в вузе на современном этапе организации и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Сб. научно-методических материалов конференции кафедр физического воспитания и спорта ассоциации строительных вузов. М., 2009. Вып. 2. С. 7-15.
о §
¡± о
го Ср
ш о
Е.А. Рассолова
Моделирование профессиональных ситуаций как фактор активизации усвоения правовых знаний студентов
В статье рассмотрены вопросы расширения, углубления и систематизации правовых знаний у выпускников высших учебных заведений. Автором предлагается в учебно-воспитательном процессе использовать моделирование профессиональных ситуаций, построенных с учетом не только результата обучения, но и правового решения профессиональных задач.
Ключевые слова: правовая компетентность студентов, моделирование профессиональных ситуаций, формирование правовой культуры, знание и понимание права, ценность правового поведения личности.
В качестве одной из главных составляющих гуманитаризации профессионального образования является правовое воспитание и образование молодежи, которое должно не только развивать у каждого человека потребность в освоении знаний о своих гражданских правах, но и пробуждать чувство собственного достоинства, самоуважения, уважения к окружающим людям, народам другой национальности, культуры. С другой стороны, важно формировать знания о своих гражданских обязанностях и нравственную позицию в отношении этих гражданских обязанностей в современных условиях многообразия форм собственности, постоянно усложняющихся налоговой политики, трудовых отношений и др. [3].
Важность и необходимость правовой подготовки специалистов современного гуманитарного вуза следует отнести к категории социального
4 X го О s m
к ^ о
Ф го m
5 л го О О.
го о к
с5 1 качества, поскольку она направлена на обеспечение потребностей личности, потребностей профессионально-гуманитарного сообщества, а также всего общества в целом. g у о Активное включение студентов в образовательную и практическую правовую деятельность обеспечивает интеграция образователь-
ф о
_ ^ ного и профессионального пространства на основе познавательной и учебной деятельности. В рамках этого процесса студенты усваивают не только предметно-ориентированные знания, но учатся добывать их самостоятельно.
В нашем исследовании мы опирались на работы отечественного психолога А.Н. Леонтьева, подчеркивающего, что действительный путь исследования личности заключается в изучении тех трансформаций субъекта, которые создаются самодвижением его деятельности в системе общественных отношений, обогащая, преобразуя и развивая его как субъекта деятельности и как личность [2].
Теория и практика деятельностного подхода к профессиональному развитию получила современное развитие благодаря Болонской декларации, провозгласившей курс на стимуляцию активности и автономности обучающихся согласно новой образовательной парадигме, нацеленной на компетентного «профессионала-исследователя». Так в проекте TUNING Education Structuresin Europe (Настройка образовательных структур в Европе) самостоятельная работа студентов рассматривается на уровне академических и общих компетенций [8].
В российских государственных требованиях к уровню подготовки выпускников вузов говорится, что они должны обладать совокупностью теоретических знаний в определенной области, необходимых к применению в профессиональной деятельности, быть способными к самостоятельному их поиску; владеть умениями действовать в профессиональной ситуации и решать практические задачи, используя теоретическую базу; анализировать и проектировать свою деятельность; обладать стремлением к самосовершенствованию; стремиться к творческой самореализации [6].
При этом проектирование образовательного процесса должно предполагать активное участие студента в освоении профессиональных взаимосвязей и отношений, которые имеют место в реальной практической деятельности [7].
Проведенный нами анализ требований федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по гуманитарным направлениям показал, что до 80% содержания подготовки, связанного с формированием общих, социальных, коммуникативных и профессиональных компетенций связано в определенной степени с владением
ее
нормативной правовой базой будущей профессии. С одной сторо- | ны, требуется соблюдение норм права со стороны работника, с дру- § ¡^ гой - требование не нарушать права другого человека, особенно детей 5 ° и молодежи [5].
Формирование правосознания базируется на правовых ориентаци- | <§ ях личности, отражающих готовность и способность к восприятию о § норм права на уровне знаний, умений и компетенций в области права, чд о позволяющих регулировать свою личную и профессиональную деятель- с ность; на владении навыками правовой оценки собственных действий и поступков как правовой рефлексией, на способности прогнозировать на основе правовой оценки свою профессиональную деятельность. С.С. Пискунова отмечает, что в правосознании выражено как знание права и правовых явлений, так и отношение к ним (их оценка) и требования (волевое стремление) к установлению правовых норм, институтов, прав и обязанностей [4, с. 28].
Следует отметить, что в данной области компетентностью обладают большинство выпускников-юристов, ибо федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы подготовки юристов ориентируют вузы на формирование и комплексных, и специализированных компетентностей будущего правоведа. Но правовая компетентность не предусмотрена в образовательных стандартах обучения бакалавров, специалистов, магистров неюридических специальностей, в том числе педагогических, управленческих, т.е. тех, где эта компетентность весьма актуальна.
Отмечая особую роль практического взаимодействия в процессе освоения правовой культуры, следует обратить внимание на то, как в процессе теоретического освоения изучаемых знаний и умений происходит формирование компетенций, основанных на реализации личностного развития, на принятии и освоении ценностей правового профессионального поведения и др.
В исследовании мы исходим из результатов нашего многолетнего опыта и наблюдений в поиске форм и методов личностного развития студентов. Проведенный анализ показывает, что наибольшими возможностями в этом плане обладают формы работы, предполагающие интерактивный характер взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Важным для личностного развития студентов является акцент на формирование опыта межличностной коммуникации по тематике будущей профессиональной деятельности. В этой связи мы придаем большое значение интерактивному взаимодействию «преподаватель - студент» и «студент - студент». Важно при подготовке студентов гуманитарного профиля, чтобы на начальном ее этапе именно преподаватель мог
уделить внимание особенностям оперирования ими. Кроме этого, совместная деятельность, особенно при выполнении социальных про-
78
■ I
го о ^
1 о 1 скорректировать точное понимание студентами изученных понятий,
О -О со
к ^ о
Ф го т
5 л го
;; О £1
^ у о ектов, решении профессиональных задач, позволяет вывести понима-
о-е- ние студентами понятийного представления об изученном материале
ф о
к ^ в активное использование, как в диалоге, так и в практике.
В этой связи следует отметить, что в процессе проектирования учебно-методического обеспечения правовой подготовки студентов вступают во взаимосвязь два функциональных компонента: отражение правовых вопросов в содержании обучения и формирование активной самостоятельной деятельности обучаемых в условиях, воспроизводящих реальную практическую ситуацию применения знаний, нравственно-волевых качеств, личностных убеждений.
Процесс моделирования содержания обучения достаточно рассмотрен в материалах и рекомендациях учебно-методических объединений, являющихся разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов, а также в многочисленных статьях и монографиях (С.М. Архангельский, В.П. Беспалько, А.Н. Дахин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластёнин и др.). Моделирование профессиональных ситуаций в подготовке специалиста гуманитарной сферы как важной составляющей данного процесса исследовано в меньшей степени, а применительно к новому поколению федеральных государственных образовательных стандартов таких работ практически нет, поэтому рассмотрим этот вопрос более детально.
Моделирование профессиональной деятельности предполагает прямое участие студентов в учебно-воспитательном процессе. Деятельность, наполненная профессиональным смыслом, ориентированная на решение профессиональных задач в правовом поле, направлена не только на формирование необходимых профессиональных компетенций, заложенных в содержании основных образовательных программ, но и помогает глубже понять роль права и необходимость его отстаивания, проявляя свою волю и настойчивость в достижении поставленной цели.
В формировании правовых знаний, умений и навыков, положенных в основу правовой компетентности, важным является сочетание теоретического и практического обучения, обеспечиваемого включением правовых вопросов в задания для практик студентов. Как показывает опыт проводимого нами исследования, постановка, обоснование и поиск правовых решений реальных практических проблем, которые студенты находят во время обучения и практики, позволяют в значительной степени утвердиться им в том, что именно правовые аспекты
профессиональной деятельности есть важнейшее основание для разви-
Моделирование в образовательном процессе в настоящее время широко применяется на практических занятиях в варианте обсуждения реальных профессиональных ситуаций и проведения дискуссий по принятию определенных решений.
Главным вопросом в реализации этого варианта является отбор тех задач и ситуаций, которые будут предложены преподавателем для моделирования. Основой отбора является анализ востребованности решений практикой и возможность воссоздания проблемной, психологически близкой к реальности ситуации, в которой может оказаться выпускник.
Например, в вузах имеются юридические факультеты, где созданы обязательные кафедры судебных заседаний, криминалистическая лаборатория. В процессе нашего эксперимента по просьбе преподавателей педагогических кафедр в зале судебных заведаний воспроизводились студентами-юристами ситуации по семейному праву, где принимали участие и студенты других гуманитарных факультетов. Подготовка к проведению моделирования имеет большие затраты по времени, требует ролевого планирования участия студентов, но с другой стороны, дает огромный эмоциональный, психологический эффект, активизирует имеющиеся знания, формирует опыт их применения на практике.
Для моделирования профессиональных ситуаций необходимо учитывать взаимосвязь: «цель (результат обучения) - задача (профессиональная задача - правовое решение)». По этому критерию можно представить следующие варианты моделирования:
- аналитические, позволяющие научить студентов осуществлять анализ ситуации, выделять проблему, оценивать пути ее решения в правовом поле, определять варианты решений, соответствующих условиям;
- проектировочные, предоставляющие возможность не только заниматься анализом проблемы, а проектировать будущие профессиональные действия. Акцент именно на проектировочную составляющую процесса моделирования позволяет заложить правовое сопровождение решений как основное в проектировании и планировании профессиональной деятельности;
- игровые, имитационные, ролевые варианты моделирования дают возможность формирования некоторого опыта применения права
тия профессионализма.
Таким образом, моделирование профессиональных ситуаций выступает важным средством систематизации правовых знаний и знаний спецдисциплин, их интеграции в сферу практической деятельности на основе оперирования и преобразования применительно к реальной задаче.
го ср ч о
Ф о
80
■ I
го О сс
1 о I в профессиональной деятельности, поскольку в процессе квазипро-
кЕ^о фессиональной деятельности ситуация максимально приближена
Си го го
|о о. к реальной [1].
§ у ° Рассмотрим особенности некоторых игр, предполагающих моделиро-
^ ш
о -е- вание жизненной ситуации:
^ ^ - дидактические, носящие интеллектуальный и познавательный характер с ориентацией на решение правовой задачи на основе «вопрос -ответ», достраивание недостающей фразы и др.;
- сюжетные, включающие вымышленные или реальные ситуации, например, подача искового заявления, вступление в наследство, оформление брачного договора, действия покупателя с использованием Закона о защите прав потребителя и др.;
- деловые, нацеленные на применение правовых знаний при решении важных и глобальных проблем жизни, где взаимодействуют различные субъекты права, разрабатываются нестандартные выходы из сложившихся противоречий; их часто используют в обучении управленцев, экономистов и юристов в системе профессионального образования, т.к. они призваны моделировать важные процессы правовой жизни общества, например, все этапы выборной кампании, проведение референдума и др.;
- иллюстративные игры, дающие разъяснения правовых явлений и понятий, например «двойные стандарты».
В ходе использования данной технологии студент закрепляет полученные знания правовой системы и юридические умения и навыки, развивает личностное отношение к различным социальным явлениям, формирует правовые установки, которые, возможно, ранее не совпадали с действующими нормативно-правовыми предписаниями гражданско-правового, административного, трудового, семейного права и т.д.
Фактор учета содержания формируемых компетенций заключается в том, что предлагаемая для моделирования ситуация исходит из дисциплинарного или междисциплинарного понимания сущности проблемы.
Реализация процесса моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе может быть обеспечена выполнением необходимых требований к организационной части моделирования, которые в общем виде могут быть представлены следующим образом:
- ситуация, лежащая в основе моделирования, должна отражать требования профессионального и образовательного стандарта, раскрывать правовую основу профессионализма деятельности специалиста гуманитарной сферы;
- моделирование должно отражать как содержательные, так и практические стороны деятельности специалиста, направленные на формирование опыта правового решения ситуаций;
- в процессе моделирования для студента должны быть определены цели, понятные задачи его действий, ресурсы и средства, привлекаемые в процессе моделирования;
- ситуации, используемые в процессе моделирования, должны быть достоверными, доступными для понимания студентами;
- обеспечение, по возможности, обстановки практического решения ситуации, т.е. максимальное приближение ситуации к реальности;
- использование сочетания индивидуальных и коллективных форм работы, позволяющих эмоционально обогатить процесс моделирования и повысить активность студентов.
Исходя из практического опыта, мы считаем, что подготовка и реализация моделирования профессиональной деятельности студентов гуманитарного вуза в процессе формирования правовой культуры включает в себя следующие этапы:
- подготовительный, направленный на формирование у студентов правовых знаний в процессе изучения правовых дисциплин, диалогического взаимодействия с преподавателями по изучаемому материалу, формированию образа «идеального Я-специалист», способного решать профессиональные задачи в правовом поле;
- отбор профессиональных задач, ситуаций для проведения моделирования, оценка подготовленности студентов к решению профессиональных задач, выделение ресурсов для организации процесса моделирования;
- моделирование профессиональной деятельности на основе ситуаций, отражающих наиболее существенные аспекты правового решения
задач;
- ориентация процесса моделирования на формирование правового поведения студентов в решении профессиональных задач, формирование убеждений в недопущении решений вне правового поля;
- обсуждение решений, выбор и обоснование наиболее целесообразных действий в решении проблем.
В ходе нашего исследования мы изучили эффективность применения правовых знаний в конкретных профессиональных ситуациях. Было подтверждено особое влияние диалогических форм работы преподавателей со студентами в процессе теоретического изучения дисциплин. По мнению преподавателей, сформированность «идеального Я-специа-лист» в учебном диалоге позволяет студентам иметь свою обоснованную
о §
¡± о
го £Р Ч О
Ф О
го о сс
ы
о л
^ л го
О CD
к о
(D го го
л го
о
Ы VO
сс и о
и
а. си
о-а
О
1— ü с
позицию, которая раскрывается в процессе моделирования профессиональной деятельности.
Таким образом, мы отмечаем, что знание законов представляет собой важную составляющую правовой культуры, которая может быть сформирована только в процессе правовой деятельности. Привнесение ее элементов в образовательный процесс дает возможность формирования очень важного опыта правового поведения. Разрешение правовых ситуаций в решении профессиональных задач в образовательном процессе позволяет сформировать не только знание и понимание права, но и формирует ценности правового поведения в профессиональной деятельности, создает основу проявления социально-правовой активности личности.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара (16 ноября 2004 г.). М., 2004.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.
3. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000.
4. Пискунова С.С. Современное правосознание: понятие, основные черты и функции // Закон и право. 2003. № 8. С. 28-34.
5. Рассолова Е.А. Формирование правовой культуры профессиональной деятельности студентов гуманитарного вуза: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014.
6. Сенатор С.Ю. Современные требования к подготовке студентов вуза // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2010. № 1. С. 70-77.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 20.04.2017 г.).
8. Tuning Education Structures in Europe // Tuning Project 2004. URL: www. tuning.unideusto.org (дата обращения: 20.04.2017 г.).