Научная статья на тему 'Механизмы решения эколого-экономических проблем, обусловленных последствиями реструктуризации угольной отрасли в Восточном Донбассе'

Механизмы решения эколого-экономических проблем, обусловленных последствиями реструктуризации угольной отрасли в Восточном Донбассе Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
293
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ЛИКВИДАЦИЯ УГОЛЬНЫХ ШАХТ / ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ГИДРОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / RESTRUCTURING THE COAL INDUSTRY / ENVIRONMENTAL CONDITIONS / THE ELIMINATION OF COAL MINES / ENVIRONMENTAL ACTIVITIES / HYDRO-ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Проскура Д. В.

В статье анализируются возможности реструктуризации угольной отрасли с целью закрытия нерентабельных шахт и концентрации производства вокруг высокоэффективных угольных предприятий, для дальнейшего обеспечения тем самым развития отрасли в соответствии с принципами рыночной экономики; показаны и раскрыты в полной мере экологические проблемы в угледобывающих регионах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Проскура Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms for addressing environmental and economic problems resulting from the consequences of restructuring the coal industry in the eastern Donbass

This article examines the possibility of restructuring the coal industry for the closure of unprofitable mines and concentration of production around the highcoal companies, to further ensure their development of the sector in accordance with the principles of market economy; shown and disclosed in the full environmental problems in the coalmining regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Механизмы решения эколого-экономических проблем, обусловленных последствиями реструктуризации угольной отрасли в Восточном Донбассе»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ПОСЛЕДСТВИЯМИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В ВОСТОЧНОМ ДОНБАССЕ

ПРОСКУРА Д.В.,

соискатель,

Северо-Кавказский научный центр высшей школы ЮФУ, ул. Пушкинская, 140, к.209, Ростов-на-Дону, 344006

В статье анализируются возможности реструктуризации угольной отрасли с целью закрытия нерентабельных шахт и концентрации производства вокруг высокоэффективных угольных предприятий, для дальнейшего обеспечения тем самым развития отрасли в соответствии с принципами рыночной экономики; показаны и раскрыты в полной мере экологические проблемы в угледобывающих регионах России.

Ключевые слова: реструктуризация угольной отрасли; экологическая обстановка; ликвидация угольных шахт; природоохранные мероприятия; гидроэкологическая обстановка.

This article examines the possibility of restructuring the coal industry for the closure of unprofitable mines and concentration of production around the highcoal companies, to further ensure their development of the sector in accordance with the principles of market economy; shown and disclosed in the full environmental problems in the coalmining regions of Russia.

Keywords: restructuring the coal industry; environmental conditions; the elimination of coal mines; environmental activities; hydro-environment.

Коды классификатора JEL: Q55, Q56, Q57.

Ростовская область является основной угольной сырьевой базой Юга России и Северо-Кавказского региона. Разведанные запасы угля для строительства новых шахт составляют 6,5 млрд тонн, из которых 600 млн тонн признаны экономически целесообразными к обработке. В настоящее время в области осуществляется строительство новых шахт, осваиваются новые месторождения. Географическая близость сырья к потребителю делает этот бизнес потенциально выгодным.

Большая часть запасов угля Ростовской области представлена антрацитами — лучшими в мире угля по калорийности. Его доля в общих запасах угля составляет более 90%. По многим качественным характеристикам Ростовские антрациты являются уникальными. По важнейшему показателю — степени метаморфизма — они отнесены к суперантрацитам. На территории области целесообразно создание серии производств по глубокой переработке угля с получением таких продуктов, пользующихся высоким спросом на мировом рынке, как карбид кремния, карбид кальция, термоантрациты, гидроантрациты.

Численность населения шахтерских городов в начале 90-х гг. ХХ в. составляла 651,1 тыс. человек, или 15,2% общей численности населения Ростовской области. Иными словами, примерно шестая часть населения Ростовской области испытывала на себе воздействие той или социально-экономической ситуации, которая сложилась в результате воздействия двух факторов: общего спада экономического развития России и кризиса угольной отрасли.

Соответственно возникла настоятельная потребность структурной перестройки (реструктуризации) угольной отрасли. Основной замысел реструктуризации, на первый взгляд, был достаточно прост: закрыть нерентабельные шахты и сконцентрировать производство вокруг высокоэффективных угольных предприятий, обеспечив тем самым развитие отрасли в соответствии с принципами рыночной экономики. Однако реальное выполнение поставленной задачи столкнулось с целым рядом экономических, экологических и социальных проблем, не в полной мере учтенных при постановке задачи.

Реструктуризация была направлена на повышение эффективности конкурентоспособности действующих угольных предприятий, это предусматривалось достичь на основе:

❖ исключения из эксплуатации неблагоприятных с точки зрения экономики и охраны труда промышленных запасов угля;

© Д.В. Проскура, 2011

♦ улучшения потребительских свойств угольной продукции;

♦ снижения издержек по всем технологическим звеньям производства;

♦ повышения уровня использования свободных мощностей;

♦ ускоренного технического перевооружения перспективных и стабильно работающих предприятий;

♦ выделения из состава компаний непрофильных производств, включая автотранспортные, ремонтномеханические, строительные и предприятия сельского хозяйства и т.п.;

♦ передачи социальной сферы на баланс муниципальных органов.

В области природоохранной деятельности предусматривались мероприятия по снижению негативного влияния угольных предприятий на экологическую обстановку:

♦ уменьшение вредных выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в водоемы;

♦ ускоренная рекультивация земель и отвалов;

♦ увеличение объемов переработки отходов добычи и обогащение угля. Считалось, что реализация основных направлений реструктуризации угольной промышленности позволит:

♦ кардинально повысить эффективность производственного потенциала отрасли за счет вывода из эксплуатации особо убыточных шихт и разрезов, модернизации перспективных и строительства высокорентабельных угледобывающих предприятий;

♦ создать экономические и финансовые условия, способствующие формированию рентабельных угольных, компаний;

♦ улучшить общее эколого-экономическое положение угледобывающих районов страны.

Необходимым условием успеха реструктуризации являлась целенаправленная государственная поддержка. В

условиях социально-экономического кризиса угольная отрасль была не в состоянии самостоятельно решить даже свои внутренние проблемы, а тем более проблемы муниципального и регионального развития, которые традиционно возлагались на градообразующие предприятия. Государство должно было создать благоприятные условия для перестройки угольной промышленности, обеспечить начальные инвестиции и компенсировать социальные дефициты; а впоследствии (через достаточно длительный срок) успешное развитие угольной отрасли, как изначально подразумевалось, позволило бы вернуть затраченные средства.

Однако попытка непосредственной поддержки угольной промышленности в том виде, в каком она существовала в 1990-1993 гг., оказалась обреченной на неудачу. Так, в 1993 г. объем государственных дотаций угольной промышленности составил 2,1 трлн деноминированных рублей, что превысило 1% ВВП и 3% доходов консолидированного бюджета. Только на угольное производство было затрачено более 12% общей суммы средств государственной поддержки всех отраслей народного хозяйства. На содержание шахт и их инфраструктуры в том году ушло в 2,5 раза больше ассигнований, чем на всю российскую науку. Угольные дотации в 1993 г. равнялись 35-40% расходов консолидированного бюджета на здравоохранение, 30% расходов на просвещение и 20% — на выплату пенсий и пособий.

Тогда же, в 1993-1994 гг. именно в угольной отрасли начались многомесячные невыплаты заработной платы, хотя объем господдержки в этот период превышал фонд заработной платы в 1,5 раза. По мнению специалистов Международного банка реконструкции и развития, это означало, что государственные средства шли не на социальные нужды, а на поддержку устаревших форм производства [1, 2].

Финансирование эксплуатационных расходов объектов природоохранного назначения и затраты на ведение мониторинга экологических последствий ликвидации угольных шахт после 2010 г. российское правительство предлагает, начиная с 2011 г., осуществлять за счет субвенций из Федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации.

Стоимость «Комплекса мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса на период с 2006 по 2010 годы» достигает почти 14 млрд рублей.

Опыт реструктуризации угольной отрасли свидетельствует, что с прекращением производственной деятельности угольных шахт и других предприятий отрасли прекращает свое действие в регионах целый ряд техногенных факторов на окружающую природную среду:

♦ валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу вентиляционными потоками, технологическими процессами добычи, транспортировки и хранения угля, сжиганием топлива в производственных котельных, размещением вскрышных и вмещающих пород во внешних и внутренних отвалах;

♦ откачка на дневную поверхность и сброс производственных сточных вод в водные объекты;

♦ изъятие из землепользования продуктивных земель и их деградация;

♦ размещение отходов производства в границах горного отвода и их негативное влияние на прилегающую территорию;

♦ другие факторы техногенного воздействия.

Как показала практика, закрытие особо убыточных и нерентабельных шахт и разрезов сопровождается возникновением новых, нередко весьма опасных явлений и процессов, которых не было в период эксплуатации предприятий и которые имеют негативную экологическую окраску, требующую своего устранения. Среди них особо выделяются:

♦ загрязнение подземных водоносных горизонтов и питьевых водозаборов, находящихся в зоне действия промышленных объектов;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

116

д.в. проскура

• подтопление прилегающих территорий, в том числе населенных пунктов;

• перетоки шахтных вод из затопленных шахт в действующие;

• неуправляемое выделение газов (метана, углекислого газа) из ликвидированных горных выработок;

• другие негативные явления и процессы.

Практическая реализация всего комплекса природоохранных мероприятий, предусмотренных проектами ликвидации угольных шахт и разрезов, позволит полностью устранить негативные экологические последствия их производственной деятельности. При этом предотвращенный экологического ущерб в целом по отрасли достигнет 8,7 млрд руб., из которых 37,1% приходится на Кузнецкий угольный бассейн, 28,5% — месторождения Урала, 9,8% — на месторождения Восточной Сибири, 9,2% — на Подмосковный угольный бассейн и 7,5% — на Восточный Донбасс [3].

Следует иметь в виду, что рассчитанный по существующей методике предотвращенный экологический ущерб в сумме 8,7 млрд руб. получен с учетом прекращения выдачи породы на дневную поверхность и размещения ее во внешних отвалах, строительства и реконструкции сооружений для очистки сточных вод, тушения горящих породных отвалов, рекультивации нарушенных земель и не является полным. Это связано с тем, что по ряду работ, предусмотренных проектами по ликвидации, таких как строительство и расширение водоотливных комплексов, осуществление мероприятий по защите территорий от подтопления, тушение подземных пожаров, проведение экологического мониторинга и других неотложных мероприятий, из-за отсутствия соответствующих методик расчет предотвращенного экологического ущерба не производился. Стоимость перечисленных выше работ составляет около 50% от общего объема, поэтому суммарный предотвращенный экологический эффект, рассчитанный с учетом этих мероприятий, может быть значительно выше.

В соответствии с утвержденными проектами общие затраты на ликвидацию последствий вредного влияния от ведения горных работ в целом по отрасли составляют 19,48 млрд руб., фактические расходы на реализацию проектных решений за истекший период составили всего 3,8 млрд руб. или 19,7%. Основными причинами сложившегося положения являются недостаточное выделение на эти цели средств из федерального бюджета и отставание с разработкой рабочей документации по отдельным направлениям работ. При сохранении существующих объемов финансирования и темпов выполнения природоохранных мероприятий на устранение негативных экологических последствий потребуется около 20 лет.

Отмеченная экологическая проблема в угледобывающих регионах России в решающей мере обусловлена реструктуризацией «регионообразующей» и в большинстве случаев градообразующей отрасли, в полной мере проявляются в Ростовской области, ее шахтерских районах, городах, поселках.

Одной из наиболее острых проблем является осложнение гидроэкологической обстановки на ликвидируемых шахтах. Из горных выработок ликвидируемых шахт выделяются на земную поверхность, попадая в подвальные помещения жилых и производственно-административных зданий, вредные газы СН4, С02 и воздух с низким содержанием

О2. Всего на территории Восточного Донбасса выявлено 2774 жилых домов и 75 производственно-административных зданий и сооружений, находящихся в зонах угрозы выделения вредных газов.

Не менее важной проблемой является возникновение деформаций земной поверхности в виде локальных провалов, образующихся у устьев подготовительных выработок и над ними. Подобные провалы образовались, например, на шахтах «Калитва» и «Тацинская» ОАО «Шахтуголь». Кроме того, на ликвидированных шахтах, где осуществлялась отработка маломощных пологих пластов, по контурам отработанного пространства могут образовываться незначительные зоны трещин, которые для предотвращения негативного воздействия их на окружающую среду необходимо кальматировать.

Проблемой при ликвидации шахт является также наличие породных отвалов и нарушенных земель, подлежащих рекультивации. Рекультивация нарушенных земель выполняется крайне медленными темпами. Общая площадь нарушенных на 42 шахтах земель, подлежащая рекультивации, составляет 10,64 га. Подлежат рекультивации 155 породных отвалов, занимающих 471,85 га площади, в том числе 19 горящих.

Необходимо также отметить практическое отсутствие гидромониторинга поверхностных водопроявлений, связанных с породными отвалами, что может привести к загрязнению поверхностных водных объектов при попадании в них этих вод. Кроме того, на большинстве шахт Восточного Донбасса не разработана проектная документация рекультивации нарушенных земель, поэтому выполнение этих работ пока не представляется возможным.

Важнейшей функцией механизма экономического стимулирования природоохранной деятельности в настоящее время является «интернационализация» внешних издержек. Экстернальные (внешние) издержки возникают в случае, когда выбросы в окружающую среду превышают ее ассимиляционную способность. Их основное проявление — возникновение ущерба у тех, кто испытывает вредное воздействие выбросов. В России величина внешних издержек постоянно растет в связи с количественными и качественными изменениями хозяйственной деятельности, а также по мере того, как ресурс общего пользования — воздух — все более вовлекается в производственные процессы и сужаются его ассимилятивные способности, ранее обеспечивающие ликвидацию отходов. Одновременное закрытие большого количества шахт привело к возникновению целого ряда негативных экологических последствий горного производства. Стали возникать ранее неизвестные природные и техногенные явления, связанные с нарушением режима подземных и поверхностных вод, с подтоплением территорий, с загрязнением водоемов и водотоков, выходом на дневную поверхность «мертвого воздуха». Возникла опасность геотектонических проявлений, связанных с обрушением толщи пород на больших площадях выработанного пространства ликвидируемых шахт. Поэтому проблемы экологической безопасности в Восточном Донбассе приобрели первостепенную актуальность и потребовали отлаженной системы

наблюдения, оценки и прогноза сложившейся на территориях закрываемых шахт социально-экологической ситуации, а также разработки предложений и конкретных мероприятий по локализации негативных проявлений.

С этой целью в углепромышленных регионах страны государственными учреждениями по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) стали создаваться Центры экологического мониторинга. С 2000 г. в г. Шахты такой Центр осуществляет мониторинг влияния вредных последствий на окружающую среду, связанных с закрытием шахт в Восточном Донбассе, во всех угольных районах Ростовской области: Шахтинском, Новошахтинском, Гуковском, Шолоховском и Донецком.

Центр социально-экологических последствий ликвидации шахт Восточного Донбасса (ЦСЭМ ВД) выполняет работы по объединенному рабочему проекту «Мониторинг социально-экологических последствий ликвидации шахт Восточного Донбасса» в рамках ТЭО каждой закрытой шахты: осуществляет мониторинг уровня затопления техногенных горизонтов; подтопления территорий; качества шахтных и поверхностных вод; выделения вредных и опасных газов на земную поверхность, в том числе в подвалах и погребах жилых домов; сдвижения земной поверхности в зоне подработки горными работами территории жилого сектора. Кроме того, выполняются работы по ликвидации провалов и устранению дефектов изоляции ранее ликвидированных выработок, имеющих выход на земную поверхность; производится бурение и ремонт газо-гидронаблюдательных скважин; температурная съёмка породных отвалов и выявление нарушенных земель в пределах границ горных отводов ликвидируемых шахт. Система организации горно-экологического мониторинга предусматривает выполнение работ по следующим направлениям: гидромониторинг, газомониторинг, гидрогеомеханический мониторинг, геодинамический мониторинг, мониторинг земельных ресурсов, создание информационно-аналитической базы данных (ГИС-проекты), мониторинг технических работ, создание архива геологической, маркшейдерской, топографической и технической документации.

В настоящее время разрабатывается программа развития шахтерских территорий. Она будет предусматривать развитие различных отраслей промышленности, в том числе и способных оказать заметное воздействие на окружающую среду (например, нефтеперерабатывающие производства). Возрождение хозяйственной активности будет сопровождаться и увеличением объемов использования природных ресурсов. Все это, если на стадии разработки программы не принять необходимых мер, может привести к новому обострению экологической ситуации в регионе и необходимости разработке мероприятий (программы) по экологической реабилитации Восточного Донбасса после экономического возрождения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астахов А. Проблемы реструктуризации угольной промышленности России // Вопросы экономики. 1997. № 6.

2. Афендиков В., Шумаков В. Современное состояние угольной отрасли: проблемы и перспективы развития // Уголь. 2004. № 1.

3. Отчет об итогах деятельности по координации программ местного развития и решению социальных проблем, вызванных реструктуризацией предприятий угольной промышленности за период 1998-2005/2006 гг. // Уголь. 2006. № б. С. 45-47.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.