013 гг. построим линейный тренд.

yt = 88,76 + 8,09 ■ t.

Коэффициент детерминации (R2) равен 0,96, что говорит о высоком качестве модели. Значимость построенного уравнения проверяется с помощью критериев Фишера (Fp) и Стьюдента (tp). Расчетное значение Фишера составляет 217,5 (табличное Ft = 4,96), Стьюдента - 21,9 и 14,7 (табличное U = 2,23) для первого и второго параметров модели соответственно. Сравнение табличных и расчетных значений доказывает, что построенный линейный тренд значим и может использоваться для построения прогноза.

В краткосрочной перспективе ожидается увеличение численности студентов, так в 2014 г. данный показатель возрастет до 194 тыс. чел, а в 2015 г. 202 тыс. чел. Фактические и прогнозные значения численности студентов представлены на рисунке 4.

Для сравнения полученного результата построим прогноз на основе эконометрической модели. Численность студентов зависит от демографической ситуации в стране, в связи с чем в качестве факторного признака возьмем численность населения (х). Модель имеет вид:

ух =-374,14 + 0,19 х ,

tp1 = 6,77, tp2 = 9,34, R2 = 0,89, Fp = 87,21.

Модель значима по критерию Фишера и Стьюдента. Используя приведенную модель, получим следующие прогнозные значения численности студентов в вузах (рис. 5).

Полученные результаты прогнозирования показывают, что численность студентов будет расти.

Таким образом, на основе построенных моделей возможно определение прогнозных значений численности студентов вузов на ближайшую перспективу. Результаты исследования могут быть использованы при разработке молодежной политики в Монголии, определении маркетинговой политики вуза, приемной комиссии, проведения профориентационных работ среди молодежи.

-Фактическая численность студентов, тыс. чел.

- Прогнозная численность студентов, тыс. чел.

- Нижняя граница (95%)

-Верхняяграница (95%)

Рисунок 4 - Фактические и прогнозные значения численности студентов вузов

- Фактическая численность студентов, тыс. чел.

-Прогнознаячисленность студентов, тыс.чел.

-Нижняя граница (95%)

-Верхняя граница (95%)

Рисунок 5 - Фактические и прогнозные значения численности студентов вузов

238

Таблица 1.

Прогнозные значения численности студентов вузов, тыс. чел.

Модель 2013 r. 2014 r.W 2014 г. v* 2014 r. yB* 2015 r. y0 2015 r. y„ 2015 r. ye

yt = 88,76 + 8,09 ■ t 175,6 194,0 169,1 218,9 202,1 176,0 228,2

yx =-374,14 + 0,19 x 175,6 191,9 172,7 211,1 199,7 179,7 219,7

*ур - точечный прогноз, у„ - нижняя граница прогноза, у„ - верхняя граница прогноза

Литература:

1. Справочно-информационный сайт Республи-

ки Монголии и Республики Бурятия РФ // Электронный ресурс. URL : http://mongolia-

buryatia.ru/ru/o-mongolii/uchebnye-zavedenija/

2. Официальный сайт Национального статистического управления Монголии // Электронный ресурс. URL : http://www.nso.mn/v3/index2.php

3. Наваанзоч X. Цэдэв, Дашдоржийн Мунхбат. Высшее образование в Монголии // Вестник Московского университета. 2013. № 3. С. 51-62.

Literature:

1 Reference and Information Website of the

Republic of Mongolia and Buryatia Republic of the Russian Federation. URL : http://mongolia-

buryatia.ru/ru/o-mongolii/uchebnye-zavedenija/

2 The official site of the National Statistical Office

of Mongolia. URL : http://www.nso.mn/v3/

index2.php

3 Navaanzoch H. Tsedev, Dashdorzhiyn Munhbat. Higher Education in Mongolia // Bulletin of Moscow University. 2013. № 3. P. 51-62

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.