Научная статья на тему 'Модернизационный потенциал в структуре ценностей жителей Пермского края'

Модернизационный потенциал в структуре ценностей жителей Пермского края Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
176
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация общества / ценности / модернизационный потенциал / социокультурные ресурсы модер- низации. / modernization of society / values / modernization potential / sociocultural resources of modernization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плотникова Елена Борисовна, Маркова Юлия Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению ценностей населения как значимого социокультурного ресурса модернизации общест-ва. Показана важность изучения субъективных показателей модернизации, выражающихся в ценностных ориентациях жите-лей, что позволяет охарактеризовать степень готовности человеческого потенциала к участию в модернизационных процессах.Представлен анализ структуры ценностных ориентаций жителей Пермского края и его отдельных социальных слоев и групп.Определены роль и место в ценностной структуре населения региона таких значимых с позиций модернизации ценностей, какинициативность, предприимчивость, самостоятельность, творчество, поиск нового. Отражены социокультурные барьеры мо-дернизации, выделены социальные группы, которые обладают меньшим модернизационным потенциалом в силу недостаточ-ности необходимых ресурсов, в том числе и ценностного характера, а также группы, чей потенциал для участия в модерниза-ции является значительным. Дан сравнительных анализ ценностных портретов указанных групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION POTENTIAL IN THE VALUE STRUCTURE OF PERM REGION RESIDENTS

This article examines values of the population as a significant socio-cultural resource for social modernization. It shows the importance of studying axiological orientations as subjective measurements of modernization. This in case it allows to characterize overall readiness of human potential to participate in a process of modernization. This article provides an analysis of the structure of axiological orientations of Perm region population as a whole and its particular social strata and groups. The role and place of such important values as initiative, proactivness, self-sufficiency, creativity and an innovation-oriented mindset are defined in the structure of values of the region’s population. The article shows modernization barriers, defines social groups with both lowest (due to a lack of certain values) and highest modernization potential. It provides a comparative analysis of values of these groups.

Текст научной работы на тему «Модернизационный потенциал в структуре ценностей жителей Пермского края»

круглый стол

«ЦЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНА»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 135-140.

УДК 316.752

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТЕЙ ЖИТЕЛЕЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ1 MODERNIZATION POTENTIAL IN THE VALUE STRUCTURE OF PERM REGION RESIDENTS

Е.Б. Плотникова, Ю.С. Маркова E.B. Plotnikova, Iu.S. Markova

Пермский государственный национальный исследовательский университет Perm State National Research University

Статья поступила в редакцию 10 июля 2015 г.

Статья посвящена рассмотрению ценностей населения как значимого социокультурного ресурса модернизации общества. Показана важность изучения субъективных показателей модернизации, выражающихся в ценностных ориентациях жителей, что позволяет охарактеризовать степень готовности человеческого потенциала к участию в модернизационных процессах. Представлен анализ структуры ценностных ориентаций жителей Пермского края и его отдельных социальных слоев и групп. Определены роль и место в ценностной структуре населения региона таких значимых с позиций модернизации ценностей, как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, творчество, поиск нового. Отражены социокультурные барьеры модернизации, выделены социальные группы, которые обладают меньшим модернизационным потенциалом в силу недостаточности необходимых ресурсов, в том числе и ценностного характера, а также группы, чей потенциал для участия в модернизации является значительным. Дан сравнительных анализ ценностных портретов указанных групп населения.

This article examines values of the population as a significant socio-cultural resource for social modernization. It shows the importance of studying axiological orientations as subjective measurements of modernization. This in case it allows to characterize overall readiness of human potential to participate in a process of modernization. This article provides an analysis of the structure of axiological orientations of Perm region population as a whole and its particular social strata and groups. The role and place of such important values as initiative, proactivness, self-sufficiency, creativity and an innovation-oriented mindset are defined in the structure of values of the region's population. The article shows modernization barriers, defines social groups with both lowest (due to a lack of certain values) and highest modernization potential. It provides a comparative analysis of values of these groups.

Ключевые слова: модернизация общества, ценности, модернизационный потенциал, социокультурные ресурсы модернизации.

Key words: modernization of society, values, modernization potential, sociocultural resources of modernization.

Введение. Повышение уровня и качества жизни населения, достижение устойчивого экономического, политического и культурного развития российского общества, обеспечение конкурентоспособности страны в условиях глобализации и усиления международных взаимосвязей зависят сегодня от эффективности осуществления поставленных на уровне государственной политики задач модернизации социальных институтов. В настоящее время в регионах России происходит параллельное развитие двух стадий модернизации. Первичная модернизация предполагает переход от традиционного общества к современному, где интенсифицируются

процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, повышается уровень социальной мобильности, наблюдается ориентация на достигаемый статус, в отличие от предписанного, на универсалистские правила в противовес партикуляристским и т. п. Вторичная модернизация осуществляется как переход к информационному обществу, основанному на знаниях и новых технологиях. На современном этапе стоит задача координации этих стадий, поиска векторов и ресурсов дальнейшего развития новой индустриализации, осуществляющейся на базе науки и инноваций. Это зависит, с одной стороны, от активной позиции политической и биз-

1 Публикация подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 14-03-00155).

© Е.Б. Плотникова, Ю.С. Маркова, 2015

136

Е.Б. Плотникова, Ю.С. Маркова

нес-элиты, а с другой - от готовности всего населения участвовать в модернизационных процессах.

Посыл осуществления комплексной модернизации требует, таким образом, тщательного изучения социокультурных ресурсов через призму ценностного потенциала населения страны и ее регионов. Неоднородность и дифференцированность населения на социальные слои и группы, отличающиеся по своим адаптационным стратегиям и ресурсным возможностям, побуждает к поиску тех социальных групп, которые являются на сегодняшний день носителями наибольшего модернизационного потенциала и, напротив, тех, которые выступают тормозом модернизации в силу недостаточности необходимых ресурсов, в том числе и ценностного свойства. В рамках данной статьи будет представлен анализ структуры ценностных ориентаций жителей Пермского края и его отдельных социальных групп, определено, какое место в структуре ценностей населения занимает нацеленность на инициативность, самостоятельность, предприимчивость, поиск нового.

Обзор литературы. Разработка концептуального аппарата социологических теорий ценности начинается примерно с середины XX в., чему большое внимание уделяют Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Клакхон и др. С 1960-х гг. социологи обращаются к опера-ционализации понятий в рамках ценностной теории на уровне конкретных социологических исследований (В. Вильямс, И. Росцер, М. Рокич и др.). С конца 1970-х гг. изучаются проблемы трансформации ценностных систем в связи с крупномасштабными социальными изменениями. В рамках социологии исследование ценностей осуществляется Н. Луманом, Дж. Александером, Ш. Шварцем, Н.И. Лапиным, Л.А. Беляевой и др.

Непосредственно проблеме модернизации общества и ценностного потенциала населения посвящены работы Р. Инглхарта, К. Вальцеля [1; 2], М. Альтмана [3], М.Х. Бонда, П. Смита, Л.М. Ли [4; 5], Н.И. Лапина [6; 7], Л.А. Беляевой [8] и др. В них исследуются тенденции изменения ценностей в контексте происходящих общественных изменений. По-прежнему дискуссионным остается вопрос о взаимосвязи между ценностями и социетальным развитием. Так, некоторые исследователи полагают, что культурные ценности и экономический рост коррелируют

друг с другом (например, [1]), в то время как другие делают вывод о том, что такая связь очень слаба [4]. Кроме того, нет единого мнения и в отношении причинной связи между ценностями и экономическими, политическими изменениями. Стоит согласиться с Инглхартом в том, что вопрос о природе зависимостей в каждом конкретном случае -«вопрос эмпирический, а не из разряда решаемых a priori» [1, с. 7].

В настоящее время исследовательский фокус сконцентрирован на анализе ценностей на международном и национальном уровнях. Становится значимым изучение специфики ценностных систем жителей не только на уровне страны, но и в рамках ее отдельных регионов в связи с модернизацией общества. Данное исследование предполагает поиск субъективных показателей, выражающихся в ценностях жителей, характеризующих степень нацеленности/готовности и участия человеческого потенциала/населения региона и его отдельных групп в модерни-зационных процессах.

Г ипотезы и методы исследования. Эмпирической базой исследования выступают данные опроса, проведенного среди населения Пермского края в 2014 г., выборка составила 1000 человек.

В качестве основы изучения ценностей использован подход Ш. Шварца [9]. Для диагностики ценностей была применена используемая в рамках Европейского социального исследования модификация портретного ценностного вопросника [10]. В процессе анализа каждый из 10 ценностных индексов рассчитывался для респондента как средняя двух (или трех) составляющих этот индекс исходных оценок, из которой потом вычиталась общая средняя для данного респондента по всем оценкам (mrat) [11]. Расчет показателя mrat осуществлялся с целью «очистки» исследуемого содержательного показателя от особенностей существующего у каждого респондента стиля ответов, в частности тенденции давать оценки, группирующиеся на определенном участке шкалы.

С целью выделения социальных групп населения Пермского края и последующего анализа включенности данных групп в мо-дернизационные процессы была применена разработанная Л.А. Беляевой методика изучения социальной стратификации общества. Данная методика интегрирует три ключевых критерия: материальный уровень жизни,

Модернизационный потенциал в структуре ценностей жителей Пермского края

137

образование и наличие властных функций, дифференцирующих население на социальные слои [12; 13]. В то же время указанные показатели репрезентируют социально-экономический, социокультурный и властный ресурсы, в совокупности составляющие основу модернизации. Применение кластерного анализа методом К-средних позволило выделить пять кластеров - социальных слоев в занятом населении Пермского края, отличающихся друг от друга ценностными установками, инновационным потенциалом и другими показателями.

В исследовании проверялась следующая гипотеза. Наличествует разрыв между экономическим, техническим содержанием модернизации и готовностью населения принять на себя роль деятеля этого процесса. Субъективные характеристики - ценностные ориентации на инициативу, творчество, достижение являются значимыми показателями наряду с объективными ресурсами в виде образования, власти, материального достатка. Модернизационные ценности и экономический рост коррелируют друг с другом. Груп-

пы населения, которые вносят вклад в мо-дернизационные процессы, отличает не только наличие объективных ресурсов в виде образования, власти, материального достатка, но и ярко выраженные субъективные характеристики - ценностные ориентации на инициативу, творчество, достижение.

Результаты исследования. В соответствии с полученными данными, наиболее значимой для населения края выступает ценность безопасности, на втором и третьем местах находятся благожелательность и универсализм, четвертое и пятое места занимают самостоятельность и традиция (см. рис. 1). Средние значения этих ценностей положительны, следовательно, в сравнении с индивидуальными средними респонденты придают им более высокую значимость. Средние величины следующих 5-ти ценностей (гедонизм, достижение, власть-богатство, конформность и риск-новизна) находятся в нижней половине ценностной иерархии, соответственно, в сравнении с индивидуальным фоном респонденты придают им меньшую важность.

Рис. 1. Иерархия ценностей жителей Пермского края (средние значения ценностных индексов, баллы)

Таким образом, «средний» пермяк характеризуется более высокой выраженностью ценностей, входящих в категорию «выход за пределы своего "Я"» (благожелательность и универсализм) и более низкой выраженностью ценностей, относящихся к противоположной категории «самоутверждение» (дос-

тижение и васть). Ценности категории «сохранение» (безопасность и традиция, но не конформность) также имеют большую значимость, нежели ценности альтернативной категории - «открытости изменениям» (риск-новизна и гедонизм, за исключением ценности самостоятельность) (см. рис. 2).

138

Е.Б. Плотникова, Ю.С. Маркова

Рис. 2. Иерархия ценностей жителей Пермского края (средние значения укрупненных категорий ценностей, баллы)

Представленный ценностный профиль позволяет говорить о «среднем» представителе Пермского края как о человеке, для которого характерны: высокая потребность в заботе о ближайшем окружении, преданность близким людям, защита благополучия всех людей и природной среды, ориентация на достижение толерантности, равенства возможностей. Соответственно, этот человек гораздо в меньшей степени стремится к богатству, личному успеху и социальному признанию.

Кроме того, для «среднего» пермяка характерна потребность в защите со стороны сильного государства, которое может обеспечить социальную стабильность и безопасность. Сравнительно высоки консервативные установки, верность традициям. В соответствии с этим, практически отсутствует склонность к риску, слабо проявляется по-

требность в творчестве. Вместе с тем у типичного представителя пермского сообщества сохраняется достаточно сильная ориентация на независимость и свободу в принятии решений. Относительно слабо проявляют себя конформистские установки.

Ценности «типичного» жителя региона или страны не идентичны ценностям представителей тех или иных групп населения. По объективным причинам наибольшим модер-низационным потенциалом обладает работающее население. Для выявления отличительных характеристик ценностей работающего населения были выделены социальные кластеры: «высокостатусные», «руководители», «богатые», «реалисты» и «низкостатусные». На рис. 3-4 указаны сравнительные данные -средние значения 10 ценностных индексов в разрезе межгрупповых сопоставлений.

Рис. 3. Средние значения ценностных индексов безопасности, конформности, традиции, самостоятельности, риск-новизны (баллы)

Модернизационный потенциал в структуре ценностей жителей Пермского края

139

Гедонизм Достижение Власть-богатство Благожелательность Универсализм

И Высокостатусные И Руководители 0 Богатые 0 Реалисты ■ Низкостатусные

Рис. 4. Средние значения ценностных индексов гедонизма, достижения, власти-богатства, благожелательности, универсализма (баллы)

Согласно результатам исследования, по объективным социально-демографическим характеристикам высоким модернизацион-ным потенциалом обладают все представители групп «высокостатусных» и «руководителей» (по 10 % в обеих группах), а также 5 % от численности «богатых» и 15 % - от «реалистов». В совокупности это составляет 40 % занятого населения края. По ряду некоторых ценностей они демонстрируют большую возможность включаться в модерниза-ционные процессы. Так, «руководителей», «высокостатусных», «богатых» отличает большая склонность к достижениям, индивидуальному успеху и социальному признанию. Вместе с «реалистами» указанные группы больше ценят самостоятельность и свободу в принятии решений, творческий подход к делу. При этом почти во всех случаях средние значения соответствующих ценностных индексов в данных группах превышают соответствующие средние значения ценностных индексов по выборке в целом. Низкостатусная группа демонстрирует самые низкие показатели по всем указанным выше ценностям. Кроме того, показатель ценности «Самостоятельность» в этой группе принимает отрицательное значение, что говорит о низкой степени заинтересованности этого слоя в проявлении инициативы. В то же время представители «низкостатусной» группы в наибольшей мере, по сравнению с остальными группами, проявляют конформистские установки, их отличает и высокий уровень консерватизма. Следует отметить, что слой «высокостатусных» также характеризуется

ориентацией на консерватизм и ценность традиции, что должно учитываться при определении стратегии модернизации.

Ценность «Безопасность» наиболее важна для «низкостатусной» группы, характеризующейся нестабильностью своего социального положения. Данной группе в большей степени свойственны патерналистские установки. Группа «богатые», в свою очередь, отличается самым низким уровнем потребности в безопасности и патернализме.

Ценности «власть-богатство» и «достижение» наиболее близки «руководителям», это позволяет определить лидирующее положение данной группы по степени выраженности ориентации на самоутверждение. Меньше всего к власти и богатству стремятся представители «высокостатусного» слоя.

Одним из ключевых показателей модернизации выступают инновации. Проведенное исследование отражает крайне низкий уровень нововведений в крае (что в целом соответствует общероссийской тенденции): за последний год участвовали в создании новшеств всего 2,3 % респондентов. Наиболее активными участниками инновационных процессов являются представители занятой в экономике части населения, прежде всего члены «высокостатусного» слоя и слоя «руководителей».

Заключение. Анализ ценностной системы населения Пермского края позволяет сделать вывод о взаимосвязи инновационных решений и модернизационных процессов в различных сферах: экономике, технологии, политике, демократии и др., с ценно-

140

Е.Б. Плотникова, Ю.С. Маркова

стными ориентациями населения. Группы занятого населения, обладающие высокими образовательными, властными, материальными ресурсами, в большей степени разделяют ценности, способствующие модернизации. Представители данных групп имеют определенный культурный капитал в виде высшего и среднего профессионального образования, являются управленцами различного уровня, квалифицированными специалистами. В этих группах находит развитие коммерческая культура, здесь сконцентрированы предприниматели, работники внегосударственного сектора экономики, а также деятели культуры и искусства. Их ценностный профиль отличают свобода и независимость в принятии решений, творческий подход к делу, ориентация на достижения, индивидуальный успех и социальное признание.

В целом анализ ценностных ориентаций всех групп населения Пермского края показал, что на сегодняшний день «средний» пермяк в большей степени ориентирован на ценности сохранения и гораздо менее открыт изменениям. Без должной, учитывающей данные факторы управленческой стратегии это может выступать социокультурным тормозом модернизации. Вместе с тем у типичного представителя пермского сообщества сохраняется достаточно сильная ориентация на самостоятельность и свободу в принятии решений, а это, напротив, может служить значимым ресурсом модернизационных процессов.

Для разработки полноценной управленческой стратегии необходимо дальнейшее изучение вопросов о силе и направлении связей между модернизацией и мотивационными ценностями населения, а также об определении силы влияния ценностных установок на модернизационные изменения по сравнению с другими социокультурными факторами. 1 2 3

1. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. - 1997. - № 4. - С. 6-23.

2. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. - М. : Новое изд-во, 2011. - 464 с.

3. Altman M. Culture, Human Agency, and Economic Theory: Culture as a Determinant of Material Welfare // Journal of SocioEconomics. - 2001. - № 30. - P. 379-391.

4. Smith P., Bond M. H. Social Psychology Across Cultures. - London : Prentice Hall. 1998.

5. Li L. M. W., Bond M. H. Analyzing National Change in Citizen Secularism Across Four Time Periods in the World Values Survey // World Values Research. - 2010. - № 3(2). -P. 19-32.

6. Лапин Н. И. Базовые ценности, социальное самочувствие и доверие институтам власти. - URL : http://www.publications.hse. ru/chapters/96837343 (дата обращения: 02.05.15).

7. Лапин Н. И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации // Социологические исследования. - 2011. -№ 9. - С. 3-18.

8. Россия в Европе: по материалам международного проекта «Европейское социальное исследование» / под общ. ред. А. В. Анд-реенковой, Л. А. Беляевой. - М. : Academia, 2009. - 384 с.

9. Schwartz S. H. Universals in Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries // Advances in Experimental Social Psychology / ed. by M. P. Zanna, San Diego. - CA: Academic Press, 1992. - Vol. 25. - P. 1-65.

10. Schwartz S. H., Melech G., Lehmann A., Burgess S., Harris M., Owens V. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2001. - Vol. 32. - No. 5. -P.519-542.

11. Магун В. С., Руднев М. Г. Жизненные ценности населения Украины: сравнение с 23 другими европейскими странами. Статья первая // Вестник общественного мнения. - 2007. - № 3. - С. 21-34.

12. Беляева Л. А. Социальные слои в обществе: опыт кластерного анализа // Социологические исследования. - 2005. - № 1. -С. 57-64.

13. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в общероссийском контексте / Институт философии; Центр изучения социокультурных изменений; Научнокоординационный совет секции ФСПП ООН РАН «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов»; сост. и общ. ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. - М. : Academia, 2009. - 808 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.