МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕКРЕТИРОВАННЫХ
ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
С.А. Смирнова, И.В. Косова
Кафедра управления и экономики фармации, медицинский факультет, РУДН, ул. Миклухо-Маклая, 8, ¡17198, Москва, Россия
Разработаны модель и механизм функционирования системы обеспечения льготных категорий граждан. Определены задачи и функции для каждого участника процесса, что позволяет повысить эффективность использования информационных, товарных и финансовых потоков в системе.
Для Иркутской области нами разработана модель и механизм функционирования системы обеспечения льготных категорий граждан ЛС, позволяющие разграничить задачи и функции для каждого участника процесса, сделать более эффективным использование информационных, товарных и финансовых потоков в системе, а также создать оперативную обратную связь между управляемой и управляющей подсистемами. В состав управляющей подсистемы входят четыре комитета, которые в настоящее время функционируют в администрации Иркутской области в виде структурных подразделений: управление социальной защиты, главное управление здравоохранения, комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств, главное финансовое управление. Нами предложено ввести в подсистему отдел льготного лекарственного обеспечения в составе комитета фармации. К основным задачам этого отдела, с нашей точки зрения, должны относиться:
- определение потребности в ЛС, предназначенных для льготного отпуска с учетом конкретных наименований, дозировок, форм выпуска и количества;
- определение потребности в финансовых средствах, необходимых для осуществления льготного отпуска в полном объеме;
- анализ источников финансирования лекарственного обеспечения льготных категорий граждан на территории области;
- разработка механизма объединения всех источников финансирования в единый консолидированный бюджет области для обеспечения льготных категорий граждан лекарственными средствами;
- поиск дополнительных источников финансирования льготного лекарственного обеспечения;
- планирование поставок и графика финансирования;
- очередность проведения конкурсов на право поставки ЛС и ИМН для обеспечения льготного отпуска;
- осуществление взаимодействия и координации всех структур, участвующих в процессе льготного лекарственного отпуска, в т.ч.:
а) определение формы и содержания информации, поступающей от структур администрации, для определения потребности в льготных ЛС;
б) определение формы и содержания договоров с уполномоченными аптечными складами и аптеками;
- контроль за деятельностью структур, которые функционируют в составе управляемой подсистемы;
- мониторинг результатов деятельности системы, обработка данных, поступающих по каналам обратной связи;
- представление данных в вышестоящие органы по результатам обеспечения льготных категорий граждан.
Для выполнения поставленных задач в структуре отдела льготного лекарственного обеспечения предлагается создать два подразделения: бюро планирования и контроля и бюро по организации и проведению закупок на конкурсной основе.
Основное назначение бюро по организации и проведению закупок -организация и проведение конкурсов по закупке ЛС не только для обеспечения льготного отпуска, но и для реализации областных медицинских программ, а также обеспечения лечебного процесса в стационарах области. В настоящее время функции организатора конкурса по закупке ЛС в рамках областных целевых программ осуществляются комитетом по фармацевтической деятельности и производству лекарств, а функции по закупке ЛС в рамках десятой статьи бюджета, т.е. для стационаров, планируется передать главному управлению здравоохранения. Эти функции являются для названных комитетов дополнительными, специалисты, осуществляющие их, не освобождены от основной деятельности, т.е. продуктивность такой схемы организации конкурсных закупок ниже, чем могла бы быть, если бы при администрации области работала отдельная структура по организации и проведению конкурсов по закупке ЛС. В то же время надо отметить, что такая структура должна иметь именно лекарственную специализацию, а не быть единым органом, закупающим все товары, услуги и работы для нужд области. Это требование обусловлено тем, что сами ЛС, анализ деятельности поставщиков и производителей фармацевтической продукции, условия доставки, хранения, сертификации и контроля качества требуют особой квалификации специалистов, осуществляющих подготовку документов и проведение конкурса.
Нами сформулированы функции бюро по организации и проведению закупок на конкурсной основе:
- определение функций и полномочий организатора конкурса;
- выбор способа закупок:
а) конкурс (открытый, закрытый);
б) вне конкурса (закупки у одного источника, закупки методом котировок);
- разработка всей необходимой документации для проведения конкурсов:
а) пакет документов, выдаваемый потенциальным участникам конкурса;
б) пакет и форма документов, предоставляемых потенциальным участником в качестве конкурсной заявки;
в) внутренние документы, используемые организатором конкурса в работе;
г) система отчетности;
- разработка процедур подготовки и проведения конкурсов;
- определение объема необходимого финансирования и источников финансирования деятельности организатора конкурса;
- формирование базы данных потенциальных участников конкурса по критериям (наименование; место нахождения; ассортимент; объемы годового оборота; контактные лица; опыт поставок по конкурсам; репутация);
- формирование окончательного вида конкурсной заявки, а именно:
а) мониторинг ценовых предложений, сложившихся на рынке, по закупаемой номенклатуре;
б) анализ цен победителей предыдущих конкурсов;
в) корректировка дозировок, упаковок и иной информации;
- выбор форм оповещения потенциальных участников о проводимом конкурсе и способах обмена информацией;
- использование информационных систем в подготовке, проведении и подведении итогов конкурса.
В разработанной модели льготного обеспечения предусмотрена управляемая подсистема, в состав которой нами включено 5 элементов: 1) объект управления; 2) орган снабжения (аптечный склад по хранению и распределению закупаемой продукции); 3) лечебно-профилактические учреждения; 4) аптеки, осуществляющие отпуск ЛС; 5) потребители ЛС.
Предлагается выбор аптечного склада на конкурсной основе, все затраты по его функциям предполагается компенсировать в рамках заключенного договора между отделом льготного лекарственного обеспечения и уполномоченным складом. Для организации и функционирования уполномоченного аптечного склада необходимо решение следующих вопросов:
1) определение организационной схемы взаимодействия с поставщиками продукции и аптеками, участвующими в льготном отпуске ЛС:
- транспортная схема;
- периодичность поставок;
- объем поставок;
- система заказов;
- система учета и отчетности;
2) определение объема финансовых затрат, связанных с функциями уполномоченных аптечных складов;
3) выбор формы компенсации затрат:
- процент от объемов поставляемой продукции;
- фиксированная сумма;
4) определение источников финансирования этих затрат:
5) разработка условий конкурса по выбору уполномоченного аптечного склада.
По отношению к ЛПУ, главная задача которых в системе льготного обеспечения состоит в назначении ЛС льготным категориям граждан и выписывании рецептов с учетом заболевания больного и его прав на льготы, система предусматривает:
1) выделение перечня ЛПУ, в которых будет осуществляться выписка рецептов на льготных условиях (с учетом территориального деления по месту жительства граждан);
2) определение организационного механизма назначения ЛС и выписывания рецептов, автоматизация этого процесса;
3) разработку организационной схемы взаимодействия с аптеками и отделом льготного лекарственного обеспечения, в т.ч оптимизация обмена информационными потоками с этими структурами;
4) разработку системы учета и отчетности.
В настоящее время ЛПУ подчиняются администрациям муниципальных образований по вопросам хозяйственного ведения, главному управлению здравоохранения администрации области по вопросам, связанным с лечебным процессом. В случае организации предлагаемой системы льготной лекарственной помощи предусматривается подчинение ЛПУ по вопросам назначения лекарств льготным категориям граждан отделу льготного лекарственного обеспечения.
В настоящее время отпуск лекарств по льготным рецептам осуществляется только муниципальными аптеками, которые по вопросам хозяйственного ведения подчиняются администрациям территорий, а по вопросам фармацевтической деятельности контролируются комитетом по фармацевтической деятельности и производству лекарств администрации области. В случае организации предлагаемой системы льготной лекарственной помощи предусматривается выбор аптек, участвующих в системе, проводить на конкурсной основе среди аптечных предприятий всех форм собственности. С победителями таких конкурсов предполагается заключение договоров с компенсацией затрат на хранение и отпуск ЛС на льготных условиях. Для этого необходимо:
1) определение организационного механизма отпуска ЛС по рецептам, автоматизация этого процесса;
2) разработка организационной схемы взаимодействия с ЛПУ, уполномоченным аптечным складом и отделом льготного лекарственного обеспечения, в т.ч оптимизация обмена информационными потоками с этими структурами;
3) разработка системы учета и отчетности;
4) определение объема финансовых затрат, связанных с функциями данных аптек;
5) выбор формы компенсации затрат:
- процент от объемов поставляемой продукции;
- фиксированная сумма;
6) определение источников финансирования этих затрат:
- консолидированный бюджет;
- другие источники;
7) разработка условий конкурса по выбору аптек, обеспечивающих льготный лекарственный отпуск.
Механизм обеспечения льготных категорий граждан ЛС в разработанной модели включает в себя четыре основных этапа: 1) определение потребности; 2) централизованный закуп; 3) назначение лекарств; 4) отпуск лекарств. Описаны содержание каждого этапа и взаимодействия всех элементов управляемой и управляющей подсистем.
Разработанная система и механизм ее функционирования позволит учесть региональные особенности [1,2] при переходе к программе дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан (программа «Льгота-2005»).
ЛИТЕРАТУРА
1. Косова И.В., Зевипа Е.В. Экономические аспекты бесплатного отпуска лекарств в Москве // Новая аптека, 2001. - №6. - С.24-32.
2. Кононова С В., Олейник Г.А. Региональный рынок фармацевтических услуг: Нижегородская область // Новая аптека, 2003. - № 7. - С.39-44.
MODELING OF THE REGIONAL SYSTEM OF MEDICAL PROVISION OF FAVOURABLE CATEGORIES OF CITIRENSHIP S.A. Smirnova, I.V. Kosova
Department of management and economics ofpharmacy, medical faculty, RPFU, st. Miklukho-Maklaya 8, 117198, Moscow, Russia
Both the model and the mechanism of the favourable categories of citizenship provision system function were elaborated. The goals and functions for each partner of the process were fixed. This allows to increase the effect of information, trade and financial use in the system.