УДК 37.013.78+316.454.5
Л.А. Крапивина
динамичный синергизм невидимых активов детско-молодежных разновозрастных объединений
КРАПИВИНА Лариса Александровна — доцент Института социального образования Уральского государственного педагогического университета.
Россия, 620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 28
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассмотрена проблема недостаточного использования в педагогической теории и на практике результатов исследований, посвященных развитию и обучению человека в разновозрастных объединениях. Дан анализ явления «невидимых активов» как феномена результатов деятельности людей, получающих синергетический эффект, значительно превышающий показатель относительно суммы усилий отдельных составляющих. Представлены результаты проявления эмерджентного эффекта «невидимых активов» в разновозрастных объединениях, исследованных в отечественной педагогической науке. Системообразующие факторы, определяющие величину, мощность и предел воспитательного потенциала разновозрастного объединения, выделены на основе историко-генетического анализа. Показана необходимость использования результатов богатого отечественного педагогического опыта в социальном развитии подростков XXI века.
Ключевые слова
ДИНАМИЧНЫЙ СИНЕРГИЗМ; НЕВИДИМЫЕ АКТИВЫ; РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ; МЕЖВОЗРАСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ; КОММУНАРСКИЙ ДУХ; СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ; СИЛОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.
Одним из парадоксов отечественной системы образования является то, что она пытается формировать социальные знания и навыки подрастающего человека в одновозрастных группах, в то время как культурная народная традиция всегда предусматривала иные средства, потому что общество разновозрастно. В нем есть младшие (эмоция, жажда жизни и познания мира), юные (энергия, инициатива, стремление к развитию), взрослые (сила, знания, умения, навыки) и мудрые (зрелость, мастерство, разум, опыт). А все они вместе — люди, которые очень нужны друг другу. Возникает резонный вопрос: по какой причине в нашем обществе отсутствуют воспитательные системы, включающие в субъектный компонент представителей всех возрастных категорий граждан — детей, подростков, юношей, взрослых и пожилых людей?
Не откроем секрета, если скажем, что одно-возрастное объединение (как система) искусст-
венно создается взрослыми с целью выполнения дидактических или воспитательных задач, а разновозрастное объединение (как система) зарождается естественным образом и развивается в любом социальном объединении людей с целью обеспечения процесса межвозрастного взаимодействия. Результаты данного взаимодействия часто использовались государством при выполнении больших социально значимых целей, но сами объединения, как правило, не становились объектом достаточно серьезных исследований.
Несмотря на отсутствие точного определения и понимания в науке явления «невидимых активов», многие исследователи разновозрастных объединений неоднократно указывали, что такие группы особым образом сплачивают людей, позволяя им выполнять достаточно сложные социальные и воспитательные задачи.
В общем виде это явление можно охарактеризовать так: процесс создания и результаты крупных социально значимых дел усиливают связи в отношениях между людьми, определяя последовательное наращивание потенциала «невидимых активов», суммарный показатель которого, в свою очередь, создает условия для появления новых, еще более значимых дел. Рассмотрим два примера.
В воспоминаниях одного из скаут-мастеров — Г.В. Радецкого отмечается: «Во время Первой мировой войны (1914 г.) скауты несли службу связи при различных учреждениях Общества Красного Креста, работали в качестве помощников санитаров в лазаретах, организовывали бюро по подыскиванию квартир для беженцев, несли дежурство на вокзалах железных дорог для оказания помощи прибывающим семействам беженцев, оставались с детьми, когда родители уходили в город. Герлскауты широко развивали свою помощь на питательных пунктах, в госпиталях, на складах перевязочных материалов, в детских приютах. Особо отмечали санитарную команду, сформированную из скаутов старшего возраста, которым охотно помогали младшие ребята. Эта команда всегда бралась за особо трудную работу (выделено нами. — Л. К.), например помогала при разгрузке военных санитарных поездов. Сначала скауты помогали раненым выходить из вагонов, провожали их до санитарных автомобилей и сопровождали до указанного госпиталя. Затем дополнительно стали нести дежурства, помогая персоналу госпиталя, ухаживая за ранеными воинами и исполняя их поручения и просьбы» [1, с. 45].
Добавим, что в таком сообществе достаточно быстро возникает своего рода особое внутреннее информационное пространство, которое обеспечивает всех участников межвозрастных отношений необходимой им дополнительной информацией. Ребята достаточно быстро осознают отличие этих новых отношений от уже имеющихся в накопленном социальном опыте и начинают создавать социально-нравственное устойчивое воспитывающее пространство, которое не зависит и не нуждается в постоянном контроле взрослых наставников. Не являясь родственниками по крови, дети разного возраста начинают испытывать по отношению друг к другу симпатию и родственные чувства, не-
смотря на разницу в уровне интеллектуального, социального и физического развития.
Важно отметить, что связи и отношения между представителями разных поколений (С.Л. Рубинштейн называет их межвозрастными, П.Т. Ширяев — семейными, В.Д. Семенов — общинными, С.Т. Шацкий — артельными,
A.С. Макаренко — коллективными, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Р.В. Соколов, В.Л. Ситников и другие — коммунарскими, Б.З. Вульфов,
B.П. Крапивин, М.И. Рожков, а также автор данной статьи — разновозрастными) являются системообразующим фактором, определяющим величину, мощность и предел воспитательного потенциала разновозрастного объединения (РВО). Их отличают эмоциональная насыщенность и социально-нравственная устойчивость, альтруистическая и позитивная проявленность личности. Понятия чести, достоинства, дружбы, солидарности предельно выражены в РВО через большую силу целенаправленного коллективного внушающего воздействия на подростка, которое оказывают специальные органы совместного управления.
Внешними показателями высокоорганизованной системы управления РВО являются: идентификация возможностей; множественные взаимосвязи; ограничения, определяемые традицией; управление перемещением ответственности; ротация выборных руководителей; благотворительная направленность совместной деятельности; коллективные планирование, исполнение и оценка сделанного; чередование творческих поручений; институт временных «советов дела» при высшей власти «общего сбора»; многодневные «сборы»; летние палаточные лагеря; коммунарский дух и мн. др. Коллективный характер процессов в разновозрастных коммунарских объединениях отмечают многие исследователи.
Многочисленные свидетельства очевидцев подтверждают, что во время коллективных творческих дел (КТД) разновозрастных коммунар-ских объединений («Радость детям», «Радость селу», «Помощь детскому дому», «Трудовой десант», «Идеологический фронт») удивляла, а порой «захватывала» непривычная атмосфера всеобщего эмоционального подъема, дружеского общения, взаимопомощи, стремления сделать всякое дело сообща. Р.С. Варганова отмечает, что главным условием эффективного
функционирования такого рода объединений становится организация крупных значимых дел, которые сплачивают участников, создавая условия для проявления творчества и инициативы [2, с. 26—27].
Кроме того, РВО создает условия для испытания своих сил в проблемных «взрослых ситуациях» и реализации возможности апробации различных вариативных форм преодоления трудностей.
А.Н. Лутошкин характеризует это явление как эмоциональный суммарный показатель соотношения настроений индивидуальных состояний и общего настроения как совокупности ощущений своего коллектива [3, с. 58].
В данной статье мы рассмотрим явление, которое получило в литературе название «ком-мунарский дух». В документальных свидетельствах и воспоминаниях многих участников коммунарских объединений утверждается, что в «коммунарстве» главное не идеи и не дела, а именно «дух», т. е. атмосфера, свойственная именно коммунарскому объединению [4, с. 79]. В.А. Караковский, применивший методику проведения коммунарских сборов в условиях массового общеобразовательного учреждения Москвы (800—1500 учащихся), установил, что атмосфера, возникающая во время КТД, удивляет, заряжает, заражает, привлекает и высокоэффективно влияет (в воспитательном плане) на каждого участника [5, с. 55].
А.С. Макаренко обозначил такую форму эмоционального проявления коллективной силы термином мажор, С.Т. Шацкий называл появление подобного эффекта в воспитательной системе товарищеским подъемом, И.Н. Жуков определял это явление как единение душ, Я. Корчак называл его коллективной совестью, В.П. Крапивин — отрядной атмосферой, последователи И.П. Иванова — коммунарским духом. Как отмечают выпускники коммунарских клубов, ленинградского КЮФа (И. Аванесян), объединений-последователей, входивших в состав московской коммунарской системы Хавской (М. Кожаринов, С. Тишин), петрозаводских коммунарских объединений и центров (С. Воздвиженский, Д. Рогаткин), свердловского «Алого паруса» (А. Загорюев), пермского Клуба юных коммунаров (И. Зуева, А. Басс), в коммунарстве многих привлекал именно «дух».
Исследователи синергетики Э. Кемпбелл, К. Саммерс Лачс определили данное явление
как «динамичный синергизм невидимых активов» [6, с. 81]. В рамках данного исследования «невидимые активы» рассматриваются как присущие человеку и РВО материально не выраженные внутренние ресурсы, обеспечивающие процесс динамичного развития личности и всего РВО в целом.
«Невидимый актив» понимается нами как психологический эффект, выраженный в качестве всеобщего эмоционального подъема, ярко проявленного через доброжелательное свободное общение, взаимопомощь в процессе деятельности, энтузиазм, творчество, возникающие в результате межвозрастной коммуникации.
«Невидимые активы» могут проявляться с особой силой практически сразу по мере появления РВО. Кроме того, они могут накапливаться и применяться на протяжении длительного времени, обеспечивая РВО постоянными ресурсами и новыми возможностями, помогающими активно приспосабливаться к динамично меняющемуся миру.
Г.Н. Сериков и С.Г. Сериков утверждают, что в гуманном образовании выведение системы соотношения личного и межличного во взаимоотношениях участников из равновесного (установившегося) состояния продиктовано необходимостью развития свойств личности и развития всей системы взаимоотношений. Длительное пребывание такой системы в неравновесном состоянии приводит к накоплению внутрисистемной энергии, обусловливающей переход этого состояния в равновесное с изменившимися свойствами. Появление новых свойств в воспитательной системе, в свою очередь, последовательно определяет качественные изменения ресурсных накоплений ее потенциальных сил [7, с. 79—81].
Важно отметить, что авторы воспитательных систем РВО использовали принцип межвозрастного сотрудничества в условиях разных организационных форм, например Л.Н. Толстой — в школе, С.Т Щацкий — в общине, клубе, детском загородном поселении, О.И. Пантюхов, И.Н. Жуков, А.С. Макаренко — в патрулях, отрядах, дружинах, колониях, И.П. Иванов — в штабах, клубах, сборах, круглогодичном всероссийском лагере, В.П. Крапивин — во внешкольном разновозрастном общественном объединении.
Рассмотрим, как это происходит в РВО «Каравелла» (Екатеринбург). Личность под-
ростка, попадая в условия разновозрастных субъект-субъектных отношений, самостоятельно определяется со своим местом в общем (межличном), не теряя при этом личного (индивидуального). Это происходит на основе компромиссов с собой и партнерами, в результате которых проявляется субъект-субъектная пропорция (соотношение) личного и межличного. Допуск смещения пропорционального соотношения возможен в различных вариантах рассмотрения, но нормативно-правовой фактор обеспечивает условия проверки и контроля выравнивания уровня соотношений за счет потенциала внутренних невидимых активов самой личности и всего разновозрастного объединения.
В качестве примера рассмотрим один из отзывов о результате реализации эмерджент-ного эффекта в отряде «Каравелла». Его написал Саша П. (13 лет), подросток-сирота, приехавший на одну из программ «Каравеллы» в 2010 году из Медновского дома-интерната города Твери: «Ехал и боялся. Хотел, чтобы все было так, как в книге В. Крапивина. Очень хотелось, чтобы было именно так, но и был страх, что меня не примут. А еще я молился, сам не знаю, почему. А потом я увидел отрядных ребят. И понял, что их жизнь лучше книги. Прямо на вокзале стали происходить настоящие чудеса. Меня сразу взяли жить в настоящую семью. У меня снова (пусть всего на две недели) появились родители и бабушка. Я возвращался в интернат без сожаления, потому что знал, что эта семья решила взять меня под опеку. Моих новых родителей и двух братьев не испугало даже, когда они узнали, что у меня есть младший брат, который живет в другом детском доме. Всего за месяц нам с братом дали российское гражданство, хотя до этого бумаги ходили где-то почти два года. Летом мы попали на парусную практику, где учились управлять яхтой, фехтовать, писать заметки, выпускать газеты, рисовать плакаты, ставить спектакли. А еще дружить по-настоящему. И это все произошло всего за полгода. Если честно, мне все время казалось, что я нахожусь в какой-то сказке, что все происходит не со мной и что все происходит как-то слишком быстро. В „Каравелле" я поверил, что чудеса делают люди».
Как же работает механизм усиления и ускорения процессов в решении вопросов и проблем
РВО? Согласно системно-синергетическо-му подходу, силу воздействия РВО определяет появление нового типа связей, который возникает только при условии объединения усилий людей разного возраста. В управлении синергизмом наибольшее значение имеет вовлеченность участников в процесс принятия решений, а главное — равноправное распределение ответственности. Когда все участники осознают важность решения проблемы и начинают работать над решением задач, то коллективный поиск достаточно быстро помогает достигнуть успеха. Именно связь поколений создает социальные условия (межличное поле взаимодействия), в результате которых разные силовые потоки оказываются связаны между собой, изменяя, расширяя и усиливая не только потенциальные возможности воспитательного взаимодействия каждого человека, но и общий потенциал всей системы.
В рассмотренном примере Саша, действительно, не просто хотел иметь семью, но и совершал конкретные действия, отражающие его состояние и желание на других людей. Эффект обратной связи особым образом был усилен в РВО за счет открытого межвозрастного общения, взаимодействия, коллективного поиска. Все это запустило процесс решения проблемы, осознаваемой как групповая, а не индивидуальная, результатом стало появление новой семьи. В настоящее время Саша и его брат уже три года живут в Екатеринбурге и воспитываются в приемной семье.
Именно связь поколений создает феноменальные по силе социальные условия (межличное поле взаимодействия), и различные воспитывающие силовые потоки оказываются связанными между собой, изменяются и усиливаются не только потенциальные возможности воспитательного взаимодействия каждого субъекта, но и общий потенциал всей системы. Напомним, что в любой социальной, неравновесной системе наличие прямых и обратных связей объективно приводит к постоянному изменению системы, увеличивая варианты реализации сложившейся в ней неравновесности, что, в свою очередь, способствует появлению нового силового потенциала, несвойственного как компонентам в отдельности (личное), так и всей системе в целом, когда она находится в состоянии равновесия (межличное).
Выявленный тип межвозрастных отношений обеспечивает появление ощущения безопасности воспитательного пространства, а также усиление реализации субъектами адаптивной, коммуникативной, креативной функций. Как показывают результаты данного исследования, разновозрастный состав субъектного компонента во многом определяет и усложняет характер системных связей, когда каждый компонент воспитательной системы РВО начинает выполнять функцию не одной, а всех действующих сил. При таком условии РВО создает такой феноменальный по силе уровень отношений компонентов (элементов, потоков, энергетических импульсов), который существенно усложняет и усиливает все компоненты, функции, свойства, факторы и связи воспитательной системы, определяющие величину ее общего силового потенциала. Именно поэтому дети и подростки так стремятся попасть или создать РВО.
Эти стихийно возникающие и распадающиеся детско-подростковые объединения обеспечивают целенаправленное воздействие на тот или иной состав молодых граждан, в котором формируются социальные установки, являющиеся своеобразным регулятором поведения личности в обществе. Появление все более крупных и разнообразных РВО обусловлено в основном тем, что общество в ходе исторического процесса, по мере усложнения социальных организмов, укрупнения городов, возникновения государств и развития коллективных общностей (род — народ — человечество), постоянно пыталось выработать методы повышения эффективности приобщения всех субъектов к желаемой системе восприятия действительности и нормированного поведения в социально типичных ситуациях. На определенном этапе развития человеческой цивилизации влияние макросреды стало настолько могущественным, что, изменяя естественные, непосредственные межличностные связи людей, например в семейном воспитании, на микроуровне, определило межличностные связи макроуровня.
К сожалению, социально-психологические особенности процесса появления и развития укрупненных РВО в мировой и отечественной науке исследованы пока недостаточно. Есть основания полагать, что каждая эпоха развития человечества создает особые условия для возник-
новения и развития нового типа воспитательной системы РВО на микро- и макроуровне.
Одно из десятилетий истории России (1954—1964) получило образное название «оттепель». Все позитивные и негативные явления данного периода историки во многом связывают с личностью Н.С. Хрущева. Хрущевское время вошло в историю как одна из самых ярких и противоречивых страниц советского времени. Основным содержанием хрущевской эпохи стали осуждение культа личности Сталина, начавшийся процесс реабилитации жертв необоснованных репрессий и социальные преобразования: широкая программа восстановления сельского хозяйства, интенсивное жилищное строительство, техническое перевооружение промышленности, освоение космического пространства.
В качестве результатов, определивших развитие гуманистического направления в педагогике и пропаганду демократических принципов взаимоотношений между людьми, на наш взгляд, важно выделить возникновение в названный период социальных явлений нового типа: движения студенческих отрядов (1955), движения туристических клубов и клубов авторской песни (1956), движения коммунарских клубов (1959), движения команд КВН (Клуба веселых и находчивых) (1961), а также создание всероссийского детского лагеря «Орленок» (1960) и молодежных жилых комплексов (1967). Также с июля 1961 года начала работать разновозрастная команда «БВР» — прародитель отряда «Каравелла».
Период «оттепели» характеризует еще и то, что под влиянием событий и явлений именно данного периода сформировалось целое поколение людей, которые и в последующие годы «застоя» сохранили верность демократическим принципам и стремление воплотить в жизнь провозглашенные или декларируемые идеалы. Исследователи психолого-педагогической науки утверждают, что наиболее ярко это поколение проявилось именно в коммунарском движении. Как отмечает Р.С. Варганова, «ком-мунарство — примета оттепели. Это было время, когда в истории Советского государства распахнулись окна, двери и души для инициативы и творчества. И творчество не заставило себя ждать» [2, с. 21].
Руководители коммунарских отрядов и городских штабов пионерского и комсомольского
актива сразу задумывали создание такого рода объединений как альтернативу формальным пионерским отрядам, для оживления внешкольной работы и направления бурной энергии молодости в общественно-полезную деятельность. С.Д. Поляков назвал коммунарскую методику «феноменом педагогической действительности, которая возникла в Советском Союзе не благодаря, а вопреки государственной педагогической системе» [Цит. по: 4, с. 62].
Термин «коммунарское движение» появился в прессе с 1963 года, когда в стране возникли сотни секций клуба «Юных коммунаров» (к 1966 году их было более 500). Это понятие определяла воспитательная система творческого саморазвития коллектива и личности, разработанная И.П. Ивановым на основе опыта С.Т. Шацкого, О.И. Пантюхова, И.П. Жукова, А.С. Макаренко и тимуровского движения А.П. Гайдара. По мнению В.Л. Ситникова, «коммунарство — стихийно осуществленный в СССР уникальный социальный психолого-педагогический эксперимент, оставшийся практически незамеченным ни философией, ни психологией в шестидесятые годы, но который будет оценен по достоинству будущими поколениями» [2, с. 8].
На наш взгляд, в коммунарстве воспитательная система РВО была экспериментально проверена и результативно проработана на практике, но, к сожалению, не получила глубокого научно обоснованного изучения в официальной педагогической теории. Объяснялось это вполне простой причиной — альтернативным характером существования коммунарства по отношению к официально признанным в государстве и изучаемым воспитательным системам пионерской и комсомольской организаций.
Многолетние исследования И.П. Иванова и его последователей позволили установить следующее. Социальное развитие личности подростка, включенного во взаимодействие с людьми другого возраста, характеризуют возникновение общих целей деятельности и изменение отношения взрослеющего человека к пониманию его роли среди взрослых и других детей. Это отношение выражено в проявлении форм делового сотрудничества и предметно-содержательном общении участников. Изучение «предшественников» позволило сформулировать ряд альтернативных идей, принципов, при-
емов и методов, постепенно, в процессе многолетней творческой опытно-экспериментальной и теоретической работы, превратившихся в стройную, цельную концепцию, которую стали называть «коммунарской методикой», «теорией и методикой коллективного творческого воспитания». В чем суть методики? Деятельность, в процессе которой преобладают отношения творческого содружества поколений, позволяет открыто решать конкретные практические задачи изменения и улучшения жизни окружающих, как групповые, так и индивидуальные. Одновременно незаметно (открыто) решаются задачи воспитания положительных качеств личности и преодоления отрицательных. Это сочетание различных видов общей заботы в соответствии с разными видами деятельности. К ним относятся: поведение, общение, трудовая, познавательная, художественно-эстетическая, оздоровительно-спортивная, организаторская деятельность.
Кроме того, именно И.П. Иванов, творчески продолжая теоретические исследования С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и других педагогов, обнаружил закономерность повышения эффективности результатов развития личности подростков в РВО (у А.С. Макаренко — в коллективе, у С.Т Шацкого — в сообществе, у И.П. Иванова — в коммуне) в двух формах. Во-первых, в форме появления традиций, связанных с естественным постоянным накоплением опыта и ненасильственной передачей жизненно важной информации от старших поколений к младшим в конкретный исторический период. Во-вторых, в форме тесного взаимодействия возрастов, которое обеспечивает появление специфических отношений между старшими и младшими (по И. Пригожину, эмерджентный эффект, возникающий только при определенных условиях).
Эмерджентный эффект «невидимых активов» РВО гуманистической направленности проявляется в усилении демократических форм товарищеской заботы, сотрудничества, взаимопомощи, требования, контроля, коллективного поиска решения и т. д. В результате этого младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочие навыки старших, а также приучаются уважать старших и их авторитет. У старших, в свою очередь, воспитываются внимание к человеку, великоду-
шие к миру и требовательность к себе, умение защитить идеи и результаты коллективной деятельности. За счет появления эмерджентного эффекта процессы обучения, воспитания, социализации и осознания социальной ответственности значительно ускоряется и у старших, и у младших.
Завершая разговор о потенциале «невидимых активов», отметим еще один важный аспект. Проблематика развития личности молодого человека находится в плоскости смы-слообразующих жизненных потребностей, особо актуализирующихся в подростковом возрасте. Движения «коммунаров» и «крапивин-цев» смогли удовлетворить эти потребности в силу своей гуманистической направленности,
именно поэтому они стали столь массовыми и разновозрастными. Идеи и методика движений распространялись прежде всего силами самих детей, конечно, при помощи взрослых.
Результат эмерджентного эффекта достижений каждой личности выражен в том, что в РВО подросток быстрее осознает роль взрослого и не испытывает тревоги перед встречей с будущим новым для него состоянием тела, души и потерей ощущений детства. Это происходит потому, что принцип добровольного объединения с разными людьми существенным образом снижает тревожные подростковые ощущения, которые компенсируются творческой деятельностью всего сообщества и постоянным общением с представителями других поколений.
список литературы
1. Сборник исторических очерков основателей скаутского движения и участников событий / сост. и ред. В.Л. Кучин, В.И. Несевря. М.: Изд-во Федерации скаутов России, 1998. 474 с.
2. Теория, история и практика педагогики социального творчества: материалы Межрегиональной науч.-метод. конф. памяти академика И.П. Иванова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та практ. пси-хол., 2004. 105 с.
3. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. 125 с.
4. Соколов Р.В. Участие населения в воспитании детей и подростков по месту жительства. М.: Соц-инновация, 2003. 142 с.
5. Караковский В.А. Грани воспитания (раздумья педагога). Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1974. 128 с.
6. Кэмпбел Э., Саммерс Лачс К. Стратегический синергизм. Как создается кумулятивный положительный эффект. СПб.: Питер, 2004. 416 с.
7. Сериков Г.Н., Сериков С.Г. Здоровьесбереже-ние в гуманном образовании. Екатеринбург; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. 242 с.
L.A. Krapivina
dynamic synergy invisible assets children and youth multi-aged unions
KRAPIVINA Larisa A. — Ural State Pedagogical University. Pr. Kosmonavtov, 28, Ekaterinburg, 620017, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article deals with the problem of insufficient usage of research results devoted to the development and teaching a person in multi-aged unions in pedagogical theory and practice. Here we discuss the "invisible assets" phenomenon as the event of activity results of the people who earn synergetic effect which considerably exceeds the figure in terms of the number of efforts from separate components. Here we have listed the results of demonstrating the emergent effect of invisible assets within multiple-aged groups studied in the national educational science. Backbone factors which determine the value, capacity and limit of
educational potential of multiple-aged groups are marked based on the historical and genetic analysis. Here we have shown you the need to use the results of abundant national educational experience under social development of the XXI teenagers.
Keywords
DYNAMIC SYNERGISM; INVISIBLE ASSETS; MULTI-AGED UNION; INTER-AGED COMMUNICATION; COMMUNE SPIRIT; GENERATION CONNECTION; POWER POTENTIAL OF MULTI-AGED GROUPS.
references
1. Sbornik istoricheskikh ocherkov osnovateley skautskogo dvizheniya i uchastnikov sobytiy [Collection of historical essays founder of the Scout Movement and participants]. Moscow, Federatsiia skautov Rossii Publ., 1998. 474 p. (In Russ.)
2. [Theory, history and practice of pedagogy of social creativity]. Materialy Mezhregionalnoy nauch-no-metodicheskoy konferentsii pamyati akademika I.P. Ivanova [Materials interregional scientific conference in memory of Academician I. Ivanova]. Ekaterinburg, Ural. Inst. Pract. Psychol. Publ., 2004. 105 p. (In Russ.)
3. Lutoshkin A.N. Emotsionalnyye potentsialy kollek-tiva [Emotional potentials of the collective]. Moscow, Pedagogika Publ., 1988. 125 p. (In Russ.)
4. Sokolov R.V Uchastiye naseleniya v vospitanii de-tey i podrostkov po mestu zhitelstva [Participation in the upbringing of children and adolescents in the community]. Moscow, Sotsinnovatsiya Publ., 2003. 142 p. (In Russ.)
5. Karakovskiy VA. Grani vospitaniya (razdumyapeda-goga) [Faces education (meditation teacher)]. Chelyabinsk, South Ural book. Publ. House, 1974. 128 p. (in Russ.)
6. Kempbel E., Sammers Lachs K. Strategicheskiy sinergizm. Kak sozdayetsya kumulyativnyy polozhitelnyy effekt [Strategic synergies. How is a cumulative positive effect]. St. Petersburg, Piter Publ., 2004. 416 p. (In Russ.)
7. Serikov G.N., Serikov S.G. Zdorovyesberezheniye v gumannom obrazovanii [Zdorovesberezheniya in humane education]. Ekaterinburg, Chelyabinsk, CSPU Publ., 1999. 242 p. (In Russ.)
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2014