Научная статья на тему 'Модернизация государственного регулирования рынка труда на основе программно-целевого планирования'

Модернизация государственного регулирования рынка труда на основе программно-целевого планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1353
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / РАБОЧАЯ СИЛА / WORK FORCE / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА / LABOR MARKET REGULATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / STATE PROGRAM / MANAGEMENT BY OBJECTIVES / PUBLIC EMPLOYMENT STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золин И. Е.

Предмет/тема. В статье сделана попытка подойти к совершенствованию механизма государственного регулирования рынка труда не только с теоретической точки зрения, но и с позиций программно-целевого метода, который позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы рынка труда в увязке с единой социально-экономической политикой государства. Особую важность данное направление работы приобретает в условиях преобладания стагнационных процессов на российском рынке труда. Цели/задачи. В работе предложен научно обоснованный подход по корректировке государственного регулирования рынка труда на основе методов и инструментов программно-целевого планирования, которые были бы доведены до процедурного уровня. Методология. Методологической основой поднятой в работе проблематики послужили исследования зарубежных и отечественных ученых по указанной теме. Важное место в методологическом обеспечении исследования принадлежит также методам статистического и факторного анализа, экономико-математическим методам, экспертных оценок. Результаты. В статье получили новое освещение теоретико-методологические и практические основы формирования и развития рынка труда в контексте трансформационных процессов, происходящих в современной экономике, с учетом приоритетного использования методов и инструментов программно-целевого планирования. Область применения результатов. Основные теоретико-методологические положения и практические результаты исследования могут быть использованы в деятельности органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня, а также в разработке научно-прикладных исследований. Выводы/значимость. Автором доказана необходимость модернизации программно-целевого регулирования рынка труда с точки зрения оптимального сочетания методов, форм и направлений воздействия государства на различные его аспекты. Учтены общие, родовые характеристики программного планирования в разрезе территориального развития, а также комплекс взаимосвязанных мероприятий экономической, правовой и организационной направленности в целях эффективной разработки и реализации программы содействия занятости населения на общенациональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the State regulation of the labor market through management by objectives

Importance The article describes approaches to improving the State mechanism for regulating the labor market using the method of management by objectives, rather than theoretical perspectives only. Stagnation in the Russian market makes this research even more important. Objectives The article sets forth a scientific approach to adjusting the State regulation of the labor market using the methods and tools of management by objectives. Methods The methodological framework relies upon foreign and national scientists’ studies on the subject. The methods of statistical and factor analysis, expert assessment, economic and mathematical methods are significant components of the methodological framework of the research. Results The article presents a new view of the theoretical, methodological and practical basis for generating and developing the labor market in the context of transformation processes in today’s economy. Conclusions and Relevance I prove it is necessary to improve the management by objective approach to the labor market regulation in terms of the optimal combination of methods and areas of the State’s interference into its various aspects. I consider general, typical characteristics of management by objectives in terms of local development. The article also investigates a set of mutually related economic, legal and organizational activities designated for effective preparation and implementation of the public employment stimulation program at the national level. The main theoretical and methodological provisions and practical results of the research may be useful for public authorities at the federal and regional level, as well as for conducting applied scientific researches.

Текст научной работы на тему «Модернизация государственного регулирования рынка труда на основе программно-целевого планирования»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 331.5

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Игорь Евгеньевич Золин,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Нижегородский институт управления), Нижний Новгород, Российская Федерация [email protected]

Предмет/тема. В статье сделана попытка подойти к совершенствованию механизма государственного регулирования рынка труда не только с теоретической точки зрения, но и с позиций программно-целевого метода, который позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы рынка труда в увязке с единой социально-экономической политикой государства. Особую важность данное направление работы приобретает в условиях преобладания стагнационных процессов на российском рынке труда.

Цели/задачи. В работе предложен научно обоснованный подход по корректировке государственного регулирования рынка труда на основе методов и инструментов программно-целевого планирования, которые были бы доведены до процедурного уровня.

Методология. Методологической основой поднятой в работе проблематики послужили исследования зарубежных и отечественных ученых по указанной теме. Важное место в методологическом обеспечении исследования принадлежит также методам статистического и факторного анализа, экономико-математическим методам, экспертных оценок.

Результаты. В статье получили новое освещение теоретико-методологические и практические основы формирования и развития рынка труда в контексте трансформационных процессов, происходящих в современной экономике, с учетом приоритетного использования методов и инструментов программно-целевого планирования.

Область применения результатов. Основные теоретико-методологические положения и практические результаты исследования могут быть использованы в деятельности органов государственной власти как федерального, так и регионального уровня, а также в разработке научно-прикладных исследований.

Выводы/значимость. Автором доказана необходимость модернизации программно-целевого регулирования рынка труда с точки зрения оптимального сочетания методов, форм и направлений воздействия государства на различные его аспекты. Учтены общие, родовые характеристики программного планирования в разрезе территориального развития, а также комплекс взаимосвязанных мероприятий экономической, правовой и организационной направленности в целях эффективной разработки и реализации программы содействия занятости населения на общенациональном уровне.

Ключевые слова: рынок труда, программно-целевое планирование, миграция, рабочая сила, регулирование рынка труда, государственная программа содействия занятости населения

Существующий в настоящее время уровень научной разработки проблематики рынка труда характеризуется многочисленными исследованиями разнообразных сторон, законов и закономерностей

его функционирования^, 11, 13, 14, 16]. В связи с этим, давая характеристику существующих подходов к исследованию рынка труда, следует подчеркнуть, что за последние десятилетия теория рынка труда шагнула далеко вперед. Однако и сейчас продолжаются споры о том, использование каких приемов, методов и инструментов предпочтительно на современном этапе его развития. Думается, что эти споры не мешают плодотворному и целенаправленному исследованию. Зарубежные и отечественные ученые активно исследуют не просто сложившиеся механизмы функционирования рынка труда, но и предлагают новые. Именно поэтому теоретическое знание имеет все большее практическое значение, поскольку является научным инструментом воздействия на происходящие на рынке труда процессы.

Безусловно, на развитие российского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, который принимал различные формы в 1998 г., в 2008-2009 гг. и в 2014-2015 гг. Кризис со всей очевидностью показал существенное отставание экономической науки в понимании глубинных процессов, происходящих на рынке труда.

В сложившейся ситуации автор считает оправданной попытку подойти к совершенствованию механизма государственного регулирования рынка труда не только с теоретической точки зрения, но и с позиций программно-целевого метода. Последний позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы рынка труда в увязке с единой социально-экономической политикой государства. Анализ опыта программирования в развитых зарубежных странах подтверждает высокую эффективность данного метода [17, 18, 20].

Исследуя возможности программно-целевого метода в решении проблем занятости и стабилизации отечественного рынка труда посредством разработки и реализации целевых комплексных программ, следует отметить, что данная концептуальная модель найдет практическое применение, если в ней будут соответствующим образом состыкованы все части, находящиеся в тесной взаимосвязи. Это является одной из особенностей целевых комплексных программ, обеспечивающих новое качество государственного регулирования, которое необходимо учитывать как на стадии разработки, так и практического применения. Кроме того, реализация целевых комплексных программ может быть эффективна лишь при учете особенностей понятийного аппарата последних.

Следует признать в этой связи, что в настоящее время все еще отсутствует достаточно точное определение понятийного аппарата таких программ, встречаются односторонние и узкие оценки, решены, главным образом, частности.

Попытаемся с позиции сегодняшнего дня внести ясность в этот вопрос и изложить свою позицию. Итак, исходя из понятия «целевая комплексная программа», основными категориями в данном понятийном аппарате являются цель, комплекс, программа. Определение цели - логическая основа любой программы. Как известно, цель - это то, что представляется и ожидается в результате определенных действий. Автор полагает, что независимо от специфики программы ее цели можно отнести к двум категориям - стабилизации и развития. Цели стабилизации направлены на сохранение достигнутого уровня; цели развития призваны обеспечить достижение более высоких параметров.

Приведенные характеристики категории цели, безусловно, не исчерпывают всего ее содержания. На взгляд автора, применительно к программе, направленной на содействие занятости и развитие рынка труда, цель отражает желаемый результат и уже принадлежит к категории развития, так как момент развития изначально содержится в сущности и содержании политики занятости, с надлежащей полнотой определяя ее место и роль в общей стратегии государственного регулирования.

Комплекс - это совокупность предметов, явлений, свойств, обеспечивающих реализацию программы в желаемом направлении. В настоящее время комплексный подход широко используется в экономическом программировании. В определенном смысле комплекс можно рассматривать как продукт объективной реальности, и в регулировании рынка труда программными методами данный подход имеет очень важное значение.

Программа представляет собой совокупность мероприятий, конкретизированных по срокам и направленных на осуществление строго определенных целей. Она - инструмент регулирования и интеграции различных видов деятельности. Ей присущи временное и организационное единство участников программы, полная интеграция видов деятельности и организаций на всех этапах, строгая субординация целей с явно выраженным соподчиненным характером всех промежуточных целей, достижение единой цели, наличие общего сценария для выполнения конкретной цели программы, самостоятельное финансирование, существование специального органа по управлению программой.

Именно в таком понимании целевые комплексные программы, на взгляд автора, следует отождествлять с программами, реализуемыми на практике органами власти (федеральными, субъекта РФ, местными). По терминологии Бюджетного Кодекса РФ1 это государственные программы РФ, государственные программы субъекта РФ, муниципальные программы.

Определение места и роли целевых комплексных программ в проведении эффективной политики на рынке труда, ее методологических, методических и организационных основ, а также социально-экономической эффективности должно осуществляться в тесной связи с системой народнохозяйственного прогнозирования - важным звеном государственного регулирования. Только основываясь на адекватной современному этапу системе прогнозирования, целевые комплексные программы могут служить эффективным средством достижения высоких конечных результатов в политике занятости и позволяют достичь надлежащей «стыковки» прогнозирования и программирования, направленного на решение узловых социально-экономических задач государственного регулирования рынка труда.

Это позволит обеспечить выполнение программно-целевых документов, определяющих ориентиры социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе, в том числе направление движения в области модернизации и инновационного развития рынка труда как отдельно взятого региона, так и Российской Федерации в целом.

Следовательно, реализация целевой комплексной программы содействия занятости требует учета широкого спектра экономических и социальных факторов, что отнюдь не превращает ее в дубликат прогноза социально-экономического развития. Программа не подменяет прогноз, а концентрирует внимание на решении магистральных проблем.

Каждая целевая комплексная программа должна представлять собой базирующийся на точных расчетах план мероприятий, нацеленных на конечный результат, на полное решение той или иной проблемы. В программе должны быть определены этапы и очередность решаемых задач, обеспечено полное финансирование ее мероприятий.

Разработка, внедрение и контроль за реализацией целевой комплексной программы нуждаются

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015). URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 173022.

также в специальной системе управления, в которой следует четко установить личную ответственность руководителя за выполнение мероприятий программы. Здесь всегда необходимо учитывать тот факт, что решение проблем занятости связано прежде всего с человеческим фактором, управление которым предусматривает разнообразные аспекты, обеспечивающие функционирование «единого рабочего механизма».

Одним из важнейших требований, которое также необходимо учитывать при разработке целевых комплексных программ, в особенности программ совершенствования занятости, является соблюдение оптимального соотношения между концептуальными и организационными ее частями. Если концептуальное обоснование занятости создает теоретико-методологические основы целевых комплексных программ, то организационные мероприятия призваны обеспечить их практическую реализацию.

Усиление программно-целевой направленности регулирующего воздействия позволяет полнее увязать и скоординировать общие задачи в области политики занятости с конкретными особенностями и задачами отдельных регионов.

Опыт разработки целевых комплексных программ содействия занятости на разных уровнях показал, что одним из самых сложных вопросов является достижение оптимального сочетания имеющейся рабочей силы и структуры рабочих мест. Поскольку орудия труда совершенствуются быстрее, чем рабочая сила, то налицо тенденция к увеличению потребностей в квалифицированных кадрах, в противном случае неизбежны различные асимметрии на рынке труда. Комплексная целевая программа должна предусматривать эти изменения. Только посредством оптимизации соотношения человеческого фактора и средств производства возможно реализовать цели комплексной программы содействия занятости.

В нашей стране за многие годы накоплен немалый опыт разработки и осуществления целевых комплексных программ. Создан определенный научный потенциал по методологии и организации программирования, значительная часть которого, к сожалению, до сих пор не нашла всестороннего практического воплощения и остается в области теоретических изысканий.

Вместе с тем можно констатировать, что господствующая до последнего времени практика применения комплексных программ содействия занятости в известной степени привела к ослаб-

лению значения и действенности этой формы регулирования рынка труда, лишила ее силы и реального содержания. В прошлом использование таких программ не способствовало в полной мере достижению заявленных в них целей. Причиной этого являются попытки осуществления программ без учета ресурсного потенциала и возможностей достижения поставленных в них целей, параллельная разработка смежных программ, слабая проработка организационно-управленческого механизма реализации программы. Так, например, разработанная Министерством труда и социальной защиты РФ Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг.2, а также утвержденная Правительством РФ Концепция действий на рынке труда на 2008-2010 гг.3 так и не были в полной мере реализованы на практике. Среди множества причин низкой эффективности подобных программ - и не оправдавшая себя попытка вписать программы содействия занятости в общую систему государственного регулирования экономики.

Хотя ряд экономистов пытается оправдать этот процесс ссылками на трудности становления рыночного механизма, автору представляется, что подобные факты не являются чем-то объективно неизбежным. Скорее, это следствие непродуманности принимаемых решений, несовершенства и неразвитости административно-управленческих структур. Следует заметить, что и сегодня, как показывает анализ, потенциал программно-целевого метода используется далеко не полностью [3].

В то же время, на взгляд автора, координация усилий органов государственной власти всех уровней в реализации политики в отношении регулирования рынка труда невозможна без научно обоснованной программы содействия занятости населения на общенациональном уровне, предусматривающей достижение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и обеспечение на этой основе эффективной занятости населения. Особую актуальность данное направление работы приобретает в условиях преобладания стагнационных процессов на российском рынке труда.

2 О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг.: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 768. URL: http://consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_10538.

3 Об одобрении Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 гг.: распоряжение Правительства РФ от 15.08.2008 № 1193-р. URL: http://garant.ru/products/ipo/prime/doc/93734.

-20 (305)

Государственная программа содействия занятости должна предусматривать:

1) наличие четко сформулированных целей и задач в среднесрочной и долгосрочной перспективе, описание предлагаемых методов их реализации, необходимые мероприятия и их экономические и финансовые основы, индикаторы и показатели, а также прогноз ожидаемых результатов;

2) соответствие основным программным документам, определяющим социально-экономическое и инновационное развитие РФ;

3) учет современного состояния развития рынка труда в России и международный опыт по его регулированию;

4) мероприятия по совершенствованию законодательства, направленные на формирование благоприятной среды для создания и обновления рабочих мест;

5) рекомендации по формированию региональных программ в субъектах РФ.

При этом совершенно очевидно, что в настоящее время общенациональная программа содействия занятости населения должна быть результативна в трех аспектах. Во-первых, она должна быть полезной на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или сохраняя его контакт с рынком труда. Во-вторых, эффект от программы должен сказываться на состоянии рабочей силы в целом. В-третьих, все направления программы должны быть оправданы с точки зрения общественных затрат на ее реализацию.

Механизм программы должен состоять из комплекса взаимосвязанных инструментов, носящих правовой, экономический, социальный и организационный характер. В этом механизме должно быть три взаимосвязанных блока: международный, национальный и региональный. При этом важно уже на предварительных стадиях разработки различных программ и прогнозов обеспечить четкую координацию и взаимную увязку решения проблем занятости как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это позволит обеспечить выполнение программно-целевых документов, определяющих ориентиры социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе, в том числе направления движения в области модернизации и инновационного развития рынка труда как отдельно взятого региона, так и Российской Федерации в целом.

Методологический принцип такого подхода представляет собой движение от общего к частному -

- 2015-

NATIONAL INTERESTS: priorities and security

от стратегических приоритетов развития международного и национального рынка труда к целям и задачам его эффективного функционирования на региональном уровне.

Важно, чтобы данная программа была максимально интегрирована в общую экономическую политику государства. Следовательно, в основу программно-целевого подхода к регулированию рынка труда должен быть положен приоритет общегосударственных интересов при единстве целей и интересов отдельных регионов и страны в целом. Такая программа должна не только преследовать цель фиксации существующего положения, но и иметь определенное прогностическое значение.

Решение такой задачи потребует хорошо поставленной, достоверной статистики рынка труда, четких критериев системы учета и публикации данных о его состоянии в разных регионах. Без этого невозможно реально оценить масштабы, динамику, состояние рынка труда, выработать научно обоснованные меры его регулирования, спрогнозировать возможные последствия реализации тех или иных мер.

Что для этого нужно в первую очередь? Во-первых, следует создать развитую систему прогнозирования занятости населения в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе (не только по стране, но и по каждому региону). Эта система должна базироваться, с одной стороны, на прогнозе демографических процессов (рождаемости, смертности и естественного прироста, миграции и ремиграции населения, изменения его половозрастного состава, численности трудоспособных и т.п.), а с другой - на предвидении возможной динамики воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры экономики, уровня производительности труда, изменений характера участия на рынке труда определенных категорий рабочей силы (женщин, пенсионеров) и т.д.

При подготовке таких прогнозов следует учитывать цикличную неравномерность демографических и экономических процессов, взаимодействие циклов в смежных и отдаленных областях. Например, на неравномерную динамику занятости влияют научно-технические циклы (массовое обновление поколений и направлений техники), демографические, образовательные, миграционные циклы, периодическая структурная перестройка экономики, а также природные и экологические циклы.

Альтернативные прогнозы должны стать основой для подготовки долгосрочных программ обеспечения эффективной занятости населения, прежде всего в регионах с высоким уровнем без-

работицы. Соответствующие разделы должны занять ключевое место и в других государственных программах, например модернизации экономики, развития промышленности, охраны окружающей природной среды и т.п.

Во-вторых, необходимы прогнозы и программы перестройки сферы образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, формирования эффективной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям модернизации экономики и создания высокотехнологичных рабочих мест. Главная функция системы -обеспечивать наличие на рынке труда рабочей силы нужного (и постоянно растущего) уровня квалификации [8].

Для выработки эффективной политики на рынке труда необходимо изменить подход к существу регулирования и целенаправленного воздействия. Важным условием успешности политики регулирования рынка труда должно стать максимально полное представление о фактической ситуации на рынке труда как исходной базе для ее проведения, с одной стороны, и достаточно четкое понимание той конечной цели, к которой стремятся инициаторы политики, - параметров рынка труда - с другой. Без четкого представления об этих двух позициях политика регулирования рынка труда может дать далеко не те результаты, на которые она рассчитана.

Учитывая, что рынок труда и в дальнейшем будет развиваться в условиях ограниченных трудовых ресурсов (как следствие сложившейся в стране демографической ситуации), автор считает весьма важным для экономики России привлечение мигрантов - как квалифицированных, так и неквалифицированных (рис. 1, табл. 1).

В рамках создания общего механизма регулирования рынка труда представляется необходимым разработать специфическую программу по регулированию процесса интеллектуальной миграции. Эта программа охватывала бы прежде всего въезд в нашу страну с трудовыми целями научных кадров высокой квалификации (ранее выехавших из России), а также ряд других категорий рабочей силы, связанных с интеллектуальной деятельностью. Понимание необходимости такой программы у автора вызревало постепенно, в ходе дискуссий и обмена мнениями, изучения отечественного и зарубежного опыта, проведенных исследований [6, 7, 9, 10]. Автор убежден, что целью такой программы должна являться оптимизация процесса трудовой миграции с учетом общегосударственных интересов России.

Численность трудоспособного населения, млн чел.

35,152 (?) 85,136 (2) 35,107 (3)

80,412 (1)

Si 70,531 (2)

63,439 (!)

59,777(3) 56,271 (2)

52,869(3)

2015

2020

2025

2030

2035

2040

2045

2050

Источник: Данные Росстата. URL: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages.

Рис. 1. Прогноз динамики численности трудоспособного населения России на 2015-2050 гг.: 1 - «высокий» вариант прогноза (благоприятный); 2 - «средний» вариант; 3 - «низкий» вариант (неблагоприятный)

Таблица 1 Прогноз динамики численности трудоспособного населения России с учетом миграции на 2014-2050 гг., млн чел.

Окончание табл. 1

«Низкий» «Средний» «Высокий»

Год вариант вариант вариант

прогноза прогноза прогноза

2014 85,107 85,136 85,152

2015 84,038 84,140 84,217

2016 82,843 83,047 83,213

2017 81,828 82,158 82,438

2018 80 820 81,290 81,701

2019 79,943 80,566 81,119

2020 79,199 79,987 80,694

2021 78,440 79,397 80,266

2022 77,814 78,950 79,990

2023 77,274 78,595 79,812

2024 76,888 78,398 79,796

2025 76,649 78,352 79,936

2026 76,349 78,249 80,021

2027 76,108 78,211 80,177

2028 75,980 78,290 80,454

2029 75,953 78,471 80,835

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2030 75,818 78,584 81,190

2031 75,499 78,538 81,411

2032 75,143 78,490 81,666

«Низкий» «Средний» «Высокий»

Год вариант вариант вариант

прогноза прогноза прогноза

2033 74,694 78,381 81,886

2034 74,162 78,207 82,059

2035 73,541 77,966 82,181

2036 72,757 77,577 82,167

2037 71,994 77,229 82,211

2038 71,157 76,813 82,190

2039 70,202 76,282 82,054

2040 69,245 75,749 81,912

2041 68,177 75,098 81,641

2042 67,128 74,473 81,394

2043 66,020 73,786 81,082

2044 64,900 73,084 80,750

2045 63,846 72,451 80,487

2046 62,801 71,828 80,231

2047 61,881 71,332 80,100

2048 61,047 70,926 80,055

2049 60,378 70,693 80,193

2050 59,777 70,531 80,412

Миграционная 6,908 12,260 16,923

составляющая

Примечание. Таблица составлена автором на основании данных [2, 5].

Способ реализации программы должен носить многоуровневый характер. На государственном уровне определяются стратегия социально-экономического развития, цели, задачи и механизмы научно-технической политики, роль и место в них трудовой миграции в целом и интеллектуальной миграции в частности. Обосновываются конкретные механизмы экономического стимулирования и социально-правовой защиты высококвалифицированных кадров в целях оптимизации миграционных потоков.

Требуется также эффективное законодательное обеспечение мер по совершенствованию миграционной политики на уровне субъектов Российской Федерации. Если на федеральном уровне эта проблема в последнее время начинает постепенно решаться, то в регионах предстоит еще много работы. Прежде всего необходимо принятие во всех без исключения регионах соответствующих долгосрочных миграционных программ. К числу актуальных методологических разработок, которые следует предусмотреть в программе, относятся:

- динамический анализ и прогнозирование развития миграционной ситуации (краткосрочное, среднесрочное и перспективное) с учетом нестационарности миграционных потоков;

- определение критериев селективной миграционной политики с учетом востребованности рынком труда миграционной рабочей силы;

- разработка миграционных индикаторов, рассмотрение в их рамках эффективности работоспособности программы, отслеживание динамики основных показателей рынка труда, изменения численности трудовых ресурсов, экономически активного населения в целях оперативной корректировки работы в этом направлении;

- механизм организации контроля за развитием миграционной ситуации со стороны представительной и исполнительной власти.

Для совершенствования законодательства в данной сфере целесообразно ввести в практику работы представительных и исполнительных органов систематический анализ эффективности его правоприменения.

Еще одним важным вопросом, требующим своего решения программно-целевым методом и связанным с проблематикой государственного регулирования рынка труда в современных условиях, является активное воздействие государства на экологическую ситуацию. Обычно деятельность человека в системе взаимодействия общества и при-

роды рассматривается с позиций создания условий для реализации природоохранных мероприятий. Не отрицая значения этой функции, автору представляется необходимым рассматривать политику занятости с точки зрения ее экологизации. Это объясняется тем, что в регулировании взаимодействия общества и природы главным действующим лицом остается человек.

Необходимость учета экологических аспектов в политике занятости до сих пор надлежащим образом не обоснована. Тем не менее уже стал общепризнанным тот факт, что в процессе организации занятости необходимо учитывать характер природной среды. В противном случае последняя может оказать негативное воздействие на население и особенно на его трудовой потенциал.

Охрана природной среды чрезвычайно актуальна для России. Об этом свидетельствуют результаты крупнейшего социологического проекта еженедельника «Аргументы и Факты», который показал, что в настоящее время одним из самых злободневных вопросов, волнующих население России, является «Когда мы начнем перерабатывать мусор?» (табл. 2).

Согласно оценкам американского научно-исследовательского института «Уорлд Уотч» (World Watch), загрязнение окружающей среды в России достигло

Таблица 2

Что беспокоит читателей «АиФ» больше всего? (результаты социологического опроса)

Доля

Вопрос, волнующий читателей респондентов, %

В стране коррупция. Кто главный ворюга? 70

Куда идет Россия? 65

Когда мы начнем перерабатывать мусор? 64

Что делать с Северным Кавказом? 56

Кто правит миром? Существует ли теневое 48

всемирное правительство?

Какой была бы Россия, если бы не случилась 46

революция?

Как получить свою долю национального 40

достояния?

Можно ли в России построить хорошие 37

дороги?

Сколько русских останется через 100 лет? 36

Как быстро разбогатеть? 36

Когда у нас победят коррупцию? 35

Почему Россию не любят в остальном мире? 34

Что важнее - интересы государства 34

или гражданина?

Кто спаивает Россию? 33

Когда победят рак? 32

Источник: [4].

такого уровня, при котором возникает угроза решения экономических проблем. О том, что эта угроза уже существует в реальности, говорят факты. Применительно к крупным российским городам каждый его житель «производит» около 1 кг мусора в сутки, в то время как 50 лет назад этот показатель был в 10-12 раз ниже. Вокруг городов-миллионников уже лежат тысячи тонн мусора. В среднем на свалках находятся 30-40% пищевых отходов, 20-30% использованной тары и упаковки, 25-30% промышленных отходов. Помимо чисто территориальных проблем, связанных с формированием таких свалок, это влечет за собой целый ряд сопутствующих проблем: загрязнение атмосферного воздуха, почвы и грунтовых вод, нарастание эпидемиологической опасности. В этой связи утилизация отходов, их рециркуляция должны стать важной государственной задачей, реализация которой позволила бы существенно расширить сферу трудоустройства [19].

Существующая в России практика организации общественных работ как форма содействия занятости также должна быть расширена. В нее активнее следует включать такие виды трудовой деятельности экологической направленности, как обустройство и санитарная очистка территории, озеленение местности, сбор отходов. Нет сомнения, что расширение общественных работ подобного профиля (при рациональной их организации) способно не только смягчить ситуацию на региональном рынке труда, оказать поддержку безработным, но и решить многие социально-экономические задачи. Кроме того, по возможности эти работы должны планироваться таким образом, чтобы они имели не только социально-экологическую полезность, но и обеспечивали бы лицам, занятым в них, возможность повышения квалификации или приобретение новых специальностей путем профессиональной подготовки. Следует обратить особое внимание на то, чтобы выполнение общественных работ способствовало увеличению косвенной занятости, т.е. занятости в других отраслях экономики. Организация такого рода работ особенно актуальна для депрессивных районов, сворачивающих производство и закрывающих нерентабельные градообразующие предприятия. По существу, институт общественных работ экологической направленности должен развиваться как мероприятие общегосударственного значения.

Отмеченные моменты не исчерпывают содержания понятия экологизации занятости. Они лишь подчеркивают необходимость решения этой проблемы в диалектическом единстве взаимодействия

человеческих и природных ресурсов и свидетельствуют о необходимости укрепления программного планирования в регулировании количественных и качественных параметров рынка труда.

В перспективе значимость регулирования рынка труда с учетом экологического фактора будет возрастать, поэтому уже сегодня необходимо уделять больше внимания экологизации политики занятости, разработке и реализации соответствующих целевых комплексных программ.

Здесь уместно напомнить, что еще недавно в трудах экономистов часто игнорировался экологический контекст экономической деятельности. Время от времени говорилось о негативных внешних эффектах производства (загрязнении воды, воздуха или почвы), однако эта проблема рассматривалась как частная, она не воспринималась как проявление проблем фундаментального характера. Сегодня ситуация коренным образом изменилась.

Охрана окружающей среды стала оказывать влияние буквально на все отрасли хозяйства развитых стран. Она все теснее увязывается с таким важным направлением политики занятости, как создание новых рабочих мест. За последние годы экономика западных стран претерпела настоящий экологический бум, в результате которого не только был осуществлен переход к так называемым «зеленым технологиям», но и появились отрасли промышленности, непосредственно связанные с охраной окружающей природной среды. Эта сфера производства включает разработку экологически чистых технологических процессов, производство средств защиты окружающей среды и измерительной техники, получила стремительное развитие отрасль по сбору и переработке отходов и др. Утилизация отходов превратилась в мощную индустрию с увеличивающимся числом крупных компаний, которые используют передовую технику и технологию, поддерживают высокий уровень стандартов. В этой инфраструктуре нашли работу и достойное положение тысячи людей. Например, в Германии за сбор и переработку отходов стала отвечать отдельная отрасль промышленности [15].

Вообще, разрабатываемые на Западе программы по утилизации различных видов отходов помимо основной своей функции - охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, всегда направлены на решение другой важнейшей задачи - создания дополнительных вакансий на рынке труда. В том же Нью-Йорке осуществление программы сбора и переработки мусора позволило

существенно улучшить экономическую ситуацию, отягощенную хронической безработицей, а также сохранить значительную часть природных ресурсов.

Несмотря на столь значительные результаты, которых удалось добиться развитым странам в области решения эколого-экономических проблем, потенциал для обеспечения на этой основе дополнительной занятости населения далеко не исчерпан. По подсчетам экспертов, из-за продолжающегося загрязнения окружающей природной среды страны Запада ежегодно теряют до 6-8% ВНП.

В последующие годы опыт развитых стран в деле переработки отходов как способ обеспечения дополнительной занятости и экономического роста был взят на вооружение рядом стран с переходной экономикой, в частности Китаем, который, по образному выражению специалистов, стал «мировым сборщиком мусора» (бумаги, пластика, металла, электроники). Только за 10 лет количество импортируемого Китаем мусора и отходов возросло в несколько раз [12].

Что касается реализации программно-целевого метода в регионах России, то следует отметить, что в субъектах РФ (в отличие от федерального уровня) регулярно принимаются региональные программы содействия занятости. Основной задачей этих программ является достижение сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда и обеспечение на этой основе эффективной занятости населения.

Так, принятая в апреле 2014 г. в Нижегородской области государственная программа «Содействие занятости населения Нижегородской области на период до 2020 г.»4 предусматривает организационно-экономические меры по регулированию рынка труда на ближайшие пять лет, а также действия органов власти и управления в решении конкретных задач в сфере занятости. Комплекс этих мер состоит из нескольких направлений, которые условно можно подразделить на четыре крупных блока: стимулирование роста занятости, создание и сохранение рабочих мест; содействие найму рабочей силы; подготовка и переподготовка рабочей силы; материальная поддержка безработных. Следовательно, государственная политика регулирования рынка труда в Нижегородской области включает в себя совокупность разного рода мер, имеющих как активный, так и пассивный характер.

4 Содействие занятости населения Нижегородской области на период до 2020 г.: постановление правительства Нижегородской области от 28.04.2014 № 273.

Что касается реализации иных комплексных программ на территории региона, то большинство из них имеют межпрограммное назначение, так как влияют на решение сходных задач. В частности, об этом свидетельствует проведенный автором анализ областного бюджета Нижегородской области на 2015 г.5, который позволил выделить цельный блок, посвященный программному планированию, включающий более 20 государственных программ (из них социальной защите и занятости посвящены 40%, образованию - 27%, физкультуре и спорту -1%). В основе предлагаемой группировки программ был использован функциональный критерий, подразумевающий решение конкретного блока проблем (развитие реального сектора экономики, малого предпринимательства, социальной и инженерной инфраструктуры и др.). Количественная интерпретация принятых в 2015 г. в Нижегородской области государственных программ графически представлена на рис. 2.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что большая часть программ прямо или косвенно направлена на сохранение и развитие трудового потенциала, создание новых рабочих мест на рынке труда. Оценочные расчеты показывают, что в результате их реализации до 2020 г. будет создано не менее 120 тыс. рабочих мест нового поколения. В частности, создание дополнительных рабочих мест планируется государственными программами «Развитие промышленности и инноваций» (прирост высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г. до 104 тыс. ед.), «Развитие инвестиционного климата», «Развитие предпринимательства», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», «Развитие транспортной системы», «Развитие АПК», «Развитие лесного хозяйства», «Содействие занятости», «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры».

Таким образом, целевые комплексные программы регулирования рынка труда и содействия занятости необходимо использовать на различных уровнях управленческой иерархии (федеральном, региональном, местном). Важность разработки подобного рода программ и дальнейшего обобщения уже имеющегося опыта в этой области возрастает в связи с провозглашенной задачей модернизации экономики и создания высокотехнологичных рабочих мест, призванных наряду с другими при-

5 Об областном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.: закон Нижегородской области от 18.12.2014 г. № 184-З.

Предпринимательство и туризм (151 млн руб.)

Социальная защита, занятость и труд

(3 программы, 49 166 млн руб.)

Управление государственными финансами

(16 135 млн руб.)

Культура, межнациональные отношения

(3 программы, 1100 млн руб.)

Жилищная политика и коммунальное хозяйство (2 программы, 1 857 млн руб.)

Энергетика (965 млн руб.)

Государственные программы Нижегородской области в 2015 г.

(24 программы на сумму 121,5 млрд руб.

Образование

(32 671 млн руб.)

Охрана общественного порядка, чрезвычайные ситуации

(2 программы, 1 266 млн руб.)

Охрана окружающей среды (2 программы, 1 256 млн руб.)

Имущественные отношения и недвижимость

(1165 млн руб.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие промышленности

(2 программы, 322 млн руб.)

Физкультура и спорт, молодежная политика

(1 272 млн руб.)

Сохранение историко-культурного наследия (40 млн руб.)

Сельское хозяйство (2 952 млн руб.)

Примечание. Авторская разработка.

Рис. 2. Государственные программы Нижегородской области, принятые в 2015 г. (программно-целевое планирование)

оритетами социально-экономического развития стать эффективным средством в решении крупных социально-экономических проблем рынка труда.

Кроме того, при выборе форм и методов регулирования рынка труда программно-целевым методом следует исходить из общих направлений социально-экономического развития, носящих среднесрочный и долгосрочный характер, учитывая при этом специфику момента в целях формирования структуры эффективной занятости, отвечающей требованиям рыночной экономики, снижению социальной напряженности в обществе, росту уровня доходов и др.

Сложность проблем регулирования российского рынка труда связана и с тем, что государственная политика в этой области требует существенных расходов на проекты в сфере содействия занятости населения. Именно поэтому требуется не только выяснение того, какие программы не работают, но и обоснование наиболее предпочтительных мероприятий для рынка труда с точки зрения необходимых затрат на их осуществление, так как один и тот же планируемый эффект может достигаться разной ценой. В этой связи возрастает потребность в объективной и достоверной информации о том, насколько эффективно могут быть использованы

-20 (305) - 2015-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorities and security

бюджетные средства, каковы основные направления реализуемых программ, какие результаты эти программы дают обществу и кто несет ответственность за их реализацию. При этом очень важен переход от разрозненных, фрагментарных мероприятий к скоординированной политике на рынке труда, осуществляемой под эгидой не только служб занятости, но при тесном взаимодействии федеральных и региональных органов власти экономического блока в рамках реализации инвестиционных и адресных программ. Сегодня четкое разграничение политики на этих разных уровнях прослеживается не всегда.

В целом программно-целевое регулирование рынка труда на современном этапе требует оптимального сочетания методов, форм и направлений воздействия на него государства. Необходимо выявлять общие, родовые характеристики программного планирования в разрезе территориального развития, а также осуществлять комплекс взаимосвязанных мероприятий экономической, правовой и организационной направленности в целях эффективной разработки и реализации программы содействия занятости населения на общенациональном уровне.

Список литературы

1. Агузарова Л.А. Региональная проекция индикативно-целевого подхода к воспроизводству трудовых ресурсов в условиях внешних угроз // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 5. С. 51-60.

2. Алексашенко С. Как вымирает Россия: выводы из нового демографического прогноза Росстата. URL: http: //daily.rbc.ru/opinions/economics/3 0/01 / 2015/54c8d2459a7947498564d371.

3. Алексеев А. Государственные программы: реальный или номинальный инструмент управления экономикой? // Экономист. 2014. № 6. С. 20-27.

4. Главный вопрос России. Что беспокоит читателей «АиФ» больше всего. URL: http://aif. ru/dontknows/answer/1079086.

5. Демографический ежегодник России - 2014. URL: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/doc_1137674209312.

6. Золин И.Е. Международная трудовая миграция: проблемы теории и практики. URL: http://tu-bryansk.ru/doc/vestnik/2_2007/zolin.doc.

7. Золин И.Е. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы (теоретико-методологические и практические аспекты) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 48. С. 45-55.

8. Золин И.Е. Образовательный комплекс и рынок труда: парадоксы взаимодействия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 10. С. 28-39.

9. Золин И.Е. Роль регионального законодательства в регулировании социально-экономических процессов и повышении эффективности политики занятости. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ rol-regionalnogo-zakonodatelstva-v-regulirovanii-sotsialno-ekonomicheskih-protsessov-i-povyshenii-effektivnosti-politiki-zanyatosti.

10. Золин И.Е. Социально-экономическое развитие: стратегия государственного регулирования // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 1. С. 25-31.

11. КашеповА.В., СулакшинС.С., МалчиновА.С. Рынок труда: проблемы и решения: монография. М.: Научный эксперт, 2008. 232 с.

12. Китай в больших объемах скупает иностранный мусор. URL: http://epochtimes.ru/content/ view/69117/4.

13. Комов В.Г., Горбатенко С.А., Крапивка С.В. Повышение занятости населения как фактор укрепления экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 9. С. 52-60.

14. Мазин А.Л. Российский рынок труда: институциональные и микроэкономические аспекты функционирования: монография. Н. Новгород: НИМБ, 2003. 359 с.

15. Переработка мусора (ТБО) в Европе. URL: http://ztbo.ru/o-tbo/stati/stranni/pererabotka-musora-tbo-v-evrope.

16. Секретарюк В.В. Рынок труда в переходный период: монография. М.: Универсум паблишинг, 1997. 280 с.

17. Теплицкая А.А. Обзор и анализ зарубежного опыта планирования // Молодой ученый. 2013. № 1. C. 188-192.

18. ХлыновВ. Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 8. С.18-25.

19. Якимова А.П., Золин И.Е. Эколого-экономи-ческие аспекты политики занятости // Организационно-экономические аспекты роста промышленного производства: материалы научно-практической конференции. Н. Новгород: Арабеск, 1999. С. 19-20.

20. Hoefsloot A.M., Berg L.M. Successful examples of participatory regional planning at the meso-level. Wageningen, 1992. 131 p.

so

National Interests: Priorities and Security Social Services and Education

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

IMPROVING THE STATE REGULATION OF THE LABOR MARKET THROUGH MANAGEMENT BY OBJECTIVES

Igor' E. ZOLIN

Abstract

Importance The article describes approaches to improving the State mechanism for regulating the labor market using the method of management by objectives, rather than theoretical perspectives only. Stagnation in the Russian market makes this research even more important.

Objectives The article sets forth a scientific approach to adjusting the State regulation of the labor market using the methods and tools of management by objectives. Methods The methodological framework relies upon foreign and national scientists' studies on the subject. The methods of statistical and factor analysis, expert assessment, economic and mathematical methods are significant components of the methodological framework of the research.

Results The article presents a new view of the theoretical, methodological and practical basis for generating and developing the labor market in the context of transformation processes in today's economy. Conclusions and Relevance I prove it is necessary to improve the management by obj ective approach to the labor market regulation in terms of the optimal combination of methods and areas of the State's interference into its various aspects. I consider general, typical characteristics of management by objectives in terms of local development. The article also investigates a set of mutually related economic, legal and organizational activities designated for effective preparation and implementation of the public employment stimulation program at the national level. The main theoretical and methodological provisions and practical results of the research may be useful for public authorities at the federal and regional level, as well as for conducting applied scientific researches.

Keywords: labor market, management by objectives, migration, work force, labor market regulation, State program, public employment stimulation

References

1. Aguzarova L.A. Regional'naya proektsiya indikativno-tselevogo podkhoda k vosproizvodstvu

trudovykh resursov v usloviyakh vneshnikh ugroz [Regional projection of the indicative and targeted approach to reproduction of labor resources under external threats]. Regional 'naya ekonomika: teoriya ipraktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2015, no. 5, pp. 51-60.

2. Aleksashenko S. KakvymiraetRossiya: vyvody iz novogo demograficheskogoprognoza Rosstata [How is the Russian population becoming extinct? Conclusions based on a new demographic forecast by the State Statistics Service]. Available at: http://daily.rbc.ru/opinions/ economics/30/01/2015/54c8d2459a7947498564d371. (In Russ.) (accessed 30.01.2015)

3. Alekseev A. Gosudarstvennye programmy: real'nyi ili nominal'nyi instrument upravleniya ekonomikoi? [The State programs: a real or nominal tool for economic management?]. Ekonomist = Economist, 2014, no. 6, pp. 20-27.

4. Glavnyi vopros Rossii. Chto bespokoit chitatelei AiF bol 'she vsego [The main question in Russia. What are the main concerns of the AiF readers?]. Available at: http://aif.ru/dontknows/answer/1079086. (In Russ.)

5. The Demographic Yearbook of Russia, 2014. Available at: http://gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1137674209312. (In Russ.)

6. Zolin I.E. Mezhdunarodnaya trudovaya mi-gratsiya: problemy teorii i praktiki [International labor migration: issues of theory and practice]. Available at: http://tu-bryansk.ru/doc/vestnik/2_2007/zolin.doc. (In Russ.)

7. Zolin I.E. Mirovoi rynok truda i mezhdunarodnaya migratsiya rabochei sily (teoretiko-metodo-logicheskie i prakticheskie aspekty) [The global labor market and international labor migration (theoretical, methodological and practical aspects)]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 48, pp. 45-55.

8. Zolin I.E. Obrazovatel'nyi kompleks i rynok truda: paradoksy vzaimodeistviya [The education system and the labor market: paradoxes of interaction]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' =

National Interests: Priorities and Security, 2015, no. 10, pp. 28-39.

9. Zolin I.E. Rol'regional'nogo zakonodatel'stva v regulirovanii sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov i povyshenii effektivnosti politiki zanyatosti [The role of the regional legislation in regulating social and economic processes and improving the effectiveness of the employment policy]. Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/rol-regionalnogo-zakonodatelstva-v-reguli-rovanii-sotsialno-ekonomicheskih-protsessov-i-povy-shenii-effektivnosti-politiki-zanyatosti. (In Russ.)

10. Zolin I.E. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie: strategiya gosudarstvennogo regulirovaniya [Socioeconomic development: a strategy for the State regulation]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Issues of the Theory and Practice of Management, 2010, no. 1, pp. 25-31.

11. Kashepov A.V., Sulakshin S.S., Malchinov A.S. Rynok truda: problemy i resheniya: monografiya [The labor market: issues and solutions: a monograph]. Moscow, Nauchnyi ekspert Publ., 2008, 232 p.

12. Ivanov I. Kitai v bol'shikh ob"emakh skupaet inostrannyi musor [China is buying foreign trash extensively]. Available at: http://epochtimes.ru/content/ view/69117/4. (In Russ.) (accessed 21.12.2012)

13. Komov V.G., Gorbatenko S.A., Krapivka S.V. Povyshenie zanyatosti naseleniya kak faktor ukrepleni-ya ekonomicheskoi bezopasnosti Rossii [Increasing the employment rates as a factor for strengthening the economic security of Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'=National Interests: Priorities and Security, 2015, no. 9, pp. 52-60.

14. Mazin A.L. Rossiiskii rynok truda: institu-tsional'nye i mikroekonomicheskie aspekty funkt-sionirovaniya: monografiya [The Russian labor market: institutional and microeconomic aspects of its operation: a monograph]. Nizhny Novgorod, Nizhny

Novgorod Institute of Management and Business Publ., 2003,359 p.

15. Pererabotka musora (TBO) v Evrope [Waste recycling (MSW) in Europe]. Available at: http://ztbo. ru/o-tbo/stati/stranni/pererabotka-musora-tbo-v-ev-rope. (In Russ.)

16. Sekretaryuk V.V. Rynok truda v perekhodnyi period: monografiya [A labor market in the period of transition: a monograph]. Moscow, Universum pablish-ing Publ., 1997, 280 p.

17. Teplitskaya A.A. Obzor i analiz zarubezhnogo opyta planirovaniya [A review and analysis of foreign experience in planning]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2013, no. 1, pp. 188-192.

18. Khlynov V. Obshchegosudarstvennoe planirov-anie rynochnoi ekonomiki: opyt Yaponii [National planning of the market economy: Japan's experience]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2000, no. 8, pp. 18-25.

19. Yakimova A.P., Zolin I.E. [Environmental and economic aspects of the employment policy]. Organi-zatsionno-ekonomicheskie aspekty rosta promyshlen-nogo proizvodstva: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Organizational and Economic Aspects of Growth in Industrial Production]. Nizhny Novgorod, Arabesk Publ., 1999, pp. 19-20.

20. Hoefsloot A.M., Berg L.M. Successful Examples of Participatory Regional Planning at the Meso-level. Wageningen, SC-DLO, 1992, 131 p.

Igor' E. ZOLIN

Nizhny Novgorod Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Nizhny Novgorod, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.