Беженцев Александр Анатольевич
Административно-правовое регулирование деятельности образовательных организаций по профилактике правонарушений среди
несовершеннолетних
В статье рассматриваются вопросы, связанные с модернизацией правозащитной административной деятельности органов управления система образования и образовательных организаций в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Даются рекомендации по предупреждению предделиктного поведения подростков.
Ключевые слова: образовательные организации, предделиктное поведение несовершеннолетних, правонарушения, родительские собрания, месячник профилактики правонарушений, патриотическое воспитание, спецшколы закрытого типа.
Administrative and legal regulation of educational organizations for the prevention of student offenses and assistance to minors
In article the questions connected with modernization of human rights administrative activity of governing bodies and educations and educational organizations in prevention of deviant behavior among the minor are considered, recommendations about improvement of students of administrative activities for prevention of offenses are made.
Key words: educational, pre-delictual behavior of minors, offenses, parental meetings, month of crime prevention, patriotic education, social passport of the school, special schools.
Проанализировав общий характер правонарушений несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что противозаконная деятельность молодежи имеет свои типичные черты.
Так, наиболее часто административные деликты совершаются:
лицами, не достигшими совершеннолетия, самовольно принявшими решение не посещать образовательные организации, ведущими антиобщественный образ жизни;
трудновоспитуемыми и неуспевающими обучающимися, систематически нарушающими установленные правила поведения в школе и обществе;
лицами, не достигшими восемнадцатилетия, условно направленными или вернувшимися из специальных школ и профессиональных (технических) училищ;
подростками, вернувшимися из мест заключения, которым по приговору суда определены меры наказания, не связанные с лишением свободы, а также осужденными условно;
осужденными подростками, которые временно освобождены судом от исполнения отбывания наказания;
безнадзорными молодыми людьми из числа обучающихся, совершившими административ-
ные деликты и состоящими на учете в подразделениях органов внутренних дел по делам несовершеннолетних.
Следует отметить, что коренные трансформации, происходящие во всех областях социально-экономической жизни нашего государства, не могут не отражаться на предупредительной и пенитенциарной правоприменительной практике, в том числе профилактике и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Важным направлением профилактики правонарушений и предделиктного поведения несовершеннолетних является создание межведомственной сети специальных органов и учреждений, включающей, помимо уже существующих, дополнительные узкопрофильные центры, занимающиеся социально-трудовой адаптацией детей, которые не могут обучаться в общеобразовательных школах, выпускников детских домов и т. д.
Педагогическим коллективам рекомендуется проводить факультативные занятия с обучающимися, направленные на формирование у них навыков поведения и межличностного взаимодействия, умения «контролировать и устремлять свою жизнь, вырабатывать положи-
65
тельную адаптацию к общественному окружению и привносить модификации в окружающую среду в соответствии с заинтересованностями и надобностями личности» [1, с. 36].
Положительное влияние на предупреждение административных и иных правонарушений несовершеннолетних может оказать развитие школьного самоуправления, которое направлено прежде всего на поддержание корпоративного духа: подросток в школе вынужден руководствоваться правилами поведения, едиными для всех учеников. Возможность участвовать в принятии решений и дифференциация ответственности обеспечивают включенность ребенка в коллектив, а школьное пространство становится «своим» и не провоцирует формирование девиантного поведения как реакцию на установленные нормы и правила.
В последнее время педагоги активно используют новую форму организации образовательного процесса - детские социальные проекты, позволяющие развивать интерес школьников к социально ориентированному творчеству, формировать у них активную гражданскую позицию и ответственность.
Патриотическое воспитание также играет важную роль в превенции правонарушений среди подрастающего поколения. В связи с этим на плановой основе рекомендуется проводить общешкольные патриотические мероприятия: уроки мужества, смотры песни и строя, «Россия - Родина моя», «Фестиваль культуры народов мира», «День семьи и школы», «День матери», «День защиты детей», «День здоровья», фольклорный праздник «Масленица», «Международный день земли». К участию в них следует привлекать родственников обучающихся и общественность, освещать их в местных средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет.
Указанные мероприятия должны воспитывать у детей любовь к родине, почтение к ее историческим, культурным и духовным традициям, а также правам и свободам человека и гражданина, нормам морали.
Непосредственно для подростков с де-линквентным поведением в нашей стране созданы специализированные образовательные и воспитательные учреждения открытого и закрытого типов. В учреждения второго типа могут помещаться лица в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения, если они:
совершили общественно опасное действие (бездействия) до достижения возраста уголовной ответственности;
достигли такого возраста, однако к уголовной ответственности не могут привлекаться по причине того, что в результате отставания в психическом развитии, не сопряженном с психическим расстройством, в момент совершения общественно опасного действия (бездействия) не могли полностью осмысливать характер и социальную вредность своих поступков или руководить ими;
осуждены за совершение деяний средней тяжести, запрещенных уголовным законодательством России, и освобождены судом от отбывания наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ.
Помещение лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в специализированные общеобразовательные закрытые школы и профессиональные закрытые училища может осуществляться исключительно по решению суда.
В коррекционные закрытые образовательные организации направляются молодые люди, у которых выявлены отклонения в развитии или имеются медицинские диагнозы, требующие их содержания, воспитания и обучения в указанных учреждениях. Несовершеннолетний подросток может принудительно находиться в специализированном закрытом воспитательном учреждении до достижения им восемнадцатилетнего возраста, однако не более трех лет.
Завершение принудительного нахождения подростка в специализированном закрытом учебном воспитательном учреждении до установленного судом срока или переход в иное подобное заведение осуществляется в следующих случаях: согласно постановлению суда по месту фактического нахождения учреждения при наличии коллективного письменного представления руководителей закрытого государственного заведения и комиссии по делам несовершеннолетних по месту фактического нахождения учреждения; по письменному ходатайству несовершеннолетнего, его родителей либо законных представителей при имеющемся письменном заключении руководителей закрытой спецшколы или спецучилища и комиссии по делам несовершеннолетних.
Продление нахождения подростка в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа после окончания срока, установленного судом, происходит в случае воз-
66
никновения потребности завершить им общеобразовательную или профессиональную подготовку, которое осуществляется только на основании ходатайства несовершеннолетнего и постановления судьи по месту нахождения учреждения.
В учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут помещаться несовершеннолетние, имеющие болезни, препятствующие их содержанию, воспитанию и обучению в них. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Российской Федерации [2].
Руководители учреждений закрытого типа, согласно уставу или положению об организации их деятельности, обеспечивают особые условия содержания в них лиц, не достигших совершеннолетия: охрану периметра учреждения; индивидуальную безопасность воспитанников и их наибольшую протекцию от негативного влияния извне; ограничение беспрепятственного проникновения на территорию посторонних лиц; подобающую изолированность подростков, исключающую вероятность покидания ими территории по личному желанию; 24-часовое наблюдение и проверку молодых людей, контроль за ними; осуществление личного осмотра подростков и их вещей, получаемой и отсылаемой корреспонденции, бандеролей или посылок.
Переписка несовершеннолетнего с контролирующими и надзорными органами, судьей, прокурором и Уполномоченным по правам человека не подлежит цензуре. Переписка подростков с адвокатами или другими субъектами, правомерно оказывающими юридические услуги, также не ограничивается. Исключением являются случаи, когда руководящий состав специализированного учебно-воспитательного учреждения закрытого типа располагает достоверными сведениями о том, что в письмах содержится информация о готовящемся преступлении либо привлечении к участию в нем иных субъектов.
Работники спецшкол и спецучилищ имеют право применять к несовершеннолетним способы физического сдерживания в том случае, когда другие меры не привели к положительному результату, однако только на протяжении минимального времени и в пределах, не унижающих человеческого достоинства. К таким методам стоит прибегать только в целях пресечения совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний или причинения вреда своей жизни и здоровью либо для
устранения иной опасности, непосредственно угрожающей охраняемым законом интересам других лиц или государства. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» персонал специализированного учебно-воспитательного учреждения закрытого типа должен в кратчайшие сроки уведомить в письменном виде прокурора по месту нахождения данного государственного заведения о применении к лицам, не достигшим совершеннолетия, мер физического сдерживания (физической силы).
Проблемным моментом в работе специальных общеобразовательных организаций является гендерный принцип обучения. Раздельное нахождение и обучение девочек и мальчиков не способствует, на наш взгляд, всестороннему развитию личности, формирует барьер в общении с противоположным полом. Поэтому считаем, что обучение в спецучреждениях должно проходить совместно.
В своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент России В.В. Путин отмечает, что «...самое важное, что волнует родителей и учителей, общественность, - это, конечно же, содержание образовательного процесса, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил еще академик Лихачев: давать знания и воспитывать нравственного человека. Он справедливо считал, что нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую.
Безусловно, важно сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования. В школу уже вернулось сочинение, больше внимания стали уделять гуманитарным предметам.
Но только учебных часов из школьной программы здесь явно будет недостаточно - нужны проекты в театре, кино, на телевидении, музейных площадках, в Интернете, которые будут интересны молодым людям, привлекут внимание молодежи к отечественной классической литературе, культуре, истории.
В школе нужно активно развивать творческое начало, школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни» [3].
67
Для решения вопросов, связанных с модернизацией правозащитной административной деятельности органов управления образованием и образовательных организаций в сфере профилактики административных деликтов и преступных деяний среди лиц, не достигших 18-летнего возраста, структурным подразделениям Министерства просвещения Российской Федерации необходимо обеспечить реализацию следующих мероприятий:
1. Систематическое оказание комплексной поддержки органам управления образованием в регионах в осуществлении подготовки и организации дополнительного профессионального образования для работников данных структур и образовательных организаций с целью повышения их квалификации в решении вопросов, касающихся протекции прав и законных интересов подрастающего поколения, превенции его административной деликт-ности.
2. Проведение комплекса мероприятий по реализации прав детей на образование, увеличение значимости воспитания и социально-педагогической, психолого-педагогической, воспитательной работы в образовательной среде, в том числе при реализации инспектирования образовательных организаций и осуществлении аттестации их директоров. Определить в качестве базового критерия оценки их работы эффективность деятельности по предупреждению безнадзорности, административных деликтов и преступных деяний, совершенных подростками.
3. Внедрение воспитательных программ для детей старшего и среднего школьного возраста, аккумулирующих в себе основы конфликтологии, этики семейной жизни, эстетики.
4. Внесение дополнения в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ следующего содержания: «Ввести разработку и внедрение в деятельность образовательных организаций программ и методик, сконцентрированных на поиске семей, находящихся в социально опасном положении» [4, с. 12]. Это будет способствовать минимизации детских суицидальных проявлений и административных проступков.
5. Разработку и внедрение в административную деятельность методических рекомендаций по проведению родительских собраний и лекториев, посвященных проблемам обеспечения безопасности лиц, не достигших социальной зрелости, недопущения вовлечения подрост-
ков с помощью социальных сетей в противоправную и иную опасную деятельность.
6. Проведение «Месячника профилактики правонарушений». В его организации могут участвовать инспекторы по делам несовершеннолетних, представители ГИБДД, патрульно-постовой службы полиции, уголовно-исполнительной инспекции, сотрудники иных правоохранительных служб, пожарной охраны, члены общественных организаций, психологи, социальные педагоги и т. д.
7. Создание электронного банка данных, содержащего информацию об обучающихся, которые оказались в сложной жизненной ситуации, и семьях, находящихся в социально опасном положении, для оказания им помощи. Кроме того, необходимо оформлять социальные паспорта на каждый класс и впоследствии составлять единый электронный социальный паспорт школы с фотографиями детей и членов их семей.
Социально-педагогическим службам требуется скрупулезно продумывать коррекционную работу с лицами, не достигшими социальной зрелости, имеющими склонность к девиантно-му поведению: подготавливать комплексные целевые программы по профилактике правонарушений («Подросток», «Семья», «Досуг»); организовывать работу совета профилактики правонарушений, проводить совместные административно-правозащитные мероприятия с подразделениями по делам несовершеннолетних, образовательными организациями и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальными центрами помощи семье и детям, которые находятся в сложной жизненной ситуации; направлять усилия на предупреждение потребления наркотических средств, психотропных и психоактивных веществ среди молодых людей; заниматься антиалкогольной, антиникотиновой пропагандой.
Квинтэссенция видоизменения воспитательно-профилактического комплекса в первую очередь состоит в том, что ранее существовавшая «карательная» превентивная политика, базировавшаяся на мерах общественного контроля, административных и уголовных санкциях, планомерно заменяется на охранно-протекци-онную профилактику, которая должна сопровождаться комплексом скоординированных мер адекватного общественно-педагогического, медико-технологического и социально-юридического содействия и помощи несовершеннолетним и их семьям. Достижение желаемого результата в профилактике правонарушений
68
лиц, не достигших совершеннолетия, реально исключительно при условии участия в воспитательной работе педагогов-профессионалов, а преодоление отклонений в поведении учеников следует начинать с первых месяцев
1. Сорокина И.Р., Глухов Д.Н. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательной среде //Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 4.
2. Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием: постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 518 // Собр. законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2873.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 2016 г. Выступления и стенограммы. URL: http://kremlin. ru/events/
4. Винниченко Е.О. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации: административно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2014.
обучения в образовательной организации. В заключение еще раз подчеркнем важность ежедневной коррекционной правозащитной и профилактической деятельности педагогов с данной категорией лиц.
1. Sorokina I.R., Glukhov D.N. Prevention of juvenile delinquency in the educational environment // Advances in modern science. 2016. Vol. 1. № 4.
2. On Approval of the List of Diseases Interfering with the Maintenance and Training of Minors in Specialized Educational Institutions of the Closed Type of Education Authorities: decree of the Government of the Russian Federation d.d. July 11, 2002 № 518 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2002. №. 28. Art. 2873.
3. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 2016. Speeches and transcripts. URL: http://kremlin.ru/ events/
4. Vinnichenko E.O. Prevention of juvenile delinquency in the Russian Federation: administrative and legal aspect: author. diss. ... Candidate of Law. Tyumen, 2014.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Беженцев Александр Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России; e-mail: adovd@mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
A.A. Bezhentsev, Candidate of Law, Associate Professor, Deputy Chief of the Chair of Administrative Activity Agencies of the Internal Affairs of the Saint-Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: adovd@mail.ru
69