Научная статья на тему 'Лаборатория социального (государственно-частного) партнерства'

Лаборатория социального (государственно-частного) партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лаборатория социального (государственно-частного) партнерства»

ЛАБОРАТОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО (ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО)

ПАРТНЕРСТВА

А. Ю. Казаков, заведующий лабораторией социального партнерства ГОУ «КРИРПО»

Т. Н. Повесина, методист

Взаимодействие учреждений профессионального образования с государственной властью и бизнесом в вопросах подготовки кадров приобретает особую важность и актуальность. Сегодня идет становление новой системы го-суд арственно-частно-го партнерства в сфере профессионального образования, основными целями которого являются взаимовыгодная совместная деятельность образовательных учреждений и работодателей по повышению качества профессиональной подготовки; формирование механизмов нормативно-правового сопровождения партнерских отношений; достижение многоканального финансирования.

Лаборатория социального партнерства была создана 1 декабря 2005 года с целью формирования и развития взаимодействия учреждений профобразования и бизнеса для обеспечения рынка труда Кемеровской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов.

С 2005 по 2011 год лабораторию возглавлял кандидат педагогических наук Андрей Васильевич Фаломкин. Его диссертационное исследование по теме «Педагогическая эффективность социального партнерства в начальном профессиональном образовании» положила начало научно-исследовательской деятельности лаборатории. В 2009 году Фаломкин А. В. получил грант Губернатора Кемеровской области на научно-исследовательскую работу «Взаимодействие субъектов государственно-частного партнёрства по обеспечению кадрами рабочих основных видов экономической деятельности Кемеровской области» (на примере учреждений начального профессионального образования). Целью научного исследования являлась разработка, научное обоснование и внедрение в практику системы взаимодействия субъектов государственно-частного партнёрства учреждений начального

профессионального образования Кемеровской области, обеспечивающих подготовку рабочих кадров для основных видов экономической деятельности региона.

Андрей Васильевич являлся инициатором инновационной научно-практической разработки «Ребрендинг начального и среднего профессионального образования в целях повышения качества подготовки квалифицированных кадров для экономики страны», в составе рабочей группы разработал концептуальные основы ребрендинга начального и среднего профессионального образования:

• в части задач по формированию эффективного рынка образовательных услуг;

• в части задач по развитию системы непрерывного профессионального образования.

Вклад А. В. Фаломкина в создание цикла инновационных научно-практических разработок представлен:

• перечнем дополнительных экономико-статистических показателей, рекомендуемых для использования при мониторинге и прогнозировании ситуации на рынках труда и образовательных услуг;

• рекомендациями по совершенствованию реализованной в Кемеровской области модели формирования и размещения регионального образовательного заказа;

• комплексом мер по подготовке учреждений начального и среднего профессионального образования к внешней экспертизе образовательной деятельности;

• рекомендациями по повышению привлекательности учреждений начального и среднего профессионального образования для потребителей образовательных услуг.

Результаты деятельности по повышению социальной привлекательности учреждений профессионального образования привели к расширению государственно-частного партнерства, развитию государственно-общественных форм управления в системе профессионального образования в Кемеровской области, а также к развитию системы общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития профессионального образования. Был разработан перечень требова-

ний к кадровому и материально-техническому обеспечению реализации моделей интеграции учреждений профессионального образования, а также в составе рабочей группы сформирован проект примерного учебного плана данного комплекса, на основе принципов компетент-ностного подхода к подготовке квалифицированных кадров. Представленные результаты использованы при разработке Программы реструктуризации сети учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных органам управления образования Кемеровской области на период до 2010 года.

Сотрудники лаборатории принимают активное участие в различных исследованиях: с 2009 по 2011 год в рамках социологического опроса «Удовлетворённость населения качеством профессионального образования» в УПО Кемеровской области в сентябре 2011 года совместно с лабораторией мониторинга внедрения ГОС ПО ГОУ «КРИРПО» проведен опрос работодателей о важности формирования общих компетенций у обучающихся ОУ НПО, СПО, итоги опроса были представлены в сборнике материалов Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования» (г. Кемерово, 23-24 ноября 2011 г.).

Участвуя в деятельности временных научно-исследовательских коллективов, работники лаборатории рассматривали проблемы внедрения новых образовательных стандартов: привлечение работодателей к разработке вариативной части ОПОП, требования, предъявляемые работодателем к качеству подготовки рабочих кадров, новые подходы к оценке результатов обучения на основе ФГОС; материально-техническое обеспечение образовательного процесса; роль системы социального партнерства в эффективном трудоустройстве и адаптации выпускников на рынке труда.

Приоритетным направлением деятельности лаборатории является организация системы мероприятий по представлению профессиональному сообществу накопленного в Кузбассе опыта взаимовыгодного сотрудничества между учреждениями профессионального образования и работодателями, в связи с этим с 2008 года на страницах журнала «Образование. Карьера. Общество» появилась рубрика «Государственно-частное партнерство в си-

стеме профессионального образования». На страницах журнала обсуждались наиболее острые вопросы о состоянии и перспективах государственно-частного партнерства в системе НПО, СПО; проводимые мероприятия по содействию в трудоустройстве и профессиональному становлению выпускников; деятельность учреждений НПО, СПО по выполнению решения коллегии Администрации Кемеровской области «О мерах по обеспечению рабочими кадрами и специалистами основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области»; принятие программы «Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области на 2008-2015 гг.». В рубрике был представлен опыт многих образовательных учреждений Кемеровской области по выстраиванию взаимовыгодных отношений с работодателями: ГОУ НПО ПУ № 2, 3, 16, 38, 43, 48, 49, 55, 62, 77, ГОУ СПО «Анжеро-Судженский горный техникум», «Прокопьевский промышленно-экономический техникум», «Новокузнецкий экономико-отраслевой колледж», «Мариин-ский аграрный техникум», «Профессиональный колледж г. Новокузнецка», «Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий», «Анжеро-Судженский политехнический колледж», «Новокузнецкий педагогический колледж № 2», «Юргинский техникум аг-ротехнологий и сервиса», «Кемеровский горнотехнический техникум» и др.

С 2005 года лабораторией проводится мониторинг развития системы государственно-частного (социального) партнёрства учреждений профессионального образования Кемеровской области, разработаны и постоянно пополняются информационные базы данных состояния государственно-частного партнерства в учреждениях начального и среднего профессионального образования Кемеровской области, включающие такие аспекты взаимодействия, как:

• наличие договоров и соглашений о сотрудничестве и совместной деятельности между ОУ и предприятиями области;

• прохождение обучающимися производственной практики на предприятиях (соотношение потребности образовательного учреждения в базах практики и возможности предприятий в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов);

• взаимодействие учреждений профессионального образования с территориальными службами занятости по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров;

• динамика трудоустройства выпускников на предприятиях социальных партнеров;

• уровень образования, профессиональной подготовки и профессиональной квалификации мастеров производственного обучения;

• инвестиционные вложения в учреждения профессионального образования от государственно-частных партнеров.

Целенаправленная работа лаборатории социального партнёрства ГОУ «КРИРПО» по созданию условий для развития системы государственно-частного партнёрства образовательных учреждений Кемеровской области, постоянный мониторинг этих процессов дают положительные результаты: учреждения профессионального образования Кемеровской области выстраивают работу по взаимодействию с государственно-частными партнерами, результаты которой приводят к предоставлению многими предприятиями региона оплачиваемых мест для прохождения производственной практики обучающимся, обеспечению бесплатным питанием, стипендиями и материальной помощью как обучающихся, так и профессионально-педагогических работников. За истекший период отмечена положительная динамика во взаимодействии учреждений профессионального образования Кемеровской области и государственно-частных партнеров: по сравнению с 2005 годом количество партнеров, заинтересованных в подготовке квалифицированных кадров, увеличилось втрое (заключены соглашения или договоры о сотрудничестве более чем с 700 предприятиями области).

В соответствии с планом образовательных услуг ГОУ «КРИРПО» лабораторией оказывается научно-методическая и консультативная помощь профессионально-педагогическим работникам учреждений начального и среднего профессионального образования, распространяется опыт учреждений-лидеров, добившихся высоких результатов во взаимодействии с работодателями, через проведение курсов повышения квалификации по следующим дополнительным профессиональным образовательным программам:

1. «Взаимодействие государственной власти, бизнес-сообщества по повышению качества и конкурентоспособности профессио-

нального образования. Рынок труда и рынок образовательных услуг».

2. «Адаптация выпускников учреждений профессионального образования к рынку труда и технологии эффективного трудоустройства».

3. «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования».

4. «Лучшие практики государственно-частного партнерства в профессиональном образовании» по основным отраслям региона (угольная, строительная отрасли, сельское хозяйство, автомобильное хозяйство, сфера услуг).

В дистанционном режиме, в системе «Прометей 4.3» реализуется учебно-методический комплекс по теме «Создание и внедрение системы содействия трудоустройству выпускников в учреждениях профессионального образования». Курсы повышения квалификации и стажировки, проводимые сотрудниками лаборатории, получают высокие отзывы слушателей на организацию занятий на профессиональном научно-производственном уровне и практическую их направленность.

С целью стимулирования деятельности руководителей и профессионально-педагогических работников учреждений профессионального образования по выстраиванию взаимодействия с представителями бизнеса и социальных институтов и организаций, создания условий для развития системы государственно-частного партнёрства в Кемеровской области лабораторией проводятся различные мероприятия: семинары, круглые столы, пресс-конференции. За истекший период были проведены следующие мероприятия:

• семинар «Взаимодействие учреждений профессионального образования и бизнеса для обеспечения рынка труда Кемеровской области квалифицированными кадрами рабочих и специалистов» (2006 год, г. Новокузнецк);

• пресс-конференция «Инновационное профессиональное образование - инновационной экономике» (2008 год, г. Кемерово);

• секция «Развитие государственно-частного партнерства учреждений профессионального образования» в рамках проведения Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Интеграционные процессы в профессиональном образовании: проблемы, поиски, решения» (2008 год, г. Кемерово);

• на секции для руководителей и профессионально-педагогических работников УПО обсуждался вопрос «О состоянии и перспективах государственно-частного партнерства в системе НПО, СПО» в рамках августовской конференции «Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования в Кузбассе», которая состоялась 24 -27 августа 2009 г.

• в рамках августовской конференции «О переходе учреждений НПО, СПО на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения» обсудили вопрос «Взаимодействие администрации и профессионально-педагогических работников учреждений ПО с работодателями в рамках государственно-частного партнерства в условиях внедрения новых образовательных стандартов», 24 - 30 августа 2011 г.

• круглый стол «Развитие маркетинговых служб и центров по трудоустройству выпускников в учреждениях профессионального образования как основа устранения дисбаланса спроса и предложений на рынке труда» в рамках X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональная компетентность специалиста как ресурс обеспечения нового качества профессионального образования», 23 - 24 ноября 2011 г.

Региональный опыт развития системы государственно-частного партнёрства представлен профессиональному и научному сообществу:

• на V Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России» (22-23 октября 2008 г., г. Петрозаводск) доклад Паниной Т. С. и Фаломкина А. В. «Государственно-частное партнерство как инструмент в решении эффективного обеспечения кадрами рабочих и специалистов основных видов экономической деятельности в Кемеровской области»;

• на II Всероссийской конференции «Профессиональные кадры России XXI века: опыт, проблемы, перспективы» (23-24 апреля 2009 г., г. Москва) статья Костюк Н. В. и Фаломкина А. В. «Государственно-частное партнерство в развитии профессионального образования Кемеровской области»;

• в журнале «Образование и общество» (№ 4, 2009 г., г. Орел) статья Паниной Т. С., Сахаровой В. И., Фаломкина А. В. «Учрежде-

ние дополнительного профессионального образования как научно-методический центр развития инновационной практики в региональной системе профессионального образования»;

• на Всероссийской конференции «Частно-государственное партнерство - залог успешного развития образования, региона, страны», которая состоялась в 2011 году в городе Москве, был представлен буклет «Система государственно-частного партнерства в Кемеровской области», в котором отражены следующие направления:

- программно-целевая основа эффективной реализации механизмов государственно-частного партнерства;

- поддержка государственно-частного партнерства в региональной системе профессионального образования;

- ребрендинг начального и среднего профессионального образования Кемеровской области;

- опережающее развитие начального и среднего профессионального образования Кемеровской области.

По результатам исследований и практической деятельности сотрудниками лаборатории изданы 4 монографии, 4 учебно-методических пособия, опубликовано 25 статей и тезисов по проблемам государственно-частного партнерства (в т. ч. четыре статьи опубликованы в рецензируемых научных журналах и изданиях Перечня ВАК РФ). В составе рабочей группы были подготовлены аналити-ко-справочные материалы «Начальное и среднее профессиональное образование Кемеровской области. 2005-2010 гг.», «Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе учреждений начального и среднего профессионального образования: достижения, проблемы, перспективы».

Сотрудники лаборатории принимали участие в разработке среднесрочной региональной программы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области на 2006 -2010 годы», межведомственной целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области на 2009 - 2015 годы», региональной комплексной программы «Модернизация системы профессионального образования Кемеровской области на 2011-2013 годы»,

федерального проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра».

В перспективах для дальнейшего развития государственно-частного партнерства в регионе, достижения более успешного взаимодействия профессионального образования с производственной сферой мы видим необходимость:

- в создании условий, благоприятных для привлечения работодателей к участию в финансировании образовательных учреждений НПО и СПО;

- в осуществлении поддержки реализации программ непрерывного образования со стороны бизнеса;

- в создании системы прогнозирования потребностей рынка труда в кадрах;

- в привлечении объединений работодателей к участию в создании и общественно-профессиональной экспертизе ФГОС НПО, СПО нового поколения и разработке на их основе новых модульных образовательных программ;

- в развитии системы обучения взрослых, в т. ч. в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки (опережающего обучения) как формы содействия в переподготовке работников.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛАБОРАТОРИИ ИНФОРМАЦИИ: 2008-2012

М. П. Олейникова, заведующая редакционно-издательским отделом ГОУ «КРИРПО»*

Издательской деятельности в Кузбасском региональном институте развития профессионального образования - 10 лет.

Издания последних пяти лет были связаны с приоритетными направлениями деятельности института.

В 2008 году многие работы были подготовлены в рамках целевых региональных программ либо в рамках научно-исследовательских проектов (грантов). Многие работы стали логическим продолжением ранее изданных научных и учебных изданий и вошли в состав комплектов изданий по определенной тематике. Например, рабочая тетрадь О. Ю. Дмитриевой «Подготовка выпускников к выходу на рынок труда» дополнила учебно-методическое пособие «Основы предпринимательской деятельно-

* С сентября 2012 года - редакционно-изда-тельский отдел; со дня основания института до 2009 года лабораторию возглавляла Деветиярова Л. В., редактор журнала «ОКО».

сти» по курсу «Основы эффективного поведения на рынке труда» и учебное пособие «Мониторинг и прогнозирование потребностей предприятий в рабочих кадрах». Учебное пособие «Формирование интегрированных образовательных программ довузовского профессионального образования» и научное издание «Интеграционные процессы в профессиональном образовании: проблемы, поиски, решения» - логическое продолжение изданной в 2007 году монографии «Интеграция учреждений профессионального образования в учреждения и комплексы непрерывного многоуровневого профессионального образования». В комплект изданий можно включить выпущенные в 2008 году монографию «Формирование ИКТ-компетентности педагогических работников системы профессионального образования», учебное пособие «От презентации к электронному учебнику» и запланированное на 2009 год учебное пособие «Программные продукты для информационной поддержки образовательного процесса».

В 2008 году в рамках проекта по работе с людьми «третьего возраста» институт, наряду с курсами для этой категории слушателей, продолжил издание журнала «Ветеранский вестник» по заказу Областного Совета ветеранов Кузбасса. За эту работу институт награжден благодарственным письмом Областного Совета ветеранов.

С?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.