Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТВОРЧЕСТВА В ТРАДИЦИОННОЙ ТУВИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТВОРЧЕСТВА В ТРАДИЦИОННОЙ ТУВИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / модернизация / традиция / инновация / мировоззрение / творчество / тувинская культура / creativity / tradition / innovation / Tuvan culture / modernization / globalization / worldview

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Данчай-оол Аяс Анатольевич

Для достижения поставленной цели – определения феномена творчества в тувинской культуре с обоснованием сущности изменений в условиях модернизации и глобализации – был проведен философскокультурологический анализ традиционной тувинской культуры. Феноменологический метод и философская компаративистика стали основой методологии исследования. Отмечается, что синкретизм тувинской культуры влияет на деятельность человека, в которой не происходит выделение творческой деятельности из практическибытовой. В результате анализа взаимосвязи натуральной формы хозяйства и необходимости выполнения множества видов деятельности одним человеком, установлено, что источником творчества в тувинской культуре является природа, каждый представитель тувинского общества фактически являлся изначально талантливым. Раскрыта роль модели социальной структуры, основанной на патриархальной традиционности, в творческой деятельности тувинцев. Рационализация тувинской культуры привела к разделению видов деятельности, теоретизированию основ творчества, субъективизации творческой деятельности. Глобализация, затрагивающая тувинскую культуру, являясь многоаспектным процессом, обнаруживается не только в процессе унификации, но и фрагментации и регионализации. В совокупности модернизация и глобализация приводят к возникновению новых форм творческой деятельности в тувинской культуре, выделению предмета творчества, автономного от природы автора, и субстанциализации. В результате ориентированное на природу творчество тувинской культуры может стать стержнем дальнейшего сохранения и развития тувинского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION AND GLOBALIZATION ASPECTS OF CREATIVITY TRANSFORMATION IN TRADITIONAL TUVAN CULTURE

The purpose of the study is to determine the main features of the phenomenon of creativity in Tuvan culture and to trace the essence of changes in the conditions of modernization and globalization. The material is philosophical and cultural studies of traditional cultures and, in particular, Tuvan culture. The methodology is based on a system of phenomenological method and philosophical comparative studies. The syncretism of Tuvan culture influences human activity, in which there is no separation of creative activity from practical everyday activity. The source of creativity in Tuvan culture is nature, so every representative of Tuvan society was actually initially talented. This result was revealed in the analysis of the relationship between the natural form of farming and the need to perform many types of activities by one person. The role of the model of social structure based on patriarchal traditionalism in the creative activity of Tuvans is revealed. The rationalization of Tuvan culture led to the division of types of activities, theorization of the foundations of creativity, and the subjectivization of creative activity. Globalization, which also affects Tuvan culture, being a multidimensional process, is found not only in the process of unification, but also fragmentation and regionalization. Taken together, modernization and globalization lead to the emergence of new forms of creative activity in Tuvan culture, the identification of an author who is autonomous by nature, and the substantialization of the subject of creativity. As a result, the nature-oriented phenomenon of creativity of Tuvan culture can become the core of further preservation and development.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТВОРЧЕСТВА В ТРАДИЦИОННОЙ ТУВИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

УДК 130.2(=512.156)(045) А.А. Данчай-оол

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ТВОРЧЕСТВА В ТРАДИЦИОННОЙ ТУВИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Для достижения поставленной цели - определения феномена творчества в тувинской культуре с обоснованием сущности изменений в условиях модернизации и глобализации - был проведен философско-культурологический анализ традиционной тувинской культуры. Феноменологический метод и философская компаративистика стали основой методологии исследования. Отмечается, что синкретизм тувинской культуры влияет на деятельность человека, в которой не происходит выделение творческой деятельности из практически-бытовой. В результате анализа взаимосвязи натуральной формы хозяйства и необходимости выполнения множества видов деятельности одним человеком, установлено, что источником творчества в тувинской культуре является природа, каждый представитель тувинского общества фактически являлся изначально талантливым. Раскрыта роль модели социальной структуры, основанной на патриархальной традиционности, в творческой деятельности тувинцев. Рационализация тувинской культуры привела к разделению видов деятельности, теоретизированию основ творчества, субъективизации творческой деятельности. Глобализация, затрагивающая тувинскую культуру, являясь многоаспектным процессом, обнаруживается не только в процессе унификации, но и фрагментации и регионализации. В совокупности модернизация и глобализация приводят к возникновению новых форм творческой деятельности в тувинской культуре, выделению предмета творчества, автономного от природы автора, и субстанциализации. В результате ориентированное на природу творчество тувинской культуры может стать стержнем дальнейшего сохранения и развития тувинского народа.

Ключевые слова: глобализация, модернизация, традиция, инновация, мировоззрение, творчество, тувинская культура.

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-3-237-245 Введение

Современность характеризуется возникновением большого числа уникальных феноменов человеческого бытия. В основном они являются результатом развития культуры, процесс трансформаций в которой имеет чрезвычайно динамичный характер. В XXI веке наиболее обширным пространством проявления человеческого субъекта становится творчество. Исследования абстрактного феномена творчества с необходимостью обращены к конкретной культуре, из которой он формируется [43]. Конкретность каждой культуры или цивилизации заключается в том, что они решали определенные задачи, которые перед ними возникали. Поэтому культурно-историческая традиция формируется как способ преодоления конкретных проблем климата, исторического момента, социума, политической обстановки. Но с момента модернизации во многих культурах превалирующим становится феномен творчества, раскрывающийся в европейской традиции, основанной в мировоззренческом плане на антропоцентризме и субстанциальности человеческого субъекта. В условиях глобализации развитие культуры происходит уже в противоречивой совокупности мирового культурного пространства, пытающегося синтезировать наиболее самобытные и инновационные черты отдельных культур. В этом процессе происходит развитие феномена творчества и тувинской культуры.

В мировом культурном пространстве тувинская культура занимает особое место, так как она является примером немногих культур, подвергшихся изменению в рамках модернизации и глобализации, но сохранивших ядро традиций.

Республика Тыва находится на границе России и Монголии, поэтому она попеременно попадала в сферы влияния этих стран и Китая. С 1921 по 1944 год Тувинская Народная Республика являлась независимым государством, хотя находившимся в сфере влияния СССР. После распада СССР Тува осталась в составе Российской Федерации.

Уникальность тувинской культуры проявляется в разных аспектах. Сквозь поколения сохранились древние формы поклонения природным силам, перемешанные с буддистским учением. В то же время тувинцы являются одним из тюркоязычных народов, абсолютное большинство которых являются последователями ислама. В регионе до сих пор живы древние формы животноводства, являющегося натуральным по своему характеру. При этом в ХХ веке произошел коренной перелом в сте-

пенном развитии тувинской культуры. Была проведена резкая модернизация всех сфер социально-экономической жизни. Полностью изменилась материальная культура.

Сущность этих трансформационных процессов ярко проявляется в развитии феномена творчества. Актуальной задачей становится определение основных черт феномена творчества в тувинской культуре, а также исследование влияния модернизации и глобализации на развитие этого феномена.

Материалы и методы

Исследовательская база данной работы основана на философских, культурологических, исторических, этнографических публикациях, в которых раскрывается сущность проблемы творчества, а также феномены традиционной тувинской культуры. Кроме того, исследования трансформационных процессов тувинской культуры с ХХ века позволяют выявить аспекты формирования новых интерпретаций и смыслов феномена творчества.

Философский анализ творчества неизбежно выстраивается в контексте трудов Платона, И. Канта, А. Бергсона, В. Дильтея. Но в случае исследования феноменов конкретной культурной традиции, сформированной в векторе, отличного от европейского мировоззрения, возникает потребность в тщательном подборе методологии. Абсолютизм и тотальность европоцентристской мысли могут привести к противоречивым результатам, так как автоматически выстраивают рациональную иерархию феноменов и культур. При этом философская антропология Х. Плеснера может быть подходящей, так как пытается понимать человека как синтез природного, телесного и духовного. Это очень важный аспект, так как научно-философские направления современности в большей части нивелируют влияние природы на творческие способности и формы человека.

Для раскрытия логики трансформации феномена творчества в тувинской культуре мы должны проанализировать воздействие древнего натуралистического мировоззрения на деятельность человека. Это требует определения роли природы в структуре мировоззрения. В то же время очевидно, что с момента модернизации в традиционные культуры проникают совершенно иные формы деятельности человека, основанные на антропоцентризме. Универсализм и холизм классической философии сформировали гносеологическую редукцию по отношению к локальным культурам, не выработавшим тотальной системы мировоззрения, осмысливающей все объекты бытия. Субъективный мир конкретной культуры требует более детального рассмотрения его феноменов. Поэтому для синтеза таких разных факторов мы должны выбрать методологию, учитывающую многообразие бытия человека. Таким образом, философская антропология, не только сформулированная как попытка понимания человека в совокупности его проявлений и взаимодействия с окружающим миром, а как явно определившая связь человека с природой, становится наиболее эффективным методом исследования выбранной нами проблемы. Также методология философской компаративистики и кросс-культурного подхода позволяет обнаруживать скрытые аспекты развития культурных феноменов в современности, обращаясь к их развертыванию в различных традициях.

Вместе с тем уникальность тувинской культуры требует подхода на стыке разных мировоззренческих систем. Синкретизм тувинской культуры проанализирован в публикациях О.М. Хомушку. Внимание к трансформационным процессам тувинского общества под влиянием модернизации и глобализации уделено Ч.К. Ламажаа. Широкий спектр проблем тувинского мировоззрения и художественного творчества раскрыт А.К. Кужугет. Однако философско-антропологический анализ феномена творчества в тувинской культуре не проведен. Частично это оправдывается тем, что крайне сложно выделить этот феномен из синкретизма тувинской культуры. Кроме того, важно подчеркнуть, что формы проявления творчества в современной науке определяются многообразными и проявляющимися уникально в каждой конкретной культуре [34].

В качестве широкого определения творчества мы используем подход, обозначающий его сущность в создании новых по замыслу культурных или материальных ценностей [25]. Значимой проблемой является выявление роли новизны в творчестве, что проявляется в данных словарями определениях. Например, Cambridge Academic Content Dictionary, в котором дано определение "the ability to produce original and unusual ideas, or to make something new or imaginative" [35]. Если мы обратимся к философской энциклопедии, то там обнаруживается придание значения реальности проблемы новизны для творчества [40]. При этом роль ценности является бесспорной. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что в разных культурах взаимодействие традиции и инновации является неоднозначным.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2024. Т. 34, вып. 3

В этой системе определяющую роль имеет ценность. Соответственно, мировоззрение человека определяет формы его творчества, что и приводит к трансформации в современности.

Феномен творчества в современной философии культуры

Среди публикаций начала XXI века особняком стоит третье переиздание работы R. Keith Sawyer совместно с Danah Henriksen [44], в которой осуществлен анализ феномена творчества в различных сферах человеческой деятельности. Значительное исследование феномена творчества проведено шотландским философом Берисом Готом, который подробно раскрывает пробелы в философских и психологических исследованиях [39]. Кроме того, он отмечает необходимость философского осмысления достижений частных наук в исследовании творчества. Взгляд на творчество как на совокупность систем представлен в концепции M. Csikszentmihalyi [37], что позволяет подчеркнуть необходимость возвышения над индивидом в рассмотрении проблемы творчества. Н.М. Смирнова, руководитель сектора философских проблем творчества Института философии РАН, раскрывает смыслообразующую сторону творческой деятельности, что позволяет синтезировать когнитивные и герменевтические аспекты. В современной российской науке деятельность данного института имеет огромное значение, привлекая внимание исследователей на различные аспекты творчества.

Проблема творчества в тувинской культуре напрямую не рассматривалась в научных публикациях, но частично затрагивалась в философских и культурологических исследованиях А.К. Кужугет, Т.Б. Будегечиевой, З.К. Кыргыс, В.Ю. Сюзюкей.

Общий анализ феномена творчества в традиционной тувинской культуре

Для того чтобы раскрыть феномен творчества в конкретной культуре, нужно исследовать основные черты мировоззрения, так как оно обусловливает модели взаимодействия человека с окружающим и внутренним миром. Именно модели деятельности помогут нам определить уникальные и конкретные черты феноменов творчества в той или иной культуре [24]. Способы деятельности определяют функционирование пространства культуры, создавая и интерпретируя в ней ценности, феномены, мифы, архетипы.

Следуя логике философской компаративистики и кросс-культурного подхода, необходимо определить мировоззренческие основы творчества в европейской культуре, под влиянием которой и происходит развитие тувинской культуры в современности. Фундаментальные основы феномена творчества европейской культуры с необходимостью обнаруживаются в античности. В греческой философии творчеством является деятельность по переводу чего-либо из небытия в бытие [29]. В тувинской культуре мы не обнаруживаем тождественного по смыслу понятия небытия, как и моделей такого суждения. Согласно Н.М. Смирновой, творчество является деятельностью по созданию новых культурных смыслов [23, с. 17]. Можно иначе интерпретировать эту позицию, а именно, определить творчество как преобразование хаоса в космос. Поэтому роль субъекта здесь становится абсолютной. В античной мифологической системе явно определена мысль, что мир и природа начинают свое существование с возникновением космоса из хаоса [46, с. 76]. Но в тувинской культуре отсутствует всеохватность, а также стремление к осознанию всего сущего, не сформирован аналог понятия «космос». Гармония и интенция природы не рационализированы в понятийной системе.

Тувинская культура по типу развития относится к традиционной, в которой воспроизведение и создание осуществляются на основе преемственности поколений [30, с. 684]. Традиция выполняет несколько функций, что определяет творческую деятельность. Человек здесь не мыслится субстанциальной и целостной сущностью, поэтому не требуется его атомизация, он творит в единстве с окружающим миром. Он не стремится определить себя в субъект-объектной дихотомии, выделить из тела природы. В синкретичном мировоззрении человек может спокойно раствориться в природе, как одухотворенной целостности, соединяющей воедино все живые существа (человека и общества тоже) [5]. Пространственно-временная система в тувинской культуре построена на цикличной картине мира, повторяющей вечные природные процессы зарождения, расцвета, распада и смерти. Пространство мышления не охватывает все сущее, ограничиваясь известным локусом. Время таким же образом не выходит за рамки естественных, природных процессов. С точки зрения современного анализа степенный ход развития традиции, заключенный в циклических процессах, проявляет себя практически статичным.

Согласно эволюционной эпистемологии, зачатки предрасположенности к преобразованию окружающей действительности имеются у животных [10]. Естественно, что в тувинской культуре источник творчества мыслится в самой природе, а не в субъекте человека. Даже источник просвещения в традиционных культурах определен в природных силах [28], сама окружающая гармоничная действительность направляет человека и учит его премудростям мира. И это вполне логично при отсутствии античной субъект-объектной дихотомии, с необходимостью выводящей человека в бытие и формирующей пространство «второй природы». Мышление человека в традиционной культуре не разделено на объективное и субъективное, что и не требует самоидентификации индивида посредством выделения своего субъекта, включающего как биологические инстинкты, свое «Я», так и культурные архетипы. Человек традиционной культуры видит себя в зеркале этносоциальной группы. Поэтому ценным в тувинской культуре является творчество, ориентированное на традицию, так как она сохраняет преемственность с древними методами взаимодействия с природой. Даже в современном гипердинамичном обществе традиция не утрачивает свое значение, потому что она позволяет реципиентам интерпретировать смыслы, заложенные автором [13]. Творчество человека является синтезом объективных и субъективных причин [8], что позволяет сохранять его ценность и для индивида, и для социума. Как отмечает Arnold M. Ludwig, значение традиции обозначает жесткость границ творчества [41]. То есть модель социокультурной среды влияет на формы выражения творчества. Согласно M. Csikszentmihalyi [37], творчество является результатом взаимодействия трех систем - культуры, социальной системы и индивида. При этом такое взаимодействие существует в условиях утверждения индивидуализации в социальной системе [4]. Здесь мы приходим к выводу, что для понимания механизма развертывания творчества в тувинской культуре необходимо провести анализ особенностей ее развития.

Система социального взаимодействия в традиционной тувинской культуре функционировала в виде реализации патриархальной модели посредством последовательной передачи опыта от старших поколений к младшим. Таким же образом модели творческой деятельности передавались от родителей к детям. Динамика развития традиции является степенной, охватывающей значительные временные отрезки [42]. Это также указывает на низкую роль индивида в творческой деятельности, потому что он не пытается застолбить свое авторство, а только уподобляется природной силе. Синкретизм мировоззрения проявляется даже в единстве творца и зрителя в тувинской культуре, а также неразде-ленности творческой деятельности от бытовой [11]. Носителем традиции в патриархальном обществе является этнос [3]. В совокупности определения традиции логичен вывод, что она выступает способом развития творчества в таком обществе. Восточные культуры не абсолютизируют атрибут новизны в творческой деятельности, как это происходит в европейской культуре [41]. Поэтому в них вектор развития творчества развертывается в рамках традиции. Здесь явно прослеживается диалектическая взаимосвязь мировоззрения, деятельности человека, эстетических и моральных идеалов в конкретной культуре. Благодаря такой вариативности проявления творчества оно становится основным механизмом развития культуры, неограниченности форм и адаптивности ее к конкретным условиям.

В условиях глобализации творчество уже реализуется в виде инновации, как наиболее удобной форме для динамичного и противоречивого развития социально-экономической сферы. В дальнейшем мы видим, как в современном динамичном обществе субъектом традиции может выступать и индивид, что приводит к повышению роли индивидуальности, которая в современном мире играет исключительную роль. В европейской культуре предмет творчества не направлен в пустоту, он с необходимостью направлен на другого человека, требует интерпретации [13]. Кроме того, предмет творчества обладает определенной автономностью ввиду субъективности в восприятии его реципиентом, который становится в определенном смысле соавтором творческого процесса. Однако в традиционной тувинской культуре реципиентом может выступать даже сама природа, которая является высшей творящей гармонией. В своем творчестве человек традиционного мировоззрения не ограничивается антропоцентричным миром, он обращается ко всему космосу [1].

В процессе отхода от мифологически-натуралистического мировоззрения и перехода к рационализированным формам построения картины мира европейская цивилизация с необходимостью опирается на самого человека и обращается к ценностям гуманизма. Естественным образом это позволяет сформировать пространство универсального взаимодействия людей вне зависимости от национальности, языка, возраста, пола и т. д. [17]. С другой стороны, соответствие человеческого мышления про-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2024. Т. 34, вып. 3

странственно-временной системе, в которой оно развертывается, логически приводит к пониманию того, что предмет творчества соответствует конкретным условиям его создания и интерпретации.

В традиционном обществе каждый индивид талантлив, он участвует в творческой деятельности [7]. То есть в обществе, где нет профессиональной творческой деятельности, нет и отдельных ее представителей. Каждый человек в натуральном хозяйстве вынужден обеспечивать себя и свою семью необходимыми предметами и инструментами. Это приводит к тому, что «от природы» все тувинцы были талантливыми, готовы к творчеству в европейском понимании. Аналогичная ситуация выявляется в традиционном китайском обществе [45]. В тувинском языке отсутствует аналог слова «творчество», как и во многих не европейских [34]. В отсутствие специфических форм творческой деятельности (художественное, музыкальное, литературное, декоративно-прикладное) тувинцы создавали новые смыслы в имеющихся видах практической деятельности. Бытовые предметы выполняли не только утилитарные функции, но также и эстетические, аксиологические, семантические функции [32]. Поэтому в традиционной тувинской культуре творческая деятельность неразрывна с познавательной, бытовой, религиозной, социальной и другими видами деятельности ввиду функционирования синкретичного мировоззрения [12].

Уникальность тувинской культуры проявляется и в том, что ее мировоззрение уходит корнями в Восток. В синтезе шаманизма с основными положениями буддизма проявляется восточная созерцательность тувинской культурно-исторической традиции и особое мироотношение традиционных культур [19]. В ХХ веке начался процесс модернизации тувинского культурного пространства, который посредством инноваций, проникающих через социальные преобразования западного образца, кардинально изменил понимание человека и природы, смысла и целей человеческой деятельности [6]. На обозначенные выше черты тувинской культуры наложились структуры абстрактно-рациональной философии диалектического материализма, оперирующего субстанциальными и телеологическими категориями «материя», «всеобщий исторический процесс», «абсолютный дух». Согласно исследованию развертывания понятия творчества в китайском и американском обществах, которое было проведено W.Niu и J.C. Kaufman, в них явно прослеживается различие между моделями взаимоотношения человека и окружающего мира. Китайское понимание исходит из реализации творчества на основе внешней мотивации, что в целом можно экстраполировать на восточный тип. Американскому же идеалу творчества присуща ориентация сугубо на внутреннюю, субъективную мотивацию без зависимости от внешней [42]. То есть само поле развертывания тувинской культурно-исторической традиции начало меняться, что привело к отсутствию необходимости в сохранении некоторых традиций и феноменов (изменение бытовой культуры, эстетики, этики, религиозно-обрядовой системы и т. д.).

Трансформация творчества в традиционной тувинской культуре под влиянием процессов модернизации и глобализации

С начала модернизации тувинской культуры происходит, с одной стороны, замещение натуралистического творчества технократическим, с другой стороны, возникает кардинально отличная интерпретация традиционных форм творчества (попытки поиска структур и систем, скрытых в иррациональных формах мифологического мировоззрения). В рамках марксизма отрицается творческий потенциал природы [2], что крайне принципиально для традиционной тувинской культуры. Рационализация творческой деятельности привела к выделению теоретической составляющей, хотя до модернизации синкретизм мировоззрения проявлялся и в единстве повседневной практической деятельности с творческой. Также в тувинской культуре преобразуется процесс творчества, который переходит от мифо-поэтических форм к рациональным, как это происходило в европейской цивилизации [15], но в крайне сжатые временные сроки. Это потребовало совершенно иного взгляда на человека, что формировало необходимость преобразования картины мира. Начался процесс адаптации тувинской культуры, возникла попытка защитить ценностное ядро [27]. Деятельность человека стала выходить за рамки синкретичного мировоззрения, человек стремится утвердить свое бытие в материальном мире. Духовность тувинского общества начинает выстраиваться на абсолютной цели развития материи, которая стремится создать «справедливое и гуманное общество».

Таким образом, модернизация стала адаптацией тувинской культуры к европейским образцам [26], а глобализация уже выделила ее субъект и сформировала альтернативы ее развития. Урбанизация и предельная интенсификация социального взаимодействия в тувинской культуре приводят к вы-

делению из синкретичной системы феноменов политического, экономического, культурного, религиозного, этического и эстетического [14]. С начала рационализации тувинской культуры происходит и рационализация творчества, что проявилось в выделении направлений в творчестве - музыкальное, танцевальное, литературное, декоративно-прикладное искусство и т. д. Кроме того, рационализируются сами формы творчества. Такая логика вполне оправданна, если смотреть на нее с позиций марксистского анализа социально-культурного развития, где революция базиса приводит к изменению надстройки (частью которой является культура) [31]. Сущностно модернизация тувинской культуры была построена на идеях Просвещения, так как распространение грамотности стало залогом когнитивного сдвига, что требовало рационализации и осознания деятельности человека [33, с. 103]. Появление широкой прослойки образованных людей кардинально изменило не только жизнь, но и оценку исторического развития тувинской культуры. При этом нельзя просто отбросить традиционную культуру как архаичную и отсталую. Это приводит к мировоззренческому кризису, в котором бытие человеческого становится проблематичным. Кроме того, прерывается преемственность в развитии творчества, человек не способен выявлять новое пространство своего бытия. Поэтому в тувинском обществе сохранилось стремление к сохранению живой культуры, иногда не выражаемой в рациональных формах современности. В своей локальной субъективности тувинская культура, являясь примером традиционной, обладает особой ценностью, так как сохраняется высокая пассионарность и жизнеспособность культурных феноменов в современности.

Процесс включения тувинской культуры в глобальное культурное пространство привел к внутренней фрагментации, к утверждению новых форм творчества, в том числе и неотрадиционализму [38]. Многоаспектность современного культурного диалога при помощи отхода от традиции, как основного метода развития, сформировала в тувинской культуре совершенно иные формы [21]. Мы можем обнаружить попытки объединения тувинского горлового пения с современной музыкой, художников с аутентичной и инновационной манерой живописи, поиск современных форм творчества в цифровом искусстве, множество попыток создания стилизованной повседневной одежды, современных аксессуаров с традиционной эстетикой. Мировоззрение глобализированного мира строится на позитивистских и эволюционистских концепциях, выстраивающихся на поиске всеобщих законов вне зависимости от положения в пространстве и времени [20]. Согласно Г.Г. Салихову, в рамках глобализации неизбежно формируется центр влияния [22], под которым в современности понимается западная цивилизация, стремящаяся сохранить экспорт культурной модели. Это является логическим развитием абсолютной мысли в мировоззрении, охватывающей все сущее, известное субъекту познания, и неизвестное. Как мы определили выше, картина мира традиционных архаичных культур, находящаяся в оппозиции к глобализированной культуре, не выходит за рамки известного, поэтому развивается в рамках относительной системы. Абсолютизм мировоззрения эпохи глобализации становится источником латентного насилия по отношению к локальным культурно-историческим традициям. Рефлексия и самопознание этих культур происходят посредством европейской методологии. И с необходимостью холизм такого мышления требует приоритета концепции, которая наиболее всеохватна в своем предмете. Как пишет Э. Киш: «Глобализация реализуется в мире постмодернистских ценностей» [9]. Естественным образом такая система обращается к индивидуальной субъективности и создает экзистенциальные проблемы, решение которых выходит за рамки эволюционизма. На первый взгляд крайняя субъективность и методологический анархизм становятся благоприятным фактором в развитии традиционных культур. Но в своей сущности концепции постмодернизма, как пример современных культурных явлений, оперируют телеологией и прогрессизмом классического рационального толка. Поэтому в условиях глобализации природа перестает быть субъектом творчества, она заменяется человеком или определенной социальной группой. Та пространственно-временная система, в которой функционировало мировоззрение традиционной культуры, оказалась кардинально малой в своих масштабах по сравнению с глобальной.

В своей сути творческая деятельность традиционной культуры решает проблемы конкретно-локальные, но методы уже становятся глобальными, потому что она не может вернуться к исторически более ранним формам. Сомнительно, что для современных тувинцев культурные феномены, возникшие в глубине веков, раскрываются идентично как в былые времена. Возникает острое противоречие между интенцией субъекта творчества и применимостью результатов в практике. Унифицированное творчество реализуется в сфере технологий и преходящих культурных паттернах. Сужается пространство проявления феномена творчества тувинской традиционной культуры. С необходимо-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2024. Т. 34, вып. 3

стью не проявляющаяся потенция находит иные формы, феномен творчества выходит за пределы пространства тувинской культуры. Возможно, это является причиной возникновения в мировом культурном пространстве таких феноменов, как неотрадиционализм и глокализация. Логично предположить наличие определенной автономии феномена творчества по отношению к самой тувинской культуре, такой вывод становится необходимым в рамках концепции диалога культур М.М. Бахтина, В.С. Библера. Не зря мы видим широкое распространение в мировом культурном пространстве уникального тувинского горлового пения, интерес к которому проявляют представители различных культур. Но феномен творчества традиционной тувинской культуры, развиваясь в современности, является ценным в связи с отсутствием антропоцентричного мировоззрения, позволяющего выстраивать экологичное взаимодействие с окружающим миром. Многоаспектность глобализации основывается на многообразии содержания культурного пространства современного мира. Поэтому культурно-исторические традиции, сохранившие аутентичную систему взаимодействия человека и окружающего мира, становятся поставщиком нетривиальных решений, способных преодолеть противоречия современности.

Выводы

Таким образом, феномен творческой деятельности в традиционной тувинской культуре не выделен из практической деятельности в соответствии с синкретичным мировоззрением, не разделявшего человека от природы, материальное от духовного. Способы деятельности человека не имеют специализации в рамках синкретичного мировоззрения. Но в условиях трансформационных процессов современности он реализуется в новых формах динамичного развития, выделения субъекта автора, перехода от традиции к инновации. Такие изменения происходят по причине когнитивного сдвига, меняющего мировоззренческие основы тувинской культуры. В то же время уникальностью тувинской культуры является в определенной степени ограниченная трансформация в рамках модернизации и глобализации, в отличие от других культур. Например, бесспорно, что в тувинском обществе очень высокая доля владения тувинским языком, благодаря информационным технологиям она в какой-то степени даже возрастает. Это приводит к тому, что плюрализм современного глобализированного культурного пространства, включающего в себя феномены унификации и фрагментации, создает многообразие векторов дальнейшего развития феномена творчества в тувинской культуре. Творчество, ориентирующееся на этику и эстетику традиционной культуры, становится возможностью усиления духовного единства тувинского народа, формирования устойчивости перед деструктивными чертами глобализации, сохранения пассионарного потенциала.

В данной статье значимым для исследований традиционных культур является определение трансформации феномена творчества и фундаментальных причин таких процессов. В перспективе необходимо продолжить исследование в области новых форм творчества, иных интерпретаций традиционных сюжетов, индивидуализации автора в творческой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айыжы Е.В., Базырчап А.О. Обряды и обычаи, связанные с культами природы у тувинцев Республики Тыва РФ, Китая, Монголии в начале XXI (сравнительный аспект) // Вестник КемГУ. 2013. № 4 (56). С. 18-23.

2. Александрова Л.А. Генезис понятия творчества в истории философии // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 83-89.

3. Ахметова Ш.К. Этничность и социокультурный неотрадиционализм // Омский научный вестник. 2013. № 2(116). С. 263-265.

4. Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира. Москва: Наука, 1987. 347, [2] с., С. 90-134.

5. Беляева Е.В. Исторические типы религиозного синкретизма // Весн. Брэсц. ун-та. Сер. гуманггар. i грамад. навук. 2008. № 4. С. 16-21.

6. Зыкин А.В. Закат традиционной культуры тувинского этноса в условиях формирования Тувинской Народной Республики // Культура и цивилизация. 2018. Том 8. № 5А. С. 45-55.

7. Канев А.Н. Некоторые аспекты творчества в традиционной культуре // Онтология творчества в развитии реальных, виртуальных и искусственных систем. Мат. междунар. конф., Уфа: РИЦ БашГУ. 2008. С. 91-95.

8. Карцева Г.А. Рациональное и иррациональное в процессе художественного творчества // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 12. С. 368-371.

9. Киш Э. Философия глобализации // Век глобализации. 2010. № 2. С. 16-32.

10. Князева Е.Н. Универсальный эволюционизм: паттерны, которые связывают // Философские науки. 2015. № 3. С. 90-103.

11. Кужугет А.К. Традиционная художественная культура тувинцев: уроки для будущего // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 4(16). С. 20-21.

12. Кужугет А.К. Художественные традиции тувинцев // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 14-22.

13. Лукин А.Н. Творческий аспект человеческого бытия // Вестник ЧелГУ. 2012. № 19 (273). С. 99-103.

14. Монгуш С.О.о., Данчай-оол А.А. Трансформация тувинской культуры в процессах модернизации и глобализации // Общество: философия, история, культура. 2022. № 7(99). С. 29-35. DOI: https://doi.org/ 10.24158/fik.2022.7.4

15. Николаева Н.В. Иррациональность и рациональная методология в диалектике творческого поиска // Социология. 2019. № 3. С. 45-49.

16. Ожегов С.И., Шведова Ю.Н. Творчество // Толковый словарь русского языка. Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2003. С. 791.

17. Понарина Н.Н. Глобализация и модернизация: соотношение тенденций // Инженерный вестник Дона. 2011. № 6. С. 286-291.

18. Прокопеня Г.В. Семантика понятия «Кросс-культурный подход» // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2007. № 3. С. 63-70.

19. Прохоров М.М. Теории креативности: фундаментальные абстракции // Международный журнал исследований культуры. 2014. Т. 4(17). С. 31-42.

20. Раджабов О.Р. Глобальный эволюционизм как методологическая основа формирования физической картины мира XXI в. // Преподаватель ХХ1 век. 2009. № 1-2. С. 292-298.

21. Руденко А.М., Греков И.М., Камалова О.Н. Теоретико-методологические и философские аспекты исследования творчества // Гуманитарные и социальные науки. 2014. Т. 4. С. 109-119.

22. Салихов Г.Г. К проблеме социальной картины мира в эпоху глобализации // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 3. № 13. С. 631-634.

23. Смирнова Н.М. Смысл и творчество. Москва: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. 304 с.

24. Степин В.С. Деятельность // Новая философская энциклопедия : В 4 т., Том 1. Москва: Мысль, 2010. с. 633.

25. Степин В. С. Творчество // Новая философская энциклопедия : В 4 т., Том 4. Москва: Мысль, 2010. с. 18.

26. Сузукей В.Ю. О специфике музыкального языка инструментального искусства тувинцев // Урало-алтайские исследования. 2010. № 2(3). С. 88-98.

27. Титаренко И.Н. Межкультурная коммуникация в эпоху глобализации: толерантность или борьба за культурную идентичность? // Научная мысль Кавказа. 2011. № 3 (67). С. 14-22.

28. Токтосунова А.И., Алымбаева Т.Б. Ч. Айтматов о глубокой пропасти между людьми и живой, страдающей природой и формирование экологического сознания сегодня // Историческая и социально-образовательная мысль. 2021. № 1. С. 70-78. DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2021-13-1-70-78

29. Фалько В.И. «Техне» и «поэзис» в античной и современной философии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 95-105.

30. Фролов И.Г. (ред.) Традиция // Философский словарь. Москва: Республика; Современник, 2009. с. 684.

31. Хабермас Ю. Теория рационализации Макса Вебера // Социологическое обозрение. 2009. № 3. С. 37-70.

32. Чиркова Н.В. Вещи и предметы быта в контексте культуры повседневности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № S14, C. 46-50.

33. Ballantyne, T., Paterson, L., Wanhalla, A. Indigenous Textual Cultures: Reading and Writing in the Age of Global Empire. Duke University Press, 2020. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/melus/mlac028

34. Cabra J. F., Guerrero C. D. Regional creativity: Cultural and socio-economic differences // Journal of Creativity. 2022. Т. 32. № 2. с. 100022. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.yjoc.2022.100022

35. Q-eativity // Cambridge Academic Content Dictionary URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/ %D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D 1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB% D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/

36. Csikszentmihalyi M. Creativity and Genius: A Systems Perspective. In: The Systems Model of Creativity. Springer, Dordrecht. 2014. https://doi.org/10.1007/978-94-017-9085-7_8

37. Csikszentmihalyi M. 16 implications of a systems perspective for the study of creativity // Handbook of creativity. 1999. Т. 313. С. 313-336.

38. Danchai-ool A. Dialectics of the Phenomenon of Creativity in Neo-traditionalism // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2017. Vol. 10. №. 7. С. 950-956.

39. Gaut B. The Philosophy of Creativity // Philosophy Compass. 2010. № 5(12). С. 1034-1046. doi:10.1111/j.1747-9991.2010.00351.x

40. Kerr B. Creativity // Encyclopedia Britannica. URL: https://www.britannica.com/topic/creativity.

41. Ludwig Arnold M. Culture and creativity // American Journal of Psychotherapy. 1992. Т. 46. №. 3. С. 454-469.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2024. Т. 34, вып. 3

42. Niu W., Kaufman J.C. Creativity of Chinese and American cultures: A synthetic analysis // Journal of Creative Behavior. 2013. Т. 47, № 1. С. 77-87.

43. Rudowicz E. Creativity and culture: A two way interaction // Scandinavian journal of educational research. 2003. Т. 47, № 3. С. 273-290.

44. Sawyer R. K., Henriksen D. Explaining creativity: The science of human innovation. Oxford university press, 2024.

45. Tan, C. Creativity and Confucius // Journal of Genius and Eminence. 2016. № 1(1). С. 79-84.

46. Wright, R. Cosmology in antiquity. London; New-York: Routledge, 2013. 216 c.

Поступила в редакцию 12.03.2024

Данчай-оол Аяс Анатольевич, кандидат философских наук,

доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук

ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации 660022, Россия, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1 E-mail: dayas@inbox.ru

A.A. Danchay-ool

MODERNIZATION AND GLOBALIZATION ASPECTS OF CREATIVITY TRANSFORMATION IN TRADITIONAL TUVAN CULTURE

DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-3-237-245

The purpose of the study is to determine the main features of the phenomenon of creativity in Tuvan culture and to trace the essence of changes in the conditions of modernization and globalization. The material is philosophical and cultural studies of traditional cultures and, in particular, Tuvan culture. The methodology is based on a system of phenomeno-logical method and philosophical comparative studies. The syncretism of Tuvan culture influences human activity, in which there is no separation of creative activity from practical everyday activity. The source of creativity in Tuvan culture is nature, so every representative of Tuvan society was actually initially talented. This result was revealed in the analysis of the relationship between the natural form of farming and the need to perform many types of activities by one person. The role of the model of social structure based on patriarchal traditionalism in the creative activity of Tuvans is revealed. The rationalization of Tuvan culture led to the division of types of activities, theorization of the foundations of creativity, and the subjectivization of creative activity. Globalization, which also affects Tuvan culture, being a multidimensional process, is found not only in the process of unification, but also fragmentation and regionalization. Taken together, modernization and globalization lead to the emergence of new forms of creative activity in Tuvan culture, the identification of an author who is autonomous by nature, and the substantialization of the subject of creativity. As a result, the nature-oriented phenomenon of creativity of Tuvan culture can become the core of further preservation and development.

Keywords: creativity, tradition, innovation, Tuvan culture, modernization, globalization, worldview.

Received 12.03.2024

Danchay-ool A.A., Candidate of Philosophy, Associate Professor at Department of philosophy and social-humanitarian sciences, Prof. V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation Partizana Zheleznyaka st., 1, Krasnoyarsk, Russia, 660022 E-mail: dayas@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.