Научная статья на тему 'Моделирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения'

Моделирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ADMINISTRATIVE COMPETENCE / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / EDUCATIONAL INSTITUTION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ЭМПАТИЯ / EMPATHY / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нажмиддинов Абдугафор Мирзоевич

В статье представлен процесс моделирования формирования управленческой компетенции магистрантов по направлению педагогическое образование. Автор выделяет несколько исторических этапов в решении и исследовании проблем формирования управленческой компетенции в педагогической науке и практике. В статье представлена модель формирования управленческой компетентности будущего руководителя образовательного учреждения, имеющая в своем составе следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный. Автор на основе компонентов разработанной модели устанавливает критерии и показатели сформированности управленческой компетентности магистрантов. В соответствии с выделенными критериями и показателями выделены уровни сформированности управленческой компетентности будущих руководителей образовательных учреждений низкий, средний и высокий. Это позволит в перспективе проводить диагностику сформированности управленческой компетентности магистрантов по направлению подготовки педагогическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF THE HEAD OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Process of modeling of formation of administrative competence of undergraduates in the direction pedagogical education is presented in article. The author allocates several historical stages in the decision and a research of problems of formation of administrative competence of pedagogical science and practice. The model of formation of administrative competence of future head of educational institution incorporating the following components is presented in article: target, substantial, procedural and appraisal and productive. The author on the basis of components of the developed model establishes criteria and indicators of formation of administrative competence of undergraduates. According to the marked-out criteria and indicators levels of formation of administrative competence of future heads of educational institutions low, average and high are allocated. It will allow to carry out in the long term diagnostics of formation of administrative competence of undergraduates in the direction of preparation pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Моделирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения»

педагогические науки

Нажмиддинов Абдугафор Мирзоевич МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ...

УДК 37.08

МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

© 2018

Нажмиддинов Абдугафор Мирзоевич, соискатель кафедры общей педагогики

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни (734003, Таджикистан, Душанбе, проспект Рудаки, 121, e-mail: faridun61@mail.ru)

Аннотация. В статье представлен процесс моделирования формирования управленческой компетенции магистрантов по направлению педагогическое образование. Автор выделяет несколько исторических этапов в решении и исследовании проблем формирования управленческой компетенции в педагогической науке и практике. В статье представлена модель формирования управленческой компетентности будущего руководителя образовательного учреждения, имеющая в своем составе следующие компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный. Автор на основе компонентов разработанной модели устанавливает критерии и показатели сформированности управленческой компетентности магистрантов. В соответствии с выделенными критериями и показателями выделены уровни сформированности управленческой компетентности будущих руководителей образовательных учреждений - низкий, средний и высокий. Это позволит в перспективе проводить диагностику сфор-мированности управленческой компетентности магистрантов по направлению подготовки педагогическое образование.

Ключевые слова: управленческая компетентность, моделирование, профессиональное образование, образовательное учреждение, мотивация, деятельность, эмпатия, рефлексия.

MODELLING OF ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF THE HEAD OF EDUCATIONAL INSTITUTION

© 2018

Nazhmiddinov Abdugafor Mirzoyevich, applicant of department of the general pedagogics

Tajik State Pedagogical University of S. Ayni (734003, Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 121, e-mail: faridun61@mail.ru)

Abstract. Process of modeling of formation of administrative competence of undergraduates in the direction pedagogical education is presented in article. The author allocates several historical stages in the decision and a research of problems of formation of administrative competence of pedagogical science and practice. The model of formation of administrative competence of future head of educational institution incorporating the following components is presented in article: target, substantial, procedural and appraisal and productive. The author on the basis of components of the developed model establishes criteria and indicators of formation of administrative competence of undergraduates. According to the marked-out criteria and indicators levels of formation of administrative competence of future heads of educational institutions - low, average and high are allocated. It will allow to carry out in the long term diagnostics of formation of administrative competence of undergraduates in the direction of preparation pedagogical education.

Keywords: administrative competence, modeling, professional education, educational institution, motivation, activity, empathy, reflection.

Одной из задач современного высшего образования является формирование управленческой компетенции выпускников вузов. Это связано с тем, что управление является универсальным инструментом организации профессиональной деятельности, основанной на принципах системности, целенаправленности, гибкости, диа-гностичности, результативности и т.д. Следовательно, актуализируется проблема формирования управленческой компетентности магистрантов по направлению педагогическое образование, что позволит в перспективе обеспечить эффективное управление образовательными учреждениями.

Рассматривая эволюцию исследований данной проблемы можно выделить несколько исторических этапов:

1. Начало 60-х годов ХХ века ознаменовало становление общей теории управления в советской педагогике, которая была в первую очередь направлена на решение теоретических проблем обучения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.). Это позволило в дальнейшем разработать эффективные методы и технологии обучения

2. 70-е годы ХХ века начало развития теории педагогического менеджмента в советской педагогической науке и практике образования - В.Н. Антонов и Н.В. Силкина [1], Ю.А. Конаржевский [2], Н.Ф. Талызина [3], П.И. Третьяков [4], Т.И. Шамова [5] и др. В своих исследованиях Н.Ф. Талызина всесторонне проанализировала функциональный аспект управления. «Управлять - это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие с его логикой» [3, с. 24].

3. В 90-е годы прошлого столетия, в связи с изменением социально-политической ситуации и переходом на рыночные рельсы произошли серьезные изменения

во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в образовании. Началось переход от традиционного образования к компетентностному образованию, и появились первые исследования по этой проблеме. На международном уровне были определены компетенции, задающие желаемый результат образования. Так, например, «в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» (Learning: The Treasure Within) Ж. Делор определил основные, глобальные компетентности, сформулировав стратегические основы образования: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, учиться жить» [6]. Это позволило задать новые стратегические ориентиры развития образования. Кроме того, в 1996 году в научный оборот было введено такое понятие, как «ключевые компетенции», формирование которых признавалось европейским научным сообществом (Ж. Делор, Г. Халаж, В. Хутмахер и др.) и являлось ответом на вызовы общеевропейскому развитию.

Для Республики Таджикистан важнейшим событием в сфере образование стало присоединение в 2004 году к Болонской декларации. Это привело к тому, что все вузы республики начали переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования - бакалавриат, магистратура.

За последние годы по проблемам формирования управленческой компетентности проведено определенное количество диссертационных исследований: К.А. Баженова [7], Е.Ю. Зимина [8], Л.Г. Киселева [9], И.Г. Корнеева [10], И.А. Коробейникова [11], С.Ц. Нимбуева [12], В.В. Тарасенко [13] и др.

Рассматривая проблему формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения, в первую очередь, дадим определение понятия «управленческая компетентность». Под управлен-

Nazhmiddinov Abdugafor Mirzoyevich MODELLING OF ADMINISTRATIVE .

pedagogical sciences

ческой компетентностью будем понимать готовность личности результативно осуществлять управленческую деятельность (с точки зрения функционального подхода - осуществлять функции управления).

В структуре любой деятельности есть «постоянный набор компонентов (мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, прогнозирование ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, совокупность исполнительских действий), объективно необходимых для ее реализации.

Первым компонентом структуры деятельности является мотивация, которая в современных условиях рассматривается в контексте создания внутреннего побуждения к действиям. Руководитель образовательной организации должен иметь не только свой личный мотив к формированию управленческой компетентности и результативному выполнению управленческих действий, а также созданию более совершенной системы управления, поэтому мы включили в структуру управленческой компетентности мотивационно-целевой компонент.

Основным компонентом структуры управленческой компетентности является деятельностный, который определяет готовность руководителя выполнять управленческие функции (информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационную и контрольно-диагностическую). От полноты и качества сформированности умений (действий в специфической ситуации) руководителя, от степени овладения им способами деятельности, от уровня готовности к выполнению тех или иных действий зависит результат деятельности.

Основой практических умений в каждом конкретном случае выступают теоретические знания и опыт, поэтому в структуру управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения мы включили когнитивный компонент, который определяет необходимые знания для управленческой деятельности. В управленческой деятельности большое значение имеют умения проводить самооценку и самоанализ, поэтому в структуру управленческой компетентности мы включили рефлексивный компонент. На наш взгляд, руководитель образовательного учреждения должен ориентироваться на современные подходы к оценке результатов управленческой деятельности, а именно пользоваться педагогическим мониторингом качества внутри-школьного управления и др.» [14, с. 76].

Говоря о формировании управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения необходимо особо выделить роль моделирования в этом процессе. «Метод моделирования дает возможность наглядно, образно, с помощью схем, кратких словесных характеристик представить педагогическое явление в виде целостной динамической системы.

Создание модели представляет собой конкретизацию общенаучного принципа связи целого и единичного, в которых их сочетание и возникающее при этом взаимодействие рождает новое качество - искомую модель.

Особенности формирования управленческой компетентности студентов педвуза требуют использования модели, структурными составляющими которой являются компоненты, структура и содержание управленческой компетентности, этапы и условия ее реализации, обеспечивающие результативность данной модели. Разработанная нами модель формирования управленческой компетентности представляет собой целостную, открытую, динамическую педагогическую систему, обладающую характерными для педагогических систем свойствами - целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды, множественности описаний» [15, с. 49].

Модель формирования управленческой компетентности магистрантов педагогического образования включает в себя следующие компоненты:_

- «целевой;

- содержательный;

- процессуальный;

- оценочно-результативный» [11].

Эта модель является компонентом профессиональной подготовки и предусматривает формирование управленческой компетентности магистрантов педагогического образования в вузе [15, 16]. При этом необходимо обеспечить, «с одной стороны, учет специфики образовательного процесса в вузе, его общих целей, содержания, форм и методов профессионального образования, а с другой - подбор содержания и особую организацию практико-ориентированной деятельности студента в рамках образовательного процесса вуза» [17, с. 49], что в свою очередь обеспечит эффективность и высокие уровни сформированности управленческой компетентности будущего руководителя образовательного учреждения.

Ниже рассмотрим сущность термина «формирование». В данном контексте «термин формирование мы будем рассматривать как «процесс обретения формы определенным содержанием». Таким образом, речь идет не о прямом воздействии, «формовке», а о предоставлении студенту определенных форм и условий деятельности для формирования готовности к диалогу управленческих позиций, то есть управленческой компетентности» [17, с. 49].

Под формированием управленческой компетентности будущего руководителя образовательного учреждения будем понимать формирование готовности к управленческой деятельности с позиций аксиологического подхода, в основе которого лежит общее понятие «ценностная установка». По мнению Л.В. Ведерниковой «данный вывод позволяет нам рассматривать процесс формирования управленческой компетентности в целом как процесс формирования готовности к управленческой деятельности или процесс формирования установки на управленческую деятельность» [17, с. 50]. Как она отмечает «...установка на профессиональную позицию может быть представлена как система ценностных установок в трех сферах: познания, действия и переживания» [18, с. 9]. Следовательно, мы можем выделить конкретные аспекты готовности к управленческой деятельности:

1) овладение знаниями, то есть ценностная установка на личностное знание и понимание;

2) деятельность, то есть ценностная установка на сотрудничество;

3) сопереживание, то есть ценностная установка на эмпатию;

4) анализ, то есть ценностная установка на рефлексию.

Ценностное понимание содержания готовности к управленческой деятельности позволяет нам выделить компоненты процесса формирования управленческой компетентности, к которым мы относим:

1. Объектный компонент означает овладение знаниями и формируется в сфере познания, в которой важнейшими являются теоретические знания и умения применить их на практике.

2. Социальный компонент формируется в практической деятельности и означает готовность к сотрудничеству субъектов образовательного процесса в управленческой деятельности.

3. Эмоциональный компонент определяет отношение к управленческой деятельности и формируется в сфере переживания, определяя ценностное отношение к субъектам образовательного процесса, и выражается в эмпатийном поведении будущего руководителя образовательного учреждения.

4. Рефлексивный компонент также формируется в сфере переживания и связан с необходимостью оценки своей управленческой деятельности.

«В соответствии с данными компонентами в качестве критериев и показателей сформированности управ-

178

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Нажмиддинов Абдугафор Мирзоевич МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ...

ленческой компетентности выступают:

- когнитивно-операциональный, в котором основные показатели - полнота и действенность знаний теории и практики управления;

- личностно-деятельностный, в котором основной показатель - готовность к взаимодействию, диалогу позиций субъектов управленческого взаимодействия;

- личностно-смысловой, в котором показателями являются толерантность, эмпатия;

- оценочный, в котором основной показатель - готовность к рефлексии» [17, с. 50].

Выделенные критерии и показатели можно позволяют определить уровни сформированности управленческой компетентности будущих руководителей образовательных учреждений.

Низкий уровень - наличие знаний теории управления, но несформированность умений использовать эти знания на практике либо их частичное использование в стандартных ситуациях, то есть управленческая деятельность понимается как набор отдельных операций, не имеющих общей цели.

Средний уровень - магистрант на основе анализа и обобщения своих теоретических знаний вырабатывает в себе умения использовать их на практике, то есть «проявляется большая осознанность собственных действий и возможностей, сформированность отдельных умений регуляции управленческой деятельности и координации ее участников, умение ставить цели, определять способы их достижения, принимать решения и брать на себя определенную ответственность. На данном уровне управленческая деятельность для студента - это реализация серии взаимосвязанных управленческих функций для решения теоретических ситуаций и практических задач управления с учетом личностных особенностей субъектов образовательного процесса» [17, с. 51].

Высокий уровень - магистрант становится субъектом целеполагания, который способен находить эффективные средства реализации ценностей и целей управления. При этом управление представляет собой взаимодействие субъектов педагогического процесса с учетом личностных ценностей в условиях принятия субъект-субъектных отношений. На этом уровне управленческая деятельность будущего руководителя образовательного учреждения представляет собой эффективное взаимодействие субъектов педагогического процесса и принятие управленческих решений в русле субъект-субъектных отношений.

Таким образом, обобщение вышеизложенного позволяет нам констатировать, что модель формирования управленческой компетентности магистрантов по направлению «педагогическое образование» представляет собой некий эталон управленческой деятельности, которую необходимо формировать в условиях педагогического вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антонов В.Н., Силкина Н.В. Основы менеджмента в дополнительном образовании школьников: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1977. - 116 с.

2. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективного управления общеобразовательной школой: Дис. ... д. п. наук. - Челябинск, 1981. - 492 с.

3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд. МГУ, 1975. - 344 с.

4. Третьяков П.И. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика. - М.: Педагогика, 1988. - 275 с.

5. Шамова Т.И., Загуменнов Ю.Л. Развитие демократических основ в управлении школой // Педагогика. 1986. № 12. - С. 57- 61.

6. Кейлер А.В. Формирование управленческой компетентности магистров по направлению «Психолого-педагогическое образование»: историографический ана-

лиз проблемы //

7. Баженова К.А. Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов-руководителей исследовательской деятельностью школьников: Дис. ... к. пед. наук. - Красноярск, 2009. - 197 с.

8. Зимина Е.Ю. Развитие управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы: Дис....к.п.н. - Екатеринбург, 2004. - 172 с.

9. Киселева Л.Г. Формирование управленческой компетентности будущих специалистов дошкольных образовательных учреждений: Дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2007. - 249 с.

10. Корнеева И.Г. Повышение компетентности управленческой деятельности заместителя директора школы: Дис. .к. п. н. - М., 2008. - 246 с.

11. Коробейникова И.А. Формирование управленческой компетентности студентов в педагогическом вузе: Дис. . к. пед. наук. - Ишим, 2010. - 218 с.

12. Нимбуева С.Ц. Формирование управленческой компетентности будущего учителя сельской школы в педагогическом колледже: Дис. ... канд. пед. наук. -Улан-Уде, 2004. - 203 с.

13. Тарасенко В.В. Формирование управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2010. - 25 с.

14. Вертохвостова Г.А. Продуктивная технология формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения // Профессиональное образование в России и за рубежом, 2015. № 2 (18). - С. 75-80.

15. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.

16. Ярыгин О.Н., Рябова В.М. Неявное знание как компонент компетентности в аналитической деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 131-134.

17. Ведерникова Л.В., Коробейникова И.А. Модель формирования управленческой компетентности студентов педагогического вуз // Педагогическое образование и наука, № 4, 2010. С. 49-52.

18. Ведерникова Л.В. Подготовка педагога как творческого профессионала: Учебное пособие - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2006. - 112 с.

Статья поступила в редакцию 11.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.