ние природной среды. Состояние здоровья населения изменяется от удовлетворительного в Ду-бовском, Ремонтненском и Зимовниковском районах до катастрофического в Кашарском, а в целом оценивается как промежуточное между напряжённым и критическим.
В северо-западной, восточной и южной частях области выявлена напряжённая ситуация. Антропогенное воздействие возрастает здесь до критического, причём доминирует в основном сельскохозяйственная нагрузка, особенно в Мартыновском, Куйбышевском, Веселовском, Мат-веево-Курганском, Егорлыкском и Песчанокопском районах. Степень загрязнения окружающей среды немного выше, чем в предыдущей группе районов, а здоровье населения значительно хуже.
Районы с критической обстановкой сосредоточены, в основном, в центре и на юго-западе области. Для них характерно усиление антропогенного воздействия, причём сельскохозяйственная нагрузка во всех районах достигает максимума, исключая Белокалитвенский, где доминирует промышленная. Уровень загрязнения среды определяется как промежуточный между напряжённым и критическим и обусловлен высоким загрязнением сельхозпродукции. Состояние здоровья населения в целом аналогично предыдущей группе.
Наиболее экологически опасная группа районов (с кризисной ситуацией) находится на западе и юго-западе региона. Здесь отмечается очень высокий уровень антропогенного воздействия (с примерно равными соотношениями всех его видов), значительное загрязнение всех природных сред, крайне неудовлетворительное состояние здоровья населения». Нейтрализация указанных рисков и должна стать задачей органов власти Ростовской области.
Совершенствование природопользования и охраны окружающей природной среды в рамках формирования региональных кластеров следует проводить по следующим направлениям:
- рациональное потребление (использование) природных ресурсов, вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов повышающих степень использования ими природно-ресурсного потенциала, так и производственных отходов;
- проведение комплексных природоохранных мероприятий по обезвреживанию отходов производства, уменьшению их вредного воздействия на природную среду;
- разработка и реализация региональной системы управления природоохранной деятельностью, соответствующей требованиям международных стандартов и направленное на постоянное совершенствование природоохранной деятельности и снижение воздействия на окружающую среду;
- трансформация ряда региональных производственных структур агропромышленного теплоэнергетического и жилищно-коммунального комплексов в промышленные кластеры на принципах функционирования природных систем для достижения экономического роста существенного увеличения нагрузки на окружающую среду.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон об охране окружающей среды. Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года.
2. Ростовская область: статистический ежегодник. 2012 - Ростов н/Д.: Ростовский комитет государственной статистики, 2011 - 756 с.
3. Бобров, А. Л. Экономическое развитие России и рациональное природопользование / А. Л. Бобров, К. В. Па-пенов // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. - 2011. - № 2.
4. Федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы (2002-2010 годы)».
5. Федеральная целевая программа «ЮГ России (2008-2012 годы)».
6. Сенкус, В. В. Экологические аспекты природопользования / В. В Сенкус, В. Ф. Майер // Экономика природопользования. Обзорная информация. - 2002. - № 2.
УДК 33 ББК 65.291.2
Д. В. Стаханов, К. А. Мамонтова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается применение методов логистического анализа в региональных системах товародвижения. Авторы попытались проследить влияние логистических процессов, на макроэкономические показатели. Рассмотреть логистический менеджмент, который выраженный в совокупности средств и форм управления экономическими потоками в региональных системах товародвижения.
Ключевые слова: логистическая организация, система, менеджмент, управление, товародвижение, логистика, логистическая система функций.
D. V. Stahanov, K. A. Mamontova
THE USE OF LOGISTICS MANAGEMENT IN THE REGIONAL SYSTEMS OF DISTRIBUTION
Abstract. The article considers the application of methods economic analysis to the study of regional systems of distribution. The authors tried to trace the influence of the logistics processes, the ma-croeconomic indicators. Explore the logistics management, which is expressed in a complex of means and forms of management of economic flows in the regional systems of the movement of goods.
Key words: logistic organization, system, management, management, commodity research, logistics, the logistics system functions.
В логистической организации товародвижения, логистический менеджмент может выступать в нескольких формах, которые определяются характером функционирующих логистических систем. Следует выделять микрологистические системы товародвижения, макрологистические системы товародвижения и глобальные логистические системы товародвижения. Поскольку микрологистическая система ограничена рамками отдельно взятой фирмы, то следует говорить о логистическом менеджменте в соответствующей фирме. Учитывая большое разнообразие макроло-гистических систем, остановимся только на региональной логистической системе товародвижения, в рамках которой логистический менеджмент тоже имеет место. В отличие от логистического менеджмента фирмы, логистический менеджмент региона, как правило, не имеет четко выраженной организационной структуры.
Логистический менеджмент в глобальной логистике, строится на базе международных организаций и соглашений в торговли, грузоперевозок и других логистических функций. Сосредоточим внимание на разработке концептуальных основ логистического менеджмента в рамках региональных систем товародвижения.
Имеющиеся попытки теоретического обоснования логистического менеджмента в основном сводятся к концепции логистического менеджмента в фирме, т.е. в рамках микрологистических систем. В частности, В. И. Сергеев определяет логистический менеджмент в двух смыслах: "В первом смысле логистический менеджмент в фирме представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими активностями для достижения целей формируемой микро-ЛС. Во втором смысле логистический менеджмент - это управленческий персонал, который по своей роли в управленческой иерархии фирмы и организационных уровней ЛС можно разделить на:
1. "Top management" - высший управленческий персонал, например, интегральный менеджер, начальник отдела логистики, члены исполнительной дирекции фирмы, выполняющие функции логистических менеджеров и т.п.
2. "Middle management (Supervisors)" - средний управленческий персонал - руководители структурных подразделений ЛС, отдельных ЗЛС и т.п.
3. "Lower management" - низшие звенья логистического персонала фирмы".
Представляя собой подсистему общей системы управления предприятия (фирмы) логистический менеджмент должен вписываться в стратегию и тактику развития фирмы, что проиллюстрировали авторы учебного пособия "Основы логистики". В соответствии со стратегическими целями фирмы, логистический менеджмент реализуется в инвестиционной, инновационной, производственной, финансовой, кадровой и информационной сферах. В тактическом плане логистический менеджмент выступает как функциональный, т.е. обеспечивающий реализацию таких логистических функций, как закупки, производство, сбыт [1, 85].
Мы в основном разделяем подобную концепцию логистического менеджмента фирмы, но в тоже время считаем необходимым внести некоторые изменения и уточнения. Во-первых, рассматривая логистический менеджмент на фирме как синергию основных управленческих функций, названные авторы, по нашему мнению, неправильно трактуют объекты логистических усилий, называя их элементарными и комплексными логистическими функциями. Все-таки основным объектом управления в рамках логистики фирмы являются экономические потоки, в то время как логистические функции могут рассматриваться как функции управления этими потоками.
Во-вторых, логистический менеджмент фирмы не должен быть ориентирован только на достижение целей логистической системы, более правомерно эти цели идентифицировать с целями фирмы, достижению которых и должен способствовать логистический менеджмент.
В-третьих, рассматривая логистический менеджмент как определенную иерархию управленческого персонала фирмы невольно игнорируются объекты управления, т.е. экономические потоки, а также логистические функции и операции.
В-четвертых, стратегические цели логистического менеджмента должны быть направлены на оптимизацию и рационализацию экономических потоков, что естественно требует определенных инвестиций, финансового, кадрового и информационного обеспечения.
В-пятых, чрезмерное укрупнение тактических целей логистического менеджмента может ввести в заблуждение практических менеджеров, которые по собственному опыту знают, что логистические функции не могут быть ограничены закупками, производством и сбытом. Они значительно шире и помимо перечисленных, включают: управление запасами, логистический сервис и многое другое.
Несколько иначе концепцию логистического менеджмента трактует Л. Г. Белоусов: "В соответствии с нашей концепцией логистики коммерческого посредничества логический менеджмент коммерческого посредничества мы определяем как процесс выработки, принятия и организации выполнения управленческих решений по поводу логистических операций в логистических системах коммерческого посредничества. При этом мы хотели бы обратить внимание на два основополагающих момента:
1) логистический менеджмент всегда связан с логистическими операциями и на другие сферы коммерческой деятельности не распространяется;
2) логистический менеджмент имеет место только в логистической системе, вне которой он теряет смысл, так как не в состоянии обеспечить успешную реализацию логистических функций" [2, 88].
Лишенное ряда недостатков, перечисленных нами по отношению к предшествующим концепциям логистического менеджмента, данное определение логистического менеджмента трудно адаптировать к региональной логистике товародвижения. Дело в том, что товародвижение и коммерческое посредничество это не синонимы, а различные виды экономической деятельности, а объектами логистического менеджмента являются не только логистические функции, тем более, что сам автор предлагает типовой цикл реализации функций логистического менеджмента: "Типовой цикл реализации логистического менеджмента включает следующие стадии:
1) сбор и обработка исходной информации об управляемом объекте;
2) выявление и анализ проблемной ситуации;
3) общая формулировка проблемы и синтез ее возможных решений;
4) оценка и выбор альтернатив решения проблемы;
5) моделирование ситуации в результате реализации выбранного решения;
6) организация реализации управленческого решения;
7) оценка полученного результата" [2, 98].
По нашему мнению, концептуальные основы логистического менеджмента региональных систем товародвижения должны включать:
1) сущностную характеристику логистического менеджмента;
2) место логистического менеджмента в региональных системах товародвижения;
3) основные формы организации логистического менеджмента в регионе.
Сущностную характеристику логистического менеджмента определяют две составляющие: 1) логистика; 2) менеджмент. Под логистикой мы всегда понимали науку и практику управления экономическими потоками в хозяйственных системах. Под менеджментов в хозяйственных системах обычно понимают совокупность средств и форм управления производственно -хозяйственной деятельностью фирмы для достижения ее стратегических, тактических и оперативных целей.
Учитывая, что концептуальные основы логистического менеджмента формулируется нами применительно к региональным системам товародвижения, мы можем констатировать, что сущностная характеристика логистического менеджмента в данном случае выражается в совокупности средств и форм управления экономическими потоками в региональных системах товародвижения с целью наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов общества в процессе социально-экономического развития региона. При этом, во-первых, мы синтезировали существующие концепции логистики и менеджмента; во-вторых, конкретизировали объекты управления как экономические потоки в регионе; в-третьих, показали необходимость эффективного использования ограниченных ресурсов, находящихся в процессе товародвижения; в-четвертых, определили цели логистического менеджмента во взаимосвязи со стратегией и тактикой социально-экономического развития региона.
Условно в логистическом менеджменте систем товародвижения можно выделить 2 группы функций: первая включает общеуправленческие функции, т.е. функции, присущие фактически любой системе управления хозяйственными объектами (целеполагание, планирование, организация, стимулирование, контроль, учет, анализ); вторая - отражает специфику объекта управления, что в нашем случае включает основные функции товародвижения (закупки, хранение, транспортировка, распределение и т.д.).
Целеполагание в логистическом менеджменте региональных систем товародвижения можно строить на методологической основе, предложенной Ф. Котлером для стратегических бизнес-
единиц (СБЕ), что он называет управлением по целям (УЦ) [3, 137]. Для эффективного УЦ цели СБЕ должны отвечать следующим критериям:
- во-первых, цели должны быть организованы в иерархическую структуру - от первостепенной до вторичной;
- во-вторых, в формулировке цели, где это только возможно должны присутствовать конкретные показатели и цифры;
- в-третьих, цели должны быть реальными, вытекать из анализа возможностей СБЕ, а не из пожеланий и предположений высшего менеджмента;
- в-четвертых, цели компании должны быть последовательными и непротиворечивыми.
Наиболее общей целью логистического менеджмента региональной системы товародвижения должна быть эффективная организация товарного обмена, как в масштабах региона, так и на межрегиональном уровне. Для каждого конкретного региона эта общая цель детализируется на подцели, исходя из нужд и потребностей региональной системы товародвижения. Это могут быть:
- оптимизация и рационализация товарных потоков на региональном и межрегиональном рынках;
- развитие логистической инфраструктуры товародвижения с учетом возможностей всех уровней власти, заинтересованных в создании современной материально-технической базы товарного обмена (федерального, субъекта федерации, муниципального);
- активное использование информационных технологий в организации товародвижения, вплоть до глобальных сетей интернет.
Планирование, как функция логистического менеджмента региональных систем товародвижения, должно отвечать ряду требований:
1) план логистики товародвижения региона должен быть составной частью комплексного плана социально-экономического развития региона (например, Федеральная целевая программа "Юг России");
2) этот план должен быть увязан с ресурсными возможностями региона, включая материально -технические ресурсы, финансовые и трудовые ресурсы;
3) планирование должно осуществляться с участием всех заинтересованных субъектов региональной логистической системы товародвижения;
4) детализация плана должна проводиться по участникам, территориям, предприятия и т.д., вплоть до СБЕ.
В качестве типичного примера разработки плана логистики товародвижения может служить алгоритм оперативного планирования логистики сбыта, предложенной В. М. Пурликом. Применительно к логистике товародвижения в регионе подобный алгоритм должен включать следующие основные итерации:
1) планирование общего объема товарооборота региона;
2) оценку товарных ресурсов региона. В случае дефицита определенных видов товарных ресурсов, разрабатываются меры по его устранению;
3) разработку программ движения товарных потоков в процессе их реализации на региональном и межрегиональных рынках;
4) определение потребностей региона в логистической инфраструктуре товародвижения и выявление "узких мест". Расшивка "узких мест" должна быть предусмотрена инвестиционными программами региона;
5) разработку каналов товародвижения, с целью оптимизации и рационализации товарных потоков. При этом необходимо разрабатывать схемы оптимального размещения складских комплексов, терминалов и т.п.;
6) распределение товарных потоков по территории региона, с целью устранения возможного дефицита товарных ресурсов в отдельных муниципалитетах;
7) проведение мониторинга хода выполнения плана логистики региональной системы товародвижения и принятие оперативных мер по устранению выявленных отклонений [4, 157].
При накоплении определенного опыта и знаний в области планирования логистики товародвижения в регионе могут быть использованы экспертные системы, как разновидность информационных технологий в логистике. Возможности применения экспертных систем в логистике представлены в таблице 1.
Таблица 1
Возможности применения экспертных систем в логистике [5, 205]
Уровень решений
оперативный тактический стратегический
Анализ Обращение с опасными веществами Оценка влияния на объем продаж/рыночную долю Прогноз влияния на прибыль
Окончание таблицы 1
Планирование График работ Организация движения транспортных средств Планирование международной логистики
Оперативная работа Управление запасами в розничной торговле Помощь в составлении заявок и принятии решений Контроль за результатами совершенствования логистических решений
Профессиональная подготовка Инструктаж менеджеров по управлению запасами Подготовка производственного персонала Инструктаж покупателей о мерах безопасности
Контроль Комплектование грузов на складе Гибкое производство Максимальное расширение мировых источников материальных ресурсов
Экспертные системы представляют собой экономичный и практичный способ выявления, уточнения и распространения передового опыта управленческих решений. Эти системы обеспечивают единую схему оформления вопросов и ответов, используемых экспертами для решения аналитических оперативных проблем. Экспертные системы позволяют сделать знания одного специалиста достоянием многих работников, что увеличивает согласованность, точность и производительность операций по всей сети. Эти системы создают возможности для эффективного управления важнейшим в любой организации ресурсом - знанием.
Программное обеспечение экспертных систем в логистике создает и накапливает логистическую "базу знаний" в форме эвристических правил, общих принципов принятия решений, контрольных параметров и логических схем совершенно так же, как обычные компьютерные программы накапливают числовую информацию в базах данных. При этом программное обеспечение экспертных систем гораздо легче поддается обновлению, модификации и расширению, чем обычные компьютерные программы.
Использование экспертных систем в логистике товародвижения мы рассматриваем в разрезе типов решаемых проблем и уровней их решения. Что касается типов проблем, то они классифицированы на 5 групп: 1) анализ; 2) планирование; 3) оперативная работа; 4) профессиональная подготовка; 5) контроль. Соответственно, каждая из названных проблем имеет свою специфику решения на следующих уровнях: оперативном, тактическом и стратегическом.
Логистический анализ товародвижения в регионе в рамках экспертной системы предполагает:
- на оперативном уровне - это оценка фактического состояния текущего объема продаж по принципу оценки по отклонениям (сравниваются практические объемы продаж с плановыми);
- на тактическом уровне - анализируется влияние факторов на изменение объемов продаж и оценивается доля региона на национальном рынке соответствующей продукции;
- на стратегическом уровне - прогнозируется влияние на прибыль факторов долговременного характера, включая операции на зарубежных рынках.
Логистический анализ региональных систем товародвижения призван выявить не только проблемы регионального рынка в целом и его участников в частности, но и подсказать пути их решения. Предполагаемые меры по решению выявленных проблем становятся базой для планирования логистики товародвижения в регионе.
Планирование логистики товародвижения в регионе, как определенный тип решения проблем, включает:
- на оперативном уровне - это разработка графика работ, включая сетевое планирование и использование систем массового обслуживания для достижения оптимальности и рациональности движения товарных потоков в регионе;
- на тактическом уровне - основное внимание концентрируется на организации движения транспортных средств, как основных технических элементов обеспечения движения товарных потоков. При этом особое значение придается оценке выполнения договорных обязательств между участниками логистических цепей и систем товародвижения;
- на стратегическом уровне - планирование товародвижения охватывает масштабы не только региона, но и государства и межгосударственные контракты (если регион участвует в международной торговле). При наличии международных контрактов необходимо акцентировать внимание на планировании глобальной логистики, а также участие региона в глобальных логистических системах.
Оперативная работа, как особый тип проблем в рамках экспертных систем в логистике решается следующим образом:
- на оперативном уровне - управление запасами товарно-материальных ценностей в регионе независимо от их характера (производственный, товарный, сбытовой и прочие запасы) и форм собственности;
- на тактическом уровне - обеспечение баланса спроса и предложения на товары и услуги в регионе с учетом необходимости решения тактических планов логистики товародвижения;
- на стратегическом уровне - контроль за развитием логистической инфраструктуры товародвижения в регионе и создание наиболее совершенных информационных систем выработки и принятия логистических решений.
Профессиональная подготовка в основном затрагивает проблемы кадрового потенциала логистики товародвижения в регионе, в том числе:
- на оперативном уровне - это подготовка менеджеров по управлению товарными потоками или, иначе говоря, подготовка бизнес-логистических кадров;
- на тактическом уровне - основное внимание уделяется подготовке производственного персонала, непосредственно связанного с процессом физического распределения товаров и услуг в регионе;
- на стратегическом уровне - решаются проблемы профессиональной подготовки логистических топ-менеджеров, а также проблемы обучения покупателей (потребителей) мерам безопасности при использовании товаров и услуг.
Проблемы контроля в экспертных системах в логистике товародвижения в регионе решаются на следующих уровнях:
- на оперативном уровне - оперативный контроль за движением товаров и услуг в регионе;
- на тактическом уровне - контроль состояния удовлетворения спроса потребителей на товары и услуги;
- на стратегическом уровне - контроль за максимально возможным использованием мировых рынков, включая Интернет.
В логистическом менеджменте на региональном рынке товаров и услуг необходимо планировать и контролировать не только объемы товарооборота, но и затраты, возникающие в региональных системах товародвижения. Достаточно успешную попытку развернутой классификации логистических издержек по основным логистическим операциям и функциям предприняла Барбара Геттинг [6, 209]. В предложенной классификации структура затрат существенно отличается от традиционной, т.к. логистические издержки сгруппированы не по объектам, а по процессам. В качестве основных приняты затраты на следующие логистические процессы:
- транспортные затраты на поступающие детали;
- затраты на поступление товаров;
- складские затраты;
- затраты на подготовку материалов;
- затраты на пересылку;
- затраты на управление;
затраты на связанный капитал суммарно.
Возможно такая система учета логистических затрат достаточно продуктивна, если на предприятии проведена радикальная реформа системы бухгалтерского учета. Отечественная практика говорит пока о прямо противоположном: зачастую не удается дифференцировать учет затрат не только по процессам, но и даже по объектам.
Логистические издержки товародвижения в регионе объективно не могут быть ограничены только издержками предприятий-производителей. Полные логистические затраты на организацию товародвижения в регионе можно представить следующей формулой:
Зотр = Зтп + Зкп + Зпт + Зтр + Зхр + З ус + Пу, (1)
где Зотр - совокупные логистические затраты на организацию товародвижения в регионе; Зтп -логистические затраты товаропроизводителей, поставляющих товары на рынок региона; Зкп - логистические затраты коммерческих посредников региона (в основном издержки обращения оптовой и розничной торговли); Зпт - логистические затраты потребителей (покупателей) региона на закупки товароматериальных ценностей; Зтр - логистические затраты специализированных транспортных предприятий региона, обслуживающих процесс товародвижения; Зхр - логистические затраты специализированных предприятий и организаций складского и тарного хозяйства, обеспечивающих сохранность товарно-материальных ценностей в процессе хранения; Зус - логистические затраты на оказание логистических услуг и организацию логистического сервиса специализированными предприятиями на рынке региона; Пу - возможные потери и убытки, возникающие в процессе товародвижения из-за низкого качества логистического обслуживания.
Предложенная нами группировка логистических затрат на организацию товародвижения в регионе не может считаться полной, т.к. в каждом товарном потоке и в каждом регионе существуют свои специфические виды логистических затрат, которые в формуле 1 не нашли отражение. Из-за неотработанности методологии и методики учета логистических затрат на организацию товародвижения в регионе, неизбежны как повторный счет, так и недоучет каких-то расходов и потерь. Поэтому, мы считаем целесообразным активизировать научный поиск в направлении мето-
дологии и методики бухгалтерского учета логистических затрат на организацию товародвижения в регионе.
Исследование логистических издержек вне связи с конечными результатами логистической деятельности мало продуктивно. Поэтому в логистическом менеджменте необходимо оценивать не только затраты и результаты, но и уровень оптимизации логистических систем товародвижения. Используя теорию субоптимизации, разработанную Дж. ван Гигом [33, 489-491], можно оценить уровень оптимизации логистической системы товародвижения в регионе, на основе следующих утверждений:
1. Субоптимальное состояние системы, состоящей из подсистем менее эффективно, чем оптимальное состояние такой системы:
[881]* < [881]**, (2) где 881* - субоптимальное состояние подсистемы 88; 881** - оптимальное состояние системы в целом.
2. Оптимизация каждой подсистемы из множества всех подсистем приводит к субоптимальному состоянию, составленной из всех этих подсистем:
№1**]-[881]*. (3)
1=1
Оптимальное состояние каждой подсистемы в системе менее эффективно, чем оптимальное состояние системы:
п
и [881**] < [881]**. (4)
1=1
3. Оптимизация состояния полной системы приводит к субоптимальным состояниям множества составляющих полную подсистему подсистем:
п
8т**-и {[881]*}. (5)
1=1
4. Оптимизация каждой из подсистем полной системы не приводит к столь же хорошему состоянию полной системы, как в случае субоптимизации подсистем:
п п
и{[881]* *} <и {[881]*}. (6)
1=1 1=1
Таким образом, основным критерием эффективности логистического менеджмента в региональных системах товародвижения следует считать приоритет суммарной оптимизации всей системы, над суммой субоптимальных состояний, входящих в нее подсистем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Основы логистики: учеб. пособие / под ред. Л. Б. Миротина и В. И. Сергеева. - М.: Инфра-М, 1999. - 200 с.
2. Белоусов, А. Г. Логистика коммерческого посредничества / А. Г. Белоусов. - Ростов н/Д.: ЗАО «Книга», 2000. - 234 с.
3. Котлер, Ф. Маркетинг и менеджмент: пер. с англ. / Ф. Котлер; под ред. О. А. Третьяк, Л. А. Волковой, Ю. Н. Коптуревского. - СПб.: Питер, 2000. - 896 с.
4. Пурлик, В. М. Логистика торгово-посреднической деятельности / В. М. Пурлик. - М.: Высшая школа, 1995. - 204 с.
5. Бауэрсокс, Дональд Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: пер. с англ. / Дональд Дж. Бауэрсокс, Дейвид Дж. Клосс. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. - 640 с.
6. Геттинг, Б. Международная производственная кооперация в промышленности: роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных структур / Б. Геттинг. - М.: Дело, 2000. - 216 с.