УДК 374.2
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Екатерина Борисовна РОДИОНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социокультурных коммуникаций и актерского мастерства, e-mail: геЬ-77@тай.ги
На основе развернутого научного анализа рассмотрена теоретическая модель формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий, анализируются современные направления моделирования процесса формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий, представлен инструментарий данного процесса, выделяются основные блоки модели: концептуально-целевой, организационно-технологический, диагностико-результативный. Обосновано, что теоретическая модель формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий представляет собой комплекс тематически объединенных и композиционно выстроенных блоков, включающих в себя: принципы, цели, задачи, факторы, функции, виды, формы, методы, средства, технологии, организационно-педагогические условия, показатели и критерии оценки сформированности культуры здоровья дошкольников, ориентированные на обеспечение единства культурного пространства для духовного, коммуникативного и художественно-творческого роста личности. Подчеркивается, что целью и прогнозируемым результатом модели является создание условий в образовательной среде для формирования культуры здоровья дошкольников, что в дальнейшем способствует формированию мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Доказано, что реализация данной модели позволит использовать потенциальные возможности общеобразовательных и социокультурных учреждений путем включения в образовательные программы проблем, раскрывающих особенности формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий.
Ключевые слова: модель формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий; принципы; культура здоровья; функции; игровые технологии.
Демократические преобразования общества на современном этапе, особенности социокультурной ситуации послужили мощным стимулом к модернизации образования, включающей формирование потребностей и установок на заботу о здоровье у различных категорий населения, обновления знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Формирование культуры здоровья дошкольников должно стать одним из ведущих направлений политики в области здоровьесбе-режения, и, по мнению А.Н. Малышевой, реа-лизовываться на социальном (пропаганда через СМИ, информационно-просветительская работа и пр.), инфраструктурном (создание конкретных условий в основных сферах жизнедеятельности, наличие свободного времени, материальных средств, работа профилактических учреждений, экологический контроль и пр.), личностном (формирование системы ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада и пр.) уровнях [1].
Содержание модернизации образования и воспитания определяется изменением це-
лей образования и воспитания - не только научить ребенка, но и развить его познавательные и созидательные способности, где важная роль отводится игровым технологиям как средству формирования культуры здоровья дошкольников. Проблема формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий, по сути, новая философия, требующая инновационных методологических подходов к построению системы комплексного формирования личности. Поэтому целесообразно за основу современной стратегии данного процесса взять формирование качественно нового мировоззрения - мировоззрения, нацеленного на устойчивое развитие здоровой во всех отношениях личности, где основной задачей выступает разработка системы воспитания и обучения навыкам здоровья не только дошкольников, но и различных групп населения, выработка ценностей, знаний и привычек здорового образа жизни.
Согласно многочисленным исследованиям, моделирование является одной из важ-
ных стадий, позволяющих эффективно воздействовать на любой процесс в целом, в частности, на процесс формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий.
Нами представлена теоретическая модель формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий, включающая в себя концептуально -целевой, организационно-технологический, диагностико-результативный блоки, в которых раскрыты предпосылки и факторы формирования данного процесса, принципы и функции, на которых базируется деятельность данной системы, средства, формы, методы, виды и технологии социально-культурной деятельности, механизмы реализации данной модели.
Так, концептуально-целевой блок представлен целью, социальным заказом, предпосылками, факторами, принципами, функциями, задачами процесса формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий.
Целью формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий выступает процесс усвоения определенной системы знаний, социальных норм, образцов поведения, соответствующих задачам, направленным на сформированность знаний и умений по культуре здоровья и безопасности жизнедеятельности личности, воспитания чувства ответственности за состояние своего здоровья и состояние окружающей среды, приобщения к духовно-нравственным и культурным ценностям средствами социально-культурной деятельности, позволяющими личности дошкольника функционировать с позиций полноправного здорового члена общества.
Социальный заказ заключается в необходимости формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий для усвоения дошкольниками определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения с целью познания наследия здорового образа жизни, расширения социально-культурного пространства, развития двигательной активности и коммуникативности, удовлетворения познавательных потребностей и запросов, самоорганизации и саморегуляции.
Формирование культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий имеет свои внешние и внутренние предпосылки.
Внешние предпосылки, по нашему мнению, обусловлены развитием общества и системы дошкольного образования в целом, к которым мы относим политические, экономические и социокультурные. Данные предпосылки формируют определенные потребности социума, включающие в себя потребности общества, направленные на удовлетворение социально-культурных запросов личности на здоровый образ жизни как субъекта познания.
Внутренние предпосылки формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий связаны с необходимостью разрешения проблем не только системы дошкольного образования в целом, но и общества в целом. К внутренним предпосылкам относятся: информационные, коммуникационные и образовательные потребности субъектов системы дошкольного образования, оказывающие влияние на функционирование самой системы, перестройку ее работы на основе использования новых методологий обучения на основе игровых технологий, интенсификации процесса обучения, повышения квалификации педагогов, активизации профилактической деятельности [2].
Данные предпосылки находят свое отражение в образовательной, познавательной и практической деятельности, обусловливающие творческую и двигательную активность всех субъектов данного процесса, эффективная реализация которых приводит личность к интеллектуальной и нравственной зрелости, к здоровому культурному самоопределению.
Процесс формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий обусловлен рядом существенных факторов, определяющих эффективность данного процесса, которые мы определили как внутренние (потребностно-мотивацион-ные, биологические, генетические, образ жизни семьи, культурные ценности), так и внешние (природные (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна), состояние окружающей среды, социально-экономические, политические (влияние на здоровье существующих в обществе социальных ин-
ститутов - власти, политики, идеологии, религии, морали, культуры, этнических традиций, экономики), состояние здравоохранения).
Учет данных факторов в процессе формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий предполагает осуществление структурно-содержательных изменений данного процесса, предоставление самостоятельности в выборе образовательных программ, разработку и введение соответствующих инновационных игровых педагогических технологий и технологий социально-культурной деятельности, охватывающих основные ценностно-ориентированные и культуротворческие направления здорового образа жизни дошкольников, что приведет к эффективности данного процесса.
Поставленная в исследовании цель позволила определить ряд задач:
- формирование знаний, умений и навыков по культуре здоровья и безопасности жизнедеятельности личности;
- воспитание чувства ответственности за состояние своего здоровья и состояние окружающей среды;
- формирование гармонически развитой личности с широким культурным кругозором, осознающей себя в роли составной и неотъемлемой части здорового общества;
- воспитание эмоциональной и моти-вационной сферы, устойчивой потребности в физкультурных занятиях;
- формирование внутренней мотивации ребенка к развитию собственного творческого потенциала и социально значимых качеств;
- превращение богатства культуры здоровья во внутреннее богатство личности путем развития познавательных мотивов и интересов, ценностного отношения к полученным знаниям и приобретенным навыкам здорового образа жизни;
- развитие познавательных интересов, эмоционального восприятия, творческого мышления, двигательной активности через включение в творческую и практическую деятельность;
- организация условий для самореализации в социально-культурной сфере;
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, познавательных потребностей дошкольников.
Деятельность по формированию культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий, по нашему мнению, должна строиться исходя из единства целей, содержания, средств данного процесса с учетом функций и во взаимодействии с принципами.
Так, рассмотрим построение процесса формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий на традиционных и специфических принципах.
Из всего многообразия общих педагогических принципов ведущими для моделирования процесса формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий являются принцип демократизации, принцип гуманизма, принцип системности и последовательности, принцип наглядности, принцип сознательности и активности, принцип социальной значимости, принцип холестичности. В качестве специфических принципов формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий, отражающих ее сущность, специфику, направленность, содержание и формы, нами выделяются следующие: принцип творческой направленности, принцип рефлексивного управления, принцип добровольности и общедоступности, принцип системности и последовательности, информационно-просветительный принцип, принцип развития инициативы, принцип дифференцированного подхода, принцип эмоциональной насыщенности, принцип целостности, принцип культуросообразности, принцип приро-досообразности, принцип здоровьетворче-ской активности, принцип позитивности.
Таким образом, вышеперечисленные принципы предполагают целенаправленный, интегральный, многоуровневый, динамичный подходы к исследуемому процессу и определяют ее методологию и содержание.
Для выявления функций социально-культурной деятельности построения процесса формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий мы использовали работы ведущих теоретиков и специалистов социально-культурной деятельности - М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, Т.Э. Мангер, Ю.А. Стрельцова, А.В. Соколова, В.В. Попова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.
Относительно нашего исследования мы выделяем мировоззренческую, мотивацион-ную, адаптивную, ценностно-гедонистическую, информативно-коммуникативную, интегративную, образовательно-развивающую, формирующую, эмоциогенную функции. Каждая из функций социально-культурной деятельности отражает определенные стороны и направления здорового образа жизни и направлена на стимулирование социокультурной активности, адаптации, развития личности, создание условий для полноценной творческой и двигательной деятельности. Использование этих функций создает благоприятную возможность для расширения потенциала деятельности государственных, общественных, частных учреждений дошкольного образования и социально-культурной деятельности, направленных на формирование культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий.
Организационно-технологический блок включает в себя механизмы воздействия на дошкольников с целью формирования у них культуры здоровья, а именно: игровые технологии, формы, методы, средства, виды социально-культурной деятельности, организационно-педагогические условия данного процесса.
В качестве инструментов формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий нами использован комплекс педагогических технологий, включающий в себя технологию сотрудничества; культуровоспитывающую технологию дифференцированного обучения по интересам детей; технологию развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности; технологию саморазвития. Также в модели рассмотрены игровые технологии, среди которых выделяются воспитательные, обучающие, развивающие, познавательные, продуктивные, социализирующие, творческие, коммуникативные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, трудовые, народные игры.
В теоретической модели формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий в единстве и взаимосвязи представлены методы социально-культурной деятельности, под которыми мы понимаем способы, приемы, образы действия
по использованию средств воздействия на аудиторию.
Методы социально-культурной деятельности применяются с целью эффективного использования форм и средств организации образовательного процесса.
К основным методам, применяемым в организации образовательной деятельности дошкольников на основе игровых технологий, мы относим: метод моделирования образовательного процесса; метод организации творческой деятельности; метод формирования культурного сознания личности; метод формирования ценностных ориентаций личности; метод стимулирования двигательной активности личности; метод мотивации; методы познавательной и самообразовательной деятельности; метод проблемно-творческого характера; метод включения в социально-культурную деятельность. Помимо традиционных методов социально-культурной деятельности нами используются психологические методы воздействия и такие специфические методы, как заражение, внушение, подражание, метод эмоционального воздействия, метод контрастного сопоставления, метод интеграции. Все перечисленные методы, направленные на формирование культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий, используются в совокупности друг с другом, находятся в тесной взаимосвязи и варьируются в зависимости от поставленных основных целей и задач в дошкольных учреждениях.
К числу важнейших составляющих реализации теоретической модели формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий относятся организационные средства социально-культурной деятельности. Данные средства представляют собой способы передачи содержания (идей, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров и другие) в целях оказания влияния на сознание личности.
Среди широкого разнообразия средств социально-культурной деятельности с целью эффективности формирования познавательной культуры младших школьников на основе технологий библиотерапии в нашей модели мы использовали устные (живое слово), печатные (научные, информационные и другие тексты), наглядные (подлинные или спе-
циально изготовленные, воспроизведенные предметы и явления), художественные, технические (звукоаппаратура, проекционные аппараты, костюмы, спортивный инвентарь и т. п.), психолого-педагогические (общение, игра, соревнования, зрелища и т. д.).
Среди средств социально-культурной деятельности, в контексте нашего исследования, нами особо выделяются такие средства воздействия, как средства массовой информации. Деятельность средств массовой информации и коммуникации как продуктивная социально-культурная деятельность основана на субъект-субъектных отношениях. В их числе - печать, радио, кино, телевидение, видео, Интернет и пр. Они участвуют в формировании мнений, оценок, установок, ценностных ориентаций, влияют на трудовую и общественно-политическую активность человека, на его участие в общественной жизни, на организацию досуга и сервисного обслуживания. Все это позволяет средствам массовой информации многопланово использовать свои возможности в процессе формирования культуры здоровья дошкольников.
Организационные средства социально-культурной деятельности мы рассматриваем как способы передачи содержания и информации. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Следует отметить, что инструментарий представленных средств выступает в комплексе и применяется дифференцированно, с учетом возрастных особенностей субъектов процесса, от направленности мероприятий, от образовательной цели и характера воздействия игровых технологий на дошкольников.
В неразрывной связи с организационными методами и средствами формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий находятся формы социально-культурной деятельности. Под формами реализации теоретической модели мы понимаем способы организации образовательного процесса. Критериями выбора форм социально-культурной деятельности являются содержательность, массовость, привлекательность и эмоциональность, систематичность и цикличность, активное непосредственное участие дошкольников в образовательном процессе. Формы социально -культурной деятельности предусматривают
решение самостоятельных образовательных задач и использование соответствующих игровых технологий, среди которых нами выделяются организационные и методические формы [3].
Так, организационные формы, направленные на формирование культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий, включают в себя групповые и индивидуальные социально-культурные формы. К методическим формам формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий мы относим такие, как спортивные кружки, секции, спортивные праздники, неделя здорового образа жизни, викторины, игры, конкурсы, детские спортивные недели, посещение и участие в разного рода мероприятиях, направленных на формирование здорового образа жизни, и т. п.
Данные формы способствуют раскрытию познавательных способностей дошкольников, пониманию и принятию культуросбере-гающих ценностей, созданию творческой атмосферы, атмосферы доверия и открытости, адаптации детей к любой социальной ситуации, утверждению себя как полноценной личности [4].
В основу построения процесса формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий легли виды социально-культурной деятельности. Как видно из модели, данный процесс организуется на следующих видах социально-культурной деятельности: информационно-познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный, спортивно-оздоровительный.
Информационно-познавательная деятельность базируется на современных информационных технологиях и функционально обеспечивает наиболее объемную в творческом отношении спортивно-оздоровительную деятельность. Данный вид деятельности направлен на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование навыков здорового образа жизни и прочее и организуется в образовательных формах, и включает в себя педагогические и игровые технологии.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования у дошкольников убеждений, взглядов по отношению к здоровому
образу жизни, усвоения нравственных ценностей.
Коммуникативная деятельность направлена на инициирование коммуникативных контактов, обмен культурно-просветительской информацией, духовно-нравственными и культурными ценностями между воспитателями, родителями и дошкольниками.
Спортивно-оздоровительная деятельность призвана помочь дошкольнику адаптироваться за счет воздействия на его интеллектуальную и эмоциональную сферы, что позволит в дальнейшем развить духовность, вкус, интересы, культуру, способности детей.
При этом среди видов социально-культурной деятельности, в контексте нашего исследования, в отдельный вид нами выделяются занятия, связанные: с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера; с отдыхом и развлечением (физически активный и пассивный отдых, общение, прогулки и др.); занятия творческого характера; экскурсии и туризм. В комплексном использовании данные виды позволяют удовлетворить потребности и способствуют формированию культуры здоровья дошкольников, представляют возможность к творческой самореализации, тем самым решая ряд важных проблем, связанных со здоровым образом жизни
С целью эффективности формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий нами определены следующие организационно-педагогические условия данного процесса: организация предметно-развивающей среды в учреждениях дошкольного образования и социально-культурной сферы, которая бы инициировала познавательную активность дошкольников, направленную на здоровый образ жизни, оказывала благотворное влияние на их эмоциональную сферу; преемственность и поэтапность содержания образовательной деятельности в целях формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий; инновационно-вариативное обновление содержания образования на основе внедрения игровых технологий; удовлетворение познавательных потребностей каждого участника с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников при их активной включенности в социально-культурную деятельность, ориентиро-
ванную на гигиеническое обучение и воспитание детей; реализацию творческого потенциала личности для ее самоопределения, саморазвития к интеллектуальной и культурной рефлексии; активизацию субъект-субъектных отношений, личностных позиций как объективных факторов здоровьесбере-гающего образования; наличие подготовленных кадров для организации процесса формирования культуры здоровья дошкольников, владеющих методикой использования игровых технологий. Вышеперечисленные организационно-педагогические условия, влияющие на процесс формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий, взаимодействуют, переплетаются и изменяются в зависимости от характерной ситуации, в которой находится дошкольник [5].
Диагностико-результативный блок состоит из критериев, показателей, параметров и уровней формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий.
Разработка критериев относится к числу наиболее сложных теоретических проблем. Системный подход к оценке возможных решений, сущность которого заключается в определении целесообразности тех или иных измерений объекта с учетом его взаимосвязей, исходя из интересов системы, составной частью которой выступает рассматриваемый объект, является основным методологическим признаком выбора критерия [2, с. 32].
В основе выбора критериев оценки сформированности формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий легли разработанные А.М. Новиковым и Л.И. Филипповым подходы к выбору критериев, среди которых выделяют объективность, адекватность, нейтральность по отношению к исследуемым явлениям, сравнимость, содержание существенно важных показателей исследуемого процесса или явления, устойчивость на определенном отрезке времени [6].
Нами определены основные параметры формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий: эмоциональное восприятие (чувства, эмоции, память, образы), двигательная активность (спортивные интересы, склонности, потребности), творческое мышление.
Для более точной диагностики эффективности формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий необходим уровневый подход, т. е. степень величины, развития, значимости чего-либо [7]. Качественные показатели сформированное™ культуры здоровья, характеризующиеся устойчивостью признаков, регулярностью и интенсивностью проявления, мы определили, как низкий, средний, высокий.
Так, низкий уровень формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий характеризуется слабым овладением дошкольниками отдельными приемами и элементарными знаниями здорового образа жизни (присущи элементарные, отрывочные представления о здоровом образе жизни); слабо развитым эмоциональным восприятием; на этом уровне эмоционально-ценностное отношение к здоровью не проявляется; стремление к рефлексивному осмыслению отсутствует; двигательная активность непостоянна и зависит от стимуляции ее внешними факторами, ограничивается стремлением учащегося овладеть способами выполнения действий по образцу; познавательный процесс мотивирован извне (руководителями); преобладают мотивы формального исполнения основ здорового образа жизни; творческое мышление практически не сформировано; стремление дошкольников к познанию через призму здоровьес-берегающих ценностей.
Среднему уровню сформированности культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий соответствуют такие качественные характеристики, как: устойчивые представления о здоровом образе жизни; отношение к здоровью проявляется на эмоционально-чувственном уровне, более развитое эмоционального восприятия, в большей мере «эмоционально-творческое», хотя еще присутствует «зрелищно-событийный» его тип; стремление к рефлексивному осознанию действительности происходит нерегулярно, при этом отмечается самостоятельное владение дошкольниками отдельными приемами и элементарными знаниями и умениями здорового образа жизни; активное включение в рекреативную деятельности по формированию культуры здоровья, но действие по образцу; двигательная активность проявляется в потребности использовать разные способы
действия к накоплению знаний и расширению кругозора, проявляется незначительная потребность в мотивации, но отмечается нерегулярность занятиями физическими упражнениями; спортивно-оздоровительная деятельность базируется на желании постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых условиях; потребности носят устойчивый характер, самовыражение проявляется через творчество; процесс сознательного отражения действительности включает в себя определенные характеристики творческого мышления (эвристичность, креативность, мобильность, системность).
Высокий уровень формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий проявляется в таких качествах, как способность дошкольников свободно воспринимать и понимать ценности здорового образа жизни; уметь оценивать собственную коммуникативную и спортивно-оздоровительную деятельность; применять на практике полученные знания, умения и навыки; мотивацию к самореализации; стремление к рефлексии; способность к самовыражению, самоконтролю и самокоррекции, устойчивая мотивация для формирования культуры здоровья; умение анализировать и оценивать собственную спортивно-оздоровительную деятельность; готовность дошкольников к теоретическому осмыслению знаний; потребность в общении; выражение в творчестве; проявление эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью; творческое мышление, отличающееся такими качественными показателями, как гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость; ярко выраженная внутренняя целеустремленность и разносторонняя направленность двигательной активности; ярко выраженное умение адаптироваться и ориентироваться в социальной среде.
При выборе критериев социализации младших школьников в детских музыкальных студиях средствами социально-культурной деятельности мы взяли за основу систему критериев и показателей, разработанную Т.Э. Мангер, состоящую из мотивационного, поведенческо-деятельностного и когнитивного компонентов [2, с. 120].
В контексте нашего исследования моти-вационный компонент соотносится с двигательной активностью, поведенческо-деятель-ностный - с эмоциональным восприятием, когнитивный - с творческим мышлением [8].
Так, мотивационный компонент предполагает владение способами двигательной деятельности, направленными на повышение двигательной активности; предупреждение гиподинамии; закаливание организма; повышение адаптационных резервов и общей работоспособности, самочувствия дошкольников; эффективное развитие двигательной активности на основе адекватной мотивации (когда способы и мотивы согласуются, связи между ними становятся более стабильными и прочными, создаются условия для формирования коммуникативной и спортивно-оздоровительной деятельности); чувство настойчивости в освоении основ здорового образа жизни; решение личностно-ориентирован-ных задач с последующим их применением; сформированность широкого комплекса потребностей (познавательных, нравственных, эстетических, потребности в общении, выражении в движении), соответствующих половозрастным особенностям; рефлексивные процессы самоорганизации субъекта деятельности, происходящие на основе формирования мировоззрения, внутренних установок, убеждений человека, определяющих данный процесс.
Когнитивный компонент означает информированность детей в области культуры здоровья (физиология и анатомия человека, понятие здоровья, факторы, влияющие на здоровье человека и т. д.); вооружение дошкольников знаниями, умениями и навыками основ здорового образа жизни; процесс сознательного отражения здоровьесбере-гающих образов в таких его свойствах, связях и отношениях, в которые включаются определенные характеристики творческого мышления; понимание необходимости определенных правил здорового образа жизни; настоятельную потребность самовыражения через спортивно-оздоровительную деятельность, характеризующуюся новизной своего продукта, своеобразием процесса получения; формирование таких качеств творческого мышления, как эвристичность, креативность, мобильность, независимость, экспрезент-ность, системность, разумность и открытость.
Поведенческо-деятельностный компонент отражает уровень физического и социального благополучия ребенка (от того, какие эмоции доминируют у него, зависит его психологическое здоровье) и включает в себя: проявление психологических механизмов, где положительный эмоциональный фон жизнедеятельности ребенка имеет серьезное значение для сохранения его здоровья и формирования валеоустановок; осуществление личностью регуляции и саморегуляции своего здоровья; приобщение к оздоровительной практике; знакомство с лучшими образцами мировой здоровьесберегающей культуры; восприятие окружающего мира в контрастах; стремление личности к пониманию и осмыслению информации; развитие познавательного интереса, усиление роли первого впечатления о прослушанном, увиденном; целенаправленное отражение и преобразование здоровьесберегающих ценностей; восприятие значимости здорового образа жизни с целью укрепления здоровья, его применения в собственных поступках и действиях.
С целью диагностики сформированности культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий, за основу нами взяты показатели данного процесса, разработанные А.Н. Малышевой, к числу которых мы отнесли: аксиологический (осознание дошкольниками своего здоровья, убежденность в необходимости вести здоровый образ жизни, формирование осознанных установок к здоровью, основанных на положительных интересах и потребностях, и пр.), гносеологический (приобретение необходимых для процесса формирования культуры здоровья знаний и умений, познание себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интерес к собственному здоровью и пр.), здоровьесберегающий (формирование системы ценностей и установок по гигиене, уходу за собой, одеждой, местом проживания и окружающей средой, соблюдение режима труда и отдыха и пр.), эмоционально-волевой (проявление психологических механизмов, формирующих положительный или отрицательный эмоциональный фон жизнедеятельности человека, что имеет серьезное значение для сохранения его здоровья), экологический (человек есть биологический вид, существующий в природе, которая обеспечива-
ет человеческую личность определенными биологическими, экономическими и производственными ресурсами), физкультурно-оздоровительный (предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение болезней, повышение адаптационных резервов и общей работоспособности) [1, с. 81].
Таким образом, представленный диагно-стико-результативный блок предполагает соблюдение требования педагогической управляемости, что дает возможность специалистам осуществлять целенаправленную и проектированную деятельность, поэтапную диагностику, в связи с чем желательно варьирование средствами и методами социально-культурной деятельности с целью коррекции результатов. Диагностические данные должны отвечать определенным методологическим требованиям (критериям технологичности), опираться на научные подходы (исторические, культурологические, психологические, социальные и др.), обоснования психофизиологических изменений детей.
Поэтому критерии результативности есть основные результаты формирования культуры здоровья детей и оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются как экспертные суждения, анонимные анкеты, так и различные тестовые инструменты, созданные с учетом психофизиологических особенностей дошкольников.
Таким образом, разработанная нами теоретическая модель, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, позволяет эффективно организовать педагогическую работу по формированию культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий. Реализация данной модели позволит использовать потенциальные возможности учреждений дошкольного образования и социально-культурной сферы путем включения в образовательные программы проблем, раскрывающих особенности здорового образа жизни, его культурного наследия, психологии общения и коммуникативной культуры с целью эффективного формирования культуры здоровья дошкольников средствами игровых технологий.
1. Малышева А.Н. Педагогический потенциал рекреативных технологий в формировании культуры здоровья студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2012.
2. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: теория, методология, практика: монография. Тамбов, 2007.
3. Дополнительное образование детей: сб. норм. документов (1991-1993). Ч. 1 / сост. А.К. Бруд-нов, В.А. Березина, Е.В. Пахомова. М., 1993.
4. Мельников М.Н. Игровой фольклор // Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.
5. Магин В.А. Формирование культуры здоровья личности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 1999.
6. Новиков А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. № 5. С. 11-17.
7. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова. М., 1998.
8. Смирнова Е.О. Детская психология. СПб., 2010.
1. Malysheva A.N. Pedagogicheskiy potentsial re-kreativnykh tekhnologiy v formirovanii kul'tury zdorov'ya studencheskoy molodezhi: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tambov, 2012.
2. Manger T.E. Diversifikatsiya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya v sotsial'no-kul'turnoy sfere: teoriya, metodologiya, praktika: monografiya. Tambov, 2007.
3. Dopolnitel'noe obrazovanie detey: sb. norm. dokumentov (1991-1993). Ch. 1 / sost. A.K. Brudnov, V.A. Berezina, E.V. Pakhomova. M., 1993.
4. Mel'nikov M.N. Igrovoy fol'klor // Mel'nikov M.N. Russkiy detskiy fol'klor. M., 1987.
5. Magin V.A. Formirovanie kul'tury zdorov'ya lichnosti budushchego uchitelya v protsesse ego professional'noy podgotovki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 1999.
6. Novikov A.M. Printsipy postroeniya sistemy ne-preryvnogo professional'nogo obrazovaniya // Pedagogika. 1998. № 5. S. 11-17.
7. Psikhologicheskiy slovar' / pod red. V.V. Davy-dova. M., 1998.
8. Smirnova E.O. Detskaya psikhologiya. SPb., 2010.
Поступила в редакцию 12.12.2014 г.
UDC 374.2
MODELING OF THE PROCESS OF THE FORMATION OF CULTURE OF HEALTH OF PRESCHOOL CHILDREN BY MEANS OF GAME TECHNOLOGIES
Ekaterina Borisovna RODIONOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Sociocultural Communications and Acting Technique Department, e-mail: [email protected]
On the basis of the expanded scientific analysis by was considered the theoretical model of formation of culture of health of preschool children by means of game technologies. Analyze the current trends in the modeling process of creating a culture of health of preschool children by means of game technology is the tools of this process, highlights the main blocks of the model: a conceptual target, organizational, technological, diagnostic-effective. It is proved that the theoretical model of formation of culture of health of preschool children by means of game technologies is a complex thematically unified and composite built block, comprising: principles, goals, objectives, factors, functions, types, forms, methods, tools, technologies, organizational-pedagogical conditions, indicators and evaluation criteria of formation of culture health preschoolers focused on ensuring the unity of the cultural space for spiritual, communicative and artistic and creative growth of the individual. Was stressed that the aim and predicted by the model is the creation of conditions in the educational environment for the formation of health culture of preschoolers, which further contributes to the formation of motivationally-value attitude to health and a healthy lifestyle. It is proved that the implementation of this model will allow to use the potential educational and socio-cultural institutions by incorporating educational program problems, revealing the peculiarities of formation of culture of health of preschool children by means of game technologies.
Key words: model of formation of culture of health of preschool children by means of gaming technology; principles; culture of health; function; gaming technology.