УДК 316. 624
О.А. Вахрамеева, асп. кафедры социальной педагогики и социальной работы Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, E-mail: Vahrameeva_O_A@mail.ru
МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается актуальная проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Описывается структурно-функциональная модель профилактики девиантного поведения детей-сирот. Рассматривается воспитание позитивно ориентированной личности посредством технологий социально-культурной деятельности.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, структурно-функциональная модель, позитивно ориентированная личность, девиантные формы поведения.
Актуальность социально-культурной деятельности (СКД) предопределяется ее особой ролью в создании гражданского общества. Эта деятельность сегодня выполняет историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества. «Социально-культурная деятельность направлена на культуротворческое, социально-педагогическое, пси-холого-педагогическое, информационное, организационнометодическое содействие развитию личности в процессе производства, интерпретации, сохранения и распространения культурных ценностей» [1, с. 10].
Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальной деятельности.
«Объектом СКД является человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность. Предмет организации СКД - процесс формирования культурной среды. Реализация механизма, социализации, инкультура-ции и самореализации личности; вовлечение личности или социальной общности в мир культуры, в социальнокультурное общество. Ведущая функция СКД - человекотворческая, направленная на формирование и развитие сущностных сил - способностей и дарований человека» [2, с. 15].
Н.Н. Ярошенко при характеристике СКД подчеркивает, что такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны - само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него» [1, с. 10].
Такое присваивание социальных связей, знаний, умений и навыков успешно самым активным образом осуществляется в условиях социально-культурной деятельности. Именно в такой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно подростковый возраст считается одним из наиболее сложных периодов развития человека и во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в этот период происходит переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Таким образом, можно утверждать что, девиантное поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И его коррекция, по нашему мнению, возможна лишь через вовлечение подростков в сферу социальнокультурной деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных
социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. Особенно ярко данный процесс проявляется у детей, оставшихся без попечения родителей.
Выявленная нами специфика проявлений девиантного поведения детей-сирот стала основой разработки модели профилактики девиантных форм поведения детей-сирот в процессе социально-культурной деятельности.
Изучение и анализ категорий моделирование и модель, а также исследование и раскрытие сущности генезиса социально-культурных подходов к организации профилактики девиантного поведения сирот в российском обществе и анализ психолого-педагогической специфики девиантного поведения детей-сирот позволил нам перейти непосредственно к процессу моделирования социально-культурной деятельности в контексте профилактики различных форм девиантного поведения детей-сирот и описанию соответствующей модели.
На первом этапе моделирования социально-культурной деятельности в процессе профилактики девиантных форм поведения, нами были актуализированы полученные в философской и психолого-педагогической науках знания о развитии взглядов на сущность социально-культурных подходов к профилактике девиантного поведения сирот. Проанализирована психолого-педагогическая специфика девиантного поведения сирот изучен, накопленный опыт генезиса социальнокультурных подходов к организации профилактики девиантного поведения сирот. На основе полученных результатов было установлено, что до настоящего времени вопросы ресоциализации сиротства в Российском обществе рассматривались, в основном, в контексте биологического обеспечения ребёнка. Целевая ориентация социальной деятельности не носила образовательного, воспитательного характера. Такие понятия как досуговая активность, ориентация на социальные ценности, духовно-нравственное развитие личности не входили в общественную практику воспитания сирот. Следовательно, возникает необходимость введения в процесс профилактики девиантного поведения сирот посредством социальнокультурной деятельности опосредующего звена - модели. Таким образом, цель процесса моделирования - создание структурно-функциональной модели социально-культурной деятельности в профилактике девиантных форм поведения.
Второй этап моделирования профилактики девиантного поведения сирот в процессе социально-культурной деятельности включал в себя работу по созданию адекватной модели, при разработке которой достигалась аналогия её структуры и функций с объектом исследования - оригиналом. Абстрактный характер модели позволил исключить второстепенные в данном случае связи и отношения. В основу разработки модели профилактики девиантного поведения детей-сирот посредством социально-культурной деятельности были положены личностно-ориентированный, культурологический, системный подходы, т.е. в модели воспроизводится система связей и отношений, обеспечивающая его реализацию в профилактике девиантного поведения сирот, «на модель как бы нанизывает-
l63
ся вся масса эмпирически наблюдаемых свойств и связей действительности, которые в этом случае берутся научно, а не каким-либо иным возможным для создания образом; человек описывается исследователем по отношению к ним» [3, с. 16].
На третьем этапе моделирования была проведена работа по дальнейшему теоретическому анализу модели воспитания позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения посредством мероприятий социально-культурной деятельности. Обратимся к её рассмотрению.
При разработке структурно-функциональной модели мы опирались на развитие когнитивного, эмоциональномотивационного и деятельностного компонентов.
Системный подход в разработке структурно-
функциональной модели профилактики девиантного поведения детей-сирот посредством мероприятий социальнокультурной деятельности предполагает ее рассмотрение как комплекса взаимосвязанных элементов. Элементы модели образуют целостную систему, т.к. будучи взяты по отдельности, они способны обеспечить только решение ряда частных задач. И только их совокупность дает возможность достигнуть цели - воспитание позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения посредством мероприятий СКД.
Личностно-ориентированный подход при решении выше обозначенной проблемы предусматривает организацию целенаправленного взаимодействия педагога и воспитанников, направленного на воспитание позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения.
Учитывая, что мы разрабатываем структурно-
функциональную модель, способствующую эффективному воспитанию позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения посредством мероприятий социально-культурной деятельности, то важным для нас является и деятельностный подход. Основная идея данного подхода связана с деятельностью как средством становления и развития субъективности подростка. Деятельностный подход в нашем исследовании означает организацию и управление целенаправленной деятельностью детей-сирот в контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, личностного опыта. Деятельностный подход исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно и опосредованно осуществляет изменение в структурах личности; личность, же в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных ей видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.
Рассмотрев методологическую основу структурно-
функциональной модели воспитания позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения посредством мероприятий социально-культурной деятельности, необходимо рассмотреть ее структуру.
Предлагаемая нами структурно-функциональная модель воспитания позитивно ориентированной личности включает в себя ряд взаимосвязанных взаимообусловленных блоков. Начальный блок целеполагания представлен целью и раскрывающими его задачами. В своем исследовании мы опираемся на определение цели как идеального мысленного предвосхищения результатов деятельности. Целью предложенной нами структурно-функциональной модели является воспитание социально-культурной позитивно ориентированной личности, уверенной в своей способности влиять на собственную жизнь, посредством активного включения в социально-культурную деятельность, направленную на профилактику девиантного поведения.
Данная цель отображается в следующих задачах:
1. Формирование представлений у детей-сирот о правильном образе жизни, ознакомление с девиантными формами поведения и их последствиями;
2. Формирование мотивации участия в СКД и характера отношения к продуктивному использованию свободного времени;
3. Формирование умений и навыков самоконтроля и устойчивого поведения к различным формам девиаций;
4. Формирование и развитие инициативности и самостоятельности в процессе подготовки и участия в мероприятиях СКД.
Мы считаем, что реализация поставленных выше задач позволит достичь нам цели, т.к. выполнение каждой из задач несет с собой определенный вклад в формирование критериев воспитания позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения детей-сирот.
Следующим в предлагаемой нами структурно-
функциональной модели идет содержательный блок. Содержание воспитания позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения посредством мероприятий СКД, по нашему мнению, складывается из нескольких компонентов, каждый из которых имеет свое наполнение:
- когнитивный компонент - вооружение воспитанников знаниями и представлениями о здоровом образе жизни;
- эмоционально-мотивационный компонент - формирование у воспитанников мотивов продуктивного использования свободного времени, а также участия в мероприятиях СКД;
- деятельностный компонент - включение воспитанников во взаимодействие с социальной средой в процессе социально-культурной деятельности, на основе устойчивого поведения к различным формам девиаций.
Для реализации предлагаемого содержания необходимо наличие процессуально-развивающего блока, который включает в себя ряд принципов и этапов работы. Структурнофункциональная модель воспитания позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения посредством мероприятий СКД основывается на следующих принципах:
- принцип социализации - предполагает усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной социокультурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношение индивида к миру, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и т.п.
- принцип культурологический - требует организации разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности, способствует познанию себя и окружающего мира, правил взаимодействия с социальной средой, приобретения жизненного опыта и формированию нравственных ценностей.
- принцип антропологический - представляет комплекс наук о человеке, обществе и культуре, который предполагает развитие личности, формирование личности как субъекта культуры, создание условий для развития личности и конструктивного удовлетворения потребности в самоутверждении, приобщение личности к культуре. Это процесс становления и развития человека в физическом, духовном, душевном, социальном измерениях.
- принцип профилактической направленности - этот принцип предполагает включение воспитанников реабилитационного центра в социально-культурную деятельность, которая требует социальной активности, а именно расковать инициативу, творчество, самостоятельность, а также волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, для выработки определённых способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям личности.
- принцип парциальности - этот принцип даёт представление о воспитании антинаркотической, антиалкогольной
устойчивости как о части общего воспитательного процесса, который направлен к тому, чтобы формировать психогигиенические основы поведения и обеспечить устойчивость в отношении всех факторов девиантных форм поведения.
- деятельностный принцип - знания о видах девиантного поведения и их последствиях должны стать основой для формирования мотивации участия в различных видах социальнокультурной деятельности с целью предотвращения девиаций различного рода. С одной стороны, такая деятельность - своеобразный результат сформировавшейся мотивации и потребности участия в СКД, с другой - в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «подросток - окружающий мир».
Условиями реализации предложенной нами структурнофункциональной модели воспитания позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения посредством мероприятий СКД являются:
1. Сотрудничество всех участников процесса социальнокультурной профилактики девиантного поведения сирот.
2. Применение личностно-ориентированного, культурологического, системного подходов.
3. Обеспечение включённости сирот в реальные социальные отношения.
5. Организация процесса проявления коммуникативных способностей, способствующих развитию самооценки и активности сирот.
6. Активное вовлечение сирот в выполнение основных функций социально-культурной деятельности.
Процесс формирования воспитания позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения включает три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа: 1- этап совместное участие всего педагогического коллектива центра профессиональной реабилитации в процессе профилактики девиантного поведения посредством мероприятий СКД, 2 - этап осознанного участия детей-сирот в мероприятиях СКД, 3 - этап инициативной и целенаправленной деятельности детей-сирот, направленной на предотвращение девиаций путем продуктивного использования свободного времени и участия в мероприятиях СКД.
Далее в структуре модели следует организационный блок, который предполагает наличие определенных форм работы, методов и средств, которые мы предлагаем использовать в процессе воспитания позитивно ориентированной личности посредством мероприятий СКД.
В процессе реализации предложенной нами структурнофункциональной модели воспитания позитивно ориентированной личности мы намерены использовать такие формы работы как: коллективно-творческие дела, поручения, дежурства, акции, деловые игры, массовые праздники, субботники, туристические походы, спортивные мероприятия, тематические недели, классные часы, экскурсии, диспуты, общественные поручения и др.
Совокупность методов и приемов, влияние которых, на наш взгляд, будет благотворно сказываться на воспитании позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения посредством мероприятий СКД, представлена: наблюдением, анализом, сравнением, беседой, объяснением, демонстрацией видеоматериалов и т.д.
Библиографический список
Для обеспечения информационного просвещения педагогического коллектива центра профессиональной реабилитации мы использовали методический блок, также блок содержит программу по профилактике девиантного поведения сирот с использованием социально-культурных технологий, в котором согласно блокам программы, разработаны мероприятия, проводимые с сиротами три раза в месяц, на протяжении всего учебного года.
Следующим является оценочно-результативный блок, который отражает предполагаемый итог работы по данной модели - это воспитание позитивно ориентированной личности. Он представлен критериями, показателями и уровнями воспитания позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения посредством мероприятий СКД.
И завершающим моментом предложенной нами модели являются функции: функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы и предприимчивости, к ним относятся:
1. Коммуникативная функция способствует формированию нового мышления, изменяет стиль жизни, реализует потребность в общении, восполняет образовательный дефицит, формирует культуру личности, развивает интеллектуальные возможности.
2. Рекреативно-оздоровительная функция способствует формированию потребности в здоровом образе жизни, профилактике зависимого поведения от курения, алкоголизма, наркомании, суицидов, ранних сексуальных связей.
3. Информационно-прсветительная способствует приобщению сирот к здоровому образу жизни на основе чёткого соотнесения с системой информационно-просветительной деятельности реабилитационного центра, направленной на формирование знаний подростков о видах девиаций, способах противодействия им, психологической устойчивости и самозащиты, также использование контекст-анализа публикаций периодической печати и директивных документов по проблемам преступности несовершеннолетних
4. Культуротворческая способствует восполнению духовного и физического потенциала, компенсирует генетические склонности. Реабилитирует последствия, активизирует творческую деятельность, определяет и формирует школу ценностей, предупреждает изменения в поведении, поступках.
Каждая из функций проникнута социально-защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества.
Таким образом, предложенная нами структурнофункциональная модель воспитания позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения посредством мероприятий СКД включает в себя ряд блоков, каждый из которых, по нашему мнению, будет ценным и необходимым в достижении поставленной цели - воспитании позитивно ориентированной личности в процессе профилактики девиантного поведения посредством мероприятий СКД.
1. Ярошенко, Н.Н. Современная социально-культурная деятельность как специальность профессионального образования // Вестник МГУКИ. -2005. - № 3.
2. Ариарский, М. А. О специальности «социально-культурная деятельность» и её специализациях // Вестник МГУКИ. - 2005. - № 3.
3. Штофф, В. А. Роль модели в познании. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963.
Статья поступила в редакцию 13.10.10