МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Ловцов Д.А.*
Ключевые слова: информационно-правовое образование, модернизация, информационное общество, дисциплины «информационного цикла», структурно-логическая схема, нетрадиционные формы занятий, принципы проведения, инновационные технологии, комплекс электронных учебных материалов, домашнее контрольное задание, формы научно-исследовательской работы студентов, педагогическая эффективность.
Аннотация.
Цель работы: совершенствование преподавания в высшей школе стремительно развивающихся в условиях построения информационного общества информационно-правовых знаний.
Метод: комплексный теоретико-прикладной анализ направлений модернизации преподавания учебных дисциплин «информационного цикла» в вузе.
Результаты: обоснованы три основных направления, а также концептуальные и дидактические аспекты модернизации последовательного «многоуровневого» (среднепрофессиональный специали-тет - бакалавриат - магистратура - аспирантура) преподавания прагматически актуальных учебных дисциплин «информационного цикла», включая информационно-правовые и информационно-кибернетические, ориентированные на применение инновационных технологий обучения, их логическую последовательность и предметное содержание, соответствующие мировому научно-образовательному уровню.
Обосновано концептуальное разделение по уровням образования авторских курсов и учебных занятий, проводимых в нетрадиционных - активных и интерактивных формах. Выявлены достоинства и недостатки инновационных технологий обучения и форм научно-исследовательской работы студентов на основе опыта практического преподавания в Российском государственном университете правосудия.
Р01: 10.21681/1994-1404-2017-4-01-13
Фактическое построение в России элементов базовых электронных структур наступающего информационного общества, таких как «электронное государство», «электронное правительство», «электронное правосудие» и др., внедрение крупномасштабных (государственных) автоматизированных информационных систем (типа ГАС РФ «Выборы», ГАС РФ «Правосудие» общих судов, ЕАИКС - Единая автоматизированная информационно-коммуникационная система арбитражных судов РФ, «Янтарь АСБР» Банка России и др.), а также переход Российской Федерации в 2009-2012 гг. к Федеральным государственным
образовательным стандартам (ФГОС) третьего поколения, предусматривающим, главным образом, «двухуровневое» («бакалавриат - магистратура») обучение1 и введение в 2012 г. в Номенклатуру специальностей научных работников специальности 12.00.13 - «Информационное право»2 по-
1 Согласно Болонской декларации 29-и стран Европы от 19 июня 1999 г. (на сегодня - 47 стран-участниц; Россия присоединилась в 2003 г.), инициировавшей добровольный процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Для нас участие в Бо-лонском процессе - это возможность признания российских дипломов во всём мире.
2 Введена Приказом Минобрнауки РФ от 10 января 2012 г. № 5.
* Ловцов Дмитрий Анатольевич, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заместитель по научной работе директора Института точной механики и вычислительной техники им. С. А. Лебедева Российской академии наук, заведующий кафедрой информационного права, информатики и математики Российского государственного университета правосудия, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: dal-1206@mail.ru
требовали существенной модернизации юридического образования по форме и содержанию.
Согласно действующим ФГОС (сейчас уже поколения «3+») реализация продуктивного компе-тентностного подхода возможна на основе развития творческого потенциала студентов, основными направлениями которого являются:
1. Внедрение в образовательный процесс творческих, нетрадиционных форм проведения учебных занятий, имеющих как взаимно активный (в отношениях «обучающий - обучаемые»), так и интерактивный (в отношениях между группами обучаемых) характер. Причём акцент делается на внедрение нетрадиционных форм проведения практических (20-30%) видов занятий.
2. Применение инновационных технологий обучения, включая чтение интерактивных лекций и преподавание дисциплин в форме авторских курсов.
3. Привлечение студентов к активной творческой научно-исследовательской работе (НИР) под руководством преподавателей. При этом наибольший педагогический эффект обеспечивает массовое организованное участие студентов в НИР, для чего, как показала практика, целесообразно создавать предметные студенческие научные кружки, периодически действующие в составе единого «учебно-научно-практического» семинара.
Имеющийся на кафедре информационного права, информатики и математики Российского государственного университета правосудия (РГУП) опыт проведения занятий в нетрадиционных формах позволил практически выявить и обосновать рациональный состав и логическую последовательность применения наиболее эффективных форм изучения наукоёмких интегрированных («двухпрофильных») учебных дисциплин (в частности, информационно-правовых, таких, например, как правовая информатика, информационное право, юридическая статистика, информационно-компьютерные технологии (ИКТ) в судопроизводстве и др.) в условиях «многоуровневого» обучения в университете: «средне-профессиональный специалитет - бакалавриат -магистратура - аспирантура». При этом наряду с применением в учебном процессе «директивных» - основных нетрадиционных форм занятий (НФЗ), т.е. рекомендованных ФГОС (табл. 1), используются также и дополнительные НФЗ, и апробированные предложенные профессорско-преподавательским составом кафедры (табл. 2).
В учебном процессе используются все общие (см. табл. 1) «директивные» НФЗ (компьютерные
симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и «компьютерные тренинги»), а также подавляющая часть специальных НФЗ, реализуемых с учётом уровня образования (среднего профессионального образования - СПО, высшего профессионального образования - ВПО) и профессиональной специфики обучаемых. Среди специальных наибольшей педагогической продуктивностью и популярностью среди студентов обладают такие НФЗ, как «групповые дискуссии» и «разбор результатов работы студенческих исследовательских групп», позволяющие апробировать и уточнить учебно- и научно-исследовательские результаты студентов перед их публичной апробацией на ежегодных итоговых научных студенческих и др. представительных форумах.
Профессиональная специфика обучаемых обусловила внедрение в учебный процесс дополнительных - «авторских» НФЗ (см. табл. 2), ориентированных на активизацию творческого потенциала обучаемых. Методический акцент при проведении данных видов занятий делается на интерактивность их реализации на основе максимально возможного увеличения количества дидактических циклов получения и содержательного анализа учебной информации самими студентами с учётом своих индивидуальных возможностей, оставляя за преподавателем только необходимую координацию для обеспечения соответствия содержания проводимого НФЗ его теме и удержания студентов от попыток «объять необъятное». В этих условиях у каждого обучаемого появляется возможность выбора, что, как известно [14], позволяет ему превратиться из управляемого объекта в субъект управления своей собственной деятельностью, что обеспечивает максимальную педагогическую и творческую продуктивность обучения.
Кроме того, на кафедре применяются инновационные технологии обучения магистрантов, включая чтение интерактивных лекций и преподавание дисциплин в форме авторских курсов (теория информационного права, правовая ин-формология, системология правового регулирования информационных отношений и др.) по программам, составленным на основе результатов исследований научно-педагогической школы [10] «проблем системной информатизации правового регулирования информационных отношений в инфосфере» кафедры с учётом профессиональной специфики обучаемых.
Таблица 1
Учебные курсы, содержащие занятия, проводимые в активной и интерактивной формах,
рекомендуемых ФГОС
№ п/п Нетрадиционные формы занятий, рекомендованные ФГОС СПО ВПО
Бакалавры (более 20% НФЗ) Магистранты (более 30% НФЗ)
Общие
1 Компьютерные симуляции Статистика, Информатика ИТ в юридической деятельности, Геоинформационные системы ИКТ в Профессиональной деятельности
2 Деловые игры Информационное право
3 Ролевые игры («игра-совещание») Статистика, Математика, Информатика Теория информационного права
4 Разбор конкретных ситуаций Судебная статистика
5 Психологические тренинги Математика
6 Иные тренинги («компьютерные тренинги») Информатика Правовая информатика
Специальные
7 Встречи с представителями зарубежных и российских компаний Методы защиты информации
8 Встречи с представителями государственных и общественных организаций Статистика Системология правового регулирования в инфосфере
9 Мастер-классы экспертов и специалистов Информационное право, Статистика Юридическая статистика
10 Семинары в диалоговом режиме
11 Дискуссии
12 Групповые дискуссии Теория информационного права, Правовая информология
13 Разбор результатов ра-боты студенческих исследовательских групп Теория информационного права
14 Вузовские и межвузовские телеконференции ИКТ в профессиональной деятельности
15 Игровой судебный процесс Теория информационного права
16 Двухсеместровый (и более) семинар с привлечением ведущих исследователей и специалистов-практиков Теория информационного права, Правовая информология
Инновационные технологии обучения базируются на применении имитационно-игрового моделирования функционирования элементов социально-технических эргасистем (систем правового регулирования, систем организационно-экономического управления и др.) и их реальных многоаспектных отношений, обеспечивающего научную обоснованность результатов анализа возникающих прагматических ситуаций, планирования и прогнозирования развития эргасистем. Кроме того, имитационно-игровое моделирование позволяет преподавателю-дизайнеру НФЗ синтезировать отношения «с наперёд заданными свойствами» в тех областях, прямой эксперимент
По своим дидактическим возможностям разработанные комплексы электронных учебных материалов (КЭУМ) позволяют обеспечить:
- более полное использование в учебном процессе таких технических возможностей современных средств электронно-вычислительной техники, как: машинная имитация реальных сложных (многоразмерных) материальных объектов (систем, физических, химических и других процессов) с образно-художественным представлением (визуализацией) на табло и экранах дисплеев ани-
в которых, как правило, или дорог, или просто невозможен.
Для реализации инновационных технологий обучения и метода имитационно-игрового моделирования для каждой предметной области разрабатывается обоснованный комплекс электронных учебных материалов, включающий базовый учебник, пособия, глоссарий, тезаурусы, тренажеры и др., а также компьютеризированные формы и методики проведения учебных занятий, консультаций, зачётов и экзаменов и др., что даёт студентам новые возможности по развитию творческих способностей, а преподавателю - по рациональной организации учебного процесса [1, 3, 4, 15].
мационных (динамических) результатов имитационного моделирования и гипертекстов в реальном времени обучения;
- реализацию нетрадиционных (активных и интерактивных) форм и методов обучения (деловых, специально-деловых, исследовательских, проектных, имитационных, контрольно-тестирующих, коммерческих и др. игр) [2, 16];
- управление (самоуправление) процессом обучения в диалоговом человеко-машинном режиме в комфортных (за счет создания дружествен-
Таблица 2
Учебные курсы, содержащие занятия, проводимые в активной и интерактивной формах,
рекомендуемых кафедрой
№ п/п Нетрадиционные формы занятий, предложенные кафедрой СПО ВПО
Бакалавры Магистранты
1 Учебно-исследовательские конференции Концепции современного естествознания
2 Интернет-игры on-line Правовая информатика ИКТ в профессиональной деятельности
3 Семестровый творческий семинар с привлечением экспертов Информационные системы в профессиональной деятельности Системология правового регулирования в инфосфере
4 Подготовка и публичная защита экспертных заключений ИТ в профессиональной деятельности ИКТ в судопроизводстве
5 Публичная защита авторских компьютерных презентаций и учебных работ ИТ в профессиональной деятельности ИТ в юридической деятельности, Правовая информатика, Информационное право, Геоинформационные системы
6 Творческий «Учебно-научно-практический семинар» Информационное право Концепции современного естествознания Теория информационного права
ного интерфейса) условиях обеспечения эргономических требований, выражающихся в минимизации умственных усилий обучающегося с учетом его индивидуальных способностей и др.;
- автоматизацию и интенсификацию педагогического труда при проектировании систем обучения, разработке учебных дисциплин, подготовке к занятиям и отборе учебного материала в соответствии с поставленной дидактической задачей обучения, формировании дидактических материалов (опорных конспектов, слайдов, видеограмм, кадропланов, раздаточного материала и др.);
- возможность самостоятельного тиражирования (полного и выборочного) и коллективного независимого совершенствования студентами и др. имеющейся авторской версии КЭУМ путём экспериментального анализа (на ЭВМ) и проверки на практике адекватности представленных соавторами КЭУМ аналитических и имитационно-игровых моделей, их доработки, создания (включения в КУЭМ) новых и их имитационного (компьютерного) исследования;
- индивидуально-целевое (преподавателями, студентами, специалистами и др.) глубокое освоение современных средств ИКТ.
Базовый электронный учебник КЭУМ по форме построения - это развивающаяся экспертная информационная система [19], базирующаяся на знаниях опытных преподавателей-профессоров (экспертов в предметной области учебника) и обеспечивающая получение на их основе новых знаний, в процессе обучения, для квалифицированного решения задач компьютеризированного обучения (самообучения) без посредничества профессиональных программистов в целях освоения знаний и развития умений в прикладной области.
Организационно-методические и дидактические вопросы организации и проведения учебных занятий, проводимых в активной и интерактивной формах, очень разнообразны и специфичны для каждого класса и вида занятий (учебные, учебно-исследовательские, управленческо-игровые, ин-структорско-методические, творческо-продукци-онные и др.), определяемых их предметной областью, целями, задачами и недостатками, которые пока не удаётся преодолеть. В частности, к существенным недостаткам НФЗ относятся [16]:
невысокая педагогическая и управленческая квалификация преподавателей как координаторов для обеспечения (посредством создания соответствующих условий информационной неопределённости и риска и конфликтных динамических ситуаций) поддержки максимального уровня
заинтересованности студентов, при котором психическое восприятие и запоминание информации усиливаются;
немалые временные и трудозатраты на подготовительную, организационную, исследовательскую и учебную работу и др.
Вместе с тем рациональное экспериментально-теоретическое комплексирование НФЗ позволяет, как показывает практика, получить определённые позитивные результаты, имеющие научно-практическую ценность для решения актуальной педагогической проблемы обеспечения индивидуализации обучения при массовом подходе.
В студенческих научных кружках (правовая информатика и телематика; информационное право; формальная логика и математика; математическая экономика и статистика), как правило, отрабатываются навыки и умения выявления сложных актуальных задач соответствующих предметных областей, проведения инициативных НИР, представления и характеристики полученных результатов. Затем в ходе совместных «учебно-научно-практических» семинаров обсуждаются правила ведения научной дискуссии, более глубоко изучаются принципы, инструментальные приемы и программные средства создания компьютерных презентаций как научно-художественных произведений (например, в среде PowerPoint). Обсуждаются соответствующие научные издания, в которых возможна публикация достигнутых существенных результатов НИР. Обсуждается используемая терминология с целью её унификации (на основе изучения имеющихся тезаурусов [9]) для облегчения общения на различных конференциях и форумах с представителями профилирующих организаций и повышения продуктивности научных дискуссий.
Совместные «заседания» научных кружков предназначены для проведения (или активного участия) ежегодных итоговых учебно-исследовательских и предметных научно-исследовательских конференций РГУП для апробации и совершенствования научных докладов и сообщений студентов-участников. Лучшие доклады и сообщения рекомендуются к публикации в сборниках трудов этих конференций.
Учебно-исследовательские конференции студентов РГУП проводятся на кафедре ежегодно по завершении учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» под руководством преподавателя предметника и преподавателей-руководителей студенческих научных кружков.
Научно-исследовательские конференции студентов РГУП проводятся кафедрой также ежегод-
но и приурочиваются ко Дню кафедры (обычно отмечается во вторник, наиболее близкий к 17 мая - Дню Всемирного информационного общества), среди них:
- студенческая научно-практическая конференция «Прикладные вопросы математического анализа в экономике» РГУП - проводится преподавателями-руководителями кружка «математическая экономика и статистика»;
- студенческая научно-практическая конференция «Математическая Олимпиада» (секция «Моделирование информационного взаимодействия в судебной системе» - для студентов-правоведов; секция «Моделирование информационного взаимодействия торговых и промышленных предприятий» - для студентов-экономистов) -проводится преподавателями-руководителями кружка «формальная логика и математика».
Студенты-участники научных кружков «информационное право» и «правовая информатика и телематика» традиционно принимают активное (с докладами) участие в ежегодных студенческих научно-практических конференциях «Право и суд в современном мире» РГУП (секция «Информационное право»), а также в ежегодных Межвузовских Олимпиадах по информационно-правовой тематике (дважды студенческая команда РГУП, подготовленная кафедрой, занимала призовые места: 2 место в 2009 г. и 1 место в 2012 г. среди 20 команд ведущих вузов Москвы).
Лучшие доклады и сообщения на перечисленных студенческих вузовских учебно- и научно-исследовательских конференциях рекомендуются к апробации и публикации в сборниках трудов заочных Международных научно-практических конференций (НПК) МЦИИ «Омега-Сайнс» и НИЦ «Аэтерна» (г. Уфа), ежегодной Всероссийской НПК
ФГАУ «ФИРО» (г. Серпухов) и др. Особым этапом НИР студентов является их творческое участие (с компьютеризированными докладами) в заседаниях Межвузовского постоянно действующего (1-2 раза в квартал) научного семинара (МПДНС) кафедры под руководством заведующего кафедрой.
В рамках ежегодной Всероссийской НПК ФГАУ «ФИРО» кафедра руководит секцией 7 -«Социальные и правовые аспекты непрерывного образования и инновационного развития», в которой студенты получают реальную возможность познакомить широкую научную общественность с результатами своей НИР и самим приобрести навыки ведения научной дискуссии и аргументированной защиты результатов своих исследований.
Таким образом, основными формами научно-исследовательской работы студентов на кафедре являются: студенческие вузовские учебно-научно-практические семинары, учебно-исследовательские конференции (деловые игры [2, 16]), олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, а также творческое участие студентов в МПДНС кафедры, в межвузовских Олимпиадах по информационно-правовой тематике; в межрегиональных, межвузовских и ежегодной Всероссийской (ФГАУ «ФИРО», г. Серпухов) и заочных Международных научно-практических конференций.
Такая целенаправленная «многоступенчатая» (многоуровневая) и продуктивная (завершающаяся публикациями - см. табл. 3) организация НИР студентов на кафедре обеспечивает позитивную фильтрацию наиболее существенных научных результатов и поддерживает у студентов мотивацию к постоянным и конструктивным (глубоким) учебным и научным исследованиям выбранной ими предметной области (темы).
Таблица 3
Публикационная активность участников студенческих научных кружков кафедры ИПИМ
Научно-практические конференции Количество студентов РГУП, опубликовавших научные доклады в трудах конференций, по годам
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Международные 2 1 1 1 37 41
Всероссийские 4 11 19 51 15 8
Итого 6 12 20 52 52 49
Имеющиеся практически выдающиеся (см. табл. 3) результаты НИР студентов на кафедре информационного права, информатики и мате-
матики РГУП свидетельствуют о рациональности используемых форм и всей долговременной организации НИР.
В связи с этим, представляется целесообразным подробнее рассмотреть основные формы НИР студентов на кафедре, характеризующиеся практически сложившимися регламентами и установленными принципами.
Студенческий учебно-научно-практический семинар. Основной принцип проведения - интерактивность. Студентам предлагается самим выступать в прениях по каждой теме (докладу, проекту статьи и др.) с «двух сторон»: pro and contra, тем самым реализуя игровой вариант семинара, а также принимать решение о готовности научной работы к апробации на более высоком уровне. Роль преподавателя состоит в координации направления дискуссии и локализации конфликтных ситуаций, а также в разъяснении общепринятых требований к оформлению научных работ, представлению и характеристике полученных результатов.
Учебно-исследовательская конференция (деловая игра). Основной принцип проведения - публичность. Студенты на практике отрабатывают умение и навыки наглядного представления и публичной защиты своих результатов НИР, уясняя возможный круг вопросов по теме для последующей «домашней» подготовки с целью обеспечения квалифицированной защиты результатов в дальнейшем. Роль преподавателя состоит в поддержании интереса студентов к творческому участию в публичном обсуждении основных докладов на основе постановки проблемных вопросов по обсуждаемой теме.
Научно-практическая конференция. Основной принцип проведения - научная новизна. Студенты акцентируют внимание на аргументированное представление своих результатов с их содержательной и прагматической характеристикой. Для этого нужна хорошая «домашняя» подготовка по расширению кругозора в предметной области и знание аналогов (прототипов) объектов исследования для обоснованного сравнительного анализа с целью выявления позитивных отличий. Роль преподавателя состоит в разъяснении смысла научной новизны конкретных результатов и в соответствующей помощи докладчикам.
Участие в МПДНС «Системная информатизация правосудия» кафедры. Основной принцип участия - квалифицированность. Студенты демонстрируют достаточное знание и свободное владение представляемым материалом без конспекта (чтения) на основе характеристики содержания соответствующей компьютерной презентации (или иного иллюстрационного пособия). Роль заведующего кафедрой и преподавателей-предмет-
ников состоит в аргументированном обосновании достоинств и недостатков представленных и конструктивных предложений по совершенствованию содержания и формы докладов студентов о результатах научной работы.
Участие в ежегодной Всероссийской НПК. Основной принцип участия - ориентация на аудиторию. Студентам в ходе представления своих докладов следует ориентироваться на состав и реакцию аудитории. Это позволяет установить максимально продуктивный и взаимовыгодный контакт с аудиторией: с одной стороны, довести до участников конференции смысл достигнутых результатов и, с другой стороны, учесть в дальнейшем конструктивные замечания и рекомендации. Роль преподавателя - научного консультанта (руководителя) состоит в личном участии в заслушивании и обсуждении доклада в аудитории и методическо-психологической поддержке выступления студента с последующим разбором творческого «полёта».
Участие в заочных Международных НПК. Основной принцип проведения - регламентированность. Студенты реформируют проекты своих публикаций в строгом соответствии с требованиями организаторов НПК и издательств. Умение выполнять различные формальные требования при подготовке рукописей к печати, в свою очередь, оказывает позитивное влияние на формирование основного умения научного работника - умения обобщать научные материалы и данные. Роль преподавателя состоит в экспертизе проектов студенческих публикаций, разъяснении позиции конкретных оргкомитетов (программных комитетов) НПК и соотнесение работ студентов с приоритетными задачами в предметной области.
Практически для всех форм НИР студентов определяющее значение имеют целенаправленно формирующиеся умения и навыки самостоятельной разработки компьютерной презентации [7] результатов исследований для публичного выступления. Презентация представляет собой электронное наглядное пособие, содержащее основные систематизированные результаты докладываемой работы в доступной художественной форме. Она позволяет повысить качество восприятия и усвоения (доступность для понимания) излагаемого материала доклада слушателями за счет его динамичной визуализации с использованием контаминации цветовой гаммы, сопровождаемой позитивной эмоциональностью, анимации и регулирования интенсивности воспроизведения, наглядного представления его дидактической
структуры, «выявления» дидактических единиц и др. При этом повышаются общая продуктивность публичного выступления и рациональность использования регламентированного времени (в частности, увеличивается объем научного материала, излагаемого в единицу времени).
Кроме того, во внедряемых государственных автоматизированных системах (типа ГАС РФ «Правосудие», «Выборы», «Управление» и др.) элементы компьютерных презентаций становятся одним из основных средств общения во время телеконференций, телемостов, совещаний с использованием видеоконференцсвязи. Разработку компьютерной презентации можно перепоручить спе-циалисту-когнитологу, однако достичь должного внутреннего качества такой презентации вряд ли возможно. Практика показала, что эффектной и содержательной может быть только та презентация, которую создал сам автор доклада, глубоко владеющий материалом выступления.
Одним из возможных путей организации результативной НИР студентов является также индивидуальная работа преподавателя с активными студентами учебной группы в ходе изучения профильной учебной дисциплины. Таким студентам целесообразно поручать в рамках выполнения домашнего контрольного задания разработку проекта (тезисов) доклада или сообщения на ежегодной итоговой студенческой научной конференции. Непосредственная помощь преподавателя при разработке проектов докладов оказывает на студентов позитивное влияние, организует и направляет их учебно-научную работу, а также позволяет выявить наиболее способных из них для более глубокого участия в НИР и подготовки уже проектов научных работ (статей, материалов в НИР, алгоритмов и программ ЭВМ как объектов интеллектуальной собственности и др.).
Массовое организованное и обязательно результативное участие студентов в НИР обеспечивает общее повышение уровня успеваемости и показателей педагогической эффективности, а также мотивированности и увлеченности обучением. Например, показателя усвоения учебного материала в виде:
Е = ^ п^Бу 1х 100%, ^ = 1,.. .Д
где пб - количество правильных ответов; Б -число студентов в учебной группе; N - число вопросов теста [14].
Важную роль при этом играет психологический аспект - возможность удовлетворения естественной человеческой потребности в самореализа-
ции, причем на основе ощущения творческой свободы, характерной для научных исследований, что особенно ценно для молодежи. Только в этих условиях имеет смысл говорить о существенном повышении эффективности учебно-воспитательного процесса и о возможности сформировать определенные компетенции. Без научной работы студентов общий педагогический эффект образования минимален.
Поскольку учебные курсы, читаемые кафедрой на трёх образовательных уровнях («среднепро-фессиональный специалитет - бакалавриат - магистратура»), предметно взаимосвязаны (см. табл. 1, 2), причём можно выделить как формирующие, так и формируемые курсы (дисциплины), то их множество целесообразно представлять структурно-логической схемой, однозначно определяющей соответствующую структурно-логическую схему педагогически рационального комплекса учебных занятий, проводимых в активной и интерактивной формах. Комплекс НФЗ, таким образом, имеет трёхуровневую предметно-логическую структуру, характеризующуюся множеством конкретных межпредметных связей, что позволяет обеспечить рациональное проектирование, организацию и проведение множества адекватных предметно-ориентированных НФЗ, определить их место, роль и перспективы в процессе преподавания наукоёмких интегрированных учебных дисциплин кафедры с целью профессиональной ориентации обучаемых.
Содержание (учебные программы) преподаваемых авторских курсов по наукоёмким учебным дисциплинам кафедры апробируется на МПДНС кафедры в соответствии с научно обоснованной и своевременно модернизируемой рациональной концепцией непрерывной информационной подготовки специалистов для судебной системы различного уровня квалификации в процессе их последовательного «многоступенчатого» обучения. Концепция [5, 10] базируется на принципе централизованной интеграции обобщённых информационных, технических, естественнонаучно-математических и юридических знаний в рамках учебной дисциплины «Информационное право» [6, 18], что в итоге позволило обеспечить в образовательном процессе современный уровень требований к квалификации бакалавра, специалиста, магистра, преподавателя-исследователя наступающего глобального информационного общества -юриста, экономиста, менеджера XXI века. А также уменьшить влияние имеющей в настоящее время место тенденции к снижению формально-матема-
тического уровня подготовки юристов, что недопустимо в условиях построения «электронных» и, особенно, «цифровых» структур наступающего информационного общества.
Концепция также определяет педагогически рациональные (как показывает практика) состав и структуру комплекса учебных дисциплин «информационного цикла», включая информационно-кибернетические и информационно-правовые, ориентированные на применение инновационных технологий обучения, а также их логическую последовательность и предметное содержание, соответствующие мировому научно-образовательному уровню.
В частности, принципиально новыми логически взаимосвязанными «информационными» учебными дисциплинами (авторскими курсами), являются: правовая информология [17], правовая информатика [17, 20], теория информационного права [11], системология правового регулирования информационных отношений [12], актуальные проблемы информационного права, международно-правовые основы глобального информационного обмена [13], преступления в информационной сфере, административные правонарушения в информационной сфере, обеспечение и защита права доступа лиц к информации, информационно-правовое обеспечение судопроизводства, право телематических сетей, формальная и псевдоформальная логика [8], методы обеспечения качества и защиты информации, компьютерные полиграфные системы, геоинформационные системы, юридическая статистика, судебный статистический учёт, информационно-психологическая безопасность, основы информационной безопасности.
В соответствии с обновленным паспортом научной специальности 12.00.13 - «Информационное право»3 подверглись существенной содержательной переработке все читаемые аспирантам учебные дисциплины (с учётом новых направле-
ний и форм обучения), включая: теорию информационного права, телематическое право, право информационной безопасности, современные теории информационного права, системологию научных исследований, научно-методическое обеспечение научных исследований и др.
В целом разработка новых прагматически актуальных «двухпрофильных» информационно-правовых дисциплин, коррекция содержания «старых», а также выявление и рационализация соответствующей структурно-логической схемы их инновационного активного и интерактивного изучения, а также организация массового участия студентов в НИР, позволяют обеспечить определённый рост педагогической эффективности обучения и подготовки специалистов в информационно-правовой сфере.
Таким образом, с целью совершенствования преподавания в высшей школе стремительно развивающихся в условиях построения информационного общества информационно-правовых знаний рассмотрены три основных направления, а также концептуальные и дидактические аспекты модернизации последовательного «многоуровневого» (среднепрофессиональный специалитет - бакалавриат - магистратура - аспирантура) преподавания прагматически актуальных учебных дисциплин «информационного цикла», включая информационно-правовые и информационно-кибернетические, ориентированные на применение инновационных технологий обучения, их логическую последовательность и предметное содержание, соответствующие мировому научно-образовательному уровню. Обосновано концептуальное разделение по уровням образования авторских курсов и учебных занятий, проводимых в нетрадиционных - активных и интерактивных формах. Выявлены достоинства и недостатки инновационных технологий обучения и форм научно-исследовательской работы студентов на основе опыта практического преподавания в вузе.
Рецензент: Емелин Николай Михайлович, доктор технических наук, профессор, заместитель директора Государственного научно-методического центра Минобрнауки РФ. E-mail: nme47@mail.ru
Литература
1. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филин, 2003. 616 с.
2. Ващекин А. Н., Ващекина И. В. Нечеткий алгоритм рационального распределения судебных дел в суде первой инстанции: формализация и математическое моделирование // Правовая информатика. 2017. № 3. С. 43-49.
3 См.: http: //vak.ed.gov.ru/316.
3. Глазов Б. И., Ловцов Д. А., Сухов А. В, Михайлов С. Н. Компьютеризированный учебник // Информатика и образование, 1994. № 6. С. 86-94.
4. Глазов Б. И., Ловцов Д. А. Компьютеризированный учебник - основа новой информационно-педагогической технологии // РАО. Педагогика. 1995. № 6. С. 22-26.
5. Ершов В. В., Ловцов Д. А. Концепция непрерывной информационной подготовки юриста // Информационное право. 2007. № 3. С. 29-33.
6. Ершов В. В., Ловцов Д. А. Информационное право - базовая дисциплина специальности «Прикладная информатика в юриспруденции» // Информационное право. 2006. № 3. С. 34-38.
7. Королев В. Т. Разработка компьютерных презентаций / Под ред. Д. А. Ловцова. М.: Росс. акад. правосудия, 2010. 55 с.
8. Королев В. Т., Ловцов Д. А., Радионов В. В. Системный анализ. Часть. 2. Логические методы / Под ред. Д. А. Ловцова. М.: РГУП, 2017. 160 с.
9. Ловцов Д. А. Информационная теория эргасистем: Тезаурус. М.: Наука, 2005. 248 с.
10. Ловцов Д. А. Современная концепция непрерывной информационной подготовки юриста // Российское правосудие. 2013. № 5. С. 57-66.
11. Ловцов Д. А. Теория информационного права: базисные аспекты // Государство и право. 2011. № 11. С. 43-51.
12. Ловцов Д. А. Системология правового регулирования информационных отношений в инфосфере: архитектура и состояние // Государство и право. 2012. № 8. С. 16-25.
13. Ловцов Д. А. Проблема эффективности международно-правового обеспечения глобального информационного обмена // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 11 (17). С. 24-31.
14. Ловцов Д. А., Богорев В. В. Адаптивная система индивидуализации обучения // Педагогика. 2001. № 6. С. 24-28.
15. Ловцов Д. А., Злобин С. М. Компьютеризированная версия учебного занятия // Информатизация управления / Под ред. Д. А. Ловцова. М.: ВА им. Петра Великого, 2003. С. 216-222.
16. Ловцов Д. А., Квачко В. Ю. Учебно-исследовательские студенческие деловые игры: организационно-методические и дидактические аспекты // Организация учебной и воспитательной работы в вузе: Сб. науч.-метод. тр. Вып. 3. М.: Росс. акад. правосудия, 2014. С. 50-63.
17. Ловцов Д. А., Федичев А. В. Место и роль правовой информатики в системе информационно-правовых знаний // Правовая информатика. 2017. № 1. С. 5-12.
18. Ловцов Д. А., Чубукова С. Г. Учебная дисциплина «Информационное право»: концептуальные и дидактические аспекты // Информационное право. 2005. № 3. С. 30-33.
19. Поспелов Г.С. Искусственный интеллект - основа новой информационной технологии. М.: Наука, 1988.
20. Чубукова С. Г. Правовая информатика в системе юридического образования // Правовая информатика. 2017. № 1. С. 50-54.