УДК 316.47; 378
/4И \
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЮГА РОССИИ
Левчук Леонид Васильевич
Кандидат педагогических наук, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
Мареев Владимир Иванович
Почетный работник высшего профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
В настоящей статье авторы рассматривают проблемы формирования межэтнических отношений на проблемном поликультурном Юге России, в том числе и через образование. Юг России - уникальное общекультурное пространство, объединяющее мировые культуры: христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм. Роль школы, закладывающей основы становления российской гражданской идентичности и социализации детей, подростков, юношей более 100 этносов, чрезвычайно важна и ценна. Отмечается, что в разработке и реализации проекта Министерства образования и науки РФ мо-
MODERNIZATION OF PEDAGOGIC EDUCATION N THE MULTICULTURAL SPACE OF THE SOUTH OF RUSSIA
Levchuk Leonid V.
Candidate of Pedagogic Sciences, Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
Mareev Vladimir I.
Honorary Worker of Higher Professional Education, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
In the article the authors consider the problems of interethnic relations formation in the South of Russia as well as through the education sphere. The South of Russia is a unique cultural space, which unites the world cultures: Christianity, Islam, Buddhism, Judaism. The role of schools constructing the base for the formation of Russian civil identity and socialization of children, teenagers and youth of more than 100 ethnic groups is very important. It is pointed that the implementation of the Russian Ministry of Education and Science project doesn't involve teacher's training as a profession in the context of multinational education system.
дернизации педагогического образования не предполагается подготовка учителя, воспитателя к профессиональной деятельности в условиях многонациональной системы образования.
Ключевые слова: российская национальная политика, Юг России, христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм, российская идентичность, образование, школа народов, модернизация, педагогическое образование, человеческий потенциал, межэтнические отношения, устойчивое развитие.
Keywords: Russian national policy, South of Russia, Christianity, Mohammedanism, Buddhism, Judaism, Russian identity, education, people's school, modernisation, pedagogic education, human potential, interethnic relations, sustainable development.
Общие положения
Общеизвестно в мире, что Россия является одним из крупных многонациональных, поликультурных государств. Большинство народов из 193 национальностей современной России участвовали на протяжении веков в формировании Российской империи, Советской России, Российской Федерации и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.
Исторически в государстве Российском межкультурное и межэтническое взаимодействие сформировалось благодаря объединяющей роли русского народа. Таким образом, сложились уникальное культурное многообразие и общий культурный (цивилизационный) код, характеризующийся стремлением к справедливости, единению и уважению самобытных традиций всех народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.
Опыт многонационального состава и религиозной принадлежности населения России сформировало широкое межкультурное и межрелигиозное взаимодействие народов. Сохранение традиций и уклада проживающих народов является общим достоянием российской нации как единение народов.
Многонациональный и поликультурный уклад государства закреплен во многих сферах его жизнедеятельности. В национальной системе образования он проявляется, прежде всего, в сохранении национального самосознания на основе языковой идентичности. В настоящее время в школе функционирует 89 языков. Языками обучения являются 30, а в качестве предметов изучения существует 59 национальных языков.
После распада Советского Союза в лихие 90-е гг. сохранялась тенденция дальнейшего членения России. Важное значение в целостности государства сыграла Концепция государственной национальной
политики Российской Федерации 1996 г., которая способствовала сохранению единства и неделимости России [1].
ТЛ ______С С
В результате мер, принятых по укреплению российской государственности в 2000 г., удалось преодолеть процессы децентрализации, способствовать восстановлению исторической связи времен. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666) укрепила национальное согласие и национальную общность населяющих народов России [2].
Достигнуты существенные результаты в обеспечении стабильности на Северном Кавказе, определены правовые гарантии коренных малочисленных народов, осуществляется развитие национально-культурной автономии по обеспечению прав граждан национальных (этнических) общностей в сферах образования и национальных языков.
Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные глубокими общественными преобразованиями при формировании современной России, рыночной экономики, просчетами в формировании и реализации национальной политики Российской Федерации. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлением ксенофобии, межэтнической нетерпимости, экстремизма и терроризма.
Экстремизм и терроризм как социально-политические явления получили широкое распространение в современном мире и являются вариантами тактики политической борьбы, дестабилизации общества, борьбы, связанной с идеологическим насилием, борьбы с конституционным строем. Религиозно-политический экстремизм, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов, преследует различные цели и зачастую является проявлением регионального сепаратизма. В настоящее время международный терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности России.
Развал Советского Союза и реформы, проводившиеся в России с начала 90-х гг. XX в., привели к радикальному пересмотру основ общественно-политического и социально-экономического устройства. Устремления к сепаратизму и стремление отдельных группировок к власти политической, изменению общественного строя, борьбе за природные ресурсы, возбуждение национальной и религиозной вражды привели к тяжелым последствиям, которые никак не удается ликвидировать на протяжении почти четверти века.
Проявления экстремизма и терроризма чаще всего связаны с природой технологической сферы человеческого существования и возникают на границах культур, эпох, исторического развития, в неоднородных обществах, в отдельных регионах мира (Азия, Африка, Большой Восток, Кавказ и др.).
Борьба с экстремизмом и терроризмом в мире ведется на международном (ООН), региональных, национальных уровнях. Многие государства создали сеть специальных служб, организаций, подразделений для борьбы с этими проявлениями.
Национальная политика и образование
Сферы образования многих государств оказались включенными в осуществление широкой просветительской, организационной, воспитательной деятельности по проблемам терроризма со школьниками.
В этих условиях важным фактором является то обстоятельство, каким образом связаны осуществляемая Министерством образования и науки РФ в 2014-2017 гг. модернизация педагогического образования, согласно её целям [3], и деятельность будущего педагога в пространстве, в частности сферы образования, поликультурного, поликонфессионального, полиэтнического проблемного Юга России - Северного Кавказа.
Образование в современном мире больше не является сферой передачи знания, опыта, культуры и её наследования новыми поколениями человека, а рассматривается Организацией Объединенных Наций в качестве «компонента и основы социальной экономики и социальной инфраструктуры, необходимой для устойчивого развития» [4].
В образовании учитель, воспитатель являются центральной фигурой, обеспечивающей деятельность по социализации школьников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
Школа закладывает основы становления российской гражданской идентичности, успешной социализации детей, подростков, юношей, их самоопределения в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурного взаимопонимания и уважения. Школа также закладывает основы системы противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам современного детства.
Проблема решения межэтнических отношений без семьи, школы как института обучения и воспитания человека и общества не представляется возможной как для России, так и для других многонацио-
нальных государств, что же касается Юга России - Северного Кавказа, то здесь эта проблема имеет особый характер.
Юг России является уникальной сравнительно компактной территорией на Земле, где сошлись четыре важнейшие формы конфессиональных культур - мировых религий в непосредственном прямом контакте: христианство, мусульманство, буддизм и иудаизм.
Здесь в течение длительного времени формировалось осознание Россией ее культуры, истории, экономики, общенационального культурно-исторического сознания - менталитета, подобно другим многонациональным государствам (Германия, Франция, Швейцария, США и др.), а не частное этнонациональное сознание, обращенное к локальным формам культуры.
Для современного состояния Юга России в рамках Южного федерального округа, насчитывающего более 14 млн человек, включая 3,5 млн в возрасте от 14 до 25 лет, 1,311 тыс. школьников, характерны острые социально-экономические проблемы. Среди них, как известно, неоднородность экономического пространства.
Азово-Черноморский бассейн с населением около 10 млн человек, плотность населения 52,5 человека на 1 км2, имеет более высокий экономический потенциал и лучшие природно-климатические условия. И Волго-Каспийский бассейн с населением около 4 млн человек, плотность населения 16,4 человека на 1 км2 (в 3 с лишним раза ниже, чем в Азово-Черноморском), что свидетельствует о значительном различии социально-демографического и экономического потенциала этих двух частей Южного федерального округа [5].
Важной характеристикой округа также является доля сельского населения - более высокая, чем средняя по России. Данное обстоятельство является важным фактором в развитии человеческого капитала, качества жизни, доступности качественного образования, уровня образованности и других показателей индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), принятого во всем мире как показатель экономического развития. ИРЧП характеризует устойчивость социально-экономического развития.
По ряду направлений социально-экономического развития ЮФО имеет определенный вес в экономике Российской Федерации, сохраняет конкурентные позиции на общероссийском рынке. Тенденции развития экономики ЮФО и факторы, их определяющие, в последние годы в целом совпадали с общероссийскими. Однако по величине ряда индексов и интегральному индексу конкурентоспособности экономики, рассчитываемому по важнейшим характеристикам регионального
развития, ЮФО в последние годы занимает 6-е место. По ряду показателей ЮФО существенно отстает от среднероссийских [5].
Как отмечается в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. № 1538-р) [5], значительного наращивания экономического потенциала, осуществления последовательной диверсификации и инновационной модернизации хозяйственного комплекса, повышения качества человеческого капитала здесь не происходит.
Среди субъектов Российской Федерации по уровню развития человеческого капитала в 2013 г. Республика Адыгея находилась на 58-м месте, Республика Калмыкия - на 70-м, Краснодарский край - на 20-м, Астраханская область - на 39-м, Волгоградская область - на 24-м, Ростовская область - на 35-м месте [6]. Влияние факторов образования на ИРЧП в Южном федеральном округе за последнее десятилетие характеризуется слабой отрицательной динамикой.
В современном общемировом цивилизационном развитии образование рассматривается как один из ведущих факторов социального и экономичского развития. В базовых показателях социально-экономического развития государств, разработанных ООН и принятых во всем мире, человеческий потенциал является определяющим. В интегрированном показателе ИРЧП на долю образования приходится более двух третьих части.
Школа народов: советская модель
Школа как социальный институт на протяжении XX в. имела неоспоримое достоинство - единая школа народов советского периода развития. Все достижения, которые имела страна, были результатом деятельности всего советского народа, народов всех национальностей государства. Великая Отечественная война и Победа, послевоенное восстановление и новое развитие - это итог героизма всех народов, а не отдельно взятой нации. Индустриализация, одно из лучших школьных образований в мире, выход в космос, первый человек в космосе и другие успехи - достижения всех народов страны.
В школе формировалась мощная психологическая установка на дружбу народов, которую сохранял и поддерживал человек в последующей трудовой деятельности, межличностных отношениях на протяжении всей жизни. Учебные предметы школы: история, литература, география, конституция, обществознание, наиболее значимые с точки зрения развития общества, формировали взаимно положительное отношение к людям разных национальностей. Все другие школьные
предметы также закладывали позитивное отношение к народам своей страны и мира. Огромная воспитательная работа школы, учителя, детских и юношеских общественных организаций и объединений создавала благоприятную атмосферу доброжелательных отношений между представителями различных этносов, взаимное уважение.
Новая школа эпохи трансформаций
Масштабные социально-экономические трансформации в начале 90-х гг. XX в. привели к радикальным переменам в сфере образования:
1) 1985-1991 гг. - начало реформ советского образования периода перестройки - хаос;
2) 1992-1996 гг. - институциональная смена предназначения приоритетов образования, формирование либерально-рыночной модели образования, возврат к сословной частной школе середины XX в. (прогимназии, гимназии, лицеи); диверсификация образовательных учреждений - негосударственные, конфессиональные и др. школы, колледжи, вузы; перевод интеллектуальной деятельности человека из общественного блага в товар (услуги) и др.;
3) 1993 г. - «уход» государства из образования, выразившийся в чрезвычайном сокращении финансирования и регулирования в образовании;
4) 2001-2010 гг. - попытка возврата государства в образование -Концепция модернизации российского образования до 2010 г., госстандарты в образовании;
5) 2005 г. - приоритетный национальный проект «Образование», профилизация школьного образования;
6) 2012 г. - институциональная реформа всех уровней образования, смена предназначения общего и высшего образования - закон «Об образовании в Российской Федерации»;
7) 2013 г. - вступление в действие закона «Об образовании в Российской Федерации», ГЦП РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» [7];
8) 2013 г. и далее - модернизация образования в условиях экономической неопределенности в стране, общемирового кризиса и обострения терроризма.
В масштабных переменах эпохи потрясений в социально детерминированном образовании в числе приоритетов государства исчезла обращенность в подготовке учителей, воспитателей к проблеме реализации национальной политики и межэтнических отношений в общем образовании.
И только спустя два десятилетия Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. [8] впервые после реформ в образовании 90-х гг. вводит правовую норму обеспечения воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой и как самостоятельная деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых норм в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Затем разработанная Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. (проект) в редакции от 13.01.2015 г. [9], направленная на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция, определяет цель в области воспитания школьников, основные направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации стратегии.
Важными становятся обеспечение становления российской гражданской идентичности, успешной социализации детей, их определение в мире ценностей и традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение. Среди приоритетов национальной политики в области воспитания выделяются воспитание детей в духе уважения человеческого достоинства, национальных традиций и общечеловеческих достижений, а также повышение эффективности воспитательной деятельности в системах образования субъектов Российской Федерации.
Инструментом реализации целей стратегии является Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17.05.2013 г. [10]. Он разработан на основе Конституции Российской Федерации, конвенции ООН о правах ребенка, учитывает регион, национальные и этнические потребности народов Российской Федерации. Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Стандарт ориентирован на становление личности, любящей свой край, свою Родину, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции, способной к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать толерантное сознание и поведение обучаемых в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимание, находить общие цели, сотрудничать в их достижении.
Важным фактором в обеспечении реализации ФГОС и стратегии воспитания стал Профессиональный стандарт педагога (приказ от 18.10.2013 г. № 544н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации) [11].
В отличие от других государственных нормативно-правовых документов, в рамках трудовой функции педагога - Воспитательная деятельность, в нем определяются трудовые действия по воспитанию детей и подростков, в реализации педагогом государственной национальной политики.
Правда, достаточно неопределенно определяется трудовое действие: формирование толерантности и навыков поведения в изменившейся поликультурной среде. В разделе Необходимые умения не фиксируется готовность педагога осуществлять деятельность в реализации национальной государственной политики.
И наконец, об осуществляемом Министерством образования и науки Российской Федерации большом и дорогостоящем проекте Модернизации педагогического образования на 2014-2017 годы! Данный проект модернизации педагогического образования в качестве цели обозначает разработку основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования [4].
Разрабатываемые и апробируемые два типа проектов - прикладные и академические - предполагают: прикладные направлены на повышение качества подготовки педагогов за счет приведения результатов освоения ОПОП в соответствие с требованиями профстандарта педагога и ФГОС общего образования, повышения практической направленности, модульного типа проектирования ОПОП педагогов, деятельностного подхода в подготовке, сетевого взаимодействия с образовательными организациями, разработки общедоступной библиотеки модулей.
А академические проекты - это разработка и апробация ОПОП, предполагающих вход на педагогические направления студентов и выпускников непедагогических профилей подготовки.
В данном проекте модернизации педагогического образования Минобрнауки в 45 вузах 30 субъектов Российской Федерации апробируются новые образовательные программы педагогического образования.
В Южном федеральном округе Южный федеральный университет в качестве исполнителя выполняет работы по академическому бакалавриату - профиль «история» (переход на исторический, педагогический профиль с классического университетского исторического образования), и в качестве соисполнителя - педагогическое образование, психолого-педагогическое образование, «учитель основного общего образования». А бывший Волгоградский государственный социально-педагогический университет в качества соисполнителя - по профилю «учитель основного общего образования», история, физика, «педагог-психолог» - участвует в данном проекте только согласно вышеназванным целям.
Таким образом, проектом Модернизации педагогического образования 2014-2017 гг. Министерства образования и науки Российской Федерации не предусматривается ни в содержании, ни в технологиях обучения педагогов внесение корректив в подготовку к работе в условиях многонациональных реалий государства.
Представляется, в частности, что при внесении радикальных изменений (модернизации) в педагогическое образование необходимо проведение поиска оптимальных способов подготовки к деятельности педагогов в уникальном поликультурном пространстве Южного федерального округа, объединяющем ведущие мировые религии: христианство, мусульманство, буддизм и иудаизм. Рациональным подходом в новых условиях общественного развития могла бы явиться стратегия обучения для устойчивого развития от детского сада до поствузовского образования [4].
Литература
1. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года: Указ Президента РФ от 15.06.1996. URL: http:// Russia.edu.ru/information/legal/ law/up/909/2051 (дата обращения: 10.06.2013).
2. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/15635 (дата обращения: 09.10.2015).
3. Программа модернизации педагогического образования на 2014-2017 гг. URL:
References
1. Koncepciya gosudarstvennoy nacion-al'noy politiki Rossiyskoy Federacii 1996 god: Ukaz Prezidenta RF ot 15.06.1996. URL: http:// Russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/2051 (data obrashheniya: 10.06.2013).
2. Strategiya gosudarstvennoy nacion-al'noy politiki Rossiyskoy Federacii do 2025 goda. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/15635 (data obrashheniya: 09.10.2015).
3. Programma modernizacii pedagog-icheskogo obrazovaniya na 2014-2017 gg.
http:// педагогическоеобразование.рф./ doc-uments/show/14 (дата обращения: 04.02.2016).
4. Стратегия образования для устойчивого развития. URL: http:// unesco.kz/education/ 2004/esd_brochure/pdf (дата обращения: 10.06.2013).
5. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года. URL: http:// docs.cntd.ru/ document/902301126 (дата обращения: 10.12.2015).
6. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации 2013 г. Устойчивое развитие: вызовы РИО. UNDP. URL: http:// www.undp.ru/documents/nydr-2013.pdf (дата обращения: 22.12.2013).
7. Государственная целевая программа развитие образования на 2013-2020 годы. URL: http:// docs.cntd. ru/document/499091784 (дата обращения: 10.06.2015).
8. Закон «Об образовании в Российской Федерации» Ф3-273 от 29.12.2012 (ред. от 30.12.2015). URL: http:// Sud Act./ru законодат doс./RQ g KIF3bxZV/001 (дата обращения: 10.06.2013).
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (ред. от 13.01.2015). URL: http:// rg.ru 2015/06/08/vospitanie-dok/html (дата обращения: 22.12.2015).
10. ФГОС среднего полного общего образования от 17.05.2013. URL: http:// rg.ru/2012/ /06/21/obrastadart-dok/.html (дата обращения: 10.06.2013).
11. Профессиональный стандарт педагога от 08.10.2013 № 544. URL: http:// rosmintrud.ru docs/mintrud/order/129 (дата обращения: 18.05.2015).
12. Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2016-2020 годы». URL: http:// docs.cntd. ru/ document/420276588 (дата обращения: 20.02.2016).
URL: http://pedagogicheskoeobrazova-
nie.rf./documents/show/14 (data obrashheni-ya: 04.02.2016).
4. Strategiya obrazovaniya dlya ustoychivogo razvitiya. URL: http:// unesco.kz/education/2004/esd_brochure/pdf (data obrashheniya: 10.06.2013).
5. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Yuzhnogo federal'nogo okruga do 2020 goda. URL: http:// docs.cntd.ru/ document/902301126 (data obrashheniya: 10.12.2015).
6. Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossiyskoy Federacii 2013. Ustoychivoe razvitie: vyzovy RIO. UNDP. URL: http:// www.undp.ru/documents/nydr-2013.pdf (data obrashheniya: 22.12.2013).
7. Gosudarstvennaya celevaya programma razvitie obrazovaniya na 2013-2020 gody. URL: http:// docs.cntd.ru/document/ 499091784 (data obrashheniya: 10.06.2015).
8. Zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii FZ 273 ot 29.12.2012» (red. ot 30.12.2015). URL: http:// Sud Act./ru za-konodat dos./RQ g KIF3bxZV/001 (data obrashheniya: 10.06.2013).
9. Strategiya razvitiya vospitaniya v Ros-siyskoy Federacii na period do 2025 goda (red. ot 13.01.2015). URL: http:// rg.ru 2015/06/08/vospitanie-dok/ html (data obrashheniya: 22.12.2015).
10. FGOS srednego polnogo obshhego obrazovaniya ot 17.05.2013. URL: http:// rg.ru/2012/ /06/21/obrastadart-dok/.html (data obrashheniya: 10.06.2013).
11. Professional'niy standart pedagoga ot 08.10.2013 № 544. URL: http:// rosmintrud.ru docs/mintrud/order/129 (data obrashheniya: 18.05.2015).
12. Federal'naya celevaya programma razvitie obrazovaniya na 2016-2020 gody. URL: http:// docs.cntd.ru/document/ 420276588 (data obrashheniya: 20.02.2016).