ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378.14
Т. Б. Гребенюк, М. А. Панюшкина
МОДЕЛИРОВАНИЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Раскрывается сущность понятий «компетентность», «компетенция» и «квалиметрическая компетентность». Рассмотрены существующие модели квалиметрической компетентности, представлена авторская модель квалиметрической компетентности на основе концепции индивидуальности.
The author describe the notions of "competence", "competency" and "qualimetric competence". The existing models of the qualimetric competence are analysed. The authors introduce their own model of qualimetric competence using the concept of the individuality.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, квалиметрическая компетентность, концепция индивидуальности, модель квалиметрической компетентности.
Key words: competence, competency, qualimetric competence, concept of individuality, model of qualimetric competence.
Одна из проблем педагогической квалиметрии заключается в конструировании модели квалиметрической компетентности. Важность решения этой исследовательской задачи обусловлена необходимостью формирования у будущего педагога профессиональной компетентности в области оценивания учебной деятельности и ее результатов. Как показывает анализ научных источников, ученые (Е. В. Коробейникова, А. В. Мальцева, М. Ю. Мамонтов, Н. Б. Фомина, Ю. Ю. Юшкова и др.) предлагают соответствующие модели применительно к различным категориям педагогов и других специалистов — будущих учителей, педагогических работников, руководителей общеобразовательного учреждения, бакалавров технологического образования и др. При этом модели квалиметрической компетентности отражают структурно-функциональный подход, отличаясь незначительно друг от друга.
Так, В. В. Юшкова представила модель квалиметрической компетет-ности как совокупность квалиметрических знаний, умений и навыков. При этом под квалиметрическими знаниями ученый понимает совокупность понятий, правил, законов, принципов и методов квалиметрии образования, которую будущий педагог должен держать в оперативной памяти для успешной деятельности по оценке и управлению качеством подготовки обучающихся. Квалиметрические умения интерпретируются
81
© Гребенюк Т. Б., Панюшкина М. А., 2016
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016.
Сер. : Филология, педагогика, психология. № 2. С. 81 — 91.
82
ею как система практических действий, направленных на оценку качества образования и управление им; а квалиметрические навыки — как действия, сформированные путем многократного повторения, характеризующиеся высокой степенью освоения квалиметрических знаний и умений при организации и проведении диагностических процедур [7].
Е. В. Коробейникова считает, что структура квалиметрической компетентности состоит из предметной (знания и умения будущих учителей в области теории измерения, моделирования, статистики, общей квалиметрии), психолого-педагогической (наличие опыта контрольно-оценочной деятельности, определенных коммуникативных навыков), информационной (достоверность и точность проводимых измерений) и управленческой (квалифицированное использование квалиметрических методов для управления качеством образования) компетентностей [3].
А. В. Мальцев и М. Ю. Мамонтова обозначили модель квалиметрической компетентности педагогического работника для решения задач оценивания результатов обучения и управления качеством учебного процесса на основе образовательной программы «Педагогическое тестирование: теория и практика» [4].
Н. Б. Фомина представила модель квалиметрической компетентности руководителя общеобразовательного учреждения, обозначающую системно-личностное образование специалиста, которое отражает единство его теоретико-управленческой подготовленности и практической способности комплексно применять прикладные аналитико-оце-ночные технологии в профессиональной сфере для решения вариативных задач повышения качества школьного образования [5].
Проанализировав описанные выше модели квалиметрической компетентности, мы пришли к выводу о том, что авторы выделяют в своих моделях компетенции в виде определенных знаний, умений, навыков и т. д., не учитывая личностно-психологические характеристики человека (мотивы, ценности, эмоции, рефлексивные процессы и др.). Необходимость обращения к этому аспекту вызвана тем, что компетентность воплощает в себе не только знания и умения в определенной деятельности, но и способности человека, его стремления, волевые качества, ценности и др. Основываясь на этой мысли, рассмотрим сущность компетенции, компетентности и квалиметрической компетентности.
При изучении названных понятий необходимо выделить в качестве основы прежде всего методологический уровень, что позволит научно обоснованно представить нашу позицию. На методологическом уровне поиски сути компетенции и компетентности предполагают, главным образом, выявление сущностных признаков данных явлений с позиций системного, целостного, личностного и деятельностного подходов.
Обобщенно результаты наших поисков сводятся к следующему.
Компетенция — это характеристика требований к человеку, которые позволят стать ему компетентным в определенном виде деятельности. Именно деятельность диктует требования к человеку, ее осуществляющему. В соответствии с теорией деятельности (А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ло-
мов, В. Д. Шадриков и др.) структура деятельности включает в качестве основных компонентов цель, мотив, средства и результат. Поэтому к человеку предъявляются следующие основные требования: наличие целей, мотивов, заставляющих его быть активным, знаний о предмете деятельности, о способах деятельности, умений действовать с предметом.
Компетенция — это объективное явление, заданное обществом, обусловленное уровнем развития общества, уровнем развития экономической, производственной, культурной, образовательной и др. сфер. Поскольку функционирование общества есть динамичный процесс, развивающийся, изменчивый, то это определенным образом отражается на содержании компетенций, характеризующих конкретного специалиста, которые в свою очередь, корректируются под воздействием инновационных процессов в науке, культуре, производстве, образовании [2, с. 10].
Однако к составу компетенций необходимо добавить еще свойства и качества личности, имеющие определенное значение для выполняемой деятельности. В зависимости от интеллекта, воли, отношения человека к окружающему миру, обществу, природе и другие проявления человека в разных видах деятельности различны. С точки зрения личностного подхода важно выявить те свойства и качества, которые либо тормозят, либо активизируют его действия, то есть способствуют или не способствуют его успешности в определенных видах деятельности. В зависимости от развитости способностей (общих и специальных) деятельность и ее результаты характеризуются тем или иным качеством.
Способности человека, определяемые как особая чувствительность организма к воздействиям окружающего мира, выражаются в реакции человека на требования деятельности. Способности имеют отношение к любым психическим проявлениям: к интеллектуальным, эмоциональным, волевым и т. д. Если человек слабо реагирует на требования деятельности, то это объясняется слабым развитием способностей. Способность как психологическая категория не может не быть в составе компетенций, к какому бы виду деятельности она не относилась. Усвоение компетенций, таких как знания и умения, невозможно без развитых способностей. И напротив, развитие способностей возможно при условии овладения знаниями и умениями.
Перейдем к рассмотрению сущностных признаков компетентности. Это тоже сложное системное явление, но в отличие от компетенции оно носит субъективный характер, поскольку характеризует достижения человека в усвоении и реализации компетенций, обусловленные прежде всего его природными данными. Опираясь на системный подход, отметим, что компетентность характеризуется не столько составом элементов, сколько разнообразием связей между ними. За состав отвечает компетенция — это в ней имеется совокупность элементов, составляющих систему. А вот связи между ними, устанавливаемые человеком в процессе деятельности, характеризуют качество его деятельности, его поведения и обусловливают его компетентность.
83
84
Компетентности могут быть развиты и проявлены только в тех ситуациях, где выполняемая деятельность приобретает личностную значимость. Имеются и другие многочисленные взгляды на структуру компетентности. Например, М. А. Холодная [6] выделяет содержательный, деятельностный и личностный компоненты компетентности, которые отражают названные ранее компетенции — знания, умения, способности, личностные качества.
Итак, системный подход позволяет определить состав и связи между отдельными элементами компетенций и компетентности, деятельност-ный подход обеспечивает включение в состав компетенций способностей и умений, создающих практическую направленность на овладение компетенциями и их реализацию; личностный подход позволяет увидеть составляющие компетенций, обусловленные свойствами и качествами личности, значимыми для усвоения и реализации компетенций в определенных ситуациях; целостный подход направлен на выявление всех возможных сторон компетенций и их координацию, что позволит привести формирование компетентности к наиболее совершенному варианту [2, с. 12].
Представленная выше авторская позиция в отношении понятий «компетенция» и «компетентность» позволяет нам включить в модель квалиметрической компетентности педагога личностные и психологические элементы. С этой целью мы обратились к концепции индивидуальности человека, разработанной О. С. Гребенюком [1], в которой индивидуальность представлена как педагогическое понятие. Содержание данного понятия интегрирует характеристики семи сфер психики (табл. 1).
Таблица 1
Модель индивидуальности человека
Сфера психики Основные компоненты сферы и их характеристики
Мотивационная Потребности, цели, мотивы. Динамические свойства (обобщенность, изменчивость, генерализация, перенос), предметная избирательность как свойство мотивации. Виды мотиваций
Интеллектуальная Познавательные процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), свойства и качества (оперативность, системность, креативность и др.), интеллектуальные способности
Эмоциональная Чувства, эмоции и эмоциональные состояния (тревожность, страх, радость и др.), оценка и самооценка, отношение к себе и другим и др.
Волевая Волевые процессы и качества (настойчивость, преодоление трудностей, целеустремленность, решительность, организованность и др.)
Предметно-практическая Способности, умения и навыки во всех видах деятельности, общения, поведения
Окончание табл. 1
Сфера психики Основные компоненты сферы и их характеристики
Экзистенциальная Способность познавать себя, сравнивать с окружающим миром, выработать представление о себе, наличие «Я-концепции», осмысление собственных ценностей и ценностных ориентации, позиция в деятельности, общении
Саморегуляции Способность определить или принять цель деятельности, соотнести с условиями и собственными возможностями, наметить программу исполнительских действий, выбрать критерии достижения цели, проконтролировать и оценить их, корректировать (регулировать), рефлексировать
85
На наш взгляд, характеристика индивидуальности человека тесно коррелирует с характеристикой компетентности благодаря тому, что они отражают субъективные явления. И компетентность, и индивидуальность характеризуют потенциал человека, его возможности в осуществлении какой-либо деятельности. Уровень развития индивидуальности выступает одним из факторов уровня развития компетентности человека, проявляемой в конкретном виде деятельности. Профессиональная деятельность педагога включает в качестве неотъемлемого компонента оценочную деятельность, предъявляющую определенные требования к знаниям в этой области, умениям, личностным качествам, психическим свойствам. Поскольку компетентность по своей сути отражает способности и умения человека действовать для решения определенных задач, то это дает нам возможность соотнести общие компоненты сфер психики с теми специальными способностями и умениями, которые требуются в оценочной деятельности.
Ниже представлена модель квалиметрической компетентности будущего педагога (табл. 2).
Таблица 2
Модель квалиметрической компетентности будущего педагога на основе концепции индивидуальности человека
Сфера психики Основные компоненты квалиметрической компетентности и их характеристики
Мотивационная Квалиметрические потребности, цели и мотивы будущего педагога: потребность в регулярной самооценке, в применении имеющихся критериев оценки в процессе оценивания учебной деятельности своих сверстников, в определении критериев оценки в нетипичных случаях, мотив самоуважения, стремление к адекватной оценке действий и результатов собственных и своих товарищей, стремление использовать опыт самооценки в профессиональной оценочной деятельности (в период производственной практики)
Окончание табл. 2
Сфера психики Основные компоненты квалиметрической компетентности и их характеристики
Интеллектуальная Знание основ педагогической квалиметрии и их использование при реализации оценочной деятельности: — знание основных понятий (квалиметрия, педагогическая квалиметрия, состав и структура квалиметрической компетентности, оценка, отметка, критерии оценки, предмет оценивания, структура оценочной деятельности, квалимет-рические шкалы, баллы, существующие системы оценивания, и т. д.); — способность анализировать учебную деятельность и определять предмет оценивания, умение соотносить его с критериями оценки, выбирать адекватную шкалу оценивания, объяснять собственную оценочную деятельность, прогнозировать результаты учебной деятельности и предотвращать возможные негативные последствия
Эмоциональная Чувство ответственности при оценивании учебной деятельности и ее результатов (особенно во взаимодействии с товарищами), способность радоваться или искренне огорчаться результатам оценивания, не обижаться на низкие оценки самому или не «упиваться» низкими оценками, данными своим товарищам, культивировать в себе чувство объективности и справедливости при осуществлении оценочных действий
Волевая Решительность, целеустремленность, настойчивость при формировании квалиметрической компетентности, волевая установка при реализации оценочных мероприятий. Преодоление затруднений в оценочной деятельности
Предметно-практическая Квалиметрические способности и умения оценочной деятельности: выявление предмета оценивания; определение признаков предмета оценивания; выделение критериев оценивания согласно предмету оценивания; составление или использование оценочного алгоритма; осуществление оценочных действий; анализ результатов оценивания; возможная корректировка оценок
Экзистенциальная Понимание оценочной деятельности как неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности педагога, осознанное отношение к оценке как к цели и профессиональной ценности, наличие и демонстрация четкой позиции педагога, обладающего квалиметрической компетентностью, понимание значимости квалиметрических знаний и умений для профессиональной деятельности и педагогического общения. Способность осознания важности формирования квалиметрической компетентности для будущего педагога, определение цели оценочной деятельности для педагога и студента, оценка собственных возможностей
Саморегуляции Способность рефлексировать в процессе оценочной деятельности, выявлять достоинства и недостатки в результатах учебной деятельности, вырабатывать критические замечания, вносить конструктивные предложения по улучшению чьей-либо работы, направленность на объективную самооценку, видение собственных недостатков и ошибок, путей их исправления
Мотивационная сфера студентов отражает квалиметрические потребности, цели и мотивы будущего педагога, оказывающие непосредственное влияние на учебную деятельность. Результативность данной сферы напрямую зависит от профессионализма преподавателя в области педагогической квалиметрии, оказывающего значимое влияние на мотивацию студента в регулярной самооценке. Задача педагога — заинтересовать, выработать у студентов мотив самоуважения, стремление к адекватной оценке действий и результатов учения. Как показывает практика, квалиметрическая мотивация возрастает в периоды производственной практики, когда студент напрямую сталкивается со сложностями в области оценивания и осознает всю важность изучения педагогической квалиметрии.
Особенности интеллектуальной сферы заключаются в знании основ педагогической квалиметрии и их использовании при реализации оценочной деятельности: студенту необходимо овладеть основными квалиметрическими понятиями; научиться анализировать учебную деятельность и определять предмет оценивания, уметь соотносить его с критериями оценки, выбирать адекватную шкалу оценивания, объяснять собственную оценочную позицию, прогнозировать результаты учебной деятельности и предотвращать ее возможные негативные последствия.
Эмоциональная сфера проявляется в способности контролировать свои чувства и эмоции, вызванные результатами оценивания, адекватно реагировать на критику в свой адрес, культивировать в себе чувство объективности и справедливости при осуществлении оценочных действий.
Волевая сфера демонстрирует волевые качества при реализации оценочной деятельности, такие как решительность, целеустремленность, настойчивость, волевая установка по преодолению затруднений при оценивании (самооценке).
Предметно-практическая сфера отражает такие квалиметрические способности и умения оценочной деятельности, как выявление предмета оценивания; определение признаков предмета оценивания; выделение критериев оценивания согласно предмету оценивания; составление или использование оценочного алгоритма; осуществление оценочных действий; анализ результатов оценивания. Здесь подразумевается активное взаимодействие с педагогом, оказывающим обучающее воздействие на студентов, а также взаимодействие «студент — студент».
Экзистенциальная сфера включает в себя рефлексивные процессы в области оценивания; способность оценивать свои возможности, позиционировать себя как профессионала, обладающего квалиметрической компетентностью, воспринимать оценочную деятельность как неотъемлемую составляющую профессиональной деятельности педагога, проявлять осознанное отношение к оценке как цели и профессиональной ценности; понимание значимости квалиметрических знаний и умений для профессиональной деятельности и педагогического общения.
87
88
Сфера саморегуляции демонстрирует способность рефлексировать в процессе оценочной деятельности, выделять плюсы и минусы результатов учебной деятельности; направленность на объективную самооценку, видение собственных недочетов и их самостоятельную корректировку; способность вырабатывать критические замечания, вносить конструктивные предложения по улучшению чьей-либо и своей собственной работы.
Перечисленные характеристики сфер индивидуальности отражают сущность квалиметрической компетентности. Основное значение выделенных характеристик заключается в том, что они указывают на внутренние факторы становления квалиметрической компетентности, критерии ее оценки и возможности саморазвития.
С целью апробации данной модели мы разработали карту, направленную на определение самооценки квалиметрической компетентности (табл. 3).
Таблица 3
Карта «Самооценка квалиметрической компетентности будущего педагога»
Интеллектуальная сфера
Знание основ педагогической квалиметрии и умение их использовать при реализации оценочной деятельности Баллы
Знание основных понятий педагогической квалиметрии (квали-метрия, педагогическая квалиметрия, состав и структура квали-метрической компетентности, оценка, отметка, критерии оценки, предмет оценивания, структура оценочной деятельности, квали-метрические шкалы, баллы, существующие системы оценивания и т. д.) 1 2 3 4 5 6 7
Способность анализировать учебную деятельность и определять предмет оценивания 1 2 3 4 5 6 7
Умение соотносить предмет оценивания с критериями оценки 1 2 3 4 5 6 7
Умение выбирать адекватную шкалу оценивания 1 2 3 4 5 6 7
Умение объяснять собственную оценочную деятельность 1 2 3 4 5 6 7
Умение прогнозировать результаты учебной деятельности 1 2 3 4 5 6 7
Мотивационная сфера
Квалиметрические потребности, цели и мотивы будущего педагога Баллы
Потребность в регулярной самооценке 1 2 3 4 5 6 7
Потребность в применении имеющихся критериев оценки в процессе оценивания учебной деятельности своих сверстников 1 2 3 4 5 6 7
Потребность в определении критериев оценки в нетипичных случаях 1 2 3 4 5 6 7
Мотив самоуважения 1 2 3 4 5 6 7
Стремление к объективной оценке действий и результатов собственных и своих товарищей 1 2 3 4 5 6 7
Стремление использовать опыт самооценки в профессиональной оценочной деятельности (в период производственной практики) 1 2 3 4 5 6 7
Продолжение табл. 3
Эмоциональная сфера
Квалиметрически важные компоненты Баллы
Чувство ответственности при оценивании учебной деятельности и ее результатов (особенно во взаимодействии с товарищами) 1 2 3 4 5 6 7
Способность радоваться или искренне огорчаться результатам оценивания 1 2 3 4 5 6 7
Способность не обижаться на низкие оценки самому или не «упиваться» низкими оценками, данными своим товарищам 1 2 3 4 5 6 7
Культивирование в себе чувства объективности и справедливости при осуществлении оценочных действий 1 2 3 4 5 6 7
Адекватная (объективная) самооценка 1 2 3 4 5 6 7
89
Волевая сфера
Квалиметрически важные компоненты Баллы
Решительность и целеустремленность при реализации оценочных мероприятий 1 2 3 4 5 6 7
Настойчивость при формировании квалиметрической компетентности 1 2 3 4 5 6 7
Волевая установка при осуществлении оценочных действий 1 2 3 4 5 6 7
Преодоление затруднений в оценочной деятельности 1 2 3 4 5 6 7
Терпение и самообладание при осуществлении оценочной деятельности 1 2 3 4 5 6 7
Предметно-практическая сфера
Квалиметрические способности и умения оценочной деятельности Баллы
Умение выявлять предмет оценивания 1 2 3 4 5 6 7
Умение определять признаки предмета оценивания 1 2 3 4 5 6 7
Умение выделять критерии оценивания согласно предмету оценивания 1 2 3 4 5 6 7
Умение составлять или использовать оценочный алгоритм 1 2 3 4 5 6 7
Умение осуществлять оценочные действия 1 2 3 4 5 6 7
Умение анализировать результаты оценивания 1 2 3 4 5 6 7
Умение осуществлять возможную корректировку оценок 1 2 3 4 5 6 7
Сфера саморегуляции
Квалиметрически важные компоненты Баллы
Способность рефлексировать в процессе оценочной деятельности 1 2 3 4 5 6 7
Умение выявлять достоинства и недостатки в результатах учебной деятельности 1 2 3 4 5 6 7
Способность вырабатывать критические замечания при оценочных дискуссиях 1 2 3 4 5 6 7
Умение вносить конструктивные предложения по улучшению чьей-либо работы 1 2 3 4 5 6 7
Направленность на объективную самооценку 1 2 3 4 5 6 7
Видение собственных недостатков и ошибок, путей их исправления 1 2 3 4 5 6 7
Окончание табл. 3
Экзистенциальная сфера
90
Квалиметрически важные компоненты Баллы
Понимание оценочной деятельности как неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности педагога 1 2 3 4 5 6 7
Осознанное отношение к оценке как цели и профессиональной ценности 1 2 3 4 5 6 7
Наличие и демонстрация четкой позиции педагога, обладающего квалиметрической компетентностью 1 2 3 4 5 6 7
Понимание значимости квалиметрических знаний и умений для профессиональной деятельности и педагогического общения 1 2 3 4 5 6 7
Способность осознания важности формирования квалиметриче-ской компетентности для будущего педагога 1 2 3 4 5 6 7
Умение осуществлять оценку собственных квалиметрических возможностей 1 2 3 4 5 6 7
В исследовании приняли участие студенты второго и третьего курсов Высшей школы педагогики Балтийского федерального университета имени И. Канта. Общее количество участников составило 30 человек. Студенты второго курса входили в экспериментальную группу, студенты третьего курса — в контрольную. В отличие от контрольной группы экспериментальная знакомилась с педагогической квалиметрией, с ее основными понятиями на занятиях; принимала активное участие в оценивании своих достижений и достижений сокурсников, применяя оценочные алгоритмы; проходила анкетирование и тестирование по данной проблематике и т. д. Ниже представлены полученные результаты исследования (табл. 4).
Таблица 4
Результаты самооценки квалиметрической компетентности студентов психолого-педагогического направления Высшей школы педагогики БФУ им. И. Канта, балл
Сфера Средний показатель
2-й курс 3-й курс
Интеллектуальная 4,8 4,4
Эмоциональная 5,5 5,2
Мотивационная 5,3 4,7
Саморегуляции 5,3 4,9
Экзистенциальная 5,5 4,6
Предметно-практическая 4,9 4,6
Волевая 4,8 4,4
Результаты проверки разработанной модели на ее состоятельность и применимость показали, что она позволяет студенту наглядно видеть, над чем ему работать и определить свой индивидуальный путь саморазвития квалиметрической компетентности. Таким образом, проведенное исследование показало, что данная модель квалиметрической компетентности может быть использована для определения конкретных целей профессиональной подготовки и их дифференциации по сферам индивидуальности.
В целом моделирование квалиметрической компетентности на основе концепции индивидуальности позволило получить дополнительное представление о сущности данного явления и способах его исследования.
Список литературы
1. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. М., 2000.
2. Гребенюк Т. Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании //Проблемы компетентностного подхода в средней и высшей школе : монография / науч. ред. Т. Б. Гребенюк. Калининград, 2008.
3. Коробейникова Е. В. Квалиметрическая подготовка будущих учителей : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007.
4. Мальцев А. В., Мамонтова М. Ю. Формирование квалиметрической компетентности педагогических работников // Известия Уральского государственного университета. 2009. № 4(68). С. 7—16.
5. Фомина Н. Б. Формирование квалиметрической компетентности руководителя общеобразовательного учреждения в системе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2010.
6. Холодная М. А. Психология интеллекта. СПб., 2002.
7. Юшкова В. В. Формирование квалиметрической компетенции будущих бакалавров технологического образования: дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2012.
Об авторах
Татьяна Борисовна Гребенюк — д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
Е-mail: grebt@yandex. ru
Марина Александровна Панюшкина — асп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.
E-mail: Marine.Panush@mail.ru
About the authors
Prof. Tatiana Grebenyuk — I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.
E-mail: grebt@yandex.ru
91
Marina Paniushkina — PhD student, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: Marine.Panush@mail.ru