Научная статья УДК 130.2:37(510)
htlps://doi.org/10.24158/fik.2023.10.12
Модернизация образования Китая в контексте антропологии образования: теоретические позиции китайских философов
Сюй Ин
Забайкальский государственный университет, Чита, Россия, 1986354138@qq.com
Аннотация. В статье представлена интерпретация теорий китайских философов, посвященных проблемам антропологии образования. В последние годы на волне модернизации данной сферы, реализуемой с «китайской спецификой», исследователи в области философии образования обращают внимание не столько на анализ указанного процесса, сколько на его содержание. Обращаясь к работам западных теоретиков в области антропологии и философии образования, китайские ученые, как бы вычленяя в их теории «рациональное звено», оформляют свою интерпретацию модернизации указанной общественной сферы с учетом национальных, этнических, личностных критериев, определяя методы антропологии образования, целесообразность обращения к этнологии и к культуре тех районов, где проживают национальные меньшинства. В статье проанализированы работы китайских исследователей, впервые введенные в российский научный дискурс.
Ключевые слова: теории антропологии образования, китайские философы, модернизация образования, модернизация образования с «китайской спецификой», теория многообразия культур и этносов, парадигма антропологии образования Китая, парадигма мультикультурализма, философия культуры Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Сюй Ин. Модернизация образования Китая в контексте антропологии образования: теоретические позиции китайских философов // Общество: философия, история, культура. 2023. № 10. С. 91-95. https://doi.org/10.24158/fik.2023.10.12.
Original article
Modernization of Chinese Education in the Context of the Anthropology Education: Theoretical Positions of Chinese Philosophers
Xu Ying
Trans-Baikal State University, Chita, Russia, 1986354138@qq.com
Abstract. The article touches upon the interpretation of the theories of Chinese philosophers regarding the problems of anthropology of education. In recent years, on the wave of modernization of this sphere, implemented with "Chinese specificity", researchers in the field of philosophy of education pay attention not so much to the analysis of this process as to its content. Turning to the works of Western theorists in the field of anthropology and philosophy of education, Chinese scientists, as if singling out a "rational grain" in their theory, form their interpretation of the modernization of this public sphere, taking into account national, ethnic, personal criteria, determining the methods of anthropology of education, the expediency of reference to ethnology and to the culture of those areas where national minorities live. The article analyzes the works of Chinese researchers, first introduced into the Russian scientific discourse.
Keywords: theories of anthropology of education, Chinese philosophers, modernization of education, modernization of education with "Chinese specificity", theory of diversity of cultures and ethnicities, paradigm of Chinese anthropology of education, paradigm of multiculturalism, philosophy of culture Funding: Independent work.
For citation: Xu Ying (2023) Modernization of Chinese Education in the Context of the Anthropology Education: Theoretical Positions of Chinese Philosophers. Society: Philosophy, History, Culture. (10), 91-95. Available from: doi:10.24158/fik.2023.10.12 (In Russian).
Теория и практика современного российского образования характеризуются активным процессом формирования новых подходов к процессу обучения. Аналогичная тенденция наблюдается и в китайской системе общего и профессионального образования, поэтому обращение к опыту Поднебесной представляется значимым для целей нашего исследования.
В ходе работы мы обращались к феноменологическому методу, рассматривая антропологию образования; использовали компаративистский подход, который способствовал корреляции философии образования и антропологии образования в контексте философии культуры; благодаря методу интерпретации стал возможным анализ аутентичных китайских источников.
© Сюй Ин, 2023
Сегодня тема модернизации образования в Китае становится одной из востребованных для гуманитарных исследований. Подтверждением этого является большое количество публикаций, увидевших свет в последние годы. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Ряд исследователей подходит к анализу модернизации образования в Китае как к процессу. Так, например, Е.О. Черных и А.В. Семёнов рассматривают общие вопросы образования в рамках российско-китайского сотрудничества, ориентируясь на методику обеспечения удаленного обучения (Черных, Семенов, 2020: 73).
С. Лю, Н.В. Халина и Д.В. Аникин акцентируют свое внимание на стратегии академического образовательного менеджмента Китая, в основе которого лежит организация работы Институтов Конфуция, отвечающих «в рамках стратегии "мягкой силы" за распространение китайских национальных ценностей через культурные обмены и образовательные программы» (Лю и др., 2020: 134).
В.В. Кузнецова и О.А. Машкина выделяют в образовательной политике Поднебесной пять комплексных мер, к которым относят: разработку «международных образовательных стандартов, соответствующих потребностям Китая», привлечение иностранных студентов в вузы КНР, подготовку совместных образовательных программ с мировыми вузами и «курс на развитие научных исследований» (Кузнецова, Машкина, 2020: 144-145).
А.А. Тушков и А.О. Ворон-Ковальская, анализируя результаты реформ Дэн Сяопина, которые базируются на политике четырех модернизаций - «в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке», - обращают внимание и на систему образования (Тушков, Ворон-Ковальская, 2022: 540).
П.Г. Талалай, отмечая периодичность реформирования системы образования в Китае, исходит из того, что ее модернизация характеризуется определенным инструментарием (Талалай, 2014: 32).
Ли Яньхуэй останавливается на соотношении качественных и количественных показателей процесса обучения, которые проявляют себя в системе конкуренции на мировом рынке образования (Яньхуэй, 2015: 151).
М. Гулева говорит о качестве обучения «в противоположность образованию, ориентированному исключительно на прохождение экзаменов» (Гулева, 2019: 42).
И.В. Новикова и Л.В. Астанина, обращаясь к историческим периодам становления системы китайского образования, анализируют практику управления им в рамках рыночных отношений (Новикова, Астанина, 2023: 82).
По мнению Яна Сяохуна, модернизация образования неотделима от его качественных преобразований «с четко выраженной китайской спецификой» (Ян Сяохун, 2018: 79).
Для Юаня Фаньфаня проблема образования связана с «Проектом 211», в рамках которого решаются три задачи: улучшения состояния университетов, развития ключевых научных знаний, построения инновационной информационной системы и инфраструктуры (Юань Фаньфань, 2016: 171).
Модернизация образования в КНР не представляла бы особого научного интереса для философии, если бы не работы китайских авторов, которые обращаются в этом контексте к вопросам и проблемам антропологии образования. Как показывает проведенный анализ, теоретики данного научного направления актуализируют его дискуссионные аспекты в академических кругах Китая.
В КНР только с 2010 г. в некоторых университетах начали читать лекции по антропологии образования, а сегодня уже вопросам и проблемам этого научного вектора уделяется куда большее внимание. В мае 2023 г. в Фуцзяньском педагогическом университете прошла Девятая научная конференция «Национальная антропология образования - 2023». В ходе ее работы рассматривались проблемы сохранения культурного наследия, которые продолжают оставаться значимыми в процессе модернизации китайского образования.
По мнению Цяня Миньхуэля1, обращение к вопросам антропологии образования стало возможно благодаря проведению исследований в районах проживания малочисленных этнических групп, созданию системы дисциплинарных знаний и формированию теории антропологии образования Китая. Следовательно, можно предположить, что междисциплинарные исследования стали толчком для ее развития.
Сегодня китайские исследователи сходятся в одном - антропология образования - это новое научное направление в Поднебесной. Для Цяня Миньхуэля2, профессора и руководителя кафедры социологии Пекинского университета, оно тесно связана с этнической социологией, педагогикой и антропологией, однако исследовательская парадигма антропологии образования, основанная на этих дисциплинах, выстраивает собственную систему знаний и теорий.
1 = Цянь Минхуэй. Различные парадигмы локальных исследований в китайской образовательной антропологии и предложение трехуровневого взгляда на сознание [Электронный ресурс] // Peking University. URL: https://goo.su/zO9tcyN (дата обращения: 21.04.2023) (на кит. яз.)
2 Там же.
Китайские ученые, оформляя теоретическую базу антропологии образования, обращают внимание на аналогичные теории в западной и русской научной мысли. Ли Фусинь еще в конце ХХ в. в одной из своих работ сделал подробный обзор публикаций западных ученых (Ли Фусинь, 1990).
Чжан Чжикунь в монографии «Антропология образования» указывает, что предложил концепцию антропологии образования русский просветитель XIX в. К. Ушинский, а первые исследования в этом научном направлении были проведены американским педагогом Э.Л. Хьюэттом, который и заложил основы интеграции антропологии и образования (Чжан Чжикунь, 2009: 12).
Дон Цзяньхуэй и Ши Илун (2005), делая обзор западных исследований, заявляют, что следует использовать опыт европейской науки в этом отношении, переложив его на китайскую национальную почву. По их мнению, необходимо проводить локализованные прикладные антропологические исследования в области современного образования. Следовательно, здесь мы вновь видим акцент на локальных исследованиях антропо-этнографической направленности.
Полевые исследования в провинциях Китая стали популярными при изучении процесса образования у национальных меньшинств. По этому поводу Ба Чжаньлун заметил, что академическим примером результативности влияния образовательной реформы на культурную трансформацию в районах проживания отдельных народностей становится выявление взаимосвязи между современностью и культурным разнообразием (Ба Чжаньлун, 2017: 10).
Значимость антропологии образования, по мнению китайских исследователей, должна быть подкреплена ее статусом в академических кругах. Поэтому Цянь Миньхуэй, говоря о том, что это направление в науке должно институализироваться, определяет его макро-, мезо- и микроуровни1, которые имеют определенные причинно-следственные и корреляционные связи, а также обусловлены теорией социальной структуры2. Обосновывая сказанное, исследователь рассматривает три различные парадигмы в изучении этнического образования, исследование которых, по его мнению, должно быть интегрированным и причинно взаимообусловленным. Первая - парадигма этнической социологии - предполагает изучение теории разнообразия и единства китайских этнических групп в поликультурном интегрированном образовании страны3. Цянь Минхуэй утверждает, что китайская нация включает 56 этнических групп, хотя в академических кругах ведутся разногласия по поводу того, является ли она унитарной или плюралистической.
Обращение ко второй парадигме - теории мультикультурного интегрированного образования - Цянь Минхуэй объясняет тем, что система обучения в полиэтнической стране должна брать на себя функцию передачи не только культурных достижений человечества и основных этнических групп страны, но и элементов традиций национальных меньшинств.
Следовательно, можно предположить, что эти две теории (первая и вторая парадигма) взаимосвязаны не только как общее и частное начало, но и как образующие образовательную концепцию макроуровня, которая выстраивается от индивидуального до национального уровня. А так как они касаются отношений между «разнообразием» и «единством», их можно рассматривать как часть парадигмы этносоциологического исследования.
И здесь необходимо сослаться на замечание Цяня Минхуэя, что китайские социологи сочетают функционализм западной антропологии с политической идеологией Китая. Поэтому их исследования носят не только функциональный, но и политический характер. И это неслучайно, ведь «единство» неизбежно подчеркивает интеграцию «многообразия». Поэтому, предполагаем, Цянь Минхуэй и обращается в итоге к третьей парадигме - мультикультурного образования. Этнические меньшинства Китая стремились сохранить свою культурную уникальность, что вызывало напряжение между ними. Для разрешения возникающих противоречий в образовательный процесс школ, находящихся в этнических провинциях, стали внедрять программы по освоению традиций национальных меньшинств. Но Цянь Минхуэй замечает, что при решении этой проблемы необходимо избегать чрезмерного акцента на наследии культуры этнических меньшинств, что может повлиять на интеграцию их в современное общество4, однако игнорирование национальных традиций приведет к их разрушению и исчезновению. Таким образом, существует противоречие, которое и сегодня не разрешено. Поэтому на смену третьей приходит четвертая парадигма - антропологии образования: исследование «эндогенной перспективы» и современных проблем. Цянь Минхуэй считает ее использование целесообразным, так как она выстраивается благодаря практической работе исследователей, которые не только наблюдают, но и выявляют факторы, позволяющие формировать мультикультурные программы в системе образования.
1 = Цянь Минхуэй. Различные парадигмы локальных исследований в китайской образовательной антропологии и предложение трехуровневого взгляда на созна-ние [Электронный ресурс] // Peking University. URL: https://goo.su/zO9tcyN (дата обращения: 21.04.2023) (на кит. яз.)
2 Там же
3 Там же.
4 Там же.
Чжан Чжикунь, пожалуй, - один из первых исследователей в Китае, который определил методы антропологии образования. К ним он отнес межкультурное сравнительное, герменевтическое и полевые исследования (Чжан Чжикунь, 2009: 57), которые позволяют установить связь между фактическими исследованиями и теоретическими дискуссиями, выявить законы и процессы национального развития, объяснить трансформацию человеческой природы с точки зрения образования, погрузиться в определенную культуру, став ее участником, что и позволит изучить соответствующий ей образовательный процесс (Чжан Чжикунь, 2009: 68).
И как бы подводя этому теоретическому диалогу итог, Ши Илун, говоря о значимости антропологии образования, выдвигает несколько тезисов: антропологи признают, что человеческое общество и культура постоянно развиваются в направлении прогресса; этнология объясняет необходимость повышения национального культурного уровня; антропология образования поддерживает политическую стабильность в районах проживания этнических меньшинств (Ши Илун, 1994: 57-60).
Ян Цинмэй вообще выводит антропологию за рамки образования в пространство общей модернизации Китая, утверждая, что она должна курировать развитие трех направлений: национального строительства, экономики и духовного просвещения. Именно они и раскрывают суть китайской специфики инноваций. А так как эти планы представляют собой антропологическую теоретическую систему китайской модернизации, то она и должна определить внутреннюю структуру и уровни модернизации (Ян Цинмэй, 2022: 112-113).
Таким образом, анализ представленных работ показал, что в китайской научной теории на фоне формирования концепции модернизации образования возникает новое направление - антропология образования, которое должно разрешить существующие проблемы корреляции национальной и этнической культур в системе образования. С учетом того, что в академических кругах нет общепринятой позиции по этому вопросу, его постановка приобретает научную значимость.
Список источников:
Гулева М. КНР. Реформа системы образования: путь длиною в 40 лет // Азия и Африка сегодня. 2019. № 3. С. 41-44. https://doi.org/10.31857/S032150750004069-7.
Кузнецова В.В., Машкина О.А. Глобализация китайского высшего образования как фактор геополитического влияния // Сравнительная политика. 2020. Т. 11, № 2. С. 139-150. https://doi.org/10.24411/2221-3279-2020-10025.
Лю С., Халина Н.В., Аникин Д.В. Стратегия образовательного менеджмента в Китае // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2020. № 22. С. 134-141.
Новикова И.В., Астанина Л.В. К вопросу о развитии системы образования в Китае (1905-1948 гг.) // Современная научная мысль. 2023. № 4. С. 82-89. https://doi.org/10.24412/2308-264X-2023-4-82-89.
Талалай П.Г. Особенности реформирования высшего образования в Китае: взгляд изнутри // Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. СПб., 2014. С. 32-39.
Тушков А.А., Ворон-Ковальская А.О. К вопросу об итогах комплексного реформирования системы образования Китая // Вопросы политологии. 2022. Т. 12, № 2 (78). С. 540-549. https://doi.org/10.35775/PSI.2022.78.2.020.
Черных Е.О., Семенов А.В. Социально-экономическое сотрудничество России и Китая в вопросах организации международного инновационного проекта по обеспечению удаленного образования // Проблемы рыночной экономики. 2020. № 4. С. 73-89. https://doi.org/10.33051/2500-2325-2020-4-73-89.
Юань Фаньфань. Проекты модернизации современного университетского образования в Китае // Вестник ТОГИРРО. 2016. № 2 (34). С. 171-175.
Ян Сяохун. Современное развитие образования Китая: ключевые концепции, базовые ориентации и дальнейшие перспективы // Философия образования. 2018. № 2 (75). С. 79-105. https://doi.org/10.15372/PHE20180208.
Яньхуэй Ли. Новая динамика высшего образования в Китае // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (28). С. 151-160. https://doi.org/10.15293/2226-3365.1506.16.
ЕШЖ. АШ?ШШШ = Ба Чжаньлун. Реформа образования и культурная трансформация. Ганьсу, 2017.
163 с. (на кит. яз.)
Ш*. №a*A^?WÄ№AÄ«[J]. (ММШЖ) , 1990, 8(4): 71-84 = Ли Фусинь. Исторический взгляд на
западные образовательные антропологические исследования // Журнал Восточно-Китайского педагогического университета. 1990. № 8 (4). С. 71-84 (на кит. яз.)
ШШШ- «№т±£#?>> 20223Я: 112-126. = Ян Цинмэй. Теоретическое исследование
китайской антропологией модернизации в китайском стиле // Китайские социальные науки. 2022. № 3. С. 112-126. (на кит. яз.)
5 ШЖ. ^ШЙЯАФ? Мй4.: (sit^tt?) 1994 6 Я: 57-61 = Ши Илун. Прошлое прикладной антропологии в Китае // Социальные науки. 1994. № 6. С. 57-61. (на кит. яз.)
ШШАФ?: 2009: 346= Чжан Чжикунь. Антропология образования. Пекин, 2009. 346
с. (на кит. яз.)
Ж Ш Ш 5 Ш Ж = Дон Цзяньхуэй, Ши Илун. Обзор векового развития западной прикладной
антропологии // Общественные науки за рубежом. 2005. № 5. С. 1-5. (на кит. яз.)
References:
Ba Zhanlong (2017). [Educational reform and cultural transformation: anthropological essays]. Gansu. 163 p. (In Chinese)
Chernykh, Ye. O. & Semenov, A. V. (2020). Socio-Economic Cooperation between Russia and China in Organizing an International Innovative Project to Provide Remote Education. Market Economy Problems. (4), 73-89. Available from: doi:10.33051/2500-2325-2020-4-73-89. (In Russian).
Dong Jianhui & Shi Yilong (2005) [Review of the century-old development of western applied anthropology]. [Social sciences abroad]. (5), 1-5. (In Chinese)
Guleva, M. (2019) Reforma sistemy obrazovaniya: put' dlinoyu v 40 let [China. Reform of the education system: a 40-Year journey]. Asia and Africa Today. (3), 41-44. Available from: doi:10.31857/S032150750004069-7. (In Russian).
Kuznetsova, V. V. & Mashkina, O. A. (2020) Globalization of Chinese Higher Education as a Factor of Geopolitical Influence. Comparative Politics Russia. 11 (2), 139-150. Available from: doi:10.24411/2221-3279-2020-10025. (In Russian)
Li Fuxin (1990). [Historical perspective on western educational anthropology research]. [Journal of east China normal university]. (8 (4)), 71-84. (In Chinese)
Lu, S., Khalina, N. V. & Anikin, D. V. (2020) Educational Management Strategy in China. PR i reklama v izmenyayushchem-sya mire: regional'nyi aspekt. (22), 134-141. (In Russian)
Novikova, I. V. & Astanina, L. V. (2023). To the Question of the Development of the Educational System in China (19051948). Sovremennaya nauchnaya mysl'. (4), 82-89. Available from: doi:10.24412/2308-264X-2023-4-82-89. (In Russian). Shi Yilong (1994). [The past of applied anthropology in China]. [Yunnan Social Sciences]. (6), 57-61. (In Chinese) Talalay, P. G. (2014). Special Aspects of Higher Education Reforming in China: an Outward Glance. In: Sovremennye obra-zovatel'nye tekhnologii vprepodavanii estestvennonauchnykh i gumanitarnykh distsiplin. St. Petersburg, рp. 32-39. (In Russian).
Tushkov, A. A. & Voron-Kovalskaya, A. O. (2022). To the Question about the Results of Comprehensive Reforming of China's Education System. Voprosy Politologii. 12 (2 (78)), 540-549. Available from: doi:10.35775/PSI.2022.78.2.020. (In Russian).
Yang Qingmei (2022). [Chinese anthropology's Theoretical exploration of Chinese modernization]. [Chinese Social Sciences]. (3), 112-126. (In Chinese)
Yang Siaohong (2018) Contemporary Development of China's Education: Core Visions, Basic Orientation and Future Trend. Philosophy of Education. (2 (75)), 79-105. Available from: doi:10.15372/PHE20180208. (In Russian)
Yanhui Li (2015). The New Dynamics of Higher Education in China. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. (6 (28)), 151-160. Available from: doi:10.15293/2226-3365.1506.16. (In Russian)
Yuan Fanfan (2016) Projects Modernization of Education in Modern Chinese University. Vestnik TOGIRRO. (2 (34)), 171175. (In Russian)
Zhang Zhikun (2009). [Educational anthropology]. Beijing. 346 p. (In Chinese)
Информация об авторе
Сюй Ин - аспирант кафедры философии Забайкальского государственного университета, Чита, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author Xu Ying - PhD student, Department of Philosophy, Transbaikal State University, Chita, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.09.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.10.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 17.10.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.