УДК 621.437
М.Ю. Елагин, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-05-01, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
М.Н. Яковлев, асп, (4872) 35-05-01, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
МОДЕЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА В ДВИГАТЕЛЕ С ВРАЩАЮЩИМСЯ ЦИЛИНДРОМ-КЛАПАНОМ
Приведены математическая модель и ряд результатов расчётов перспективного двигателя внутреннего сгорания с вращающимся цилиндром-клапаном.
Ключевые слова: рабочий процесс, двигатель внутреннего сгорания, вращающийся цилиндр-клапан.
В рассматриваемом двигателе, в принципе, все происходит так же, как в обычном четырехтактном ДВС, но вместо тарельчатых клапанов применен Rotating Cylinder Valve, что в переводе означает «вращающийся цилиндр - клапан» - отверстие с уплотнителем в боковой поверхности цилиндра. Цилиндр вращается со скоростью, в два раза меньшей скорости вращения коленчатого вала. При этом отверстие в нужные по четырехтактному циклу работы моменты совмещается с двумя "портами": через первый подается топливовоздушная смесь, через второй удаляются продукты сгорания (рис. 1) [1].
Подобная схема дает возможность обходиться без сложного клапанного механизма, уменьшить потери на трение при работе клапанов, а также количество деталей, что удешевляет производство и позволяет использовать высокие обороты. Более широкие отверстия клапана и «портов» ускоряют газообмен. В результате двигатель становится более надёжным.
Турбулентность, возникающая при вращении цилиндра, улучшает распределение топливной смеси и делает процесс сгорания более интенсивным. В результате сокращаются потребление горючего и количество вредных выбросов, а удельная мощность возрастает до уровня 100 л.с./л, что характерно в основном для форсированных моторов. Проблема в том, что реализовать эту схему удалось пока лишь на двигателях объемом до 250 см3, предназначенных для мотороллеров и мотоциклов [1].
Решение проблемы возможно с помощью математического моделирования рабочих процессов, протекающих в двигателе.
При построении математической модели использовалась физическая теория, в рамках которой при описании процессов, протекающих в ДВС, реализован системный подход. Подобный подход в полной мере реализует тепломеханика - одна из наиболее удачных версий технической термодинамики [2], ориентированная на изучение процессов преобразова-
ния энергии, происходящих в цилиндре двигателя внутреннего сгорания. Её особенностью является учёт массового (материального) взаимодействия, помимо двух традиционных для классической термодинамики взаимодействий теплового и механического характера.
Рис. 1. Принцип действия двигателя с вращающимся цилиндром-клапаном
Предложенный способ положительно зарекомендовал себя при моделировании аналогичных объектов [3].
Исходная система уравнений математической модели ДВС, разработанной в рамках тепломеханики, основывается на законах:
- сохранения энергии
- сохранения массы
іП
ІТ
іт
і
к, ьог
■Ё ь +^- + -г
іт іт
к
Ё °к •
Р-
(М_
іт
Расчётная система будет состоять из трёх подсистем уравнений:
- термодинамической подсистемы для расчета изменения состояния рабочего тела в цилиндре двигателя;
- подсистемы для расчета теплообмена между рабочим телом и элементами конструкции;
- механической подсистемы для расчета перемещения поршня. Термодинамическая подсистема включает:
- уравнение скорости изменения температуры рабочего тела
1
іт су(Т )рЖ
Ё (ЬІ - и-Р— +
І=0
іт іт
+
іт
(1)
- уравнение скорости изменения плотности рабочего тела
ір
іт
к
Ё О
у І=0
р
і_Ж_
іт
(2)
- уравнение состояния
р = PRТ, (3)
где 0]- - расходы рабочего тела при газообмене; су(Т) - удельная изохорная теплоемкость; Я - газовая постоянная; И, и - соответственно удельные энтальпия и внутренняя энергия рабочего тела; т - время.
Тепловой поток, выделяющийся при сгорании топлива в двигателе SQx/dт, определяется по эмпирической моделе И.И. Вибе.
г Ох
-7х = Йс-5-¥-ар-т ,
ат ат
т
іх 6,908( т +1 )ф
— = ю------!----------е
Фт+1
- 6,908
ґ \т+1
уФ2 J
где йс - цикловая масса топлива; Qр - низшая теплота сгорания топлива;
т - показатель сгорания; ф2 - условная длительность сгорания; £, - коэффициент использования теплоты в двигателе (учитывает потери теплоты на диссоциацию и принимается равным 0,8...0,9); у - коэффициент полноты сгорания топлива, у = 1 - 57780000 (1 _а) • а - коэффициент избытка
ар
воздуха.
Подсистема уравнений теплообмена включает: - уравнения тепловых потоков
SQъ
іт
= а ь (Т - Тс %
5(2ь
іт
= а ь (тс - Т0 )%И >
(4)
(5)
- уравнение скорости изменения температуры стенки двигателя
іТс
іт
ст
50ь - 50ъ_
іт іт
(6)
где с, т - удельная теплоемкость и масса стенки двигателя; Бъ, Би - площади теплоотдающих поверхностей.
1
Для расчета коэффициента теплоотдачи ав между рабочим телом и стенками двигателя используется формула Эйхельберга.
где р, Т - текущие давление и температура в цилиндре двигателя; ст - средняя скорость поршня.
Механическая подсистема
В составе энергетической установки двигатель и непосредственно связанный с ним потребитель мощности - трансмиссия (нагрузка) - образуют механическую вращательную жесткую систему с одной степенью свободы, а следовательно, с одной обобщенной координатой - углом поворота вала ф [4].
Таким образом, механическая подсистема будет включать:
- упрощенное уравнение динамического равновесия вращающихся масс системы двигатель - нагрузка
- кинематическое соотношение
аФ= ш . (8)
ат
Уравнения механической подсистемы дополняются уравнениями: пути х и скорости поршня V, объёма полости цилиндра Ж и скорости его изменения аЖШт, момента инерции движущихся масс JС, движущего момента Мс, площади теплоотдачи Бъ.
Система уравнений 1-8является замкнутой системой, на основе которой были созданы алгоритм и программа, позволившие рассчитать рабочий процесс ЯСУ-двигателя. При этом, так как в систему уравнений вошли все основные конструктивные и эксплуатационные параметры, то разработанные математическое описание, алгоритм и программа будут полезны при проведении модернизации существующих двигателей и их проектировании.
В целях проверки адекватности математического описания были проведены расчёты работы ЯСУ-двигателя объёмом 125 см в зависимости от частоты вращения вала, которые сравнивались с экспериментальными результатами, приведёнными в [1] (рис. 2). Расхождение результатов составило не более 5 %, что позволило достаточно оптимистично оценить полученные результаты.
(7)
об/мин
Рис. 2. Сравнение экспериментальной и расчётной кривых мощности четырёхтактного ЯСУ-двигателя объёмом 125 см3:
-♦— экспериментальные данные; -■—расчётные данные
На рис. 3, 4 представлены результаты расчёта давления и температуры рабочего тела в цилиндре двигателя при «=6000 об/мин.
Время, с
Рис. 3. Изменение давления в цилиндре двигателя
Время, с
Рис. 4. Изменение температуры в цилиндре
Результаты расчётов, представленные на рис. 2 - 4, характеризуют возможности математической модели и алгоритма. Из анализа полученных результатов также следует, что данный тип двигателя имеет сравнительно высокий механический КПД и высокий коэффициент наполнения, что можно объяснить отсутствием в двигателе традиционного механизма газораспределения и клапанов.
Список литературы
1. URL.:http://www.vostokcooter.ru/index.php
2. Мамонтов М.А. Основы термодинамики тела переменной массы. Тула: Приок. кн. изд-во, 1970. 87с.
3. Елагин М.Ю. Математическое моделирование нестационарных процессов в открытых термодинамических системах. Тула: ТулГУ, 1999. 112 с.
4 Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей / А.С. Орлин [и др.]. М.: Машиностроение, 1983. 372 с.
M. Elagin, M. Yakovlev
Modeling of the process engine with rotating cylinders-valve
A mathematical model and some results of calculations forward-combustion engine with rotating cylinder-valve are described.
Keywords: workflow, internal combustion engine, rotating schiysya cylinder-valve.
Получено 12.01.10.