Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования этнопедагогической компетентности у будущих педагогов в условиях поликультурной образовательной среды'

Моделирование процесса формирования этнопедагогической компетентности у будущих педагогов в условиях поликультурной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE / МОДЕЛЬ / MODEL / ФОРМЫ / FORMS / МЕТОДЫ / METHODS / СРЕДСТВА / MEANS / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылов Дмитрий Александрович, Лаврентьев Сергей Юрьевич, Швецов Николай Михайлович, Жидик Алевтина Романовна

В статье рассматриваются вопросы моделирования процесса формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов в условиях современного вуза. Особое внимание уделяется описанию метода педагогического моделирования как эффективного средства решения данной проблемы. Дается характеристика, рассматриваются особенности и специфика функционирования основных структурных компонентов модели: целей и задач, принципов, содержания, форм, методов и средств. Отмечено, что все компоненты модели взаимосвязаны и взаимозависимы, ориентированы на достижение конечного результата высокого уровня сформированности этнопедагогической компетентности будущих педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылов Дмитрий Александрович, Лаврентьев Сергей Юрьевич, Швецов Николай Михайлович, Жидик Алевтина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE FORMATION OF ETHNOPEDAGODICAL COMPETENCE AT FUTURE TEACHERS IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with the modeling of the formation of ethnopedagogical competence at future teachers at a contemporary university. The authors pay special attention to describing the method of teaching modeling as an effective means of solving this problem. The authors also characterize, discuss the features and specificity of functioning of the main structural components of the model: goals and objectives, principles, content, forms, methods and tools. It is noted that all the components of the model are interrelated and interdependent, focused on achieving the final result that is a high level of formation of ethnopedagogical competence at future teachers.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования этнопедагогической компетентности у будущих педагогов в условиях поликультурной образовательной среды»

УДК 378:371.13:37.014

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ*

MODELING THE FORMATION OF ETHNOPEDAGODICAL COMPETENCE AT FUTURE TEACHERS IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Д. А. Крылов, С. Ю. Лаврентьев, Н. М. Швецов, А. Р. Жидик

D. A. Krylov, S. Yu. Lavrentyev, N. M. Shvetsov, A. R. Zhidik

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы моделирования процесса формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов в условиях современного вуза. Особое внимание уделяется описанию метода педагогического моделирования как эффективного средства решения данной проблемы. Дается характеристика, рассматриваются особенности и специфика функционирования основных структурных компонентов модели: целей и задач, принципов, содержания, форм, методов и средств. Отмечено, что все компоненты модели взаимосвязаны и взаимозависимы, ориентированы на достижение конечного результата - высокого уровня сформиро-ванности этнопедагогической компетентности будущих педагогических кадров.

Abstract. The article deals with the modeling of the formation of ethnopedagogical competence at future teachers at a contemporary university. The authors pay special attention to describing the method of teaching modeling as an effective means of solving this problem. The authors also characterize, discuss the features and specificity of functioning of the main structural components of the model: goals and objectives, principles, content, forms, methods and tools. It is noted that all the components of the model are interrelated and interdependent, focused on achieving the final result that is a high level of formation of ethnopedagogical competence at future teachers.

Ключевые слова: этнопедагогическая компетентность, модель, формы, методы, средства, принципы.

Keywords: ethnopedagogical competence, model, forms, methods, means, principles.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность формирования профессиональной, в том числе этнопедагогической, компетентности педагога в условиях поликультурного образовательного пространства обусловлена современными тенденциями социокультурного развития ведущих стран мира и России, для которых характерна амбивалентность: с одной стороны, дальнейшая ориентация на унификацию общественных процессов, а с другой - возрождение и развитие этнокультурной самобытности народов. В ряде нормативно-правовых документов [7], [9] подчеркнута необходимость создания

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-16-12006

эффективной образовательной системы, отвечающей запросам и потребностям развития личности, учитывающей национальный компонент в образовании, включающей культурные традиции и особенности многонациональной республики. В соответствии с этим эт-нопедагогическая компетентность в настоящее время выступает одним из основных компонентов профессионально-педагогической компетентности педагога, так как в современном обществе усиливаются значение и роль национальной составляющей личности, проблем ее этнической и гражданской идентичности, развития толерантности, культуры межнациональных отношений [3]. Этнопедагогическая компетентность как качественная характеристика, определяющая уровень и степень решения этнопедагоги-ческих задач в поликультурном образовательном пространстве, способствует подъему национального самосознания народов, сохранению ценностных идеалов; обращению к национальным ценностям, составляющим культуру любого народа; стремлению к сохранению и популяризации этнической культуры через возрождение своего родного языка, обычаев и традиций.

Таким образом, в настоящее время существует объективное противоречие между социальным заказом общества, требованиями к уровню подготовки педагогических кадров, к уровню сформированности их этнопедагогической компетентности и реальным состоянием подготовки будущих специалистов, недостаточно полно удовлетворяющим данным требованиям вследствие недостаточной научно-теоретической и методической разработанности исследуемого явления. Это противоречие и послужило причиной создания и экспериментальной проверки модели формирования этнопедагогической компетентности студентов вуза в условиях поликультурного образовательного пространства.

Материал и методика исследований. В процессе исследования были проанализированы определения понятия «этнопедагогическая компетентность», данные учеными

A. В. Кайсаровой, М. Б. Кожановой, Л. В. Кузнецовой, С. Н. Федоровой и др.

Были использованы такие методы, как теоретический анализ, категориальный синтез, систематизация и моделирование исследуемого процесса. Изучался образовательный процесс института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет».

Результаты исследований и их обсуждение. Ведущие положения, значимые для данного исследования, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе, разработаны Г. М. Гогиберидзе, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриевым, А. Н. Джу-ринским, Н. Б. Крыловой, Л. В. Кузнецовой, Д. Н. Латыповой, З. А. Мальковой,

B. Б. Манджиевой, И. Л. Набоком, Л. Л. Супруновой, В. К. Шаповаловой и др.

Вопросами совершенствования этнопедагогической подготовки в вузе занимались П. А. Апакаев, Г. Н. Волков, Е. П. Жирков, В. А. Иванов, А. В. Кайсарова, М. Б. Кожано-ва, Л. В. Кузнецова, А. Б. Панькин, Т. Н. Петрова, С. Н. Федорова, М. Г. Харитонов и др.

Следует особо подчеркнуть, что применение метода моделирования педагогических процессов является одним из наиболее значимых и перспективных средств решения проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов. Использование данного метода предполагает создание модели, которая функционировала бы подобно анализируемому процессу. При этом подходе педагогическое моделирование служит таким методом исследования изучаемого процесса, «при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система...» [8].

Собственно модель (франц. modele, от лат. modulus - мера, образец, норма) в обобщенном понимании может быль представлена в виде объекта - заместителя, который, отражая или воспроизводя исследуемые качества, характеристики системы, может заместить ее как в знаково-символьной (теория, программа, схема), так и в материально-вещественной форме (образец, устройство, макет) и при ее исследовании дает новые данные об изучаемом процессе или явлении [6].

Моделируя процесс формирования этнопедагогической компетентности студентов вуза, необходимо принимать во внимание определение, данное Е. В. Романовым [8]. Педагогическая модель, считает ученый, может быть генерирована в виде обобщенного, абстрактно-логического образа конкретного феномена педагогической системы, который отражает наиболее значимые структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования и может быть представлен в соответствующей визуальной форме, генерируя новую информацию об объекте моделирования.

Разрабатывая модель формирования этнопедагогической компетентности, необходимо учитывать, что студенты должны иметь общее ценностно-смысловое поле, приобретенные в коллективной деятельности умения и навыки, идентичное психолого-эмоциональное состояние, согласованность в достижении конечного результата; а также осмысленное объединение усилий обучающихся, каждый из которых обладает неповторимым набором этнокультурных знаний о традициях и культуре своего и других народов.

Необходимо отметить, что конструируемая модель формирования этнопедагогиче-ской компетентности также должна удовлетворять требованиям организации образовательного процесса. Среди них:

- построение субъект-субъектных отношений среди участников педагогического процесса;

- организация педагогической деятельности педагогов и студентов по следующему алгоритму: анализ ситуации, планирование, осуществление учебных действий, оценка их результативности и корректировка;

- организация субъектами педагогического процесса такой деятельности, которая была бы направлена одновременно и на интериоризацию содержания образования, и на трансформацию самой личности как в аудиторное, так и во внеаудиторное время;

- комплексная реализация развивающих, обучающих и воспитательных функций образовательного процесса;

- целенаправленная работа всего профессорско-преподавательского состава по организации насыщенной и емкой в учебно-воспитательном, культурно-просветительском, научно-исследовательском отношении развивающей деятельности студентов [5].

При разработке данной модели нами были выделены следующие структурные составляющие: цель и задачи, принципы, содержание, организационные формы, методы, средства и результат.

Смыслообразующим, основополагающим компонентом модели является цель, которая одновременно выступает как идеальный результат и как определенная степень ее достижения. Соответственно цель и задачи определяются совокупностью таких потребностей, как: 1) потребность общества в подготовке высококвалифицированных специалистов; 2) требование общеобразовательной школы к подготовке педагогов с высоким уровнем этнопедагогической компетентности; 3) потребность самой личности в высоком уровне этнопедагогической компетентности.

Для эффективного достижения поставленной цели следует определить и реализовать комплекс задач. Среди ключевых можно выделить такие задачи, как актуализация знаний о традициях и обычаях народов Среднего Поволжья с целью формирования у студентов вуза этнопедагогической компетентности; развитие у студентов вуза умений и навыков по самостоятельному формированию этнопедагогической компетентности; осуществление постоянного и целенаправленного мониторинга уровня сформированности у будущих педагогов этнопедагогической компетентности; формирование эмоционально-положительного отношения к этнопедагогике народов Среднего Поволжья; вовлечение студентов в учебно-исследовательскую работу по изучению традиций народной педагогики; активное использование в учебном процессе инновационных педагогических технологий, направленных на использование студентами этнопедагогического материала в своей будущей профессиональной деятельности, и т. д.

Принимая во внимание вышеперечисленные задачи, можно предположить, что процесс формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов будет наиболее эффективным, если теоретико-методологический базис создаваемой модели составят культурологический, компетентностный, личностно-деятельностный и системный подходы [2], [5].

Реализация указанных подходов в процессе подготовки студентов в вузе возможна на основе как общедидактических принципов (в том числе принципов культуро- и приро-досообразности и др.), так и специфических: системности и целостности образовательного процесса, обучения на основе интеграции науки и практики, профессиональной направленности, направленности обучения и воспитания на личность, принципа осознанной перспективы, ориентации на развитие профессионального опыта и др.

Содержательный компонент модели формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов включает в себя, по нашему мнению, три основных направления: теоретическое (овладение будущими педагогами соответствующими знаниями о педагогических традициях народов Среднего Поволжья, методике воспитания на основе этих традиций), деятельностное (умения, навыки, опыт преобразовательной этно-педагогической деятельности, владение современными педагогическими технологиями и педагогической техникой) и личностное (ориентация на субъект-субъектные отношения, диалогичность, уважение личности студента, потребность и готовность студентов к сознательному и активному обучению в вузе).

Вышеперечисленные направления реализуются в процессе освоения будущими педагогами дисциплин и курсов, предусмотренных учебным планом по соответствующему направлению, в том числе через реализацию интегрированного спецкурса «Национальная кухня народов Среднего Поволжья», который способствует актуализации, интеграции и систематизации знаний, умений и навыков, опыта практической деятельности студентов, необходимых для формирования их этнопедагогической компетентности.

Для эффективного формирования этнопедагогической компетентности необходимо включать студентов в различные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности и в различные образовательные ситуации как репродуктивного (приготовление национальных блюд, изучение особенностей изготовления столовой посуды и приборов для сервировки блюд в соответствии с национальными традициями народов Среднего Поволжья и т.д.), так и творческого (выполнение творческих и комплексных проектов, организация выставок, проведение круглых столов и т.д.) характера.

В ходе формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов особое внимание мы акцентируем на оптимизации форм и методов обучения. В этом случае их выбор определяется свойствами и принципами системного, личностно-деятельностного, культурологического и компетентностного подходов [4].

Для оптимального выбора форм обучения в процессе формирования этнопедагогической компетентности студентов следует учитывать, что они должны соответствовать формам их будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем необходимо учитывать влияние вышеуказанных подходов на организацию и осуществление учебного процесса.

В соответствии с этим в зависимости от цели занятия выбиралась наиболее приемлемая для каждого случая организационная форма. Это может быть работа с первоисточниками, лекция (проблемная, диалог, эвристическая и др.), проведение семинаров-диспутов, лабораторных и практических занятий, конференций, дискуссий; организация самостоятельной работы студентов по изучению новой литературы и ее целенаправленное использование на учебных занятиях; выполнение различного рода проектов (коллективных, индивидуальных, групповых и др.), которые требуют использования современных информационно-коммуникационных технологий; организация и проведение различного рода экскурсий; составление и решение тематических ребусов, кроссвордов и т. д.; проведение обучающих семинаров и спецкурсов, позволяющих целенаправленно формировать этнопедагогическую компетентность будущих педагогов.

Отбирая методы обучения, необходимо учитывать мнение Ю. К. Бабанского, согласно которому подбор методов обучения должен учитывать педагогические закономерности и принципы; цели и задачи как всего обучения, так и каждого отдельного этапа; содержание и методы конкретной науки, данного курса и темы; учебные возможности студентов (возрастные особенности, особенности группы, уровень подготовленности); внешние условия (социокультурные, научно-производственные и т. п.) и возможности самих педагогов [1].

Таким образом, принимая во внимание исходные положения вышеобозначенных подходов, были определены методы, наиболее способствующие, по нашему мнению, активному усвоению знаний, овладению практическими умениями и формированию навыков, входящих составными элементами в формируемую этнопедагогическую компетентность. Прежде всего необходимо выделить репродуктивные методы: беседу, лекцию как метод обучения, рассказ, практические работы репродуктивного характера (самокритика, работа по алгоритму, выполнение различного рода упражнений и др.), а также методы проблемно-поискового типа: проблемную лекцию, проблемный рассказ, проблемную беседу, практические работы проблемно-поискового характера (игровые интерактивные технологии, Т-группа, дискуссия, деловая «корзина», мозговая атака, обсуждение вполголоса, форум, программа саморазвития и др.).

Традиционными средствами формирования этнопедагогической компетентности в современных условиях высшей профессиональной школы явились федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения, учебники и учебные пособия, рабочие программы по изучаемым предметам, аудиовизуальные технологии обучения: комплексы мультимедиа, компьютерные обучающие программы и др.

К специальным, учитывающим особенности и специфику, средствам формирования этнопедагогической компетентности в современной высшей школе были отнесены фоль-

клор народов Среднего Поволжья (стихи и песни, викторины, загадки, игры на тему национальной кухни, исторический экскурс в развитие столовых приборов, презентация деревянной кухонной утвари и т. д.); народные игры трех команд (марийской, русской, татарской и др.), представляющих старинные и традиционные блюда; презентация и защита костюмов, изготовленных в традициях национальной одежды русского, марийского, татарского народов; дегустация блюд и т. д.

Резюме. Таким образом, представленная модель формирования этнопедагогиче-ской компетентности будущих педагогов имеет единый неделимый характер, так как все ее структурные компоненты (цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат) взаимосвязаны и функционируют для достижения заданного конечного результата - повышения эффективности формирования этнопедагогической компетентности будущих педагогов в условиях поликультурной образовательной среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /

A. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. - М. : Логос, 2009. - 336 с.

2. Кайсарова, А. В. Использование информационных технологий в этнопедагогической деятельности компетентного педагога / А. В. Кайсарова // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 7. - С. 227-232.

3. Комелина, В. А. Сущность и содержание этнопедагогической компетентности будущего педагога в контексте поликультурного образовательного пространства [Электронный ресурс] / В. А. Комелина, Д. А. Крылов, С. Ю. Лаврентьев, А. Р. Жидик // Современные проблемы науки и образования. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/118-14464.

4. Комелина, В. А. Профессиональная подготовка специалиста в вузе: компетентностный подход /

B. А. Комелина, Д. А. Крылов. - Йошкар-Ола : ООО «Стринг», 2009. - 176 с.

5. Лаврентьев, С. Ю. Система формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях вуза [Электронный ресурс] / С. Ю. Лаврентьев, В. П. Ковалев // Современные проблемы науки и образования. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5296.

6. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. - М. : Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999. - 912 с.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.

8. Романов, Е. В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства / Е. В. Романов. - Магнитогорск : МаГУ, 2001. - 245 с.

9. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (до 2025 года). Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2007 г. № 214 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gov.mari.ru/rep/strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.