Научная статья на тему 'Моделирование работы топливного насоса высокого давления судового дизеля с учетом силового взаимодействия его элементов'

Моделирование работы топливного насоса высокого давления судового дизеля с учетом силового взаимодействия его элементов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
396
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДИЗЕЛЯ / ТОПЛИВОПОДАЧА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / FUEL SYSTEM OF DIESEL / FUEL DELIVERY / MATHEMATICAL MODELING / SIMULATION TRAINING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Троицкий Алексей Владимирович

Описан подход к моделированию работы топливного насоса высокого давления, который позволит инструктору тренажера судового дизеля ставить перед обучаемыми ряд важных задач: переход с одного сорта топлива на другой; работа на обводненном и загрязненном топливе, топливе низкого качества; организация подогрева вязкого топлива. Возможность моделирования на тренажере дизеля отказов топливной аппаратуры позволит повысить качественный уровень тренажерной подготовки. Библиогр. 6. Ил. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Троицкий Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The approach to high-pressure fuel pump simulation is examined; it will help the instructor of the marine diesel simulator set a number of the important tasks: transmission from one fuel class to another; work with watered and contaminated fuel, fuel of low quality; management of viscous fuel heating. The possibility of simulation of fuel system failure using diesel training machine will allow increasing in the quality of simulation training.

Текст научной работы на тему «Моделирование работы топливного насоса высокого давления судового дизеля с учетом силового взаимодействия его элементов»

УДК 621.43

А. В. Троицкий

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ СУДОВОГО ДИЗЕЛЯ С УЧЕТОМ СИЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ

Обучение современных специалистов в области эксплуатации судовых энергетических установок невозможно представить без использования технических средств обучения. Пожалуй, самым эффективным таким средством является тренажер. В качестве примера можно привести тренажер дизеля, применение которого является актуальным, поскольку на большинстве эксплуатируемых речных судов в качестве главных энергетических установок используются именно дизели [1].

Одной из основных систем судового дизеля является система подачи топлива. Типичной для большинства эксплуатируемых дизелей является система топливоподачи так называемого традиционного типа. В состав этой системы входят топливный насос высокого давления (ТНВД) и форсунка, которые соединены между собой топливным трубопроводом. Плунжер топливного насоса получает движение от кулачкового механизма, состоящего из кулачной шайбы распределительного вала и роликового толкателя.

Математическое описание (модель) работы системы топливоподачи должно занимать одно из центральных мест в математическом ядре тренажера дизеля.

С развитием вычислительной техники методы моделирования топливоподачи в пренебрежении волновым процессом в топливопроводе устарели, поэтому в основе математической модели подачи топлива должны лежать уравнения неустановившегося течения вязкого топлива в нагнетательном трубопроводе. Эти уравнения должны решаться совместно с уравнениями граничных условий для узлов топливоподающей системы, в качестве которых записываются уравнения баланса топлива в полостях и уравнения динамического равновесия гидравлически управляемых запорных органов [2].

В моделях подачи топлива, ориентированных на решение проектно-конструкторских задач, закон движения плунжера задается геометрией профиля кулачной шайбы, т. е. считается, что ролик толкателя безотрывно обкатывает кулачную шайбу по эквидистанте к ее профилю (рис. 1). Однако в реальности кинематика плунжера определяется в том числе и силовым взаимодействием элементов ТНВД. Именно этим обусловлены возможные неисправности топливной аппаратуры в процессе эксплуатации, доля которых в среднем составляет 20...35 % от общей суммы отказов по дизелю.

Рис. 1. Движение ролика толкателя по эквидистанте к профилю топливного кулачка

Так, в практике эксплуатации судовых дизелей наиболее частым дефектом ТНВД является заклинивание плунжерной пары. Основными факторами, влияющими на возникновение заклинивания, являются качество топлива (его смазывающая способность, содержание в топливе абразива и воды), тепловое состояние пары трения и величина зазора в сопряженных деталях. Заклинивание (заедание) можно отнести к аварийным видам разрушения поверхностей трения -

возникнув, оно, как правило, приводит к полной непригодности узла к дальнейшей эксплуатации [3]. Увеличение сил трения в плунжерной паре может приводить не только к заклиниванию плунжера, но и к выходу из строя кулачных шайб, роликовых толкателей и пр.

Тренажер судового дизеля должен воспроизводить нарушения в работе топливной аппаратуры в процессе ее эксплуатации. Таким образом, для математического ядра тренажера является важным учет взаимодействия деталей ТНВД между собой, чем обусловлено рассмотрение работы топливного насоса с точки зрения силового взаимодействия его элементов.

Работе ТНВД соответствует расчетная схема, изображенная на рис. 2.

d 7?

ПЛ

m —у—

dt'

Рис. 2. Расчетная схема к составлению уравнения динамического равновесия плунжера

Запишем уравнение динамического равновесия плунжера: d 2Нп

m-----^ _FK ■ cos у + mg + FT + СНпл + FCT + F .

dt2

Здесь m - масса подвижных деталей насоса (для описания нагнетательного хода плунжера

к этой массе добавляется масса элементов роликового толкателя); d - ускорение плунжера;

dt

F}^ — сила, действующая на роликовый толкатель со стороны кулачка; m • g - сила тяготения; Ft -гидродинамическая сила, действующая на торец плунжера со стороны сжатого в надплунжер-ной полости топлива; С • Ипл - сила упругости пружины; F^ - сила статического нагружения пружины (предварительный затяг); F^ - сила трения в паре «плунжер - втулка».

Гидродинамическую силу Ft можно найти из соотношения

F p ■ dпл р Fx _------— ■ рн ,

где dпл - диаметр плунжера; рн - давление топлива в надплунжерной полости.

Жесткость пружины ТНВД С может быть найдена из соотношения [4]:

О

где О - модуль сдвига (для пружинной стали G = 7,85 • 104 МПа); й - диаметр проволоки

пружины; Вср - средний диаметр пружины; пр - число рабочих витков.

Определение величины силы трения ^тр должно носить целевой характер, соответствующий требуемой адекватности математической модели.

Для случая работы пары с образовавшимися на поверхностях трения лаковыми пленками может быть предложена следующая зависимость для определения силы трения [5]:

где а, в и у - соотношения упругости и пластичности металла, его текстурированного слоя и лаковой пленки; Кму и Кту - композиции упругих констант металла и его текстурированного слоя; Клп - константа линейной пластичности лаковой пленки; Кгу - композиция упругих констант граничного слоя топлива на трущихся поверхностях; ,Рв - сила бокового давления,

перпендикулярная оси плунжерной пары; В - максимальная дисперсия от других факторов.

Однако для упрощения модели могут быть использованы и более простые зависимости для определения силы трения в плунжерной паре, учитывающие тепловое состояние пары и качество топлива.

Для безаварийной работы насосной секции необходимо, чтобы величина силы трения в паре «плунжер - втулка» была меньше суммы всех прочих сил, действующих на плунжер.

Нагнетательный ход плунжера. Топливный кулачок вращается и своим рабочим профилем давит на ролик толкателя. Ролик обкатывает кулачок и через толкатель воздействует на плунжер, заставляя его перемещаться, совершая ход нагнетания. Заклинивание плунжера в этом случае может привести к выходу из строя кулачной шайбы или роликового толкателя.

Прочность кулачной шайбы при проектировании оценивается по контактным напряжениям; прочность роликового толкателя - по напряжениям изгиба и среза его оси, а также по удельным нагрузкам [6].

Контактное напряжение в паре «топливный кулачок - ролик толкателя», МПа:

где Е - модуль упругости, МПа; Ь - длина линии контакта шайбы с роликом (рис. 3), м; г и Я -радиусы дуги профиля шайбы и ролика, м.

Напряжение изгиба оси ролика, МПа:

где 1ос - длина оси ролика, м; Ьв - длина втулки ролика, м; doc - диаметр оси ролика, м; dCB -диаметр сверления в оси ролика, м.

Напряжение среза оси ролика, МПа:

FiV _ (аКм.у + т.у + л.п + Кг.у ) рв ± D >

(1)

(2)

(3)

Удельная нагрузка на втулке, МПа:

(4)

Удельная нагрузка в опорах толкателя, МПа:

F

ТҐ — к

^тт

'Id ocbon

где Ьоп - длина линии контакта в опоре, м.

Удельная нагрузка на наружной поверхности втулки, МПа:

(5)

K on = Tt

(6)

Рис. 3. Роликовый толкатель

При известных значениях максимально допустимых напряжений и удельных нагрузок из выражений (1)-(6) можно получить величины максимально допустимых сил, действующих на толкатель со стороны кулачка. Минимальная из них будет являться максимально допустимой для данного кулачкового механизма:

[ F ] = rnin (F).

Тогда условием безаварийной работы насосной секции в этом случае будет являться следующее неравенство:

Тр < [F ]• cos Y - mg - FT - Chnj] - FCT + m^T. (7.1)

dt

Всасывающий ход плунжера

Плунжер совершает возвратное движение из крайнего верхнего своего положения под действием силы упругости пружины. Масса элементов роликового толкателя не оказывает влияния на перемещение плунжера. Заклинивание плунжера в этот момент может привести либо к полной потере плунжерной парой своей функциональности (если сила трения в паре становится выше суммы всех прочих сил, действующих на плунжер), либо к работе кулачкового механизма с ударом (если сила трения внезапно преодолевается другими силами).

В отсутствие силы, действующей на толкатель со стороны кулачка, условие безаварийной работы насосной секции выражается неравенством

d 2h

Ттр < mg + Тт + Ch^ + Тст - m^p . (7.2)

dt2

Выполнение условий (7.1) и (7.2) на каждом шаге расчета дает основание определять перемещение плунжера из анализа кинематики привода ТНВД:

где 5кул - функция, описывающая геометрию профиля кулачной шайбы; р - радиус ролика толкателя.

В противном случае следует говорить о заклинивании плунжера или выходе из строя привода насоса, что является аварийным случаем.

Описанный подход к моделированию работы ТНВД позволит инструктору тренажера судового дизеля ставить перед обучаемыми ряд важных задач: переход с одного сорта топлива на другой; работа на обводненном и загрязненном топливе, топливе низкого качества; организация подогрева вязкого топлива. Возможность моделирования на тренажере дизеля отказов топливной аппаратуры позволит повысить качественный уровень тренажерной подготовки.

1. Троицкий А. В. Тренажер дизеля: моделирование топливоподачи // Тез. докл. VI Междунар. науч.-техн. конф. «Будущее технической науки». - Н. Новгород, 2007. - С. 61-62.

2. Троицкий А. В. Компьютерное моделирование топливоподачи в судовом среднеоборотном четырехтактном дизеле // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Морская техника и технология. - 2009. -№ 2. - С. 188-192.

3. Крагельский И. В., Добрыгин М. Н., Камбалов В. С. Основы расчетов на трение и износ. - М.: Машиностроение, 1977. - 526 с.

4. ГОСТ 13765-86. Пружины винтовые цилиндрические сжатия и растяжения из стали круглого сечения. Обозначение параметров, методика определения размеров.

5. Большаков В. Ф., Фомин Ю. Я., Павленко В. И. Эксплуатация судовых среднеоборотных дизелей. -М.: Транспорт, 1983. - 160 с.

6. Фомин Ю. Я., Никонов Г. В., Ивановский В. Г. Топливная аппаратура дизелей: Справочник. -

М.: Машиностроение, 1982. - 168 с.

THE HIGH-PRESSURE FUEL PUMP SIMULATION FOR SHIP DIESEL ENGINE WITH FORCE DEPENDENCE

A. V. Troitsky

The approach to high-pressure fuel pump simulation is examined; it will help the instructor of the marine diesel simulator set a number of the important tasks: transmission from one fuel class to another; work with watered and contaminated fuel, fuel of low quality; management of viscous fuel heating. The possibility of simulation of fuel system failure using diesel training machine will allow increasing in the quality of simulation training.

Key words: fuel system of diesel, fuel delivery, mathematical modeling, simulation training.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Статья поступила в редакцию 28.09.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.