Научная статья на тему 'Моделирование интегрированных логистических производственных систем для фармпроизводств'

Моделирование интегрированных логистических производственных систем для фармпроизводств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МЕНЕДЖМЕНТА / ФАРМПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буйлин А. В.

Логистика играет большую роль в современном управлении фармацевтическими предприятиями и их комплексами. В контексте регулярного менеджмента она выступает самостоятельным интегрированным базовым компонентом, определяющим качество и скорость протекания всех бизнес-процессов, их взаимодействие и взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the key tasks and guidelines for the development of logistics systems at galena pharmaceutical plants. A.V. BUYLIN, Ph.D., head of production at OAO Permpharmatsia. Modelling of integrated logistics systems for pharmaceutical production.

Текст научной работы на тему «Моделирование интегрированных логистических производственных систем для фармпроизводств»

ПРЕДПРИЯТИЯ - ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

А.В.БУЙЛИН, к.ф.н, директор по производству ОАО «Пермфармация»

Моделирование интегрированных логистических производственных систем

ЛЯ ФАРМПРОИЗВОДСТВ

Логистика играет большую роль в современном управлении фармацевтическими предприятиями и их комплексами. В контексте регулярного менеджмента она выступает самостоятельным интегрированным базовым компонентом, определяющим качество и скорость протекания всех бизнес-процессов, их взаимодействие и взаимосвязь.

ЛОГИСТИКА КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МЕНЕДЖМЕНТА

Современный экономический словарь определяет логистику как «часть экономической науки и область практической деятельности, предмет которых заключается в организации и регулировании процессов продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения» [4]. Однако большинство авторов [1—3, 5—11] разделяют научную и практическую компоненты логистики. С позиций научного подхода логистика определяется как наука об оптимизации и управлении материальными, информационными, финансовыми, трудовыми потоками в определенной микро-или макрологистической системе для достижения поставленных перед ней целей. А с точки зрения практического менеджмента областью логистики является оптимальная организация бизнес-процессов компании, обеспечивающая поставку нужного товара нужного качества в необходимом количестве нужному покупателю в нужное время и место по нужной цене с минимумом затрат.

Сегодня логистика рассматривается как интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических

The article describes the key tasks and guidelines for the development of logistics systems at galena pharmaceutical plants.

A.V. BUYLIN, Ph.D., head of production at OAO Permpharmatsia. Modelling of integrated logistics systems for pharmaceutical production.

или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств. В отличие от традиционного подхода, предусматривающего обеспечение непрерывной работы основного оборудования, поддержание высокого коэффициента его использования, наличие максимально большого запаса материальных ресурсов для обеспечения бесперебойного обслуживания потребителей, логистическая концепция организации производства ориентирована на отказ от избыточных запасов, сокращение времени выполнения производственных и транспортно-складских операций, исключение из ассортимента продукции, на которую нет покупательского

спроса, устранение брака, нерациональных внутризаводских перевозок, активное сотрудничество с поставщиками, обеспечение качественной и количественной гибкости производственных мощностей. Принципиальным отличием логистического подхода к управлению является отказ от традиционного сбытового управления и переключение на управление сквозным материальным потоком.

(ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Основу методологии логистики составляют системный и процессный подходы к управлению, при этом определяющая роль в логистическом менеджменте отводится понятию логистической системы. Логистическая система — это сложная организационно структурированная экономическая система с обратной связью, которая выполняет определенные логистические функции и операции, состоящая из взаимосвязанных элементов-звеньев, объединенных внутренними и (или) внешними целями организации бизнеса [5, 6, 9].

Логистические системы делятся на макро- и микрологистические. Мак-рологистическая система — это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистичес-кая система представляет собой оп-

РИСУНОК 1

| Микрологистические системы

ределенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. В зарубежной практике часто используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относят государственные (транснациональные) логистические системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные (международные), охватывающие несколько стран и трансконтинентальные, создаваемые в пределах нескольких континентов. Подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем являются микрологистические системы. Микрологистическая система — система управления, ограниченная рамками одного хозяйствующего субъекта, предназначенная для управления и оптимизации материальных и связанных с ними информационных, финансовых и трудовых потоков [6,10]. При этом различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологис-тические системы.

Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными и иными потоками в пределах технологического цикла производства продукции, поэтому их основными задачами являются: эффективное использование материальных ресурсов, уменьшение и контроль уровня запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала, уменьшение длительности производственного цикла, оптимизация работы технологического транспорта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных микрологистических систем являются минимальные значения показателей себестоимости производства и длительности производственного цикла при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции. Внешние микрологистические системы решают проблемы управления и оптимизации материальных и сопутствующих им потоков от источников к пунктам назначения (конечного лич-

ного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла. Звеньями внешних логистических систем являются элементы снабженческих и дистрибутивных сетей, выполняющие логистические функции и операции по доведению материальных потоков от поставщиков материальных ресурсов к производственным подразделениям предприятия и от его складов готовой продукции к конечным потребителям. Основные задачи данных логистических систем заключаются в рационализации движения материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих сетях, оптимизации затрат, сокращении времени доставки материальных ресурсов и готовой продукции, времени выполнения заказов потребителей, в управлении запасами, обеспечении высокого уровня качества сервиса.

Необходимо отметить, что в полной мере концепция логистики реализуется в интегрированных микрологисти-ческих системах (рис. 1). Границы ин-

тегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным (логистическим) циклом, включающим процессы закупок материальных ресурсов и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функции, логистические функции и операции в дистрибутивной системе при организации продаж готовой продукции конечным потребителям. Эти процессы, наряду с сопутствующими им информационными и финансовыми потоками, образуют операционную функциональную логистическую среду, в которой интегрально взаимодействуют многочисленные внутрифирменные звенья логистической системы и логистические посредники [3, 9]. Современное состояние фармрынка, высокая организационная динамика его субъектов и тенденции к концентрации требуют рассматривать любое фармацевтическое производство, и в частности галеново-фармацевтическое производство (ГФП) как интегрированную микрологистическую систему, с помощью которой осуществляется управление сквозным материальным потоком. Логистический менеджмент в интегрированных логистических системах представляет собой такой управленческий подход к организации работы фармпредприятия, который обеспечивает наиболее полный учет временных и пространственных факторов в процессах оптимизации управления материальными, финансовыми, информационными и трудовыми потоками для достижения стратегических и оперативных целей на рынке. Первоочередными задачами интегрированных логистических систем являются минимизация общих логистических издержек и управление качеством на всех этапах производственно-распределительного цикла, что наиболее полно отвечает и современной концепции регулярного менеджмента.

Проектирование логистических систем в самом широком смысле представляет собой разработку процессов управления и организацию системы управления некоторым комплексом процессов, составляющих объект уп-

равления и нуждающихся во взаимном регулировании и координации [3]. Основной целью разработки (проектирования с нуля или оптимизации) логистической системы для ГФП является снижение стоимости сбоев в работе до некоторого приемлемого уровня и повышение экономической эффективности функционирования.

ПАРАДИГМЫ СИНТЕЗА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Основными принципами формирования логистических систем, отвечающими современной концепции регулярного менеджмента, являются:

+ ориентация на удовлетворение потребностей потребителей; принятие единых требований к уровню логистического обслуживания потребителей; обеспечение соответствия выполнения заказов разработанным и внедренным на предприятии стандартам обслуживания; ориентирование всех сотрудников функциональных подразделений на обеспечение требуемого уровня логистического обслуживания потребителей;

+ учет факторов внешней среды, обеспечение гибкости и адаптивности системы;

+ разработка внутрифирменных документов нормативно-технического характера, регламентирующих требования к логистическим системам, параметрам протекания и результатам бизнес-процессов; четкое распределение должностных обязанностей работников предприятия;

« максимальное снижение ошибок, сбоев, несоответствий, недостатков системы; постоянное совершенствование процессов, процедур и регламентирующей документации; достижение требуемого уровня эффективности функционирования логистической системы.

Рядом авторов [3, 10, 12] выделяются следующие парадигмы синтеза логистических систем: аналитическая, технологическая, маркетинговая и интегральная.

Аналитическая парадигма основана на твердой теоретической базе, использующей при исследовании методы и

модели теории управления запасами, исследования операций, методы математической статистики, экономической кибернетики и т.д. Характерной особенностью применения аналитической парадигмы является построение достаточно сложной экономикоматематической модели, отражающей специфику решаемой задачи в области логистики. При этом задача должна быть четко определена, а модель реализуема. Но этого нелегко достичь, учитывая сложность, большую размерность и стохастичность функционирования интегрированных логистических систем. Кроме того, реализация подобных моделей требует значительного числа исходных данных и разработки сложных алгоритмов принятия управленческих решений. Указанные особенности привели к тому, что область практического применения логистических моделей и задач, основанных на аналитической парадигме, сужена в основном до уровня локальных внутрипроизводственных логистических систем. Для большинства прикладных задач на уровне интегрированных логистических систем данный подход не позволяет получить требуемого решения на системном уровне (например, аналитическая парадигма не позволяет формализовать сложные динамические связи в интегрированных логистических системах). Технологическая парадигма тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Ее философия заключается в том, что, с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистической системы, а с другой — синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения данной проблемы. Данная парадигма ориентируется на административные функции компании, выполняемые сотрудниками функциональных подразделений предприятия: планирование, закупка материальных ресурсов, производство, распределение готовой продукции. Поддержка совокупного процесса управления материальным потоком осуществляется с использованием информационно-компьютерных сис-

РИСУНОК 2

ГФП как интегрированная микрологистическая система

тем учета, связи (телекоммуникаций), контроля и принятия решений.

В качестве практического примера использования технологической парадигмы авторы [3, 10, 12] приводят системы MRP, MRPII DRR, ОРТ, применяемые во внутрифирменных системах управления запасами и закупками материальных ресурсов, а также поставками готовой продукции потребителям. Данные системы позволяют автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных логистических задач. В то же время логистические системы, построенные на принципах технологической парадигмы, не обладают необходимым уровнем гибкости и динамичности, требуемыми на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции. Кроме того, распространение концепции MRP/ОРТ на новые логистические организационные структуры нередко порождает дополнительные и в ряде случаев неадекватные информационные потоки.

Модели логистических систем, основанные на маркетинговой парадигме, нацелены на достижение предприятием стратегических конкурентных преимуществ на рынке и решение таких маркетинговых задач, как изучение рынка, позиционирование предприятия на рынке, прогнозирование спроса на выпускаемую продукцию и т.д. Примером маркетинговой парадигмы является LRP-система — система контроля входных, внутренних и выходных материальных потоков на уровне предприятий, территориально-производственных объединений и макроло-гистических структур. Научной базой данной парадигмы являются в основном экономические и социальные дисциплины: экономика и организация производства, операционный менеджмент, управление персоналом, управление качеством, маркетинг, социальная психология и т.д. Математическую основу парадигмы составляет теория вероятностей, математическая статистика, методы исследования опе-

раций. Однако необходимо отметить, что модели логистических систем, использующих эту парадигму, являются в определенной степени абстрактными, имеют большую размерность, многие переменные носят качественный характер, что затрудняет получение простых аналитических количественных решений.

В последние годы в практике зарубежного менеджмента все большее распространение получает новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей называют интегральной. В работах М.Кристофера, Дж.Коула, К.Гопала и др. [1,3,10,12,13] отмечается, что основными предпосылками применения интегральной парадигмы являются:

Ф качественное обслуживание потребителей как стратегический элемент системы обеспечения конкурентного преимущества предприятия;

Ф необходимость достижения высокого уровня интеграции между логистическими партнерами в цепи поставок, создание новых организационных (структурных) отношений;

« использование современных технологических возможностей для управления цепями поставок.

Для обеспечения конкурентоспособности на фармрынке предприятию необходимы гибкость и динамичность, т.е. быстрая адаптация к изменяющимся условиям рыночной среды и динамике спроса на продукцию предприятия. В этих условиях важнейшее значение приобретает фактор времени. В этой связи должны сокращаться все временные фазы жизненного цикла (логистического цикла) продукта. Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводит к трансформации логистических систем, выражающейся в следующих основных моментах:

1. Возрастает скорость материального потока. Увеличивается интенсивность и сложность материальных и информационных потоков, усложняются финансовые взаимоотношения между логистическими посредниками.

2. Сокращается число звеньев (агентов) логистической цепи. Уменьшается количество организационно-эконо-

мических отношений в логистических системах, но сложность их возрастает.

3. Уменьшается надежность логистической цепи, т.к. практически исчезают материальные запасы в производстве и в дистрибутивных сетях.

Следствием этих тенденций является увеличение потенциальной неустойчивости логистических систем. Для повышения их устойчивости и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как в самой логистической цепи, так и с динамической внешней средой. Использование для решения этой задачи традиционных парадигм, как правило, не приводит к положительному результату. Аналитическая парадигма не способна формализовать адекватным способом динамические сложные системы. Попытки приспособить технологическую парадигму приводят к распространению старой идеологии на новые организационно-экономические структуры бизнеса, что не дает положительного эффекта. Применение маркетинговой парадигмы хотя и позволяет получить отдельные оптимальные решения, но генерирует новые проблемы, не обеспечивая конструктивного интегрального подхода [9, 10].

Сущность новой интегральной парадигмы заключается в рассмотрении логистики как некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. В этой связи считаем целесообразным при формировании интегрированных микро-логистических производственных систем для фармацевтических предприятий, включая ГФП, придерживаться интегральной парадигмы и рассматривать логистическую систему как единое целое — интегрированную систему, реализующую цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя. Для этого в системе логистического менеджмента необходимо предусмотреть обеспечение реализации не только оперативных, но и стратегических целей управления.

Стратегические цели формулируются субъектом управления (рис. 2) в результате анализа влияния воздействия

60 МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ФАРМПРОИЗВОДСТВ

РЕМЕОиШ 2008 апрель

факторов внешней среды (Б = (И, f2, ..., fn}) на логистическую систему и прогнозирования их развития на перспективу.

Исходя из стратегических целей, субъектом управления определяются текущие плановые параметры входных материального Х0 = (х1, х2,..., хп}, информационного R0 = (г1, г2, ..., гп} и финансового С0 = (с1, с2, ..., сп} потоков. С помощью функций и методов управления субъект управления воздействует на объект управления (и = (и1, и2, ...., ип}), определяя и регулируя параметры состояния логистической системы ^ = (z1, z2, ..., zn}). Выходные фактические параметры потоков (материального Х1 = (х1, х2,..., хп}, информационного R1 = (г1, г2, ..., гп} и финансового С1 = (с1, с2, ..., сп}) могут не совпадать с плановыми параметрами. Появление рассогласования может быть вызвано влиянием на логистическую систему вектора внешних возмущений Б или изменением вектора параметров внутреннего состояния системы Z.

Степень рассогласования плановых и фактических параметров определяется с помощью обратной связи, при этом в системе запускаются координационные и адаптационные механизмы, формируя новые параметры вектора управляющего воздействия и, стремящегося свести рассогласования к нулю, что обеспечивает системе гибкость и оперативность реагирования на изменение факторов внешней и внутренней среды.

Для поддержки процессов логистического менеджмента в интегрированной логистической системе обычно формируется комплекс обеспечивающих подсистем: организационного, кадрового, технического, правового, финансово-экономического, экологического обеспечения и др., объединяющих и согласующих между собой все компоненты регулярного менеджмента. Таким образом, в интегрированных логистических системах важнейшее значение имеет согласование локальных критериев оптимизации функционирования отдельных элементов (цент-

ров активности) логистической структуры, таких, например, как максимизация прибыли или минимизация логистических издержек, с глобальной бизнес-целью всей логистической структуры, интегрируемой единым сквозным материальным потоком. Концептуальной задачей управления ГФП как интегрированной микрологис-тической системой, отвечающей целям стратегического и оперативного управления, по нашему мнению, является гармонизация интересов участников логистического процесса и оптимизация рыночных связей. Управление сквозным материальным потоком с максимальной эффективностью возможно при таком взаимодействии покупателя и продавца, при котором они рассматривают свой бизнес как продолжение бизнеса партнера. Такая концепция формирует прочные партнерские взаимоотношения и эффективные взаимодействия, обеспечивая долгосрочные устойчивые рыночные позиции предприятию в долгосрочной перспективе.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.