МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Б СИСТЕМЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
ПРОСКУРА Д.В.,
соискатель,
Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального университета, e-mail: [email protected]
В статье проанализирована деятельность новых экологических организаций на угледобывающих предприятиях, что позволило охарактеризовать процесс формирования в социоструктур-ных и эколого-экономических системах угледобывающих регионов нового социального института экологического мониторинга; показаны в полной мере экологические проблемы в угледобывающих регионах России.
Ключевые слова: экологический мониторинг; социальный институт; реструктуризация угольной отрасли; эколого-экономическая деятельность.
The article analyzes the activity of new environmental organizations of the coal-mining enterprises, which allowed to characterize the process of formation of the socio-structural and ecological-economic systems of coal-mining regions of the new social Institute of environmental monitoring; shows the full extent of the environmental problems in the coal mining regions of Russia.
Keywords: environmental monitoring; social Institute; the restructuring of the coal industry; ecological and economic activities.
Коды классификатора JEL: Q26, Q28, Q57.
Ростовская область сталкивается со многими экологическими проблемами типичными для российских регионов: высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, нерешенность проблемы утилизации отходов производства и потребления, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами. Эти проблемы нашли отображение во многих научных трудах и публикациях авторов г. Ростова-на-Дону [2, 3]. В связи с этим выполнению мероприятий, направленных на оздоровление экологической обстановки, теперь уделяется особое внимание.
Традиционно, наибольшей техногенной нагрузке подвержены города и прилегающие к ним территории. Большая часть городского населения проживает в зонах с повышенной концентрацией загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Гигиенический анализ свидетельствует, что в динамике за 5 лет удельный вес проб атмосферного воздуха, не отвечающего гигиеническим нормативам, снизился с 6% до 3% в целом по области.
Общее количество загрязняющих веществ, поступивших в атмосферный воздух на территории области от всех источников загрязнения, составляет в год 741,7 тыс. т, в том числе от стационарных источников — 131,6 тыс. т.
В Ростовской области по учтенным организациям в год образуются до 2550 млн. т отходов производства и потребления. Однако, по экспертным оценкам, фактический объем образованных отходов выше в 2,5-3,5 раза.
В шахтерских городах, наряду с объектами жилищно-коммунального хозяйства, основными источниками загрязнения поверхностных вод являются объекты угольной промышленности (шахтные воды). Актуальными проблемами остаются экологические проблемы, связанные с ликвидацией шахт Восточного Донбасса, где за последние годы прекратили свое существование иили находятся в стадии ликвидации 45 шахт, 39 из которых ликвидированы способом полного затопления и 6 — способом «сухой» консервации.
В г. Шахты создан Центр экологического мониторинга, который осуществляет наблюдение за влиянием вредных последствий на окружающую природную среду, связанных с закрытием шахт во всех пяти угольных регионах Ростовской области: Шахтинском, Новошахтинском, Гуковском, Шолоховском и Донецком, о работе которого речь пойдет ниже.
В настоящее время горно-экологический мониторинг ведется на горных отводах 45-ти ликвидируемых шахт на площади 773,6 км2, что составляет порядка 1% территории Ростовской области.
© Д.В. Проскура, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
54
Д.В. ПРОСКУРА
В соответствии с «Инструкцией о порядке контроля за выделением газов на земную поверхность при ликвидации (консервации) шахт» Центром мониторинга ежегодно выполняется свыше 30 тыс. экспресс-анализов и около 1 тыс. лабораторных анализов газовоздушной массы. Суть деятельности Центра состоит не только в систематическом контроле газа, но и в постоянной разъяснительной работе с жителями: им выдаются памятки, где указано, как безопасно эксплуатировать подвалы, погреба, колодцы с учетом времени года, температуры наружного и атмосферного воздуха.
С целью обеспечения безопасных условий жизнедеятельности населения шахтерских городов и поселков Центром мониторинга выполняются технические мероприятия по локализации вредных газовыделений: газоизоляция полов и стен, установка вентиляции объектов. Всего обеспечена безопасность проживания населения в 45 объектах городов Шахты, Новошахтинск и хутора Тацин.
С завершением затопления на большинстве шахт Восточного Донбасса активизируется процесс сдвижения горных пород: образование провалов земной поверхности и оседание над многочисленными ранее ликвидированными наклонными и вертикальными стволами. В ходе маршрутных обследований территории промышленных площадок шахт специалисты Центра своевременно выявляют опасные для жизни населения объекты: стволы, полки перекрытий которых разрушены; усадку засыпного материала; выделение из горных выработок «мертвого воздуха»; провалы над наклонными выработками. Организованный Центром мониторинга контроль позволяет оперативно принимать меры по приведению таких объектов в безопасное состояние. С 2003 г. Центром ликвидированы провалы и дефекты изоляции на 178-ми вскрывающих выработках объемом около 60 тыс. м3. Нередки случаи рецидивов провалов, где вследствие затопления шахты произошло «стекание» засыпного материала в околоствольные дворы (ш. им. Ленина, ш. «Тацинская», ш. «Майская»).
За годы деятельности Центра мониторинга наработана обширная база данных, в том числе с применением ГИС-технологий, которая помогает анализировать обстановку в регионе, делать достоверные прогнозы и своевременно принимать необходимые меры по ослаблению негативного воздействия на окружающую среду при закрытии угольных шахт.
Экологические проблемы, связанные с массовой ликвидацией шахт, в силу их специфики невозможно решить за короткий срок. Как показывает мировая практика, на это уходят многие годы, ведь негативные процессы после закрытия шахт могут проявляться даже через десятки лет. А это означает, что комплексный мониторинг за окружающей средой на территориях закрытых шахт, неоднократно подтвердивший свою эколого-экономическую эффективность, необходимо вести постоянно для обеспечения безопасных условий жизнедеятельности населения.
Одним из важнейших направлений в реструктуризации угольной промышленности Ростовской области является мониторинг экологических последствий — система наблюдений и оценки ситуаций, сложившихся на горных отводах ликвидируемых шахт, имеющей в конечном итоге целью разработку предложений и мероприятий по локализации негативных последствий ликвидации шахт и обеспечению безопасной жизнедеятельности населения шахтерских территорий. Для этого в 2002 г. Центру мониторинга социально-экологических последствий ликвидации шахт Восточного Донбасса (ЦСЭМ ВД) поручена реализация объединенного рабочего проекта «Мониторинг социально-экологических последствий ликвидации шахт Восточного Донбасса», разработанного проектной фирмой «ГЕОС» при участии «ВНИГРИуголь», Северо-Кавказского представительства «ВНИМИ», Центра Госсанэпидемнадзора по Ростовской области. Ведение специализированного мониторинга потребовало соединения усилий специалистов, объединяющих знания геомеханики, гидрогеологии, маркшейдерии, горного дела, газодинамики [1].
В соответствии с рабочим проектом «Мониторинга социально-экологических последствий ликвидации шахт Восточного Донбасса» и утвержденной программой производственной деятельности в течение последних лет велись работы по следующим направлениям:
— гидрогеологический мониторинг — контроль уровня затопления шахтными водами техногенных горизонтов ликвидируемых шахт, подтопления и загрязнения территорий, качества шахтных, грунтовых и поверхностных вод;
— газомониторинг — контроль выхода на земную поверхность вредных и опасных газов (метан, двуокись углерода), в том числе в заглубленных объектах жилого сектора, в опасных и угрожающих по газовы-делению зонах;
— геодинамический мониторинг — наблюдения за деформациями земной поверхности на объектах жизнеобеспечения и жизнедеятельности;
— мониторинг земельных ресурсов — ликвидация провалов и устранение дефектов изоляции ранее ликвидированных выработок, имеющих выход на дневную поверхность, выявление площадей нарушенных земель, тепловая съемка породных отвалов, микроэлементный анализ почвы вокруг породных отвалов;
— гидрогеомеханический мониторинг — определение химического загрязнения почв на территориях промышленных площадок ликвидируемых шахт;
— мониторинг технических работ — контроль за соблюдением проектных решений и требований регламентирующих документов по направлению «Ликвидация последствий ведения горных работ» (ликвидация горных выработок, исключение доступа к ним, демонтаж оборудования, снос зданий и сооружений, рекультивация использованных земель, ликвидация экологических и иных последствий ведения горных работ);
— создание информационно-аналитической базы данных по химическому составу газовоздушной среды в объектах газомониторинга, скорости затопления техногенных горизонтов шахт, химическому составу шахтных и грунтовых вод, поверхностных водотоков и водоемов, нарушению и загрязнению территорий горных отводов токсичными веществами;
МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТИТУТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В СИСТЕМЕ.
55
— функционирование архива геологической, маркшейдерской, топографической и технической документации.
Собранная база данных и накопленный опыт работы ООО «ЦСЭМ ВД» используется в федеральной программе системы мониторинга окружающей среды применительно к Ростовской области. Центр мониторинга предоставляет результаты своих наблюдений заинтересованным организациям, МЧС, администрации области, а также администрациям городов и районов.
Приобретшие первостепенную актуальность проблемы экологической безопасности в Восточном Донбассе потребовали отлаженной системы наблюдения, оценки и прогноза сложившейся на территориях закрываемых шахт социально-экономической ситуации, а также разработки предложений и конкретных мероприятий по локализации и возможному предотвращению негативных проявлений, т. е., по сути, начал формироваться новый социальный институт экологического мониторинга — новые и особые для постреструктуризационной ситуации правила, нормы, социально-экономические и эколого-экономические практики, регулирующие конкретные регионально-отраслевые эколого-социальные и экономические отношения в такой более широкой сфере как социальная экология.
Формируя и задавая нормы и правила, этот социальный институт оформляет и стабилизирует свою деятельность через новые социальные организации на угледобывающих предприятиях: административно-экологические лаборатории и Центры экологического мониторинга, что способствует модернизации системы государственной поддержки эколого-экономической деятельности угледобывающих предприятий.
Рис. 1. Формирование социального института экологического мониторинга в угледобывающем регионе
В завершение статьи следует отметить, что созданная система мониторингов призвана обеспечить безопасную среду обитания населения региона. Вместе с тем, населению необходимо иметь хотя бы начальные познания об антропогенных источниках экологической безопасности с целью правильного поведения в экстремальных ситуациях. Первые шаги на пути обеспечения безопасности жизнедеятельности людей — это информация о факторах риска, причинах возникновения опасностей для населения, характере и значимости этих опасностей, которую собирают и предоставляют Центры экологического мониторинга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волохова В.Ю. Экологические проблемы Восточного Донбасса // Экологический вестник Дона. Ростов-н/Д., 2006. С. 232-236.
2. Тяглов С.Г., Воловик В.М. Управление инновационным развитием корпоративных структур в рамках программ ресурсосбережения и повышения энергоэффективности // Тегга есопошкиэ. 2011. Т. 9. № 2-3. С. 45-49.
3. Тяглов С.Г., Савон Д.Ю. Современные принципы и подходы к исследованию экологизации экономики производственной сферы // Проблемы региональной экологии. 2006. № 4. С. 38-43.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2