Научная статья на тему 'Моделирование физико-химических взаимодействий аэрокосмических систем с земной атмосферой. Часть 3. Теплонапряженность (траектории) спуска'

Моделирование физико-химических взаимодействий аэрокосмических систем с земной атмосферой. Часть 3. Теплонапряженность (траектории) спуска Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Яценко О. В., Ладоша Е. Н.

Предложен метод интегральной оценки теплонапряженности спускаемых траекторий космических летательных аппаратов, на основе которого получены явные выражения для степени разрушения теплозащитного покрытия в зависимости от его термической стойкости, максимальной температуры и длительности нагрева. Установлена связь между степенью черноты теплозащитного материала и его стойкостью по отношению к тепловому воздействию. В качестве исходной информации использованы экспериментальные данные и результаты детального кинетического моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Яценко О. В., Ладоша Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A convenient fashion to estimate the integral thermal stress of landing vehicles is developed. Using respective technique explicit dependences between the heat-protective cover destruction and its optical properties as well as chemical stability are estimated. Primary information for heat stress estimations is obtained from natural measurements and computeraided simulations of detailed kinetics.

Текст научной работы на тему «Моделирование физико-химических взаимодействий аэрокосмических систем с земной атмосферой. Часть 3. Теплонапряженность (траектории) спуска»

УДК 519.6: [523.48 + 539.18 + 551.510]

МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕИСТВИИ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ С ЗЕМНОЙ АТМОСФЕРОЙ. ЧАСТЬ 3. ТЕПЛОНАПРЯЖЕННОСТЬ (ТРАЕКТОРИИ) СПУСКА

© 2005 г. О.В. Яценко, Е.Н. Ладоша

A convenient fashion to estimate the intégral thermal stress of landing vehicles is developed. Using respective technique explicit dependences between the heat-protective cover destruction and its optical properties as well as chemical stability are estimated. Primary information for heat stress estimations is obtained from natural measurements and computer-aided simulations of detailed kinetics.

В работе [1] показано, что уровень и ведущие механизмы нагрева существенно разнятся для спускаемых модулей космических летательных аппаратов (КЛА) существующих типов. В то же время требуется унифицировать оценку теплона-пряженности спускаемого участка траектории, и удобной оказывается система критериев, основанная на общей физико-химической сущности процессов воздействия возмущенной воздушной среды на поверхность КЛА и результирующего разрушения последней.

Несмотря на феноменологическое разнообразие, все виды разрушения поверхностных материалов (разрыв химических связей и образование новых, появление, рост, миграция и взаимодействие структурных дефектов, фрагментация, фазовые превращения) подчиняются общим кинетическим закономерностям [2]: в каждом элементарном акте требуется преодолеть энергетический барьер. Это равносильно тому, что коллективная динамика термически инициируемых однотипных актов определяется законом Аррениуса. Множественность, разнообразие и взаимная связность элементарных термически активируемых стадий сопровождается установлением между ними определенной важностной и/или временной иерархии - в пределах совокупного химизма. Следствием этого является работоспособность аппроксимирующих брутто-моделей (химических аттракторов) для определенных черт взаимодействия спускаемого аппарата с атмосферой. Температурная зависимость скорости брутто-процесса, отвечающего разрушению теплозащиты, также близка к аррениусовской: эффективная высота соответствующего энергетического барьера «наследуется» от наиболее неблагоприятной в энергетическом отношении (лимитирующей) элементарной стадии.

При выработке критериев устойчивости теплозащиты КЛА тепловому воздействию воспользуемся свойствами аррениусовского сигмоида, задающего температурную зависимость темпа физико-химических превращений W. Определим темп превращения

W = A e-©/T , (1)

где A - некоторая константа; © - высота энергетического барьера в К. С целью упрощения оценки приблизим (1) трехзвенной кусочно-линейной функцией

Рис. 1. Схема и погрешность аппроксимации аррениусовской зависимости кусочно-линейной функцией: а- локальная;

б-интегральная аппроксимация; в-г - соответствующие погрешности.

Примечание. Существенно, что в практически важном интервале температур ©/4 < Ту, < © обе модели дают результаты, совпадающие в пределах десяти процентов.

W = A

0 при T <©/4,

(4T/©- 1)е-2 при ©/4 < T <

e2 +1

©,

при

T > ^©, 4

(2)

совпадающей с (1) в точке перегиба и ее окрестности. Погрешность такой аппроксимации проиллюстрирована на рис. 1. Для простоты константа А выбрана равной единице. Вносимая заменой (1) на (2) числовая неточность компенсируется возможностью аналитически проинтегрировать последнее выражение по Т и построить в явном виде функционал, связывающий степень разрушения материала Бгв1т с динамикой теплового воздействия Т = Т(/). Физическая сущность аппрок-

симации (2) заключается в том, что разрушение материала предположительно начинается скачкообразно после превышения некоторой критической температуры Ткр, связанной с высотой «защитного» энергетического барьера TWк = ©/4. Это предположение в полной мере справедливо для теплозащиты КЛА, срок службы которых сокращается в гораздо большей степени за счет кратковременных интенсивных полетных воздействий, чем в процессе длительного наземного хранения и обслуживания. Математически ситуация формализуется как

1 що ¡а >> 1 що <и ,

Tw(í) > ©/4 Tw(t) < ©/4

(3)

причем интегрирование по t производится от момента изготовления материала до его разрушения.

Каждый из интегралов в (3) отвечает определенной степени деградации материала. Если она превышает некоторую критическую величину, т.е. 1 W(t) Л > Destr крит, следует говорить о разрушении теплозащиты. Значение функционала

Destr(Tw(t),At) = 1 W(t) ^ (согласно (1)) и и 1 W(t) Л (согласно (2))

Tw(t) > ©/4

(4)

однозначно характеризует разрушительность конкретной траектории спуска для выбранных теплозащитных материалов. Приближенно оно равно

Destr(Tw(t),At) и и4А е-2 ©-1 1 - ©/4] - ©/4] Л .

(5)

Результат (5) можно трактовать как интеграл Лебега, вычисленный для поверхностной температуры Tw по временной мере при ограничительном условии Tw(t) - ©/4 > 0.

Из (2)-(5) следуют важные выводы.

1. Стойкость теплозащита сохраняет только до некоторого (критического) уровня теплонапря-женности, превышение которого приводит к ее заметному и прогрессирующему разрушению.

2. Когда критический уровень теплонапряжен-ности превышен, пагубность воздействия характеризуется экспозиционным инвариантом - дозой: равноразрушительны воздействия нагрева до температур TW1 и Tw превышающих ©/4, если их продолжительность А^ и А^ удовлетворяет соотношению

(rwi- ©/4) Ati= (TW2- ©/4) Д/2 .

(6)

3. Варьированием физико-химических свойств следует обеспечивать высокую энергетическую резистивность теплозащитных покрытий - большие (по сравнению с соответствующими параметрами активных агентов в газовом потоке) значения ©.

4. Необходимо предельно ограничить возможности образования циклических автокаталитических процессов разрушения поверхностных материалов как в результате внутренней термической

модификации, так и за счет взаимодействия с атмосферным потоком.

Приближенно оценить экспозиционный интеграл в (4) можно, предположив, что при спуске КЛА в земной атмосфере динамика поверхностной температуры параболична в интервале разрушительных для поверхностных материалов тепловых нагрузок, когда Tw > ©/4. Справедливость этой посылки оправдывается практикой эксплуатации возвращаемых КЛА и детальных расчетов теплонапряженности траекторий (см. [1]). Для параболической зависимости T(t) величина 1 ^(0 - ©/4] - ©/4] Л и 1/3^тах -

©/4) At

и Destr(Tw(t),At) и 4/3 А е-2 ©-1 (^тах - ©/4) At, (7)

где ^ - максимальная температура поверхности; At - время, в течение которого поверхность нагрета до температуры выше ©/4.

Существенно, что описанные выше модели физико-химических процессов в ударном слое перед спускаемым аппаратом [1] по своей детальности и трудоемкости оказываются вполне удовлетворительными элементами при комплексной оценке тепловых воздействий атмосферы на спускаемые модули КЛА в частности согласно (1) - (7).

Поиск оптимальных технических и/или эксплуатационных решений обозначенной технической проблемы осуществляется в общем случае средствами динамического программирования. Н а основе вычисленных в рамках моделей нестационарных полей термогазодинамических и фи-

Рис. 2. Моментные характеристики тепловой нагрузки <д,->ь ... <д,>з, соответствующие условиям спуска КЛАМИ [1], Ба„, = 1

зико-химических параметров [1] конструируются разнообразные свертки, функционалы и целевые функции (ЦФ). Затем осуществляется отбор и анализ приемлемых вариантов. В качестве «кир-

пичиков» для построения ЦФ предлагается воспользоваться следующими, хотя и определенным образом связанными, объектами: дDestr/дyw,

дБа^г/дев, дБе^^г/дЕ, дDestr/дs,

t t t

Г1 1 д,(0/дЕ(0 Л, 1 а^) Л/ 1 яЕ(0 ^ и

0 0 0 t t

1 qI(t) / 1 дЕ2(0 ^, где - вероятность

00

гетерогенной рекомбинации атомов (кислорода) на поверхности; ев - степень черноты теплозащитных покрытий; s = {И(^), и(^} - траектория; ^ - фактор влияния формы КЛА на тепловой режим поверхности; ■ = {СД,в} - индексы, отвечающие конвекции, радиации и гетерогенной рекомбинации атомов [1]. Все перечисленные показатели связаны с конструктивно-технологическими особенностями КЛА и аэрофизическими свойствами выбранной траектории спуска, поэтому задачи оптимизации конструкции спускаемого аппарата и возвратной траектории являются принципиально сопряженными.

Физический смысл выписанных выше базовых показателей вполне очевиден, а их утилитарность хорошо иллюстрирует следующий пример. Относительное изменение коэффициента серости теплозащитных поверхностей д1пев сопровождается относительным изменением максимальной температуры Т„тах на -1/4 д1пев, и, согласно (7), максимальное превышение температурного порога, равного в модели ©/4, изменяется в [Т„ (1 -1/4д1пев) - ©/4]/[Т„тах - ©/4] раз. Модельная па-раболичность профиля Tw(t) означает также относительное изменение времени разрушительного для теплозащитных материалов нагрева до Tw > ©/4 - в {^тах (1 - 1/4д1пев) - ©/4]/[Twmax -©/4]}12 раз. В итоге доза разрушающего воздействия изменяется в д1п Destr =

= {^тах (1 - 1/4д1пев) - ©/4]/^тах - ©/4]}3/2 (8) раз.

Смысл интегральных потоковых показателей проиллюстрирован на рис. 2. Они характеризуют вклад различных физико-химических процессов в разрушительное тепловое воздействие. Момент

<q,(0>i = Г1 J q,(t)/qE(t) dt

отвечает доле полет-

ного времени, когда ■-й механизм нагрева доми-

t t

нирует; <д,(0>2 = 1 а() ^ /1 дЕ(0 ^ - парци-

00

альным вкладам отдельных процессов в интегральный нагрев;

t t

<д,(0>3 = 1 а^) дЕ(0 ^ /1 дЕ2(0 ^ - сравнитель-

00

ной роли конвекции, радиации и поверхностных реакций как источников теплового потока на самых теплонапряженных участках траектории. Кроме перечисленных, здесь также возможны прочие подобные функционалы, например ис-

пользующие Tw(t) в качестве динамической переменной.

Подчеркнем, что результаты рис. 2 не соответствуют типичной теплозащите КЛАМИ [3,4]: выбор физических параметров модели определяется в данном случае намерением проиллюстрировать смысл моментных функций, предлагаемых для целей технической оптимизации. При выбранном числе Daw доминирующий фактор нагрева (гетерогенные реакции) по прошествии ~ 50 % времени спуска в атмосфере уступает место конвекции, а величина совокупного теплового потока уменьшается вдвое. Структурная динамика теплового потока позволяет квалифицировать гетерогенную рекомбинацию атомов на теплозащитной поверхности КЛАМИ, с одной стороны, как один из ведущих механизмов ее нагрева и/или разрушения, а с другой - принципиально управляемый. Соответственно в этом направлении требуется концентрировать усилия по совершенствованию надежности спускаемых аппаратов.

Следует особо отметить, что представленные ИММ и результаты не являются самодостаточными: они представляют собой один из двух равноправных элементов моделирования, вторым служит технический эксперимент. Именно такая сопряженная постановка (назовем ее гибридный эксперимент), обеспечивала успешность исследований в сфере высоких технологий. В лаборатории моделирования неравновесных физико-химических процессов Московского физико-технического института (Физтеха) сопряжение компьютерных и экспериментальных исследований в рамках единой технологии решения прикладных научных проблем осуществлялось на рубеже 70 и 80-х гг. С.С.Новиковым и Н.Н. Кудрявцевым. Практика последующей четверти века в полной мере подтвердила жизненность концепции принципиального равноправия, взаимной дополнительности и сочетаемости физического (те хнического) и компьютерного (вычислительного) эксперимента. Лабораторно-экспериментальный компонент выполнявшихся в Физтехе исследований тепломассообмена между спускаемыми модулями КЛА и высокоэнтальпий-ным воздушным потоком представлял собой обдув моделей в ударных трубах. Созданные установки позволяли не только решать проблемы теплозащиты КЛА, но также получать первоклассные результаты академического характера. Соответствующие подробности можно найти в работах [5, 6].

Результаты, полученные в данной части работы, сводятся к следующему. В терминах прикладной физико-химической кинетики [6] выполнена интегральная оценка теплового воздействия земной атмосферы на спускаемый модуль космического летательного аппарата и предложены варианты целевых функций, отвечающих стойкости теплозащиты. Показана необходимость увязывать подобные оценки как с детальными кинетическими моделями, отвечающими взаимодействиям в

системе КЛА - возмущенный воздух, так и с данными полетных и лабораторных измерений.

Литература

1. Яценко О.В., Ладоша Е.Н. // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Естеств. науки. 2004. № 4 .

2. Меламедов И.М. Физические основы надежности. Л., 1970.

3. Таубер М.И., Янг Л. // Аэрокосмическая техника. 1989. № 6. С. 53-62.

Донской государственный технический университет

4. Eggers A.J., Allen H.J., Neice S.E. A comparative analysis of the performance of long-range hypervelocity / NASA TR-1382, 1958.

5. Давлетшин Р.Ф., Кудрявцев Н.Н., Смирнов Н.В. Определение вероятностей гетерогенной рекомбинации атомов кислорода на нагретых поверхностях в экспериментах на ударной трубе // Препринт ИВТАН № 2-349. М., 1992.

6. Яценко О.В. Прикладная физико-химическая кинетика. Ростов н/Д, 2002.

_1 марта 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.