С. А. Ларюшкин, Р. Р. Рахметов
формирование экономической компетентности руководителей.
УДК 378.091.398
Формирование экономической компетентности руководителей образовательных организаций в условиях дополнительного образования
С. А. Ларюшкин, Р. Р. Рахметов
Economic competence formation of educational organizations heads in the conditions of additional education
К Я. Rakhmetov, S. A. ЬапизИкш
Аннотация. В условиях модернизации системы российского образования ключевым фактором является соответствие профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций потребностям времени.
В статье рассматриваются основные подходы к структуре и процессу формирования нового профессионального качества - экономической компетентности руководителей образовательных организаций. Экономическая компетентность руководителя организации выступает как структурный компонент его профессиональной компетентности. Особое внимание уделено нормативно-правовым требованиям и проектам профессионального стандарта руководителя образовательной организации.
Системе повышения квалификации отводится основная роль в предоставлении образовательных услуг, адекватных уровню современных проблем.
В статье описан опыт кафедры управления, экономики и права ГБУДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» по разработке образовательных программ. Предоставлена модель формирования экономической компетенции в рамках курса «Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Бухгалтерский учет». Основным результатом реализации данной модели является сформированность экономической компетенции руководителя образовательной организации.
Abstract. In the context of modernization of the Russian education system, the key point is compliance with professional competence of educational institutions heads to the needs of time. This article deals with the main approaches to the structure and the process of forming a new professional quality - economic competence of educational institutions heads. Economic competence of organization head acts as a structural component of his professional competence. Particular attention is paid to legal and regulatory requirements and to project leader of the educational organization professional standard.
The role of advanced training system is actualized, which have a major role in the provision of educational services, adequate levels of modern problems.
The article describes the experience of the Department of Management, Economics and Law of State Budgetary Institution of Additional Professional Education "Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators". The model of economic competence formation within the course of "Organization of financial-economic activity of educational institution and Accounting" is presented. The main result of implementation of this model is maturity of the economic competence of educational institution head.
Ключевые слова: квалификационные требования, модель формирования компетентности, профессиональное обучение, стандарт руководителя, экономическая компетентность.
Keywords: qualification criteria, competence formation model, professional education, head standard, economic competence.
Гипотезы, дискуссии, размышления
Переход общества к рыночной экономике изменил приоритеты в целевых установках профессионального образования в целом и подготовки специалистов сферы управления в частности. Сегодня профессиональная деятельность руководителя образовательного учреждения неотделима от экономического контекста [1]. С реформированием системы образования формируется рынок образовательных услуг, изменился статус и расширилась экономическая самостоятельность образовательных организаций, что повлекло за собой усиление ответственности руководителей и необходимость повышения уровня их профессиональной компетентности.
Содержание деятельности руководителей российской школы существенно отличается от того, каким оно было еще 15-20 лет назад. Кроме достижения учащимися образовательных результатов, предусмотренных ФГОС, на учебное заведение возлагается ответственность за создание благоприятных условий образовательной деятельности, состояние здоровья учащихся, их внеурочную занятость и т. д. Современная государственная образовательная политика ставит перед директором серьезные задачи, связанные с управлением финансово-хозяйственной деятельностью учреждения. Социальные ожидания предполагают появление руководителя нового типа, обладающего потребностью и готовностью обеспечивать конкурентоспособность образовательной организации на рынке образовательных услуг. Квалификационные характеристики руководителя образовательной организации говорят о том, что руководители должны знать основы экономики, способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство; уметь привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств [2]. В условиях модернизации системы российского образования ключевым фактором является соответствие профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций потребностям времени.
В связи с этим возрастают требования и к системе повышения квалификации, которой отводится основная роль в предоставлении образовательных услуг, адекватных уровню со-
временных проблем. Она призвана сформировать достаточный уровень экономических знаний, умений, чтобы в своей профессиональной деятельности руководитель образовательной организации мог принимать решения с учетом взаимосвязи организационных, финансовых, маркетинговых задач и действовать экономически целесообразно.
Одной из важнейших составляющих формирования компетентности руководителя образовательной организации является понимание новых, специфических требований к работникам управленческого аппарата, которые порождаются изменившейся ситуацией на рынке образовательных услуг в условиях реформирования. На современном этапе образовательным организациям предоставляют финансовую и хозяйственную самостоятельность, свободу в построении образовательных программ с учетом запросов потребителя, что предполагает овладение руководителем экономическими знаниями для эффективного управления [3]. После проведения теоретического анализа экономического аспекта профессиональной деятельности руководителя образовательной организации можно выделить новое профессиональное качество и определить его, как экономическая компетентность.
В последние годы ученые в своих работах неоднократно обращались к вопросу формирования экономической компетентности. Л. Н. Фа-левич трактует понятие «экономическая компетентность», как «степень овладения», А. Р. Таиров и И. Г. Кинигзбаева - как «интегральное свойство личности», Т. В. Филипповской - как «особый тип организации знаний, умений, направленность на экономическую деятельность, позволяющие личности решать проблемы и типичные экономические задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях».
В структуре экономической компетентности руководителя образовательной организации Е. А. Варакина выделяет знаниевый, деятель-ностный, мотивационный и личностный компоненты, обеспечивающие профессионально-личностное совершенствование и саморазвитие руководителя, формирование его способностей, характеризующихся тремя видами компетенций: маркетинговой, предпринимательской и хозяйственно-правовой, которые интегрируют совокупность экономических знаний и умений,
С. А. Аарюшкун, Р Р Рахметов
формирование экономической компетентности руководителей.
обеспечивая руководителю решение профессиональных задач на высоком уровне успешности. Маркетинговая компетенция позволит в условиях конкуренции занять образовательной организации свою нишу на рынке образовательных услуг и сформировать его особую миссию; предпринимательская компетенция - умение руководителя правильно и глубоко провести анализ факторов внешней среды и внутреннего потенциала учреждения, от которого будет зависеть эффективность деятельности в сфере образовательных услуг; хозяйственно-правовая компетенция поможет руководителю эффективно, без риска использовать финансовые средства. Экономическая компетентность рассматривается в единстве взаимодействия всех структурных компонентов [1].
Автор указывает на сложность процесса формирования экономической компетентности в системе повышения квалификации руководителя образовательной организации. Поэтому были выделены критерии сформированности экономической компетенции: знаниевый (усво-енность экономико-правовых знаний), деятель-ностный (овладение соответствующими умениям), мотивационный (сформированность ценностной ориентации на экономическую деятельность) и личностный (сформиоованность личностных качеств).
Для определения степени сформированно-сти экономической компетентности в образовательном процессе системы повышения квалификации и, прежде всего, таких ее составляющих, как знаниевого, деятельностного, моти-вационного и личностного компонентов, были определены четыре уровня (недостаточный, базовый, продвинутый и лидерский) сформиро-ванности экономической компетентности руководителя, где каждый предыдущий обусловливает последующий и включается в его состав. Недостаточный уровень выражается в неспособности руководителя решать большинство стандартных экономических задач. Базовый уровень характеризует умение руководителя решать стандартные экономические задачи на репродуктивном уровне; продвинутый - стандартные и нестандартные задачи. Лидерский уровень проявляется в умении руководителя креативно решать экономические задачи, предвидеть появление экономических проблем, принимать упреждающие экономические ре-
шения; обеспечивать высокий уровень конкурентоспособности образовательного учреждения. Отнесение к тому или иному уровню определяется характером экономических задач, которые руководитель может самостоятельно решать [1].
Г. М. Морозова в своей работе выделила три группы взаимосвязанных составляющих элементов экономической компетентности: базовые, функциональные и практические, включающие в себя экономические компетенции. Экономические компетенции включают умение ориентироваться в создавшейся экономической ситуации; разбираться в основных экономических вопросах; проводить общий анализ экономической обстановки; давать объективную оценку экономическим явлениям; принимать оптимальные решения с учетом экономического состояния хозяйствующего субъекта. Руководитель образовательной организации должен обладать и специальными компетенциями в области права, маркетинга, финансового менеджмента, бухгалтерского учета, предпринимательства.
В связи с этим автор делает вывод о том, что экономическая компетентность руководителя образовательной организации - это качественная характеристика личности, состоящая из системы компетенций и включающая знания, умения, опыт деятельности для мобилизации усилий к принятию рациональных экономических решений и степени готовности руководителя к решению определенных экономических задач [4].
О. Г. Назарова рассматривает экономическую компетентность как структурную единицу экономической культуры и отмечает, что в отечественной педагогической науке сложилась точка зрения, согласно которой экономическая компетентность рассматривается как совокупность социальных ценностей и норм, регулирующих экономическое поведение. Обобщая материалы исследований западноевропейских работодателей, О. Г. Назарова выделяет в сфере экономической компетентности следующие компетенции: способность к анализу и синтезу экономической информации; способность применять экономические знания на практике; способность адаптироваться к новым экономическим ситуациям; системное понимание переноса знаний (системная компетенция); иннова-
Гипотезы, дискуссии, размышления
ционные способности; модерацию (способность управлять группой коллег, партнеров не с помощью административно -управленческих методов); способность к интеграции, побуждению высказывать различные мнения и подходы; способность к стимулированию креативного экономического поведения [5].
Исходя из вышесказанного, можно определить, что компетентность - это качество личности, определяющие успешность выполнения того или иного вида деятельности, способность действовать в нестандартных ситуациях благодаря знаниям и освоению обобщенных способов деятельности. Компетентность представляет собой уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социально-экономических условиях.
Понятия «компетентность», «профессиональная компетентность» имеют некоторые общие составляющие, такие как: знания, умения, опыт деятельности, осведомленность в определенной области знаний. Под экономической компетентностью будем понимать знания по своей специальности с учетом экономической ситуации, умение руководителя разбираться в реальной экономической обстановке на основе теоретической базы в области экономики.
Таким образом, в деятельности руководителя образовательной организации можно выделить новое профессиональное качество - это экономическая компетентность, позволяющая руководителю успешно выполнять экономические задачи разного уровня сложности.
В этом смысле экономическая компетентность руководителя выступает как структурный компонент его профессиональной компетентности, определяющий готовность руководителя ориентироваться в сложных экономических условиях, самостоятельно и ответственно принимать экономические решения, а в результате обеспечивает способность к оперативному эффективному управлению, что позволяет оставаться образовательному учреждению конкурентоспособным [6].
Требования к формированию экономической компетентности руководителей образовательных организаций выдвигаются и в нормативных документах федерального уровня. При-
каз Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования"» в обязанность руководителя образовательной организации включают распоряжение бюджетными средствами и обеспечение результативности, эффективности их использования. Кроме этого, руководитель в пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда, утверждает структуру и штатное расписание образовательного учреждения, решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом организации. Обеспечивает установление заработной платы работников, обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом организации, дополнительных источников финансовых и материальных средств. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности образовательной организации в целом. Руководитель должен знать основы экономики, способы организации финансово-хозяйственной деятельности организации, гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательной организации и органов управления образованием различных уровней. Требования к квалификации руководителя предполагают высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет [2].
В Единый квалификационный справочник должностей руководителей постоянно вносятся изменения, но это часто бывает малоэффективным, т. к. его положения постоянно отстают от
С. А. Аарюшкин, Р. Р Рахметов
формирование экономической компетентности руководителей.
динамичной реальной жизнедеятельности современной образовательной организации. Все это обусловливает необходимость создания иных эффективных управленческих инструментов на основе нового отношения к процессу и содержанию управления образовательной организацией в форме профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты основаны на функциональном анализе трудовой деятельности и требований к ней и подлежат постоянному мониторингу и обновлению. Практическая польза от профессиональных стандартов заключается в том, что они необходимы для обеспечения качества профессиональной деятельности в профессиональной области на основе единых требований к выполняемым функциям, формирования стандартов профессионального образования и модульных программ обучения, основанных на компетенциях.
В 2013 году был разработан проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования)». Методической основой для разработки стандарта послужил управленческий цикл А. Файоля, т. к. оказался наиболее универсальным, поскольку входящие в него основные управленческие функции свойственны любой управленческой деятельности, и пригодным в качестве практического методического подхода для разработки профессионального стандарта руководителя образовательной организации [7].
В данном проекте профессионального стандарта обобщенные трудовые функции определены исходя из иерархичности деятельности руководителей в организации, что соответствует уровням профессиональной квалификации. Затем они распределены следующим образом: единоличное управление организацией, управление направлением, управление функцией организации, управление работой исполнителей. В данном стандарте описывается наиболее полный набор трудовых функций, входящих в обобщенную функцию. Это не означает обязательности исполнения всех, описанных трудовых функций, в конкретной образовательной организации. Набор функций, выполняемых руководителем конкретного уровня в конкретной образовательной организации, строится на
основе профессионального стандарта, но с обязательным учетом целей, стратегии, структуры и специфики деятельности и коллектива. Конкретные трудовые функции в данном проекте определены исходя из циклов управленческой деятельности: анализа и планирования; организации и контроля; управление командой; развитие себя (саморазвитие); развитие организации. Перечисленные циклы управленческой деятельности присутствуют на всех квалификационных уровнях (в обобщенных трудовых функциях). Исходя из положений стандарта, можно выделить конкретные трудовые функции, выполнять которые без сформированной экономической компетентности не представляется возможным. Согласно проекту стандарта в трудовые функции руководителя образовательной организации входят: утверждение к исполнению план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации; управление ресурсами образовательной организации; формирование бюджета организации; управление финансами и доходами, маркетинговой деятельностью образовательной организации [8]. Возможность системы повышения квалификации в формировании экономической компетентности руководителя образовательной организации определяется тем, что посредством моделирования образовательного процесса происходит обогащение новыми знаниями, умениями, приобретаемым опытом (т. е. овладение компетенциями) и продвижение уровня компетентности от низкого к более высокому. Новый результат интегрирует то, что было достигнуто обучающимся в вузовском образовании, в процессе самообразования и профессиональной деятельности, с новыми личностными достижениями субъекта [9].
Для формирования экономической компетенции и в целях соответствия квалификационным характеристикам и стандартам предназначен курс «Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Бухгалтерский учет», разработанный кафедрой управления, экономики и права ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Данная дисциплина относится к компоненту специальных дисциплин дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент организации». Програм-
ма предназначена для переподготовки руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений, для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования».
Данный курс направлен на формирование экономической компетентности руководителя образовательной организации.
Курс состоит из следующих модулей:
1. Финансово-экономическое обеспечение деятельности образовательных учреждений.
2. Организация бухгалтерского учета в образовательном учреждении.
3. Организация труда и заработной платы в образовании.
4. Внедрение энергосбережения и повышение энергетической эффективности образовательных учреждений.
Требования к образовательной организации меняются очень быстро, поэтому в курс постоянно вносятся изменения.
На сегодняшний день наиболее актуальными темами в изучении курса являются вопросы организации государственных закупок в образовательных организациях, нормирования трудовой деятельности персонала учреждения, особенности финансирования образовательных организаций.
Андрагогическая образовательная программа имеет модульное построение, проектируется исходя из идеи синергетики (теория самоорганизации), где главное - не передача знаний, а овладение способами пополнения знаний, быстрой ориентации в разветвленной системе знания и способами самообразова-
ния, благодаря чему реализуется принцип субъектности.[10].
Этапы (проектирующий, корректирующий, формирующий, рефлексивный) формирования экономической компетентности представляет цикл, который мог повторяться многократно. На каждом этапе реализовывается целесообразная совокупность задач обучающего и обучающегося, эффективность которых направлена на усвоение знаниевого, деятельностного, мотивационного и личностного компонентов, т. е. на формирование маркетинговой, предпринимательской и хозяйственно-правовой компетенций, что обусловливает результат -сформированность экономической компетентности руководителя образовательной организации.
Критерии, позволяющие выявить уровни сформированности экономической компетентности руководителя образовательного учреждения, обусловливают результат [11].
Таким образом, используя знаниевый, дея-тельностный, мотивационный, личностный компоненты, применяя проблемно-активные методы, различные педагогические технологии (лекции с элементами диалога, дискуссии, анализ ситуаций из практики), через образовательные программы «Менеджмент в образовании» в ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» реализуется модель формирования экономической компетентности руководителя, которую можно представить следующим образом:
Таблица 1
Цель
Формирование экономической компетентности руководителя образовательной организации
в процессе повышения квалификации
Этапы
проектирующий
корректирующий
формирующий
рефлексивный
Уровни сформированности
недостаточный
базовый
продвинутый
лидерский
Результат
Сформированность экономической компетенции руководителя
С. А. Аарюшкцм, Р Р Рахметов
формирование экономической компетентности руководителей.
Библиографический список:
1. Варакина Е. А. Формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Варанкина Елена Анатольевна. -Оренбург, 2011. - 26 с.
2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования"» (зарегистрирован в Минюсте РФ 06.10.2010 № 18638).
3. Рахметов Р. Р. Руководитель и главный бухгалтер: основы новых взаимоотношений // Народное образование. - 2013. - № 6 -С.181-186.
4. Морозова Г. М. Формирование экономической компетентности у студентов неэкономических специальностей вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Морозова Галина Михайловна, 2012. - 25 с.
5. Назарова О. Г. Экономическая компетентность как структурная единица экономической культуры // Гуманизация образования. -2008. - № 5. - С. 149-153.
6. Жуклинец И. И. Формирование экономической компетентности руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации / И. И. Жуклинец // Профессиональная компетентность современного руководителя в системе образования : материалы межрегион. науч. практ. конф., Санкт-Петербург, 19 апр. 2012 г. / под общ. ред. И. В. Гришиной. - СПб. : СПб АППО, 2012. - С. 186-188.
7. Файоль А., Тейлор Ф., Форд Г. и др. Из истории развития менеджмента. - М., 2002.
8. Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования)».
9. Ларюшкин С. А. Государственно-общественное управление образованием в условиях внедрения ФГОС. Правовой аспект // Народное образование. - 2012. - № 10. - С. 79-82.
10. Коптелов А. В. Повышение управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений средствами кейс-технологии // Методист. - 2013. - № 2. - С. 2-4.
11. Абрамовских Т. А. Интерактивное обучение как условие развития субъектной позиции слушателей курсов повышения квалификации работников образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 2 (19). - С. 86.
References:
1. Varakina E. A. Economic competence formation of educational institution head in system of advanced training / Autoabstract : 13.00.08 / Va-rankina Elena Anatol'evna [Formirovanie jekono-micheskoj kompetentnosti rukovoditelja obrazova-tel'nogo uchrezhdenija v sisteme povyshenija kva-lifikacii]. Orenburg, 2011. 26 p.
2. Order of the Health Ministry of the Russian Federation 26.08.2010 N 761n "About adoption of the consolidated qualification handbook for managers, professionals and employees, section "qualification characteristics of education work-ers"[Prikaz Minzdravsocrazvitija RF ot 26.08.2010 N 761n "Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacion-nogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, spe-cialistov i sluzhashhih, razdel "Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovani-ja"] (Registered in the Ministry of Justice 06.10.2010 N 18638).
3. Rahmetov R. R. Director and Chief Accountant: foundations of a new relationship [Rukovodi-tel' i glavnyj buhgalter: osnovy novyh vzaimootno-shenij // Narodnoe obrazovanie], 2013, N 6, pp.181-186.
4. Morozova G. M. Formation of economic competence of students of non-economic specialties of college / Autoabstract 13.00.08 / Morozova Galina Mihajlovna [Formirovanie jekonomi-cheskoj kompetentnosti u studentov nejekonomi-cheskih special'nostej VUZa]. Chelyabinsk, 2012. 25 p.
5. Nazarov O. G. Economic competence as a structural unit of economic culture // Humanization of education [Jekonomicheskaja kompetentnost' kak strukturnaja edinica jekonomicheskoj kul'tury // Gumanizacija obrazovanija], 2008, N 5, pp.149-153.
6. Zhuklinec I. I. Economic competence formation in system of advance training of educational institutions heads // Professional competence of the modern head in the education system : materials of interregional scientific-practical conference [For-mirovanie jekonomicheskoj kompetentnosti ruko-
voditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij v sisteme povyshenija kvalifikacii // Professional'naja kom-petentnost' sovremennogo rukovoditelja v sisteme obrazovanija : materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf.]. St. Petersburg, 19.04.2012, pp. 186-188.
7. Fayolle A., Taylor F., Ford G. and etc. From the history of management [Iz istorii razvitija me-nedzhmenta]. M., 2002.
8. The draft order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation "About adoption of the professional standard of educational organization head (educational management)" [Proekt prikaza Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta rukovoditelja obrazo-vatel'noj organizacii (upravlenie v sfere obrazova-nija)"].
9. Lariushkin S. A. Public-public education management within adoption of the Russian Federal State Educational Standard. The legal aspect //
Public Education [Gosudarstvenno-obshhest-vennoe upravlenie obrazovaniem v uslovijah vne-drenija FGOS. Pravovoj aspect // Narodnoe obra-zovanie], 2012, N 10, pp. 79-82.
10. Koptelov A. V. Increase administrative competence of educational institutions heads by case-technology // Methodist [Povyshenie uprav-lencheskoj kompetentnosti rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij sredstvami kejs-tehnologii // Metodist], 2013, N 2, pp. 2-4.
11. Abramovskikh T. A. Interactive training as a condition of a subject position of students refresher courses for educators // Scientific support skills development system // Scientific support of a system of advanced training [Interaktivnoe obu-chenie kak uslovie razvitija sub'ektnoj pozicii slu-shatelej kursov povyshenija kvalifikacii rabotnikov obrazovanija // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov], 2014, N 2(19), pp. 86.