2016, том 18 [10]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ЗАМЕДЛЕНИЯ СТАРЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В ДЕТСКО-МОЛОДЕЖНЫХ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Л.А. Крапивина
Тюменский государственный университет
Аннотация. В статье обозначено возможное направление исследований проблем общей теории старения в рамках педагогической науки. Показана целесообразность использования потенциала невидимых активов разновозрастных детско-молодежных объединений для улучшения физического и психического состояния пожилых людей. Раскрыто содержание нового понятия «межвозрастная коммуникация». Перечислены разные способы групповой деятельности, которая играет ключевую роль в улучшении физического и эмоционального состояния пожилых людей и существенным образом определяет интеллектуальное развитие, личностный рост и успешность самореализации подростков.
Ключевые слова: общая теория старения, разновозрастное объединение гуманистической направленности, межвозрастная коммуникация, связь и преемственность поколений, универсальная коннективность, модель поведения, эмоционально-нравственный стержень, эмерджентный эффект.
Общая теория старения относится к глобальным научным вопросам, которые пока не могут быть полностью исследованы в результате частных экспериментов или индивидуальных методов изучения. Как отмечают исследователи, необходимо, чтобы общая теория старения, создавалась и разрабатывалась на высоком уровне абстракции, описывая старение как общее явление жизни, где вопросы природы феномена старения, его основных механизмов и возможных путей воздействия, а также предполагаемых результатов такого воздействия, решались бы в общем виде на уровне современного системного анализа синтеза изучаемых вопросов физики, биологии, социологии [1; 5; 6]. На наш взгляд, в рамках обозначенной теории, несомненно, существует и составляющая педагогических
исследований [2], которая находится в области изучения процессов, происходящих в разновозрастных объединениях людей.
Разновозрастное объединение (РВО) — социальная целостность, объединяющая людей, несовпадающих по уровню развития. Неотъемлемой частью РВО является процесс межвозрастной коммуникации [3], включающий в себя общение, контакты, связи, коллективную деятельность, сопереживание, творчество, командное сотрудничество, информационный взаимообмен, решение сложных социальных задач, проблем и конфликтов представителей разных поколений. Разновозрастные группы подростков возникают, как правило, стихийно и способны действовать без руководства взрослых [4]. Во многом именно поэтому процесс практического со-
—--—
.....34 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
КрапивинаЛА. Моделирование процесса замедления старения и улучшение эмоционального состояния...
здания воспитательных систем такого типа и их изучения был существенно затруднен в мировой педагогической практике [6—8].
Разработкой понимания проблемы социального развития человека в воспитательной системе разновозрастного объединения мы занимаемся с 1998 года. Социально-обусловленная необходимость появления РВО определена тем, что это родовое свойство человека, поскольку люди, как существа общественные, не могут выполнить в одиночку многие функции по жизнеобеспечению и выполнению глобальных задач продолжения рода. субъектно-деятельностная необходимость связана с глубокой философской проблемой понимания смысла человеческого существования в целом. Так как у человечества нет генетически заданной программы социального поведения, то издавна у людей появилась необходимость в сохранении общими усилиями опыта обучения, воспитания и социализации детей, которую в прошлом хорошо выполняли наиболее авторитетные представители старших поколений.
В центре внимания нашего исследования находятся процессы, которые происходили и происходят в разновозрастном объединении «Каравелла», работающем в Свердловске-Екатеринбурге с 1961 года. В ходе длительных наблюдений (более тридцати пяти лет) за разновозрастным составом нескольких поколений детей было установлено следующее. В таких группах психолого-педагогическое сопровождение характеризует проблемный поиск. Необходимо учитывать гиперактивный характер самого подросткового возраста, когда вербальные формы и пассивные методы обучения практически не работают. В подростковом возрасте особо важными задачами становятся принятие групповых ценностей и проявление себя среди других. Отсюда повышенное стремление к самоутверждению, абсолютная вера в идеалы товарищества, романтическое мироощущение и экстремальность поведения. В РВО наибольшую роль для подростков играет интерактивное обучение социальному взаимодействию, где дей-
ствия и поступки взрослых, а также представителей более старших поколений, определяют и задают вполне конкретные модели поведения: ребенок — подросток, ребенок — взрослый, ребенок — пожилой человек, подросток — юноша, подросток — взрослый, подросток — пожилые люди и т. д.
Теоретико-методологической основой изучения социального развития человека в условиях разновозрастных групп явились труды отечественных и зарубежных исследователей с опорой на социально-личностный, коммуникативный и культурно-исторический подходы. Большое значение для теоретического осмысления исследуемой проблемы имеют теория воспитания человека в коллективе (О.С. Газман, А.Н. Лутошкин, А.С. Макаренко, М.И. Рожков, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий), работы по исследованию детского движения в России (А.В. Волохов, В. А. Караковский, М.Е. Кульпетдинова, Р.В. Соколов, И.И. Фришман и др.), теория личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
С середины 70-х гг. ХХ века и в первом десятилетии XXI века обозначилась еще одна тенденция: появление новых форм воспитательных систем РВО, которые создавались под непосредственным влиянием и воздействием РВО «Каравелла». Именно в этот период возникли и вполне успешно адаптировались в социальной системе новые общественные формы объединений, получивших название крапивинские отряды, где в качестве основного способа объединения учебных групп использовали разновозрастный принцип. В исследовании анализировались результаты РВО из разных регионов России: «Всадники», «Цунами», «Легенда» (Екатеринбург), «Дозор», «Дорога», «Буревестник» (Москва), «Дорога» (Петрозаводск), «Сполох» (Воркута), «Странник» (Томск), «Эспада» (Пермь), «Звездный» (Калуга), «Гайдаровцы» (Серов и Киров), «Сириус» (Ирбит), «Ветер странствий», «Пятерня», «Камелот» (Тюмень), «Странники» (Тверь) «Салют» (Дзержинск, Нижегородск. обл.), «Кречет» (Н. Тагил) и др.
~ 35 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 10
—--—
Благодаря тому, что движение развивалось в разных условиях, было установлено следующее.
В самоорганизующихся разновозрастных объединениях гуманистической направленности закономерно возникает новое системное свойство, влияющее на эффективность воспитательного результата — позитивный эмерджентный психолого-педагогический эффект, выраженный в качестве всеобщего эмоционального подъема, доброжелательного свободного общения людей, сотрудничества, взаимопомощи, проявления доброты, заботы, внимания, дружеской поддержки, ответственности, товарищеской критики. Как дополнительный результат в данных исследованиях было обнаружено, что в такого типа РВО, объединяющем молодых, взрослых и пожилых людей, происходит значительное улучшение эмоционального состояния, стремления к повышению двигательной активности, и движения в сторону замедления проявления признаков старости у пожилых людей, а также повышенное проявление эмпатии и удовлетворения потребности в общении с представителями старших поколений у молодежи. Формы взаимодействия молодых и пожилых людей включали в себя целый комплекс разных видов групповой деятельности: строительство и ремонт яхт; организацию и проведение спортивных занятий и соревнований (парусный спорт веселые старты, шашки, шахматы, дартс, настольный теннис; путешествия — на катерах и яхтах детской парусной флотилии; участие в подготовке театральных постановок и представлении их на сцене; танцевальные занятия во время подготовки и проведения балов; чтение стихов, исполнение музыкальных произведений и песен во время литературных гостиных, творческих поэтических вечеров; коллективный просмотр и обсуждение кинофильмов; благоустройство территории, участие в разных добровольческих акциях; организация встреч, интервью, пресс-конференций, выпуск книги воспоминаний, помощь ветеранам молодых волонтеров во время проведения памятных
дат, праздников и событий, посвященных Великой Отечественной войне. В качестве конкретных примеров обозначим проекты «Одна на всех Победа», «Семейный экипаж», «Строительство пяти яхт за пять дней», «Море в конце переулка», «Наследники Победы», «Непридуманные герои: перекличка времен и событий», «Знамя Победы». Возраст участников-волонтеров разновозрастного отряда «Каравелла» от 10 до 30 лет и пожилых людей из ветеранских общественных организаций — от 60 до 95 лет.
В целом результаты исследования помогли найти новые наиболее эффективные способы взаимодействия молодых и пожилых людей. Для каждого отдельного человека разный возрастной этап имеет свои свойства и свою ценность. Эта ценность предопределена единством, целостностью и фактической нерасчлененностью времени, определяющего взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По сути содержание отношений «ребенок — подросток — юноша — взрослый — старик — ушедшие люди» определяет силу и прочность связи поколений, преемственности традиций, глубину культурного наследия. Общественно ценные мотивы и тип поведения человека не возникают автоматически, а определены внутренними и внешними факторами его развития и формирования. Именно поэтому стремление одних людей к объединению с другими обусловлено осознанием каждой отдельной личностью целостности человеческой жизни, прохождение которой включает в себя вполне определенные этапы. Уникальность единичной индивидуальной жизни объединяясь с жизненными линиями многих разных людей создает неповторимый жизненный путь каждого народа отдельной страны и одновременно всего человечества. Следовательно, изучая разновозрастные объединения одного государства и обследуя каждого участника РВО, мы можем не только видеть исключительные особенности и индивидуальные национальные результаты, но и предполагать проявление похожих явлений у других народов разных стран.
—--—
.....36 .
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999
e-ISSN 2226-7417
КрапивинаЛА. Моделирование процесса замедления старения и улучшение эмоционального состояния...
ЛИТЕРАТУРА
1. Дильман В.М. Большие биологические часы (введение в интегральную медицину). URL: http://www.lib.ru/NTL/MED/STARENIE/ startenie.txt_with-big-pictures.html.
2. Загвязинский В.И. Наступит ли эпоха возрождения? Стратегия инновационного развития российского образования: моногр. М.: Логос, 2015.
3. Крапивина Л. А. Воспитательная система разновозрастного объединения как эффективное средство социального развития личности подростка // Вестн. ТюмГУ. 2008. № 5. С. 55—60.
4. Крапивина Л.А. Формирование межвозрастной коммуникации подростков в условиях воспитательной системы РВО: учеб. пособ. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2013.
5. Лазебник Л.Б. и др. Старение. Профессиональный врачебный подход. М.: Эксмо, 2014.
6. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.
7. Макаренко А.С. Сочинения: в 7 т. М.: Изд. акад. пед. наук, 1958. Т. 5.
8. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.
MODELING OF AGING RETARDATION AND IMPROVEMENT OF SENIORS' EMOTIONAL STATE WITHIN CHILDREN AND YOUTH MULTIPLE-AGED GROUPS
L.A. Krapivina
Tyumen State University
Annotation. This article outlines a possible research trend of the problems of general aging theory as part of education science. The potential applicability of invisible assets of multiple-aged children and youth groups is proved in order to improve physical and mental state of seniors. A new concept content of the inter-age communication is disclosed. Different methods of group work are listed which plays a key role in the people social competence formation and in a meaningful way defines intellectual development, personal growth and successful self-fulfillment of youngsters.
Key words: General theory of ageing, multiple-aged groups of humanistic orientation, inter-age communication, generation continuity and integration, universal connectivity, behavioral pattern, emotional and moral compass, emergent effect._
REFERENCES
1. Dilman V.M. Big Biological Clock (introduction to integrative medicine). Available at: http://www.lib.ru/NTL/MED/STARENIE/startenie. txt_with-big-pictures.html (In Russian).
2. Zagvyazinsky V.I. Will the Renaissance era come? The Russian education innovative development strategy: monogram. Moscow, Logos, 2015 (In Russian).
3. Krapivina L.A. Education system of multiple-aged group as effective means of the youngster personality social development. News. Tyumen State University, 2008, no. 5, pp. 55—60 (In Russian).
4. Krapivina L.A. Formation of the youngster inter-age communication in the context of MAG education system: teaching guide. Ural State Pedagogical University. Yekaterinburg, 2013 (In Russian).
5. Lazebnik L.B. et al. Aging. Professional medical approach. Moscow, Eksmo, 2014 (In Russian).
6. Lutoshkin A.N.. Emotional potentials of the group. Moscow, Pedagogics, 1988 (In Russian).
7. Makarenko A.S. Writings: in 7 volumes. Moscow, Publishing house "Academy of Education Sciences", 1958, vol. 5 (In Russian).
8. Sukhomlinsky V.A. How to educate a real man. Moscow, Pedagogics, 1990 (In Russian).
~ 37 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)