Научная статья на тему 'Моделирование и содержательномодульная технология обучения в формировании ценностномировоззренческой культуры курсантов'

Моделирование и содержательномодульная технология обучения в формировании ценностномировоззренческой культуры курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СТРУКТУРА / ЭЛЕМЕНТЫ / ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ / MODULAR TRAINING / SIMULATION / VALUES / WORLDVIEW / STRUCTURE / ELEMENTS / REPRODUCIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабаш Дмитрий Васильевич

Статья содержит в себе исследовательский материал о разработке моделирования и содержательно-модульных технологий формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов вузов МВД России в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling and substantial and modular technology of training in formation of valuable and world outlook culture of cadets

The article contains research material on the development of modelling and conceptual-modular technologies of formation of value-ideological culture of the students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia in the educational process.

Текст научной работы на тему «Моделирование и содержательномодульная технология обучения в формировании ценностномировоззренческой культуры курсантов»

Карабаш Дмитрий Васильевич

кандидат педагогических наук, начальник кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Краснодарского университета МВД России ________________________________________(тел.: 88612583754)

Моделирование и содержательномодульная технология обучения в формировании ценностномировоззренческой культуры курсантов

Статья содержит в себе исследовательский материал о разработке моделирования и содержательно-модульных технологий формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов вузов МВД России в учебном процессе.

Ключевые слова: модульное обучение, моделирование, ценности, мировоззрение, структура, элементы, воспроизводимость.

D.V. Karabash, Master of pedagogical sciences, head of the chair of tactical-special and fire preparation of the Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia; tel.: 88612583754.

Modeling and substantial and modular technology of training in formation of valuable and world outlook culture of cadets

The article contains research material on the development of modelling and conceptual-modular technologies of formation of value-ideological culture of the students of universities of the Ministry of internal Affairs of Russia in the educational process.

Key words: modular training, simulation, values, worldview, structure, elements, reproducibility.

В исследованиях по психологии и педагогике схематизации и моделированию принадлежит особая роль. В последнее десятилетие прошлого века, проблема использования моделирования в обучении подробно разрабатывается в пси-холого-дидактических исследованиях

В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, М.И. Фридмана и других. Моделирование - общенаучный метод научного исследования, который широко применяется в педагогической науке. Моделированию отводится важное место наряду с такими методами познания, как наблюдение и эксперимент. Именно моделирование вывело педагогические исследования на уровень общенаучной методологии.

Разработке технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе предшествовала потребность в совершенствовании качества подготовки специалистов к выполнению профессиональных функций. Важным условием и предпосылкой были исследования в области человеческой деятельности как философского, так и психо-лого-педагогического плана (К.А. Абульхано-

ва-Славская, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Э.Г. Юдин, и др.). Современная педагогика для реализации дидактических целей обучения в качестве наиболее продуктивных вариантов предлагает модульную систему обучения.

Модульное обучение в российскую педагогику пришло благодаря исследованиям П. Юцявичене [10] и его последователей: А.М. Алексюк [1], М.А. Анденко [2], Р.С. Бекировой [3], К.Я. Вазиной [5] и др. Моделирование создает возможность более глубокого проникновения в сущность объекта исследования. Специфическими особенностями моделирования как метода являются: целостность изучения процесс, т.к. возможно увидеть не только элементы, но и связи между ними; возможность изучения процесса до его осуществления. При этом становится возможным выявить отрицательные последствия и ликвидировать или ослабить их до реального проявления.

В работах указанных авторов анализируются проблемы перехода на технологию содержательно-модульного обучения в высшей

327

школе, рассматриваются преимущества данной технологии, позволяющие за счет гибкости содержания обучения создать максимально благоприятные условия для развития личности курсантов в вузе. В педагогической науке термин «модуль» (от лат. - мера), понимается как значимая часть всей системы, без которой дидактическая система не работает. По своему содержанию это полный, логически завершенный блок, который предполагает наличие, после завершения обучения, целостного набора знаний, умений и навыков (компетенций).

Изучение индивидуального стиля деятельности, психолого-педагогических основ профессиональной и учебной деятельности, типов и места задач в процессе обучения позволило вплотную приступить к разработке моделирования и содержательно-модульных технологий формирования ценностномировоззренческой культуры курсантов в учебном процессе.

Опираясь на теоретическую базу исследований педагогического моделирования (В.П. Беспалько [4], А.А. Вербицкий [6], А.А. Деркач [7], С.Д. Смирнов [8], Н.Ф. Талызина [9] и др.), в процессе проектирования содержательно-модульной технологии формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов был выявлен алгоритм последовательных действий, который позволил осуществить конструирование необходимой системы.

Разрабатывая теоретическое обоснование содержательно-модульной технологии формирования ценностно-мировоззренческой культуры курсантов, мы обратились к концепции основателя модульного обучения Дж. Рассела, который определял модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала. Исследователь П.А. Юцявичене [10] называл модулем информацию, включающую логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. Актуальность содержательно-модульной технологии формирования необходимых личностных качеств курсантов, по мнению специалистов, объясняется тем, что модульные программы, основанные на компетенциях, ориентированы не на процесс обучения, а на его результаты, а потому процесс обучения в высшей степени мобилен, не формализован и эффективен.

Положительный эффект использования содержательно-модульной технологии был обусловлен ее динамичностью, которая заключается в вариативности элементов модулей, содержании элементов. Ряд ученых [1; 2;

3; 10], утверждают, что модульная технология заключается в разбивке учебного материала на отдельные взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет собой специально разработанный и соответственно оформленный учебный вопрос. При этом существует дидактическую ценность технологии, т.к. она переводит обучение на субъект-субъектную основу, способствующую развитию у курсантов мотивационной сферы, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Продуктивность содержательно-модульной технологии формирования ценностно-

мировоззренческой культуры курсантов объясняется тем, что она обладает проблемным подходом, творческим отношением к решению задачи обучения, гибкостью, обусловленной дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократной диагностики определения знаний, умений и навыков и соответствия с целями учебного процесса.

Как известно, целеполагание мотивирует педагогический процесс. Изучив опыт отечественной и зарубежной педагогической литературы, мы пришли к выводу, что содержательно-модульная конструкция учебного материала, как педагогическое условие, поможет в достижении поставленной дидактической цели - формирования ценностномировоззренческой культуры личности курсантов в процессе обучения. Основными принципами разработки содержательномодульной технологии в обучении курсантов являются: компоновка содержания учебной дисциплины вокруг базовых понятий и методов; систематичность и логическая последовательность изложения учебного материала, его целостность; практическая значимость содержания и наглядность представления учебного материала.

Гибкость и оперативность содержательномодульной технологии обучения позволяет оперативно обновлять или менять содержание конкретного модуля в зависимости от поставленной индивидуальной задачи обучения, в частности, сделать акцент в каждом модуле на формирование одной из профессиональных компетенций, важной для будущего сотрудника полиции и которая является частью профессиограммы. Как правило, приоритет отдается формированию практических навыков, максимально приближенных к профессиональной деятельности.

При содержательно-модульной технологии обучения основополагающим является то, что содержание каждого модуля отвечает

328

обязательным требованиям, которые являются средством достижения цели, а именно: конкретно-целевое назначение информации, т.е. все дисциплины каждого блока-модуля имеют целевой акцент при их изучении на формирование определенной компетенции;

актуализация содержания обучения, понимание важности знаний для эффективности будущей профессиональной деятельности;

обеспечение продуктивного мышления в процессе обучения, когда идет приращение информации и связь ее с ранее полученной, при этом появляется самостоятельно интеллектуальный продукт;

непрерывность целенаправленной информации, т.е. преодоление мозаичности в содержании образования, когда модуль объединяет и направляет информацию в необходимое русло;

сопряженность учебных дисциплин, умение рассматривать их блоком, когда плавный переход от общего к частному обеспечивает поток информации, имеющей интегрированный эффект;

технологичность учебного процесса за счет использования методических матриц в обучении курсантов, которые, работая по алгоритму, получают базис будущей технологичности в профессии, при этом многообразие методик и приемов позволяют сформировать навыки, способствующие организации труда;

системность содержания образования, что предполагает выявление системообразующей составляющей изучаемого модуля;

развитие навыков рефлексии, т.е. развитие у будущего сотрудника полиции ответственности за принятое решение, результат действия или поступка;

деятельностный подход обеспечивается возможностью самоопределения в выборе решения.

В контексте формирования ценностномировоззренческой культуры курсантов существенной чертой содержательномодульной технологии обучения является воспроизводимость обучающего цикла, т.е. возможность его повторения. Цикл обучения в таком контексте содержит следующие моменты: установление целей обучения; предварительная оценка уровня сформированно-сти и готовности; совокупность учебных процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей.

Таким образом, обеспеченная мотивация, самостоятельное продвижение в усвоении содержания позволяют осваивать методы работы с информацией, тем самым усваивается модель деятельности, когда будущий

сотрудник полиции получает навыки самоопределения, при соблюдении норм и правил, умеет оценивать результат, владеет рефлексивными способностями..

1. Алексюк А.М. Педагогика высшей школы: курс лекций: модульное обучение / А.М. Алексюк. - Киев, 1993. - 187 с.

2. Анденко М. А. Актуальные проблемы воздействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении / М. А. Анденко. - Новосибирск: Гриф, 1993. - 17 с.

3. Бекирова Р.С. Организация модульного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла. На примере курса высшей математики в техн. вузе: дис. канд. пед. наук / Р. С. Бекирова. - М., 1998. - 210 с.

4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. -190 с.

5. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение / К.Я. Вазина. - Нижний Новгород: БИ, 1991. - 119 с.

6. Вербицкий А.А.. Активное обучение в

высшей школе: контекстный подход /

А.А. Вербицкий. - М., Высшая школа, 1991. -207 с.

7. Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, И.В. Кузьмина. - М.: Российская академия управления, 1994. - 210 с.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - 3-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр « Академия», 2007. - 400 с.

9. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста /Н.Ф. Талызина, Н.Г. Пе-ченюк Л. Б. Хихловский. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1987. - 173 с.

10. Юцявичене П. Теоретические основы модульного обучения / П. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 271 с.

1. Aleksuyk A.M. Pedagogics ofthe higher school: course of lectures: modular training / A.M. Aleksuyk. - Kiev, 1993. 187 p.

2. Andenko M.A. Actual problems of the impact of the special departments of the higher school of the modular training / M.A. Andenko. -Novosibirsk: grif, 1993. 17 p.

3. Bekirova R.S. Organization of modular training in the disciplines of natural-science cycle. For example, course of higher mathematics of the technical University: dis. master of pedagogical Sciences R.S. Bekirov. - M., 1998. - P. 210.

4. Bespalko V.P. Components of pedagogical technologies. - M.: Pedagogy, 1989. 190 p.

329

5. Vazina K. Ya. Human self-development and modular training / K.Ya. Vazina. - Nizhniy Novgorod: B.I., 1991. -119 p.

6. Verbitsky A.A. An active training in the higher school: a contextual approach / AA. Verbitsky. M, School, 1991. - 207 p.

7. Derkach A.A. Acmeology: achieving a top professional / AA. Derkach, I.V. Kuzmina. - M.: The Russian Academy of management, 1994. P.210.

8. Smirnov S. Pedagogics and psychology of higher education: from the activities of the personality: textbook for students of higher educational establishments / S.D. Smirnov. - the 3rd ed. stereotype. - M.: Publishing centre « Academy», 2007. - 400 p.

9. Talizina N.F. The development of a profile of a specialist / N.F. Talizina, N.G. Pechenyuk LB.Hihlovski. - Saratov: Ed. Saratov. Un-ty, 1987. -173.

10. Jutsavecene P. Theoretical bases of modular training / P. Jutsavecene. - Kaunas: Shvie-sa, 1989. - 271 p.

330

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.