Уварина Наталья Викторовна,
доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Uvarina Natalia Viktorovna,
Doctor of Sciences (Education),
Academic Title of Professor,
Deputy Director for science and research,
Vocational Training Institute
South Ural State Humanitarian Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378:796.5 ББК 74.480:75.81
Г.А. Корчагина
МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕКРЕАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОй ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ
В статье описана модель реализации рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму, состоящая из ресурсного, процессно-содержательного и оценочно-корректирующего блоков, функции и содержание которых способствуют достижению общей цели. В результате реализации модели рекреационно-экологической подготовки у студента формируется рекреационно-экологическая компетенция.
Ключевые слова: моделирование, рекреационно-экологическая подготовка, будущие специалисты по туризму, рекреационно-экологическая компетенция.
G.A. Korchagina
MODELING THE RECREATIONALLY-ECOLOGICAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS IN TOURISM
^e model of recreationally-ecological training of future specialists in tourism is described. The model consists of resource, process and content-related, assessment and correcting blocks, which functions and content are aid to achievement of common goal. In consequence of realization of model of recreationally-ecological training students will have formed recreationally-ecological competence.
Key words: modeling, recreationally-ecological training, future specialists in tourism, recreationally-ecological competence.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 43.02.10 «Туризм специалист по туризму готовится к следующим видам деятельности: предоставление турагентских услуг, предоставление услуг по сопровождению туристов, предоставление туроператорских услуг, управление деятельностью функционального подразделения предприятия, предоставление экскурсионных услуг [3]. Действующий стандарт не содержит требований к знаниям и навыкам по экологичной организации рекреацион-
ной деятельности. В то время как в мире, в связи с неблагоприятной экологической ситуацией и высокими психоэмоциональными нагрузками, растет необходимость в восстановлении духовных и физических сил на лоне природы, относительно нетронутой антропогенным воздействием. Следовательно, необходима модель особой подготовки, отвечающей потребностям общества в условиях негативной экологии и вторичной природы.
Структурно-функциональная модель рекреационно-экологической под-
о с ш о
ь ^
га
s ^
ф
с
о
г
Сй
О
н
е
ч о с
о ^
о
m
О X X
о ^
го ф
^ Ф
X
го ей
о ^
^ ф
ч о
готовки специалистов по туризму (рис. 1) построена в результате конкретизации определения подготовки, выявления ее специфики, и в соот-
ветствии с результатами системно-технологического и деятельностно-аксиологического подходов. Цель подготовки - формирование рекреационно-
го
т ^
о
Рис. 1. Модель рекреационно-экологической подготовки
экологическом компетенции для оказания туристско-рекреационных услуг населению в условиях квазиприроды и с учетом экологической конъюнктуры.
Разработанная модель рекреационно-экологической подготовки состоит из ресурсного, процессно-содержательного и оценочно-корректирующего блоков, функции и содержание которых способствуют достижению общей цели.
Ресурсный блок играет важную роль для реализации рекреационно-экологической подготовки, обеспечивая ресурсами весь процесс, и тесно связан с последующими. Блок определяет содержание информации, целеобразующие компоненты и критерии для формирования рекреационно-экологической компетенции. Функции блока - информационная и целеобразующая.
Ресурсный блок состоит из учебно-методических, информационных, кадровых и материальных ресурсов образовательной организации.
К учебно-методическим ресурсам относятся: задания; аналитические материалы; тесты; методические рекомендации; программы выездных практических занятий; банк реализованных проектов; материалы встреч с профессионалами туристского бизнеса, заинтересованными лицами; банк портфолио выпускников.
Данные ресурсы используются в качестве наглядных пособий, образцов учебных материалов для студентов.
Используемые информационные ресурсы:
• справочные информационно-правовые системы («Гарант», «Консультант» и т.д.);
• программы бронирования и резервирования («Sabre», «Сирена»);
• тематические интернет-порталы («ТурПрофи», «Ростуризм» и т.д.);
• электронные библиотеки («Кни-гофонд», «Литрес», «Знаниум», «Юрайт» и др.);
• отечественные и зарубежные электронные и печатные периодические издания по туризму («Турагент», RATA-news и т.д.).
Использование информационных ресурсов позволит студентам расширить профессиональный кругозор, быть в курсе тенденций туристской сферы, получить общие знания о ведении туристско-рекреационной деятельности с учетом экологической конъюнктуры, подготовит к осознанной работе по профилю, даст опыт работы в реальных программах бронирования и резервирования, используемых туристскими предприятиями.
Кадровыми ресурсами являются: квалифицированные преподаватели; специалисты в области туризма; научные сотрудники; главы и сотрудники особо охраняемых природных территорий; представители туристской индустрии.
По мнению Л.Б. Карабановой, подготовку будущих специалистов среднего звена необходимо видеть как совместный и взаимовыгодный проект профессионального образования и бизнеса, способствующий удовлетворению спроса работодателей на квалифицированные кадры, ориентированию студентов на потребности рынка труда, формированию показателей профессионально-творческих достижений как регионально значимых, и обеспечение признания достижений студентов работодателями [1].
Следовательно, широкий круг кадровых ресурсов, особенно привлечение профессионалов туристского бизнеса, позволит сделать рекреационно-экологическую подготовку будущих специалистов по туризму практикоориен-тированной, держать студентов в курсе последних тенденций туриндустрии.
Материальные ресурсы - оборудование учебного туристического офиса, тренинговой фирмы по предоставлению туристских услуг и других кабинетов и лабораторий образовательной организации. Это необходимое оснащение для реализации образовательной программы 43.02.10 «Туризм».
Процессно-содержательный блок модели является ядром рекреационно-экологической подготовки, имеет тесную связь с ресурсным - информационным и мотивационным обеспечением различных форм проведения занятий
о с ш о
ь
s
га
s ^
ф
с
о
г
Сй
О H
е
ч о с
о
о
m
О X X
о
s ^
го ф
Ф
X
го ей о
s ф
ч о
в процессе реализации подготовки; с оценочно-корректирующим - результатами прохождения этапов. Выполняет развивающую, воспитательную и обучающую функции.
Процессно-содержательный блок включает в себя три этапа рекреационно-экологической подготовки, каждый из которых предполагает получение определенного результата и содержит способы мотивации студента, методы, формы, средства проведения занятий, а также виды контроля.
1. Информационно-ориентирующий этап направлен на приобретение экологических знаний, знаний о рекреации, формирование рекреационно-экологической грамотности.
В рамках дисциплин естественнонаучного цикла, через выездные экскурсии, эко-игры, занятия с экспертами, креативно-практические занятия, мастер-классы, конкурсы и т.д. студенты осваивают экологические знания и знания о способах организации рекреации населения.
Используемые формы, методы, средства реализации и мотивация представлены в виде таблицы 1. Описанные способы организации учебного процесса позволяют получить основные теоретические знания, практические навыки и опыт, необходимые для обучения в рамках рекреационно-экологической подготовки. Содержание мероприятий первого этапа охарактеризовано в учебно-методических пособиях автора.
Табл. 1. Формы, методы, средства реализации и мотивация для информационно-ориентирующего этапа
Формы Лекции, выездные практические занятия, эко-игры, встречи с экспертами, аудиторные практические занятия
Методы Учебная дискуссия, круглый стол, метод проектов, тренинг, сторителлинг
Средства Учебные пособия, научная литература, цифровые ресурсы, банк реализованных студентами проектов
Мотивация Примеры представителей туриндустрии, знакомство с мировым опытом решения экологических проблем с помощью туризма
На первом этапе заинтересованность студентов повышается благодаря следующим мероприятиям:
• конкурсам плакатов на темы «Экология и туризм», «Экология и рекреация», «Туризм в условиях неблагоприятной окружающей среды», «Эко-турист», «Безотходная рекреация»;
• организации и проведению эко-акции «Эко-дружественный турист»;
• проектам рекреационно-экологи-ческих путешествий, например, «Рекре-ационно-экологический туризм - туризм будущего!».
Контроль осуществляется через выполнение теоретических и практических заданий.
По итогам первого этапа студенты должны знать:
• строение и функции экосистем;
• последствия антропогенного воздействия на окружающую среду;
• экологические принципы рационального природопользования;
• способы воссоздания и поддержания в норме элементов природной среды;
• существующие экологические проблемы в стране и в мире, а также пути их решения.
Уметь:
• определить место и роль человека в экосистеме;
• оценивать последствия антропогенной деятельности человека, в том числе в результате туристской деятельности;
• организовывать мероприятия по сохранению и улучшению состояния окружающей среды;
• решать экологические проблемы путем участия в эко-акциях и эко-мероприятиях.
В результате у обучающихся формируются ценностные установки по отношению к природе, понимание важности
проведения мероприятий по сохранению окружающей среды для человечества и донесение их значимости до общественности.
По завершении первого этапа у студентов начинается формирование когнитивного, операционального и ценностного компонентов рекреационно-экологической компетенции, подробно охарактеризованной в статье автора «Понятийный аппарат рекреационно-экологической подготовки» в журнале «Современная высшая школа: ин-
новационный аспект» [2, с. 158-159].
2. Апробационный этап предполагает применение знаний, базовых рекреационно-экологических умений. Второй этап реализуется в рамках общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.
Формы, методы, средства реализации и мотивация представлены в виде таблицы 2. Используемые источники и способы получения знаний и умений позволяют продолжить формирование рекреационно-экологической компетенции.
Табл. 2. Формы, методы, средства реализации и мотивация для апробационного этапа
Формы Лекции, семинары, выездные практические занятия, вебинары, встречи с экспертами, самообразование, мастер-классы, учебная практика, занятия в учебном туристическом офисе, выездные практические экскурсии, решение ситуационных задач, дискуссии, креативно-практические занятия, занятия с экспертами, элективные курсы, интерактивные занятия
Методы Решение экологических ситуаций, моделирование, метод проектов, кейсы, имитационные упражнения, исследовательский
Средства Учебные пособия, цифровые ресурсы, информационно-правовые ресурсы, тематические порталы, электронные библиотеки, электронные и печатные периодические издания по туризму
Мотивация Эколого-туристские конкурсы, поощрения от представителей турбизнеса
£
О С ш о
ь
га ^
ф
с
о
Сй
О
н £ ч о с
о ^
о т о
X X
о
го ф
ф
X
го ей
о ^
ф
ч о
Специфические мероприятия подготовки второго этапа:
• исследования «Экологический портрет туристско-рекреационных ресурсов региона», «Квазиприрода региона» и т.д.;
• эко-туристский праздник на территории национальных парков «Таганай» и «Зюраткуль» 27 сентября (Всемирный день туризма);
• проект «Разработка компьютерной/настольной игры «Рекреационно-экологический турист»» (пройти туристский маршрут без нанесения вреда окружающей среде);
• решение рекреационно-экологи-ческих задач (расчет туристской пропускной способности территории, разработка плана мероприятий по рациональному использованию дестинации);
• разработка справочника туристских организаций, занимающихся эколого-просветительской деятельностью (туризмом);
• создание рекреационно-экологи-ческого клуба по организации рекре-ационно-экологических туристских маршрутов, эколого-туристского просвещения населения.
Оценка результатов второго этапа проводится путем выполнения практических заданий в учебном туристическом офисе.
По окончании второго этапа студент должен знать:
• виды рекреационных ресурсов и возможности их использования для туризма, классификацию туристских услуг;
• требования к организации туристских маршрутов;
• цикл туристско-рекреационного обслуживания;
• понятие, виды и принципы экологического туризма;
• об экологических последствиях ведения туристско-рекреационной деятельности на природных территориях;
• способы экологического регулирования туристско-рекреационной деятельности в мире и в Российской Федерации;
• историю,закономерности принципы и методы функционирования отечественной и зарубежных систем рекреативно-экологической деятельности и туризма, их роль и место в общей системе рекреации, туризма и краеведения.
Уметь:
• работать с нормативно-правовой документацией, регулирующей туристско-рекреационную деятельность в мире и в России с точки зрения экологии;
• организовывать и проводить научные исследования в области рекреации и экологического туризма;
• анализировать справочные материалы по туризму и рекреационному ресур-соведению;
• разрабатывать и брать на себя руководство туристскими рекреационными маршрутами;
• оценивать экологические последствия туристско-рекреационной деятельности для окружающей среды;
• определять цели и задачи рекреационной и экологической туристской деятельности как факторов гармонического развития личности, укрепления здоровья человека.
В результате студент:
• определяет сохранность рекреационных ресурсов как ценность и потенциал развития туристской деятельности и общества в целом;
•понимаетприоритетностьтуристско-рекреационного обслуживания для поддержания здоровья населения;
• постигает значимость соблюдения мировых экологических норм и правил, регулирующих туристско-рекреационную деятельность;
• отождествляет экологический туризм со способом привлечения внимания общественности к мировым экологическим проблемам, а рекреационную и экологическую туристскую деятельность - как ценность для гармонического развития личности, укрепления здоровья человека.
На втором этапе продолжается фор-мированиерекреационно-экологической компетенции путем расширения знаний, усложнения задач.
3. Закрепляющий этап нацелен на выполнение туристско-рекреационной деятельности с учетом экологической конъюнктуры и в условиях квазиприроды. Реализуется в рамках общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, производственных практик.
Используемые формы, методы, средства реализации и мотивация представлены в виде таблицы 3.
Табл. 3. Формы, методы, средства реализации и мотивация для закрепляющего этапа
Формы Выездные практические занятия, самостоятельная работа, мастер-классы, встречи с экспертами, семинары, интерактивные занятия
Методы Имитационная практика, стажировка, выполнение проектов, тренинги
Средства Учебные пособия, цифровые ресурсы, информационно-правовые ресурсы, тематические порталы, электронные библиотеки, отечественные и зарубежные электронные и печатные периодические издания по туризму
Мотивация Влияние и помощь учебной группы, работников туриндустрии и заинтересованных лиц
Закрепить результат позволяют специфические мероприятия рекреационно-экологического туризма:
• исследования «Анализ экологической конъюнктуры региона», «Анализ
экологической конъюнктуры Российской Федерации» и т.д.;
• эко-акция «Челябинская область -туристско-рекреационная дестинация»;
• проекты «План мероприятий для
местных жителей туристских дестинаций с целью получение ими доходов от туристической деятельности, и создания для них экономических стимулов к охране природы», «Экономическая эффективность и обеспечение социально-экономического развития региона»; «Содействие устойчивому развитию региона»;
• работа в рекреационно-экологи-ческом клубе.
Контроль и оценка результатов третьего этапа осуществляется через выполнение комплексных профориентирую-щих проектов, а также посредством работы в туристском офисе и тренинговой турфирме.
В рамках третьего этапа студент должен знать:
• стратегии выхода из экологического кризиса;
• технологии разработки рекреаци-онно-экологических путешествий;
• приемы агитации населения с целью пропаганды рекреационно-экологической туристской деятельности;
• приемы ведения туристско-рекреационной деятельности с учетом экологической конъюнктуры и в условиях квазиприроды;
уметь:
• применять на практике способы выхода из экологического кризиса;
• разрабатывать и реализовывать рекреационно-экологические путешествия;
• применять методы и средства сбора, обобщения и использования информации о достижениях в области рекреации, экологического туризма и краеведения;
• вести агитационно-пропагандистскую работу по привлечению населения к рекреационно-экологическому туризму;
• разрабатывать и реализовывать туристско-рекреационные услуги в условиях квазиприроды и с учетом экологической конъюнктуры;
• сформировать следующие ценностные установки:
• осознание ценности разработки и реализации рекреационно-экологических путешествий;
• пропаганда рекреационно-экологи-
ческого туризма среди населения, как способа решения экологических проблем современности;
• готовность оказывать туристско-рекреационные услуги населению в условиях квазиприроды и с учетом экологической конъюнктуры.
В результате у студента завершится формирование всех компонентов ре-креационно-экологической компетенции.
Оценочно-корректирующий блок
содержит критерии, этапы оценки, уровни сформированности рекреационно-экологической компетенции, а также методы, средства и формы коррекции полученных результатов. Функции оценочно-корректирующего блока - оценочная и корректирующая.
Блок тесно связан с информационным, задающим критерии для оценивания, и процессно-содержательным, определяющим формы, методы и средства реализации подготовки.
В нашей модели критериями оценки являются компоненты рекреационно-экологической компетенции: когнитивный, операциональный и ценностный. Этапы определения сформированности компетенции являются традиционными для педагогической практики.
Диагностика происходит в четыре этапа:
1. Организационный, в рамках которого формируется перечень оценочных заданий в соответствии с критериями.
2. Оценка уровня рекреационно-экологической подготовки - проведение диагностики.
3. Сбор и анализ полученных результатов - обработка итогов.
4. Интерпретация и дифференциация результатов - определение уровня сформированности компетенции.
Полученные результаты распределяют по уровням:
• оптимальный, предполагающий сформированность рекреационно-эколо-гической компетенции и получение желаемого результата;
• достаточный, позволяющий считать цель осуществленной, но допускает правку результатов;
о с ш о
ь
га ^
ф
с
о
ю
ей О
н
е
ч о с
о ¡£
о ф
т
о ц
о ¡£ т
о
X X
о
го ф
ф
X
го ей
о ^
с; ф
ч о
• критический, требующий коррекции и возврата к диагностике.
Коррекция осуществляется в индивидуальной и групповой форме, с использованием учебно-методических пособий и информационных ресурсов, применением исследовательского метода, опроса, тестирования и т.д.
В результате реализации модели рекреационно-экологической подготовки у студента формируется рекреационно-экологическая компетенция - профессиональная компетенция для организации рекреационно-экологических путешествий, не нано-
сящих вред окружающей среде; состоит из когнитивного, операционального и ценностного компонентов, итогом формирования которых является: система знаний о месте и роли человека в экосистеме, бережное отношение к окружающей среде, отождествление природы как важнейшей ценности для человечества, экологическая грамотность для ведения туристско-рекреационной деятельности, ценностные установки по отношению к природе, к собственной экологоориентированной деятельности, готовность решать экологические проблемы с помощью туризма.
Библиографический список
1. Карабанова, Л.Б. Ориентирование студентов на профессионально-творческие достижения в образовательном процессе колледжа [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.Б. Карабанова. - Абакан, 2014. - 326 с.
2. Корчагина, Г.А. Понятийный аппарат рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму [Текст] / Г.А. Корчагина // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2016. - № 1. - С. 153-161.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. № 474 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 «Туризм».
References
1. Karabanova L.B. Orientation of students to professionally-creative achievements in college educational process. Dis. ... kand. ped. nauk. Abakan, 2014. P. 326. [in Russian].
2. Korchagina G.A. Key concepts of recreationally-ecological training of specialists in tourism. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. № 1. Р. 153-161. [in Russian].
3. On foundation of Federal State Educational Standard of Secondary Professional Education of specialization 43.02.10 Tourism. Order of 07.05.2014 г. № 474. [in Russian].
Сведения об авторе: Корчагина Гульназ Айратовна,
заместитель директора Высшей школы сервиса и туризма,
Русско-Британский Институт Управления, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the author: Korchagina Gulnaz Ayratovna,
Deputy Director,
Higher School of Service and Tourism, Russian-British Institute of Management, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
ro
T
о