Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 238-244.
УДК 394
DOI 10.25513/2312-1300.2018.1.238-244
В. И. Гутыра
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА: К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ
МОЛОДЁЖИ*
Данная работа расширяет существующие исследовательские рамки антропологии, направляет её в сторону изучения субкультур, новых религиозных движений, производственной и технологической культуры, городской и гендерной проблематики. Исследование направлено на изучение психологии современной молодёжи, выраженной в стремлении образовывать группы, которые противопоставляют себя остальному социума и создают символы и ритуалы, свойственные субкультурному образованию, альтернативным религиозным течениям, экологическим движениям и т. д. Работа основывается на широком полевом материале, собранном в период 2016-2017 гг. в Омской области. Основное внимание уделяется «молодёжному феномену», тем людям, которые перебрались в религиозные общины и «экопоселения».
Ключевые слова: антропология; молодёжь; город; субкультура; религия; экопоселения.
V. I. Gutyra
MODELING OF SPACE: TO THE QUESTION OF THE CULTURAL AND IDEOLOGICAL IDENTIFICATION OF MODERN URBAN YOUTH
This work expands the existing research framework of anthropology, goes towards studying subcultures, new religious movements, industrial and technological culture, urban and gender issues. The research is aimed at studying psychology of modern youth, expressed in the desire to form groups that oppose themselves to the rest of society and create symbols and rituals that usually characterize subcul-tural groups, alternative religious formations, environmental movements and etc. The study is based on a wide field material collected during the period of 2016-2017 in Omsk region. The main attention is paid to the «youth phenomenon», to those people who have moved to religious communities and «eco-settlements».
Keywords: anthropology; youth; city; subculture; religion; eco-settlements.
Люди готовы поверить в любое мракобесие, но главное, чтобы оно противоречило школьному курсу. Людям необходима вера в сверхъестественное.
У. Эко. Маятник Фуко
В условиях социально-экономической турбулентности общество намного внимательнее относится к собственным экзистенциальным потребностям. Нахождение в сре-
де единомышленников, которые разделяют с тобой единую мировоззренческую концепцию, является важным маркером для самосознания человека и для понимания особенностей форм религиозных идентичностей.
Современное общество, вне зависимости от половозрастной составляющей, проявляет интерес к различным практикам, которые призывают отказаться от существующей
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Новые экологические движения России в социальном окружении: взаимодействие с политическими, образовательными, информационными институтами», проект № 17-01-00423).
© Гутыра В. И., 2018
модели жизнеустройства современного мегаполиса и заменить её более естественной, по которой «жили наши предки». Всё большее распространение получает идеология нью-эйдж, экзотические восточные культы и практики, экологические движения. Данные тенденции стали объектом рассмотрения социологических, политологических, экономических дисциплин. В то же время в рамках этих движений формируются новые идеологии, социокультурные практики, мифология, изобретаются обрядность и традиции. Поиск истины через разнообразные подобные практики существует и в современной российской действительности. Данные тенденции не ослабевают на протяжении нескольких десятилетий, по-прежнему притягивая к себе всё новых и новых последователей и трансформируясь под запросы общества и времени.
С целью «жизни в гармонии», «возвращения к традиции», «поиска истины» на территории России появляются экопоселения, а также другие общины, фундаментом которых является общая мировоззренческая концепция, основанная на почитании предков, квазихристианстве, неославянстве и т. д. В подобных поселениях проживают не только жители Российской Федерации и СНГ, но и представители дальнего зарубежья.
Данные тенденции, которые приобретают значительные масштабы в России, не считаются исключительными. Для изучения столь разнообразного и порой противоречивого явления следует применять теории, которые могут учитывать единство в его многообразии, используемые для осмысления тех социокультурных явлений, которые протекали после событий 1960-1970-х гг. в Европе. Теория номадологии как одна из парадигм современного мира может использоваться для объяснения изменений общества, которые произошли давно, но стали понятны лишь сейчас. Эта модель мира, которая создаётся номадологией, и отражает современные реалии жизни. Как отмечал философ Ж. Делёз в своём трактате, составляющая новой парадигмы - теория ризомы, которая представляет собой не просто «корневую систему», а «разветвлённое корневище», где начала и конца, нового и старого, главного и второстепенного не найти [1, т. 2].
Вопрос о линейности и последовательности не ставится, ризома создаёт новое пространство, которое не развивается по общим законам, существует вне этих законов, а, следовательно, прежние концепции не могут отразить всей полноты мира. Ризома стала новой основой для понимания развития современности [1, т. 1].
Отмечая отсутствие общих ориентиров, норм, единого пространства, следует ещё раз вернуться к новому «месту» для изучения -экопоселению, ранее не фигурирующему в классических научных моделях и парадигмах. Гетеротопии локальны и всеобъемлющи, они не сковывают исследователя в территории поиска, они раздвигают границы познания. Следовательно, расширяется не только область, но и спектр возможностей для изучения современного мира [2].
Все вышеуказанные понятия формируют единую систему исследования идентичности в её многообразии, неоднородности, непоследовательности. В проблеме изучения вопросов, связанных с молодёжной культурой, формированием идентичности и т. д., стоит в первую очередь опираться на эти принципы [3].
Прежде всего внимание в работе фокусируется на современной молодёжи, которая противопоставляет себя остальному социуму, подчёркивая свою «исключительность», «приверженность истинным ценностям», а также отказу от «прогнившего внешнего мира», создаёт собственную символику и ритуалы - субкультуры. В данной работе рассматриваются так называемые экопоселения и религиозные общины Омской области: д. Окунево, поселение Имбирень. Исследование основывается на широком полевом материале, собранном в период 2016-2017 гг. Основное внимание уделяется молодёжному феномену, тем людям, которые перебрались в религиозные общины и «экопоселения» из различных городов России и стран ближнего зарубежья для создания «лучшего мира».
Процесс урбанизации достиг своего апогея ещё в XX в., а в нынешнее время город выступает как самостоятельный объект научного познания. Возможно определение особенного субъекта - «городской человек», который, в свою очередь, формирует городское пространство. Молодёжь - один из активных
субъектов городской среды, но часто испытывающий состояние экзистенциального кризиса; пытаясь найти выход из него, порой прибегая к отказу от всего «мирского», она стремится вернуться к корням, где существует «верная истина». Но несмотря на такие тенденции, городская молодёжь транслирует основные элементы своего города, своей культуры в той местности, в которой находится, не является исключением и д. Окунево Муром-цевского района Омской области.
Преобразование этой деревни происходило не один год [4], но нашей целью является анализ конечного результата - той культурно-религиозной общины, которая сложилась на данной территории.
Условно новых окуневцев можно разделить на две крупные группы: община бабад-жистов и славян-родноверов. Такой подход не должен вводить в заблуждение исследователей: как в любом крупном (для отдельно взятой деревни) культурно-религиозном течении, внутри этих групп существует некоторое множество дополнительных ответвлений, которые могут стать предметом отдельного изучения.
Возраст молодёжи, проживающей в этих религиозных общинах, начинается с 16-17 лет, абсолютное большинство приехало из городов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск и др.). Каждый имеет собственную историю «прихода» в Окунево: нужда в истине, побег от наркотиков, увлечение «природной музыкой», друзья-переселенцы и т. д.
Самой ранней из религиозных групп, появившихся в Муромцевском районе, стали так называемые бабаджисты - последователи индийского культа Бабаджи, появившиеся здесь в конце ХХ в. Община, созданная в те далёкие годы, продолжает жить и по сей день [5]. Не последнюю роль в этом играет и постоянно приезжающая с города молодёжь. По словам приверженцев этого культа, здесь они находят ту гармонию, спокойствие и умиротворение, которого раньше они не знали. Как рассказывает респондент Яна, в Окунево она поехала вслед за своей преподавательницей и здесь почувствовала настоящую жизнь, решила остаться на постоянное жительство.
Тяжёлые условия быта, постоянная работа по устройству общины не пугают моло-
дых людей. Скорее напротив, они видят в этом потаённый смысл, так как труд, по словам недавно приехавшей в деревню девушки Насти, помогает приблизиться к истине.
Многие из городской молодёжи учатся в университетах, имеют постоянную работу в городе, но стараются как можно чаще приезжать в деревню Окунево для подпитки внутренних сил. Особое место занимает в их жизни религиозный праздник Наваратри, когда со всех регионов России стекаются последователи этого культа, дабы отметить этот день. Приезжают люди различных социальных статусов, возрастов, среди которых большой процент молодёжи. Здесь на протяжении недели они радуются своему божеству, приносят ему подаяния, танцуют в его честь. Это безумство красок, улыбок, возможность поделиться с друзьями магическим #окунево всё больше привлекают городскую молодёжь в эту сакральную деревню, чтобы сбросить с себя все проблемы и объединиться, отказаться от «серого и скучного» внешнего мира и познавать «высшую истину» под звуки индийских песнопений.
Другой общиной, поселившейся на территории Муромцевского района Омской области, стали славяне-родноверы. Среди них процент молодого населения немного выше, чем у бабаджистов. Большинство этой общины приезжают в Окунево лишь на тёплый период, но есть и те, которые бросили свою городскую жизнь и переехали в деревню. Каждый имеет собственную историю того, как он приехал в Окунево, но чаще всего это поиск ответов, обретение счастья именно здесь. По своим религиозным верованиям они относят себя к язычникам. Свою идентичность они подчёркивают путём совместных праздников: день Перуна, солнцестояние и др. Для данных поселенцев очень важной является патриотическая составляющая, при любом возможном случае они стараются обратить внимание на важность возвращения «к вере и культуре предков», необходимость отказа от «прогнивших ценностей».
Для распространения своих идей, да и просто для приятного времяпрепровождения, общиной было построено уютное кафе, где гостей угощают изделиями собственного приготовления. Их жизнь мало чем отличается от жизни любого другого жителя дерев-
ни, лишь не совсем традиционная религия выделяет их. Необходимость содержания общины продиктовывает курс на монетизацию деятельности славян-родноверов. Сбор и продажа иван-чая, коммерческая деятельность кафе, сдача в аренду бани и койки-места здесь осуществляются с привлечением «славянско-патриотической» риторики
и прикосновением к некой «уникальности» и возможности «вернуться к заветам предков». Поэтому при необходимости «игры» в традицию городская молодёжь с помощью социальных сетей может подобрать себе уютный домик, в котором процесс познания истины станет приятной деятельностью. Что привело их сюда: «наркотики и музыка» или «поиск истины» - ясно лишь одно, здесь они почувствовали комфорт и гармонию, здесь они нашли тех людей, с которыми смогли создать большую дружную семью и выстроить профессиональную деятельность, которая в городе для них была бы невозможной или крайне затруднительной.
Опираясь на материалы исследований, проведённых в д. Окунево, можно сказать, что тезис об отсутствии религиозности у современной городской молодёжи не является состоятельным. Многие молодые люди ищут ответы на вопросы, которые появляются в их жизни, через различные религиозные практики. Они ищут гармонии и понимания, они ищут комфорта, которого в городе не сумели достичь, поэтому стали создавать новое пространство для жизнедеятельности. В д. Окунево сложилась удивительная атмосфера, которая привлекает туда всё большее количество субкультурной молодёжи. Здесь проявляется осознание ими собственной религиозной идентичности или её подбор и она лежит за пределами традиционных верований, не противоречит законам рыночной экономики, позволяет заявить о своей «уникальности» в лояльном для себя коллективе. Тем самым город и деревня теряют свои отличия, а поселенцы в полной мере вписываются в образ постмодернистического мира.
Другим «оазисом истины» стало поселение анастасийцев Имбирень (Саргатский район Омской области, близ д. Черноозерье) [6]. Работа в данном поселении происходила на протяжении нескольких выездов, но особенно ценной оказалась информация, полу-
ченная во время празднования Дня Земли. Данный праздник проводится ежегодно. Основная идея этого дня - «воздание почестей матушке-земле, нашей кормилице и основательнице». Благодаря вовлечённости в это мероприятие удалось более близко познакомиться с жителями данного поселения и составить общее представление об идее, объединяющей жителей, и реализации её на практике.
Культурно-идеологической основой данного поселения является учение Владимира Мегре, которое подробно изложено в серии книг о женщине, наделённой божественными качествами, - Анастасии. Именно из этих трудов черпают вдохновение поселенцы, ими руководствуются в постоянной жизни.
На территории поселения Имбирень постоянно проживает 15 семей, но часто у них останавливаются гости, которые либо являются последователями идей Владимира Мег-ре, либо сочувствующие им. Процент молодёжи здесь не такой высокий (сравнивая с общинами д. Окунево), но, по словам жителей, в других поселениях молодёжи больше. Согласно информации, расположенной на сайте движения «Звенящие кедры России» (они же анастасиевцы), идентичных поселений на территории Омской области насчитывается порядка шести.
Данное поселение состоит из нескольких родовых поместий, выстраивается инфраструктура, которая соответствует рекомендациям книг Мегре, а, следовательно, не противоречит гармоничным отношениям с природой. Также в скором времени планируется открытие собственной школы (здание уже построено), обучение в которой не будет противоречить «верным» представлениям о сотворённом мире («будет исключена информации о происхождении человека от обезьян») и о правилах жизни в нём. Община живёт будущим и большое внимание уделяет молодёжи. Для создания крепких семей ежегодно организуются «встречи вторых половинок», во время которых девушки и юноши могут познакомиться с людьми, близкими им по духу, для совместной жизни «в благодати».
За время полевой работы удалось взять несколько глубинных интервью, благодаря
этим данным мы можем понять мотивы людей, которые переехали в общину, и их цели, которые они выстраивают уже совместно со своей «семьёй».
Одной из откровенных собеседниц оказалась Наталья, которая не стала уточнять свой возраст, но обратила внимание, что в этом поселении она лишь третий год и сейчас строит дом, временно живёт у одной из жительниц Имбирени. Путь её к просветлению и пониманию жизни был растянут на несколько лет. Долгое время она работала поваром в школе, но в личной жизни у неё случилась трагедия: из семьи ушёл муж, и она осталась одна с двумя детьми. Это драматическое событие подтолкнуло её к поиску ответов на внутренние вопросы о справедливости и праведности. С этой целью она в первую очередь обратилась к пособиям по психологии, и достаточно долгий период пищу для размышлений давали ей именно эти книги. В очередной раз когда она пришла в книжный магазин, чтобы подобрать новый трактат по психологии, продавец посоветовала обратить внимание на книги Владимира Мегре, где, по её мнению, собраны все ответы на жизненные вопросы. Наталья послушала совет продавца и купила книгу, но последнюю, из серии повествований об Анастасии. С этого периода, по словам Натальи, перед ней стал открываться смысл жизни, по крупицам она его собирала, начала посещать (в качестве гостя) поселения ана-стасийцев и потом сама решилась на переезд.
Именно в поселении Имбирень Наталья нашла духовное умиротворение и обрела новый смысл жизни. Столько добра и открытости в людях, как здесь, она нигде не находила. По её мнению, все взаимоотношения между людьми должны строиться через помощь и взаимовыручку. Сама она всегда пытается помочь своим однопоселенцам всем, чем только может. В Имбирени (и других поселениях) живут люди, которые желают спокойной и гармоничной жизни, и не более того. Город - это сгусток негатива, в котором человек теряет своё естество, по мнению Натальи.
Другим респондентом, с которым удалось пообщаться, стала Ирина, которой на момент интервью было 22 года.
Ирина с 19 лет живёт в поселениях ана-стасийцев. В Имбирени у неё есть «половин-
ка». Они живут вместе в построенном её мужчиной доме.
Её путь в Имбирень начался с самого детства. Её родители, которые не являются последователями идей Владимира Мегре, читали его произведения об Анастасии ей с самого юного возраста в качестве рассказов перед сном. Будучи ребёнком, она осознавала, что это не просто «сказки», а более глубокие и важные вещи, за которыми стоят величайшие мысли и идеи. Позиции Ирины не разделяли её родители и не относились к ним серьёзно, но полностью согласна с ней была её младшая сестра, которая также выросла на книгах В. Мегре.
В 17 лет Ирина поступила в Омский педагогический университет, но не смогла найти себя в условиях города и решилась на переезд в Имбирень (до этого они с сестрой побывали и других поселениях). Родители были против их переезда, но, для того чтобы не потерять связь с дочерьми, сами их отвезли в поселение и теперь навещают от случая к случаю.
Нынешняя жизнь её полностью устраивает. Здесь она и её сестра нашли свои вторые половинки, надеются в скором времени стать и матерями. В момент интервью сестра Ирины находилась со своим мужем на территории другого поселения (поселение «Обережное»).
Для того чтобы обеспечивать свою семью, Ирина украшает и раскрашивает дома местных жителей за небольшую плату, а её муж помогает в строительстве. Полученные финансы тратятся на продукты и другие бытовые нужды.
Также Ирина рассказала о том, что отношения между женщинами и мужчинами в поселении носят более уважительный характер. Является естественным и правильным принятие родов у собственной жены мужчиной. К подобной практике уже прибегала одна семья в поселении Имбирень.
Ещё одним респондентом в этот день стала Анна, жительница деревни, которая часто бывает в гостях у поселенцев и увлечена идеями, которые описаны в книгах В. Мегре. Она с удовольствием рассказывала о необходимости единения человека с природой, но переселение в само поселение пока не планируется. Анна не считает последова-
телей идей Анастасии сектантами и «чудными людьми», напротив, она полностью поддерживает все слова, в которых говорилось о необходимости жизненного переосмысления, отказа от прежнего окружающего мира.
Стоит отметить, что среди всех обитателей данного поселения не существует единого понимания смысла посланий Анастасии. При просьбе о пояснении идей, которые изложены в книгах Владимира Мегре, наши респонденты говорили о необходимости самостоятельного изучения этих книг, а для большего понимания следует их читать ежедневно и периодически перечитывать, как делают сами жители Имбирени.
С другой стороны, их объединяет неприятие и разочарование в городе; их побег -попытка обретения счастья через формирование нового пространства, где можно достигнуть гармонии и обрести комфорт, который выражается не в бытовых условиях, а в духовном спокойствии. Поселенцы подчёркивают, что Сибирь не самое благоприятное место для сельскохозяйственной работы, но через испытание, прикосновение к природе и возвращение к своим корням можно изменить окружающий мир, очистить его и сделать более справедливым.
Несмотря на слова о вреде технологий, попытки отказа от электричества, неприятие современных средств общения, мы можем отметить, что здесь поселенцы лукавят. Использование средств связи (в особенности у молодёжи) является не исключением, а правилом. В качестве примера можно привести танцы, которые проходили в День Земли. Музыка для хоровода в честь праздника воспроизводилась через мобильный телефон. Также поселенцы были осведомлены о выборах в Государственную думу РФ, подробно обсуждали необходимость поддержки «Родной партии», деятельности Президента РФ, а также международную ситуацию. Просмотр телевизора, по словам респондентов, является «неизбежным злом», которое нужно искоренять.
Для привлечения большего количества людей в поселениях ведётся рекламная кампания в социальной сети "Instagram", существуют клубы по интересам в «ВКонтакте» и других социальных сетях. Поэтому «отчуждённость» и неприятие внешнего мира яв-
ляются лишь скрепой для существования условно закрытого общества. Другой основой для единения служит «патриархальный патриотизм»: очень популярны песни о славянах, которые свою жизнь отдали в битве с чужеземцами, восхваление «матушки-земли», стилизованная под традиционно-славянский костюм одежда и т. д. Вопрос о религии как таковой не ставился, но были некоторые идеи, обряды, ритуалы, схожие с теми, которые мы наблюдали в поселении славян-родноверов.
За время полевых исследований и изучений феноменов, связанных с новой религиозностью, были сформулированы некоторые выводы, что данные новые религиозные движения, несмотря на их многообразие, являются видом очередной «игры», дополнением реальности или даже альтернативой для неё, которая реализуется в сельской местности. Городское население давно создаёт «новые миры» или дополняет старые, тем самым видоизменяя современный мир. Религиозные течения, в частности экопоселенцы, также стремятся видоизменить реальность, но используют собственные методы и средства.
Протекает удивительный процесс обратной урбанизации: в то время как большинство деревенской молодёжи всеми силами пытается вырваться в мегаполис, приняв правила его жизни, молодёжь города Омска уезжает в деревню, воссоздавая там некоторые городские практики. Но горожане вне города остаются жителями города, привнося современные урбанистические культурные реалии в ту местность, в которой они находятся, преломляя через них и культурно-идеологические воззрения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения : в 2 т. - М., 2004-2005. - Т. 1 : Анти-Эдип. - 2004 ; Т. 2 : Тысяча плато. - 2005.
2. Тимофеева О. А. Геротопики о гетеротопиях. -Салоники, 2007.
3. Гутыра В. И. Идентичность современной городской молодёжи: на примере столичного и провинциального города // Вестник Омского университета. - 2015. - № 1. - С. 160-166.
4. Селезнёв А. Г. Новая мифология истории: архетип «древних цивилизаций» и сакральный центр в районе деревни Окунево // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 5. - С. 41-59.
5. Селезнёв А. Г., Селезнёва И. А. Сакральный центр как творческий процесс: окуневский феномен // Творчество в археологическом
и этнографическом измерении. - Омск : Из-дат. дом «Наука», 2013. - С. 107-113. 6. Селезнёв А. Г., Селезнёва И. А., Гутыра В. И. Горожане вне города: полевое этнографиче-
ское исследование новых экопоселений на территории Омской области // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. -2017. - № 3. - С. 151-161.
Информация о статье
Дата поступления 9 декабря 2017 г.
Дата принятия в печать 1 февраля 2018 г.
Сведения об авторе
Гутыра Валерия Игоревна - научный сотрудник Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]
Для цитирования
Гутыра В. И. Моделирование пространства: к вопросу о культурно-идеологической идентификации современной городской молодёжи // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 238244. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.1.238-244.
Article info
Received
December 9, 2017
Accepted February 1, 2018
About the author
Gutyra Valeriya Igorevna - researcher of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected] For citations
Gutyra V. I. Modeling of Space: To the Question of the Cultural and Ideological Identification of Modern Urban Youth. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 1 (17), pp. 238-244. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.1. 238-244 (in Russian).