УДК 378
МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ КАК ПРОСТРАНСТВА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Исмиянов
Аннотация. В статье по данным наших исследований, представлено количество ежегодного отчисления студентов-сирот из высшего учебного заведения, которое в дальнейшем приводит к безысходности и отсутствию жизнетворчества. Раскрыты ряд методов, изучающих научные решения дезадаптированности студентов-сирот в образовательной среде. Для решения данной проблемы нами предложена разработанная научно обоснованная и внедренная в процесс физической культуры ряда вузов России педагогическая модель социальной адаптации студентов-сирот посредством физического воспитания в системе среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: студент-сирота, социальная адаптация, педагогическая модель, физическое воспитание.
SPACE MODELING OF SOCIAL ADAPTATION OF
STUDENTS-ORPHANS BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING IN INSTITUTE
V. Ismiyanov
Abstract. In the article according to our research shows the number an annual deductions of orphan students of higher educational institutions, which further leads to of hopelessness and lack of vital and creative. Are disclosed several methods studying scientific solutions dizadaptirovannosti students of orphan in the educational environment. For solving this problem, we requested to develop, scientifically sound and implemented by in the process of physical training of a number of of Russian universities pedagogical model of social adaptation of students-orphans by the of physical education in system of average and higher professional education.
Keywords: student-orphan, contributions, pedagogical model, physical education.
Жизнеустройством детей-сирот по окончании детдома является: поступление в высшее учебное заведение, получение диплома, трудоустройство и получение жилья с пропиской в Российской Федерации (РФ).
По данным исследования на собственном опыте автора (1991-2002 гг.) в Иркутском государственном университете и наших исследований (2004-2015 гг.) с обучающимися студентами-сиротами в ряде высших учебных заведений России: Иркутском государственном университете путей сообщения, Иркутском
государственном техническом университете, Забайкальском институте железнодорожного транспорта, Улан-Удэнском институте железнодорожного транспорта,
Красноярском институте железнодорожного транспорта, Братском государственном университете, Ангарской государственной технической академии, ежегодно 30-60% студентов-сирот не могут адаптироваться к образовательной среде и отчисляются, но иногда процент отчисления увеличивается до 80-100%, что показывает их дезадаптированность [1].
Мы считаем, отчисление студентов-сирот из вуза по данным наших исследований, приводит их к отсутствию дальнейшего собственного жизнетворчества:
бродяжничеству, неправильному питанию, отсутствию работы, жилья, прописки в РФ, безысходности, суицидам, уголовной
преступности и т.д.
В период с 2004 по 2015 гг. для изучения научного решения дезадаптированности студентов-сирот в системе высшего
профессионального образования
применялись следующие методы
исследования:
- Анализа документации,
регламентирующей осуществление
воспитательного процесса высшего учебного заведения, который помог нам выявить широкий круг социально -психологических явлений,
объективированных в различных
документах, и получить информацию о прошлом, настоящем и будущем воспитательного процесса студентов-сирот. Кроме того, документы содержали
информацию о поведении и результатах деятельности студентов-сирот, так же как и
100
об их сознании: оценках, мотивах,
жизненных планах, ценностных
ориентациях. Метод анализа документов дал нам возможность не только
реконструировать события, социальные явления, но еще и понять образ мыслей, ожидания, надежды и разочарования
студентов-сирот. С помощью данного метода мы рассмотрели, какие культурновоспитательные модели и нормы для студентов-сирот в системе высшего образования реализовывались в конкретном историческом периоде.
Отсутствие собственного жизнетворчества:
• Бродяжничество
• Неправильное питание
• Отсутствие работы, жилья, прописки в РФ
• Безысходность Суициды
Уголовная преступность и т.д.
Уровень изменения показателей
Физической Самочув- Субъектив- Само- Самоакту- Смысло- Социально-
подготов- ствие, ного контроля в ализация жизненных психологи-
ленности активность и настроение ощущения одиночества общении личности ориентаций ческой адаптации
А
-А-
-А-
J)
Рисунок 1. - Педагогическая модель социальной адаптации студентов-сирот посредством высшего образования
101
Теоретико-методологический анализ
философской, социологической, психологической и педагогической научно-методической литературы, а также диссертационных исследований, где при изучении литературных источников отечественных и зарубежных авторов было подвергнуто анализу современное состояние социальной адаптации студентов-сирот в системе высшего профессионального образования, требующих индивидуального подхода для формирования психофизических качеств у студентов-сирот средствами физической культуры.
Изучение личных дел абитуриентов и студентов-сирот, анкетирование, беседы,
интервью, которое позволило нам собрать информацию, узнать интересы и особенности студента-сироты, отношение к занятиям физической культурой и спортом, планы на будущее, особенности поведения, социальное положение, выявить уровень знаний о здоровом образе жизни, личностные качества и психологические проблемы.
По нашему мнению, повысить
эффективность социальной адаптации студентов-сирот возможно путём
целенаправленной разработки и внедрения в систему высшего учебного заведения
педагогической модели социальной адаптации студентов-сирот посредством физического воспитания (рис. 1), обеспечивающей создание целостного педагогического пространства, предназначенного для успешного становления адаптивно-важных качеств личности, поскольку именно учебные и внеучебные занятия физической культурой и спортом позволяют создать наиболее оптимальные условия для улучшения функционального состояния студентов данной категории, определяющих степень развитости их физических, психосоматических, эмоционально-волевых и иных статусов, особо значимых в контексте заявленной проблемы [2, 3] сирот, дает нам основание полагать, что у них произошли достоверно определяемые позитивные качественные изменения [4, 5]: физические
Литература:
1. Исмиянов В.В. Анализ отчислений студентов-сирот в контексте изучения проблемы их адаптации к образовательной среде / В.В. Исмиянов // Научно-теоретический журнал «Вестник Бурятского государственного университета», «Педагогика». - Улан-Удэ. - 2014. -№1(2). - С. 59-62.
2. Исмиянов В.В. Адаптация студентов-сирот к образовательной среде путем организации физкультурной деятельности / В.В. Исмиянов //
качества: общей выносливости, скоростной
выносливости, силы, гибкости, быстроты; личностные качества: дисциплинированность, внутренняя организованность, ответственность; волевые качества: повышение
самостоятельности, выдержки, решительности, трудолюбия; коммуникативные качества: снижение агрессивных реакций в поведении, конструктивное решение конфликтных
ситуациях, формирование способностей
отстаивать свое мнение, бороться за свои права и достижения в социально приемлемой форме, повышение уровня конструктивного общения; чувства и эмоции: повышение
стрессоустойчивости, уравновешенности,
толерантности к нервным и физическим нагрузкам, усиление эмоциональной
устойчивости, уверенность в себе, снижение уровня тревожности.
Количественный анализ формирования жизненно-важных личностных качеств студентов-сирот дает нам основание полагать, что у них произошли достоверно определяемые позитивные качественные изменения [4, 5]: физические качества: общей выносливости,
скоростной выносливости, силы, гибкости, быстроты; личностные качества:
дисциплинированность, внутренняя
организованность, ответственность; волевые качества: повышение самостоятельности,
выдержки, решительности, трудолюбия; коммуникативные качества: снижение
агрессивных реакций в поведении, конструктивное решение в конфликтных ситуациях, формирование способностей
отстаивать свое мнение, бороться за свои права и достижения в социально приемлемой форме, повышение уровня конструктивного общения; чувства и эмоции: повышение
стрессоустойчивости, уравновешенности,
толерантности к нервным и физическим нагрузкам, усиление эмоциональной
устойчивости, уверенность в себе, снижение уровня тревожности.
Научно-методический журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», РАО РГУФКСМиТ. - Москва. - Выпуск № 1. -2014. - С. 13-16.
3. Исмиянов В.В. Совершенствование воспитательного процесса физкультурной деятельности студентов-сирот на основе психодиагностики личностных качеств / В.В. Исмиянов // Научный журнал «Известия ВГПУ», серия Педагогические науки, ВГСПУ, Волгоград, № 1(86). - 2014. - С. 71-73.
102
4. Исмиянов В.В. Формирование личностных качеств студентов-сирот в процессе физического воспитания / В.В. Исмиянов // Научнотеоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - Санкт-Петербург. - № 1(118). - 2015. - С. 210-214.
5. Исмиянов В.В. Влияние занятий физической культурой на качественные изменения психоэмоционального состояния студентов-сирот /
B. В. Исмиянов // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - Санкт-Петербург. - № 1(118). - 2015. -
C. 207-210.
References:
1. Ismijanov V.V. Analiz otchislenij studentov-sirot v kontekste izuchenija problemy ih adaptacii k obrazovatel'noj srede / V.V. Ismijanov // Nauchno-teoreticheskij zhurnal «Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta», «Pedagogika». Ulan-Udje. - 2014. - №1(2). - S. 59-62.
2. Ismijanov V.V. Adaptacija studentov-sirot k obrazovatel'noj srede putem organizacii fizkul'turnoj dejatel'nosti / V.V. Ismijanov // Nauchno-
metodicheskij zhurnal «Fizicheskaja kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka», RAO RGUFKSMiT. - Moskva. - Vypusk № 1. - 2014. - S. 13-16.
3. Ismijanov V.V. Sovershenstvovanie vospitatel'nogo processa fizkul'turnoj dejatel'nosti studentov-sirot na osnove psihodiagnostiki lichnostnyh kachestv / V.V. Ismijanov // Nauchnyj zhurnal «Izvestija VGPU», serija Pedagogicheskie nauki, VGSPU. - Volgograd. - № 1(86). - 2014. - S. 71-73.
4. Ismijanov V.V. Formirovanie lichnostnyh kachestv studentov-sirot v processe fizicheskogo vospitanija / V.V. Ismijanov // Nauchno-teoreticheskij zhurnal «Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta». - Sankt-Peterburg. - № 1(118). - 2015. - S. 210-214.
5. Ismijanov V.V. Vlijanie zanjatij fizicheskoj kul'turoj na kachestvennye izmenenija psihojemocional'nogo sostojanija studentov-sirot / V.V. Ismijanov // Nauchno-teoreticheskij zhurnal «Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta». - Sankt-Peterburg. - № 1(118). - 2015. - S. 207-210.
Сведение об авторе:
Исмиянов Владимир Владимирович (г. Иркутск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения», e-mail: [email protected]
Data about the author:
Ismiyanov V. (Irkutsk, Russia), candidate of pedagogical sciences, assistant professor of physical education, FSBEI HPO "Irkutsk State University of Railway Transport", e-mail: [email protected]
103