ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
А.Н. Сырбу, канд. экон. наук, доцент С.Е. Бурыкин, магистрант
Волгоградский государственный социально-педагогический университет (Россия, г. Волгоград)
Аннотация. В статье рассмотрены условия реализации социально-культурной деятельности в образовательной сфере. Дано определение основным инновационным досуговым формам. Описаны педагогические модели систематики организации досуговой деятельности молодёжи. Проанализированы различные точки зрения, о сущности социально-культурной деятельности, а также о различных инновационных формах организации досуга молодежи в образовательной среде. Сформулированы выводы о том,что социально-культурная деятельность, благоприятно воздействует на образовательную среду, а также на развитие личности учащихся.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, досуг, образовательная среда, среда.
Теоретические модели социально-культурной деятельности и определения в смежных с ней отраслях научного знания определяют понятие «инновационная форма досуга» не достаточно четко. Исследования опираются на суженные рамки представлений о сущности этой категории. И часто формулируются представления о ней как внешнее выражение культурных образцов организации досуга. При этом они наделены элементами новизны и осуществляются с учётом принятых в молодёжной среде норм досугового поведения.
Более результативным в определении вышеназванной категории является научный подход. Он имеет в методологии социально-культурной деятельности название,как структурно-
функциональный подход. Он является как логический вариант системного подхода, позволяя определить и функционально описать структуру исследуемой категории. И в тоже время он предоставляет возможность отследить динамику преобразования связей элементов досуга и действий самой инновационной формы, как способа выражения их содержания. Множественность направлений изменений,которые связаны с трансформационными процессами в самой педагогической системе социально-культурной деятельности, обеспечиваются в ходе достижения целей
организации досуга. И одновременно связаны с понятиями «досуговые действия», «социально-культурная активность личности», «творческая самодеятельность», «социально-культурное взаимодействие», «самореализация молодёжи», «личностно направленное общение в свободное время» и пр.
Формы организации досуга на инновационной основе рассматриваются нами как особая смысловая мо-дель,которая предназначена для характеристики преобразований во внешней структуре досуга, и которая связана с видоизменённым сочетанием известных форм досуговой деятельности, адаптацией их к современным условиям, а также с созданием новых, но уже достаточно известных в повседневном использовании форм. Получение результатов от организации досуга, в том числе через увеличение их количества и форм, изменяет образ и качество жизни молодёжи [1; 2].За счет этого обеспечивается взаимосвязь форм досуга и инновационных преобразований, а также сочетаются традиционные и ранее неизвестные виды.В своей интеграции они выполняют функции:
• адаптационные,которые предполагают упорядочивание процесса выбора сфер реализации досуговой деятельности с учётом специфики любительских интересов и культурных предпочтений
молодых людей. Упрощение доступа к метакоммуникативной информационной среде о ранее малоизвестных формах на основе инновации организации молодёжного досуга соразмерно процессам аккультурации;
• познавательные,которые требуют создания во всех сферах досуговой деятельности процесса познания с целью формирования социальных и культурных компетенций; выполнения разнообразных предметных действий, в том числе моделирования локального жизненного пространства организации активного досуга; отражения на вербаль-но-деятельностном уровне сущностной роли постигаемой инновационной формы;
• информационные, которые позволяют ориентировать молодых людей на выбор одной формы досуга на основе инновации в соответствии с личными установками; на выражение эмоционального отношения к значимости их использования; на оценивание этой значимости с учётом сопоставления информационной среды о социально-культурных средствах, методах и результатах, важных для выбора, с уже имеющимися в арсенале жизненного опыта личности данными;
• рекреативные,котогрые обеспечивают направленность личности молодого человека на создание представлений об отдыхе в виде должного и желаемого восстановления физических, духовных сил;
• культуротворческие,которые выражаются в намерении личности интенсивно пользоваться информационными источниками не только для освоения уникальных духовных ценностей, но и для оценивания собственных досуговых действий в различных областях культурной деятельности.
Ведущие факторы, которые стимулируют реализацию данных функций, а также психологических, определяющих и прочих функций, являются: уровень базовой культуры личности, степень развитости эмоционально-волевых качеств, высказывания молодёжи по проблемным вопросам организации досу-
говой деятельности. Постоянное изменение соотношения функций обусловлено изменениями и разнообразием ценностных ориентаций молодёжи, что повышает вероятность расхождения оценок социально-культурной информации о появлении новых видов досуга и ориентаций в ней при выборе наиболее приемлемой формы.
Предлагаемая нами педагогическая модель систематики инновационных форм организации молодежного досуга, созданная для цельного осмысления особенностей их функционирования, вбирает в себя три основных блока, базирующихся на принципах социально-культурной деятельности.
1-й блок - традиционные обобщённые формы организации досуга (массовые, индивидуальные, групповые, коллективные).
2-й блок - инновационные внешние формы организации досуга (примерные образцы: «библионочь», «тотальный диктант», международные молодёжные обмены, компьютерные игры, мульти-жанровый лонг-фестиваль, квест, вело-карнавал, уличный перформанс, интернет-конкурс, виртуальные экскурсии, художественные, книжные ярмарки, фейерверк, цифровые выставки, флеш-моб и другие формы).
3-й блок - инновационные латентные формы организации досуга (досуговые занятия по систематизации знаний в сфере медиаграмотности и других направлений досуга; досуговые занятия по обобщению социального и культурного опыта в области добровольческой деятельности; досуговые занятия по усовершенствованию художественных, спортивных, хореографических умений и навыков; интегрированная форма до-суговых занятий).
Кратко дадим характеристику единичным образцам инновационных форм организации досуга молодёжи, которые детерминируют латентные формы и обусловливают своеобразие их проявления в конкретном направлении социально-культурной деятельности (2-й основной блок).
«Библионочь» - социально-культурная акция образовательного, просветительного и развивающего характера; масштабное сетевое событие. В основе организации находятся специальные проекты: детские, молодёжные и др., в рамках которых внимание уделяется популяризации чтения, поиску новых форматов проведения свободного времени в библиотеках, музеях, выставочных комплексах, книжных магазинах, арт-кафе и т.д.
Фитнес. Занятия различными видами фитнеса мотивируют на укрепление здоровья в связи с высоким уровнем предполагаемых рисков (психологических, экологических, техногенных) в ситуациях повседневной жизнедеятельности. Чем, больше люди занимаются спортом (фитнесом и др.), тем, больше они познают свой организм и его возможности.
Волонтёрский пикник - сезонно проводится в парках культуры и отдыха, лесопарках, природных парках, усадеб-но-парковых комплексах, на побережьях рек, озёр. Целевое предназначение волонтёрского пикника - расширение условий использования теоретических знаний для решения практико-ориентированных задач, связанных как с защитой окружающей природной среды, так и сохранением культурного ландшафта на определённой территории; овладение волонтёрами системой средств, прежде всего организационных, при создании локального социально-культурного пространства; развитие творческих способностей участия в культурных программах, в том числе в мастер-классах, конкурсах, например авторской песни у костра.
Ландшафтный фестиваль (театральный, этнофутуристический, фольклор-но-этнографический). Главенствующий структурный компонент представления - спектакль на открытом воздухе в пространстве природных памятников культуры. Уникальный природный ландшафт в виде основной сценической площадки спектакля позволяет ощутить социокультурную реальность установления диалога зрителей с природой.
Значение посещения спектаклей на природной сцене, их зрелищность определяются возможностями осмыслить роль сохранения природной среды как экосистемы в ряду основных культурных потребностей, повысить уровень экологического поведения, а также раскрыть творческий потенциал в ходе участия в мастер-классах по актёрскому мастерству, занятиях по народным танцам.
Мега-квесты - интеллектуальные игры в рамках молодёжного проекта «Лига креативных игр». Типология мега-квестов различается по уровню сложности (продвинутые, гиперсложные); по продолжительности (длительные, краткосрочные). Разнообразие тематики предполагает предоставление участникам простора для действий на основе получения только основной информации как начального звена для последующего детального изучения смоделированной проблемной ситуации. Ориентация на выполнение интеллектуальных заданий, имеющих увлекательный смысл, оптимизацию поиска выбора вариантов конструктивных решений, связанных с событиями реальной городской жизни, требует проявления аналитических умений и навыков, а главное -желания работать в команде, находить решения в нестандартных ситуациях.
Интернет-соревнования. Достаточно широкий охват молодежной аудитории способствует развитию самых разных направлений молодёжной культуры: музыкальной, танцевальной, спортивной и др.; позволяет личности осваивать новые социальные роли поведения на профессиональных форумах: активного участника, наблюдателя, общественного эксперта.
Виртуальные экскурсии. Нацеленность на ознакомление с предметами социокультурной действительности, представленными в музейных и выставочных экспозициях, а также с явлениями природного ландшафта в заповедниках с помощью мультимедийной фотопанорамы обусловлена актуальными любительскими предпочтениями молодёжи. Возможность самостоятель-
ного выбора тематики экскурсионного маршрута позволяет проявлять творческую инициативу в ходе поиска нужных информационных ресурсов в объёме, необходимом для решения культурно значимых задач. Открывая возможности для появления новых положительных эмоций, виртуальные экскурсии обогащают субъективный опыт личности в социально-культурной деятельности.
Фейерверочное представление. Сущность и назначение фейерверка как формы праздничного досуга сводится к индивидуально-коллективной организации зрелищности. В зависимости от цели развлечения выделяются основные типы фейерверочных представлений: наземные, высотные, дневные, музыкальные. Как выразительное средство уличного искусства фейерверк-шоу -неотъемлемая часть создания праздничной атмосферы. Участие в них вызывает у личности целый спектр ситуативных положительных эмоций, позволяет находить единомышленников, совместно с которыми переживаются эстетические чувства относительно конкретных фрагментов представления.
Выбор той или иной инновационной формы организации досуга в значительной степени определяется ценностными приоритетами молодёжи, как наиболее динамичной, интеллектуальной группы молодёжи: стремлением к самоопределению, то есть выражению личностной и профессиональной позиции в социально-культурных ситуациях; утверждением индивидуального стиля жизни через освоение новых социальных ролей; включённостью в современные процессы трансформации многих сфер общественной и культурной жизни, прежде всего через новые каналы социализации - Интернет и СМИ, а также для полного понимания и оценивания своей роли в социально-культурной, образовательной и общественной среде.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее значение понятию «среда»:
«... условия, благоприятные для жизни, порождения чего-нибудь». В современном словаре по педагогике, это понятие дается в более широком смысле, как совокупность форм, окружающих человека и взаимосвязанных с ним, как с организмом и личностью.
Образование зависит от среды, в которой протекает развитие человека, оно в большей мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия.
Для образовательной среды, социально-культурная деятельность важна, прежде всего, тем, что она предоставляет учащимся возможность отдыха и расслабления, а также получения опыта и развития навыков: интеллектуального мышления, эмоциональной устойчивости к стрессам, физического роста и утверждения себя, как личности, так как, главной целью образования является, развитие личности ребенка, подростка, студента.
Подводя итоги, мы подтвердили, что социально-культурная деятельность благоприятно воздействует на образовательную среду обучающихся, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга и влияют на каждого субъекта образовательного пространства. Достижение цели образования, в главной степени, определяется социально наполненной, культуротворческой окружающей средой.
В каждой образовательной организации необходимо учитывать влияние образовательной среды, тех основных социокультурных факторов, которые ее определяют и придают своеобразие в предоставлении образовательных услуг, формировании личности обучающего. С одной стороны, это дает возможность лучше понять, что представляет собой образовательная организация, где обучается ребенок, студент, его социокультурная среда, а также понять какие создаются условия и каким образом обеспечивается обучение, творческое развитие, подготовка к самостоятельной жизни обучающихся.
Библиографический список
1. Шарковская Н. В. Культуротворческие формы организации молодёжного досуга // Вестник Московского государственного института культуры. 2014. №6. С. 124128.
2. Ярошенко Н. Н. Инвариантные формы досуга // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2006. №3. С. 183-186.
THE ROLE OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES IN EDUCATION
A.N. Syrbu, candidate of economic sciences, associate professor S.E. Burykin, graduate student Volgograd state social and pedagogical university (Russia, Volgograd)
Abstract. The article analyzes the main terms of socio-cultural activities in the educational sphere. Identifies the main innovative leisure forms. Identified pedagogical models of systematics of the organization of leisure activities of young people. The analysis of different points of view about the nature of socio-cultural activities, and various innovative forms of organization of leisure of youth in the educational environment. In conclusion, the authors state that socio-cultural activity, has a positive effect on the educational environment, as well as the development ofpersonality of students.
Keywords: socio-cultural activities, leisure, educational environment, environment.