Научная статья на тему 'Экономическая эффективность формирования молочного кластера на базе агрохолдинга'

Экономическая эффективность формирования молочного кластера на базе агрохолдинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОХОЛДИНГ / ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МОЛОЧНЫЙ КЛАСТЕР / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Епанчинцев Виталий Юрьевич

В статье предложена структура и дана оценка экономической целесообразности формирования молочного кластера Омской области на базе агрохолдинга с учетом прироста социально-экономических показателей его участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Епанчинцев Виталий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность формирования молочного кластера на базе агрохолдинга»

УДК 334.012.44

В.Ю. Епанчинцев Омская гуманитарная академия

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОЧНОГО КЛАСТЕРА НА БАЗЕ АГРОХОЛДИНГА

В статье предложена структура и дана оценка экономической целесообразности формирования молочного кластера Омской области на базе агрохолдинга с учетом прироста социально -экономических показателей его участников.

Ключевые слова: агрохолдинг, вертикальная интеграция, молочный кластер, экономическая эффективность.

Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации определен удельный вес продовольствия отечественного производства в общем объеме товарных ресурсов (не менее): зерна - 95%; сахара - 80; растительного масла - 80; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - 85; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - 90; рыбной продукции - 80; картофеля - 95 [1]. Молочно-продуктовый подкомплекс является проблемным звеном АПК в силу слабого развития материально-технической базы, недостатка полноценных кормов, уровня племенной работы, низкой рентабельности производства. Молоко и мо-локопродукты являются скоропортящимся товаром, спрос на который равномерно распределяется в течение года, тогда как производство молока продолжает сохранять сезонный характер. В Омском регионе традиционно имеются возможности для развития молочной отрасли, развиты перерабатывающие производства, есть спрос для вывоза продукции в Уральский регион и страны СНГ.

Однако достигнутый уровень развития отрасли недостаточен, не обеспечивает предприятиям конкурентных позиций на рынке продовольствия. Также обострились проблемы в сфере производства и оборота сельскохозяйственной продукции в связи с новыми рисками и угрозами, связанными с вхождением России в ВТО. Необходимы меры, направленные на оптимизацию межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском хозяйстве. В такой ситуации создание в молочной отрасли интегрированных структур холдингового типа является одним из важнейших инструментов развития современной аграрной экономики. Организация молочного скотоводства в форме интегрированных структур предоставляет их участникам ряд конкурентных преимуществ. Объединение материальных, финансовых, информационных и трудовых ресурсов, диверсификация деятельности, централизация управленческих процессов способствуют расширению рынка сбыта, снижению трансакционных издержек и предпринимательских рисков, получению синергетическо-го эффекта и устойчивому развитию молочно-продуктового подкомплекса АПК.

Вертикально интегрированная структура является одной из организационно-правовых форм, обеспечивающих аккумулирование капитала. Ее формирование экономически оправдано в агропромышленном комплексе, так как сельскохозяйственные предприятия с замкнутым циклом производства и переработки продукции (особенно в животноводстве) обладают высокой концентрацией производства и объединены общей технологической цепочкой. Агропромышленная интеграция в молочно-продуктовом подкомплексе Омской области способствует более эффективной организации производства, развитию инфраструктуры, повышению генетического потенциала крупного рогатого скота, созданию более рациональных «продуктовых цепочек» при исключении услуг многоступенчатого посреднического звена. Развитие интеграционных процессов обусловлено объективным экономическим процессом, связанным, с одной стороны, с общественным разделением труда и его специализацией, на-

учно-техническим прогрессом, природно-экономическими условиями. С другой - необходимостью взаимодействия между специализированными отраслями и видами аграрного и промышленного производства.

При этом организационно-экономический механизм концентрации аграрного производства и торгового капитала в регионе обеспечивает снижение трансакционных издержек при формировании каждой дополнительной интегрированной структуры в молочно-продуктовом подкомплексе АПК. Механизм обособленного движения торгового капитала как элемента индивидуального промышленного капитала заключается в следующем. Прежде всего, обособление торгового капитала происходит на первой стадии индивидуального кругооборота Д-Т, которая выражает включение определенных средств производства и рабочей силы в отдельный самостоятельный кругооборот капитала. Аграрное производство является массовым, оно предполагает значительные рынки факторов производства, которые создаются при содействии торгового капитала [3].

На заключительной стадии кругооборота торговый капитал в форме готовой продукции (Т') переходит от производителя к торговой организации и движется дальше - к конечному потребителю. Из торгового капитал превращается в инвестиционный капитал по причине того, что его движение меняется, усложняется. Сельскохозяйственная продукция теперь реализуется, превращается в денежную форму не при помощи одной метаморфозы Т'- Д', а при помощи двух: Д-Т-Д'. Кругооборот торгового капитала совершается параллельно кругообороту инвестиционного капитала и как бы независимо от него.

На основе исследования организационно-экономического механизма концентрации аграрного производства и торгового капитала в регионе выявлены следующие тенденции:

- создание агрохолдингов через авансирование торгового капитала в инвестиционные проекты в сфере АПК, в частности в предприятия молочно-продуктового подкомплекса;

- объединение сельскохозяйственных организаций с целью расширения взаимных возможностей;

- поглощение торговыми компаниями хозяйствующих субъектов АПК с целью расширения сфер деятельности головной компании;

- развитие агрохолдингов путем присоединения уже существующих экономических систем.

Торговый капитал является материальной основой для создания агрохолдингов через трансформацию торговой прибыли в инвестиционный капитал в целях производства сельскохозяйственной продукции. Главным направлением развития молочно-продуктового подкомплекса является диверсификация производства молочной продукции на территории региона с одновременным развитием социальной инфраструктуры сельских поселений. Эта закономерность прослеживается и в сформировавшихся в Омской области холдинговых структурах аграрного профиля. Однако следует отметить, что кроме ресурсов, инвестированных из сферы торговли в непрофильные активы, а именно в сельскохозяйственное производство, мощным стимулом для создания агрохолдингов является государственная поддержка. В частности, в долгосрочной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (20132020)» проработаны механизмы поддержки аграрного сектора экономики региона. На реализацию программы развития АПК правительство Омской области планирует привлечь более 30 млрд руб. из бюджетов различного уровня, а также на условиях софинансирования из внебюджетных источников [5].

В 2013 г. запланировано строительство девяти новых животноводческих объектов на 3280 голов, а также реконструкция и модернизация старых ферм для размещения еще 4000 голов крупного рогатого скота. При этом будет реализован ряд инвестиционных проектов в сфере молочного животноводства на сумму 650 млн руб. Предприятия, специализирующиеся на молочном животноводстве, с 2013 г. получают государственные субсидии на каждый литр реализованного молока. За высший сорт - 1,5 руб., за первый - 50 коп. Кроме того, из бюд-

жета субъекта Федерации компенсируются затраты на производство молока второго сорта в размере 40 коп. за литр [4]. В условиях вступления России в ВТО эти точечные меры государственной поддержки позволят сократить объем вывоза сырья за счет повышения глубины его переработки. Организовать эту работу должным образом позволит создание совокупности агропищевых кластеров, которые планируется разделить на молочный, мясной, масло-жировой, мукомольно-хлебопекарный, ликероводочный, овощной и льняной кластеры различного масштаба в зависимости от вида выпускаемой продукции.

Мы предлагаем сформировать кластер молочного профиля в Омской области на базе агрохолдинга «Агрокомплекс «Ударный» в рамках новых форм координации хозяйствующих субъектов и инновационных структур. Прогнозируемая структура молочного кластера на базе агрохолдинга представлена на рисунке. Модель формирующегося кластера содержит четыре основные системы, имеющие разное функциональное назначение, которые позволяют обеспечить эффективное развитие молочно-продуктового подкомплекса АПК. К основным принципам формирования данной структуры, оказывающим целенаправленное воздействие на организационно-экономические процессы молочного кластера, относятся принципы добровольности, государственно-частного партнерства, внедрения инноваций, присутствия агрохолдинга, ориентации на конечного потребителя, экономической эффективности, материальной ответственности, гласности.

Предлагается объединить участников кластера в некоммерческое партнерство «Ударный». Целью данного партнерства является обеспечение стабильного развития предприятий молочно-продуктового подкомплекса Омской области посредством решения задач диверсификации производства, интенсификации племенной работы, стабилизации кормовой базы, расширения рынка сбыта продукции, снижения яловости коров, снижения трансакционных издержек, повышения уровня заработной платы на селе. Миссия регионального кластера -развитие и совершенствование производства на всех этапах жизненного цикла производства молока и молочной продукции, отличающегося устойчивыми качествами и высокой экономической эффективностью производимой продукции для оптовых и розничных покупателей. Главная цель кластера - обеспечение максимума прибыли для всех экономических субъектов, объединенных в нем финансовыми и технологическими связями, устойчивый рост конкурентоспособности кластерной продукции.

По нашему мнению, система управления эффективным развитием молочного кластера должна иметь организационную структуру, состоящую из ряда блоков, включающих совокупность организаций, региональных министерств и ведомств по направлениям деятельности, формирующих приоритеты и осуществляющих деятельность по повышению эффективности развития молочно-продуктового подкомплекса Омской области. Ключевым блоком в системе управления должно стать «Ядро кластера», которое составляют организации, управляющие развитием молочного кластера. Необходимо формирование системы государственно-частного (социального) партнерства в системе управления кластером, отражающееся во взаимодействии органов региональной власти и группы коммерческих и некоммерческих организаций в процессе управления.

В настоящее время ряд организаций, не являющихся непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции, имеет собственный положительный опыт решения аграрных проблем (Омский союз предпринимателей, Торгово-промышленная палата Омской области, Омский региональный бизнес-инкубатор), который необходимо изучать и использовать в процессе деятельности молочно-продуктового кластера. Рамки статьи не позволяют детально раскрыть организационно-экономический, технологический и нормативно-правовой механизмы формирования кластера и его деятельности, а также конкретные функции агрохолдинга в разрезе возникающих барьеров и противоречий, а также способов их разрешения. В связи с этим более подробно остановимся на предложениях, которые позволят стабилизировать эффективное развитие молочно-продуктового подкомплекса АПК Омской области (таблица).

Экономическая целесообразность формирования молочного кластера Омской области __на базе ООО «Агрокомплекс «Ударный»_

Прирост социально-экономических показателей Участники кластера

Агрокомплекс «Ударный» Предприятия молочно-продуктового подкомплекса АПК Омской области (на 1 предприятие) Центр кластерного развития Правительство Омской области Прочие участники кластера (образовательные учреждения, НИИ и др.)

Производство сырого молока в год, тыс. т 3,7 0,4 - Создание прецедента формирования кластера в регионе Обеспечение благоприятных условий дальнейшего развития -

Производство молочной продукции в год, тыс. т 7,1 0,2 - -

Рентабельность, % 8,2 2 - 9,5

Снижение тран-сакционных издержек в год, тыс. т 655 354 - 512

Рабочие места 45 12 5 32

Поступления в бюджеты разных уровней в год, тыс. руб. 17 040 837 650 4642

Нефинансовая эффективность Усиление бренда «Ударный» Расширение рынка сбыта Продвижение производства импорта замещающей продукции Расширение рынка сбыта инновационных услуг

Формирование молочного кластера поможет решить экономические и социальные проблемы сельских территорий. Прирост налоговых поступлений позволяет решать задачи социального развития территории кластера за счет муниципальных областных программ, а рост занятости и уровня доходов населения создает возможность для улучшения качества жизни на селе. Развитие кластера обеспечит занятость экономически активного сельского населения, снизит социальную напряженность и обеспечит достойный уровень жизни на селе [2]. В конечном счете это и обеспечивает устойчивое развитие сельских территорий. Молочный кластер станет необходимым базисом для повышения конкурентоспособности регионального аграрного производства и его перехода на более качественный уровень эффективного развития. Рентабельное и устойчивое развитие молочного кластера в Омской области должно строиться на принципах, сложившихся в условиях рыночных экономических отношений, таких, как принципы добровольности, государственно-частного партнерства, внедрения инноваций, присутствия агрохолдинга, ориентации на конечного потребителя, экономической эффективности, материальной ответственности, гласности, и иметь целенаправленный, поступательный и методичный характер.

Таким образом, разработанная структура организационно-экономических отношений в процессе формирования кластера молочного профиля, учитывающая организационно-экономический, технологический и нормативно-правовой механизмы деятельности кластера, позволяет разрушить возникающие барьеры и устранить противоречия, повысить эффектив-

ность аграрных предприятий. Общая координация развивающегося явления должна складываться на основе взаимодействия органов государственного управления, агрохолдинга, некоммерческих и коммерческих организаций - эффективного инструмента, подтвержденного практикой рыночных отношений. Выявлена высокая социально-экономическая и бюджетная эффективность раскрытых в данной статье предложений. На примере ООО «Агрокомплекс «Ударный» при реализации кластерных инициатив производство товарной продукции увеличится на 9,5%, рентабельность предприятия - на 8,2%, бюджетная эффективность предприятия - на 17 040 тыс. руб. в год. Для достижения эффективного развития предприятий молочно-продуктового подкомплекса АПК Омской области необходимо формирование системы государственно-частного (социального) партнерства в управлении кластером, которая будет отражена во взаимодействии органов региональной власти, вертикально интегрированного формирования и системы некоммерческих организаций в процессе управления и сводится к развитию инфраструктуры, организационно-экономической поддержке, а также созданию условий для хозяйствующих субъектов в рамках кластерного развития.

Библиографический список

1. Об утверждении доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».

2. Аничин, В.Л. Совершенствование межотраслевых взаимодействий в молочно-продуктовом подкомплексе / В.Л. Аничин, Д.Ю. Чугай. - Белгород : БелГСХА, 2011. - 213 с.

3. Броншпак, Г.К. Модель Леонтьева в микроэкономике : стратегия управления деятельностью кластера молочного портфеля : монография / Г.К. Броншпак, С.И. Чернышев. - Харьков : АВЭК, 2009 - 323 с.

4. Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.mcx.ru, свободный.

5. Омская губерния : портал правительства Омской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.omskportal.ru, свободный.

© Епанчинцев В.Ю., 2013

Автор статьи - Виталий Юрьевич Епанчинцев, старший преподаватель, Омская гуманитарная академия. Рецензент - Д.М. Радичка, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия.

Законодательное собрание Омской области

Блок законодательного закрепления

Правительство Омской области

Центр кластерного развития

Отдел стратегического планирования и инвестиционной политики

Отдел мониторинга, разработки и реализации кластерных проектов

Экспертный совет

Ядро кластера

II I

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области

Министерство экономики Омской области

Сельскохозяйственные организации Омской области

Агрокомплекс «Ударный»

т

т

Блок реализации сельскохозяйственной продукции

Покупатели с.-х. продукции

—Г

Торговая сеть

Перерабатывающие предприятия

Инновационный блок

Высшие учебные заведения и НИИ

Комплекс сайтов в сети Интернет

Информационно-консультационная служба

Блок подготовки кадров

Служба занятости Омской области

Образовательные структуры региона

Структура кластера молочного профиля в Омской области на базе агрохолдинга «Агрокомплекс «Ударный»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.