К. В. Нестерова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА
Моделирование процесса развития творческой индивидуальности подростков представляет собой описание и научное обоснование основных структурных компонентов модели: целевого, мотивационного, содержательно-функционального, процессуального и контрольно-оценочного. В качестве средства развития творческой индивидуальности выбран современный танец.
Ключевые слова: моделирование, модель, творческая индивидуальность, современный танец.
K. Nesterova
MODELING THE PROCESS OF THE DEVELOPMENT TEENAGERS’ CREATIVE INDIVIDUALITY BY MEANS OF A CONTEMPORARY DANCE
Modeling the process of the development teenagers ’ creative individuality represents a description and scientific basis of the main structural components of the model: its goal, motivational component, content, function, process and evaluation. A contemporary dance is used as a means of developing creative individuality.
Keywords: modeling, model, creative individuality, contemporary dance.
Метод моделирования активно используется в современной педагогической науке и практике, поскольку позволяет материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы [3, с. 541].
Обоснование метода моделирования дано в трудах С. И. Архангельского, В. Г. Афанасьева, В. А. Веникова, Б. А. Глинского, Ю. А. Конаржевского, Н. В. Кузьминой и других ученых.
Моделирование позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования. Основным понятием для данного процесса является «модель» — условный образец (изображение, схема, описание и т. п.) какого-либо объекта (или системы объектов). Служит для выражения отношений между человеческими знаниями об объектах и этими объектами [4, с. 850]; аналитическое или графическое описание того, что рассматривается в исследовании, в данном случае — развитие творческой индивидуальности.
Состав модели зависит от цели исследования и должен дать возможность проследить какие-либо стороны характеристики объекта исследования.
Содержательно-смысловое наполнение модели базируется на следующих основных положениях теории педагогического моделирования:
— основными этапами педагогического моделирования являются выбор его мето-
дологических оснований, качественное
описание предмета исследования, конструирование модели (уточнение зависимости между основными элементами объекта, определение его параметров, критериев оценки динамики развития этих параметров, выбор диагностического инструментария, применение модели и содержательная интерпретация результатов моделирования);
— логика процесса педагогического моделирования связана с выдвижением идей в рамках определенной системы ценностей и подхода к разрешению противоречий и проблем;
— результатом педагогического моделирования может быть педагогическая система, система управления образованием, система методического и технологического обеспечения и модель образовательного процесса [1].
Основополагающей идеей при моделировании процесса развития творческой индивидуальности подростков является разработка такой модели, которая позволила бы качественно организовать данный процесс, сделать его эффективным, привести его в соответствие с требованиями современного общества в результате последовательных изменений содержания, методов, форм организации деятельности.
В контексте нашей модели эта цель детализируется как развитие компонентов творческой индивидуальности (личностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного).
Исходя из понимания развития творческой индивидуальности подростков как
сложного процесса, осмысление которого может и должно осуществляться с разных точек зрения, в качестве теоретикометодологических оснований были выбраны системный, личностно-деятельностный и контекстный подходы. Их взаимодополняющая разработка обеспечила комплексное исследование развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца.
Результаты анализа теоретических источников по проблеме развития творческой индивидуальности, практического опыта работы общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования по данному направлению позволили разработать структурно-содержательную модель развития творческой индивидуальности средствами танца.
Под моделью развития творческой индивидуальности подростков средствами танца мы пониманием описание и теоретическое обоснование структурных компонентов данного процесса, в качестве которых мы выделили: целевой, мотивационный, содержательно-функциональный, процессуальный (технологический), контрольнооценочный.
Выделение указанных компонентов обусловлено структурой творческой индивидуальности, общей структурой и логикой педагогического процесса, каковым является и развитие творческой индивидуальности.
Целевой компонент включает необходимость развития творческой индивидуальности подростков средствами танца, что выражается в развитии и совершенствовании всех компонентов индивидуальности (личностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного).
Поскольку способность к творчеству имеет общую основу независимо от сферы деятельности, выбор средств реализации этой цели обширен. В нашем случае — это средства современного танца.
Для достижения конечной цели требуется решение определенных задач:
а) раскрытие потенциальных педагогических возможностей современного танца для развития творческой индивидуальности подростка;
б) создание педагогом специфической творческой среды, применения современных технологий, методик, приемов работы, способствующих развитию творческой индивидуальности;
в) обеспечение обучающихся необходимыми знаниями и умениями в области современного танца;
г) предоставление возможности оценить свои знания и умения на практике.
При решении поставленных задач по развитию творческой индивидуальности следует учитывать факторы, которые осложняют процесс работы с учащимися: общеобразовательная школа (недооценка дополнительных занятий, их необязательность); разный уровень детей, отсутствие отбора на начальном этапе; ограниченное количество учебного времени; необходимость быстрого публичного результата; подмена творческого материала занятий прогоном танцевальных постановок. Учет этих факторов и своевременная коррекция нежелательных результатов будут способствовать реализации поставленной цели.
Таким образом, основная функция целевого компонента нами может быть определена как целеобразующая.
Мотивационный компонент модели содержит потребность подростка в творческой деятельности (в данном случае — танцевальной) и выполняет составляющую (направляющую), побуждающую и смыслообразующую функции, включает целевой, эмоциональный и креативный блоки [6, с. 20].
1. Целевой блок, направленный на формирование перспективно-побуждающих
мотивов, основанных на понимании подростком значимости творческой деятельности, необходимости развития своей творческой индивидуальности; на стремлении самостоятельно ставить и достигать цели такой
деятельности; на стремлении к волевому напряжению при достижении этой цели.
2. Эмоциональный блок включает в себя осознание подростками смысла вовлеченности в творческую деятельность как условия развития их творческой индивидуальности; интерес к этой деятельности; готовность к творческому сотрудничеству.
3. Креативный блок предполагает формирование креативно-побуждающих мотивов, основанных на получении удовлетворения от процесса творческого «присвоения», от погружения в искусство, от осознания себя автором.
Реализация целевого, эмоционального и креативного блоков мотивационного компонента модели возможна при опоре на развитие мотивации достижения в процессе творческой работы; при условии создания ситуации успеха, открытости и поддержки стремления ребенка к индивидуальному самовыражению; при опоре на витагенный опыт как способ востребования имеющегося знания [5, с. 63].
Содержательно-функциональный компонент включает содержательный и функциональный блоки. Содержательный блок определяет содержание процесса развития творческой индивидуальности, а функциональный — выделяет функции танца, необходимые и достаточные для развития творческой индивидуальности.
Вся система работы должна быть подчинена основной цели — развитию творческой индивидуальности. В соответствии с утверждением, что «личность развивается в конкретной деятельности», для достижения запланированного результата выбрана танцевальная деятельность.
Представление о танце как феномене, возникающем на пересечении социокультурных, социально-психологических, педагогических и личностных координат, позволяют определить танец как:
1) форму невербального катарсиса. С этой точки зрения он выполняет следующие функции: высвобождение сдерживаемых,
подавляемых чувств, моторно-ритмическое выражение, разрядка и перераспределение избыточной энергии, активизация и энерге-тизация организма, уменьшение тревожности, напряжения, агрессии, оздоровление (психофизическая профилактика), саморегуляция (рекреационная функция);
2) общение: познание людьми друг друга, организация межличностного взаимодействия, формирование и развитие отношений (коммуникативная функция);
3) способ выражения и самовыражения
— танец не только выражает эмоции, символы и идеи, но и способен выразить именно целостность человеческого существа, его индивидуальность (экспрессивная функция);
4) культурный знак — танец представляет возможность указать на то, кто «Я», какой «Я», к какой социальной группе, нации, культуре я принадлежу, в чем мои корни. В данном случае танец выполняет следующие функции: выражение чувств, отношений и взаимоотношений личности; понимание и взаимопонимание, установление, регуляция и диагностика отношений; самопознание и познание других (идентификационная функция);
5) вид пространственно-временного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз [2] (эстетическая функция).
Современный танец (contemporary dance)
— направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили конца XX — начала XXI века, сформировавшиеся на основе американского и европейского танца модерн и танца постмодерн, нами был выбран в качестве эффективного и мало востребованного средства развития творческой индивидуальности.
Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Движение, в свою очередь,
рассматривается как средство выражения внутреннего состояния танцовщика и хореографа и служит для создания индивидуальной хореографической лексики.
Содержательно-функциональный компонент, таким образом, выполняет информационно-исполнительную функцию.
Процессуальный компонент включает технологический и организационно-исполнительный блоки. Организационно-исполнительный блок содержит методы, формы, средства танцевальной педагогики, приводит в соответствие и обеспечивает согласованность действий участников образовательного процесса, осуществляет дальнейшую тех-нологизацию педагогического процесса,
позволяющую достичь поставленных целей.
Технологический блок представляет собой описание процесса реализации модели и предполагает этапы этой реализации: подготовительный, этап интенсивной включенности в танцевальную деятельность, этап творческого самовыражения (самопрезен-тации).
Таким образом, основная функция указанного компонента — формирующая.
Контрольно-оценочный компонент модели содержит результативность педагогической деятельности в процессе развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца, включаю-
щую в себя уровни развития творческой индивидуальности средствами танца.
Критерии эффективности педагогического процесса — это оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых обучающимся убеждений, черт характера, свойств личности; устанавливаются педагогикой и психологией [3, с. 539].
В целом развитие творческой индивидуальности подростков может быть оценено в соответствии с тремя уровнями: репродуктивным, адаптивным и креативно-модели-рующим.
Таким образом, модель развития творческой индивидуальности подростков представляет собой динамическую, открытую, саморазвивающуюся систему и состоит из целевого, мотивационного, содержательнофункционального, процессуального и контрольно-оценочного компонентов.
Спецификой модели являются её инновационный характер, целостность, функциональность (нормативное сопровождение, методическое обеспечение и практическая реализация); взаимообусловленное единство содержательно-функционального и процессуального блоков, методов, форм, этапов развития творческой индивидуальности с учетом поэтапного перехода исследуемого процесса на более высокие уровни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Качалов Д. В. Построение модели формирования целостного психолого-педагогического знания будущих учителей // Известия Уральского государственного университета. 2008. № 56. Электронный ресурс: Ьйр://ргосее&па8.ши.ги/?Ьа8е=таа/0056(03 232008)&xsln=showArticle.xslt&id=a30&doc=../con-1еп1^р
2. Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977. 215 с.
3. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2004. 560 с.
4. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. / Под ред. И. А. Каирова. М.: Сов. энциклопедия, 2002. Т. 3. 852 с.
5. Пузыни Т. Г. Авторство — пространство развития творческой индивидуальности школьника // Новые ценности образования. 2004. № 2 (17). С. 62-71.
6. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 37 с.
REFERENCES
1. Kachalov D. V. Postroenie modeli formirovanija celostnogo psihologo-pedagogicheskogo znanija bu-dushchih uchitelej // Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 56. Elektronnyj resurs http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0056(03_232008)&xsln=showArticle.xslt&id=a30&doc=../content.jsp
2. Koroleva JE. A. Rannie formy tanca. Kishinev: Shtiinca, 1977. 215 s.
3. Morozov A. V., CHernilevskij D. V. Kreativnaja pedagogika i psihologija: Uchebnoe posobie. M.: Aka-demicheskij proekt, 2004. 560 s.
4. Pedagogicheskaja jenciklopedija: V 4 t. / Pod red. I. A. Kairova. M.: Sov. jenciklopedija, 2002. T. 3. 852 s.
5. Puzyni T. G. Avtorstvo — prostranstvo razvitie tvorcheskoj individual'nosti shkol'nika // Novye cennosti obrazovanija. 2004. № 2 (17). S. 62-71.
6. Jakovleva N. M. Teorija i praktika podgotovki buduwego uchitelja k tvorcheskomu resheniju vospi-tatel'nyh zadach: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Cheljabinsk, 1992. 37 s.