УДК 796.058
МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ: РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СПОРТИВНЫХ ФИТНЕС-ПРОЕКТОВ И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В ВУЗЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
М.Л. Попов, Е.А. Геркина, Е.В. Рафиков
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия Для связи с автором: [email protected]
Аннотация:
В данной статье рассматривается инновационная форма привлечения молодежи Республики Татарстан к занятиям физической культурой посредством организации бесплатных спортивно-культурных мероприятий.
Ключевые слова: молодежь, зеленый фитнес, физическая культура, спорт, мероприятие, высшее образование.
INTEGRATION OF MODERN THEORY AND PRACTICE OF FITNESS-INDUSTRY
IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF REPUBLIC TATARSTAN
M.L. Popov, E.A. Gerkina, E.V. Rafikov
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia
Abstract:
This article describes an innovative form of attracting youth of Republic of Tatarstan due to the organization of free sports and cultural events.
Keywords: youth, green fitness, physical culture, sport, event, high education
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в российском обществе происходят глобальные политические, экономические и социокультурные преобразования. Они отражают общие тенденции развития цивилизации на данном этапе и национальные особенности, присущие нашей стране. Для всех сфер общественной жизни современной России, как и всего мирового сообщества, характерно взаимопроникновение и взаимодействие различных культур и новейших достижений в различных областях деятельности, в том числе и в сфере физической культуры, с сохранением при этом, пусть и в модернизированном виде, национальных традиций. Структура спортивной индустрии России также подвержена изменениям. В последнее время намечается объективное снижение роли государства ввиду появления большого количества негосударственных коммерческих и некоммерческих спортивных организаций. И если рост количества коммерческих структур понятен и объясним, то появление
некоммерческих общественных организаций — новое в структуре спортивной индустрии России. Новые субъекты в полной мере используют и новые средства привлечения населения к спортивным мероприятиям, такие как Интернет-ресурсы и социальные сети. Они ищут и находят современные способы взаимодействия со своими потребителями, в том числе посредством СМИ. Развитие медиа-индустрии расширяется посредством взаимосвязи между разными технологиями на основе общего цифрового языка. С его помощью контент формируется, обрабатывается, создается, хранится, извлекается, передается. В этой связи процесс дигитализа-ции (переход на цифровой формат), в чем-то унифицирующий и объединяющий все масс-медиа, важен с точки зрения упрощения доступа потребителя ко всевозможным каналам доставки ему контента. Сегодня у потребителя есть возможность получать любой тип медиа-контента через самый прогрессивный медиа-канал [1].
Фитнес как основной предмет деятельности новых субъектов спортивной индустрии является продуктом интеграции зарубежных и отечественных достижений в области физической культуры, их адаптации и модернизации в зависимости от изменяющихся социокультурных условий. Он соединил в себе наиболее эффективные для оздоровления человека инновации с многотысячелетним опытом в области оздоровительной физической культуры разных стран мира, в том числе и России, модернизируя его и облекая в привлекательную, современную форму, отвечающую духу времени и культурным запросам человечества — занятия фитнесом. Фитнес-индустрия кардинально поменялась за последние 15 лет. Если раньше были только независимые «качалки» с определенной целевой аудиторией, то на данный момент этот рынок резко вырос. Фитнес-индустрия сегодня — это большой спектр широкопрофильных и фешенебельных фитнес-клубов с широким списком программ. До недавних пор Республика Татарстан по уровню вовлеченности молодежи в занятия физической культурой особо не выделялась на фоне других субъектов Российской Федерации. [2] Однако проведенная в Казани Универсиада 2013 года вызвала среди молодежи бурный всплеск интереса к занятиям спортом. Согласно итоговому отчету Министерства по делам молодежи и спорту РТ за 2014 год, наблюдается увеличение доли вовлеченных в систематические занятиям спортом людей после серии подготовительных чемпионатов мира по различным видам спорта в Казани и Универсиады 2013. [3] Отдельно стоит отме-
тить сегмент студентов, доля которого выросла на 30%.
Данную положительную динамику интереса людей к спорту необходимо и дальше поддерживать. В наше время, для того чтобы вовлечь молодежь в спорт, недостаточно просто проинформировать о различных направлениях и программах, важно мотивировать и вызвать интерес к нему, а главное — привить любовь к спортивному образу жизни как неотъемлемой составляющей развития успешной и гармоничной личности. Большой интерес у молодых людей вызывает сочетание спорта с социальными тенденциями современности. Социальные сети в современном мире — один из способов самовыражения и общения. Они помогают в обмене модными направлениями, именно поэтому необходимо использовать их в приобщении молодежи к спорту. Рассмотрим частный случай на примере реализации организационной фитнес-инновации в городе Казани. Ежегодное обновление города объясняется правильными приоритетами в местной политике, где спорту и здоровью уделяется огромное внимание. Проведение Универсиады 2013 года по-спортивному подействовало на город и предоставило горожанам более 60 современных спортивных объектов. [3] К тому же, 2015 год — год «парковых территорий» в Республике Татарстан, который ознаменовал собой тотальную реконструкцию парковой части города, а значит, появление новых возможностей в реализации стратегических задач в направлении спортивно-культурных мероприятий. Особенно стоит отметить Центральный парк культуры и отдыха им. Горького, кото-
Таблица 1 - Фактические и прогнозные целевые значения показателей в Республике Татарстан
Фактические и прогнозные целевые значения показателей в Республике Татарстан
в 2010 г. в 2011 г. в 2012 г. в 2013 г. в 2014 г. в 2015 г.
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, % 23,15 27,0 29,0 32,25 37,4 38,0
Доля студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности студентов, % 35,77 46,98 61,94 71,66 77,76 78,0
Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, % 3,53 4,25 5,10 6,09 8,10 10,0
рый в 2014 году кардинально изменился в лучшую сторону: улучшилось освещение, появились новые дорожки, спортивные площадки и прочие интерактивные зоны. В 2014 году парк посетили более 14 млн. человек (в 2011 году всего 1,5 млн. чел.). Все вышеуказанные факторы позволяют создать в данном парке «плацдарм» для реализации инновационных молодежных инициатив, что в конечном счете послужит развитию инфраструктуры досуга жителей и гостей города. Одной из наиболее стремительно развивающихся инициатив становится культурно-спортивное движение «Зеленый Фитнес», представляющее собой комплекс социальных программ, совершенно новый формат организации и проведения бесплатных спортивно-культурных мероприятий на свежем воздухе.
Инициативную команду проекта вдохновили существующие фитнес-занятия и спортивные праздники в парках таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, а также некоторых стран Европы. Студентами ФГБОУ ВПО «КНИТУ» было принято решение организовать систему спортивно-культурных мероприятий, которые в совокупности дают положительный эффект и способствуют развитию местной социальной инфраструктуры. Подобный формат мероприятий является инновационным в Приволжском федеральном округе. «Зеленый Фитнес» успешно реализуется с 19 апреля 2015 года и уже зарекомендовал себя с положительной стороны. Теперь у жителей Казани появилась дополнительная, весьма привлекательная и доступная форма организации рекреационной деятельности. В данном проекте решаются следующие задачи:
- популяризация групповых видов спорта на свежем воздухе;
- пропаганда здорового образа жизни;
- он-лайн работа с участниками проекта;
- разработка методик по проведению эффективных массовых занятий;
- синтез спортивной и культурной индустрии;
- охват наибольшего числа возрастных сегментов;
- подготовка к нормам ГТО.
Абонемент на 8 групповых фитнес-занятий в месяц в рядовом фитнес-клубе стоит в среднем 1500-2000 рублей, а пробное занятие в большинстве клубов — более 200 рублей. Поэтому желающим выгоднее ознакомиться с различными фитнес-направлениями на еженедельных мероприятиях проекта, где резидентам-участникам предоставляется бесплатная вода и спортивный инвентарь. Структура мероприятия содержит 3 блока:
- зарядка;
- основная программа — Фитнес;
- дополнительное направление («Йога», «Зум-ба», «Восточные танцы» и т.д. по желанию аудитории).
Эффективность и польза от мероприятий объясняются тем, что занятия проводят сертифицированные фитнес-инструкторы со стажем.
Параллельно программе или в перерывах мероприятия функционируют различные интерактивные зоны, например, аквагрим, свободная игра в волейбол и фрисби, зона детского фитнеса, так что наличие маленьких детей
- теперь не повод для пропуска спортивных занятий. Все действия сопровождаются ведущим мероприятия, имеется профессиональное музыкальное оборудование. Пожалуй, одной из главных новаций данной деятельности является интеграция спорта и творчества. Участники не только развиваются физически, но и получают эстетическое удовольствие, наблюдая и по возможности повторяя действия приглашенных на мероприятие творческих коллективов. Проект «Зеленый Фитнес» реализуется в соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта РФ на период до 2020 года, а значит, выполняет важную государственную задачу — пропаганду здорового образа жизни. Помимо «живых» мероприятий, проект «Зеленый фитнес» много времени уделяет онлайн-работе с пользователями социальных сетей. Администрация сообщества проекта в плановом режиме выкладывает полезный контент на разные темы: спорт, мотивация, здоровье, правильное питание и другое. Также для остальных резидентов создаются специальные видео-тренинги с наиболее эффективны-
ми физическими упражнениями. Количество участников с 19 апреля по 21 сентября 2015 года возросло с 198 до 2372 человек, что говорит о заинтересованности людей в деятельности проекта.
Отдельно можно выделить поддержку, оказанную за сезон весна-лето партнером проекта — Министерством по делам молодежи и спорту РТ, руководство положительно оценило пользу «Зеленого Фитнеса» для города Казани. Данное министерство предоставило грант на поддержку и развитие проекта. Региональная общественная организация «Академия творческой молодежи» также была партнером проекта и оказывала помощь в организации мероприятий, выступала в роли связующего звена между проектом и Министерством по делам молодежи и спорту РТ. Парки и скверы, в которых проходит «Зеленый Фитнес», превращаются в настоящий фитнес-клуб под открытым небом, где каждый может заниматься спортом и открывать для себя новые направления вне зависимости от возраста (возрастная аудитория проекта — от 3 до 90 лет). Массовое внимание людей к спорту в парках дает возможность развивать также проекты архитектурного плана, например, создание удобной крытой площадки для йоги в случае непогоды, строительство велодорожек и т. д. Стоит также отметить поддержку жителей Казани, которые регулярно вступают в ряды помощников проекта, внося таким образом личный вклад в развитие городской инфраструктуры. С 19 апреля 2015 года на территории Республики Татарстан функционирует республиканский культурно-спортивный проект «Зеленый Фитнес», смысл работы которого состоит в популяризации массового доступного спорта для жителей республики. За 2 года деятельности проекту удалось охватить более 40 000 человек в 6 разных городах республики и эффективно взаимодействовать с молодежью при помощи комплексного подхода к формированию здорового образа жизни, адаптируемого индивидуально под каждый город. Данный комплексный подход включает в себя: систему бесплатных культурно-спортивных мероприятий с профессиональными ин-
структорами; спортивные клубы, функционирующие в рамках проекта; информационные ресурсы проекта, которые позволяют каждому человеку получать информацию о предстоящих мероприятиях, отслеживать свой прогресс на сайте проекта, получать ценные советы от инструкторов и даже заниматься самостоятельно; программу лояльности, зависящую от активности и посещаемости участника, которая встроена в специально разработанную полиграфию и в скором времени — сайт проекта; поддержку каждого участника и формирование личных целей, советы в плане питания; поддержку и развитие доступного спорта для людей с ограниченными возможностями. Все эти основополагающие принципы в состоянии заинтересовать абсолютно разные категории людей и грамотно вписаться в сложившиеся современные социальные тенденции. В рамках проекта совершенно логично формируется группа людей, постоянно посещающих мероприятия, которую принято называть "Green Family" или Зеленая Семья, что также говорит о том, что человеку важен факт единства и причастности к какой-либо динамично развивающейся социальной группе. [4]
В дальнейшем закрепить подобную деятельность представляется возможным благодаря интеграции теории и практики современной фитнес-индустрии в образовательных учреждениях на примере организации проекта «Зеленый Фитнес» в учреждениях высшего профессионального образования г. Казани. Самый важный момент заключается в том, что в данном случае проект не изменяет устоявшуюся учебную программу по дисциплине «Физическая культура и воспитание», а предлагает иной формат — в виде факультатива в определенные дни и часы по желанию каждого студента. Для администрации вуза это было бы продолжением успешной социальной политики и способствовало бы разностороннему развитию выпускников, которые, возможно, до факультативов совсем не занимались спортом. Вышеперечисленные принципы также применимы в устоях образовательной системы и, возможно, что в рамках университета расширится программа лояль-
ности проекта, которая также будет учитываться в поощрениях от руководства самого университета. Подобная инициатива могла бы способствовать развитию текущей традиционной программы популяризации здорового образа жизни в университетах, так как результат в любом случае будет один — повышение интереса к занятиям спортом и оздоровление учащихся в перспективе благодаря регулярным занятиям не только на "Зеленом Фитнесе" в рамках вуза, но и, что самое главное, во внеучебное время за счет полученной мотивации, знаний, полезного сообщества вокруг. В университетах обучаются совершенно разные люди с разными интересами и потребностями, которые проблематично удовлетворить в рамках классических занятий физкультурой, поэтому их стоит привлекать насыщенной спортивной программой с различными фитнес-направлениями и интерактивными зонами, позволяющими, во-первых, ознакомиться с современными тенденциями из мира фитнеса и, во-вторых, выбрать для себя оптимальное направление для продолжения занятий вне проекта. На данный момент в вузах г. Казани фитнес-индустрия представлена в виде сторонних платных секций среднего ценового сегмента (в среднем 3 занятия в неделю в одном из таких комплексов обойдутся в 2 тыс. рублей), которые функционируют в рамках спортивных объектов университетов. Даже пробное посещение в подобных секциях стоит в среднем 300 рублей, поэтому для молодежи этот вариант для ознакомления с фитнесом не является выгодным, учитывая размер стандартной академической стипендии. В этом случае происходит также жесткая привязка к определенному помещению для групповых занятий из-за различного рода договоренностей с администрацией и выделенного места. Дополнительно стоит упомянуть о слабом уровне спортивного пиара в таких секциях, недостаточности информирования о наличии подобных занятий, а также то, что в целом по стране пиар в спорте развит только в крупных флагманских спортивных организациях и клубах, например, в ФК «Зенит» в г. Санкт-Петербурге. Планируемые культурно-
спортивные мероприятия «Зеленого Фитне-са» могли бы проходить абсолютно на всех открытых и крытых площадках университета только при обязательном условии — доступа к электричеству для музыкального оборудования, а студенты благодаря информационному ресурсу всегда были бы обеспечены актуальной информацией о предстоящих мероприятиях проекта. В рамках данной интеграции для преподавателей физической культуры и специалистов в области фитне-са возможна организация "Круглого стола" по проблемам разработки новых фитнес-программ в практике преподавания физической культуры и новым методикам обучения. Подобные проявления в университетах наблюдаются в форме нерегулярного проведения спортивных фестивалей с элементами фитнеса, примером чему может служить Уральский федеральный университет с ежегодным фестивалем «Фитнес-университет», проходящим с 2011 года и представляющим собой сочетание танцевальных видов фитне-са. [5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешность реализации стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года в Российской Федерации во многом зависит от вовлечения молодежи в доступный спорт. В самом лучшем случае все современные теории и практики фитнес-индустрии можно начинать внедрять уже в школах и колледжах страны, а далее — в университетах. Век информационных технологий и современных социальных тенденций подразумевает сильное влияние на организацию спортивной деятельности и отказ от классических спортивных моделей, ставящих в приоритет сам спортивный процесс, отрезанный от пиара, маркетинга и боязни применять новые подходы в устоявшейся годами программе физической культуры и физического воспитания. Изменить текущую ситуацию в лучшую сторону помогут инициативные общественные движения и проекты, подобные «Зеленому Фитнесу», имеющие четкие цели по популяризации спорта и здорового образа жизни среди населения страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Туганова, Э. А. Развитие региональной медиа-индустрии в условиях формирования инновационной экономики : дис. ... канд. эконом. наук / Э. А. Туганова. - Казань, 2014. - С. 42.
2. Материалы коллегии.Итоги работы Министерства по делам молодежи и спорту РТ за 2014 год - 2015 г.
3. Кадыров, А. Р. Экономический и социальный эф-
BIBLIOGRAPHY
1. Tuganova, E. A. The development of the regional media industry in the conditions of formation of innovative economy. Thesis for the degree of candidate of economic sciences. - Kazan, 2014. - P. 42.
2. Collegium materials. The results of the Ministry of Youth and Sport of the Republic of Tatarstan in 20142015 г. / Kadyrov AR The economic and social effects of mass sporting events // Basic Research. - 2015. - № 9-2. - S. 342-347; http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39103
фекты проведения крупных спортивных мероприятий // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 9-2. - С. 342-347; http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39103
4. Официальный сайт культурно-спортивного проекта «Зеленый Фитнес»; http://www.zelfi.ru
5. Официальный портал УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина - анонс мероприятия.
3. Kadyrov, A. R. The economic and social effects of mass sporting events / A. R. Kadyrov // Basic Research. -2015.- № 9-2. - S. 342-347; http://www. fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39103
4. The official website for cultural and sporting project "Green Fitness"; http://www.zelfi.mThe official portal of the Ural Federal University. First President of Russia BN Yeltsin - the announcement of the event
5. The official portal of the Ural Federal University. First President of Russia BN Yeltsin - the announcement of the event
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
1. Попов М.Л., к.э.н., доцент кафедры менеджмента в социальной сфере Института управления, экономики и финансов КФУ, [email protected];
2. Геркина Е.А., ассистент кафедры менеджмента в социальной сфере Института управления, экономики и финансов КФУ, [email protected];
3. Рафиков Е.В., магистр по специальности менеджмент и правовое обеспечение индустрии спорта Института управления, экономики и финансов КФУ, [email protected]