24 (207) - 2011
ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 332.1
МОДЕРНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
И. В. АНТОНЕНКО,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики E-mail: igor_antonenko@mail.ru Волгоградский государственный университет
В статье на основе анализа показателей интенсивности и экстенсивности инновационной деятельности были выявлены перспективные технологические платформы, соответствующие специализации регионов Южного федерального округа (ЮФО), что позволило обосновать направления технологического развития, генерирующие активный спрос на инновации. Выявлены предпосылки для формирования технологических платформ на территории ЮФО, позволяющих успешно реализовывать имеющийся инновационный потенциал региона.
Ключевые слова: критические технологии, интенсивность, инновационная деятельность, технологическое развитие, активность, исследования, разработки, технологические платформы, региональная инновационная система.
Региональный аспект формирования инновационной системы традиционно рассматривается в связи с необходимостью территориального размещения ресурсов науки, что связано с действием таких факторов, как интеллектуальный и образовательный потенциал, информация и инфраструктура, влияющие на размещение обрабатывающих, наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Формирование региональных инновационных систем (РИС) — тенденция в развитии инновационного потенциала, где факторами размещения и развития РИС являются информационная и транспортная
инфраструктуры, наличие квалифицированного персонала, близость научных центров.
Региональная инновационная система состоит из разнохарактерных подсистем, взаимосвязи которых определяют инновационная инфраструктура и институциональное воздействие государства. Инновации возникают во всех территориальных системах, но вероятность их возникновения возрастает в зависимости от плотности инновационно активных предприятий, расположенных на определенной территории, от наличия ресурсов, степени развития информационных систем, уровня координации и регулирования деятельности субъектов РИС.
Региональная специализация инноваций совершенствуется в связи с тем, что процесс технологической диффузии в регионе происходит быстрее, чем в условиях диверсификации производства по причине наличия высококвалифицированных кадров и соответствующего направления образовательных услуг. Здесь также происходит концентрация производства в рамках специализации. Поэтому в пределах региона необходимо создать условия для быстрой диффузии технологий в рамках региональной специализации.
В соответствии с региональными приоритетами развития науки, техники и технологий объектами анализа будут являться следующие отрасли специализации регионов ЮФО:
— объединенная промышленная корпорация (ОПК);
— металлургия;
— обрабатывающие производства;
— машиностроение;
— химическая промышленность;
— производство пищевых продуктов;
— фармакология и информационные технологии.
Согласно мировой практике институциональную основу национальной инновационной системы составляют два типа подсистем: научно-технологические кластеры и региональные инновационные системы. Причем первые могут быть сформированы как в масштабах национальной экономики, так и в рамках отдельных регионов. Региональной инновационной системе необязательно должна быть свойственна высокая степень территориальной интеграции инновационных предприятий и структур, что предполагает возможность создания в субъектах Федерации собственной инновационной системы, учитывающей особенности регионов. При этом региональная инновационная система рассматривается не как линейный процесс, ведущий от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) к инновациям, а как процесс прямых и обратных связей между всем комплексом экономических, социальных и организационных факторов, определяющих создание инноваций. Такой подход позволяет выявить те сферы, стимулирование и развитие которых будут способствовать росту конкурентоспособности продукции системы и внедрению инноваций.
Используя структурно-функциональный подход в анализе региональной инновационной системы, отметим, что объектом управленческих усилий РИС выступают НИОКР, состоящие из трех стадий:
— фундаментальные исследования;
— прикладные исследования;
— опытно-конструкторские разработки.
Взаимодействие субъектов и объектов РИС происходит на рынках создания новшеств и изобретений, вложений капитала, инвестиций, научно-технического персонала, инновационной инфраструктуры. Инновационные рынки имеют количественные характеристики, отраслевую и территориальную структуру, правовые и нормативные требования. Следовательно, структурно-функциональное строение РИС обеспечивается инновационной инфраструктурой, наличием инвестиционных источников развития, органов регулирования и контроля за соответствием деятельности нормам и стандартам.
Субъекты инновационной системы представлены организациями и предприятиями, осуществляющими весь цикл инновационной деятельности — от генерации знаний до их воплощения в наукоемких продуктах, работах и услугах.
Цель формирования и развития РИС — повышение вклада инновационного потенциала региона в социально-экономическое развитие субъекта РФ и страны в целом.
Таким образом, в процессе анализа необходимо выяснить, какие подсистемы РИС являются в Южном федеральном округе системообразующими и каковы взаимосвязи между ними.
Вследствие того, что региональная инновационная система состоитизразнокачественныхподсистем, взаимосвязанных между собой посредством инновационной инфраструктуры и институциональным воздействием государства, которое разрабатывает правила и способы осуществления инновационной деятельности посредством законодательных и нормативно-правовых актов в области инновационной политики, а также координирует и регулирует деятельность субъектов региональной инновационной системы, то в структуре РИС можно выделить инфраструктурную и институциональную подсистемы.
Координацию и регулирование процессов формирования и развития региональной инновационной системы осуществляют специализированные органы управления, функциями которых являются поддержка фундаментальных исследований, стимулирование малого инновационного бизнеса. В структуре РИС можно также обозначить организационную подсистему.
Меры государственной поддержки, реализуемые в рамках бюджетного финансирования и обеспечения притока в инновационную сферу внебюджетных средств, позволят создать благоприятные условия для активизации использования кредитных, лизинговых и других инструментов в инновационных процессах. Следовательно, в структуре РИС выделим также финансово-инвестиционную подсистему.
Поскольку развитие информационных систем повышает степень преобразования индивидуальной новации в общественную, аувеличивающийся свободный доступ к информации обеспечивает рост новых идей, знаний и научных открытий, в структуре РИС выделим также и информационную подсистему.
Малые наукоемкие фирмы в целях своего развития заинтересованы в доступе к результатам научных исследований, которые впоследствии превращаются ими в разработки, необходимые
крупной промышленности для производства конкурентоспособной продукции. Исходя из этого, выделим также научно-исследовательскую и производственно-технологическую подсистемы РИС.
Основу жизнедеятельности инновационных и технологических рынков составляют высококвалифицированные кадры, которые представляют собой результат деятельности образовательных учреждений и определяют уровень развития интеллектуального потенциала, что позволяет выделить образовательную подсистему в структуре РИС.
Наличие богатых и разнообразных природных ресурсов в регионе вызывает соответствующее хозяйственное разнообразие предприятий, использующих их как фактор производства. Поэтому привлечение новых ресурсов будет развивать новые виды предприятий и новые виды производств. Поэтому обозначим также и ресурсную подсистему РИС.
Высшие учебные заведения являются одним из инструментов формирования высокотехнологичных отраслевых кластеров, когда в регионе формируются учебно-научно-инновационные комплексы, вокруг которых концентрируются малые инновационные предприятия и промышленность, в результате чего комплекс наукоемких отраслей превращается в кластеры. Это обстоятельство позволяет выделить кластерно-отраслевую подсистему в системе РИС.
Таким образом, структура региональной инновационной системы состоит из институциональной, организационно-управленческой, инфраструктурной, финансово-инвестиционной, производственно-технологической, отраслевой, ресурсной, научно-исследовательской и образовательной подсистем. В свою очередь их можно структурировать в три макроблока:
— предпринимательская среда;
— среда, производящая знания;
— механизм передачи знаний.
Эффективность функционирования РИС будет
определяться не только степенью развитости этих структур, но и уровнем внутрисистемных взаимоотношений между отдельными элементами подсистем.
Основными направлениями активизации инновационной деятельности на макро- и ме-зоуровнях является содействие развитию научно-исследовательской среды, обеспечивающей процессы расширенного воспроизводства знаний, формирование предпринимательской конкурентной среды, способствующей передаче и усвоению знаний, создающей условия для технологической модернизации экономики.
Проанализируем показатели, характеризующие научно-исследовательскую и предпринимательскую среду, а также трансфер знаний регионального уровня в сравнении со среднероссийскими и международными стандартами.
Исследуя макроблок «предпринимательская среда», отметим, что вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью в Южном федеральном округе, в общем числе обследованных в 2009г. составил 2,65 % [8]. По федеральным округам доля инновационно активных предприятий колеблется в диапазоне от 9,9 до 5 % [7], а в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) этот показатель колеблется в пределах 25 % [4]. Таким образом, уровень инновационной активности организаций ЮФО остается крайне низким.
Анализируя показатели инновационной деятельности предприятий ЮФО, отметим, что доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции незначительна. Если в 2007 г. она составляла 2,1 %, в 2008 г. изменилась до 5%, то в 2009 г. этот показатель вырос до6,2 % [7].
Следовательно, регионы Южного федерального округа пассивны в области инноваций. Основная цель инновационной деятельности — не завоевание высококонкурентных зарубежных рынков, а удержание позиций на внутреннем рынке. По уровню развития инновационного потенциала лидирующие позиции занимают Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области, причем последняя по основным показателям превосходит среднероссийский уровень и является безусловным лидером среди регионов ЮФО [1].
Исследуя блок «среда, производящая знания», отметим, что в среднем по России из Ютыс. работающих 133 чел. были заняты исследованиями и разработками [5]. Согласно статистическим данным в 2009 г. этот показатель для регионов ЮФО составлял 36 чел. И только Ростовская область относится с показателем 84 чел. на Ютыс. занятых к регионам с высоким уровнем развития инновационного потенциала [8].
Затраты на технологические инновации в процентах от общего объема отгруженной продукции организаций, осуществлявших технологические инновации в период 2005—2009 гг. среди регионов ЮФО, изменялись незначительно и не имели устойчивой тенденции к росту [8].
Анализируя процессы диффузии и трансфера знаний в макроблоке «механизм передачи знаний» по показателю «число созданных и использованныхпере-довых производственных технологий» на территории
ЮФО, отметим замкнутость и преимущественную ориентацию процессов распространения знаний на внутренний рынок. Так, в 2009 г. в Ростовской обл. было создано всего лишь И новых технологий, в Краснодарском крае — 8, в Волгоградской обл. — 2 [7]. В целом позиции ЮФО на технологических рынках России неустойчивы, а его доля в общем количестве патентных заявок, поданных иностранными заявителями, непревышает8 % [7]. По числу созданных передовых производственных технологий ЮФО занимает одно из последних мест среди субъектов РФ [7].
Таким образом, анализ состояния инновационной системы регионов Южного федерального округа показал, что механизмы, способствующие
Отраслевая структура затрат организаций на
взаимодействию науки и производства, требуют совершенствования свойственных им методов и инструментов, позволяющих достичь поставленных целей и задач.
Степень воздействия инновационной деятельности на экономическое развитие региона определяется интенсивностью и распространенностью инновационного процесса, что в свою очередь влияет на эффективность создания и распространения технологий.
Интенсивность инновационной деятельности определим как отношение затрат на технологические инновации к объему реализованной продукции региона(табл. 1).
Таблица 1
хнологические инновации в 2009г.,тыс. руб.
Отрасль и подотрасль Интенсивность инновационной деятельности (ИИД),% Ростовская обл. Волгоградская обл. Краснодарский край Технологический уклад, № Отгружено товаров, выполнено работ и услуг (тыс. руб.)
Высоконаукоемкие отрасли
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий ИИД (Р)* - 0,001 ИИД (В)** - 0,002 721,4 1 562,1 6 55 710 727 (Р)
Производство судов, летательных и космических аппаратов ИИД (Р) - 0,01 ИИД (К)*** - 0,03 409143,6 551 2 041,3 5 38 097 655 (Р) 6 448 180 (К)
Производство фармацевтической продукции ИИД (В) - 0,02 ИИД (К) - 0,0006 5 660 51,1 5 7 506 964 (К) 22 788 215 (В)
Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи ИИД (Р) - 0,06 ИИД (В) - 0,2 36 444 3 839,2 33 5 9 454 007 (Р) 1 521 256 (В)
Средненаукоемкие отрасли
Производство машин и оборудования ИИД (Р) -1,4 ИИД (В) - 1,2 ИИД (К) - 0,5 563 704,6 36 953,8 33 147 4 38 097 655 (Р) 6 448 180 (К) 2 878 223 (В)
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования ИИД (Р) - 1,7 ИИД (К) - 0,7 ИИД(В)-0,3 164 107,3 4 799,2 34 922 4 9 454 007 (Р) 4 896 731 (К) 1 521 256 (В)
Производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования ИИД(Р)-1,3 ИИД (К) - 0,6 127 663,3 32 589 4 9 454 007 (Р) 4 896 731 (К)
Химическое производство ИИД (Р) - 0,5 ИИД (В) - 3,2 ИИД(К) - 1,9 48 867,2 746 315,7 145 617,3 4 9 060 793 (Р) 22 788 215 (В) 7 506 964 (К)
Низконаукоемкие отрасли
Металлургическое производство ИИД(Р)-0,1 ИИД (В) — 2,3 80 475,1 1242 471,3 — 3 45 955 075 (Р) 53 818 528 (В)
Производство транспортных средств и оборудования ИИД (Р) -1,09 ИИД (К) - 0,03 ИИД (В) - 1,9 416 471,9 55 362 2 041,3 3 38 097 655 (Р) 6 448 180 (К) 2 878 223 (В)
Производство пищевых продуктов ИИД(Р)-0,1 ИИД (В) - 0,04 ИИД(К)-0,1 77 173,2 17 782,9 277 167,9 3 72 249 972 (Р) 36 930 658 (В) 143 340 683 (К)
*ИИД (Р) — интенсивность инновационной деятельности Ростовской области.
**ИИД (В) — интенсивность инновационной деятельности Волгоградской области.
***ИИД (К) — интенсивность инновационной деятельности Краснодарского края.
Оценка интенсивности инновационной деятельности среди регионов ЮФО показала, что значения данного индикатора близки к среднестатистическому по России, составляющему 1,8%, и только в средненаукоемких и низконаукоемких отраслях промышленного производства. Наибольшую эффективность по созданию технологий продемонстрировали отрасли по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования в Ростовской области (ИИД — 1,7%); химическое производство в Волгоградской области (ИИД - 3,2 %) и Краснодарском крае (ИИД - 1,9 %); металлургическое производство (ИИД — 2,3 %) и производство транспортных средств и оборудования в Волгоградской области (ИИД —1,9 %).
Анализ показателей экстенсивности инновационной деятельности, определяемый отношением
Отраслевая структура объема инновацио!
объема инновационных товаров, работ, услугкобъему реализованной продукции данных отраслей, показал, что регионы ЮФО занимают невысокие позиции по сравнению со среднестатистическими показателями как России, так и Европейского Союза. Так, экстенсивность инновационной деятельности в среднем по Россиисоставляет5,4%,авЕС — 31,5% [3] (табл.2).
Анализ данных табл. 2 показывает, что наиболее близки к европейским стандартам по доле инновационной продукции (отгруженной) такие отрасли, как производство машин и оборудования Ростовской области (ЭИД — 20,9), судов, летательных и космических аппаратов (ЭИД —13,8), атакже металлургическое производство Волгоградской области (ЭИД - 26,2).
Такие слабые показатели экстенсивности инновационной деятельности во многом объяс-
Таблица 2
[х товаров, работ, услуг в 2009г.,тыс. руб.
Наименование Экстенсивность инновационной деятельности (ЭИД),% Ростовская обл. Волгоградская обл. Краснодарский край Технологический уклад, № Отгружено товаров, выполнено работ и услуг (тыс. руб.)
Высоконаукоемкие отрасли
Производство судов, летательных и космических аппаратов ЭИД (Р)* - 13,8 ЭИД (К)** - 2,2 5259 962 — 143 607,8 5 38 097 655 (Р) 6 448 180 (К)
Производство фармацевтической продукции ЭИД (В)***-0,03 — 7219 — 5 22 788 215 (В)
Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи ЭИД (Р) - 6,01 ЭИД (В) - 0,6 568 878 9 837 — 5 9 454 007 (Р) 1 521 256 (В)
Средненаукоемкие отрасли
Производство машин и оборудования ЭИД (Р) - 20,9 ЭИД (В) - 5,3 ЭИД (К) — 9,1 8 000 429 154 505 589 677 4 38 097 655 (Р) 6 448 180 (К) 2 878 223 (В)
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования ЭИД (Р) - 8,7 ЭИД (К) - 0,7 ЭИД (В) - 0,9 829 130 9 837 48 779 4 9 454 007 (Р) 4 896 731 (К) 1 521 256 (В)
Производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования ЭИД (Р) - 2,7 ЭИД (К) - 0,6 260 252 32 387 4 9 454 007 (Р) 4 896 731 (К)
Химическое производство ЭИД (Р) - 7,4 ЭИД (В) - 0,5 ЭИД (К) - 3,4 675 877 122 234,6 262 091,6 4 9 060 793 (Р) 22 788 215 (В) 7 506 964 (К)
Низконаукоемкие отрасли
Металлургическое производство ЭИД (Р) - 0,6 ЭИД (В) - 26,2 320 505 14 103 078 — 3 45 955 075 (Р) 53 818 528 (В)
Производство транспортных средств и оборудования ЭИД(Р) - 13,8 ЭИД (К) - 8,6 ЭИД (В) - 2,2 5 282 149 248 337 143 607 3 38 097 655 (Р) 6 448 180 (К) 2 878 223 (В)
Производство пищевых продуктов ЭИД (Р) - 0,6 ЭИД (В) - 0,09 ЭИД (К) - 0,2 438112 35 941 429 109 3 72 249 972 (Р) 36 930 658 (В) 143 340 683 (К)
*ЭИД (Р) — экстенсивность инновационной деятельности Ростовской области. **ЭИД (К) — экстенсивность инновационной деятельности Краснодарского края. ***ЭИД (В) — экстенсивность инновационной деятельности Волгоградской области.
няются низким удельным весом инновационно активных предприятий в регионах ЮФО. Так, по странам, входящим в организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), удельный вес инновационно активных предприятий в обрабатывающей промышленности составляет около 30%, по России в среднем — 9,3%, а среди регионов ЮФО — только 6,8 % [7].
Как показывает анализ, макроблок «механизм передачи знаний» регионов ЮФО ориентирован преимущественно на внутренний рынок, участвуя в процессах диффузии, адаптируя и совершенствуя инновации, а не инвестируя в собственные разработки. Поэтому инновационная продукция предназначена преимущественно для внутреннего потребления и имеет новизну также по отношению к внутреннему рынку. На зарубежных рынках инновационная продукция региона неконкурентоспособна по причине отсутствия высокой степени новизны и наличия имитации внешней инновации. Данная гипотеза подтверждается долей экспорта высокотехнологичных отраслей Южного федерального округа, характеризующей степень конкурентоспособности региональной инновационной продукции на внешнем рынке. Так, чистая стоимость экспорта технологий Краснодарского края в зарубежные страны в 2009 г. составила в производстве медицинских изделий 138 767 тыс. руб., а в производстве электрооборудования — 18 704тыс. руб. [8]. Что касается остальных отраслей экономики регионов ЮФО, указанных в табл. 1 как высоконаукоемких, так и средне- и низконаукоемких, то экспорт технологий здесь просто отсутствует. Следовательно, большая часть высокотехнологичной продукции, произведенной в регионах ЮФО, является конкурентоспособной только на внутреннем рынке.
Таким образом, для эффективного функционирования и развития региональной инновационной системы необходимо создание качественно новых технических продуктов и решений, где основным инструментом модернизации РИС должен стать импорт производственных комплексов, при создании которых использовались инновационные разработки [6].
Структура импорта высоких технологий регионов ЮФО в 2009 г. не отвечает современным требованиям, поскольку только Краснодарский край при производстве пищевых продуктов импортировал технологий на 88 201,8тыс. руб., Волгоградская область в химическом производстве — 1 693,3тыс. руб., Ростовская область в производстве машин
и оборудования — 37 474тыс. руб. [8]. Импорт технологий высоконаукоемких отраслей регионов ЮФО полностью отсутствует, а импорт средне- и низконаукоемких отраслей представлен незначительными объемами.
В целях модернизации региональной инновационной системы необходимо предложить инструмент, позволяющий идентифицировать возможности и способности регионов Южного федерального округа в реализации инновационного потенциала и повышении инновационной активности бизнеса. Таким инструментом может стать технологическая платформа регионов ЮФО.
Посредством технологических платформ возможно достигнуть оптимального взаимодействия спроса и предложения инноваций. Ведь на современном этапе государство через Федеральную целевую программу «Исследования и разработки» финансирует определенные направления инновационной деятельности. Но во многом программа формируется из того, что наука может дать рынку, а не из того, что ему требуется, исходя из современных реалий, уровня развития технологий и их направлений дальнейшего развития. Поэтому посредством технологических платформ будет обеспечена координация усилий в инновационном и технологическом развитии между наукой, бизнесом, образованием, государством, а результатом образования указанных платформ станет стратегическая программа исследований с выходом на конкретные проекты для разработок.
Кроме того, на базе технологических платформ возможно совершенствовать и формировать нормативную базу, определяющую направления инновационного развития российской экономики.
Предпосылки формирования технологических платформ определим как: необходимость технологического перевооружения отраслей промышленности регионов ЮФО; возможность согласования интересов бизнеса, науки и государства; выявление стратегических направлений исследований и разработок, а также критических технологий; оптимизация каналов государственной поддержки исследований и разработок в соответствующих областях.
Ядром технологических платформ регионов ЮФО может стать определенный перечень базовых технологий, на основе которых и будет происходить дальнейшее взаимодействие субъектов инновационной деятельности.
Исходя из состояния научно-технического и инновационного потенциала Ростовской области,
наиболее перспективными направлениями развития науки, техники и технологий являются:
— информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
— новые материалы и химические технологии;
— космические и авиационные технологии;
— новые транспортные технологии [2].
Для Волгоградской области перспективными направлениями развития науки, техники и критических технологий будут являться:
— технологии живых систем, синтез лекарственных средств и пищевых добавок;
— производственные технологии;
— новые транспортные технологии [2].
Для Краснодарского края перспективными направлениями развития науки, техники и крити-ческихтехнологий будутявляться:
— производство и переработка сельскохозяйственного сырья;
— производственные технологии; космические и авиационные технологии;
— информационно-телекоммуникационные технологии и электроника [2].
Согласно разработанным приоритетам развития науки, техники и критических технологий регионального уровня [2] определим возможности создания технологических платформ регионов ЮФО.
В Волгограде научную и образовательную основу технологической платформы «Фармакология» формирует Волгоградский государственный медицинский университет, а основными компетенциями технологической платформы будутявляться разработка и создание инновационных лекарственных препаратов. Местные фармакологи обеспечивают высокий уровень подготовки научных кадров и развития фундаментальной фармакологии, что подтверждается наличием более 100 авторских свидетельств в указанной сфере.
Активность в сфере производственных технологий Волгоградской области характеризуется высоким уровнем развития лекарственных средств и пищевых добавок (затраты организаций промышленного производства на технологические инновации в указанной сфере составили 100% от затрат регионов ЮФО, показатели отгруженной инновационной продукции составили 72%, число предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью в фармацевтике составило 100 %)[2].
Технологическую основу указанной платформы будут формировать такие предприятия отрасли, как ЗАО «Росмедпрепараты», ЗАО «Ростовская
фармацевтическая фабрика», ООО «Фарма пак», ФГУП «Краснодарская биофабрика» и др.
Финансовую основу платформы «Фармакология» составит государственное финансирование в размере 980 млн руб. в рамках программы создания инновационных лекарственных препаратов.
Таким образом, координация между наукой, бизнесом и государством в рамках технологической платформы создаст условия взаимодействия для государственно-частного партнерства в фармацевтической, медицинской и биотехнологической промышленности на территории Волгоградской области, обеспечит инвестиционными ресурсами фармацевтику и медицинские технологии.
Научно-исследовательскую работу по созданию новых инновационных лекарственных препаратов обеспечит Волгоградская область (производство фармацевтической продукции ИИД — 0,02), а сопутствующее производство — Ростовская область (производство медицинских изделий ИИД — 1,3 и ЭИД — 2,7) и Краснодарский край (производство медицинских изделий ИИД — 0,6 и ЭИД — 0,6).
Одно из направлений модернизации региональной инновационной системы ЮФО в рамках указанной технологической платформы связано с внедрением новых требований технического регулирования и стандартизации производственных процессов. Указанные стандарты позволят повысить как степень инновационности технологических процессов, так и характеристики конечной продукции. Процессы стандартизации в сфере технического регулирования ведут к необходимости технологического перевооружения как высоконауоемких, так и средненаукоемких отраслей регионов ЮФО. Особенно актуально это положение для создания фармацевтического кластера на территории Волгоградской области в связи с тем, что необходимо обеспечить ГОСТ Р 52249-2009 в целях обеспечения условий для высокотехнологичного производства, расширения производства и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции как на внутренних, так и на внешних рынках.
В рамках выделенных приоритетных направлений развития науки, техники и критических технологий регионов ЮФО обозначим вторую технологическую платформу — «Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника», а также третью — «Производственные технологии».
В Ростове-на-Дону научную и образовательную основу технологической платформы «Информационно-телекоммуникационные технологии и
электроника» формирует Южный федеральный университет (ЮФУ), а основными компетенциями технологической платформы будут являться разработка и создание критической технологии «информационно-телекоммуникационные системы», по которой существуют существенные научные наработки и возможности для выхода на мировой рынок высокотехнологичной продукции.
С учетом специфики научного и производственного комплекса Ростовской области отметим, что основная часть научных разработок в области информационно-телекоммуникационных технологий и электроники ориентирована на использование вычислительной техники и развитие информационно-телекоммуникационных систем (100 % затрат организаций промышленного производства на исследования и разработки в данной сфере среди регионов ЮФО, 71 % аналогичных затрат на производство электронного оборудования, производство электронных компонентов составляет 95 % от аналогичного производства регионов ЮФО) [2].
Технологическую основу указанной платформы будут формировать предприятия отрасли регионов ЮФО: НОЦ «Системные технологии проектирования ЮФУ», ООО «ДэйтаМикро» (специализируется в области электроники, систем управления и автоматики, вычислительной техники и разработки программного обеспечения) и др. Интенсивность инновационной деятельности в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования в Ростовской области составляет 1,7%, а экстенсивность инновационной деятельности — 8,7%, что обеспечит высокую степень инновационное™ товарной продукции в отраслевой структуре сбыта указанной группы товаров.
В Краснодаре и Ростове-на-Дону научную и образовательную основу технологической платформы «Производственные технологии» формируют Кубанский государственный технологический университет и Южный федеральный университет, а основными компетенциями технологической платформы будет являться развитие критических технологий (производство и переработка сельскохозяйственного сырья) посредством интенсификации использования имеющихся научных, технических и технологических заделов. В Краснодарском крае наиболее перспективными направлениями развития науки, техники и технологий являются производство и переработка сельскохозяйственного сырья (затраты организаций промышленного производства на исследования и разработки в данной сфере среди регионов ЮФО составили 99 %, за-
траты организаций промышленного производства натехнологические инновации — 74%) [2].
В рамках данной технологической платформы возможно развитие технологий по переработке возобновляемого сырья, биоинженерии, биотехнологии. Технологическая платформа позволит развивать биоперерабатывающие заводы, создавать биотопливо, сырье для химической промышленности. В то же время указанную платформу будут формировать компетенции по развитию критических технологий (авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений), научно-исследовательскую работу по созданию новых космических и авиационных технологий будут обеспечивать предприятия Ростовской области (производство летательных и космическихаппаратов (ЭИД — 13,8).
Таким образом, в рамках технологических платформ «Фармакология», «Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника», «Производственные технологии» будут обеспечены взаимосвязи между образовательной, ресурсной, технологической, научно-исследовательской, кластерно-отраслевой подсистемами региональной инновационной системы.
Инструментарий технологической платформы позволит создать перспективные технологии и коммерчески выгодные новые продукты и услуги, привлечь дополнительные ресурсы для проведения исследований и внедрения разработок, а также позволит совершенствовать нормативно-правовую базу в области развития науки и технологий.
Список литературы
1. Антоненко И. В. Формирование функциональной макроструктуры региональной инновационной системы // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 23. С. 20-28.
2. Антоненко И. В. Перспективные направления инновационного и технологического развития регионов Южного федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 4. С. 18—25.
3. Голиченко О. Г. Проблемы модернизации инновационной системы и инновационной политики России // Инновации. 2008. № 10.
4. Инновационная система России: модель и перспективы ее развития. М.: Изд. РУДН. 2003. 22 с.
5. Инновационный путь развития для новой России. Центр социально-экономическихпроблем федерализма Института экономики РАН. М.: Наука. 2005. 307 с.
6. Принуждение к инновациям: стратегия для России. Сборник статей и материалов. М.: 2009. 30 с.
7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сборник. М.: Росстат, 2010.
8. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi.