Кустов Юрий Андреевич, Гомцян Диана Вартановна КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ .
УДК 37.015.3
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
© 2017
Кустов Юрий Андреевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и методики преподавания» Гомцян Диана Вартановна, магистрант гуманитарно-педагогического института, кафедры «Педагогика и методика преподавания» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: Diku.90@mail.ru)
Аннотация. Одним из важных этапов в жизни человека является получение высшего образования. Несмотря на это, разные студенты в одних и тех же условиях получения образования имеют различную успеваемость, отношение к учебе, к окружающим, это обусловлено различными факторами, одним из которых является сформирован-ность общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе вуза. Повышение качества общепрофессиональных компетенций студентов в педагогической литературе рассматривается, как одна из значимых проблем, так как в нашем обществе царит равнодушие, отсутствует доброжелательное, чуткое отношение человека к человеку. Исходя из этого, особо актуальным является не только развитие и воспитание студента, но и выявление уровня сформированности общепрофессиональных компетенций и определение динамики развития этого уровня в рамках организации учебного процесса. В статье рассматривается возможность использования квалиметрического подхода и, в частности, метода групповых экспертных оценок ценностно-ориентационной компетенции. Показано, что среди всех существующих вариантов и способов диагностики метод групповых экспертных оценок является наиболее перспективным, объективным и стандартизированным. Экспертиза на его основе проводится поэтапно: группой тщательно отобранных экспертов с предварительной оценкой их компетентности, согласованности, это гарантирует меньшую погрешность измерения и уровень значимости оценок. Также в статье предложены качества и показатели ценностно-ориентационной компетенции. Приведена оценка весомости данных качеств с помощью ABC - анализа. С позиции данного метода проведена оценка уровня сформированное™ ценностно-ориентацион-ной компетенции, на примере магистранта, обучающегося по направлению педагогика. Данная оценка позволит студенту, педагогу, родителям обобщать и анализировать уровень сформированности ценностно-ориентационной компетенции, также понять на какие показатели им необходимо обратить больше внимания, над какими качествами работать и какие качества развивать в себе.
Ключевые слова: компетенция, общепрофессиональные компетенции, квалиметрический подход, показатели, квалиметрическая оценка, экспертная комиссия, групповые показатели, весомость.
QUALIMETRIC APPROACH TO EVALUATION OF THE RESULTS OF THE FORMATION OF THE CULTURAL COMMITMENTS OF STUDENTS OF THE HIGHER EDUCATION
© 2017
Kustov Yuriy Andreyevich, doctor of pedagogical Sciences, Professor of "Pedagogy and methods of teaching" Gomtsian Diana Vartanovna, student of humanitarian pedagogical institute, Department of «Pedagogy and Methods of Teaching» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belorusskaya, 14, e-mail: Diku.90@mail.ru)
Abstract. One of the important stages in a person's life is to receive higher education. Despite this, different students in the same educational conditions have different academic performance, attitudes toward learning, and others; this is due to various factors, one of which is the formation of the general professional competencies of students in the educational process of the university. Improving the quality of the general professional competence of students in the pedagogical literature is considered as one of the significant problems, as indifference reigns in our society, there is no friendly, sensitive attitude of a person to a person. Proceeding from this, especially topical is not only the development and upbringing of the student, but also the identification of the level of the formation of general professional competencies and the determination of the dynamics of development of this level in the framework of the organization of the educational process. The article considers the possibility of a qualimetric approach and, in particular, the method of group expert assessments of value-orientation competence. It is shown that among all existing variants and methods of diagnostics, the method of group expert assessments is the most promising, objective and standardized. Expertise on its basis is carried out in stages: a group of carefully selected experts with a preliminary assessment of their competence, consistency, this guarantees a lesser measurement error and a level of significance of estimates. Also, the article suggests the qualities and indices of the value-orientation competence. The estimation of the weight of these qualities with the help of ABC - analysis is given. From the standpoint of this method, an assessment of the level of the formation of the value-orientation competence was carried out, using the example of a graduate student in the field of pedagogy. This assessment will allow the student, teacher, parents to generalize and analyze the level of the formation of the value-orientation competence, as well as understand what indicators they need to pay more attention to, what qualities to work and what qualities to develop in themselves.
Keywords: competence, general professional competence, qualimetric approach, indicators, qualimetric assessment, expert commission, group indicators, weight.
В условиях конкуренции на рынке труда большие возможности имеют активные, творческие, обладающие знанием, высококвалифицированные, способные к самообразованию, к самосовершенствованию, к самоуправлению, к самоорганизации, к поиску и реализации эффективных форм организации своей деятельность и, что важно большую возможность будут иметь воспитанные граждане и с развитыми общепрофессиональными компетенциями. На формирование общепофессиональ-ных компетенций обращают внимание современные исследователи (Алиева Л.В. [1]., Кустов Ю.А. [2], Руденко И.В. [3] и др.)_
Новое поколение ФГОС связывает качество обучения и подготовку студентов с уровнем сформированно-сти общепрофессиональных компетенций [4].
Общепрофессиональные компетенции, по сути, определяют инвариантный состав полномочий и задач специалистов всех видов профессий [5].
И.В. Руденко [6] выделяет в эту группу следующие виды компетенций:
- познавательные (гностические), связанные с получением, хранением, преобразованием и использованием различной информации;
- ценностно-ориентационные, раскрывающие целе-
Кустов Юрий Андреевич, Гомцян Диана Вартановна КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ...
мотивационныи аспект деятельности специалиста, его способность усвоить и принять ценности, нравственно - этические нормы и правила, сложившиеся в обществе и профессиональной среде;
- коммуникативные, определяющие круг межличностного взаимодействия, типовые проблемы коммуникации и способы их разрешения в сфере профессиональной деятельности, социуме, различных социальных институтах;
- технико-технологические, раскрывающие общие принципы, способы и средства планирования собственной и коллективной деятельности, проектирования и расчета техники, технологии производственного процесса;
- эстетические, связанные с совершенствованием как процесса профессиональной деятельности, так и продукта труда;
- физические, включающие совокупность требований к физическим данным специалиста и способам выполнения определенных психомоторных действий.
Оценка сформированности компетенций студентов является важным направлением в образовательной системе [7]. Анализ психолого-педагогической литературы [8] показывает, что современная наука и практика пока недостаточно продвинулась в этом вопросе. В связи с этим в процессе данного исследования возникла необходимость поиска путей осуществления количественной оценки тех компетенций, которые непосредственно связаны с результативностью воспитательной практики [9].
Количественную оценку можно осуществлять на основе квалиметрического подхода. Термин квалиметрия (от латинского quails - качество и от древнегреческого metrio - измерять) обозначает сравнительно новую научную дисциплину, изучающую методологию и проблематику разработки комплексных количественных оценок качества любых объектов, предметов, явлений, процессов [10].
Развитие данной науки отражены в трудах как российских авторов (А. И. Субетто [11], В. С. Черепанов [12], Шихова О.Ф. [13], Шихов Ю.А. [14] и др.), так и зарубежных (Дж. Глас, Дж. Стэнли [15], E. L. Homdike [16] и др.).
Эти исследования посвящены принципам оценивания качества различных педагогических объектов. Использование квалиметрического подхода в воспитательной деятельности вуза ориентировано на измерение рассматриваемых качеств личности, сформированных в процессе специально организованного образовательного процесса.
В основе квалиметрического подхода лежат экспертные методы: оценивание, методы самооценки, метод групповых экспертных оценок [17]. Экспертная (квали-метрическая) оценка проводится по определенному алгоритму, который включает следующие этапы: подготовительный; основной, связанный с деятельностью рабочей, экспертной и технической групп; заключительный, направленный на обсуждение результатов экспертизы и принятие решения [18].
Цель исследования: обосновать и апробировать использование квалиметрического подхода к оценке уровня сформированности общепрофессиональных компетенций студентов на примере ценностно-ориентацион-ных компетенций.
К ценностно-ориентационным компетенциям, например, направления подготовки «педагогическое образование» отнесём следующие компетенции:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблем (ОК-2);
- способен понимать значение культуры как формы
человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);
- готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
- готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережном отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики. Владеет основами речевой профессиональной культуры (ОК-16).
Для оценки сформированности ценностно-ориента-ционных компетенций необходимо разработать полный и исчерпывающий перечень качеств, по которым будет проводиться оценка студента. Качества предполагают определение признаков того или иного явления не только с качественной стороны, но и с количественной. Поэтому, говоря о качествах ценностно-ориентацион-ных компетенций, вполне правомерно оценивать и количественную определенность их признаков (через показатели).
В настоящее время в психолого-педагогической и социологической литературе является признанной и проверенной точка зрения о возможности количественной оценки качественных признаков личности. Оценка, выраженная в количественной форме, баллах, определяет уровень соответствия достигнутой планки сформиро-ванности ценностно-ориентационных компетенций студентов [19].
Таблица 1 - Соответствие компетенций и качеств личности
Компетенция Качества Показатели
1 Владеет культур ой мышления, способенк Исполнительное отношение к учебе,
оооощению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Трудолюбие труду, ооязанностям
Участие в общественных работах
2 Способен анализировать мировоззренческие, социальной Знание современной научной культуры мира
проблемы Мир овоззр ение Осознание товарищеского долга, человеческого достоинства
Устойчивость взглядов, убеждений,
умение их отстаивать
3 Способенпониматьзначение культуры Умение самостоятельно формулировать
как формы человеческого существования с.»™™.™. нравственные ооязанности
ируководствоватьсяв своей Умение реализовывать нравственный
деятельности современными принципами контроль
толерантности, диалога и сотрудничества Отсутствие груб о ста и фамильярности в
Тактичность
Бескорыстное и искреннее участие в судьбах подчиненных и товарищей
4 Готовиспользоватьметоды физического Отношение к здоровью. Как к своему,
Еоспитанши самовоспитания для Образ жизни такик окружающему
повышения адаптационных резервов Опрятный внешний вид
организма иукрепления здоровья Отсутствие вредных привычек
5 Готовккооперации с коллегами, к раооте Способность трудится для блага
б коллективе Коллективизм оощества
Умение сочетать общественные и личны е инт ер есы
6 Готовктолер антному во сприятию Умение терпимо относиться к иному
социальных и культурных различии. роду взглядов
уважительному и о ер ежном отношению к Уважение и правильное понимание
историческому наследию и культурным других культур
традициям
Знание о культуре семейных отношений
Уважение старших
Отношение к Отношение к браку как важному жизненному выбору
Знание и уважение традиций с емьи
Чувство ответственно ста за свою семью
7 Способенпонимать движущие силы и Знание конституции РФ
закономерно стиисторического процесса, Патриотизм Готовность защищать свою страну
место человека в историческом процессе, политической организации общества Знание истории своей Родины
9 Владеет основамиречевой профессиональной культуры. Способен Гуманное отношение к окружающему
использовать навыки публичной р ечн, Умение видеть и ценить прекрасное
ведения дискуссии и полемики Интерес к культуре, искусству
Высокий уровеньречи
Социальная адаптарованность
Для оценки уровня сформированности ценностно-ориентационных компетенций предлагаем следующие качества: мировоззрение, патриотизм и гражданственность, коллективизм, трудолюбие, нравственность, навыки здорового образа жизни, толерантность; отношение к близким; совестливость; тактичность [19]. Данные
Кустов Юрий Андреевич, Гомцян Диана Вартановна педагогические
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ... науки
качества были отобраны нами на основе изучения стандарта подготовки студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование». Каждый студент во время обучения должен уметь оценить свой уровень сформированности этих качеств, так как это является залогом повышения эффективности обучения и выстраивания благоприятных взаимоотношений с окружающими.
Для этого составляется таблица соответствия компетенций и качеств личности, а также показателей их характеризующих (таблица 1). Именно показатели и будут положены в основу экспертной оценки
Оценку может проводить как сам студент, так и группа экспертов по приведенным качествам. Оценка проводится по 5 бальной шкале (1 соответствует самому низкому уровню, 5 соответствует наивысшему уровню), затем находится коэффициент весомости каждого применяемого качества в блоке (m.). Для нахождения весомости каждого применяемого качества в блоке, воспользуемся следующей формулой (1) [20]:
average rating
mij = -2-—
^ average rating (1)
Следующим шагом является нахождение оценки групповых показателей PK = average rating*m.+ average rating* mi. и т.д.
Прежде чем произвести оценку, необходимо определить, какие из предложенных качеств являются более важным и необходимым для оценивания. Для этого необходимо применить ABC-анализ (оценка весовых коэффициентов, путем привлечения экспертов).
Данный анализ осуществляется с участием экспертов. Каждый эксперт, опираясь на свою интуицию и знания, оценивает все качества по 3 факторам оценки (АВС) по 5 бальной шкале [21]:
А - насколько часто данное качество используется при оценивании уровня сфорсированности ценност-но-ориентационной компетенции: [1 - 2] - никогда не используется; [3 - 4] - редко используется; [5] - всегда используется.
В - насколько сильно данное качество влияет на оценку уровня сфорсированности ценностно-ориента-ционной компетенции: [1 - 2] - слабое влияние на общую оценку; [3 - 4] - среднее влияние на общую оценку; [5] - сильное влияние.
С - можно ли обойтись без данного качества: [1 - 2] -нельзя; [3 - 4] - можно, но не всегда; [5] - можно.
Определение весовых коэффициентов позволит выделить относительно важные качества, которые оказывают наибольшее влияние на сформированности цен-ностно-ориентационной компетенции у студента.
Результаты оценки экспертов представлены в таблице 2.
Анализируя таблицу 2, можно увидеть, что у студента в сумме групповые показатели дают 43,62. А чем же данный результат говорит?
От 35 до 50 - Высокий уровень сформированности ценностно-ориентационной компетенции у студента.
От 25 до 34 - Средний уровень сформированности ценностно-ориентационной компетенции у студента.
От 1 до 24 - Низкий уровень сформированности цен-ностно-ориентационной компетенции у студента.
Таким образом, квалиметрический подход, предполагающий использование метода групповых экспертных оценок, является одним из путей решения проблемы диагностики уровня сформированности ценностно-ориентационных компетенций студента.
Предложенная методика позволяет выявить уровень сформированности ценностно-ориентационных компетенций, наглядно увидеть в каких показателях имеются отклонения.
Таблица 2 - Экспертная оценка уровня сформирован-ности ценностно-ориентационных компетенций студента
."Ni Качества Показатели Эксперты (комиссия) Средняя mij PKi
1 2 3 4 5 оценка
Знание современной научной культур ы мир а 3 3 3 3 3 3 1,10
1 Мировоззрение Осознание товарищеского долга, человече ского до стоинства Í 5 5 5 3 4.6 1,19 4,02
Устойчивость взглядов, убеждений,
умение их отстаивать 5 5 5 5 5 5 1,10
Знание конституции РФ 3 3 3 3 3 3 0,27
Патриот™ Готовность защищать свою страну Í 5 5 5 5 5 0,45 3,91
Знание истории своей Родины 3 3 3 3 3 3 0,27
Спо собность трудится для блага
3 Коллективизм оощества i 5 5 5 5 5 0,83 4,33
Умение сочетать общественные и личные инт ер е сы 1 1 1 1 1 1 0,17
Исполнительное отношение к учебе,
4 Трудолюбие труду, ооязанностям 3 5 3 5 5 4,2 0,53
Участие б общественных работах 3 3 3 5 5 3,8 0,43
Гуманное отношение к о£ружак>щему миру 1 1 1 1 1 1 0,07
Hp».™™.™ Умение видеть и ценить пре£расное 1 1 1 1 3 1,4 0,09 3,87
Интерес к культуре, искусству 3 3 3 3 3 3 0,20
Высокий уровеньречи 5 í 5 3 4,6 0.31
Социальная адагттированность 5 5 5 5 5 5 0.33
Отношение к здоровью. Как к своему,
б Образ жизни такик окружающему 3 3 3 3 3 3 0,27 3,91
Опрятный внешний вид 5 5 5 5 5 5 0,45
Отсутствие вредных привычек 3 3 3 3 3 3 0v27
Знание о культуре семейных
отношении i = i = i 5 0.33
Уважение к старшим 1 1 1 1 1 1 0,07
Отношение к Отношение к браку как важному 3,94
олизким жизненному выоору 3 i 3 i 4,2 0,28
Знание и уважение традиций семьи 3 3 3 5 5 3,8 0,25
Чувство ответственности за свою 1 1 1 1 1 1 0,07
Умение терпимо относиться к иному
g Толерантность роду ВЗГЛЯДОВ 1 1 1 1 3 1,4 0,25 3,50
других культур 3 5 3 5 5 4Д 0,75
Умение самостоятельно
9 Совестливость формулировать нравственные обязанности 3 3 3 5 5 3,8 0,79 3,22
Умение реализовывать нравственный 1 1 1 1 1 1 0,21
10 Тактичность Отсутствие грубости и фамильярности 3 5 3 5 5 4,2 0,58 3,70
Бескорыстное и искреннее участие в
судьо ах подчиненных и товарищей 3 3 3 3 3 3 0,42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алиева Л.В. Инновационные тенденции формирования общепрофессиональных компетенций в опыте внеучебной воспитательной деятельности комплексных образовательных организаций профессионального образования // Общепрофессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания. Сборник научных трудов. Самара, 2016. С. 60-73.
2. Кустов Ю.А. Культурологический подход к формированию к формированию общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе вуза // Общепрофессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания. Сборник научных трудов. Самара, 2016. С.8-16.
3. Rudenko I.V. Organizational and Pedagogical Conditions Development of General Competences Formation in the Educational Activities of the University/ Rudenko I.V., Fedorova N.I., Muskhanova I.V. et all // Journal of Sustainable Development.-2015.- №6(Vol 8).- S.45-51
4. Руденко И.В. Диагностика сформированности общепрофессиональных компетенций студентов бакалавриата // Общепрофессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания. сборник научных трудов. Самара, 2016. С. 182-187.
5. Носко И.В. Общепрофессиональные компетенции в модели выпускника вуза - бакалавра педагогики / И.В. Носко // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. - СПб.2007. - №14 (37) - С.294-299
6. Руденко И.В. Диагностика сформированности общепрофессиональных компетенций студентов бакалавриата // Общепрофессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания. сборник научных трудов. Самара, 2016. С. 182-187._
7. Алиева Л.В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза - ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов // Казанский педагогический журнал. 2015. №4(111). С.278-283.
8. Современный воспитательный процесс в образовательной организации: ч. 1. Научный доклад / под ред. Л.В. Алиевой. - Тольятти: Кассандра, 2015. - 74 с.
9. Шарухин А. П. Вуз как воспитательная система: проблема повышения эффективности и качества функционирования // Материалы 10-й юбилейной меж- дун. конф. : в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов ; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. — Вып. 10. — СПб., 2011.
— Ч. II.
10. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
11. Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. М.:Исследовательский центр Гособразования СССР по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1991.
12. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 152 с.
13. Шихова О.Ф. Основы квалиметрии вузовского образовательного стандарта: моногр. Москва; Ижевск: Удмуртский университет, 2006. 232 с.
14. Шихов Ю.А. Квалиметрический мониторинг качества фундаментальной подготовки в техническом вузе: моногр. М.; СПб.;Ижевск: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Стикс: ИжГТУ, 2007. 208 с.
15. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.
16. Homdike E. L. Educational Measurements of Fifty Years Ago // J. of Educational Psychology. 1913. № 6. Р. 551-552.
17. Азарова, Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентоспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОСТ ВПО. Методиче-ские рекомендации / Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, В.Б. Кузов. - М., Уфа. - ИЦПКПС. - 2008. -81 с.
18. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
19. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11.
20. Чернова, Ю.К., Шипанов, В.В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса: Методология и практика: учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 249 с.
21. Суббето, А.И. Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
- 97 с.
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект «Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательной деятельности образовательной организации» № 15-06-10308-а
Статья поступила в редакцию 02.05.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.
Кустов Юрий Андреевич, Гомцян Диана Вартановна КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ...