© ТОМИЛОВА А.Ю., ВИЛКОВА О.В., ВАРОЧКИНА Г.Ф.
МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКА А. Ю. Томилова, О. В. Вилкова, Г.Ф. Варочкина
ФГУЗ «Клиническая больница №51 ФМБА России», г. Железногорск, Красноярского края, Россия
662990 Красноярский край, г. Железногорск, ул. Кирова д.3. Е-таП: [email protected]
Резюме. В статье представлены основные моменты профилактической направленности в детских дошкольных учреждениях г. Железногорска, их медицинская составляющая.
Ключевые слова: дошкольный возраст, структура заболеваемости, деятельность медицинских работников
Введение. Дошкольный возраст является особенно важным и ответственным периодом, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. «Пластичность» и высокая «лабильность» организма дошкольников определяют высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. В последнее десятилетие отмечается снижение показателей здоровья детей - дошкольников. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось. Из общей заболеваемости дошкольников 75% приходится на острые респираторно-вирусные инфекции.
Среди хронической патологии преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, врожденные пороки развития, аллергические заболевания, патология мочеполовой системы и органов пищеварения, заболевания кожи. До 70% детей страдают кариесом.
Важным звеном в системе профилактических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья организованных детей, является комплекс реабилитационных, оздоровительных и корректирующих мероприятий.
В настоящее время в детских учреждениях компенсирующего (санаторного) вида оздоравливаются 841 ребенок, что составляет 20% от общего числа детей, посещающих детские дошкольные учреждения.
Из 37 муниципальных дошкольных учреждений в городе 8 учреждений компенсирующего вида, в том числе:
• с патологией зрения (МДОУ № 37) - 49 детей;
• для часто болеющих и длительноболеющих, ту-
бинфицированных детей (МДОУ № 65, 70, 54, б6)
- 457 детей;
• для детей со сниженным интеллектом, дефектами речи (МДОУ № 23, 72, 66) - 230 детей;
• МДОУ № 71, где функционируют группы:
- со сниженным интеллектом
- для тубинфицированных детей
- часто и длительно болеющих детей
- для детей инвалидов с диагнозом: детский церебральный паралич.
Контингент детей детских дошкольных учреждений компенсирующего вида формируется врачебной комиссией детской поликлиники в соответствии с показаниями и противопоказаниями, утвержденными МЗ РФ и специалистами городской психолого-медико-педагогической комиссии.
Работа в детских дошкольных учреждениях проводится в тесном контакте педиатров с врачами - специалистами детской поликлиники, педагогами, психологами, дефектологами. Перед началом воспитательно - оздоровительных мероприятий проводится комплекс тестов, включающий определение исходных показателей физического развития, двигательной подготовки, объективных и субъективных критериев здоровья.
Такой комплексный подход помогает решить основные задачи оздоровительной работы по укреплению физического, психического развития и двигательной подготовленности детей.
Основной задачей деятельности медицинских работников детского учреждения является обеспечение стабильного уровня здоровья детей и профилактики заболеваний. С этой целью проводится комплекс оздоровительных мероприятий, включающих в себя следующие моменты:
1. Щадяще-охранительный режим
• создание комфортной среды,
• наполняемость в группах:
- ясельного возраста-10 детей
- садового возраста- 15 детей,
• пролонгированный дневной сон,
• профилактика нарушений зрения,
• профилактика нарушений осанки,
• формирование навыков по самообслуживанию (у детей с ДЦП),
• дозированная двигательная активность,
• формирование познавательной деятельности,
• формирование культурно-гигиенических навыков,
• коррекция речевых нарушений.
2. Диетическое питание
Принципы построения диеты осуществляются с
Таблица 1. Формы оздоровления детей в детских дошкольных учреждениях компенсирующего вида.
Взаимодействие Медицинские мероприятия Взаимодействие
с родителями с педагогами
Беседы Диетическое питание Коррекция речевых и
психических нарушении
Лекции Физическое воспитание
(ЛФК, физзанятия, утренняя Формирование культурно-
гимнастика, зарядка, гигиенических навыков
дыхательная гимнастика,
физкультминутки, спортивные
праздники, подвижные игры,
дни здоровья)
>1 Х
Консультации Закаливающие мероприятия Формирование культурно-
(бассейн, комната гигиенических навыков
контрастных температур,
контрастное закаливание
после сна и мероприятия,
осуществляемые в
повседневной жизни)
I_I
Массаж Развитие познавательной
деятельности
1_I
Витаминотерапия, Дозирование двигательной
адаптогены, фитотерапия активности
I_1
Физиопрофилактика Формирование благоприятной
внутренней среды
I_
Санация очагов инфекции
учетом хронических заболеваний, реактивности и повышенной чувствительности к отдельным пищевым ингредиентам.
3. Физическое воспитание
В системе физического воспитания используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:
• физкультурные занятия,
• утренняя гигиеническая гимнастика,
• физкультминутки,
• подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке,
• спортивные упражнения,
• физкультурные праздники и дни здоровья,
• лечебная физкультура, где используются тренажеры, мягкие модули, спортивный комплекс.
4. Закаливание
Важное место в оздоровительной работе в
детских дошкольных учреждениях занимает правильно организованное закаливание. Из основных форм закаливания применяются:
• воздушно-контрастное закаливание в режиме дошкольного учреждения,
• солнечно- воздушные ванны летом,
• местные водные процедуры (контрастное обливание ног, полоскание зева),
• общие водные процедуры (обтирание тела, душ, бассейн)
• комната контрастных температур (сауна).
5. Массаж
Массаж широко используется в комплексе современного лечения и оздоровления часто болеющих и ослабленных детей. Выполняются следующие виды массажа - классический и точечный.
6. Физиопрофилактика (электросветолечение, ингаляции, теплолечение).
7. Санация полости рта.
8. Общеукрепляющая терапия (витамины, адап-тагены, фитотерапия).
9. Сенсорная интеграция (ДОУ № 71).
Детям с патологией зрения по индивидуальным планам проводятся курсы плеопто-
ортоптодиплотического лечения, упражнения по методу Бейтса, лечебные компьютерные программы.
Лечение детей с нарушением осанки проводится на фоне рационального двигательного режима, с использованием коррекционных упражнений в кабинетах ЛФК, плавание 2 раза в неделю, массаж, физиотерапевтическое лечение при сколиозах (электрофорез с кальцием, электростимуляция мышц спины и живота). В оздоровительной работе детей с заболеванием детский церебральный паралич (ДОУ № 71) широко используются: разнообразные средства передвижения (коляски, ходунки, трости, опоры для ходьбы); специальная мебель на время занятий для развития и закрепления навыков правильной осанки, занятия лечебной физкультурой с использованием упражнений на мечах, на тренажерах; массаж, физиотерапия; логопедическая и психологическая коррекция.
Заключение. Перед медицинскими работниками, педагогами, логопедами, дефектологами, воспитателями, инструкторами по физическому воспитанию помимо задач развития и воспитания детей, стоит первостепенная задача - оздоровление детей.
Здоровье - это национальная безопасность. Главной целью дошкольного воспитания должно стать формирование здоровья детей - планомерное осуществление мероприятий оздоровительной и профилактической работы, соблюдение саниторно-гигиенического режима.
MEDICAL MAINTENANCE IN NURSERIES ESTABLISHMENTS OF COMPENSATING KIND IN ZHELEZNOGORSK CITY
A.Y.Tomilova, O.B. Vilkova, G.F.Varochkina
Clinical Hospital №51 of Federal Biomedical Agency of Russia Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region
Abstract. In clause the basic moments of a preventive orientation in children's preschool establishments of Zheleznogorsk, their medical component are presented.
Key words: preschool age, structure of desease, activity of medical workers
Статья поступила в редакцию 23.07.2010г.