УДК 130.2Конфуций
Цай Юнхун
аспирант кафедры философии Забайкальского государственного университета
ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ КОНФУЦИЯ
Cai Yonghong
PhD student, Philosophy Department, Transbaikal State University
PHILOSOPHICAL CULTURE OF CONFUCIUS' PHILOSOPHY OF EDUCATION
Аннотация:
В статье представлена философская культура мышления Конфуция через призму его философии образования. Анализ и исследование философских концепций Конфуция - это постоянный поиск, открытия и переосмысление его идей. Оценка его учения дана в контексте модернизации современного образования Китая. Его мысли об образовании, формировании личности сосредоточены на совершенствовании человека, которое осуществляется благодаря как идеологии воспитания, так и личностным установкам. По мнению автора, действующая система образования Китая, обращаясь к философии Конфуция, распознает в ней не только традиционные ценностные ориентации, но и ценностно-нормативные установки, актуальные для современных образования и воспитания. Автор считает, что философская культура Конфуция сегодня становится одним из индикаторов процесса формирования стратегии модернизации образования Китая.
Ключевые слова:
Конфуций, философская культура Конфуция, философия образования Конфуция, мысль Конфуция об образовании, философская культура образования, традиционные конфуцианские ценности, модернизация образования современного Китая, ценностные ориентации современного китайского образования
Summary:
Philosophical culture of Confucius' thinking is presented in this article through the lens of his philosophy of education. Analysis and research of the Confucius' philosophy is a permanent search and discovery, rethinking his ideas. Analysis of the teachings of Confucius is given in the context of modernization of modern education of China. His thoughts on education and the formation of personality are focused on the personal education, which is achieved by ideology of education, and personal settings. In the author's opinion, modern education system of China, referring to the philosophy of Confucius, sees it not only traditional values orientation, but also value-regulatory installation, which are relevant to the modern system of education and training. The author believes that Confucius' philosophical culture nowadays is one of the indicators in the process of the concept formation of the modernization of education in China.
Keywords:
Confucius, philosophical culture of Confucius, philosophy of education of Confucius, thought of Confucius on education, philosophical culture of education, traditional Confucian values, modernization of education in modern China, value orientations of modern Chinese education
Понимание духовного состояния современного общества невозможно без анализа изменений в философском мышлении. Поэтому обращение к философской культуре позволяет объяснить не только отказ от мнимых ценностей, но и формирование творческой и мыслящей личности. С учетом того что «философская культура - это культура мыслящего человека», а по словам Г.В.Ф. Гегеля, в мышлении человек ищет свободу и основания нравственности [1, с. 24], переоценка современного общего и высшего образования в Китае обусловлена возвратом к философской мысли Конфуция, что объясняет актуальность данного исследования. Анализ работ китайских ученых показывает, что с позиций философии культуры первую попытку обращения к философии образования в рамках развития философской мысли Китая осуществил именно Конфуций.
Философия Конфуция выступает ярким проявлением философской культуры, где «мысль» и «дело» («поступок») взаимообусловлены нравственными основаниями, не только для восточной мысли, но и для общемировой. Неслучайно Конфуций ставил вопрос: что дать ученику -знания или мораль? Он высказывался в пользу последнего положения, подчеркивая, что мораль и нравственность должны базироваться на знаниях. Поэтому философия образования Конфуция - это рефлексия его философской культуры. Он не говорил, как и чему учить, но определял главную цель образования - сформировать нравственного человека, заложить в него моральный талант, который позволит развивать способности и совершать нравственные поступки. Стоит отметить, что трактовка понятия «талант» в китайской и европейской традиции не тождественна. Если европейская культура мыслит под ним комплекс реализованных знаний, то китайская - поиск знаний в себе, который обеспечивается нравственными установками. Это заложено и в философии образования Конфуция.
Будучи великим мыслителем в Древнем Китае, Конфуций, завершив обучение учеников, продолжая совершенствовать и углублять собственные знания, формировал систему, которая сегодня рассматривается как философия образования Конфуция. С помощью тезиса о «благородном муже» он определил главное направление образования - воспитывать людей с высокими моральными качествами, обладающих талантами. В философском трактате «Суждения и беседы» Конфуций осмысливает моральное предназначение человека, которое определяет путь самосовершенствования, его личное стремление реализовать свои способности [2]. Позиция не «кто ты», а «какой ты» в условиях модернизации Китая, которая охватила все стороны и уровни жизни общества, становится главной установкой современного образования. Поэтому обращение к философской культуре Конфуция - компонент становления новой модели образования, сочетающей в себе традиционные установки и актуальные цели развития молодого поколения для достижения качественно нового уровня модернизации. Через систему образования в сознании китайского социума будет обеспечиваться возрождение философской культуры Конфуция.
Философия образования мыслителя включает в себя два параметра, взаимно предполагающие друг друга: первый - какое должно быть образование, второй - каким должен быть учитель. Если первый критерий рассматривать как философию образования, то второй будет определять его культуру. В основе первого лежит учение о «бесклассовом обучении», предусматривающее справедливость в образовании, второго - образ мыслящего учителя, формирующего мыслящего ученика. Мысль Конфуция о том, что обучение должно проходить без учета классовых различий, можно трактовать как базовую составляющую образовательной деятельности, в основе которой находятся как справедливость, так и равенство между людьми, зарождающиеся в процессе образования [3].
Когда Конфуций занимался образованием и воспитанием учеников, он не интересовался их статусом, относился к ним уважительно и терпеливо обучал, применяя концепцию бесклассового образования. Основываясь на этом положении, необходимо заметить, что в современном процессе обучения персонал национальных образовательных учреждений должен ответственно реа-лизовывать идеи Конфуция о таком подходе к образованию. Сегодня китайское общество - бесклассовое, но оно характеризуется неравномерным распределением ресурсов между регионами, т. е. имеет региональную обусловленность. Поэтому прежде всего необходимо сформулировать стратегию достижения справедливости в процессе образования на базе обозначенной концепции. Она должна быть направлена на решение проблемы несинхронизированного развития образования между регионами, что позволит рационально распределять образовательные ресурсы. Если во времена Конфуция речь шла о бесклассовом подходе, то в текущих условиях - о равных возможностях для территорий. Выступая за равное образование для всех, как отмечает Чжоу Инхуэй, Конфуций исходил из принципа, что моральный облик человека формируется средой, поэтому нужно ее совершенствовать посредством образовательной практики [4, с. 165]. Эта мысль у теоретиков модернизации образования Китая сейчас приобретает большую значимость.
Для Конфуция моральный облик учителя и ученика был высшим достижением человека, поэтому на первом месте находилось нравственное и идеологическое воспитание, которое должно было формировать добродетели и развивать таланты. Конфуций, воспитывая учеников, уделял больше внимания их моральной грамотности. Поэтому неслучайно, что со становлением нравственной грамотности тесно связано и мышление, так как, по мнению мыслителя, формирование доброжелательности направлено на развитие высокой морали. Именно мышление отражает логику развития философской культуры, которая определяет путь от идеи к факту - от возникновения моральной личности к гармоничному обществу. Однако данный процесс будет объективно возможен, если учитель будет Человеком. Поэтому Сюй Цзин подчеркивает, что высокий уровень идеологической и моральной грамотности учителя является важной предпосылкой обучения [5, с. 36]. Это свидтельствует о том, что мысль Конфуция логически вплетается в современную концепцию образования и становится руководством для социального развития.
Говоря о том, что учитель должен быть прежде всего высокоморальным человеком, Конфуций ориентировал его, как и всех людей, на то, чтобы уметь сдерживать себя, регулировать свои внутренние убеждения и привычки, а также формировать нормальные этические отношения. Поэтому в соответствии с концепцией развития Конфуция «Создайте свои собственные добродетели в качестве примера и развивайте таланты» сегодня основные социальные ценности становятся принципами нравственного совершенствования общества [6]. Подход Конфуция нацеливает индивида и социум на реализацию нравственных ценностей, чтобы придерживаться правильного политического направления. Поэтому при обучении студентов следует руководствоваться теорией о развитии добродетелей в первую очередь для того, чтобы они смогли проявить талант во всех областях.
Среди знаменитых наставлений Конфуция аргумент «знающий человек становится учителем, а человек с хорошим поведением становится моделью» [7] является одним из условий формирования грамотности учителей. Он ориентирует педагога на развитие своего мышления как на одно из условий постоянного совершенствования его грамотности. По мнению Вэй Лили, поэтому учитель, как и ученики Конфуция, исправляя и совершенствуя себя, осознает, с одной стороны, пробелы в своем образовании, а с другой - необходимость проявления строгости в процессе преподавания [8, с. 170].
Учитывая сказанное, нужно отметить, что философская культура в концепции Конфуция ориентирует современную образовательную практику на формирование грамотности учителя. Поэтому самообразование, повышение теоретического уровня знаний и степени педагогического мастерства выступают условиями не только эффективного обучения, но и развития моральных и идеологических качеств преподавателя.
Кроме того, философская культура образования Конфуция обеспечивает как расширение литературного кругозора, так и эстетическое воспитание студентов, что, по мнению мыслителя, формирует у обучаемых художественное восприятие. Анализ содержания концепции эстетического образования Конфуция показывает, что она главным образом охватывает два аспекта: литературу и музыку. Если через изучение литературных источников расширяется и углубляется знание традиций, то качества человека раскрываются через музыкальное образование. Этим достигается единство внутреннего и внешнего образования, которое направлено на развитие эстетического смысла жизни индивида.
В современном обществе на фоне возрастания материального благополучия отмечается и культурный подъем, что говорит о стремлении людей к высшим ценностям. Как отмечает Чжан Чжиган, искусство становится одной из ценностей [9, с. 14]. Поэтому художественное образование студентов ориентировано не только на формирование навыков восприятия красоты, но и на организацию общего жизненного настроя. В продолжение мысли Конфуция, это является одним из факторов повышения качества жизни молодежи. В данном случае вновь проявляется соотношение внутреннего и внешнего начал - художественного воспитания и эстетического образования, которые стимулируют развитие художественного таланта.
Рассматриваемое соответствие в философских мыслях Конфуция касается практической стороны образования. Это говорит о том, что мыслитель соотносит, с одной стороны, приобретение знаний, а с другой - возможность обращения к ним при самостоятельном решении проблем. Поэтому современный образовательный процесс основывается на том, что в процессе обучения студенты ориентированы на активное приобретение теоретических знаний, которые в последующем, как отмечают Чжан Чуаньци и Юань Ланхуа [10, с. 44], подтверждаются на практике: как на производстве, так и в социальной среде. Однако это не механический процесс: получил знания -воспроизвел их на практике. Продолжая мысль Конфуция, указанные авторы акцентируют внимание на том, что обучаемые должны развивать в себе способность распознавать рациональные знания, избирательно усваивать их [11, с. 46]. Это достигается благодаря сочетанию обучения с формированием навыков мышления, что позволяет гибко применять полученные умения.
При этом необходимо учитывать, что положительного результата можно достичь при демократическом образовании. В процессе обучения Конфуций всегда придерживается принципа «образовательной демократии» [12], в рамках современного образования, как пишет Ши Чжунъин, правительство должно понимать и принимать разные мнения при разработке политики обучения [13, с. 128]. Поэтому, как отмечает указанный автор, педагоги должны эффективно взаимодействовать с обучаемыми, воспринимать их идеи, что позволит добиваться успехов в рамках образовательного процесса.
Еще с учения Конфуция утвердилось положение, что преподавание и обучение - это два вида деятельности, которые сопутствуют друг другу. В соответствии с необходимостью создания гармоничных отношений между учителями и учениками педагог должен осознавать субъективный статус обучаемых. Поэтому в зависимости от того, как и какую роль он играет в качестве руководителя, развивается взаимодействие с обучаемыми в реальном образовательном процессе, что позволяет добиваться консенсуса. При этом знания, которые передает преподаватель, отражают его опыт, в связи с чем сам процесс дает возможность ему делиться этим опытом.
Здесь можно выделить соответствующую концепцию у Сократа, который не давал знания, а позволял другим приобрести их со своей помощью на пути от незнания к знанию. Аналогично сократовскому «я знаю, что ничего не знаю» Конфуций развивал мысль о том, что в основе образовательной концепции лежит следующее положение: «Человек высших моральных качеств должен не иметь предела в знаниях» [14]. Поэтому неслучайно, что в учении Конфуция звучит мысль о том, что моральное поведение превыше обладания большим комплексом знаний [15].
Выбирая между знанием и добродетелью, на первое место мудрец ставил вторую, так как стремление к знаниям - это путь к таланту, который приобретается в процессе образования.
Подводя итог, можно прийти к следующему выводу. Сегодняшнее обращение к философии Конфуция - это путь не «вспоминания» наследия, а формирования новой системы образования в рамках модернизации Китая. На фоне современного социального развития различные отрасли не только предъявляют более высокие требования к профессионалам, но и демонстрируют высокий спрос на специалистов широкого профиля. Именно эта тенденция объясняет востребованность философской мысли Конфуция, ориентирующей на развитие человеческого начала в индивиде.
Модернизация Китая показала, что социальная экономика требует создания всесторонней системы знаний и навыков, которая формирует универсалов. На это нацелено общее образование, соответствующее марксистской теории «всестороннего развития людей». Поэтому при культивировании способностей специалисты широкого профиля становятся стандартом обучения. В концепции развития таланта высшие моральные качества воплощены в достижении человеческой свободы и всестороннем развитии, что и реализовывал Конфуций в процессе обучения. С учетом этого проводится модернизация образования, при которой внимание обращается не только на науку, но и на воспитание гуманистического духа, что должно обеспечивать хорошую физическую форму обучаемых и формировать здоровую личность. В рамках реализации этой стратегии педагогам необходимо организовывать оптимальную образовательную среду, применять более эффективные методы обучения. При этом философская культура Конфуция позволяет создать относительно законченную систему образования, вдохновляя на поиск и воплощение новых идей. В ее основе лежат размышления мыслителя о фактических потребностях становления индивида (формирования морального человека), которые необходимо интерпретировать и использовать таким образом, чтобы заложить прочную базу для устойчивого развития современного образования.
Ссылки:
1. Фомина М.Н., Чернявин Ю.А. Философская культура: точки измерения // Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. № 12 (79). С. 24-27.
2. Конфуций. Суждения и беседы = Лунь Юй / пер. С. Попова. СПб., 2001. 191 с.
3. Там же.
4. м^В. Шё» = Чжоу Инхуэй. Изучение влияния «Бесед и суждений» Конфуция на западные регионы, на концепцию сыновнего благочестия в «Мудрости хорошего состояния и радости» // шив* = Шань Сифайл. 2019. № 1. С. 165-169. На кит. яз.
5. = Сюй Цзин. Просвещение Конфуция. Музыкальное образование. Мысль об идеологическом и политическом образовании студентов колледжа // = Партийное строительство и идеологическое образование в школах. 2018. № 22. С. 36-37. На кит. яз.
6. Конфуций. Указ. соч.
7. Там же.
8. ®ш. Шё» ФШяай.йЭ^^ММвяй^ = Вэй Лили. Формирование управленческих навыков в «Беседах и суждениях» Конфуция у современных студентов колледжа // шив* = Шань Сифайл. 2019. № 1. С. 170-171. На кит. яз.
9. = Чжан Чжиган. Современная образовательная перспектива обучения студентов в соответствии с их способностями // = Журнал Педагогического института Ци Лу. 2018. Т. 33, № 4. С. 14-18. На кит. яз.
10. = Чжан Чуаньци, Юань Ланхуа. Коннотация, реалистическая и теоретическая основа мысли Конфуция «Преподавать без класса» // Ж = Журнал Педагогического университета Хэбэя. Сер.: Педагогика. 2018. Т. 20, № 3. С. 42-47. На кит. яз.
11. Там же. С. 46.
12. Конфуций. Указ. соч.
13. = Ши Чжунъин. Мысль Конфуция о «доброжелательности» и ее значении в современном образовании // = Образовательные исследования. 2018. Т. 39, № 4. С. 127-134.
14. Конфуций. Указ. соч.
15. Там же.
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна