УДК 378
Bataeva M.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Higher and Applied Mathematics, Grozny State Oil Technical University
n.a. Academician M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Vazkayeva S.S-A, senior teacher, Department of Information Technologies and Methods of Teaching Informatics, Chechen State Pedagogical University
(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Malsagov B.S., teaching assistant, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
MODELING THE PROCESS OF FORMING THE ICT COMPETENCE OF A UNIVERSITY TEACHER. In the article, the authors present modeling the process of forming the ICT competence of a university teacher. The article presents the process of forming ICT competence as a continuous process that has cyclical functions and allows to build activities from the planned result to the real achievements of students. The authors reveal the competencies included in the content of ICT - the competence of the teacher. Organizational and methodological conditions of the process of forming the ICT competence of a teacher are revealed. Forming the ICT competence of a university teacher in conditions of modernization of education is achieved through the use of modern digital and information technologies. The authors conclude that the developed model of ICT competence of the teacher is aimed at updating the content and conditions of training of teachers for professional activities in the context of digital education; systematizing the internal and external environments that ensure the effectiveness of all educational processes; ensuring labour market requests for education professionals with ICT competence and being able to apply skills in standard and non-standard situations.
Key words: teacher, ICT competence, university, process of forming, students.
М.Т. Батаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет
имени академика М.Д. Миллионщикова», г. Грозный, Е-mail: [email protected], 89288998178
С.С.-А. Вазкаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
Б.С. Мальсагов, ассистент, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
В статье автором представлено моделирование процесса формирования ИКТ-компетентности преподавателя вуза. Рассмотрены этапы формирования ИКТ-компетентности как непрерывный процесс, обладающий функциями цикличности и позволяющий выстроить деятельность от планируемого результата к реальным достижениям обучающихся. Раскрыты компетенции, входящие в содержание понятия ИКТ-компетентность преподавателя. Раскрыты организационно-методические условия процесса формирования ИКТ-компетентности преподавателя Формирование ИКТ-компетентности преподавателя вуза в условиях модернизации образования достигается путем применения современных цифровых, информационных технологий.
Ключевые слова: преподаватель, ИКТ-компетентность, вуз, процесс формирования, обучающиеся.
Моделирование является одним из методов исследований во всех областях знаний. Такой подход предполагает исследование реально существующих предметов, объектов, явлений. Это многофункциональное исследование, главной задачей которого является анализ, оптимизация и совершенствование организационной структуры управления образовательной деятельностью на основе функционального и процессного подхода к управлению в сфере образования [1 - 6].
Методологической основой моделирования в рамках исследования являются современные подходы к организационному, функциональному и процессному моделированию, где все, на то, что направлена деятельность, называют объектом. Интеграция данных подходов к моделированию позволяет упорядочить и осуществлять обработку информации об объектах, взаимодействующих между собой и внешней средой. Функциональное моделирование обеспечивает позицию «входа» и «выхода» в рамках управления образовательной деятельностью в условиях формального и неформального образования и рассматривает весь процесс точки зрения результативности, в том числе с учетом (https://скипк.ап.мвд. рф/герогМШ276?у=1&с=0&раде=73) современного рынка труда и глобальных трендов общества. Разработанная модель формирования ИКТ-компетентности преподавателя отражает целостную систему взаимосвязанных бизнес-процессов, ориентированных на достижение желаемого результата через решение конкретных опосредованных задач внутри каждого процесса. Структура модели представлена следующими ключевыми процессами, которые функционируют как система взаимосвязанных элементов:
1. Инициирование и планирование.
2. Организация и реализация.
3. Руководство (управление) и контроллинг.
4. Управление изменениями.
Прежде чем описывать определенные в ходе моделирования бизнес- процессы, важно было обратить внимание с точки зрения функционального моделирования на «точку входа» с позиции следующих условий:
- ориентация на мировые тренды и тренды цифровой экономики;
- ориентация (учет) на требования профессионального стандарта и содержания профессии;
- обеспечение непрерывности и преемственности между уровнями и видами образования;
- интеграция универсальных и профессиональных компетенций;
- определение структуры и содержания ИКТ-компетентности преподавателя.
Одним из требований профессионального стандарта педагога в рамках общепедагогической функции является владение ИКТ-компетентностью.
В настоящее время идет обсуждение изменений в действующий профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) (педагогическая дея-
тельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г № 544н, предполагающих разработку и утверждение новых стандартов. Профессиональный стандарт педагога начального общего, основного общего, среднего общего образования разработан с учетом концепции непрерывного образования [1].
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования также претерпевают значительные изменения. В настоящее время утверждены и введены в реализацию ФГОС ВО 3++ с учетом профессиональных стандартов педагогической деятельности. Все эти изменения влияют на содержание профессиональной деятельности педагога в условиях информатизации образования и цифровизации современного общества. С другой стороны, большое влияние оказывают потенциальные заказчики - работодатели (вуз, школа). Данный аспект крайне важен при проектировании образовательных результатов подготовки будущих специалистов, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, учитывая изменения требований к учителю и условий его работы в цифровой образовательной среде.
Процесс управления любой педагогической системой предполагает инициирование и планирование. Качественное сочетание этих параметров способствует повышению качества управленческой деятельности.
Процесс инициации подготовки преподавателя содержит следующие процедуры:
1. Анализ проблемы и потребности в формировании ИКТ-компетентности педагога. Данный процесс ориентирован на исследование проблемного поля, выделение ключевых «дефицитов» в подготовке педагогов и на их основе - адаптации содержания и условий реализации образовательных программ основного и дополнительного образования. Потребность в формировании ИКТ-компетент-ности преподавателя в рамках настоящей статьи определялась исходя из требований рынка труда, требований к содержанию педагогической деятельности в условиях цифровизации и выявленных в ходе анкетирования (опроса) образовательных и профессиональных дефицитов обучающихся и уже работающих педагогов.
2. Сбор исходных данных предусматривал анализ и приведение в соответствие с ФГОС 3++, а также профессиональных стандартов индикаторов достижений универсальных и профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективную работу с информационными и цифровыми ресурсами, технологиями и объектами.
3. Определение цели и задач формирования ИКТ-компетентности преподавателя через выстраивание требований к содержанию, условиям реализации, выстраивание самого содержания образования и предоставления обучающимся возможности персонифицировать собственные образовательные траектории внутри образовательных программ.
Рис.1.Модельпроцессаформирования ИКТ-компетентностипедагога
Таким образом, на основании анализа содержательных и нормативно-правовых документов, определяющих содержание профессиональной деятельности педагога, разработана структураИКТ-компетентн ости преподавателя.
В содержание ИКТ-компетентность преподавателя входят следующие компетенции: исполезование ИКТ в практи^^-ст^<^татр^тттоым редакторе, с электронными базами данных, с видео, звуком, графикой, участие в интернет-форумах, использование цифровых энциклопедий и словарей; реализация професлинка-ьных з-деч педагогес илпользоеариеоИКТ-поуречнер планирование, использование электронных ресурсов, интернет-технологий для взаимодействиас^-лл-гашир^^птел-ш;-^(^л ьзование учебных заданий различных видов - компьютерная презентация, использование мультимедийных технологий, электронных учебниктв,апеяин-ькыхерогр-ммНые сеедттв, с^т^я-вых технологий [6].
Следующия^|^пяесс^(^р м и-о нтнлстинема гогаг^л^е^-
полагал реализацию содержания образования с учетом следующих организаци-онно-методичекких уиловей: модильролпь рпили
расширение объема программ, формируемого обучающимися за счет общеуниверситетских э-якиивныхммдулей тулетом о-разлвттельи-хпотмебняснейи профессиональных дефицитов; совершенствование практики и практического обучения, в тойч^<^-еоистольновенитп лате пзаиеюдей-
ствия с работодателями и представителями сферы профессиональной деятельности с целью орглнлзенинп рАфелярлиальпын ^^стии^^нхя^р^енжю рилнта-рованных мероприятий.
Формирование ИКТ-ктмпетентностр п^г^ьго^^ в ун^(^нкях1^одернлм-ции образования достигается путем применения современных цифровых, информационныи , лр|ееньо:дистаниилрныл тлхнилогир- ил
формационные технологии, обеспечивающие доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и (Ш^/уки яK;aн.овд.иф-repпrt/full/н7реv=1&тп0&еage=7л)пиeпт-давателя в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению материааа,тпакже вм^цлсат обучения; электронное образование - система обучения при помощи информационных и веи^с^нык ■^е^н^^^огиИ.тэ^^л^с^и^с^мв— у^^нрты^н^ы^к^уея самостоятельная работа с электронными материалами, возможность дистанционного взаимoдлйcтыня,-лcпyноoьпьoЫнaзoвкниямнвaмcoтoбeннgстнмм психофизического развития.
Процесс руководства и контроллинга внутри модели ориентирован на обеспечение успешного функционирования всей системы и взаимодействия всех процессов. Контроллинг обеспечивает методическую, инструментальную базу для поддержки планирования, контроля, анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.
Данный процесс опосредован реализацией следующих процедур: текущая и промежуточная аттестация; государственная итоговая аттестация (итоговая аттестация); независимая экспертная оценка качества образования (федеральный интернет-экзамен в сфере высшего образования - ФЭПО); сертификация профессиональной квалификации [4, с. 133 - 137].
кущая и промежуточная аттестация предполагала актуализацию форм и содержание оценивания образовательных достижений обучающихся. С этой -яьюмлдериизирлвеныпткпедунк1клниреря^нептен флятаптнекгрального модульного экзамена, позволяющего оценить совокупность знаний и умений об-укаюрпхен рмя эфЛектнннагfl выто^ь^е^к^пк^с^Я^лсс^с^нтмм задат в рамках педагогической деятельности.
Независимая экспертиза и сертификация профессиональной квалифика--ии педагога в в^мияхфо^ата Лмсноняк-ш ^н^т^тльп^м^ом^тга^т н а втором этапе оценивание ИКТ-компетентности педагога посредством разработки и моделирования цифровых образовательных ресурсов. Данный формат оценивания предполагает актуализацию содержания образования педагогов через введение икноянительниlxpлздулoв,тлмтeдлизтeмыдкyатoP| ата—е ие спек-
тра элективных модулей.
тповлед ннй немвлoвaжныыпффe сс мед елияевкниатаклютаетия в управлении изменениями вследствие воздействия различных внешних и внутренних Ыызтoиoа,нлпеcнкдствднноaпитющgx нт кедeьжaнит с^орм^ав^ь^ие ИКТ-ком-петентности педагога и технологии его реализации.
тоьпс. 1пpддстаплунлввддлынкoмлcрa ФопмировэнатКДT-ыoмпетент-ности педагога.
-тзлa-отонвaятюдддь фордааынaпия Итл-гаюпети^н^е^т^п^^ылгага отражает целостную систему взаимосвязанных бизнес-процессов, ориентированных ждладмхropьзпдьмaрмаддызpдшднид ка нкретных опосредованных задач внутри каждого из них.
В униндуаитхт-кьменлнктеaдкпopия палдытикoвяннатДp-зввaтельных программ, и отправной точкой проектирования стали именно те требования к Яаыyщдпyпддaгo)y кеттныдппдтоявдялр лгявеoфхвcаoналнпaппдмтдльность (в виде трудовых функций и конкретных профессиональных навыков, необходимых в работе учителя); сделан переход от предметно-дисциплинарной организа-вин у^бного проблеск к модульному построению содержания образовательной программы.
Tхыaяиoмyяннляcнкт-мa г^то^/^и^;^ рования,
укрупнив содержание подготовки до конкретных профессионально-ориентиро-вмнних здран, адмлнзyммыдпяатpжaнндм мрддмя)5,п.Г7X- Щ.
В этой связи нами проанализирована система профессиональной перепод-готокти и пмвыштраяккaлкИпкдцпипддaгoФlпяc:<иxкaдpвв пяыpхl"нвммам дополнительного профессионального образования. Одной из таких разработанных программ является программа повышения квалификации научно-педагогических работников организаций высшего образования.
Таким образом, разработанная модель формирования ИКТ-компетентности преподавателя направлена на актуализацию содержания и условий подготовки педагогов к профессиональной деятельности в условиях цифрового образования; систематизацию внутренних и внешних условий, обеспечивающих эффективность всех процессов образования; обеспечение запросов рынка труда на специалистов сферы образования, владеющих ИКТ-компетентностью и способных применять полученные умения навыки в стандартных и нестандартных ситуациях.
Библиографический список
1. Бабакова Т.А., Левина О.Р Открытый университет как феномен образования взрослых. Непрерывное образование: XXI век. 2016; Выпуск 2 (14).
2. Бачурина Л.А. Многофакторная модель ИКТ-компетентности педагогического работника. Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013; Т. 9, № 3.1: 49 - 52.
3. Галанов А.Б. Модель формирования ИКТ-компетенций у учителей. Available at: http://www.irorb.rU/files/magazineIRO/2011_2/7.pdf
4. Гамзаева М.В., Магомедова П.К. Теория и практика организации проектной деятельности будущего педагога профессионального обучения в вузе. Наука и образование: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы научной сессии профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета, посвященной 100-летию создания первого в Дагестане педагогического института. 2018: 133 - 137.
5. Магомедов Г.М., Гамзаева М.В. Преподаватель в системе личностно ориентированного образования. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 176 - 178.
6. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Методология использования информационных образовательных технологий: учебное пособие. Екатеринбург, 2013; Ч. 2.
References
1. Babakova T.A., Levina O.R. Otkrytyj universitet kak fenomen obrazovaniya vzroslyh. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2016; Vypusk 2 (14).
2. Bachurina L.A. Mnogofaktornaya model' IKT-kompetentnosti pedagogicheskogo rabotnika. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; T. 9, № 3.1: 49 - 52.
3. Galanov A.B. Model' formirovaniya IKT-kompetencij u uchitelej. Available at: http://www.irorb.rU/files/magazineIR0/2011_2/7.pdf
4. Gamzaeva M.V., Magomedova PK. Teoriya i praktika organizacii proektnoj deyatel'nosti buduschego pedagoga professional'nogo obucheniya v vuze. Nauka i obrazovanie: sostoyanie, problemy, perspektivy razvitiya: materialy nauchnoj sessii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, posvyaschennoj 100-letiyu sozdaniya pervogo v Dagestane pedagogicheskogo instituta. 2018: 133 - 137.
5. Magomedov G.M., Gamzaeva M.V. Prepodavatel' v sisteme lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 176 - 178.
6. Semenova I.N., Slepuhin A.V. Metodika ispol'zovaniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe. Metodologiya ispol'zovaniya informacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2013; Ch. 2.
Статья поступила в редакцию 03.12.20
УДК 378.147
Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law Studies), senior lecturer, Department of Computer Science and Mathematics, Volgograd Academy of the Ministry of Internal
Affairs of the Russian Federation (Volgograd, Russia), E-mail: bedrinvs@rambler. ru
DEVELOPING INFORMATION COMPETENCE OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA THROUGH
THE USE OF COMPUTER COURSES. In the article the author examines features of using educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the educational process, in order to form students information competence, interactive teaching methods, in particular, computer training courses. Examples of two training courses for computers, such as "Interactive control and training module Command Line" and "Electronic glossaries on computer science for students from foreign countries" with a detailed description of their purpose and functions. The article considers features of using such computer training courses as multimedia presentations in the educational process. The methods of processing audio-visual information are analyzed, as well as the principles that should be used in the course of using multimedia tools in the educational process. Multimedia presentations provide an opportunity to improve learning and motivate students to learn by applying audiovisual processing methods.
Key words: rompetence, training courses, training material, training, command line, electronic glossary, multimedia presentation, audio-visual information, principles.
В.С. Бедрин, канд. юрид. наук, доц., Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград,
Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ КУРСОВ
В данной статье автором рассматриваются особенности использования в учебном процессе образовательных организаций МВД России интерактивных методов обучения, в частности обучающих компьютерных курсов, с целью формирования у курсантов информационной компетенции. Приводятся примеры двух обучающих курсов для ЭВМ, таких как «Интерактивный контрольно-обучающий модуль «Командная строка»» и «Электронные глоссарии по информа-тическим дисциплинам для обучающихся из зарубежных стран» с подробным описанием их назначения и выполняемых функций. Рассматриваются особенности применения в учебном процессе таких обучающих компьютерных курсов, как мультимедийные презентации. Анализируются способы обработки аудиовизуальной информации, а также принципы, на которые следует опираться в ходе использования в образовательном процессе мультимедийных средств.
Ключевые слова: компетентность, обучающие курсы, учебный материал, обучение, командная строка, электронный глоссарий, мультимедийная презентация, аудиовизуальная информация, принципы.
Известно, что эффективность деятельности правоохранительных органов по предотвращению, выявлению и раскрытию преступлений во многом зависит как от имеющегося информационного обеспечения ОВД, так и от уровня владения навыками использования новейших технических систем, специализированных программ и баз данных отдельных сотрудников. Поэтому задача формирования информационной компетентности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России стоит достаточно остро.
В современном образовании задача повышения эффективности процесса формирования компетентности решается различными способами. Одним из них является использование интерактивных методов обучения, в частности обучающих компьютерных курсов.
Методика проведения учебных занятий, основанная на использовании обучающих компьютерных курсов, имеет ряд преимуществ, поскольку данные курсы позволяют обеспечить реализацию индивидуального подхода в обучении, вовлечь в учебный процесс каждого обучающегося, в автоматизированном режиме беспристрастно оценивать качество знаний и умений каждого обучающего по изучаемой теме, исключить психологические факторы, препятствующие обучению. Кроме того, на наш взгляд, они позволяют обеспечить возможность самостоятельного закрепления учебного материала обучающимися во время самостоятельной подготовки.
В качестве примера можно привести два обучающих курса для ЭВМ: «Интерактивный контрольно-обучающий модуль «Командная строка»» и «Электрон-
ные глоссарии по информатическим дисциплинам для обучающихся из зарубежных стран», разработанных сотрудниками кафедры информатики и математики Волгоградской академии МВД России.
Обучающий курс для ЭВМ «Интерактивный контрольно-обучающий модуль «Командная строка»» предназначен для обеспечения учебного процесса по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» у курсантов и слушателей, обучающихся по специальностям 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета), специализация - «Уголовно-правовая», узкая специализация -«Предварительное следствие в органах внутренних дел» и 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета), специализация - «Оперативно-розыскная деятельность», узкая специализация - «Деятельность оперуполномоченного уголовного розыска». Данный курс представляет собой экранную среду обучения [1].
Обучающий курс для ЭВМ «Интерактивный контрольно-обучающий модуль «Командная строка»» обеспечивает выполнение следующих функций:
1) регистрация пользователя;
2) вывод краткой ознакомительной информации по работе с обучающей программой;
3) вывод теоретической информации по работе с командной строкой по разделам:
- простейшие команды MS Windows;