Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ АСПИРАНТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА: ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ АСПИРАНТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА: ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / АСПИРАНТ / ТРАНСПОРТНЫЙ ВУЗ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасова Марина Николаевна, Сироткин Вячеслав Викторович, Костюков Александр Владимирович

Статья затрагивает проблемы, связанные с подготовкой кадров высшей квалификации в транспортном вузе. Актуальность исследования обуславливается продолжающимся реформированием высшей школы, в частности, образовательных программ аспирантуры; социально-экономической и эпидемиологической ситуацией. Проектирование траектории аспирантского образования на основе оценки аспирантами образовательного процесса в период с марта 2020 г. по декабрь 2021 года явилось целью нашего исследования. Референтная группа составляла 59 обучающихся в аспирантуре транспортного вуза (1 и 4 курсы). Положительная реакция на организацию гибридного обучения была зафиксирована у респондентов 1 и 4 курсов (69,70 % и 69,23% соответственно). В качестве гибридной модели рассматривается такая организация учебного процесса: онлайн лекции + онлайн практические (при необходимости) + проведение эксперимента в реальном времени и режиме + онлайн индивидуальные консультации. При этом доля видов деятельности (онлайн и офлайн варьируется с учетом курса и специальности), так как при этом можно уменьшить конфликт между научно-исследовательской и учебной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкасова Марина Николаевна, Сироткин Вячеслав Викторович, Костюков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE POSTGRADUATE MODEL OF THE RAILWAY UNIVERSITY: EVALUATION AND PROSPECTS

The article touches upon the problems related to the training of higher qualification personnel at the transport university. The relevance of the study is due to both the ongoing reforms of higher education and postgraduate educational programs, in particular, and the socio-economic and epidemiological situation. Designing the trajectory of postgraduate program for transport professionals on the basis of evaluation of the educational process in the period from March 2020 to December 2021 by the doctoral students was the purpose of our study. The reference group consisted of 59 doctoral students of the Transport university (1 and 4 courses). Positive reaction to the organization of hybrid learning was recorded by the respondents of the 1st and 4th courses (69.70% and 69.23% respectively). The following organization of the educational process as a hybrid model was proposed: online lectures + online practical classes (if necessary) + online conducting and discussing experiment + online individual consultations. The proportion of activities (online and offline) varies according to the course and the specialty. Due to it the conflict between research and learning activities can be reduced.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ АСПИРАНТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА: ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат филологических наук, доцент Черкасова Марина Николаевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону); специалист по подготовке кадров высшей квалификации отдела докторантуры и аспирантуры, ассистент Сироткин Вячеслав Викторович Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону); начальник отдела докторантуры и аспирантуры, кандидат технических наук, доцент Костюков Александр Владимирович Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» (г. Ростов-на-Дону)

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ АСПИРАНТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВУЗА: ОЦЕНКА

И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Статья затрагивает проблемы, связанные с подготовкой кадров высшей квалификации в транспортном вузе. Актуальность исследования обуславливается продолжающимся реформированием высшей школы, в частности, образовательных программ аспирантуры; социально-экономической и эпидемиологической ситуацией. Проектирование траектории аспирантского образования на основе оценки аспирантами образовательного процесса в период с марта 2020 г. по декабрь 2021 года явилось целью нашего исследования. Референтная группа составляла 59 обучающихся в аспирантуре транспортного вуза (1 и 4 курсы). Положительная реакция на организацию гибридного обучения была зафиксирована у респондентов 1 и 4 курсов (69,70 % и 69,23% соответственно). В качестве гибридной модели рассматривается такая организация учебного процесса: онлайн лекции + онлайн практические (при необходимости) + проведение эксперимента в реальном времени и режиме + онлайн индивидуальные консультации. При этом доля видов деятельности (онлайн и офлайн варьируется с учетом курса и специальности), так как при этом можно уменьшить конфликт между научно-исследовательской и учебной деятельностью.

Ключевые слова: аспирантура, аспирант, транспортный вуз, цифровые технологии, научно-исследовательская деятельность, учебная деятельность.

Annotation. The article touches upon the problems related to the training of higher qualification personnel at the transport university. The relevance of the study is due to both the ongoing reforms of higher education and postgraduate educational programs, in particular, and the socio-economic and epidemiological situation. Designing the trajectory of postgraduate program for transport professionals on the basis of evaluation of the educational process in the period from March 2020 to December 2021 by the doctoral students was the purpose of our study. The reference group consisted of 59 doctoral students of the Transport university (1 and 4 courses). Positive reaction to the organization of hybrid learning was recorded by the respondents of the 1st and 4th courses (69.70% and 69.23% respectively). The following organization of the educational process as a hybrid model was proposed: online lectures + online practical classes (if necessary) + online conducting and discussing experiment + online individual consultations. The proportion of activities (online and offline) varies according to the course and the specialty. Due to it the conflict between research and learning activities can be reduced.

Key words: postgraduate program, doctoral student, Transport university, digital technologies, research activity, learning activity.

Введение. Подготовка кадров для научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро предприятий, научных организаций и вузов неразрывно связана с эффективной деятельностью аспирантуры. Современная российская аспирантура, как образовательный институт до 2022 года представляла 4 ступень высшего образования после бакалавриата или магистратуры или специалитета. При этом дискуссии вокруг модернизации и реформирования аспирантского образования становятся все более обсуждаемыми в силу необходимости соответствия современным требованиям к подготовке современного ученого: внедрение технологий и инноваций, социальных, культурных трансформаций и эпидемиологической обстановки [1, 3]. Актуальность исследования перспектив развития послевузовского (аспирантского) образования обуславливается такими факторами:

1) продолжающееся реформирование образовательных программ аспирантуры, начиная с 2011 года [5, 9];

2) необходимость интеграции научной и образовательной составляющей в системе подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. При этом сохраняется весь репертуар образовательного интерактива (учебные планы и программы, обязательное посещение занятий, взаимодействие с преподавателями, научными руководителями, руководителями практик, сдача экзаменов и зачетов), сами субъекты образовательного процесса (преподаватель образовательной дисциплины - аспирант; научный руководитель - аспирант). Дуализм современного процесса обучения в аспирантуре актуализируется в конфликте образовательной и научно-исследовательской компонент обучения в аспирантуре. Аспирант одновременно обучается в соответствии с государственными образовательными стандартами и занимается подготовкой научно-квалификационной работы (диссертации). С одной стороны, существующая система аттестации аспиранта и возможность его дальнейшего обучения предполагает посещение занятий, сдачу рефератов, тестов, зачетов и экзаменов. С другой - сбор материала и анализ научной литературы, выбор методов исследования, проведение эксперимента, обобщение результатов изысканий, написание научных статей, защита научно-квалификационной работы (диссертации);

3) современная эпидемиологическая ситуация и оптимизация образовательного процесса: выбор образовательной траектории и обоснование потенциальной модели образования в современных условиях.

Современный образовательный процесс представляет противоречие различных позиций с точки зрения реализации задач аспирантского образования: конфликт образовательных моделей, актуализация конфликтогенного потенциала современного дуалистичного процесса аспирантского образования. Это проявляется как в противопоставлении научно-исследовательской и образовательной траекторий, так и в «болевых точках» дистанционного образования, интегрируемого в модель традиционного образования и наоборот.

Противоречия в современном аспирантском образовании можно представить следующим образом: 1) научно-исследовательская - учебная деятельность; 2) в рамках самой учебной деятельности существуют различные форматы обучения: традиционный - дистанционный - смешанный (гибридный).

Современный период неопределенности и неустойчивости образовательной траектории для всех ступеней высшего образования требует рассмотрения возможных решений для устойчивого развития образовательной модели аспирантуры и формирования компетентностного поля, отвечающего требованиям наукоемкого производства и технологического общества. Организация образовательного процесса подготовки кадров высшей квалификации в период COVID-19 pandemic позволили сформулировать гипотезу о негативном отношении аспирантов к модели образовательного процесса, которая была реализована с марта 2020 г. по декабрь 2021 года.

Цель работы - спроецировать потенциальную образовательную модель аспирантского образования на основе оценки аспирантами образовательного процесса в период с марта 2020 г. по декабрь 2021 года.

Исследовательские вопросы (RQ): RQ 1. Каково отношение аспирантов транспортного вуза к различным образовательным форматам, реализованным в период COVID-19 pandemic? RQ 2. Какая модель подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации приемлема в современном мире?

Изложение основного материала статьи. Одним из основных мировых научных трендов 2020-2022 годов было исследование образовательного процесса с точки зрения его организации в высшей школе в период пандемии и постпандемический период, выявление «болевых точек» такого формата обучения, оценка и состоятельность потенциала дистанционного обучения [2, 4, 6, 7] и внедрение инновационных технологий [10, 12, 13], влияние интернета на формирование личности [8]. В исследовании Л. Баевой и др. [6], основанном на изучении опыта онлайн обучения в России, Европе, США и Африки, подчеркивается позитивное влияние такого формата на студентов высшей школы, но не на обучающихся средней школы. В качестве причин авторы называют самостоятельность и способность к самоорганизации студентов, но не школьников, что позволяет распорядиться своим временем оптимально. Исследование потенциала онлайн обучения и его оценка важна в глобальном масштабе. В работе иранских ученых [11] отмечается удовлетворенность онлайн форматом только у 20.75% студентов. А российские и вьетнамские авторы отмечают неудовлетворенность дистанционным форматом у 52% студентов из Вьетнама и у 41% российских студентов [7]. Согласно данным [7] российские (70%) и вьетнамские (60%) студенты отмечают такие черты онлайн обучения, как ориентация на самостоятельную работу и поиск необходимой информации.

Таким образом, обзор научной литературы задает векторы новой образовательной модели: самостоятельное изучение, самоорганизация, оптимизация времени, возрастной фактор. Эти аспекты являются ключевыми для организации образовательной и научно-исследовательской работы аспиранта и одновременной реализации образовательной и научно-исследовательской компонент. Организация работы института аспирантуры и интеграция образовательной модели в период пандемии не получила достаточного освещения в научной литературе.

Исследование проводилось на базе железнодорожного вуза России (Ростов-на-Дону) в июне-октябре 2021 года. Для получения ответов на первый вопрос использовались такие эмпирические методы, как опрос, беседа, изучение результатов деятельности реципиентов.Для исследования вопроса о вероятностной модели образования в аспирантуре был применен метод анализа, синтеза и моделирования. Для представления результатов исследования использовался количественно-описательный метод. Обработка эмпирического материала проводилась в компьютерной программе Excel (Microsoft Office). Округление бесконечных дробей производилось до сотых.

В опросе участвовали аспиранты 1 и 4 курсов. Таким образом, были продемонстрированы реакции обучающихся, с одной стороны, на сам новый формат обучения - цифровой и, с другой, на весь период обучения в аспирантуре (начало обучения (1 курс) и окончание обучения (4 курс)). Количественный и качественный состав обучающихся (специальность, возраст и пол) представлены в таблицах 1 и 2. Буквенные обозначения маркируют направление подготовки. "T" -технические специальности, связанные с эксплуатацией подвижного состава и жизнеобеспечением железнодорожной инфраструктуры. "IT" - информационные технологии. "SH" - специальности социально-гуманитарного цикла (Юриспруденция).

Таблица 1

Количественный и качественный состав респондентов 1 курса

№ п/п Маркер Возрастной диапазон (количество респондентов) Всего Гендерный признак (количество)

специальности 23-24 25-30 31-40 41-48 М Ж

1. "T" 11 4 7 4 26 16 10

2. "IT" 1 4 1 - 6 5 1

3. "SH" - 1 - - 1 - 1

ВСЕГО 12 9 8 4 33 21 12

Таблица 2

Количественный и качественный состав респондентов 4 курса

№ п/п Маркер специальности Возрастной диапазон (количество респондентов) Всего Гендерный признак (количество)

25-30 31-40 41-49 М Ж

1. "T" 13 6 4 23 16 7

2. "IT" 3 - - 3 3 -

ВСЕГО 16 6 4 26 19 7

В результате анкетирования 59 аспирантов 1 (33 человека) 4 курса (26 человек) с целью выявления их отношений к новому образовательному формату в результате постоянного изменения эпидемиологической обстановки и смены образовательных форматов (традиционный- дистанционный (онлайн) - смешанный) в экстремальном (март 2020 г) и прогнозируемых режимах (октябрь 2020-январь 2021, конец октября 2021 - начало декабря 2021) были проанализированы реакции на 6 вопросов о предпочитаемом формате обучения в аспирантуре (Таблица 3).

Интерпретация реакций на вопросы о формате обучения подверглась качественно-количественному анализу, что позволило представить вероятностную модель образования в аспирантуре железнодорожного вуза.

На базе интерпретации реакций аспирантов на различные форматы обучения, реализованные в период пандемии (RQ 1) получена вероятностная образовательная модель образования, учитывающая формат обучения, способы и методы обучения ^ 2).

Таблица 3

Потенциальная модель образования

№ п/п Предпочитаемый формат обучения в аспирантуре Курс Наименование маркера Реакция

«T» «T» «T» «IT» «IT» «IT» «SH» «SH» «SH»

ДА НЕТ ДРУГОЕ ДА НЕТ ДРУГОЕ ДА НЕТ ДРУГОЕ

Число реакций в %

1. Только традиционное обучение. 1 27,27 30,30 21,21 - 3,03 15,15 3,03 - -

4 46, 15 38,46 3,85 3,85 7,69 - - - -

2. Дистанционно только лекции. 1 36,36 15,15 27,27 18,18 - - - 3,03 -

4 88,46 - - 7,69 3,85 - - - -

3. Лекции -дистанционно; практические -очно. 1 30,30 27,27 21,21 - - 18,18 - 3,03 -

4 61,54 26,92 - - 11,54 - - - -

4. Лекции -дистанционно; практические -дистанционно по необходимости; эксперимент - очно; индивидуальные консультации -очно. 1 51,52 18,18 9,09 18,18 - - - 3,03 -

4 57,69 26,92 3,85 11,54 - - - - -

5. Только дистанционное обучение. 1 33,33 36,36 9,09 6,06 - 12,12 - 3,03 -

4 7,69 76,92 - 3,85 11,54 - - - -

6. Вы хотите возврат к дистанционному обучению? 1 36,36 9,09 33,33 12,12 - 6,06 - 3,03 -

4 - 50,00 38,46 - - 11,54 - - -

Таблица демонстрирует различное восприятие и принятие дистанционного обучения аспирантами 1 и 4 годов обучения. При этом реакции аспирантов различны и в зависимости от направления подготовки. «IT» респонденты 1 курса демонстрируют солидарность всех реакций. Аспиранты выпускного курса выразили практически амбивалентное отношение к дистанционному обучению: 46,15% («Т») и 3,85% («IT») высказались только за традиционный формат обучения, при этом 38,46% («Т») и 7.69% ("IT") допускают и другой формат. 3,85% аспирантов 4 курса говорят о возможности ввода дистанционного обучения в случае ухудшения эпидемиологической ситуации и демонстрируют готовность к такому формату. Аспиранты 1 курса, наоборот, демонстрируют, на наш взгляд, более глубокое и осмысленное погружение в дистант. Неудовлетворенность только традиционной формой обучения демонстрируют 30,30% («Т») и 3,03% («IT»). Только традиционный формат был выбран 27,27% («T») и 3,03% («SH») аспирантами 1 курса. 21,21% («T») и 15,15% («IT») демонстрируют реакцию «ДРУГОЕ», которая декодирована «в случае ухудшения эпидемиологической ситуации», «все равно». Только за традиционный формат высказались 27.27% («T») и 3.03% («SH») аспирантов 1 курса.

Положительное отношение к on-line лекциям более последовательно прослеживается у аспирантов 4 года обучения. 88,46% («T») и 7,69% («IT») против 36,36% («T») и 18,18% («IT»).

Третий и четвертый вопросы демонстрируют еще не сформировавшееся отношение к уже реализованным форматам в период COVID-19 pandemic, так как полученные реакции о формате актуализации различной образовательной деятельности отличаются. Например, если при ответе на 2 вопрос об онлайн лекциях был получен результат «ДА» у 88,46% («T») и 7,69% («IT»), что составляет 96,15%, то уже комбинация с другим видом учебной и исследовательской деятельности (проведение практических, эксперимента, индивидуальных консультаций) демонстрирует иные результаты, что отражено в таблице 3.

При этом анализ реакций на 3 вопрос продолжает последовательно интерпретировать устойчивую реакцию аспирантов 4 курса на on-line формат лекций. Такой формат в комбинации с очными практическими занятиями удовлетворяет 61,54% («T») аспирантов 4 курса. Но не удовлетворяет 26,92% («T») и 11,54% («IT»). Довольно-таки последовательно выражена реакция на такой формат (лекции - дистанционно; практические - очно) выражена и у аспирантов 1 курса, которые дали ответ «ДРУГОЕ» - 21,21% («T») и 18,18% («IT»), что декодируется «в случае ухудшения эпидемиологической ситуации», «все равно». Реакции «ДА» (30,30% («T»)) и «НЕТ» (27,27% («T») и 3,03% («IT»)) представлены в равной степени.

Более подробное разграничение видов учебной и научно-исследовательской деятельности (лекции, практические, эксперимент, консультации), представленные в 4 вопросе, демонстрируют последовательность реакций у 4 курса: положительная реакция на предложенную модель зафиксирована у 50,00% («T») и 11,54% («IT»), что совпадает с их же реакцией «ДА» (61,54%) на формат «лекции - дистанционно; практические - очно», но с изменением качественного состава респондентов (Таблица 3). Положительная реакция аспирантов 1 курса на такую модель отличается незначительно - 57,69% («T») и 11,54% («IT»).

Вопросы 5 и 6 (Таблица 3) демонстрируют общую реакцию аспирантов 1 и 4 курса различных направлений подготовки на дистанционное обучение.

Выводы:

1) Неоднородность оценок различного формата обучения, на наш взгляд, объясняется новизной организации самой образовательной деятельности в период COVID-19 pandemic и не сформировавшимся отношением к такой образовательной деятельности.

2) Аспиранты различных специальностей и курсов продемонстрировали различные реакции как на сам дистанционный формат, так и на виды образовательной и исследовательской деятельности. Аспиранты 1 года обучения выразили довольно-таки толерантное отношение к on-line обучению и к его возможной постоянной реализации: 36,36% («Т») и 12,12% («IT»). При этом негативного отношения к такому формату обучения не испытывают 33,33% («Т») и 6,06% («IT»), так как эти 39.39% респондентов готовы заниматься дистанционно в случае ухудшения эпидемиологической ситуации или они не видят разницу в очном и дистанционном формате. Негативное отношение к он-лайн формату было зафиксировано лишь у 9,09% («T») и 3,03% «SH» при расшифровке вопроса о возможном возврате к он-лайн обучению. Совершенно противоположная реакция на возможность продолжения онлайн обучения зафиксирована у респондентов 4 курса. 50,00% («T») не желают учиться дистанционно на 4 курсе. 38,46% («T») и 11,54% («IT») допускают он-лайн формат в случае необходимости.

3) Такая неоднозначная реакция аспирантов демонстрирует возможность реализации гибридной образовательной модели, основанной на актуализации онлайн формата лекций, очном формате для проведения эксперимента, практических занятий и консультаций в зависимости от курса обучения. Гибридная модель, в силу своей гибкости, позволит осуществлять подготовку кадров высшей квалификации с учетом современных образовательных и технологических тенденций и оптимизировать сам процесс научно-исследовательской работы.

Литература:

1. Бедный, Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra / Б.И. Бедный // Высшее образование в России. - 2017. - № 4 (211). - С. 5-16

2. Исаева, Т.Е. Компетенции и «электронная» педагогическая культура преподавателя высшей школы в постпандемическом мире / Т.Е. Исаева // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 6. - С. 80-96. - DOI: 10.31992/0869-3617-2021 -30-6-80-96.

3. Сенашенко, В.С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии / В.С. Сенашенко // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - № 3. - С. 58-73. - DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-58-73.

4. Черкасова, М.Н. Формирование цифровых коммуникативных иноязычных компетенций: реальность и перспективы (на примере преподавания иностранного языка в техническом вузе) / М.Н. Черкасова, А.В. Тактарова // Труды 19-й Международной научно-практической конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». - Сборник 19. - Ростов н/Д: Ростов. гос. ун-т путей сообщения. - 2022. - С. 209-216

5. Шестак, В.П. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле / В.П. Шестак, Н.В. Шестак // Высшее образование в России. - 2015. - №12. - С. 22-23

6. Цифровой поворот в российском образовании: от проблем к возможностям / Баева Л.В., Храпов С.А., Ажмухамедов И.М. [и др.] // Ценности и смыслы. - 2020. - № 5 (69). - С. 28-44

7. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения / Носкова А.В., Голоухова Д.В., Проскурина А.С., Нгуен Т.Х. // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - No 1. -С. 156-167. - DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167.

8. Cherkasova, M. Negative impact of digital freedoms on Russian youth / M. Cherkasova, A. Taktarova // Proc. E3S Web Conf. - 2021. - 273. - 10015. - https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127310015.

9. Chercasova, M. E-learning for transportation professionals (post graduate program) during the COVID-19 pandemic / M. Chercasova, V. Sirotkin, A. Kostyukov // Transportation Research Procedia. -Volume 63. - 2022. - P. 254-263. -D0I:10.1016/j.trpro.2022.06.011.

10. Intelligent Framework and System for Remote Monitoring and Prediction of Power Transformer Conditions / A. Chernov, M. Butakova, A. Kostyukov, O. Kartashov // RelStat-2021 (The 21th International Multi-Conference Reliability and Statistics in Transportation and Communication). - Riga. - Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. - Т. 410. - LNNS. - С. 321-330

11. Namdar, L.Y.P. Factors related to students' satisfaction with holding e-learning during the Covid-19 pandemic based on the dimensions of e-learning / L.Y.P. Namdar, R. Panahi, L. Dehghankar // Heliyon. - 2021. - 7(7). - DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021 .e07628.

12. Pigalev, D.A. Development methodological support for the educational process in the technical university (on the example of the software package "COMSOL Multiphysics" / D.A. Pigalev, V.V. Sirotkin, A.O. Polunina // Сб. науч. трудов «Преподаватель высшей школы в XXI веке» (сборник № 19). - Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2022. - С. 192-198

13. Sirotkin, V.V. Computer modeling as a progressive method of training learning in technical universities (on the example of the software package "COMSOL Multiphysics" / V.V. Sirotkin, D.A. Pigalev // Сб. науч. трудов «Преподаватель высшей школы в XXI веке» (сборник № 18). - Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2021. - С. 133-137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.