^ Социально-культурная деятельность
ОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
М. В. Мартынова
Орловский государственный институт искусств и культуры
Статья посвящена рассмотрению теоретической модели процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения, включающей в себя целевой; организационно-содержательный; теоретико-методологический; методико-технологический и результативно-аналитический компоненты. Особое внимание уделено вопросу формирования профессиональной компетентности субъектов педагогического регулирования социально-культурной деятельности как основополагающему условию эффективной реализации данной модели.
Ключевые слова: моделирование, педагогическое регулирование, социально-культурная деятельность, система социальной защиты населения.
The article is devoted to examination of theoretical model of the process of pedagogical regulation of social-cultural activity in the establishments of system of social protection the population. It includes such components as target, organizationally-pithy, theoretically-methodological, methodically-technological and productively-analytical. The special attention is paid to the problem of forming professional competence of subjects of pedagogical regulation in social-cultural activity as the basic condition of effective realization of the given model.
Key words: theoretical model, the process of pedagogical regulation, social-cultural activity, system of social protection the population,
Процесс моделирования — это «исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления или прогнозирования» (4).
Моделирование процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности является неотъемлемым элементом моделирования системы педагогических про-
грамм, содержащих социально-культурный компонент.
Моделирование педагогических программ начинается с диагностики социальных и личностных проблем людей, обратившихся в учреждение за помощью, с диагностики социально-культурных и социально-психологических ситуаций. Каждая модель педагогической программы помогает прямо или косвенно решать проблемы социальной профилактики, направлена на оказание социальной помощи в процессе социальной
139
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (49) сентябрь-октябрь 2012 139-142
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
адаптации, реабилитации, удовлетворения духовных потребностей населения. В процессе моделирования обязательно дается четкое определение целей, достигаемых в результате реализации педагогических программ, составляется перечень, содержащий информацию об ожидаемых позитивных результатах, а также набросок (размеченного во времени и по затратам) выполнения модели (2, с.188).
Сущность процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности заключается в том, что специалисту необходимо мотивировать социально-культурную деятельность: обосновать, почему в данном месте и в данное время разработана и реализована та или иная программа социально-культурной направленности.
На основе теоретических исследований мы разработали модель педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения.
Основными компонентами модели являются:
• целевой;
• организационно-содержательный;
• теоретико-методологический;
• методико-технологический;
• результативно-аналитический.
Первым компонентом модели является
целевой компонент, представленный целью и задачами, реализуемыми в определенных условиях и направленными на содействие в решении социальных проблем какой-либо категории населения с помощью вовлечения в социально-культурную деятельность. Целью педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения является создание необходимых организационно-педагогических условий для эффективной реализации задач социально-культурной деятельности.
Основополагающим условием эффективного осуществления педагогического регулирования социально-культурной деятельности
в учреждениях социальной защиты населения, на наш взгляд, является профессиональная социально-культурная компетентность реализующих ее субъектов — специалистов и сотрудников учреждений.
Данная характеристика формируется в процессе обучения и практической профессиональной деятельности и включает в себя систему специальных социально-культурных компетенций, сущность которых раскрывается в сформированном владении технологиями социально-культурной работы с различными категориями населения и сформированной мотивации как к изучению теории и методики социально-культурной деятельности, так и к применению освоенных знаний и умений в профессиональной практике.
Достижение цели педагогической регуляции осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий. Задачами педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения являются:
• управление социальными процессами (например, социальной адаптации, социализации);
• управление социальными установками и отношениями (нормализация отношений между родителями и детьми);
• управление социальными действиями и взаимодействиями (оптимизируя взаимные действия деловых партнеров или предупреждая асоциальные действия со стороны подростков);
• управление социальными (психологическими) состояниями и ситуациями (улучшение морально-психологического состояния коллектива или регулирование конфликтных ситуаций).
Вторым компонентом модели является организационно-содержательный компонент. Содержание процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения определяет совокупность формируемых отношений, ценностных
ориентаций, опыта деятельности, общения между специалистами учреждения социальной защиты и клиентами, а также между клиентами.
Процесс педагогического регулирования социально-культурной деятельности будет определяться характером и спецификой педагогической программы, содержащей социально-культурный компонент, а также ведущим подходом к формированию и развитию личности, используемым в данной программе, и особенностями категории (группы) населения, являющейся потребителем социальных услуг.
Третьим компонентом модели педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения является теоретико-методологический компонент. Содержательно данный компонент включает в себя принципы, формы, методы и средства организации и осуществления педагогического регулирования, направленного на реализацию определенной цели и задач.
Исходя из особенностей педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения, мы выделили необходимые, с нашей точки зрения, принципы: принцип системности и целостности педагогического регулирования социально-культурной деятельности, принцип единообразия, принцип определенности, принцип косвенного воздействия, принцип индивидуализации, принцип объективности и полноты информации в педагогическом регулировании социально-культурной деятельности, принцип рефлексивности, принцип гармоничности.
Процесс педагогического регулирования социально-культурной деятельности может осуществляться в различных формах, которые, в свою очередь, предполагают использование методов педагогического регулирования социально-культурной деятельности.
Под методами педагогического регулирования социально-культурной деятельности мы понимаем способы прямого педагогиче-
^ Социально-культурная деятельность
ского воздействия управляющей подсистемы
— субъекта управления (специалиста социальной работы) на управляемую подсистему
— объект управления (социально-культурную деятельность) для достижения поставленных целей, а также прямого и косвенного воздействия субъекта управления (специалиста социальной работы) на иных субъектов, участвующих в процессе реализации социально-культурных мероприятий и программ.
Важным компонентом модели педагогического регулирования социально-культурной деятельности является методико-технологический компонент. Он включает этапы осуществления педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях социальной защиты населения, а также технологии осуществления этого процесса.
Процесс педагогического регулирования социально-культурной деятельности в системе учреждений социальной защиты населения в данном контексте связан с технологическими этапами решения социальных проблем человека, нуждающегося в помощи:
1. Диагностика ситуации и определение проблемы (либо комплекса проблем), а также выявление социокультурных потребностей обратившегося за помощью в учреждение социальной защиты человека. Анализ и формулировка педагогических возможностей социально-культурной деятельности в решении конкретной проблемы конкретного человека (группы людей), с учетом их социально-культурных потребностей и интересов.
2. Моделирование социально-педагогической программы, направленной на решение выявленных проблем (проблемы) человека (группы людей) и удовлетворение их социально-культурных потребностей.
3. Планирование и разработка социально-культурных мероприятий, входящих в состав программы. Определение их роли и места в общей системе социально-педагогической деятельности.
4. Реализация программы, в том числе
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 5 (49) сентябрь-октябрь ^
запланированных социально-культурных мероприятий. Регулярный мониторинг функционирования программы.
5. Анализ эффективности осуществления программы с учетом ее социально-культурного компонента. Оценка влияния социально-культурного компонента программы на стороны, процессы, установки и т.д.
6. Внесение рекомендаций и корректировка содержания программы, в том числе в структуру и содержание социально-культурных мероприятий (если их цель и задачи не выполнены или выполнены не в полной мере).
При этом педагогическое регулирование социально-культурной деятельности осуществляется специалистом по ходу реализации программы, а также когда уже получены первые результаты и проанализировано воспитательное влияние социально-культурных мероприятий на человека.
При осуществлении процесса педагогического регулирования социально-культурной деятельности специалисты учреждений системы социальной защиты населения применяют следующие технологии:
1. Технологии конструирования педагогической программы социально-культурной направленности:
• педагогическая диагностика;
• технологии педагогического анализа;
• технологии планирования;
• технологии проектирования.
2. Технологии реализации педагогической программы социально-культурной направленности (технологии организации).
3. Технологии педагогического контроля и анализа эффективности программы.
4. Технологии выработки и принятия управленческого решения.
5. Технологии координации.
Пятым компонентом модели педагогического регулирования социально-культурной деятельности является результативно-аналитический компонент. Он представляет достигнутые результаты педагогического регулирования социально-культурной деятельности, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.
Таким образом, процесс педагогического регулирования социально-культурной деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения может быть представлен посредством разработанной модели, которая включает в себя целевой; организационно-содержательный; теоретико-методологический; методико-технологи-ческий и результативно-аналитический компоненты. Основополагающим условием эффективной реализации данной модели на практике можно считать наличие профессиональной компетентности субъектов педагогического регулирования социально-культурной деятельности — специалистов и сотрудников учреждений.
Примечания
1. Бандурин, А. П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное: дис. ... д-ра филос. наук : специальность 09.00.11 «Социальная философия» / Александр Петрович Бандурин ; Северо-Кавказский государственный технический университет. — Ростов-на-Дону, 2005. — 363 с.
2. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник / А. Д. Жарков.
— М.: МГУКИ, 2007. — 480 с.
3. Новиков, Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами / Д. А. Новиков.
— М.: Эгвес, 2009. — 156 с.
4. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. — URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/bse/109963/Моделирование (дата обращения: 29.09.2012).