Научная статья на тему 'Модернизация национальной экономики и развитие инвестиционно-строительной сферы'

Модернизация национальной экономики и развитие инвестиционно-строительной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / INVESTMENT – BUILDING SPHERE / MODERMIZATION / INNOVATIONS / INVESTMENTS / ECONOMICAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешков В. В.

Представлен анализ проблем развития инвестиционно-строительной сферы в условиях модернизации национальной экономики. Показана невозможность модернизации национальной экономики вне решения проблем капитального строительства. Обобщены и систематизированы задачи, стоящие перед капитальным строительством, в контексте модернизации национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF NATIONAL ECONOMY AND DEVELOPMENT OF THE INVESTMENT BUILDING SPHERE

The analysis of problems has been submitted regarding the development of building sphere basing on attraction of investments aimed at the national economy modernization. It is shown that modernization of the national economy is impossible without solving capital construction problems. The objectives and goals that the capital construction is facing have been generalized and systematized in terms of the national economy modernization.

Текст научной работы на тему «Модернизация национальной экономики и развитие инвестиционно-строительной сферы»

УДК 332.69

МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

В.В. Пешков

Представлен анализ проблем развития инвестиционно-строительной сферы в условиях модернизации национальной экономики. Показана невозможность модернизации национальной экономики вне решения проблем капитального строительства. Обобщены и систематизированы задачи, стоящие перед капитальным строительством, в контексте модернизации национальной экономики.

Ключевые слова: модернизация; инвестиционно-строительная сфера; инновации; инвестиции; экономические проблемы.

MODERNIZATION OF NATIONAL ECONOMY AND DEVELOPMENT OF THE

INVESTMENT BUILDING SPHERE

V.V. Peshkov

The analysis of problems has been submitted regarding the development of building sphere basing on attraction of investments aimed at the national economy modernization. It is shown that modernization of the national economy is impossible without solving capital construction problems. The objectives and goals that the capital construction is facing have been generalized and systematized in terms of the national economy modernization.

Key words: modernization, investment - building sphere, innovations, investments, economical problems.

Модернизация национальной экономики - безальтернативный путь развития современной России, в равной мере поддержанный всеми общественно-политическими силами и последовательно реализуемый Президентом и Правительством Российской Федерации. Именно в контексте модернизации формируются бюджетные и налоговые процессы, корректируются финансовые стратегии, межрегиональные и межотраслевые отношения. Из посланий Президента РФ в обществе сформировалось представление о составе отраслей - локомотивов модернизации. К их числу отнесены: авиакосмическая отрасль, судостроение, энергетика, информационные и медицинские технологии. Обсуждение проблем модернизации не обходится без характеристики современной экономики, как экономики информационных технологий и инноваций [1, 2, 3]. Из существующей в настоящее время риторики совершенно очевидно, что строительству в этих процессах отведена пассивная роль обслуживающей отрасли, что, с нашей точки зрения, существенно сужает возможности реализации потенциала модернизации российской экономики в целом.

Для доказательства этого утверждения рассмотрим общепринятое классическое определение модернизации (от греч. Moderne - новейший). Оно подразумевает усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества (модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы); изменения в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к со-

временным взглядам, идеям, потребностям; макропроцесс перехода от традиционного общества к современному обществу. Если попытаться структурировать содержательную основу понятия, то сущность модернизации заключается в подготовке и реализации структурных, технологических и институциональных изменений во всех составляющих национальной экономики. Их направленность определяется повышением системной конкурентоспособности страны. Таким образом, речь идет обо всех сферах и отраслях, а не только об информационных технологиях и инновациях.

Строительство, с одной стороны, будучи сферой материального производства, преобразует материальные ресурсы на стадии реализации инновационных идей. И в этой связи от того, как построена недвижимость и создана среда инновационного развития, зависят конечные результаты практического внедрения любых новшеств. С другой стороны, строительство само обладает огромным инновационным потенциалом в части используемых материалов, технологий, финансовых, организационных механизмов и др. При этом, эффект строительных новаций имеет лонгированный характер, распространяясь на стадию эксплуатации объектов недвижимости и способствуя приумножению эффекта реализации инноваций на протяжении всего жизненного цикла.

Понимая всеобъемлющий характер модернизации, ее реализация должна базироваться на формировании общих, носящих сквозной характер целей, предопределяющих многообразие решаемых параллельно и одновременно взаимосвязанных задач. То есть, модернизация экономики - сложнейшая, междисциплинарная задача, требующая осуществления скоординированных действий по исчерпывающему кругу вопросов, касающихся формируемого тренда развития, проецируемого на все отрасли национальной экономики (за исключением замещаемых прогрессивными отраслями и сферами).

Особенностью современного состояния российской экономики является ее тотальная отсталость от лидеров роста и развития. Основываясь на анализе имеющегося ресурсного потенциала и осознавая его ограниченность, очевидно, что модернизация всей экономики разом невозможна. Необходимо определить прорывные отрасли и основные звенья, способные выполнять роль локомотива для остальных отраслей. Необходимо не только концентрировать внимание на модных сейчас направлениях нанотехнологий или биотехнологий, но развивать традиционные сферы бизнеса, обладающие мультипликативными свойствами.

Анализ программ модернизации зарубежных стран, таких как США, Германия, Китай, демонстрирующих на разных этапах своего развития форсированные механизмы восстановительного роста и развития, показал, что во всех случаях строительство в контексте реализации крупных строительных проектов и программ рассматривалось ими, как приоритетное направление - отрасль-локомотив, способная «подтягивать» другие отрасли национальной экономки. Если еще учесть социальную значимость строительной сферы и многофункциональность сферы недвижимости, то становится совершенно очевидным невозможность модернизации национальной экономики вне решения проблем капитального строительства.

Обобщение и систематизация задач, стоящих перед капитальным строительством в контексте модернизации национальной экономики, позволяют выделить следующие:

1. Фокусировку и активизацию процессов, обеспечивающих эффективное функционирование инвестиционно-строительной сферы.

2. Формирование основ и создание (практически заново) материально-технической базы строительного комплекса.

3. Реализацию технологических и видовых структурных сдвигов в системе инвестирования в основной капитал.

4. Формирование и переход к новой эффективной и результативной государственной жилищной политике.

5. Обоснование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса страны и др.

Все приведенные задачи взаимосвязаны и решают ключевые проблемы модернизации

инвестиционно-строительной сферы.

Решение первой задачи связано с перестройкой в законодательном порядке большинства существующих в настоящее время производственно-экономических отношений в сфере инвестиционно-строительной деятельности. В основе этих перемен - реструктуризация процессов формирования рыночного спроса и предложения на отечественном строительном рынке. Это, в первую очередь, касается решения проблемы монополизма, лоббизма, нецелевого использования административного ресурса в интересах узкого круга лиц, неэффективного перетока инвестиций и др. Ряд проблем лежит в сфере политических решений, но большинство являются экономическими по сути. Придание функционированию инвестиционно-строительной сферы инновационного характера невозможно без участия государства во всех современных форматах: от инициации, полного или долевого участия до патронажа, сопровождения и поддержки принимаемых мер по модернизации инвестиционно-строительной сферы, нацеленной не только на переход на новый технологический уровень, но и на новый тип отношений, к числу которых относится и контрактная система.

Вторая задача - формирование практически заново материально-технической базы отечественного строительного комплекса. С точки зрения Института народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук [4], на ее развитие в предшествующие годы тратились незначительные инвестиционные ресурсы, которые при этом (в удельном соотношении от общего объема инвестиций в основной капитал по национальной экономике) ежегодно сокращались, например, с 7,2 % в 2000 г. до 5,2 % в 2008 г. [5].

Учитывая предельную изношенность основных фондов предприятий производственной базы строительства, особенно цементной промышленности и промышленности строительного и дорожного машиностроения, отсутствие какого-либо существенного ежегодного их качественного и количественного прироста на фоне отсталого научно-технического уровня выпускаемой ею продукции, на развитие базы требовалось в 2-2,5 раза больше инвестиций, чем фактически направлялось [5, 6].

В эпицентре проблемы развития стройиндустрии находится цементная промышленность. Отметим факторы, сдерживающие в 2009-2010 гг. рост цен на цемент. По результатам проведенных исследований [7, 8, 9], помимо кризисных явлений в экономике в целом, ими явились до сих пор нестабильный спрос, гибкая ценовая политика крупнейшего холдинга «Евроцемент групп», а также перспектива запуска беспрецедентного количества цементных заводов уже в 2011-2012 гг. общей мощностью 20-25 млн. т (табл. 1).

По оценкам конференции «Цемент-2010», организованной интернет-журналом RUCEM, с 2012 по 2015 г. мощности цементных заводов могут возрасти еще на 30 млн. т. И это при том, что за последние 25 лет в России было введено всего 3,2 млн. т новых мощностей на действующих заводах, из которых только 1,3 млн. т соответствовали современным технологиям и техническим требованиям, предъявляемым к качеству цемента.

Все новые заводы должны осуществлять производство цемента сухим (энергосберегающим) способом. Этот способ предусматривает предварительную сушку сырья перед смешением его компонентов и обжигом, что позволяет сократить затраты топлива на обжиг клинкера (при мокром способе производится обжиг влажной смеси в печи).

По экспертным данным, разница в себестоимости производства тонны цемента сухим и мокрым способом может достигать 600-700 руб. Если планы по вводу мощностей будут

реализованы, то, как логично отмечается [4], первыми рискуют стать банкротами устаревшие предприятия, которые производят цемент по, так называемой, мокрой, энергозатратной технологии (это 87 % действующих отечественных заводов). Расход энергоресурсов на таких заводах в 1,5-1,9 раза выше, чем на современных заводах, использующих сухой способ. В аналогичном контексте видится перестройка и других мощностей по производству всего спектра строительных материалов. Регулирующая роль государства в этих процессах заключается не только в субсидировании процесса создания новых мощностей, но и в инициации партнерских пулов на взаимовыгодных условиях государственно-частного партнерства.

Таблица 1

Проекты строительства цементных заводов, ввод которых намечен

на 2011-2012 гг.

Инвестор Месторасположение Мощность, млн.т Сроки ввода в эксплуатацию

«Евроцемент групп» Воронежская область 2,4 Пуско-наладочные работы запланированы на конец 2010 года, пуск в 2011 г.

«БазэлЦемент» Рязанская область 1,8 Общестроительные работы выполнены на 82 %, пуск завода намечен на 2010 г.

Группа ЛСР Ленинградская область 1,9 На октябрь 2010 г. намечен технологический запуск

«Новоросцемент» Краснодарский край 1,5 Поставка оборудования

«Интеко» Краснодарский край 2,3 Ввод в эксплуатацию намечен на 2011 г.

«Интеко» Тульская область 4,6 В 2011 г. «Интеко» приступает к реализации первого этапа проекта высокопроизводительной технологической линии мощностью 2,3-2,5 млн.т цемента ежегодно. Завершение строительства в 2014 г.

«Мордовцемент» Ульяновская область 1.2 Нет данных

Южноуральская ГПК Оренбургская область 1,3 Строительная готовность первой очереди - 90 %, пуск первой линии в 2010 г. Общая мощность завода - 2,6 млн.т

«Сухоложскцемент ^ускеАо£Г) Свердловская область 1,3 Выполнено около 80 % общего объема работ

РАТМ-холдинг Новосибирская область 1,3 Пуск в 2010 г., выполнено 40 % строительно-монтажных работ, закуплено и поставлено по 80 % всего технологического оборудования

Третья задача - создание и реализация новой реальной и эффективной государственной жилищной политики, поскольку множество предпринимаемых правительством шагов по развитию жилищного строительства (ФЦП «Жилище на 2002-2010 гг.», «Свой дом», «Гражданам России - доступное комфортное жилье» и др.), доступность жилья (соотношение доходов населения и цен на квартиры) в последние годы неизменно снижалась.

По данным Росстата, семья с месячным доходом 30 тыс. руб. на человека не имеет реальных шансов приобрести однокомнатную квартиру на отечественном рынке недвижимости. Во многом это обусловлено тем, что, как утверждают застройщики, в стране существует дефицит земельных площадей для строительства, связанный с множеством административных барьеров, препятствующих их включению в хозяйственный оборот, а также тем, что в нынешней ситуации земля стала объектом бесконтрольных спекуляций. С этой проблемой связана еще одна чрезвычайно болезненная необходимость модернизации и замены изношенной производственной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения) и снижения чрезмерно высокой цены на подключение жилых домов к этим коммуникациям. С учетом изложенного, следует сделать вывод, что востребована новая системная жилищная политика с реальными целями и адекватным инструментом ее реализации в форме современной контрактной системы.

Важнейшей продекларированной государственной задачей является проблема достижения в стране годового объема жилищного строительства, который обеспечивал бы выход на сооружение 1 кв. м жилья на жителя страны в 2020 г. При этом ввод жилья в России в расчете на одного жителя составил (кв. м): 1992 г. - 0,280; 1995 г. - 0,277; 2000 г. - 0,208; 2005 г. - 0,307; 2007 г. - 0,431; 2008 г. - 0,452; 2009 г. - 0,425. В то же время аналогичные показатели достигали: Китай - 1,15 кв. м; США - 1,35 кв. м (по состоянию на 2006 г.) [5, 7].

Согласно «Предположительной численности населения Российской Федерации до 2030 г.», разработанной Федеральной службой государственной статистики (ФСГС), численность населения РФ в 2020 г. составит от 137388 тыс. чел. (по низкому варианту прогноза) до 143670 тыс. чел. (по высокому варианту прогноза). По среднему варианту прогноза ФСГС численность населения РФ в 2020 г. может составить 141480 тыс. чел.

Если принять, что в 2020 г. в России должно вводиться по 1 кв. м жилья на человека, то в том же году общий ввод жилья должен составить около 141,5 млн. кв. м. В целом прирост жилищного фонда в России к концу 2020 г. в этом случае может составить 1060 млн. кв. м, а с учетом имеющегося жилищного фонда в России (в 2008 г. - 3060 млн. кв. м) достигнуть 4120 млн. кв. м. Это позволит довести обеспеченность жильем в 2020 г. в расчете на одного человека в среднем до 29,1 кв. м, т. е. улучшить этот показатель по сравнению с 2008 г. на 34 %. Возможность реализации такой количественно определенной цели зависит от степени готовности инвестиционно-строительной сферы к решению поставленных задач. В их эпицентре - определение объемов и структуры инвестиций для развития строительства и конструктивно ориентированные механизмы реализации инвестиционно-строительных проектов. В этой связи возникает ключевой вопрос: каким образом можно определить объем и структуру востребованных инвестиций? Научный потенциал, как правило, использует построение экономико-математических моделей. Но в данном рассматриваемом случае вряд ли можно добиться приемлемого результата в силу неопределенности и многообразия случайных и вероятностных воздействий на искомый прогнозируемый показатель, особенно, имея в виду, запредельно запущенную городскую среду. Интенсивное наращивание объемов жилищного строительства должно не противоречить, а способствовать сбалансированному развитию территорий.

Исходя из изложенного, представляется целесообразным использование в данном случае сценарного (или нормативно-целевого) подхода к разработке прогноза. В качестве подобной целевой ориентации рядом ученых [4, 8] предлагается принять решение жилищной проблемы, являющейся корневой в социально-экономической характеристике общества и в тех количественных объемах жилья, которые были приведены выше, т.е. 141,5 млн. кв. м. В основу расчетов также могут быть положены данные: об инвестициях в основной капитал, вводе в действие жилых домов, инвестиционной цене квадратного метра общей площади жилых домов, средней фактической стоимости квадратного метра площади жилых домов для застройщика, индексы цен в строительстве, средних цен на первичном рынке жилья.

Основываясь на сложившемся уровне средних цен на жилье, стоимость возведения 141,5 тыс. кв. м жилья в 2020 г. в инвестиционных ценах 2008 г. (19280 руб. за 1 кв. м жилой площади) составит 2728 млрд. руб. Если принять в качестве гипотезы удельный вес инвестиций в строительство жилья в 2020 г. на уровне 2008 г., т. е. в размере 14,1 %, то общий объем инвестиций в основной капитал по национальной экономике в 2020 г. (в ценах 2008 г.) составит 19348 млрд. руб. Зная потребность в инвестициях в основной капитал в 2020 г., можно перейти к формированию их перспективной видовой структуры, отражающей прогрессивные научно-технические и инновационные изменения в хозяйственной практике национальной экономики, т.е. к решению четвертой задачи развития строительства.

При использовании сценарного (нормативно-целевого) подхода к разработке прогноза видовой структуры создаваемых основных фондов на 2020 г. целесообразно осуществить корректировки в сторону увеличения доли активной части основных производственных фондов в структуре инвестиций в основной капитал (машин, оборудования и транспортных средств) до 48-52 % (по сравнению с 35,4 % - в 2008 г.), при одновременном соответствующем сокращении доли пассивной части основных производственных фондов - зданий (кроме жилых) и сооружений - с 44,3 % в 2008 г. до 27,7-31,7 % в прогнозируемом году (табл. 2).

Таким образом, в структуре используемых инвестиций в основной капитал в 2020 г. в условиях реализации стратегии модернизации должно резко сократиться количество площадей строящихся производственных зданий и сооружений в пользу активной части основных производственных фондов.

Таблица 2

Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов

* Вид основных фондов 2000 г. 2005 г. 2008 г. 2020 г. ** (оценка)

Инвестиции в основной капитал, всего 100 100 100 100

в том числе:

жилища 11,3 12,0 14,1 14,1

здания (кроме жилых) и сооружения 43,1 40,4 44,3 27,7-31,7

машины оборудование, транспортные

средства 36,6 41,1 35,4 48,0-52,0

прочие 9,0 6,5 6,2 6,2

*) Показатели 2000-2008 гг. приведены, исходя из фактических цен этих лет **) В ценах 2008 г.

*) По данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Применительно к структуре сферы недвижимости отметим, что в условиях предстоящей модернизации и инновационного обновления отечественного производственного потенциала необходимо осуществить работы по инвентаризации, списанию и выводу из эксплуатации устаревших основных производственных фондов. В результате появится значительное количество освободившихся производственных площадей, на которых в условиях происходящей модернизации может размещаться новое прогрессивное производственное технологическое оборудование и машины. Как следствие - это обеспечит соответствующий рост их доли в структуре инвестиций в 2020 г.

Что касается пятой задачи, ее исследование носит самостоятельный характер. Проблеме модернизации жилищно-коммунального комплекса посвящены труды многих ученых [9, 10, 11], но применительно к теме исследования нас будут интересовать, в первую очередь, организационные механизмы реализации задач модернизации жилищно-коммунального хозяйства в контексте мер государственного регулирования процессов инновационного обновления национальной экономики.

Таким образом, систематизируя предлагаемые Правительством меры модернизации и повышения эффективности функционирования строительства, сделаем принципиальный вывод: все меры должны быть направлены на постепенное изменение темпов роста объемов и структуры инвестиций в основной капитал. Проведенный анализ показал, что это должно происходить:

1) при одновременном качественном изменении характера, структуры и научно-технического уровня материально-технической базы строительства и создаваемой им строительной продукции;

2) удовлетворении потребностей населения в доступном комфортном жилье;

3) санации и модернизации ранее созданного жилищного фонда, его текущего и капитального ремонта;

4) строительстве новых, техническом перевооружении и реконструкции действующих основных фондов (особенно активной части), формирующих производственный сектор национального хозяйства;

5) адаптации инвестиционных технологий к требованиям модернизации строительной

сферы.

Реализация подобного подхода является важнейшим условием модернизации и инновационного обновления производственного потенциала национальной экономики России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. www.cea.gov.ru

2. www.enc.ex.ru

3. www.kremlin.ru

4. www.ecfor.ru

5. www.gks.ru

6. Пешков В.В. Потенциал развития инвестиционно-строительной сферы. Проблемы оценки и управления. М. : МГСУ, 2006. 208 с.

7. Россия в цифрах 2010. М. : Росстат, 2011.

8. www.frrussia.ru

9. Каменецкий М.И. Строительный комплекс и национальная экономика: современные тенденции, актуальные проблемы перспективного развития. М. : Экономика строительства, 2010.

10. Яськова Н.Ю. Развитие инвестиционно-строительных процессов в условиях глобализации. М. : МАИЭС, ИПО «У Никитских ворот», 2009.

11. Яськова Н.Ю., Каменецкий М.И., Кризис отечественной модели управления строительством и рынком недвижимости // Экономика строительства. 2009. № 3.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Пешков Виталий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», Иркутский государственный технический университет, тел.: (3952) 40-54-12, e-mail: [email protected]

Peshkov V.V., Doctor of Economy, professor, Real Estate Assessment and Management Department, Irkutsk State Technical University, tel.: (3952) 40-54-12, e-mail: [email protected]

УДК332.122

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА, КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

И.В. Ямщикова, В.В. Соколов

Проведен обзор норм законопроекта о Федеральной контрактной системе, касающихся государственных заказов в сфере строительства, дана оценка их возможностей в решении ключевых проблем строительства, варианты корректировки.

Ключевые слова: федеральная контрактная система, государственный заказ в строительстве.

FEDERAL SYSTEM OF CONTRACTUAL AGREEMENTS AS A MEANS OF PROBLEM SOLUTION IN THE FIELD OF STATE ORDERS IN BUILDING

I.V. Yamshchikova, V.V. Sokolov

Regular issues of the bill on Federal System of Contractual Agreements have been surveyed regarding state orders in the sphere of building. Their realizability is assessed in terms of solving key problems of construction and versions of their modification are offered.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: federal system of contractual agreements, state order in construction.

С 1 июля 2012 года в Российской Федерации начнется постепенный переход к Федеральной контрактной системе (далее - ФКС), которая должна заменить существующую в настоящее время систему государственного заказа.

Осенью 2011 года законопроект о ФКС, который, по замыслу законодателей, придет на смену Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - 94-ФЗ) Министерством экономического развития РФ был представлен для публичного обсуждения, пройдя которые, претерпел существенные изменения. Только по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.