ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
УДК 796:793.38
Ю. А. ГРЕКОВ А. И. КРАВЧУК
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВИДОВ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТАНЦОРОВ 7-8 ЛЕТ_____________________________________
В данной статье представлены показатели видов подготовленности, влияющие на уровень спортивного мастерства в данном возрасте. Проведено сравнение между уровнем показателей видов подготовленности танцоров 7 и 8 лет, а также между мальчиками и девочками в данных возрастах. Разработаны модельные характеристики видов подготовленности танцоров 7—8 лет с учетом возрастных и половых различий. Ключевые слова: танцевальный спорт, этап начальной подготовки, виды подготовленности, тестирование, модельные характеристики.
В структуре спортивной подготовки в спортивных танцах на этапе начальной подготовки следует различать следующие виды подготовки: физическую — общую и специальную, функционально-двигательную, техническую — музыкально-ритмическую, хореографическую и интеллектуальную и тактическую. Данным видам подготовки соответствуют виды подготовленности: общая физическая, специальная физическая, функционально-двигательная, музыкально-ритмическая, хореографическая и интеллектуальная техническая и тактическая подготовленность.
В каждом виде подготовленности были учтены тесты, рекомендуемые различными авторами [1 — 7]. Таким образом, уровень видов подготовленности определялся по семи тестам физической подготовленности, по девяти тестам в специальной физической, функционально-двигательной, технической и одному тесту тактической подготовленности. Оказалось, что между показателями видов подготовленности и спортивными результатами мальчиков и девочек (табл. 1) имеют место, как правило, высокие и средние достоверные (р <0,05 — <0,001) коэффициенты множественной корреляции (0,53 — 0,88). Высокая взаимосвязь изучаемых показателей со спортивными результатами (коэффициенты корреляции равны 0,70 — 0,88 при р<0,001) свидетельствует, что чем выше качество подготовленности танцоров 7 — 8 лет по показателям видов подготовленности, тем выше их спортивные результаты.
В общей физической подготовке это уровень развития ловкости (Я = 0,72- 0,76) и скоростной выносливости мышц живота (Я = —0,70 — 0,75) танцоров 7 — 8 лет, общей выносливости мальчиков (Я = = 0,79-0,81).
В специальной физической подготовленности — статическая выносливость мышц рук и плечевого пояса танцоров 7-8 лет, скоростная выносливость и быстрота мышц стопы и голени у девочек 7-8 лет (Я=-0,71-0,77).
Высокая корреляционная связь между показателями функционально-двигательной подготовленности и спортивными результатами у танцоров
7-8 лет оказалась в дифференцировке мышечных усилий 50 % от максимального результата (Я = 0,81-
0,85), в координационных способностях и пробе Ромберга (Я=-0,71-0,84), за исключением уровня показателей девочек 8 лет в последнем тесте.
В технической подготовленности наблюдаемых взаимосвязей оказалось наибольшее число: все пять показателей у девочек 7-8 лет в музыкально-ритмической подготовленности, соответственно, ритмическая память, ритмическая координация и способность к музыкально-ритмическому переключению у девочек 7-8 лет (Я = 0,71 -0,88), музыкально-ритмические способности и музыкально-ритмическая координация (Я=-0,79-0,88) у танцоров 7-8 лет. В хореографической подготовленности наблюдалась взаимосвязь со спортивным результатом в хореографической линии рук и ног у танцоров 7-8 лет и осанки у танцоров 8 лет (Я= -0,73- 0,90).
Спортивные результаты обусловлены высокой корреляционной связью с тактической и интеллектуальной подготовленностью танцоров 7-8 лет, за исключением уровня показателей девочек 7 лет в последнем тесте (Я= -0,73-0,90).
Таким образом, из 35 показателей пяти видов подготовленности танцоров 7-8 лет 19 имеют высокую достоверную корреляционную связь (табл. 1) со спортивным результатом, из них 11 — у танцоров 7-8 лет; еще один (хореографическая осанка) у танцоров 8 лет; еще три у мальчиков 7-8 лет (общая выносливость, интеллектуальная способность и вестибулярная устойчивость) и ритмическая координация у мальчиков 8 лет; еще четыре у девочек 7-8 лет (скоростная выносливость мышц ног, быстрота мышц стопы и голени, ритмическая координация и способность к музыкальному переключению) и вестибулярная устойчивость у девочек 7 лет и интеллектуальная способность у девочек 8 лет.
Между уровнем показателей видов подготовленности танцоров 7 и 8 лет имеются достоверные (р<0,05) различия по всем показателям модельных характеристик. Сравнение уровней подготовленности мальчиков и девочек в каждом возрасте показало, что достоверные (р<0,05) различия имеют место
Взаимосвязь между показателями видов подготовленности и спортивными результатами танцоров 7 и 8 лет на этапе начального обучения
№ Способность — тесты, ед. измер. 7 лет 8 лет
Мал. (Кз), п = 18 Дев. (КО, п= 18 Мал. (Кз), п= 18 Дев. (Я8), п= 18
Общая физическая подготовленность
1 Ловкость - челночный бег 3x10 м, с 0,73 0,72 0,74 0,76
2 Скоростная выносливость - кол-во седов за 30 с, кол-во раз -0,72 -0,70 -0,72 -0,75
3 Общая выносливость - бег 1 км, мин/с 0,81 0,58 0,79 0,60
Специальная физическая подготовленность
4 Статическая выносливость мышц рук -танцевальная поза «Рамка», с -0,72 -0,76 -0,74 -0,77
5 Скоростная выносливость - прыжки со скакалкой за 1 мин, кол-во раз -0,62 -0,72 -0,62 -0,74
6 Быстрота - быстрота движений стоп за 10 с, кол-во раз -0,62 -0,71 -0,62 -0,74
Функционально-двигательная подготовленность
7 Точность мышечных усилий — прыжок в длину с места на 50 % от максимального, см 0,81 0,81 0,85 0,84
8 Координационные способности — серия прыжков в сочетании с движениями рук, кол-во тактов -0,75 -0,81 -0,71 -0,84
9 Вестибулярная устойчивость — проба Ромберга в сомкнутой стойке правой, с -0,72 -0,71 -0,71 -0,68
Техническая подготовленность
10 Ритмическая память, кол-во ошибок 0,86 0,88 0,80 0,85
11 Музыкально-ритмические способности, кол-во тактов -0,81 -0,88 -0,88 -0,87
12 Музыкально-ритмическая координация, кол-во тактов -0,80 -0,88 -0,79 -0,84
13 Ритмическая координация, кол-во ошибок 0,62 0,84 0,71 0,84
14 Музыкально-ритмическое переключение, кол-во тактов 0,61 0,71 0,57 0,72
15 Хореографическая подготовленность -хореографическая линия рук, баллы -0,84 -0,82 -0,84 -0,90
16 Хореографическая подготовленность -хореографическая линия ног, баллы -0,78 -0,76 -0,82 -0,81
17 Хореографическая подготовленность -хореографическая осанка, баллы -0,53 -0,68 -0,73 -0,84
18 Интеллектуальная подготовленность -интеллектуальная способность, баллы -0,80 -0,54 -0,86 -0,73
Тактическая подготовленность
19 Уровень тактического мышления, баллы -0,89 -0,89 -0,90 -0,90
Примечание. Кб = 0,47, при р<0,05; Еэ = 0,59, при р<0,01 и Еэ = 0,70, при р<0,001; мал. — мальчики, дев. — девочки.
в обоих возрастах по всем показателям общей физической подготовленности и в скоростной выносливости в прыжках со скакалкой (СФП); в отдельных показателях других видов подготовленности 8-летних танцоров: координационные способности (ФДП) и хореографическая линия ног (ТП). В остальных случаях достоверных различий между мальчиками и девочками у танцоров 7-8 лет не имеется (р>0,05).
Таким образом, у танцоров 7 и 8 лет на этапе начальной подготовки следует разработать модельные характеристики всех видов подготовленности. У танцоров 7-8 лет для мальчиков и девочек в трех показателях общей физической, одном — специальной физической подготовленности (скоростная выносливость в прыжках со скакалкой). У танцоров 8 лет
для мальчиков и девочек по одному показателю функционально-двигательной подготовленности (координационные способности) и технической подготовленности (хореографическая линия ног). Во всех остальных показателях модельные характеристики могут быть разработаны для каждого возраста — танцоров 7 и 8 лет.
На основании взаимосвязи показателей видов подготовленности и спортивных результатов танцоров 7 и 8 лет, в качестве модельных характеристик показателей видов подготовленности определены по 19 тестов у танцоров 7 лет (табл. 2) и у танцоров 8 лет (табл. 3).
Модельные характеристики показателей видов подготовленности предусматривали модельный
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
Модельные характеристики танцоров 7 лет
№ Способность, ед. измерения Оценка в баллах (уровень)
1 (низкий) Хср— 2а 2 (ниже модельного) Хср - 1,5а 3 (модельный) Хср±1а 4 (выше модельного) Хср+ 1,5а 5 (высокий) Хср + 2а
Общая физическая подготовленность
1 Ловкость, с М >10,4 10,4 10,3-9,5 9, 4 1 9, 3 <9,3
Д >10,7 10,7- 10,6 10,5-9,9 9,8 <9,8
2 Скоростная выносливость — кол-во седов за 30 с, кол-во раз М <12 12 13- 15 16 >16
Д <10 10 11-13 14 >14
3 Общая выносливость — бег 1 км, мин/с М >6,49 6,49-6,42 6,41-6,08 6,07-6,00 <6,00
Д >7,09 7,09-7,00 6,59-6,23 6,22-6,14 <6,14
Специальная физическая подготовленность
4 Статическая выносливость мышц рук — танцевальная поза «Рамка», с <22,8 22,8-26,4 26,5-41,3 41,4-44,9 >44,9
5 Скоростная выносливость — прыжки со скакалкой за 1 мин, кол-во раз М <26 26-27 28-33 34-35 > 35
Д <29 29-31 32-43 44-46 > 46
6 Быстрота движений стоп, кол-во раз <20 20 21-26 27 >27
Функционально-двигательная подготовленность
7 Точность мышечных усилий (50 %), см > 10,2 10,2-9,1 9,0- 4,4 4, 3 1 3, 3 <3,3
8 Координационные способности в серии прыжков с движениями рук, кол-во тактов <3 3 4-11 12- 13 14- 16
9 Вестибулярная устойчивость по Ромбергу, с <5,9 5,9 - 6,7 6,8-10,7 10,8-11,7 >11,7
Техническая подготовленность
10 Музыкально-ритмические способности, кол-во тактов <7 7-8 9- 13 14 15- 16
11 Ритмическая память, кол-во ошибок > 7 7 6-2 1 0
12 Музыкально-ритмическая координация, кол-во тактов <8 8 9-11 12 13- 16
13 Ритмическая координация, кол-во ошибок > 9 9 8-5 4 3-0
14 Музыкально-ритмическое переключение, кол-во тактов > 6,0 6,0 5, 5 1 4, 0 3,5 3,0-1,0
15 Хореографическая подготовленность рук, баллы <3,0 3,0-3,1 3, 2 1 4, 0 4,1- 4,2 >4,2
16 Хореографическая подготовленность ног, баллы <2,6 ,7 2, 1 ,6 2, 2,8 - 3,6 3,7 >3,7
17 Хореографическая подготовленность осанки, баллы <3,4 3,4- 3,5 3, 6 1 4, 3 4,4 - 4,5 >4,5
18 Интеллектуальные способности, баллы <3,4 3,4 3,5- 4,1 4,2 >4,2
Тактическая подготовленность
19 Тактическая подготовленность, баллы <-3,4 -3,4 3,3 -3,2 2,3 -2,2 2,0 >-2,0
Примечание: тесты расположены в порядке степени важности при оценке вида подготовленности танцоров.
уровень — Хср±1ст, выше модельного — Хср+ 1,5ст, высокий — Хср + 27, ниже модельного — Хср — 1,5ст, низкий — Хср + 27.
Модельные характеристики прогнозируют успешность выступления на соревнованиях, достижение спортивного результата, делают возможным прогнозировать спортивные результаты.
Выводы.
1. Выявлены показатели видов подготовленности, в наибольшей мере влияющие на спортивные достижения танцоров 7 — 8 лет.
2. Разработаны модельные характеристики показателей видов подготовленности танцоров 7 — 8 лет с учетом возрастных и половых различий.
Модельные характеристики танцоров 8 лет
№ Способность, ед. измерения Оценка в баллах (уровень)
1 (низкий) Хср —2а 2 (ниже модельного) Хср— 1,5а 3 (модельный) Хср±1а 4 (выше модельного) Хср+ 1,5а 5 (высокий) Хср + 2а
Общая физическая подготовленность
Ловкость, с М >9,4 9, 4 1 2 9,1- 8,2 8,1 -8,0 <8,0
Д >9,7 9,7 9, 6 1 0 8,9 <8,9
2 Скоростная выносливость — кол-во седов за 30 с, кол-во раз М <14 14 15- 19 20 > 20
Д <12 12 13- 15 16 > 16
3 Общая выносливость — бег 1 км, мин/с М >6,09 6,09-6,04 6,03-5,36 5,35-5,29 <5,29
Д >6,27 6,27-6,22 6,21-5,55 5,54-5,48 <5,48
Специальная физическая подготовленность
4 Статическая выносливость рук (Рамка), с <30,7 30,7-34,1 34,2-48,3 48,4-51,9 >51,9
5 Скоростная выносливость, кол-во раз М <33 33-34 35-40 41 > 41
Д <35 35-37 38-51 52-54 > 54
6 Быстрота движений стоп, кол-во раз <23 23 24-29 30 >30
Функционально-двигательная подготовленность
7 Точность мышечных усилий (50 %), см >7,4 7,4 - 6,6 ,6 2, 1 ,5 6 2, 5 1 6 <1,6
8 Координационные способности в серии прыжков с движениями рук, кол-во тактов М <4 4-5 6- 12 13-14 15-16
Д <10 10 11- 15 16 -
9 Вестибулярная устойчивость по Ромбергу, с <12,1 12,1- 13,1 13,2- 17,7 17,8- 18,8 >18,8
Техническая подготовленность
10 Музыкально-ритмические способности, кол-во тактов <12 12 13- 16 - -
11 Ритмическая память, кол-во ошибок >2 2 1-0 - -
12 Музыкально-ритмическая координация, кол-во тактов <12 12 13- 16 - -
13 Ритмическая координация, кол-во ошибок >5 5 4- 1 0 -
14 Музыкально-ритмическое переключение, кол-во тактов >3,0 3,0 2,5- 2,0 1,5 1,0
15 Хореографическая подготовленность рук, баллы <3,8 3,8 3,9- 4,6 4,7 >4,7
16 Хо реографическая подготовленность ног, баллы М <3,2 3, 2 1 3 3,4- 3,9 4,0 > 4,0
Д <3,8 3,8 ,5 4, 1 ,9 3 4,6 > 4,6
17 Хо реографическая подготовленность осанки, баллы <3,8 3,8 3,9- 4,6 4,7 >4,7
18 Интеллектуальные способности, баллы <3,8 3,8 3,9- 4,4 4, 5 1 4, 6 >4,6
Тактическая подготовленность
19 Тактическая подготовленность, баллы <3,0 3,0-3,1 3,2- 4,2 4, 3 1 4, 4 >4,4
Примечание: тесты расположены в порядке степени важности при оценке вида подготовленности танцоров.
Библиографический список
1. Грачёв, О. К. Физическая культура : учеб. пособие для студентов мед. и фармацевт. вузов / О. К. Грачёв. — 2-е изд. — Ростов н/Д [и др.] : МарТ, 2011. — 464 с.
2. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. — Минск : Полымя, 1989. — 159 с.
3. Лэрд, У. Техника латиноамериканских танцев. В 2 ч. Ч. 2. Пасодобль, ча-ча-ча, джайв / У. Лэрд ; пер. с англ. — М. : Артис, 2003. — 242 с.
4. Пузырь, Ю. П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. П. Пузырь. — М., 2006. — 23 с.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013
5. Путинцева, Е. В. Структура видов начальной подготовки детей 7 — 9 лет в спортивных танцах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Путинцева. — Москва, 2008. — 24 с.
6. Терехова, М. А. Методика физической подготовки танцоров 10 — 11 лет на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М. А. Терехова. — Малаховка, 2008. — 26 с.
7. Шлемин, А. М. Юный гимнаст / А. М. Шлемин. — М. : ФиС, 1973. - 376 с.
ГРЕКОВ Юрий Алексеевич, выпускник аспирантуры 2012 г. кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса.
КРАВЧУК Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.02.2013 г.
© Ю. А. Греков, А. И. Кравчук
УДК 796.015 Е. А. ДЕРГАЧ
О. Б. ЗАВЬЯЛОВА
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
МОТИВАЦИОННЫЙ ФАКТОР КАК ОДИН ИЗ РЕШАЮЩИХ В ЗАВЕРШЕНИИ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ СПОРТСМЕНОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП_____________________________
Характерной особенностью современного периода развития спорта является всеохватывающий, научно-обоснованный, заинтересованный поиск талантливой молодежи, которой по плечу большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования. На протяжении всей спортивной карьеры, от начала в детском возрасте до ее завершения на любом из этапов, спортсмены вынуждены сталкиваться с «кризисами-переходами» и преодолевать их. Нами исследован процесс перехода юных спортсменов во взрослый профессиональный спорт. В статье представлены результаты собственных исследований авторов по выявлению основных причин завершения спортивной карьеры, а также представлены материалы влияния мотивационного фактора в период возможного завершения занятий спортом спортсменов разных возрастных групп.
Ключевые слова: мотивация, мотивационный фактор, спортивная карьера, завершение занятий спортом.
Успешная карьера спортсменов в профессиональном спорте зависит от многочисленных факторов — грамотного построения тренировочного процесса, доверительно-слаженной работы системы «тренер — спортсмен», физиологической и психологической предрасположенности спортсмена в выбранном виде спорта и многих других. По мнению Габи Буссмана, исследовавшего причины завершения спортивной карьеры среди иностранных спортсменов (п = 403), нет единой определенной причины, способствующей их уходу из спорта; как правило, должна обсуждаться комбинация факторов [1, с. 3].
В подтверждение результатов иностранного исследователя данные, полученные нами на предварительном этапе собственных исследований российских спортсменов, также показывают наличие совокупности причин, по которым юные спортсмены преждевременно завершают спортивную карьеру, так и не добившись наилучших результатов в спорте, среди которых на первое место выходят мотивационные факторы (ссылка).
Мотивация в спорте предполагает наличие факторов и процессов, побуждающих спортсменов к действию или бездействию в различных ситуациях. Молодым спортсменам необходима мотивация для занятий профессиональным спортом. Если пропадает интерес, то они заменяют спорт другим видом деятельности, переключаются на другие интересы [2 — 4]. В спортивной деятельности важно изучение причин, которые детерминируют предпочтение конкретных лиц заниматься тем или иным видом спорта [5].
Нами было проведено анкетирование с целью анализа причин ухода из спорта, в котором приняли участие 368 человек от 16 до 40 лет. 172 человека — это действующие спортсмены (четыре заслуженных мастера спорта России, 11 мастеров спорта России международного класса, 58 мастеров спорта России, 67 — кандидатов в мастера спорта России, 32 — спортсмены I разряда). А также 196 — не действующие спортсмены (из них один — заслуженный мастер спорта России, восемь — мастеров спорта России международного класса, 56 — мастеров спорта