12. Никулина О.В. Реализация экономических интересов участников инновационного процесса //Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - №20. - С.29-40
13. Садков В.О. Модели социального партнерства в регионах России //Общество и экономика. - 2007. - №4. - С.124-132
14. Таран О.Л. Индикативная оценка социально-экономического состояния и развития региональной экономики: Монография. - М.: Тьютор,2007. - 322 с.
References:
1. Alexandrovsky S. V. Choosing a sustainable form of strategic Alliance in the innovation process // Economic analysis: theory and practice. - 2011. - No. 48(255). - P. 8-15
2. Lebedinskaya Yu. S. Organizational mechanism for using the opportunities of the social sphere for the development of the tourist cluster. //Economic Sciences. - 2014. - No. 4. - P. 41-45
3. Leontiev V. F. the Role of innovative technologies in ensuring the quality and competitiveness of products. //Problems of forecasting. - 2001. - No. 1. - Pp. 136-148
4. Mamonov V. I. System approach to the development of regional innovation activity / / Management in Russia and abroad. -2010. - No. 6. - P. 19-26
5. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16
6. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0
7. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research //Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167
8. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75
9. Nikulina O. V. Realization of economic interests of participants in the innovation process / / Economic analysis: theory and practice. - 2011. - No. 20. - P. 29-40
10. Sadkov V. O. Models of social partnership in the regions of Russia / / Society and economy. - 2007. - No. 4. - Pp. 124-132
11. Taran O. L. Indicative assessment of the socio-economic state and development of the regional economy: Monograph. -Moscow: Tutor,2007. - 322 p.
12. Vikhansky O. S. To the question about changing the paradigm of business management //Vestnik of Moscow University. The series 24. Management. - 2009. - P. 5-24
13. Vladimirova O. N. Methodological approaches to assessing the region's innovation susceptibility / / Economic analysis: theory and practice. - 2011. - No. 33 (240). - P. 10-18
14. Zhuravleva G. P. Innovations - the main factor in the formation of a new economy model / / Economics and management. -2007. - No. 6 (32). - P. 30-33
DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10337
Н.М. Ильичёва - к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, [email protected],
N.M. Hicheva - Candidate of Science (Economics), Docent, Associate Professor, Department of Economics of enterprises and organizations, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod;
М.В. Кислинская - к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, [email protected],
M.V. Kislinskaya - Candidate of Science (Economics), Docent, Associate Professor, Department of Economics of enterprises and organizations, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod.
МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА MODELING MANAGEMENT AS A FACTOR OF REGIONAL DEVELOPMENT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы значимости малого предпринимательства для экономики страны и региона. Общемировые тенденции в области глобализации, цифровизации и действие пандемии накладывают свои ограничения и условия на развитие малого и среднего предпринимательства. В статье авторы проанализировали его состояние и меры государственной и муниципальной поддержки на примере Нижегородской области. Авторами был сделан вывод об их своевременности и масштабности, о том, что эксперимент по шоковому тестированию сформированное™ цифровой экономики в России в условиях пандемии проходит достаточно успешно. Многие представители малого и среднего бизнеса успешно освоили ведение электронного бизнеса, кризисные явления послужили толчком для развития инновационного электронного предпринимательства. Кроме того, в статье было приведено описание модели выбора управления малым предприятием, которая сможет помочь предпринимателям вести свой бизнес более устойчиво и эффективно.
Abstract. Issues of the importance of small business for the economy of the country and region are addressed in this article. Trends of globalization, digitalization and the impact of the pandemic impose their limitations and conditions on the development of small and medium-sized enterprises. In this article, the authors analyzed their condition and
measures of state and municipal support on the example of the Nizhny Novgorod region. The authors made a conclusion about timeliness and scale of such support. The experiment of shock testing of the digital economy in Russia in pandemic terms is quite successful. Many representatives of small and medium-sized businesses have successfully mastered the conduct of electronic business. The crisis has triggered the development of innovative electronic business. In addition, the article described a model for choosing management for a small business, which can help entrepreneurs run their business more sustainably and efficiently.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, инфраструктура поддержки малого бизнеса, модель управления
Keywords: entrepreneurship, small business, small business support infrastructure, management model.
Сегодня для малого предпринимательства в России требуется новый подход в управлении и организации, что обусловлено ускоренными темпами цифровизации экономики, ее структурными изменениями, процессами снижения глобальной конкурентоспособности производств, необходимостью обновления инфраструктуры, ограниченностью природных ресурсов и др. Данные факторы позитивно сказываются на малом предпринимательстве и, в первую очередь, в производстве отечественных товаров для населения, оказанием услуг или выполнением работ. Однако ситуация с продолжающейся ещё по всему миру, в том числе в России пандемией крайне негативно повлияла именно на представителей малого и среднего бизнеса.
Известно, что малое предпринимательство не может стать основой экономики страны, так как его вклад в экономику был и остается достаточно малым. Для крупных предприятий малый бизнес является связующим звеном, а для населения выполняет функцию расширения ассортимента продукции.
Отрасли и сферы деятельности, в которых организации малого бизнеса играют ключевую роль, определяются традиционными сферами, а именно производство товаров повседневного спроса, услуги, торговля, общественное питание и пищевая промышленность [4,6].
Но несмотря на это, малому предпринимательству постоянно уделяется внимание со стороны государства [1,7]. Государство осознает, что малое предпринимательство по сути является индикатором развития экономики, катализатором ее привлекательности. В случае наличия благоприятных условий темпы роста малого и среднего предпринимательства растут, в кризисных условиях они резко снижаются. Так и произошло весной текущего года. Большую роль в развитии и поддержке малого предпринимательства играют органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Они хорошо знакомы с проблемами, с которыми сталкиваются предприниматели в своей деятельности, тем самым могут более адресно проводить все мероприятия по их поддержке с учетом приоритетных направлений работы субъектов малого и среднего бизнеса.
Вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства уделяется в настоящее время особо пристальное внимание на всех уровнях: и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном. Президент РФ В.В. Путин лично участвует в обсуждениях по мерам поддержки организациям, пострадавшим от пандемии, подписывает один за другим законы, направленные на обеспечение восстановление предпринимательства и тем самым обеспечение устойчивого развития экономики.
Субъекты малого и среднего предпринимательства получили право на льготный налог на профессиональный доход, расширение доступа к государственным закупкам (где до сих пор преобладал крупный бизнес), отсрочку выкупных платежей на срок от шести месяцев до года, ЦБ РФ снижает процентную ставку по кредитам до 2.5 %, снижение взносов в фонды социального страхования составило 650 млрд. руб., одобрена отсрочка платежей по задолженностям, предлагается установить мораторий на действия судебных приставов. Сумма на льготные банковские кредиты составит триллион рублей в 2020 г. и 10 триллионов рублей до 2024 г.
В целом, различная помощь малому и среднему бизнесу была оказана на сумму почти 756 млрд. руб. Снижается также и административная нагрузка на субъекты малого и среднего бизнеса. Реализация оказанных мер направлена на возобновление организациями своей деятельности, поддержание занятости и дальнейшее развитие. Кроме того, аналогичные меры государство будет оказывать и самозанятым гражданам.
Можно сделать вывод о том, что меры поддержки предпринимательства являются своевременными и беспрецедентными, как того и требует сложившаяся ситуация.
Кризисные явления, связанные с пандемией, подтолкнули Минэкономразвития к активизации работ по созданию единой цифровой платформы для малого и среднего бизнеса, и министерство уже анонсировало запуск рабочей версии данной платформы к концу 2021 года.
Проанализируем государственную поддержку и состояние малого и среднего предпринимательства (МСП) на примере Нижегородской области.
По данным, представленным ФНС по состоянию на ноябрь 2019 года, малый и средний бизнес Нижегородской области был представлен 126,7 тыс. субъектами, в которых занято 472,7 тыс. человек. Таким образом по количеству организаций малого и среднего предпринимательства регион занимал 3 место в Приволжском Федеральном округе (ПФО) и 11 место в РФ, а по численности занятых в организациях МСП - 2 место в ПФО и 8 место в РФ [2].
С 2019 года в регионе реализуются мероприятия региональной составляющей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (таблица 1) [2]. Всего в рамках реализации региональных мероприятий из федерального бюджета будет привлечено 3,28 млрд. рублей.
Таблица 1 - Национальный проект «Развитие малого и среднего предпринимательства и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
Целевой показатель верхнего уровня для Нижегородской области 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Численность занятых в области МСП, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. чел., нарастающим итогом 483 503 526 553 574 594
Конечно, в данные прогнозы свои жесткие коррективы вносит неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, связанная с действием короновируса.
В апреле 2020 г. около 60% российских предпринимателей имели долги за аренду помещений, связанные с временным прекращением работы многих организаций, за март 2020 г. около 2% всех российских пред-принимательств прекратили свою деятельность. До сих пор в Нижегородской области действует режим повышенной готовности, область не перешла ещё на второй этап снятия ограничений. В связи с этим мэр Нижнего Новгорода заявил о предоставлении нижегородским предпринимателям отсрочки на внесение платежей по арендной плате на полгода, до 25 декабря 2020 г. без начисления неустойки.
Региональный проект состоит из более 200 мероприятий, которые включены в 5 основных направлений в соответствии с федеральными программами:
1. «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности».
2. «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию».
3. «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».
4. «Популяризация предпринимательства».
5. «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» [3].
Активное участие в реализации национальных проектов будет принимать инфраструктура поддержки предпринимательства Нижегородской области. Данная инфраструктура включает:
• 11 бизнес-инкубаторов, на базе которых также действуют 5 социальных бизнес-инкубатора. Они оказывают содействие стартап-проектам предпринимателей на всех этапах производственного цикла - от разработки идеи до её внедрения;
• 2 технопарка: АО «Технопарк «Саров» и технопарк в сфере высоких технологий «Анкудиновка»;
• Центр кластерного развития, который уделяет внимание развитию кластеров в области, поддерживает развитие кластеров в области нефтехимии и автомобилестроения, электронной и легкой промышленности. Количество участников таких кластеров составляет более 140;
• 47 центров поддержки предпринимательства, в которых предпринимателям оказывают консультационные, образовательные, финансовые и другие услуги. В 2018 году было сертифицировано 32 ЦПП;
• Агентство по развитию системы гарантий и микрокредитная компания, которые оказывают поддержку в форме предоставления поручительств по кредитам субъектов малого предпринимательства и осуществляют выдачу микрозаймов по льготным ставкам;
• Региональный центр поддержки предпринимательства, который служит информационной и методологической поддержкой по получению заемного финансирования по программам регионального и федерального ФРП, а также мерам господдержки промышленных предприятий [5].
В ноябре 2019 года одним из первых в России на базе технопарка «Анкудиновка» был открыт центр «Мой бизнес», функционирующий по принципу «единого окна». Теперь услуги более 40 организаций можно получить в одном месте.
Основные функции, оказываемые центром «Мой бизнес»:
- оказание консультационной, финансовой, имущественной, правовой, информационно-маркетинговой поддержки;
- взаимодействие с крупнейшими заказчиками, а также заказчиками с иностранным участием в целях расширения доступа к закупкам;
- проведение мероприятий на площадке Центра;
- формирование предпринимательских сообществ, привлекающих Центр «Мой Бизнес» для взаимодействия и создания бизнес-контактов.
В целом, весь спектр поддержки малого и среднего бизнеса в Нижегородской области можно структурировать по следующим направлениям:
- кредитная поддержка, в т.ч. и предоставление поручительств для получения кредитов в коммерческих
банках;
- предоставление грантовой поддержки в сфере науки, технологий и техники;
- активная образовательная поддержка, реализация образовательных программ, тренингов, семинаров, в т.ч. в удаленном формате (например, уникальная программа «Акселератор «Бизнес-старт»), использование электронной автоматизированной обучающей платформы <^епегайоп», разработанной ННГУ им. Н.И. Лобачевского совместно с АНО «ЦИСС НО», программа «Ты - предприниматель» и др.;
- менторская поддержка (реализация проекта «Наставник»);
- инфраструктурная поддержка (на базе действующих бизнес-инкубаторов области в Н. Новгороде, Заволжье, Павлове, Выксе, Бору предоставляются помещения по льготным арендным ставкам);
- консультационная поддержка;
- информационная поддержка;
- имущественная поддержка.
Данный комплекс мероприятий направлен на поддержание действующих и на создание новых социально ориентированных субъектов предпринимательства в области.
Доступ ко всем ресурсам возможен как в очном, так и в электронном формате благодаря проделанной большой работе в области цифровизации экономики, наличию рабочих сайтов и порталов, различных цифровых ресурсов и внедрение их в повседневную деятельность предпринимателей.
Особой популярностью пользуется портал поддержки предпринимательства Нижегородской области с его высокой информативностью и интуитивно понятным интерфейсом.
В подобных условиях особенно остро стоит задача эффективного управления предприятием малого бизнеса. Для этого рассмотрим моделирование вопросов управления производством предприятий МСП. Моделирование представляет собой изучение объекта не непосредственно, а косвенным путем при помощи изучения поведения одного объекта, называемого моделью, в определенной степени отражающего сущность реального или гипотетического объекта.
Построение экономико-математической модели и ее реализация представляют для лица, принимающего решение, либо конкретное решение, либо его варианты, которые необходимо проанализировать. При этом анализ решений разделяется на два этапа: анализ неопределенности и анализ предпочтений.
Для снятия неопределенности используются статистические проверки применяемых моделей, использование исторических и экспериментальных данных, экспертная обработка и т.п. Анализ предпочтений одних критериев перед другими - исключительно творческая задача, отдельные элементы которой могут быть отданы для цифровой обработки искусственным интеллектом.
Перед построением математической модели необходимо проанализировать поставленную задачу управления, после чего можно приступать к построению экономико-математической модели. Экономические модели производственно-технологического уровня, такие как модели технико-экономического, оперативного, календарного и сетевого планирования, как известно, относятся к классу рутинных задач, давно и успешно применяеются в управлении.
В общем виде математическая модель имеет вид:
AMi + BM2 ^ min (max) - целевая функция.
LMi + IM2 < X ' BMi + bM2 < Y CMi + CM2 < Z
Mi > 0, M2 > 0
система ограничений
Получаем задачу линейного программирования. При решении практических задач количество ограничений может достигать сотен, а количество переменных - тысяч. В таких условиях решение можно проводить только с применением Excel или других программных продуктов.
Проведем выбор оптимального управления предприятием малого бизнеса на примере.
Допустим, предприятие имеет 4 различных технологических процесса. Продукцию А дают технологические процессы 1 и 2, а продукцию В - процессы 3 и 4. Предприятие получило заказы (таблица 2). Система ограничений представлена в таблице 3.
Таблица 2 - Портфели заказов, шт.
Портфель заказов Xi Х2 Х3 X4
i i00 50 25 i5
2 0 30 i00 30
3 3 2 5 5
Таблица 3 - Система ограничений
Ресурсы На единицу продукции А На единицу продукции В Ограничения по
Процесс i Процесс 2 Процесс 3 Процесс 4 ресурсам
Количество человеко- i i i i < i5
недель
Количество материала (Х) 7 5 3 2 < i20
Количество материала 3 5 i0 i5 < i00
(^
Доход с единицы про- 4 5 9 ii max
дукции
Xi Х2 Х3 X4
Для решения данной задачи целевая функция получит вид:
4Xi + 5Х2 + 9Хз + IIX4 ^ max
Система ограничений получит вид: "1Xi + IX2 + 1Хз + IX4 < 15 7Xi + 5Х2 + ЗХ3 + 2Х4 < 120 ЗХ1 + 5Х2 + 10Х3 + 15Х4 < 100 '—Данную задачу решим методом перебора и получаем:
1 вариант: 4100 + 550 + 925 + 11 15 = 1 040 руб.
2 вариант: 4 0 + 5 30 + 9 100 + 11 30 = 1 380 руб.
3 вариант: 43 + 52 + 95 + 115 = 122 руб.
Как видно, из трех вариантов второй дает наибольший доход. Проверим его по ограничениям: 100 + 50 + 25 + 15 < 15.
Так как неравенство не соблюдается, то выбор данного варианта управления не может быть применен.
Управленческое решение из имеющихся трех заказов может быть выбрано только по третьему варианту, так как он единственный соответствует установленной системе ограничений.
Предлагаемая модель оптимального управления предприятием малого бизнеса может способствовать развитию предприятий в сфере малого предпринимательства, которое считается одной из главных движущих сил развития экономики.
Значимость малого предпринимательства в России определяется его мобильностью, углублением специализации и кооперации субъектов экономики. Малые предприятия занимают значительное место в обеспечении занятости населения, производстве отдельных видов товаров, выполнении научно-исследовательских, производственных и прикладных разработок, а также их внедрении в производство. Данные обстоятельства способны повысить эффективность малого бизнеса, так как он может не только быстро заполнять определенные сферы потребления, но и достаточно быстро окупаться.
Таким образом, любые кризисные явления можно считать своеобразными возможностями и точками роста для инновационного предпринимательства, дальнейшего ускоренного выстраивания цифровой экономики в России.
Источники:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2019)
2. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года: постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года №889/ https://nn-invest.com
3. Государственная программа «Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области»: постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 297 (с изм. и доп.) / ИСС «КОДЕКС»
4. Заболоцкая В.В., Хут Н.А. Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 10. С. 47.
5. «Формы государственной поддержки промышленности. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, http://minpromtorg.gov.ru
6. Нестеров А.К. Малое предпринимательство в России, проблемы и перспективы // Энциклопедия Нестеровых -http://odiplom.ru/lab/maloe-predprinimatelstvo-v-rossii-problemy-i-perspektivy.html
7. Салдаев В. Ильичева Н.М. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса// Инновационная экономика: глобальные и региональные тренды. Материалы XI Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 31 мая-1 июня 2019 г.) - Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019, с. 148-150 [http://www.iee.unn.rU/wp-content/uploads/sites/9/2019/10/Sbornik-60-let-ekon.-23.10.19.pdf]
References:
1. Federal law 24.07.2007 № 209 "On the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation " (edition 27.12.2019)
2. Strategy of socio-economic development of the Nizhny Novgorod region until 2035: Decree of the Government of the Nizhny Novgorod region of December 21, 2018 No. 889. URL: https://nn-invest.com
3. The state program "Development of Industry and Innovation of the Nizhny Novgorod Region": Decree of the Government of the Nizhny Novgorod Region dated April 30, 2014 No. 297 // ИСС «КОДЕКС»
4. Zabolotskaya V.V., Khut N.A. Comparative analysis of government support measures for small and medium-sized businesses in Russia and abroad // Theory and practice of social development. - 2015. - No. 10. P. 47.
5. Forms of state support for industry. State program "Development of industry and increasing its competitiveness": Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation. URL: http://minpromtorg.gov.ru
6. Nesterov A.K. Small business in Russia, problems and prospects // Encyclopedia of the Nesterovs. URL: http://odiplom.ru/lab/maloe-predprinimatelstvo-v-rossii-problemy-i-perspektivy.html
7. Saldaev V. Ilyicheva N.M. State support of small and medium-sized businesses // Innovative economy: global and regional trends. Materials of the XI International Scientific and Practical Conference (Nizhny Novgorod, May 31 - June 1, 2019) -Nizhny Novgorod, NNSU im. N.I. Lobachevsky, 2019, p. 148-150. URL: http://www.iee.unn.ru/wp-content/uploads/sites/9/2019/10/Sbornik-60-let-ekon.-23.10.19.pdf