Научная статья на тему 'Модернизация повышения квалификации в системе непрерывного образования'

Модернизация повышения квалификации в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
771
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / EDUCATION MODERNIZATION / LIFELONG EDUCATION / EDUCATIONALISTS PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Ирина Мартыновна

Обсуждается идея необходимости обучения «через вею жизнь», актуальность решения проблемы непрерывного образования для развития современного общества, ресурсы системы повышения квалификации педагогических работников для формирования потребности и реализации возможности педагога в развитии в течение всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional development modernization in lifelong educational system

The article deals with the idea of a necessity of lifelong education, with the topicality of the problem of lifelong education for a modern society, with the resources of educationalists professional skills upbringing system for the formation of a teacher's demand to develop through the whole life and for the realization of such a possibility.

Текст научной работы на тему «Модернизация повышения квалификации в системе непрерывного образования»

УДК 378.01 + 378.046.4 ББК 4489.51 + 4481.3

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. М. Никитина

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

PROFESSIONAL DEVELOPMENT MODERNIZATION IN LIFELONG EDUCATIONAL SYSTEM

I.M. Nikitina State Educational Institution of Supplementary Professional Education “Chelyabinsk Institute of Educationalists Retraining and Professional Development”

Обсуэдается идея необходимости обучения «через вею жизнь», актуальность решения проблемы непрерывного образования для развития современного общества, ресурсы системы повышения квалификации педагогических работников для формирования потребности и реализации возможности педагога в развитии в течение всей жизни.

Ключевые слова: модернизация образования, непрерывное образование, повышение квалификации педагогических работников.

The article deals with the idea of a necessity of lifelong education, with the topicality of the problem of lifelong education for a modern society, with the resources of educationalists professional skills upbringing system for the formation of a teacher’s demand to develop through the whole life and for the realization of such a possibility.

Keywords: education modernization, lifelong education, educationalists professional development

В настоящее время интеграционные процессы в сфере образования взрослых являются важным фактором развития мирового сообщества, образованием взрослых занимаются многие организации и институты различного уровня от муниципального, государственного до национального и межгосударственного, включая институт образования ЮНЕСКО и рабочие группы Европарламента. Болонский процесс рассматривает систему непрерывного образования как образование, следующее за человеком, за новыми требованиями времени, в некоторых сферах «обучаться» не раз в несколько лет, а постоянно. Программа модернизации российского образования предусматривает особое внимание формированию потребности в непрерывном образовании, в том числе и самообразовании, на протяжении всей жизни.

Термин «непрерывное образование» не имеет общепринятого определения. Сегодня -

это скорее идея о том, как изменить имеющуюся образовательную практику, повысить ее социальную эффективность [2].

Идея непрерывного образования восходит к представлениям мыслителей древности, религиозно-философским учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека. Форма «идеи», абсолютизации значимости образования находит свое отражение в гуманистических взглядах Я.А. Ко-менского, Ф.М.А. Вольтера, И.В. Гете, Д. Локка, К.К. Гельвеция, Ж.Ж. Руссо и др. Непрерывность образования проявляется в устремлении личности к обогащению имеющегося опыта, что становится поводом для совершенствования старого или приобретения нового знания. По мнению Дж. Дьюи, «этот процесс происходит, пока длится жизнь и, следовательно, продолжается учение».

В России мысли о единстве образования

Теория и методика профессионального образования

и среды, социального образования и его продолжения встречаются в трудах известных ученых: Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского,

Н.А. Корфа, Н.А. Бунакова, В.М. Бехтерева, Д.И. Писарева и др. [4].

В СССР (с 1970-х гг.) непрерывное образование провозглашалось как общий подход к развитию образования в стране. Позднее (1986 г.) была поставлена задача «создания единой системы непрерывного образования». Для того времени характерны противоречия в развитии отечественной педагогики и реальной социальной практики [1]. В начале XXI века изменяется роль образования в развитии общества и экономики, активными субъектами образовательной политики называются все граждане России, учащиеся и их родители, общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Вместе с тем непрерывное образование чаще всего рассматривается как система образования для взрослых и, к сожалению, во многом носит формальный характер. Сегодня непрерывное образование, прежде всего, есть способность и возможность включаться в процесс обучения независимо от возраста, места жительства и работы, если это вызвано обстоятельствами, переменчивой внешней средой, в целях изменения своей деятельности или совершенствования своих профессиональных качеств. Как бы то ни было, но идея необходимости обучения «через всю жизнь», трансформированная в «непрерывное образование», сегодня признана во всем мире.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации называет непрерывность образования в течение всей жизни человека среди основных целей и задач образования. Непрерывное профессиональное образование в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы рассматривается в качестве необходимого условия, обеспечивающего постоянный профессиональный, карьерный и личностный рост гражданина. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит с максимальной эффективностью использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

В современных условиях непрерывное об-

разование является ведущей сферой социальной политики обеспечения благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. В то же время для отдельного человека непрерывное образование есть процесс формирования, удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, задатков и способностей как в государственной системе образования, так и путем самообразования. Главная цель непрерывного образования - обеспечение каждому гражданину возможности постоянного творческого развития и совершенствования на протяжении всей жизни, что возможно лишь при создании мобильной, гибкой системы непрерывного образования. Идея непрерывного образования человека в течение всей жизни имеет исключительное значение как одна из наиболее прогрессивных идей, дающая возможность всем членам общества получать образование при равных стартовых возможностях и обеспечивающая право гражданина на образование [3].

Потребность в постоянном обновлении знаний, поддержании определенного уровня образования в условиях современных требований развития общества и экономики может быть реализована в рамках как формального дополнительного образования, в том числе повышения квалификации, так и неформального образования.

Профессионально-педагогическое образование имеет своей целью формирование педагога новой формации, способного к перманентному профессиональному и личностному саморазвитию. В последние годы наблюдается возрастающий научный интерес к исследованиям различных проблем функционирования и развития институтов повышения квалификации, организационных форм повышения уровня педагогического мастерства, обновления содержания образовательных программ и технологий учебных занятий на курсах, семинарах, в процессе самообразования. По мнению многих ученых, система повышения квалификации должна строиться с учетом диагностики образовательных потребностей, уровня квалификации и индивидуальных затруднений педагогов в деятельности. Основными источниками эффективности современной системы повышения квалификации называются: активное привлечение педагогов к разработке программ профессионального роста; построение содержания повышения квалификации с учетом выявленных конкретных трудностей в педагогической ра-

Никитина ИМ.

Модернизация повышения квалификации в системе непрерывного образования

боте, разнообразных педагогических проблем; индивидуальной образовательной траектории каждого педагога; перенос учебно-трениро-вочных аспектов процесса повышения квалификации педагога в реальный контекст образовательного учреждения и отработка новых профессионально-педагогических умений, навыков непосредственно на практике.

Построение системы повышения квалификации на сочетании лекционных занятий и семинаров, широкого использования активных форм: работа в малых группах по решению проблем, разбор конкретных ситуаций на основе методов выработки сложных решений, проектные методы с использованием информационных технологий и презентаций, стимулирующих субъектную позицию педагогов -слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации, повышающих их инициативность в образовательном процессе, увеличивающих долю их самостоятельной работы и развивающих потребность в самообразовании.

Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) даёт возможность массового непрерывного самообучения, всеобщего обмена информацией независимо от временных и пространственных поясов, обеспечивая равные возможности всем категориям работников образования на его продолжение, совершенствование профессиональных качеств и получение информации. Сегодня ДОТ наиболее эффективный вариант подготовки и непрерывного поддержания высокого профессионального уровня специалистов, их использование позволяет реально построить обучение на основе мониторинга и учёта профессиональных потребностей и познавательных интересов, удовлетворить социальные и индивидуальные потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала. Использование ДОТ экономически достаточно эффективно, средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что образование с использованием ДОТ обходится значительно дешевле традиционных форм образования. Деятельность профессорско-преподавательского состава ГОУ ДПО ЧИППКРО направлена на развитие перспективных форм обучения слушателей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, создание единой информационной среды на основе обеспечения образовательного процесса современным оборудованием, расширение спектра дополнительных платных образовательных услуг. Повышение компетентности

сотрудников института в области информационно-коммуникационных технологий дает возможность оперативной реализации новых знаний и профессиональных умений в образовательном процессе, эффективного использования интерактивного оборудования.

Переход на интерактивные методы обучения слушателей, модульно-накопительную систему обучения, методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства, введение стажировок на базе лучших образовательных учреждений Челябинской области - вот не полный перечень мероприятий системы повышении квалификации работников образования. Стажировка на базе лучших образовательных учреждений области, внедряющих инновационные образовательные программы, как форма повышения квалификации востребована работниками региональной образовательной системы. Так, в 2008 году были организованы стажировки на базе лучших школ г. Челябинска: МОУ лицей №31, МОУ СОШ № 104, МОУ лицей № 11. Созданная институтом система образовательного консультирования, в том числе по вопросам научно-исследовательского и научно-методи-ческого характера, проектирования личностнопрофессионального развития, проведение работ по рецензированию различных образовательных программ, учебных курсов позволяет удовлетворять образовательные запросы организованных и индивидуальных субъектов инновационной деятельности.

Расширение спектра образовательных услуг реализуется посредством подготовки тьюторов из работников муниципальных методических служб и межшкольных методических центров. Актуальность взаимодействия муниципальных методических служб с институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования обусловлена наличием общих целей в развитии профессиональной компетентности педагогических кадров, в методическом сопровождении развития муниципальных образовательных учреждений, изучении, обобщении и диссеминации передового и инновационного педагогического опыта. На сегодняшний день в Челябинской области функционируют 48 муниципальных методических служб разных моделей: методический кабинет, служба информационно-аналитического обеспечения образования, информаци-онно-методический центр, отдел в структуре муниципального органа управления образованием, районная консалтинго-методическая служба, информационно-методический кабинет,

Теория и методика профессионального образования

учебно-методический центр, центр методического обеспечения учреждений образования.

Одним из главных направлений взаимодействия является разработка единых современных подходов к формированию системы работы по повышению квалификации педагогических и управленческих кадров. Позитивное влияние на качество научно-методиче-ского и методического сопровождения развития муниципальных методических служб оказала разработка с последующей апробацией системы показателей и индикаторов результативности деятельности методических служб. С одной стороны, данные показатели и индикаторы отражают приоритеты федеральной и областной политики в сфере образования, с другой стороны, специфику основных направлений деятельности муниципальной методической службы как структуры, осуществляющей методическую поддержку развития муниципальной системы образования. Разработанная система показателей содержит качественные и количественные характеристики, что позволяет анализировать текущее состояние, раскрыть внутренние закономерности процессов, влияющих на изменения и качество деятельности методической службы.

Целесообразность развития системы поддержки самообразования профессорско-преподавательского состава как вузов, так и учреждений системы дополнительного профессионального, в том числе профессиональнопедагогического образования, определена в основных направлениях современной модели образования до 2020 года. В решении задач повышения научного потенциала института, являющегося некой гарантией обеспечения качественного дополнительного образования работникам областной образовательной системы, используется персонифицированный подход. По нашему мнению, актуализация творческого потенциала преподавателя системы дополнительного профессионального образования, продолжение его образования осуществляются успешнее, если разработана и реализуется персонифицированная программа повышения квалификации преподавателя в культурно-образовательной среде учреждения образования, способствующая его непрерывному образованию и самообразованию. В реализацию идеи персонифицированной программы преподавателя института нами были положены профессионально-педагогические и психологические факторы творческого развития педагога-новатора. Как правило, персони-

фицированные программы содержат такие виды работ, как стажировка по определенной тематике, подготовка и проведение диссертационного исследования. Решением Ученого совета ГОУ ДПО ЧИППКРО в 2008 году была обеспечена реализация 14 персонифицированных программ повышения квалификации сотрудников в форме курсовой подготовки в различных регионах Российской Федерации, обучения в аспирантурах и докторантурах г. Москвы, Екатеринбурга, Оренбурга, Санкт-Петербурга, в 2009 году по персонифицированным программам работают 19 преподавателей.

Активизация творческой деятельности преподавателя в условиях внедрения персонифицированной программы повышения квалификации выражается в проявлении его творческой активности и самостоятельности, эмоциональном подъеме и ярко выраженной мобильности при решении поставленных задач роста научного потенциала. Положительный опыт повышения квалификации преподавателя учреждения дополнительного образования в формате персонифицированной программы свидетельствует о реальной возможности развития творческого потенциала преподавателя при создании необходимых условий, включая социальную и финансовую поддержку.

Реализация инновационных образовательных программ, расширение спектра и форм образовательных услуг на всех уровнях образования, включая дополнительное профессиональное образование, позволяют отметить продвижение вперед в решении проблемы непрерывного образования гражданина, формировании потребности в развитии в течение всей жизни.

Литература

1. Ключарев, Г.А. Образование взрослых в России. РНИС И НП /Г.А. Ключарев. - 43 с.

2. Куркин, Е.Б. Непрерывное образование начинается в детском саду: сб. статей / Е.Б. Куркин. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 142 с.

3. Материалы научно-практической конференции «Образование XXI века: проблемы и перспективы», 24-25 апреля 2001 г. - М., 2001. -103 с.

4. Молчанова, Т.К. Возможность непрерывного образования (общие подходы) / Т.К. Молчанова, Г.В. Носкова, НК. Виноградова. -М.: УЦ«Перспектива», 2007. - Вып. 1. -40 с.

Поступила в редакцию 29 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.