МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕТАСИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Г. А. Рудик
Современная модель метасистемы непрерывного обучения (далее -МНО) педагогов разработана с учетом совместного синергетического взаимодействии сферы культуры глобализма и освоения мира различными науками (философией, психологией, физиологией, педагогикой и менеджментом), рождая новое синергетическое видение мира, основанное на его многомерности, на принципах вероятностного детерминизма, самоорганизации и сложной иерархичности. На рис. 1 представлена предлагаемая модель МНО педагогов, которая позволяет определить и визуализировать ее рамочные пространства, очерченные координатами глобального образования, используя «теорию пространства и времени» Эйнштейна [19], «паутину жизни» Капра [5], историко-эволюционный анализ, сантьяговский подход познания, метасистемное мышление и многомерный метод моделирования.
163
Модель МНО педагога позволила определить внешнее и внутреннее рамочное пространство непрерывного обучения педагогов, а также координаты профессионального портрета педагогов в период глобализации, которые позволяют описать и проектировать учителю свое непрерывное обучение.
Внешнее рамочное пространство МНО представляет треугольную пирамиду с вершиной «Профессиональный портрет учителя», а в основании - треугольник с координатами «Жизнь», «Образование» и «Экономика». Все координаты пирамиды расположены во временном пространстве «Глобализация» и определяются с опорой на феноменологический подход исследования. Кратко эти координаты можно описать следующим образом:
(а) жизнь. Современные исследователи [2; 9] указывают на новую ценностную палитру «жизни» в эпоху глобализации (ответственность - чувство ответственности за планету, глобальная/общественная справедливость; «Думай глобально!»; «Действуй локально!» и др.;
(б) образование. Гарольд Тайтус отмечает, что «образование, которое не в состоянии принять во внимание фундаментальные вопросы человеческого бытия - вопросы о смысле жизни, природе истины, красоте и справедливости... - это очень неполноценное образование» [16]. Обязательными элементами квалификации являются соответствующее общее образование, широкая профессиональная подготовка и высокий культурно-технический уровень, умение быстро обновлять и пополнять знания;
(в) экономика. Для подготовки специалиста, отвечающего потребностям современных рынков труда, необходима ориентация образования на формирование личностных качеств, способных стать частью профессиональной компетенции, с учетом того, что именно эти качества создают потенциал устойчивости личности в условиях бесконечных технологических перемен, влекущих за собой изменение самой компетенции [11; 21; 22].
Внутреннее рамочное пространство МНО представляет собой многомерную модель в виде куба «Профессиональный портрет учителя» (ППУ) на основе научного познания, используя историко-эволюционный анализ со следующими атрибутами: (а) пространство «время» - эпоха Просвещения, индустриальный и постиндустриальные периоды [8] и глобализации [13]; (б) пространство «системы», которое основывается на анализе прогресса ряда наук - философии, психологии, менеджменте, физиологии и кибернетики; (в) пространство «педагогика» - традиционная педагогика [7], проблемно-развивающее обучение [15], личностно ориентированное обучение [17] и компетентность^ подход в педагогике [6].
Рамочное поле пространства «системы» во временном пространстве «Глобализация» представлены в двукоординатной плоскости с соответствующими результирующими: (а) плоскость «глобализация - философия» -координата результирующей определяется постмодернизмом [4; 24];
(б) плоскость «глобализация - психология» - координаты результирующих определяются теорией экологического развития [26] и квантовой психологией [12]; (в) плоскость «глобализация - менеджмент» - координаты результирующих определяются стратегическим, инновационным менеджментом знаний образовательной атомарной единицы теории экологического развития [3; 14]; (г) плоскость «глобализация-физиология» - координата результирующей
164
определяется доминированием нейронного комплекса сознания над подсознанием [23]; (д) плоскость «глобализация-кибернетика» - координата результирующей основывается на мнении многих исследователей из различных стран [1; 10; 18] и четко выражена канадским теоретиком Артуром Крокером -«виртуализация содержит потенциал новой антропологии, новой свободы, нового идеала, который уже сегодня служит для многих вдохновляющей ценностной установкой будущего» [25].
165
На основе вышеизложенных теоретических предпосылок разработана полифункциональная «Диаграмма МНО» (см. рис. 2). Диаграмма, с одной стороны, позволяет менеджерам образовательного учреждения произвести диагностику реалий/самоаудит и спроектировать стратегию действий по выведению образовательного учреждения на современный уровень, с другой -каждый учитель может определить свои «слабые стороны», которые помогут разработать личный проект по профессиональному совершенству в соответствие с духом времени и стратегией своей школы.
Список литературы
1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция; Республика, 2о0б. - С. 230-234.
2. Войталик Марчин. ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ. - URL: www.deeep.org/info/newsletter
3. Дмитриев Г.Д. Модернизм, постмодернизм и теория содержания школьного образования в США. URL: www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme
4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. - М.: Логос, 2000.
5. Капра Ф. Паутина жизни. - 1997.
6. Компетентностный подход в обучении. URL: http://pedsovet.org/component/option,com_ mtree/task,viewlink/link_id,23468/Itemid,118
7. Кризис в системе традиционного образования. URL: www.rebenok.h1 .ru/krizis.htm
8. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее: в 2 т. - М.: Ин-т эконом. стратегий, 2006. - Т. 1: Теория и история цивилизаций. - 768 с.
9. Михайлов И. А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. - М.: Прогресс-Традиция / Дом интеллектуальной книги, 1999. - С. 136.
10. Петров А. Е. Тензорная методология в теории систем. - М.: Радио и связь, 1985. -152 с.
11. Питер Мак-Ларен. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику. URL: http// www.prosv.ru/ebooks/best_pdf/piter_mak-laren.pdfSimilaires
12. Роберт А. У. Квантовая психология/ - София, 2007.
13. Рудик Г.А. Компетентностный подход в педагогике. www.pedagogiemoderne.com
14. Рудик Г.А., Баймолдаев Т.М., Проскурин В.П. Менеджмент в образовании в контексте компетентностной педагогики - педагогики XXI века: учеб. пособие. - Алмата, 2008.
15. Сущность проблемно-развивающего обучения. URL: www.psylist.net/pedagogika/9.htm
16. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций. - М., 2008.
17. Что такое личностно-ориентированное обучение? Инновационные методики. URL: www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-42598/
18. Шатон Г. Педагогика vs образование. URL: www.newsletter.iatp.by
19. Эйнштейн А. Работы по теории относительности. - М.: Амфора, 2008.
20. Aleven V., Koedinger K.R. & Cross K. Tutoring answer - explanation fosters learning understanding. In Artificial Intelligence in Education: New Computational Technology Support Learning, Exploration and Collaboration, S.P. Lajoie and M.Vive (eds.). Proceedings of AIED-99, ArlOS Press. P. 199-206.
21. Current Orientierungsshilfe zuz Curriculum Revision und Entwickluns. Bremen, September, 1998.
22. Edvards R., Usher R. Globalization and Pedagogy. Space. Place and Identity. Routledge. -London and New York, 2000.
23. Inozemtsev V. L. Les leurres de l'economie de rattrapage. Le fracture post-industrielle. -Paris: L'Harmattan, 2001.
24. Mourad R. Postmodern Philosophical Critique. - Bergin &Garvey, 1997.
25. O'Donnell James. Awatars of The World: From papyrus to Cyberspace. - Cambridge, MA: Harvard University Press 2006.
26. Stegner V.J. The myth of quantum consciousness (англ.) // Humanist. - 1992. - В. 3. -Т. 53. - С. 13-27. Urie Bronfenbrenner. The Ecology of Human Development: Experiments by Nature and Design. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1979.
166