нансово-экономических показателей и социальных результатов ее деятельности.
В-третьих, основным направлением совершенствования планирования в кооперативной промышленности является переход к системному планированию на базе интеграции преимуществ формального и приростного подходов, что позволяет обеспечить наиболее эффективное управление всем производственным потенциалом потребительской кооперации.
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.
2. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем. М., 1991.
3. Шеин В.И., Жуплев А.В., Володин А.А. Корпоративный менеджмент: опыт России и США. М., 2000.
Поступила в редакцию 6.12.2007 г.
Narizhny I.F., Kriventsov A.A. Planning of manufacturing potential use of cooperative industry of consumers’ cooperative society. In the article approaches to planning of manufacturing potential use of cooperative industry as the core of the integrated business-system of consumers’ cooperative society are described. These approaches are regarded as the most perspective and adequate to positions of the modern management science.
Key words: planning of production potential usage, cooperative industry, consumer cooperative industry.
МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕТНЫХ ПРОЦЕДУР В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
О.В. Гордов
В статье рассмотрены проблемы оперативности и полноты получения учетной информации с целью повышения эффективности управления предприятиями газовой промышленности. Предложены возможные варианты учетных процедур в системе управления предприятий газовой отрасли.
Ключевые слова: моделирование учета, управление предприятиями, экономика предприятий газовой области.
Состояние российского бизнеса сегодня -это результат стремительной и закономерной эволюции. Управление компанией в новых условиях требует от менеджера в первую очередь хорошего владения информацией. Информация об издержках производства, полученных доходах и понесенных убытках, состоянии имущества и финансов фирмы в нашей стране традиционно аккумулировалась в системе бухгалтерского учет и отчетности.
Бухгалтерский учет регистрирует все факты хозяйственно-финансовой деятельности после их совершения на основе первичных документов и, соответственно, дает информацию о состоянии бизнеса на определенный момент прошлого. В то же время существующие формы бухгалтерской отчетности, используемые подборки экономической информации не дают ответа на многие возникающие у менеджеров вопросы. Перед ме-
неджерами встают проблемы оперативности получения информации и полного ее содержания. Эту проблему многие коммерческие фирмы газовой отрасли решили путем создания учетных процедур, существенно дополняющих систему учета [1; 2].
Проблема содержания и формы представления информации связана не только с информационными возможностями, но и потребностями управления бизнесом. Какую прибыль дает бизнес, какой вклад в общий финансовый результат вносит каждая компания группы? Сколько стоит содержание аппарата управления? Какой эффект даст открытие нового филиала? В каких случаях следует отклонить заказ (проект)? Какими денежными средствами будет располагать компания завтра, через месяц?
Для решения этой проблемы на современном предприятии можно создать специальное звено - финансово-аналитическую
службу. Основными ее задачами является постановка и внедрение бюджетирования, системы контроллинга и финансового анализа [3; 4]. Бюджетирование рассматривают как основной инструмент финансового управления, как технологию планирования, учета, отчетности и контроля денег, затрат и финансовых результатов. И все же важно подчеркнуть, что в центре этой управленческой системы стоит четко налаженный учет, требующий постоянной модернизации, в зависимость от сложившихся условий хозяйственной деятельности.
Моделирование учетных процедур имеет существенную фазу анализа современного состояния учета [5].
Данный этап моделирования включает изучение объекта учета, а именно учетной политики, системы производственного, складского, финансового и бухгалтерского учета, организация внутреннего контроля (здесь детализируется информация по данных аналитического учета, выполняется выборка наибольших по стоимости продуктов и услуг, а также ключевых продуктов, а также синтетический учет, обороты в корреспонденции по Дт и Кт, сальдо за проверяемый период.
Далее проводится анализ документов, подтверждающих проведение инвентаризации по данному объекту учета, анализ прав/обязательств, возникновения и оценки данного объекта учета, анализ полноты и точности учета объекта учета, рассмотрение соблюдения нормативных правовых актов РФ в отношении данного объекта учета, рассмотрение ошибок и недобросовестных действий по данному объекту учета, а также информации об аффилированных лицах, участвующих (влияющих) на хозяйственные операции, осуществляемые по данному объекту учета. При этом важно проанализировать условные факты хозяйственной деятельности, связанных с данным объектом учета, рассмотреть события в текущий момент времени, связанных с данным объектом учета, а также влияние операций, событий и других фактов, связанных с данным объектом учета на принцип допущения непрерывности деятельности лица принимающего решение.
Достаточно часто имеет существенность анализ забалансовых счетов учета, сегменты
(операционные, географические), внутрихозяйственные расчеты.
Особое внимание для предприятий по реализации газа аналитиком уделяется внимание НДС. Он проводит обязательные запросы в отношении данного объекта учета.
В процессе анализа финансовой (бухгалтерской) отчетности аналитик уделяет особое внимание организационным мерам, методикам и процедурам в системе внутреннего контроля, которые имеют отношение к предпосылкам подготовки финансовой отчетности, с целью определения видов потенциальных существенных искажений, которые могут встретиться в финансовой отчетности; учета факторов, которые влияют на риск появления существенных искажений; разработки надлежащих учетных процедур, предоставляющих бухгалтеру информацию о состоянии активов и пассивов организации.
Особое внимание на предприятиях газовой отрасли (согласно п 2 ст. 190 части II Налогового Кодекса РФ) должно быть уделено наличию раздельного учета при реализации газа, не подлежащего налогообложению акцизом:
• сухой отбензиненный газ;
• газ для реализации населению;
• газ для реализации АГНКС.
Также должно быть организовано четкое соблюдение лимита бюджетных обязательств при заключении договоров с потребителями, финансируемыми из бюджета (Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 296).
При моделировании учетных процедур о ежесуточном отборе газа потребителями (юридическими лицами) определяется организация следующих разделов учета:
1. Диспетчерский учет данных о ежесуточном отборе;
• расчет величины среднесуточного отбора газа потребителями исходя из договорного объема подачи газа на месяц (на выборочной основе по отдельным потребителям);
• сверка полученной величины среднесуточного отбора с данными учета ежесуточного отбора диспетчерской службы (журнал учета);
2. Наличие данных ежесуточного отбора в актах о количестве поданного - принятого газа.
• сверка объемов газа согласно разрешениям на использование в качестве топлива или
сырья с договорными объемами по отдельным предприятиям на выборочной основе.
• выявление отклонений объема газа по суткам от среднесуточной величины на основании данных ежесуточного учета расхода газа по актам о количестве поданого-принятого газа;
• подтверждение применения повышающих коэффициентов при наличии перерасхода газа потребителем без предварительного согласования с поставщиком, в том числе размер повышающего коэффициента (1,1/1,5);
• правильность отражения в учете повышающих коэффициентов (в составе выручки от реализации газа, либо в качестве штрафных санкций в составе внереализационных доходов).
При этом выявляется правильность применения и учета повышающих коэффициентов при перерасходе газа потребителями при отсутствии предварительного согласования, соответствие условиям заключенных договоров, а именно:
• выявление отклонений объема газа по суткам от среднесуточной величины на основании данных ежесуточного учета расхода газа по актам о количестве поданного-принятого газа;
• подтверждение применения повышающих коэффициентов при наличии перерасхода газа потребителем без предварительного согласования с поставщиком, в том числе размер повышающего коэффициента (1,1/1,5);
• правильность отражения в учете повышающих коэффициентов (в составе выручки от реализации газа, либо в качестве штрафных санкций в составе внереализационных доходов).
Процесс бюджетного управления включает в себя составление бюджетов (планов), отчетов об их исполнении, внешней отчетности фирмы и обеспечение их интеграции в единую систему.
Определение финансовых результатов и налогооблагаемой базы должно быть выполнено по следующему алгоритму:
1. Перерасчет цены на реализуемый газ в случае отклонения фактической теплоты сгорания (калорийности) от стандартной величины.
2. Соответствие применяемых цен на газ государственным регулируемым. В случае реализации газа по коммерческим ценам отсутствие отклонения цены на газ свыше 20 % при реализации газа в сравнимых экономических условиях, и их соответствие условиям заключенных договоров.
3. Правильность оформления актов о количестве поданного-принятого газа.
4. Соответствие объемов принятого для последующей реализации газа объемам отпущенного потребителям газа - разбаланс.
5. Проверка правильности отражения в учете доходов от реализации природного газа.
6. Проверка правильности формирования финансового результата от реализации газа.
7. Проверка правильности исчисления НДС со стоимости отпущенного газа.
8. Проверка правильности исчисления акциза и оформления первичных документов.
9. Проверка правильности учета доходов и расходов по реализации газа для целей налогообложения прибыли.
Информация, полученная в результате анализа, используется как основа системы бюджетного управления предприятием газовой отрасли.
Процесс бюджетного управления начинается с составления бизнес-плана компании, в котором формулируются цели, определяются производственная программа и сметы расходов на управление. На основе бизнес-плана сметы расходов на управление составляются бюджеты компании (финансовый план), которые доводятся до руководства и всех подразделений.
Ход реализации принятых планов в новом управленческом цикле снова регистрирует система учета, которая включает управленческий и бухгалтерский учет. По данным учета составляются отчеты об исполнении бюджетов и внешний бухгалтерский отчет. Далее выявляются и анализируются отклонения фактических результатов от плана, причины этих отклонений и принимаются управленческие решения.
В рамках бюджетирования предполагается составление трех финансовых бюджетов:
• бюджета движения денежных средств
• бюджета доходов и расходов;
• бюджета по балансовому листу (аналитический баланс).
Опыт показывает, что для эффективного развития организации необходимо принять следующую очередность постановки бюджетов: бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств, бюджета по балансовому листу. Предпочтение, отданное бюджету доходов и расходов, связано с необходимостью определения финансовых результатов деятельности как группы в целом, так и отдельных входящих в нее подразделений, а также оценки рентабельности проектов на стадии прогнозирования и планирования.
Анализ существующей организационной структуры предприятия и условий ведения бизнеса показал, что в качестве центров финансовой ответственности (ЦФО) возможно выделение структур, входящих в организацию. Реальным является рассмотрение каждого проекта как центра финансового учета (ЦФУ), а аппаратов управления компаний -как центров затрат. В соответствии с этими условиями была определена иерархия составления бюджета доходов и расходов разных уровней.
Бюджет в целом по предприятию (первый уровень) может быть составлен:
• по компаниям, входящим в группу;
• по проектам;
• по периодам.
В качестве промежуточного уровня может выделено два признака консолидации: фирма и проект.
Выделение признака «проект» часто обусловлено тем, что большая часть проектов проходит через все или несколько компаний группы.
Консолидированный бюджет по фирме (компании) может быть составлен:
• по проектам;
• по периодам;
• в перспективе - по центрам финансового учета.
Консолидированный бюджет по проекту может охватывать несколько фирм, продуктов, периодов.
Составление консолидированных бюджетов по указанным признакам обеспечивает менеджеру оперативное получение информации с любой необходимой степенью детализации о ходе выполнения проектов, эффективности деятельности компаний и группы в целом.
В основу построения бюджетов положены единые принципы и группировки статей доходов и расходов.
Действующая система бухгалтерского учета затрат на производство в значительной мере основана на калькулировании полной себестоимости продукции, работ, услуг.
В условиях рынка необходимость калькулирования полной себестоимости для целей управления не однозначна. Цены на продукцию устанавливает рынок в зависимости от сложившегося на каждый определенный момент времени соотношения спроса и предложения. Затраты компании могут «не вписаться» в существующую рыночную цену. В этих условиях рыночная цена выступает для компаний глобальным стимулом снижения затрат на производство продукции. Развитие рыночных процессов повышает требования компаний к объективности информации о затратах на производство продукции. Калькулирование полной себестоимости может привести к искажениям вследствие отсутствия объективной базы распределения общефирменных расходов.
Часто возникает вопрос какой принцип разнесения общефирменных затрат выбрать: поровну, по обороту, по числу сотрудников, по рентабельности товара или услуги, по группе показателей или экспертно?
Предположим, что оборот торговли одним товаром, например сжиженным газом, в десять раз больше, чем оказание услуг, например услуг автотранспорта. В этом случае разнесение общефирменных затрат поровну приведет к тому, что бизнес станет низкорентабельным или даже убыточным.
Распределив общефирменные расходы по обороту компания устраняет недостатки предыдущего метода и на первый взгляд получает объективный результат. Предположим, что бизнесы имеют одинаковый оборот. Однако первый сжиженный газ - розница, второй - крупный опт, и, соответственно, усилия и затраты в том и другом подразделе -нии различны, как различны и затраты труда аппарата управления, например, бухгалтерия на обработку первичных документов по реализации товара.
При разнесении общефирменных расходов можно учитывать также разнорентабель-ность продуктов, различные условия поставки и оплаты и т. п. Факторы и условия могут
иметь противоположную направленность. В результате неизбежно использование сложных методов распределения в ущерб точности, объективности и прозрачности определения финансовых результатов ЦФО.
Без объективной базы распределения волевое решение руководства может привести к тому, что рентабельное направление в бизнесе станет убыточным, в результате чего фирма потеряет определенный сегмент рынка.
Как показал анализ, постоянно меняющиеся условия бизнеса не позволяют однозначно определить базу распределения общефирменных затрат. Сложность и трудоемкость распределения расходов в этих условиях, а также сомнительная объективность полученного результата заставляют искать новые подходы к калькулированию себестоимости и определению финансовых результатов ЦФО. Выход возможен в применении системы контроллинга.
Контроллинг - это система экономического управления производственно-финансовой деятельностью компании, инструмент, позволяющий спрогнозировать коммерческую ситуацию, выявить отклонения в ходе реализации проекта, деятельности компании в целом и своевременно их скорректировать, оптимизировать затраты и результаты. Контроллинг - это система управления, нацеленная на получение максимальной при заданных условиях прибыли. Контроллинг не предусматривает необходимости планирования и учета полной себестоимости продукции. Как система управления он на первое место ставит причинно-следственную связь уровня затрат и расходов от определенных решений. Разработок, заказов и т. п. Контроллинг базируется на системе учета затрат директ-костинга и оперирует суммами покрытия.
Она предполагает разделение издержек фирмы на переменные, прямо связанные с количеством продукции, произведенной в единицу времени, и постоянные, не зависящие от объема производства продукции. В расчет себестоимости продукции входит только первая группа издержек - переменные издержки. Постоянные расходы списываются сразу на счет прибылей и убытков в том же периоде, когда они были произведены, то есть относятся не к конкретному продукту, а к фирме в целом.
В соответствии с этими принципами в составе издержек бизнес-организации необходимо выделить три группы:
• производственные расходы, непосредственно не зависящие от объема деятельности и в основном пропорциональные ему (прямые, переменные);
• расходы на подготовку и организацию производства;
• расходы на управление компанией. Это расходы, связанные с содержанием аппарата управления компанией. Они не распределяются по продуктам и проектам, а полностью относятся на фирму в целом в том периоде, когда они были произведены.
Таким образом, по продуктам и по проектам рассчитывается производственная себестоимость, включающая производственные расходы и расходы на подготовку и организацию производства (переменные), и определяется финансовый результат по проекту. Финансовым результатом в данном случае является маржинальный доход.
Маржинальный доход - это разность между выручкой от реализации продукции и суммой производственных расходов и расходов на организацию и подготовку производства.
По каждой компании и группе в целом финансовым результатом является прибыль. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции и суммой производственных расходов, расходов на организацию и подготовку производства и расходов на управление. Общая прибыль компании определяется как сумма прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации и сальдо внереализационных результатов.
В соответствии с принятыми группировками издержек финансово-экономическая служба должна разработать формы бюджетов и отчетов, алгоритмы расчета показателей для каждого уровня управления, включив это положением по учетной политике.
Такой подход позволит:
• эффективно управлять затратами;
• избежать искажений, возникающих в случае применения сложных систем распре -деления постоянных расходов;
• с высокой степенью точности определить финансовый результат по каждому проекту и по компании в целом;
• оперативно контролировать постоянные расходы;
• снизить трудоемкость расчетов, упростить нормирование, планирование, учет и контроль затрат и результатов;
• оперативно принимать управленческие решения.
Г.Н. Калянова. М., 2003. (Прикладные информационные технологии)
5. Методика аудиторской проверки «Аудит учета реализации газа и услуг (доходов от обычных видов деятельности)» ООО «Аудит -Новые технологии», 2005.
Поступила в редакцию 22.11.2007 г.
1. Хан Хунгенгенбер. Планирование и контроль // Финансы и статистика. 2006.
2. Бочкарев А., Кондратьев В. и др. 7 нот менеджмента. 5-е изд., доп. М., 2002.
3. Калянов Г.И. CASE - технологии. Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. 3-е изд. М., 2002.
4. Калашян А.Н., Калянов Г.И. Структурные модели бизнеса: DFD - технологии / под ред.
Gordov O.V. Modeling of accounting procedures in the management system of gas industry plants. The article considers the problems of operability and completeness of getting accounting information with the purpose of effectiveness increase of gas industry plants management. Possible variants of accounting procedures in the system of gas industry plants management are proposed.
Key words: account modeling, plant management, gas industry plants economy.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЗАКОНОВ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В.И. Абдукаримов, Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин
В статье рассмотрена экономическая категория «качество» в системе основных экономических законов рыночных отношений; законов экономического функционирования предприятия; статических и динамических законов развития предприятий и организаций.
Ключевые слова: предприятие, качество, результативность.
Об экономических законах развития общества. Вопрос о том, как развивается человеческое общество, давно привлекает внимание людей. Общественные проблемы живо затрагивают каждого из нас, наши материальные и духовные интересы. У каждого человека есть множество вопросов о его жизни, производственных отношениях людей и экономическом строе общества. Ответы на вопросы помогают найти общественные и экономические науки. С давних пор задачей любой науки было познание и раскрытие законов, действующих в природе и в обществе для использования их в интересах людей [1].
Экономические законы проявляют прочную, постоянно повторяющуюся, необходимую связь и взаимозависимость экономических явлений - сущность процессов экономической жизни и развитие производствен-
ных отношений. Многие экономические законы действуют лишь в рамках одного способа производства - это специфические законы. Если явление или процесс устраняется, то и действие закона прекращается. Другие же законы действуют во всех или нескольких способах производства - это общие законы [1, 2].
Объективный характер экономических законов проявляется через субъективную деятельность людей, обусловленную объективными обстоятельствами. Например, законы природы (день меняет ночь, смена времен года, движение небесных тел и др.) действуют независимо от воли и сознания людей -объективно. Но нам может показаться, что действие экономических законов, в отличие от законов природы, зависит от воли и сознания людей, т. к. если не было бы людей и