Научная статья на тему 'Модернизация организационно-экономических отношений в мясном подкомплексе'

Модернизация организационно-экономических отношений в мясном подкомплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОТРАСЛЕВОЙ КЛАСТЕР / МЯСНОЙ ПОДКОМПЛЕКС / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ECONOMY MODERNIZATION / ORGANIZATIONAL-ECONOMIC RELATIONS / BRANCH CLUSTER / MEAT SUBCOMPLEX / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Ирина Анатольевна

Приведены результаты исследований теоретических положений и тенденций развития организационно-экономических отношений в мясном подкомплексе. Аргументирована необходимость модернизации организационно-экономических отношений на основе создания отраслевого кластера «Мясо» и разработки инновационных форм взаимодействия его участников. Обоснованы конкурентные преимущества отраслевого кластера по сравнению с другими агропромышленными формированиями. Даны практические рекомендации по формированию отраслевого кластера «Мясо» в Пензенской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация организационно-экономических отношений в мясном подкомплексе»

УДК 637.5

И. А. Сергеева

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МЯСНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

Аннотация. Приведены результаты исследований теоретических положений и тенденций развития организационно-экономических отношений в мясном подкомплексе. Аргументирована необходимость модернизации организационно-экономических отношений на основе создания отраслевого кластера «Мясо» и разработки инновационных форм взаимодействия его участников. Обоснованы конкурентные преимущества отраслевого кластера по сравнению с другими агропромышленными формированиями. Даны практические рекомендации по формированию отраслевого кластера «Мясо» в Пензенской области. Ключевые слова: модернизация экономики, организационно-экономические отношения, отраслевой кластер, мясной подкомплекс, конкурентные преимущества.

Abstract. The article adduces the research results of theoretical positions and tendencies of development of organizational-economic relations in the meat subcomplex. The author proves the necessity of modernization of organizational-economic relations on the basis of “Meat” branch cluster formation and introductions of innovative forms of interaction among its participants. The article substantiates competitive advantages of the branch cluster in comparison with other agroindustrial formations. The researcher gives practical recommendations about formation of the “Meat” branch cluster in Penza region.

Key words: economy modernization, organizational-economic relations, branch cluster, meat subcomplex, competitive advantages.

Мясной подкомплекс представляет собой сложную межотраслевую систему, которая выражает совокупность организационно-экономических отношений, выступающих в форме взаимосвязей сопряженных в технологическом отношении отраслей по поводу производства мяса, его переработки и доведения конечного продукта до потребителя.

В основе системы отношений мясного подкомплекса лежит отраслевая структура, отражающая конкурентные преимущества отдельной территории и предприятия при определении ими своей специализации. В авторской версии классификация экономических отношений по различным признакам представлена на рис. 1. Такая классификация, на наш взгляд, позволит определить экономическую природу сложившихся отношений и меры воздействия отдельных субъектов различных уровней управления на повышение эффективности обменно-распределительных отношений между сферами и отраслями мясного подкомплекса. Отношения могут быть построены как по вертикали, так и по горизонтальной связи. При горизонтальной связи они строятся в рамках одной отрасли народного хозяйства. При вертикальной связи они приобретают межотраслевые формы. Отношения усложняются с развитием интеграционных процессов. Экономические отношения необходимо исследовать в трех отражающих их форму аспектах: технико-экономическом, социально-экономическом и организационно-экономическом. Эти отношения взаимосвязаны, и трансформация одних (направленных на совер-

шенствование производственных отношений) должна соответствовать изменению других (направленных на совершенствование производительных сил).

Рис. 1. Классификация экономических отношений

Организационно-экономические отношения образуют целостную систему, для которой характерна единая природа входящих в нее звеньев и элементов, их тесная взаимосвязь, определенная структура и субординация.

Организационно-экономические отношения - это такое единство совокупности взаимодействующих организационно-экономических мероприятий, методов, инструментов, стимулов и рычагов, имеющих правовую основу, находящихся между собой в строго определенной зависимости и обеспечи-

вающих эффективное ведение производственно-хозяйственной, коммерческой и другой деятельности конкретных субъектов партнерства. Они отражают взаимосвязи субъектов подкомплекса и их структурных подразделений, основанные на взаимных интересах, обязанностях и результативности их взаимодействия независимо от сферы деятельности, формы хозяйствования и собственности.

Организационно-экономические отношения зависят от ряда внутренних и внешних условий. К внешним условиям относятся нормативно-правовые акты и целевые программы, которые определяют статус предприятия, а также ценовую, финансово-кредитную и налоговую политику государства. Внутренние условия включают формы собственности в организациях, наличие стратегии развития, бизнес-планов и внутрихозяйственного расчета, прогрессивных форм организации труда и его оплаты, симулирующих выпуск качественной конкурентной продукции.

В сложившихся условиях хозяйствования отношения не обеспечивают партнерам эффективности взаимодействия и не способствуют согласованному развитию связей между ними, поэтому возникают разного рода противоречия.

Состояние и тенденции развития организационно-экономических отношений мясного подкомплекса определяются проводившимися в стране социально-экономическими преобразованиями. Социально-экономические преобразования за анализируемый период можно разделить на три этапа. Первый этап характеризовался структурными преобразованиями, связанными с разрушением сложившихся организационно-правовых основ ведения агропромышленного производства, либерализацией рынка мяса и мясопродуктов, что вызвало спад производства, ухудшение финансового состояния отрасли.

Во второй этап (после дефолта 1998 г.), благодаря принятым мерам, направленным на стабилизацию ситуации, наблюдался прирост валовой продукции животноводства, который в последующем стал снижаться. Ухудшилось состояние производственного потенциала, высоким оставался удельный вес убыточных организаций. Стабильность рынка мяса и мясопродуктов обеспечивалась главным образом за счет высокой доли на нем импорта. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики [1], доля импорта в 2008 г. в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов сократилась и составила 31,7 % против 33,3 % в 2007 г.

Третий этап наступил с реализацией в 2006-2007 гг. приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», который предусматривал осуществление мер по ускоренному развитию животноводства. В 2006 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», а в 2007 г. - Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [2]. За 2006-2008 гг. несколько укрепилась экономика животноводства, снизился удельный вес убыточных хозяйств. Но, несмотря на принимавшиеся в последние годы меры, перечень и глубина проблем, решение которых необходимо для обеспечения развития мясного подкомплекса, возросли. В 2009 г. в хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота сократилось по сравнению с 1990 г. с 57,0 млн до 20,7 млн гол. (в 2,8 раза), свиней — с 38,3 млн до 17,3 млн гол. (в 2,2 раза).

Сложившиеся изменения в численности и структуре поголовья предопределили аналогичные изменения в валовом производстве мяса: если с 1970 по 1990 г. производство мяса имело тенденцию к росту, то с 1991 по 1999 г. наблюдается спад объемов его производства, а начиная с 2000 г. вновь наблюдается тенденция к росту производства мяса, хотя и незначительному. В 2009 г. производство скота и птицы в живой массе в хозяйствах всех категорий РФ составило 9,9 млн т [1].

В структуре производства мяса по видам за последние три года произошли значительные изменения, так как увеличилось производство свинины и мяса птицы как наиболее скороспелой и инвестиционно-возвратной продукции, а производство говядины значительно сократилось.

Сокращение производства мяса в аграрном производстве вызвано двумя группами причин — федерального и местного уровня. К первым относятся отсутствие государственного регулирования отношений, неэквивалентный обмен между сельским хозяйством и промышленностью (в том числе перерабатывающей), нарушение организационно-экономических отношений между сельскими товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, несовершенство ценообразования и низкий уровень платежеспособности населения.

Ко второй группе причин относятся прежде всего несовершенство организационно-экономических отношений между хозяйствами-участниками кооперации по выращиванию и откорму скота, экстенсивный характер развития животноводства, отсутствие материальной заинтересованности работников животноводства в конечных результатах труда; затратный механизм хозяйствования, вследствие чего производимая сельскохозяйственными производителями животноводческая продукция неконкурентоспособна.

Несовершенство организационно-экономических отношений в большей степени проявляется через существующую систему ценообразования. Действующие закупочные цены на крупный рогатый скот мясных пород не заинтересовывают ни производителей, ни переработчиков в улучшении качества продукции и потребительских свойств, так как закупочные цены на скот молочных, комбинированных и специализированных мясных пород устанавливаются одни и те же.

Действующие цены значительно ниже себестоимости выращивания скота и птицы и поэтому не только не заинтересовывают производителей в улучшении качества продукции, а зачастую способствуют снижению объемов производства или же его свертыванию.

О нарушении ценовых пропорций свидетельствует занижение доли сельских товаропроизводителей в цене на мясо и мясопродукты. Несовершенство закупочных цен и других рычагов концентрируют усилия сфер мясного подкомплекса на промежуточных результатах, обусловливают диспропорции в развитии производства и переработки животноводческой продукции. Так, в Пензенской области из-за межотраслевого диспаритета в 2009 г. потери выручки сельскохозяйственных производителей только от реализации крупного рогатого скота и свиней составили 1,2 млрд руб.

Важнейшим направлением обеспечения оптимальной сбалансированности и пропорциональности между стадиями производства конечной про-

дукции является модернизация организационно-экономических отношений в соответствии с изменениями в условиях хозяйствования. Отношения должны максимально стимулировать рост объемов конечного продукта с учетом потребительского спроса и платежеспособности населения, обеспечивать эквивалентный обмен и создавать благоприятные условия для расширенного воспроизводства на всех стадиях технологического процесса изготовления продукции. При этом каждое предприятие любой из сфер мясного подкомплекса должно вести политику увязки собственных интересов с интересами партнеров по бизнесу, обеспечивая при этом развитие с ними взаимовыгодных организационноэкономических отношений. Равная заинтересованность всех партнеров в получении конечного продукта является важным условием развития и возможна только в условиях их интеграции и кооперации при его производстве.

Потребность в крупных вертикально интегрированных структурах усилилась в период трансформации экономики страны, когда окончательно произошло разрушение организационно-экономических отношений между производителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции. В мясном подкомплексе Росиийской Федерации имеются примеры успешно работающих холдингов. К ним относится российский холдинг ОАО «Группа Черкизово», в состав которого входит ряд сельскохозяйственных организаций, а также ОАО «Мясоптицекомбинат "Пензенский"». Его финансовая устойчивость значительно повысилась после вступления в холдинг. После вхождения в состав агрохолдинга рентабельность ОАО «Мясоптицекомбинат "Пензенский"» повысилась более чем в четыре раза.

В настоящее время в мясном подкомплексе созданы крупные интегрированные формирования (агрофирмы и агрохолдинги) со сложной системой территориально-отраслевых отношений и корпоративным управлением. Они территориально размещены в нескольких регионах, при этом образуют замкнутую технологическую цепочку. Но целью этих формирований является не удовлетворение потребностей населения в мясных продуктах, а получение максимальной прибыли их собственниками. Лидерами при производстве мяса в стране в 2009 г. являлись всего шесть-восемь регионов, в которых созданы региональные системы управления мясными подкомплексами. В то же время в мясном подкомплексе всех регионов сохранились самостоятельные средние и мелкие организации, размещение производства которых базируется в пределах одного сельского поселения. В этих организациях имеются проблемы со сбытом продукции и снабжением их ресурсами, проблемы комплексного развития отдельных отраслей, а также проблемы взаимоотношений между сферами подкомплекса с учетом интересов каждой организации. Решение этих проблем требует государственного вмешательства.

Агропромышленное формирование должно способствовать нормальному материально-техническому снабжению производства, оказывать помощь в реализации продукции, обеспечивать юридическое и финансовое обслуживание структурных подразделений. В рамках агрохолдинга не всегда удается осуществлять все необходимые связи, поэтому усложняющаяся система отношений способствует дальнейшему развитию интеграции. По нашему мнению, наиболее полно интересам товаропроизводителей отвечает создание кластера, так как при этом они получают возможность обеспечить более высокий уровень эффективности, сбалансированности и управляемости эконо-

мики. Повышение эффективности своей деятельности за счет снижения издержек производства и обращения, достигаемого путем создания общей инфраструктуры (информационной, снабженческо-сбытовой, транспортной и др.), посредством повышения устойчивости и надежности функционирования на базе установления и поддержания прочных связей. Преимущество кластера относительно других форм объединений определяется реальными взаимоотношениями, а не членством. Кластерный подход позволяет выявить новые возможности для повышения производительности труда в мясном подкомплексе без снижения интенсивности конкуренции.

Кластеры принципиально отличаются от других форм координации организационно-экономических отношений, так как в одной местности возникают постоянно повторяющиеся неофициальные контакты (взаимодействия), которые стимулируют установление эффективных коммуникаций, снижают трансакционные издержки.

М. Портер [3] показал, что кластеры обеспечивают усиление взаимосвязанности, взаимодополняемости отраслей благодаря более быстрому распространению специфических для данного региона технологий, профессиональных навыков, информации и маркетинга (специфические конкурентные преимущества как бы перетекают через предприятия и отрасли). У предприятий, расположенных в одном регионе, существует много общих потребностей и возможностей, а также ограничений и препятствий.

Одно из важнейших преимуществ формирований кластерного типа -концентрация внимания не на отдельных отраслях, а на связях между отраслями, предприятиями и организациями. Они способствуют развитию производства и конкуренции; упрощению доступа к новейшим технологиям; распределению рисков в различных видах совместной деятельности; совместному выходу на внешние рынки; организации совместных научных исследований и процесса подготовки специалистов; снижению трансакционных издержек и т.д. [4].

Кластерный подход формирует такой механизм организационно-экономических отношений, который позволяет получать всем его участникам прибыль, эквивалентную затратам. Кластер порождает эффект масштаба производства, основой которого является наличие в лице одной из фирм инновационного ядра, стимулирующего производство новых видов продуктов и услуг. Преимуществом кластера также является гибкая структура, позволяющая одновременно производить нескольких видов продукции.

Конкурентным преимуществом кластера должно стать применение высоких технологий выращивания животных мясного направления и наиболее производительного современного оборудования и квалифицированного обслуживания. Но главная особенность этого кластера должна заключаться в организации опытно-селекционной станции, осуществляющей селекционноплеменную работу по развитию специализированного мясного скотоводства и племенного ядра на базе репродукторной фермы мясного направления в ООО «Сурагро» Камешкирского района, обеспечении племенным молодняком абердино-ангусской породы не только дочерних предприятий своего холдинга, но и других предприятий региона, причем в обеспечении неплатежеспособных предприятий на условиях товарного кредита с последующим расчетом продукцией. Для ускорения внедрения инноваций должны проводиться

консультации по применению технологий. Малые предприятия и фермеры пользуются такими услугами. Это является основой не только для роста производительности труда, но и для обновления стратегических различий (преимуществ), поддержания динамичной конкуренции в целом по отрасли.

Инновационная структура кластера способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств с последующей их коммерциализацией за счет высокой эффективности производственно-технологической структуры кластера. Это позволит участникам кластера стабильно осуществлять инновационную деятельность в течение продолжительного времени.

В качестве кластерообразующего звена в Пензенской области предлагается агрохолдинг ОАО «Группа Черкизово» (пензенский блок), в рамках которого представлен весь замкнутый цикл производства мяса, его переработка, а также реализация готовой продукции на внутреннем и внешнем рынке, что полностью соответствует кластерной организации (рис. 2). Кластер предлагается развиться на базе агрохолдинга, так как в нем уже имеется отлаженная инфраструктура. Ответственность по управлению кластером необходимо возложить официально на заместителя руководителя областной администрации, что обеспечит координацию действий всех элементов кластерной структуры.

Предлагаемый кластер представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций (сельскохозяйственных производителей мяса, мясокомбинатов, НИИ, индивидуальных предпринимателей, органов государственного управления, общественных организаций, Пензенской государственной сельскохозяйственной академии и т.д.). Кластер позволит использовать преимущества самых эффективных способов координации организационно-экономических отношений (внутрифирменная иерархия, партнерское взаимодействие и др.), что даст возможность быстро и эффективно осуществлять трансферт новых знаний, научных открытий, преобразуя их в инновации, востребованные рынком. При этом формирование устойчивых организационно-экономических отношений между участниками кластера является условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества.

Конкурентными преимуществами предлагаемого кластера являются:

- наличие крупного предприятия-интегратора, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию кластера;

- в качестве центрального звена кластера выступают организации, входящие в состав агрохолдинга, а кроме того, организации, являющиеся членами ассоциации сельскохозяйственных производителей мяса, т.е. предлагаемой нами организации саморегулирования;

- организация в составе кластера деятельности опытно-селекционной станции, занимающейся выведением новых высокопродуктивных и наиболее адаптированных к местным условиям пород животных мясного направления;

- координация взаимодействия участников системы в рамках производственных программ, инновационных процессов и пр.

Создание кластера исключительно важно для перевода экономики области на инновационный путь развития, что требует постоянных контактов участников инновационного процесса, позволяющих корректировать научные исследования и производственный процесс. Такое взаимодействие позволит организациям животноводства приспособиться к изменениям конъюнктуры.

124

Рис. 2. Формирование отраслевого кластера «Мясо» в Пензенской области

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Объединение участниками кластера имеющихся у них ресурсов способствует повышению эффективности производства, улучшению качества производимой продукции, применению инновационных энергосберегающих технологий и на этой основе удовлетворению интересов участников, а также эффективному регулированию совместной деятельности, которое позволит:

1) организовать производство, переработку и сбыт мяса и мясопродуктов на основе замкнутого технологического цикла в интересах всех участников;

2) укрепить партнерские отношения между сельскохозяйственными производителями мяса, предприятиями мясоперерабатывающей промышленности на основе согласованности их экономических интересов;

3) улучшить финансовое положение участников кластера за счет объединения капитала и ускорения оборачиваемости денежных средств;

4) расширить рынки сбыта мяса и мясопродуктов;

5) эффективно использовать ресурсный потенциал подкомплекса.

В отраслевом кластере «Мясо» принципы кооперации преобладают над принципами интеграции. В связи с этим организационно-экономические отношения между структурными звеньями кластера построены на сотрудничестве, характеризуются высоким уровнем согласования интересов и более характерны для агропромышленных формирований, основывающих свою деятельность на принципах кооперации и интеграции, позволяют получить максимальный синергетический эффект за счет образования единого интегрированного субъекта, действующего объединенно и взаимно.

Модернизация организационно-экономических отношений внутри кластера порождает новые возможности и ведет к обретению конкурентных преимуществ. Предприятия в составе кластера в процессе взаимодействия и сближения интересов постепенно преодолевают разобщенность и замкнутость на внутренних проблемах, что благотворно влияет на рост их технического уровня и конкурентоспособности.

Установлению длительных и прочных организационно-экономических отношений в кластере «Мясо» будет способствовать взаимообмен информацией между организациями, совпадение целей, координация и совместимость интересов горизонтально и вертикально связанных организаций, а также неформальные отношения отдельных специалистов и руководителей, их совместное участие в научных разработках, территориальная близость. Взаимный обмен информацией ставит в выгодные условия все организации кластера в их общей конкурентной борьбе на рынке.

Список литературы

1. Россия в цифрах. 2009: Краткий статистический сборник / Росстат. - М. : ИИЦ «Статистика России», 2009. - 525 с.

2. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» : [утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446].

3. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М. : Изд. дом «Вильямс», 2000. -495 с.

4. Ро манов, Л. Формирование агропромышленных кластеров в России / Л. Романов, В. Арашуков // АПК: экономика, управление. - 2008. - № 3. - С. 41-45.

Сергеева Ирина Анатольевна доктор экономических наук, профессор кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет

E-mail: iransergeeva@yandex.ru

УДК 637.5 Сергеева, И. А.

Модернизация организационно-экономических отношений в мясном подкомплексе / И. А. Сергеева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 2 (22). - С. 117-126.

Sergeeva Irina Anatolyevna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of management,

Penza State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.