Научная статья на тему 'Моделирование процесса развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца'

Моделирование процесса развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование / модель / творческая индивидуальность / современный танец / modeling / model / creative individuality / contemporary dance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Ксения Валерьевна

Моделирование процесса развития творческой индивидуальности подростков представляет собой описание и научное обоснование основных структурных компонентов модели: целевого, мотивационного, содержательно-функционального, процессуального и контрольно-оценочного. В качестве средства развития творческой индивидуальности выбран современный танец.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling the process of the development teenagers" creative individuality represents a description and scientific basis of the main structural components of the model: its goal, motivational component, content, function, process and evaluation. A contemporary dance is used as a means of developing creative individuality.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца»

К. В. Нестерова

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

Моделирование процесса развития творческой индивидуальности подростков представляет собой описание и научное обоснование основных структурных компонентов модели: целевого, мотивационного, содержательно-функционального, процессуального и контрольно-оценочного. В качестве средства развития творческой индивидуальности выбран современный танец.

Ключевые слова: моделирование, модель, творческая индивидуальность, современный танец.

K. Nesterova

MODELING THE PROCESS OF THE DEVELOPMENT TEENAGERS’ CREATIVE INDIVIDUALITY BY MEANS OF A CONTEMPORARY DANCE

Modeling the process of the development teenagers ’ creative individuality represents a description and scientific basis of the main structural components of the model: its goal, motivational component, content, function, process and evaluation. A contemporary dance is used as a means of developing creative individuality.

Keywords: modeling, model, creative individuality, contemporary dance.

Метод моделирования активно используется в современной педагогической науке и практике, поскольку позволяет материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы [3, с. 541].

Обоснование метода моделирования дано в трудах С. И. Архангельского, В. Г. Афанасьева, В. А. Веникова, Б. А. Глинского, Ю. А. Конаржевского, Н. В. Кузьминой и других ученых.

Моделирование позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования. Основным понятием для данного процесса является «модель» — условный образец (изображение, схема, описание и т. п.) какого-либо объекта (или системы объектов). Служит для выражения отношений между человеческими знаниями об объектах и этими объектами [4, с. 850]; аналитическое или графическое описание того, что рассматривается в исследовании, в данном случае — развитие творческой индивидуальности.

Состав модели зависит от цели исследования и должен дать возможность проследить какие-либо стороны характеристики объекта исследования.

Содержательно-смысловое наполнение модели базируется на следующих основных положениях теории педагогического моделирования:

— основными этапами педагогического моделирования являются выбор его мето-

дологических оснований, качественное

описание предмета исследования, конструирование модели (уточнение зависимости между основными элементами объекта, определение его параметров, критериев оценки динамики развития этих параметров, выбор диагностического инструментария, применение модели и содержательная интерпретация результатов моделирования);

— логика процесса педагогического моделирования связана с выдвижением идей в рамках определенной системы ценностей и подхода к разрешению противоречий и проблем;

— результатом педагогического моделирования может быть педагогическая система, система управления образованием, система методического и технологического обеспечения и модель образовательного процесса [1].

Основополагающей идеей при моделировании процесса развития творческой индивидуальности подростков является разработка такой модели, которая позволила бы качественно организовать данный процесс, сделать его эффективным, привести его в соответствие с требованиями современного общества в результате последовательных изменений содержания, методов, форм организации деятельности.

В контексте нашей модели эта цель детализируется как развитие компонентов творческой индивидуальности (личностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного).

Исходя из понимания развития творческой индивидуальности подростков как

сложного процесса, осмысление которого может и должно осуществляться с разных точек зрения, в качестве теоретикометодологических оснований были выбраны системный, личностно-деятельностный и контекстный подходы. Их взаимодополняющая разработка обеспечила комплексное исследование развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца.

Результаты анализа теоретических источников по проблеме развития творческой индивидуальности, практического опыта работы общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования по данному направлению позволили разработать структурно-содержательную модель развития творческой индивидуальности средствами танца.

Под моделью развития творческой индивидуальности подростков средствами танца мы пониманием описание и теоретическое обоснование структурных компонентов данного процесса, в качестве которых мы выделили: целевой, мотивационный, содержательно-функциональный, процессуальный (технологический), контрольнооценочный.

Выделение указанных компонентов обусловлено структурой творческой индивидуальности, общей структурой и логикой педагогического процесса, каковым является и развитие творческой индивидуальности.

Целевой компонент включает необходимость развития творческой индивидуальности подростков средствами танца, что выражается в развитии и совершенствовании всех компонентов индивидуальности (личностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного).

Поскольку способность к творчеству имеет общую основу независимо от сферы деятельности, выбор средств реализации этой цели обширен. В нашем случае — это средства современного танца.

Для достижения конечной цели требуется решение определенных задач:

а) раскрытие потенциальных педагогических возможностей современного танца для развития творческой индивидуальности подростка;

б) создание педагогом специфической творческой среды, применения современных технологий, методик, приемов работы, способствующих развитию творческой индивидуальности;

в) обеспечение обучающихся необходимыми знаниями и умениями в области современного танца;

г) предоставление возможности оценить свои знания и умения на практике.

При решении поставленных задач по развитию творческой индивидуальности следует учитывать факторы, которые осложняют процесс работы с учащимися: общеобразовательная школа (недооценка дополнительных занятий, их необязательность); разный уровень детей, отсутствие отбора на начальном этапе; ограниченное количество учебного времени; необходимость быстрого публичного результата; подмена творческого материала занятий прогоном танцевальных постановок. Учет этих факторов и своевременная коррекция нежелательных результатов будут способствовать реализации поставленной цели.

Таким образом, основная функция целевого компонента нами может быть определена как целеобразующая.

Мотивационный компонент модели содержит потребность подростка в творческой деятельности (в данном случае — танцевальной) и выполняет составляющую (направляющую), побуждающую и смыслообразующую функции, включает целевой, эмоциональный и креативный блоки [6, с. 20].

1. Целевой блок, направленный на формирование перспективно-побуждающих

мотивов, основанных на понимании подростком значимости творческой деятельности, необходимости развития своей творческой индивидуальности; на стремлении самостоятельно ставить и достигать цели такой

деятельности; на стремлении к волевому напряжению при достижении этой цели.

2. Эмоциональный блок включает в себя осознание подростками смысла вовлеченности в творческую деятельность как условия развития их творческой индивидуальности; интерес к этой деятельности; готовность к творческому сотрудничеству.

3. Креативный блок предполагает формирование креативно-побуждающих мотивов, основанных на получении удовлетворения от процесса творческого «присвоения», от погружения в искусство, от осознания себя автором.

Реализация целевого, эмоционального и креативного блоков мотивационного компонента модели возможна при опоре на развитие мотивации достижения в процессе творческой работы; при условии создания ситуации успеха, открытости и поддержки стремления ребенка к индивидуальному самовыражению; при опоре на витагенный опыт как способ востребования имеющегося знания [5, с. 63].

Содержательно-функциональный компонент включает содержательный и функциональный блоки. Содержательный блок определяет содержание процесса развития творческой индивидуальности, а функциональный — выделяет функции танца, необходимые и достаточные для развития творческой индивидуальности.

Вся система работы должна быть подчинена основной цели — развитию творческой индивидуальности. В соответствии с утверждением, что «личность развивается в конкретной деятельности», для достижения запланированного результата выбрана танцевальная деятельность.

Представление о танце как феномене, возникающем на пересечении социокультурных, социально-психологических, педагогических и личностных координат, позволяют определить танец как:

1) форму невербального катарсиса. С этой точки зрения он выполняет следующие функции: высвобождение сдерживаемых,

подавляемых чувств, моторно-ритмическое выражение, разрядка и перераспределение избыточной энергии, активизация и энерге-тизация организма, уменьшение тревожности, напряжения, агрессии, оздоровление (психофизическая профилактика), саморегуляция (рекреационная функция);

2) общение: познание людьми друг друга, организация межличностного взаимодействия, формирование и развитие отношений (коммуникативная функция);

3) способ выражения и самовыражения

— танец не только выражает эмоции, символы и идеи, но и способен выразить именно целостность человеческого существа, его индивидуальность (экспрессивная функция);

4) культурный знак — танец представляет возможность указать на то, кто «Я», какой «Я», к какой социальной группе, нации, культуре я принадлежу, в чем мои корни. В данном случае танец выполняет следующие функции: выражение чувств, отношений и взаимоотношений личности; понимание и взаимопонимание, установление, регуляция и диагностика отношений; самопознание и познание других (идентификационная функция);

5) вид пространственно-временного искусства, художественные образы которого создаются средствами эстетически значимых, ритмически систематизированных движений и поз [2] (эстетическая функция).

Современный танец (contemporary dance)

— направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили конца XX — начала XXI века, сформировавшиеся на основе американского и европейского танца модерн и танца постмодерн, нами был выбран в качестве эффективного и мало востребованного средства развития творческой индивидуальности.

Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Движение, в свою очередь,

рассматривается как средство выражения внутреннего состояния танцовщика и хореографа и служит для создания индивидуальной хореографической лексики.

Содержательно-функциональный компонент, таким образом, выполняет информационно-исполнительную функцию.

Процессуальный компонент включает технологический и организационно-исполнительный блоки. Организационно-исполнительный блок содержит методы, формы, средства танцевальной педагогики, приводит в соответствие и обеспечивает согласованность действий участников образовательного процесса, осуществляет дальнейшую тех-нологизацию педагогического процесса,

позволяющую достичь поставленных целей.

Технологический блок представляет собой описание процесса реализации модели и предполагает этапы этой реализации: подготовительный, этап интенсивной включенности в танцевальную деятельность, этап творческого самовыражения (самопрезен-тации).

Таким образом, основная функция указанного компонента — формирующая.

Контрольно-оценочный компонент модели содержит результативность педагогической деятельности в процессе развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца, включаю-

щую в себя уровни развития творческой индивидуальности средствами танца.

Критерии эффективности педагогического процесса — это оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики привитых обучающимся убеждений, черт характера, свойств личности; устанавливаются педагогикой и психологией [3, с. 539].

В целом развитие творческой индивидуальности подростков может быть оценено в соответствии с тремя уровнями: репродуктивным, адаптивным и креативно-модели-рующим.

Таким образом, модель развития творческой индивидуальности подростков представляет собой динамическую, открытую, саморазвивающуюся систему и состоит из целевого, мотивационного, содержательнофункционального, процессуального и контрольно-оценочного компонентов.

Спецификой модели являются её инновационный характер, целостность, функциональность (нормативное сопровождение, методическое обеспечение и практическая реализация); взаимообусловленное единство содержательно-функционального и процессуального блоков, методов, форм, этапов развития творческой индивидуальности с учетом поэтапного перехода исследуемого процесса на более высокие уровни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Качалов Д. В. Построение модели формирования целостного психолого-педагогического знания будущих учителей // Известия Уральского государственного университета. 2008. № 56. Электронный ресурс: Ьйр://ргосее&па8.ши.ги/?Ьа8е=таа/0056(03 232008)&xsln=showArticle.xslt&id=a30&doc=../con-1еп1^р

2. Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977. 215 с.

3. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2004. 560 с.

4. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. / Под ред. И. А. Каирова. М.: Сов. энциклопедия, 2002. Т. 3. 852 с.

5. Пузыни Т. Г. Авторство — пространство развития творческой индивидуальности школьника // Новые ценности образования. 2004. № 2 (17). С. 62-71.

6. Яковлева Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1992. 37 с.

REFERENCES

1. Kachalov D. V. Postroenie modeli formirovanija celostnogo psihologo-pedagogicheskogo znanija bu-dushchih uchitelej // Izvestija Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 56. Elektronnyj resurs http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0056(03_232008)&xsln=showArticle.xslt&id=a30&doc=../content.jsp

2. Koroleva JE. A. Rannie formy tanca. Kishinev: Shtiinca, 1977. 215 s.

3. Morozov A. V., CHernilevskij D. V. Kreativnaja pedagogika i psihologija: Uchebnoe posobie. M.: Aka-demicheskij proekt, 2004. 560 s.

4. Pedagogicheskaja jenciklopedija: V 4 t. / Pod red. I. A. Kairova. M.: Sov. jenciklopedija, 2002. T. 3. 852 s.

5. Puzyni T. G. Avtorstvo — prostranstvo razvitie tvorcheskoj individual'nosti shkol'nika // Novye cennosti obrazovanija. 2004. № 2 (17). S. 62-71.

6. Jakovleva N. M. Teorija i praktika podgotovki buduwego uchitelja k tvorcheskomu resheniju vospi-tatel'nyh zadach: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Cheljabinsk, 1992. 37 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.